Давным-давно существовало государство, в котором проезд на автобусе стоил пять копеек, молоко бесплатно раздавали сотрудникам на предприятиях за «вредность», стакан газировки обходился в копейку (либо сильный удар по автомату), а личный видеомагнитофон был несбыточной мечтой каждой семьи. Называлась эта противоречивая держава СССР, и даже после своего исчезновения в 1991 году споры о «могучем и самом любимом» государстве не утихают до сих пор. Сегодня на Розовом диване – ценоудивительная настольная игра «СССР».

Именно такие механические весы стояли в каждом магазине. Показываемые ими значения никогда не совпадали с реальным весом, но в то время никто этому не придавал значения – товара в магазинах было столь мало, что счастливчики, завернув покупку в лист серой бумаги, окрылённые победой, мчались домой. Дефицит – любимое слово той эпохи.

С другой стороны, у всех был кров над головой, работа, еда, социальное обеспечение, в стране царило спокойствие и понятие «финансовый кризис» отсутствовало. Люди были добрее, все уступали места в транспорте пожилым людям, а дети спокойно гуляли во дворе без присмотра родителей. Безусловно, было в те года как много хорошего, так и много… перегибов на местах.

Ностальгическую настольную игру «СССР» можно использовать в качестве познавательного пособия для наглядного изучения ценообразования и уровня жизни в Союзе Советских Социалистических Республик. Цены того времени, поверьте мне на слово, могут вызвать шок у современников. Эх, помню, выпросишь у родителей 55 копеек, купишь банку сгущёнки, пробьёшь в ней две дырочки гвоздём и лакомишься «вкусняшкой». Детство…

В компактной коробочке находится 100 неповторяющихся карточек с героями «того времени». Многие из приведённых на картинках предметов давно исчезли с полок магазинов, многие - обрели новую форму, некоторые не изменились и по сей день.

С одной стороны квадратных карточек изображены самые знаменитые вещи того времени…

…с обратной - приведена их стоимость и напечатано юмористическое пояснение для тех, кто с трудом представляет себе назначение данных предметов. Например, слева – диапроектор, который показывал цветную фотоплёнку на экране в затемнённой комнате. Сейчас аналогичную функцию выполняет мультимедиа проектор.

Во времена «восьмидесятых» на «периферии» без проблем можно было купить только хлеб и молоко, за всем остальным приходилось ездить в «центр». Универмаги больших городов напоминали муравейники с огромными очередями, за импортные товары многие были готовы продать душу заграничному Дьяволу, а счастливые обладатели Кубика Рубика гордо демонстрировали его окружающим (в журнале «Наука и Жизнь» можно было найти схему сборки).

Итак, перед нами 100 знаменитых товаров того времени, попробуем угадать их стоимость (в современных реалиях это будет очень непросто).

Перемешайте карты и раздайте соперникам по семь предметов картинкой со стоимостью вниз (просматривать цены запрещено). Из остальных карточек сформируйте общую стопку (количество предметов в ней зависит от числа игроков).

Стопка располагается ценами вниз, оставшиеся карточки убираются в коробку. В центр стола выложите верхнюю карту из общей стопки, самый экономный игрок делает первый ход.

В свой ход необходимо либо выложить одну карточку в центр стола, либо перевернуть определённые квадратики и проверить цены. Принцип выкладывания карточек прост: новые квадратики должны касаться старых, цена увеличивается слева направо по горизонтали и снизу вверх по вертикали. Менять местами «закрытые» (без цены) карточки запрещено.

Если сыгранная вами карточка касается двух (или трёх) ранее выложенных предметов, то следующий игрок либо вскрывает только что выложенную карточку и ещё одну соседнюю, либо берёт в руку один предмет из общей стопки.

Если обнаруживается нарушение, то предыдущий игрок берёт из общей стопки три карточки. В случае верного расположения цен текущий игрок должен взять в руку две карты.

Все ошибки среди вскрытых карточек должны быть исправлены – немедленно поменяйте предметы местами. Иногда может возникнуть ситуация, что исправить ошибку нельзя – в таком случае неверные карточки уходят в сброс (это допустимо).

Цель соперников – избавиться от всех предметов на руке, победитель покупает всем томатный сок и по шоколадке «Алёнка».

Прошлое и настоящее

Игра – ностальгия для тех, кто жил в то время и лёгкий культурный шок для тех, кто никогда не ездил в метро за пять копеек и не видел касс самообслуживания в автобусах. Необычная викторина, которая позволит вспомнить «восьмидесятые», улыбнуться и… задуматься.

Правила столь несложной игры изложены достаточно замысловато. За основу, безусловно, взята игра « », в которой карточки событий располагаются в ряду дат по аналогичному признаку. При этом карточки на столе лежат датами вверх, и игрок сразу видит – ошибся он или угадал верно.

В расширенной версии того же «Таймлайна» есть пункт правил о том, что события можно располагать как горизонтально, так и вертикально. Почему аналогичный принцип не применён в «СССР» – остаётся только догадываться… С другой стороны, ничто не мешает вам его использовать.

Викторина проходит достаточно эмоционально, особенно с детьми – они искренне не верят, что вещи могли столько стоить. Оригинальная игра, необычная и поучительная – для всех возрастов. С удовольствием просмотрел карточки - ностальгия…

Настольные игры были популярны в нашей стране и при царях, и при генеральных секретарях. Но если при царях игры были просто играми, средством скоротать досуг, то в советские времена игры стали нести еще и воспитательную и пропагандистскую нагрузку.
Но давайте рассмотрим советские настольные игры подробнее…

«Перелет Москва-Китай». (1925)
В 1910-ые годы и в годы Первой мировой самолеты в нашей стране строили, но в элитный клуб ведущих авиационных держав наша страна не входила. Почему? Ну, например, вот одна из причин - всем известно, что самолет не летает без двигателя, а двигателестроение находилось в царской России в зачаточном состоянии. И самую важную «деталь» для российских самолетов приходилось закупать за рубежом.
Новая власть решила покончить с технологической отсталостью. Лозунг «догнать и перегнать» вошел в обиход ближе к концу двадцатых - в эпоху индустриализации. А вот акционерское общество «Добролет» (Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота) появилось уже в 1923 году.

Целью основателей общества было содействие развитию отечественной гражданской авиации - пассажирской, почтовой, грузовой. Общество просуществовало 7 лет. За это время самолеты «Добролета» налетали почти 10 миллионов километров, перевезли 47 тысяч пассажиров и 408 тонн груза (очень неплохой результат для авиакомпании двадцатых годов).
Свою деятельность «Добролет» рекламировал и при помощи настольных игр. Игра «Перелет Москва-Китай» предельно проста - кидая кубики, игроки должны как можно быстрее добраться до Пекина, вылетев с московского аэродрома.
«Электрификация» (1928)
«Коммунизм - это Советская власть плюс электрификация всей страны» - говорил В. И. Ленин. Слова у первого руководителя Страны Советом не расходились с делом.
В феврале 1920 был принят план ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России). Результатом этого плана стали широко разрекламированные «лампочки Ильича», загоревшиеся даже в самых глухих деревнях нашей необъятной страны. Разумеется, «электрификация всей страны» не могла не найти отображение и в настольных играх.

Играть в «Эликтрификацию» могли от двух до четырех игроков. К услугам игроков большие и маленькие карточки с картинками. Больших всего четыре - деревня, город, аул, порт. Эти карточки делятся между игроками - это объекты, которые они должны электрифицировать.
Маленькие карточки перемешиваются и раздаются игрокам. Игроки вытягивают карточки у своих соседей и откладывают парные картинки. В конце концов у них должны остаться не имеющие пары картинки с электрическими лампочки.
По числу таких карточек на игровом поле открываются закрытые кружками поля - электрифицированные объекты. Тот, кто электрифицировал свою часть игрового поля первым, тот и оказался победителем.
«Дадим сырье заводам» (1930)
1930 год - самом разгаре Первая Пятилетка, полным ходом идет индустриализация, в стране строятся заводы - гиганты, возникают буквально на пустом месте огромные промышленные районы. Разумеется, не могли обойти стороной тему индустриализации и производители настольных играх.


В игре «Дадим сырье заводам» игрокам нужно было, бросая кубики, перемещаться по игровому полю и собирать различное вторсырье, которое будет переработано на игровых заводах. Побеждал, разумеется, тот, кто дал заводам больше сырья.
«Ленин идет в Смольный» (1970)
А теперь из двадцатых - тридцатых давайте перенесемся в эпоху «развитого социализма». В апреле 1970 года наша страна отмечала столетие со дня рождения вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. Не мог остаться в стороне от этого празднества и детский журнал «Веселые Картинки».
На страницах журнала в «юбилейном» апрельском номере была опубликована игра «Ленин идет в Смольный». Игра представляла собой классический «лабиринт» - игрокам предстояло провести Ильича в историческую ночь с 24 на 25 октября по старому стилю из конспиративной квартиры в Смольный.


Ночной Петроград изобиловал опасностями - патрули, конные юнкера. Впрочем, многим игрокам прогулка по ночному предреволюционному Питеру показалась занятием скучным, и почти сразу же появилась «многопользовательская версия» этой игры. И игроков, и Лениных было уже несколько, и побеждал тот игрок, чей Ленин добрался до Смольного первым.
Настольные игры в первые десятилетия существования советской власти были и средством пропаганды и своего рода средством допризывной подготовки. И ничего плохого в этом нет. В двадцатые годы в нашей стране готовились к отражению новой интервенции (разрыв дипломатических отношений с Англией, ультиматум Керзона, «военная тревога»).
После 30 января 33-го года не нужно было быть великим провидцем или гениальным аналитиком, чтобы догадаться - новая мировая война неизбежна (достаточно было прочитать по касательной двести страниц текста Версальского договора или прочитать его краткое изложение в газетах). Так что, настольная военно-патриотическая пропаганда, рассчитанная на будущих солдат и командиров, была делом совсем не лишним.
Не приходится удивляться обилию «варгеймов» (военных игр или попросту настольных стратегий), вышедших в нашей стране в двадцатые-тридцатые годы. Про правила этих игр долго распространяться не будем - «варгейм» он есть «варгейм». Посмотрим лучше на отсканированные коробки игр.
















Настольные игры были популярны и в царской России и в Советском Союзе. Многие игры оказались долгожителями - после смены власти и государственного строя у них менялось только название и оформление, а «геймплей» оставался неизменным.
Но в 1985 году в нашей стране в очередной раз сменилась власть и началась так называемая «перестройка». Вместе с политикой партии и правительства изменились и настольные игры. Итак, игры эпохи перестройки.
«Заколдованная страна»
В 1970 году американцы Гэри Гайгэкс и Дэйв Арнесон выпустили первую настольную игру из бесконечной серии Dungeon & Dragons (или сокращенно D&D - Подземелья и Драконы).
Игроки попадали в мир героического фэнтэзи, и вживались в роли могучих воинов, мудрых магов, бессмертных эльфов и других героев популярных в ту пору книг о мирах, которыми правят меч и магия.


Карта Закодованной страны
В Советском Союзе такое историческое событие, как появление на свет D&D прошло незамеченным. Настольные ролевые игры в нашей стране популярностью не пользовались (из ролевых игр у нас пользовалась популярностью разве что полевая игра «Зарница» в пионерлагерях). Причина такой непопулярности проста - полное отсутствие настольных ролевых игр.
Ознакомиться с чем-то похожим на D&D граждане нашей страны смогли только в 1990 году, когда кооператив «Осень» издал тиражом в 40 тысяч экземпляров настольную игру «Заколдованная Страна». Игра представляла собой вольную вариацию на тему самых первых и самых простых вариантов «Подземелий и Драконов».

Есть игровое поле с локациями, есть книга ведущего с подробным описанием того, что ждет игроков на этих локациях, есть персонажи, которых могут отыгрывать игроки, есть карточки с монстрами и их «тактико-техническими характеристиками», и, есть, наконец, кубики, при помощи которых решались исходы игровых поединков.
Игра мгновенно обрела «культовый» статус - путешествия по «Заколдованной Стране» увлекли очень многих. Как и многое другое в последние годы существования СССР, игра относилась к разряду «дефицита» (дефицитом тогда были не только настольные игры, но и многие продукты питания).
Но те, кто с ней ознакомился, делали буквально «на коленке» свои версии игры. Во многом благодаря именно «Заколдованной Стране» в России зародилось ролевое движение.
Конверсия
Знаменитая «Монополия», созданная в Америке в самый разгар Великой Депрессии, моментально стала хитом продаж во всем мире.
Еще бы - каждый желающий при помощи этой игры мог почувствовать себя магнатом или олигархом (особенно актуальной эта игра была именно в начале тридцатых годов, в самый разгар самого масштабного кризиса в истории мировой экономики - в Америке, самой богатой стране мира, миллионы людей остались без средств к существованию).
Но в нашей стране была социалистическая плановая экономика, кризисы на нас никак не сказывались, но и «Монополия» никак не соответствовала «генеральной линии партии». Первым советским настольным экономическим симулятором стала «Конверсия».


В последние годы существования Советского Союза слово «конверсия» было очень популярным. В переводе с латыни оно означает «обращение» или «превращение».
В первую очередь в ту пору говорили о конверсии в военной промышленности - превращении военных заводов в заводы, выпускающие сугубо мирную продукцию. А то ракет, самолетов и танков у нас много, а, например, бытовой техники мало.
Не будем говорить о том, как проводилась эта конверсия - это тема для отдельной предельно политизированной статьи, поговорим об игре.
При первом взгляде на коробку игры становится ясно еще одно значение слова «конверсия». Да всем ясно, что речь идет о конвертируемости рубля.
В истории Советского Союза была конвертируемая валюта - червонцы, обеспеченные золотом (и курс червонца на международных валютных биржах иногда почти догонял курс британского фунта стерлингов). Но к моменту выхода «Конверсии» в стране была одна денежная единица - рубль, который называли в ту пору «деревянным», т. к. за пределами нашей страны что-либо купить на рубли было невозможно.
Нет, опять-таки, не будем говорить о том, хорошо это или плохо, когда национальная валюта конвертируема и ее можно с легкостью вывести за рубеж. Поговорим о игре.


Игровое поле
Это не клон «Монополии», а вполне самостоятельная игра. Играют несколько человек. Один из игроков берет на себя обязанности банкира - раздает остальным игрокам стартовый капитал.
Обязанность банкира названа в правилах игры «добровольной и бескорыстной». Но согласно тем же правилам банкир в игре не совсем бескорыстен - во время любого из ходов, он может дать любому игроку ссуду под грабительский процент - взял 100 тысяч, верни на следующем ходу 150 тысяч.
Стартовый капитал можно тратить на покупку сырья, заводов, транспортных средств. И в дальнейшем заниматься производством товаров, добычей сырья или транспортировкой сырья или товаров. Все произведенное или добытое из земли можно продавать или на внутреннем рынке за рубли, или на внешнем - за доллары (была и возможность менять рубли на доллары по игровому курсу).
Во время каждого из ходов игрок должен совершить одно из действий - купить, продать, отправить груз заказчику, взять ссуду. Играли ли в «Конверсию» российские олигархи, регулярно попадающие в список миллиардеров журнала «Форбс», доподлинно неизвестно.


Так в игре выглядит внутренний рынок СССР


А так в игре выглядит американский рынок, на который можно прийти со своим товаром
«Гласность»
Пожалуй, это первый случай издания в нашей стране «лицензионной» и «локализованной» игры. Пусть еще не компьютерной, а настольной (сама мысль о том, что у компьютерных игр есть какие-то там правообладатели, которые хотят каких-то денег, показалась бы в конце восьмидесятых гражданам нашей страны просто смешной).

Настольная игра Glasnost вышла в Америке в 1989 году. В ту пору все, что связано с Советским Союзом пользовалось в Америке популярностью.
Нельзя сказать, что и ранее «советская» тема не всплывала в американских настольных играх, фильмах, мультфильмах, комиксах. Но в годы холодной войны с точки зрения американцев советские русские были звероподобными злодеями, безжалостными кровожадными агрессорами, мечтающими о господстве над миром и о массовых необоснованных репрессиях.
В годы «перестройки» на непродолжительное время образ русских в американской массовой культуре сменил «полярность». Если в 1984 году хитом американского кинопроката стал «Красный Рассвет» - фильм об отважных американских подростках, организовавших партизанский отряд, на территории, оккупированной советскими захватчиками, то в 1988 году кино-хитом стала «Красная Жара» - фильм, в котором сугубо положительный образ советского милиционера воплотил на экране сам Арнольд Шварцнеггер.


Игра Glasnost как раз и была посвящена налаживанию мирных политических и экономических взаимоотношений между двумя сверхдержавами.
Игрокам предстояло вжиться в роли лидеров Советского Союза и Соединенных Штатов, вести политические дебаты, заключать экономические сделки. На политические и экономические аспекты игры оказывали влияние карточки с новостями о том, что происходит в мире, в Советском Союзе и в Америке.
У игроков была возможность действительно наладить равноправные партнерские отношения между Америкой и нашей страной, не сдавая одну позицию за другой, как это сделал «неигровой» Горбачев.
Игра была оперативно переведена на русский язык и издана в нашей стране большим тиражом. Ныне эта игра давно и прочно забыта по обе стороны Атлантики - Советский Союз прекратил свое существование, и настольные игры про него стали не актуальны.
И на последок: Подборка фотографий советских настольных игр и конструкторов разных годов























































January 23rd, 2014

Иногда так хочется повспоминать то, как мы росли, во что играли, какие у нас были игрушки. Особенно сейчас, когда у нас есть свои дети.
К сожалению, у меня самой практически ничего не сохранилось из игр моего детства, но сохранились воспоминания. И, немного погуляв по просторам Интернет, они материализовались в картинки.))

В моей личной игротеке больше всего было мозаик, наверно. Целых 3 штуки!
Пару из них я нашла на просторах интернета.

Мозаики

Вот точно такая же, в желтой коробочке, с элементами-гвоздиками.

Коробка закрывалась очень плотно и при открывании часть фишек непременно рассыпалась. А они, кстати, противно кололись, если их рассыпать на полу… А собрав узор на поле, нельзя было оставить его в коробке и убрать. Приходилось разбирать, потому что коробка не закрывалась ((И помню, меня терзала мысль: почему отсеков для элементов восемь, а цветов всего шесть? Иногда я думала, что это брак в моей коробке))

Еще была вот такая геометрическая мозаика, с различными по форме элементами.

Самой любимой была коробка с пазлами из ГДР. К сожалению, я не нашла изображения точно такой же коробки, но нашла подобную.

В коробке было 4 картинки из разных сказок. В моей были: Бременские музыканты, Розочка и Беляночка, Ганц и гусь и еще какая... не помню.

Головоломки

Я очень любила головоломки. Может потому что в них можно было играть одному?
Самые известные и любимые многими головоломки.

Помню, что сама накопила денег и купила себе эту игру.
В небольшой коробочке, которая легко помещается в кармане, лежит 15 квадратных фишек с порядковыми номерами от 1 до 15. Фишки кладутся в коробку в произвольном порядке. Остается одно свободное поле, используя которое нужно выстроить все фишки в порядке возрастания.

Пифагор

Это абсолютный аналог всем известного сейчас танграма. Но в СССР, в целях конспирации, видимо, многим играм присваивались другие названия)) У меня не было инструкции к игре, я не знала, что из элементов надо складывать различные фигурки, потому я просто укладывала все элементы в коробочку на скорость.

4Х4

Еще одна любимая головоломка, тоже купленная самостоятельно.
В коробке 16 фишек по 4 каждого цвета. Фишки укладываются в коробку произвольным образом. После чего нужно собрать в каждом углу фишки одного цвета, перемещая фишки во временные места между уголками. Для усложнения процесса была специальная палочка-перегородка, которая перекрывала один из 4-х проходов между квадратами. Собрать фишки с перегородкой было почти невозможно.))

Кубик Рубика

Пожалуй, самая популярная головоломка того времени. Сразу признаюсь, я не умела его собирать. Все собирание закончилось переклееванием наклеек, для получения одноцветных граней)) Зато многие знакомые обзаводились пухлыми тетрадками, в которых были расписаны схемы и формулы для собирания кубика. И кубик собирался за несколько минут!

Змейка Рубика

Это моя любимая.)) Даже своей дочке я купила такую сейчас и сама с удовольствием сидела и собирала фигурки, вспоминая детство.

Башня

Это цилиндрическая башня с вращающимися уровнями, заполненная разноцветными шариками с одной пустой ячейкой. Смысл в том, чтобы используя пустую ячейку, собрать по вертикали шарики одного цвета.
Мы играли по очереди во дворе, сидя на скамеечке. А мне потом досталась такая башня в виде брелка для ключей.

Лабиринты

Их было много разных. Суть в том, чтобы загнать шарик в центр лабиринта. В некоторых лабиринтах было несколько шариков. Верхом мастерства было загнать все шарики в центр.

Классические игры

Это, конечно, лото, домино, шашки и шахматы.
Почему то сейчас лото-домино-шашки звучит скучно… А раньше это были самые любимые семейные игры. Именно семейные.

В лото мы играли, когда собирались у бабушки большой компанией или на даче, под свет керосинки или свечей. И играли все вместе: и мы, и родители, и бабушки-дедушки.

В шашки мы играли вечерами с папой.
В уголки - с дедушкой.
А с братом играли в Чапаева.

Ах, да! Еще карты! Но карты - это отдельная история, с ними очень много игр, и детских в том числе.

Конструкторы

Архитектор

Были пластмассовые конструкторы, из которых можно было строить «типовые дома». В наборе были перекрытия, панели с оконными блоками и дверными проемами. В общем, какие в СССР были дома, такие и с помощью конструктора можно было построить.))

Машинки

У нас с братом был конструктор, в котором можно было собирать различные машинки. Там было несколько колесных баз, блоки различной длины и ширины, прозрачные блоки - окна, дверки для машинок. Это был хит.))



Металлический конструктор

Такой, наверно, был у каждого! То, что можно было собрать из него, казалось нереальным просто… Говорят, что были подобные наборы и с различными шестеренками и моторчиками, и из них можно было собрать полноценные механизмы. Вот, где раздолье для мальчишек!

Игра «За рулем»

Одна из самых популярных игр. Ее выпускают и сейчас. И многие, я знаю, мечтают получить ее для своих детей))
Игра представляет собой вращающийся диск, изображающий закольцованную дорогу, по которой движется автомобильчик с магнитиком на пузе.
Цель игры - держать автомобильчик строго на проезжей части, вписываясь в повороты и проезжая под мостами. Внешнее кольцо дороги более простое в освоении, внутреннее - намного сложнее.
Верхом мастерства считалось на полной скорости проехать огороженный участок в углу дороги, не задев заграждение.
Но у игры легко терялись ключи зажигания (тогда приходилось соединять провода напрямую), или сама машинка (тогда использовали разные другие металлические предметы типа скрепки или монетки), или ломался мотор (тогда приходилось кому-то одному крутить дорогу)… Но, тем не менее, многие дети о ней мечтали.

Спортивные настольные игры

Хоккей

Настольный хоккей был весьма популярен среди мальчишек, скорее всего, потому, что в СССР хоккей вообще был очень популярен.))
На игровом поле установлены фигурки хоккеистов, которые управляются игроками. Два игрока, две хоккейные команды. Одна маленькая резиновая шайба.
Матчи устраивались почти как настоящие. Многие умельцы знали некоторые хитрости игры: меняли игроков местами, загибали клюшки для лучшей управляемости шайбой, а особо хитрые меняли пружины у хоккеистов на более тугие, чтобы удар был сильнее.
Был такой и настольный футбол.

Баскетбол

В баскетболе не было игроков на поле. А само поле накрыто было пластиковым куполом, чтобы мяч не улетал с поля. В процессе игры часто дети так увлекались, что били по всем кнопкам подряд, не обращая внимания, куда именно упал мяч.

Веселая карусель

Это не что иное, как настоящая рулетка. В наборе было игровое поле, фишки, шарик для рулетки. Все по-настоящему. Именно из этой игры я узнала основные правила того, как делаются ставки в казино.))
В настоящее время с азартными играми ведется активная борьба, а в нашем детстве мы играли в эту игру с друзьями.

Микропроцессорные игры

Без них - никуда! Мне кажется, что не найдется ни одного ребенка, чье детство пришлось на 80-90е годы, который не пропадал бы часами за одной из таких игрушек.

Всем известная «Ну, погоди!»: черно-белый жидкокристаллический экран, на котором волк ловит яйца. Первая игра была выпущена примерно в конце 1984 года. Электронные игрушки советских времен были удовольствием не из дешевых, стоила такая игра 25 рублей. Для сравнения, булка хлеба стоила 20 копеек, а 1 кг мяса 2-4 рубля.
Игра была скопирована с зарубежных аналогов, только героев заменили на более знакомых. На самом деле, разновидностей таких игр было больше десятка, точно: «Веселый повар», «Автослалом», «Тайны океана». У меня была «Космический мост», вот такая.

Мы часто менялись ими с друзьями.
Вот можно подробно почитать и посмотреть разные варианты «Электроники». И найти ту, которая была у вас.

Ходилки

Конечно, было много игр бродилок, с фишками и игральным кубиком. Такие игры часто печатали на разворотах в детских журналах типа "Веселые картинки". И сейчас многие детские журналы возобновили эту традицию.

Вот можно скачать и распечатать некоторые ходилки того времени.
У нас с братом хитом была игра-ходилка "Кондейка". Папа принес нам ее с работы. Точнее, принес правила. Поле мы нарисовали на альбомном листе и для надежности приклеили в коробку от "Веселой карусели". И играли, много и долго.)))

И в завершение нашего экскурса в детство хочется показать еще несколько игрушек, которые были найдены в Интернете и в моей памяти:

Детская кинокамера

В комплекте было несколько микрофильмов. Заряжаешь пленку, крутишь ручку и смотришь мультик.

Набор для вышивания

В комплекте шла картонная книжка с узорами для вышивания и прилагались цветные нитки.
У меня был такой. Я вышила почти все картинки.

Ткацкий станок

В моем детстве он был побольше размером. Вот, где наглядно можно было понять, как ткать материю, и каких трудов это стоит. В результате мне удалось сделать лишь один маленький коврик в кукольный домик. Натянуть основные нити было крайне непростым занятием…

Сегодняшняя серия будет посвящена настольным играм. Именно эти игры, заменяли нам отсутствие компьютерных развлечений во времена СССР. Сейчас, смотря на них с высоты своего возраста, становиться совершенно непонятно, как такой технический примитив мог с огромной силой погружать игроков в сам процесс игры.
У каждого советского ребёнка, имелось минимум по 3-4 настольные игры, самых разнообразных форматов. Но и этого бывало достаточно, чтобы надолго впасть в азарт и соревноваться целыми дворами на звание главного чемпиона в этой теме.
Мне тяжело передать весь накал страстей происходящий вокруг таких игрищ. Играя в игры мы орали, спорили, дрались, дружили, ссорились, смеялись и всё это одновременно.

Обычно игры предполагали участие двух и боле игроков, что способствовало развитию коллективного общения. Допустим что в детском саду, уважение своих ровесников надо было ещё заслужить, но стоило какому- нибудь притащить туда настольную игру из разряда необычных и вся группа тут же залипала на долго.

Отличным примером такой игры служили «Бегемотики». Игра нещадным образом содрана нашей промышленностью из Америки. Дело в том, что спустя много лет я удивлённо обнаружил эту игру в одном из фильмов, где американские школьники увлёчённо в неё рубились.
Сам смысл игры очень прост.
В игре участвуют 4 человека, на середину поля высыпается куча шариков и чтобы бегемоты начали жрать шары, достаточно было нажать на рычаг находившейся на спине. Чем больше шаров сожрёшь, тем круче.
В общем, в садике в тот день началась массовая истерия, всем до одного хотелось поиграть в неё, при этом за право очереди возникали нешуточные баталии. В основном конечно среди пацанов, так как девочек можно было корректно дёрнусь за косу устранив, таким образом конкуренцию. Итогом первого дня стали куча ссадин и разбитых носов. И тем не менее все по головно были счастливы. Верите или нет, но до летних каникул оставалось всего неделя, которая тянулась до игры в бегемотиков так доооолго. После появления игры, из детского сада никто не хотел уходить.
Потом каким-то чудом я обнаружил эту игру на прилавках «детского мира», после нескольких массированных атак мозга, мой дедушка сдался и купил её.
Я торжественно вынес коробку с игрой во двор за что родители моих друзей должны были сказать мне спасибо, мы чуть ли не ночевали во дворе - так рубились.

Вот собственно сами фотки этого чуда советского производства:

Одной из эпических и несомненно легендарных игр нашего детства стала электронная игра на батарейках «За рулём».
Она представляла собой интерактивный авто симулятор. Фактически прототип современных компьютерных гонок только в супер настоящем 3-д варианте.
Представляла собой платформу с круговым движением имитирующую часть автострады, которую разделяют преграды в виде мостов. Передняя панель игры имитировала органы управления автомобиля. Практически реальный руль, приборная панели и запуск с ключа! Маленькая пластиковая машинка управлялась с помощью магнита, соединённого с рулём, скорость повышалась с помощью рычага имитирующего коробку передач. Цель игры заключалась в искусном управлении автомобилем с целью протиснуться в узкие проезды мостов.
Игра была настолько популярной, что выстраивались огромные очереди из желающих таким образом прокатиться. Помниться, что такую же игру, мне приобрела бабушка, но пока мы ехали с ней на каникулы в деревню, машинка нещадным образом потерялась.. Боюсь что описать всей масштабности этой драмы мне у меня не получиться. Пришлось приспосабливать слабую имитацию всего что могло бы могло напоминать слабо подобие машинки. Но через неделю случилось чудо, к дому подъехал тот же самый водитель рейсового автобуса и передал машинку. Оказывается он нашёл её среди пассажирских сидений, спросил у местных где проживает бабушка и привёз. И это правда, если честно я тогда с трудом поверил в реальность происходящего, и свято уверовал в победу коммунизма на всей земле.
Единственным минусом игры были батарейки, они с педантичной жестокостью, травмирующей детскую психику, ужасно быстро заканчивались. Но детский энтузиазм не заканчивался. Мальчишки тут же делились на тех кто вертит круг ручным способом и кто управляет машинкой.

Ещё одной из легендарнейших игр на батарейках того времени, являлась игра под названием «МОТОТРЕК». Была довольно дорогой (около 25 рублей), и эксплуатировалась исключительно в домашних условиях.
Представляла собой извилистую трассу, собирающуюся по частям, основным компонентом которой выступал движущейся подъёмник. По трассе запускались четыре пластиковых мотоциклистов на роликах и благодаря инерции и особому наклону трассы, они скатывались к подъёмнику который словно эскалатор поднимал их на новый виток трассы. После завершения круга, срабатывал счётчик отмеряющий количество финальных кругов. Естественно кто быстрее проедет тот и победил. Игра доставляла изумительной автоматизацией процесса и увлекательной сборкой самой трассы.
Трассу можно было дополнительно расширить при наличии второго мототрека.
Сама игра производила несгладимое впечатление на участников игрового процесса, и вызывала неподдельную зависть у тех кому посчастливилось быть обладателем данного чуда. У меня таких игр было 3, конечно не подряд а по мере пребывания запчастей дороги и самого подъёмника, ведь когда батарейки заканчивались а игра надоедала, подъёмник разбирался на запчасти. Естественно обратно он хоть и собирался но уже почему-то не работал. К сожалению, на бескрайних просторах сети я нашёл лишь одну фотку этого чуда.

Игра «Морской бой»

Когда мне было лет 5, в то время мы жили с мамой на улице Мечникова. Рядом со мной жил соседский парнишка который был намного старше меня, ему было 12. В то время я частенько наведывался к нему в гости, что быпосмотреть,что у него есть интересного из игрушек. В то время, была мода на пивные крышки с рисунками от импортных бутылок, и он имел у себя довольно большую коллекцию выигранных в ходе боёв раритетов. Кроме того на стене у него были чёрно-белые фотки от альбомов таких групп как Айрон Майден, Мановар, Криид, Кис и т.д. Я честно говоря в силу своего малого возраста не очень понимал что хорошего в фотках на которых изображены черепа и мертвецы но под сильным авторитетом старшего товарища сразу понял что это очень круто.
Больше всего меня интересовали его солдатики изображающие неандертальцев и викингов, а также технология изготовления солдатиков из цветной проволоки. И вот однажды на свою беду, когда ему надоеловыслушивать мою бесконечную речь, по неосторожности достал со шкафа пыльную коробку с игрой и показал мне.
Вот тогда я и завис. Игра показалась мне чем то нереально крутым, круче всего что я видел до этого.
Игра представляла собой платформу имитирующую морскую территорию, с расположенными друг на против друга, башнями морских военных орудий, на подобии тех что стояли на кораблях.

По краям платформы устанавливались макеты кораблей, которые необходимо было сбивать стальными шариками, заряженными в пушки. В пушку был встроен хитрый перископ из маленьких зеркал, так что наводка осуществлялась именно по нему. Выигрывал тот, кто быстрее выбивал эскадру противника. Чем точнее удар тем больше ништяков. В общем после увиденного я очень плохо спал, снилась игра и корабли. Со следующего дня я пристал к нему словно нож к горлу с просьбой подарить игру.
Через недельку он таки сдался а моему счастью не было пределов.

Настольная игра «Баскетбол»

По моему только советским инженерам могло прейти в голову создать такой имитатор баскетбольной игры. Она была брутальная как все советские игрушки а кроме того, такой игрой можно было запросто убить на месте. Видимо её разрабатывали с расчётом на успешное использование во время военных действий, в качестве альтернативного оружия.
Основным воспоминанием связанным с этой игрой являются мозоли на пальцах, как бы это смешно не звучало.
Смысл игры был прост как всё в СССР. В качестве мяча использовался пластмассовый шарик для пинг-понга. С помощью рычажков на пружинах, производились удары по шарику. Основной целью было закинуть мяч в корзину.
Помню как рисовали турнирные таблицы по дворовым соревнованиям. В финале как правило играть было сложнее всего, так как пальцы ломило от боли и они уже не слушались собственной руки. Азарту было куча!
Основными минусами были мозоли, ломающейся шарик и слабеющие со временем пружины.

Ещё одной из самых редких в то время игр, был набор «Юный химик» Помню как мне его подарили заботливые родственники в 5 классе.
Такой набор был объектом лютой зависти абсолютно всех, так как содержал довольно ценные для того времени химические препараты. Если не ошибаюсь то производителям этой мины замедленного действия, была Чехословакия.
Возможно таким образом наше государство хотело привить любовь школьников к химии.
Но как мне кажется, это лишь подстегнуло интерес в взрывной деятельности.
Поначалу я честно пытался проводить простейшие эксперименты, описанные в заботливо прилагающейся книжечке, до тех пор пока о моём сокровище не узнал пацан из соседнего дома. У него родители были химиками, естественно он прекрасно разбирался во всех реактивах.
До сих пор удивляюсь, каким образом мы не спалили дом, но окрестные дома с лихвой натерпелись от наших совместных экспериментов.
Особым триумфом было заложение взрывчатки медленного действия в одном из подвалов ближайшей многоэтажки. Когда рвануло, я грешным делом подумал что дом, отжил свои последние часы. Но вместо разрушенных стен, просто повылетали стёкла вместе с котами проживающими там же. Затаившись как партизаны на крыше, нашего неофициального наблюдательного пункта, мы только к вечеру решились выйти во двор, и с честным видом попытались скорчить удивлённые физиономии по поводу случившегося.
А набор между прочим был действительно зачётным, куча колб, спиртовка на сухом спирте, разные трубочки и т.д.

альтернатива ХИМИКУ-Юнный электрик

Настольная игра «Футбол». Во времена СССР футболом болели намного больше чем в наше время, видимо главным образом из-за того что в те времена наши футболисты всё таки что-что выигрывали. Поэтому особой любовью у нас пользовалась одноимённая настольная игра. Смысл игры очень прост, вместо мяча использовался металлический шарик, который пасовался между игроками и потом забивался в ворота.
Каждый из сторон управляя практически всеми игроками поочерёдно. Выпускалась игра в двух вариантах, первый с управлениям на пружинах и кнопочным. Кнопочное было удобней, так как позволяла играть дистанционно.
Особы баталии устраивались во время чемпионата мира по футболу. Страсти разгорались нешуточные, причём не брезговали поиграть игру и старшеклассники.

Собственно игрушка с пружинным управлением:

С кнопочным управлением:

А вот ещё один вид футбола на батарейках. Честно говоря никогда не видел такой, поэтому принципа управления не знаю.

Ещё одной из зачётнейших игр того времени, была игра «Вертолёт».
С помощью пульта управления, имитировался полёт игрушечной модели вертолёта с обязательной посадкой. Мастерство заключалось в точном приземлении вертолёта.
К сожалению такой игры у меня не было, и я лишь завистливо играл в неё у одного из корешей дома. Впечатления были космическими.

Прикольная игрушка

Вот некоторые из игр любимых девчонками


В прошлый раз мы вспоминали (ну или узнавали J ) как было в СССР с ,
, и . Ну, а сегодня вспомним (или узнаем
J ) как же обстояла ситуация с настольными играми с 80 по 90 год в Советском Союзе.

Отдельную касту в настольных играх составляли шахматы и шашки (общественность одобряла), домино (общественность с трудом терпела) и карты (общественность усиленно боролась). Домино, это отдельная тема - это азарт, крики, маты, стук костяшек по столу. Настоящая брутальная мужская игра того времени…


Также особняком стоят настольные спортивные игры. Это футбол (футболисты оптом на железном прутике или отдельно на индивидуальной пружинке), хоккей (с почти настоящей маленькой шайбой) и баскетбол (у особо продвинутых пацанов аэробаскетбол - как в игровых автоматах за 15 копеек. Только в миниатюре). Если по телевидению шли какие-нибудь чемпионаты, то часто эти спортивные игры воспроизводились в миниатюре на игровом поле.

Ну и плавно переходим к классическим настольным играм. Фишки, кубики, игровые поля. По традиции того времени (и правы же) эти игры считают развлечениями для детей и подростков. Это сейчас огромное разнообразие «настолок», которые интересны (а часто и чертовски сложны!) даже очень искушенным игрокам любого возраста и вкуса. Но вернемся в 80е годы прошлого века Советского Союза.


Да, после распада СССР многое хлынуло в бывшие республики Союза. В том числе и настольные игры. Но некоторые уверенны, что интересные «настолки» появились именно в то время, но это не так. Для примера приведу классический клон, не менее классической игры «Монополия», под названием «Менеджер» (1988).



А так же «Скрабл» (он же «Эрудит», она же «Крестословица») - аж конец 60 годов прошлого века! Ну и естественно настольная игра, которая и была первой ласточкой к моему увлечению настольными играми - «Заколдованная страна». Про эту игру можно говорить много, как-нибудь я ей посвящу отдельную заметку.

Так же часто компании «рубились» в морские приключения на полях из журнала «Пионер» под названием «Захват колоний» и «Пираты». Абордажи, бои, паруса (с). Кстати, художником этой "великолепной пары" был самый настоящий князь Владимир Голицын (1904-1941). Удивительно что эти игры дожили и до нашего времени!