Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

В основе международных соглашений и конвенций по правам человека лежит принцип, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая вооруженные конфликты. Под вооруженным международным конфликтом (войной) понимается вооруженное противостояние между несколькими государствами. Немеждународный вооруженный конфликт – это противостояние в пределах одного государства между правительством и антиправительственными силами (повстанцами). Государство вправе самостоятельно решать внутренние проблемы, в том числе применять силу для восстановления на своей территории законности и порядка, вводить режим чрезвычайного положения.

Правила и обычаи ведения войны Гаагское право (Гаагские конвенции и договоры) Женевское право (Женевские конвенции) Средства и методы ведения боевых действий Защита жертв войны (больных, раненых, потер-певших кораблекрушение, военнопленных, гражданских лиц) С начала военных действий независимо от причин возникновения и характера конфликта действуют нормы международного гуманитарного права, обязательные для всех участников.

Запрещенные Методы вероломное убийство или ранение лиц, принадлежащих к гражданскому населению или войскам неприятеля; приказ не оставлять никого в живых, угроза этим или ведение военных действий на этой основе; взятие заложников, убийство или ранение сложивших оружие солдат противника; использование не по назначению международных эмблем, сигналов и т.п. террор против мирного населения; принуждение граждан противника участвовать в боевых действиях против их страны;

атаки незащищенных населенных пунктов, разграбление населенных пунктов; разрушение объектов жизнеобеспечения населенных пунктов, нападение на сооружения, содержащие силы (плотины, атомные электростанции и т.п.); нападение на объекты, обозначенные эмблемой Красного Креста или Красного Полумесяца; разрушение памятников и других культурных ценностей. М етоды Запрещенные

Запрещенные Средства удушающие, ядовитые газы и жидкости; бактериологическое, токсиннное и химическое оружие, а также оружие неизбирательного действия; разрывные, разворачивающиеся в теле человека пути и другие средства поражения, при ранении которыми увеличиваются страдания людей; мины-ловушки и устройства, внешне схожие с детскими игрушками и другими безвредными предметами; оружие, поражающее осколками, которые не обнаруживаются в теле человека при помощи рентгеновских лучей; зажигательное оружие.

Специализированные учреждения оон, связанные с обеспечением и защитой прав человека Международная организация труда (обеспечение и защита права на труд); О рганизация ООН во вопросам образования, науки и культуры (UNESCO) (обеспечение и защита права на образование и культурных прав); В семирная организация здравоохранения (обеспечение и защита права на здоровье, включая проблему ВИЧ/СПИД); Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (борьба с голодом); Детский фонд ООН (UNICEF) (защита прав ребенка); Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (обеспечение и защита прав беженцев и перемещенных лиц); Международный уголовный суд (расследование и наказание за военные преступления против человечности); Международные уголовные трибуналы по Руанде, бывшей Югославии и др.

Обеспечение и защита прав и свобод человека в условиях мирного и военного времени осуществляются правительствами государств, региональными и мировыми официальными и неправительственными организациями. Значительную роль в защите прав и свобод человека играет созданная после Второй мировой войны Организация Объединенных Наций (ООН), которая приняла Всеобщую декларацию прав человека, иные документы по правам человека, Конвенцию о правах ребенка. ООН и действующие под ее эгидой организации добиваются реализации прав и свобод человека, осуществляют их защиту в условиях мирного и военного времени.

Совет безопасности ООН Генеральная ассамблея ООН Верховный комиссар по правам человека (координирует работу по защите прав человека во всей системе ООН) Экономический и Социальный Совет

Генеральная ассамблея ООН Совет по правам человека Комитет против пыток Комитет по ликвидации расовой дискриминации Комитет по защите прав трудящихся мигрантов

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин Экономический и Социальный Совет Комитет по экономическим, социальным и культурным правам Комитет по правам человека Комитет по правам ребенка

Экономический и Социальный Совет Комиссия по устойчивому развитию Комиссия по положению женщин Комиссия по народонаселению и развитию Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию Комиссия социального развития Специальный докладчик по контролю за осуществлением Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов Постоянный форум по проблемам коренных народов

Решение о создании Международного уголовного суда и принятие его статуса – начало качественно нового этапа в развитии межгосударственных отношений и международного права. Впервые со времени Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками международное сообщество приняло решение создать постоянно действующую высшую судебную инстанцию, которая сможет выносить приговоры всем, кто виновен в военных преступлениях и преступлениях против человечности независимо от их должностного положения.

Международные преступления Действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны Преступления против человечности Военные преступления

К военным преступлениям Статут Международного уголовного суда отнес свыше 50 различных нарушений Женевских конвенций 1949 г., а также других законов и обычаев войны. К военным преступлениям и преступлениям против человечества не применим срок давности. Ответственность наступает независимо от места и времени их совершения. Любое государство обязано рассматривать подобных лиц как преступников. Если же индивид, совершивший международное преступление, действовал от имени государства, к международно-правовой ответственности может быть привлечено и само государство.

В Европе помимо Конвенции по правам человека принята Европейская социальная хартия, Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств. Конвенция по защите национальных меньшинств и др. Для реализации этих документов действуют Европейский комитет по социальным правам, Комитет по предотвращению пыток, Европейская комиссия против расизма и нетерпимости.

4 ноября 1950 г. в Риме была подписана Европейская конвенция по правам человека (Россия ратифицировала Конвенцию в 1998 г.). Конвенция обеспечивает реализацию гражданских и политических прав человека. В числе прочих прав установлено право индивидуального обращения в Европейский суд по правам человека. Суд из десяти судей (в редких случаях собирается Большая палата из 21 судьи), в том числе судья – представитель страны, дело которой рассматривается в Суде, определяет, была ли нарушена Конвенция. Если заявление принято, Суд добивается мирного разрешения дела (например, меняется статья законодательства, заявителю присуждается компенсация).

заявитель исчерпал все возможности защиты прав в своем государстве; заявитель является жертвой нарушения со стороны государства; заявитель в установленной форме обратился в Европейский суд не позднее шести месяцев со времени вынесения национальными органами окончательного решения по делу; нарушены права, зафиксированные в Европейской конвенции; нарушение прав произошло позже даты ратификации Конвенции государством. Условия того, чтобы европейский суд принял дело к рассмотрению


В 70–80 гг. ХХ века в качестве особого института современного международного права сложилось международное гуманитарное право, целью которого является защита жертв вооруженных конфликтов. В общем употреблении слово «защита» означает предоставление приюта, убежища, укрытия; сохранение от неблагоприятных воздействий. В международном гуманитарном праве объектом защиты обязательно является человек, а предоставляется она в условиях вооруженного конфликта. Поэтому защита в том значении, в котором это слово употребляется в международном гуманитарном праве, означает любое действие, цель которого – защитить жертвы вооруженных конфликтов от возможной опасности, страданий и злоупотреблений властью.

Международное гуманитарное право содержит совокупность норм, призванных обеспечить лицу, оказавшемуся во власти противной стороны, определенное качество жизни и уважение личного достоинства, правда, в рамках реального, т. е. с учетом военной необходимости. Эти нормы предусматривают то, что указанное лицо должно пользоваться гуманным обращением и гарантиями элементарной безопасности, поскольку ему может грозить произвол со стороны властей, в руках которых он находится. Именно поэтому защита может быть предоставлена только при условии согласия со стороны соответствующих властей, которых международное гуманитарное право к этому обязывает. 1864 год был ознаменован началом кодификации, конкретизации и развития этих норм по инициативе Анри Дюнана и затем Международного Комитета Красного Креста, одним из основателей которого он являлся. В настоящее время основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года:

· Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (I Женевская конвенция);

· Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (II Женевская конвенция);

· Конвенция об обращении с военнопленными (III Женевская конвенция);

· Конвенция о защите гражданского населения во время войны (IV Женевская конвенция);

Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов;

Протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

А также IV Гаагская конвенция 1907 года и являющееся приложением к ней Положение о законах и обычаях сухопутной войны.

Наряду с универсальными международными договорами источниками международного гуманитарного права являются региональные договоры, среди которых наибольшее значение для нас имеет заключенное в рамках СНГ Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов от 24 сентября 1993 года.



Международный Комитет Красного Креста подготовил текст IV Женевской Конвенции и обоих Дополнительных протоколов, а в 1965 году принял резолюцию XXVIII под названием «Защита жертв гражданского населения от бедствий войны».

19 декабря 1968 года Генеральная Ассамблея ООН приняла известную резолюцию 2444 (XXIII) «О правах человека в период вооруженных конфликтов», послужившую толчком для принятия ряда уточняющих и развивающих международно-правовых актов, направленных на защиту жертв войны.

Конфликт является вооруженным, если при этом совершается хотя бы оно из следующих действий:

а) вторжение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства;

б) захват в плен или ранение хотя бы одного комбатанта из состава вооруженных сил другой стороны;

в) интернирование или принудительный захват хотя бы одного гражданского лица другой воюющей стороны

Несмотря на то что право войны существует много веков, термин комбатант был определен лишь в 1977 году. Пункт 2 ст. 43 Протокола 1 гласит: «Лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала), являются комбатантами, т. е. они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях». Это право, равно как и статус комбатантов, напрямую связаны с их правом считаться военнопленными в случае, если они попадут во власть противной стороны (п. 1 ст. 44). Он обязан соблюдать нормы международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, и несет индивидуальную ответственность за любые совершенные им нарушения этих норм. Но даже такие нарушения «не лишают комбатанта его права считаться комбатантом или, если он попадет во власть противной стороны, его права считаться военнопленным».

На основе ст. 4 III Конвенции можно выделить следующие категории комбатантов:

· личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, причем даже в том случае, если он считает себя находящимся в подчинении правительства или власти, не признанных противником;

· личный состав других ополчений или добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне в конфликте и действующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если все эти группы отвечают четырем условиям:

а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

б) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;

в) открыто носят оружие;

г) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

На статус военнопленных имеют право различные категории лиц, которые не подпадают под определение комбатантов, приведенное выше, или не являются комбатантами.

К ним относятся:

· лица, принимающие участие в спонтанных массовых вооруженных выступлениях, когда население не оккупированной территории при приближении противника добровольно берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны;

· лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно (например, аккредитованные военные корреспонденты);

· члены экипажей судов торгового флота и экипажей гражданской авиации сторон, находящихся в конфликте;

· лица, входящие в состав вооруженных сил и служащие в организациях гражданской обороны (ст. 67 Протокола I).

Рассматривая вопрос о комбатантах, следует специально выделить лиц, действующих в составе так называемых нерегулярных вооруженных сил, и прежде всего участников партизанской войны. Под партизанами понимаются лица, организованные в отряды, не входящие в состав регулярных армий, сражающиеся преимущественно в тылу неприятеля в процессе справедливой войны против иноземных захватчиков и опирающиеся на сочувствие и поддержку народа. Международное право связывает закрепление за каждым партизаном в отдельности статуса законного комбатанта с выполнением им ряда конкретных условий, выше упомянутых мною при рассмотрении вопроса о категориях комбатантов.

Режим военного плена призван обеспечить не только сохранение жизни военнопленного, но и защиту его неотъемлемых человеческих прав. В этой связи необходимо всегда помнить о том, что военнопленные находятся во власти Державы противника, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен (ст. 12 III Конвенции). Следовательно, за все, что происходит с военнопленными, несет ответственность государство неприятеля, но это не умаляет, однако, индивидуальной ответственности лиц в случае нарушения ими правил обращения с военнопленными. III Конвенция подробно регламентирует порядок содержания военнопленных:

– их размещение, обеспечение питанием и одеждой;

– требование гигиены и оказание медицинской помощи;

– религиозную, интеллектуальную и физическую деятельность и т. д.

В соответствии со ст. 122 воюющие страны обязаны организовать справочные бюро по делам военнопленных, которые должны давать ответы на все вопросы, связанные с военнопленными.

III Конвенцией устанавливается институт доверенных лиц. Ст. 79 предусматривает, что во всех местах содержания военнопленных, за исключением тех, где находятся офицеры, военнопленные имеют право свободно путем тайного голосования избирать доверенных лиц, которые должны представлять их перед военными властями. В лагерях для офицеров и приравненных к ним лиц и в смешанных лагерях старший по званию военнопленный офицер признается доверенным лицом. Пользуясь прерогативами и льготами, перечисленными в ст. 81, доверенные лица военнопленных содействуют их моральному и физическому благополучию. Следует также отметить, что стороны в конфликте по гуманным соображениям должны стараться репатриировать военнопленных, не дожидаясь окончания войны, и по возможности на взаимной основе, то есть путем обмена пленными. Завершая рассмотрение данного вопроса, необходимо подчеркнуть, что пленные, не имеющие признанного статуса военнопленных, тем не менее, всегда имеют право на основные гарантии, предусмотренные ст. 75 Дополнительного протокола I.

Если взглянуть на историю войн, то можно увидеть, что больше всего от последствий военных действий страдает гражданское население, а в XX веке это положение приобрело ужасающую тенденцию. Так, в ходе первой мировой войны 95% потерь составляли военнослужащие и лишь 5 % – гражданские лица. Во время второй мировой войны картина оказалась совершенно иной: 75 % потерь составили гражданские лица и 25 % – военнослужащие. В некоторых современных вооруженных конфликтах свыше 90% потерь составляют гражданские лица. Приведенные цифры со всей очевидностью свидетельствуют о необходимости защиты отдельных гражданских лиц и гражданского населения в целом от последствий войны.

Впервые попытка дать определения «гражданское лицо» и «гражданское население» была предпринята авторами IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. Согласно ст. 4 под покровительство данной Конвенции подпадают лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы, гражданами которой они не являются.

И с к л ю ч е н и е составляют:

а) граждане какого-либо государства, не связанного положениями указанной конвенции;

б) граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории одного из воюющих государств, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся;

в) граждане какого-либо совоюющего государства (при том же условии);

г) лица, состоящие под защитой трех других Женевских конвенций: раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, а также военнопленные.

П. 1 ст. 50 гласит: «Гражданским лицом является любое лицо, не принадлежащее ни к одной из категорий лиц, указанных в ст. 4 III Конвенции и ст. 43 настоящего Протокола».

Иными словами, гражданское лицо – это любое лицо, не принадлежащее к категории комбатантов.

Согласно Протоколу I гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами.

При всех обстоятельствах запрещаются:

· акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население;

· нападения неизбирательного характера, подробно регламентируемые п. 4 и п. 5 ст. 51 Протокола I;

· нападения на гражданское население или отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий;

· использование присутствия или передвижения гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты отдельных пунктов или районов от военных действий, в частности, в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им. Безусловно, запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны (ст. 54).

· Международное гуманитарное право признает две категории вооруженных конфликтов.

Квинтэссенцией положений международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, являются следующие
о с н о в н ы е п р а в и л а:

1. Лица, вышедшие из строя (hors de combat), и те, кто не принимает непосредственного участия в боевых действиях, имеют право на уважение к их жизни, на моральную и физическую неприкосновенность. При всех обстоятельствах они имеют право на защиту и гуманное обращение без какой-либо дискриминации.

2. Запрещается убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен или является вышедшим из строя (hors de combat).

3. Раненые и больные должны подбираться и обеспечиваться уходом той стороной конфликта, во власти которой они находятся. Защите также подлежат медицинский персонал, учреждения, транспортные средства и оборудование. Эмблема красного креста или красного полумесяца обозначает право на такую защиту и должна уважаться.

4. Захваченные в плен участники боевых действий (далее именуемые комбатантами) и гражданские лица, находящиеся на территории, контролируемой противником, имеют право на уважение к их жизни, достоинству, личным правам и убеждениям. Им должна быть обеспечена защита от насилия и репрессалий, они имеют право на переписку со своей семьей и на получение помощи.

5. Каждый имеет право на основные юридические гарантии. Никто не должен подвергаться физическим и моральным пыткам, телесным наказаниям, а также жестокому или унизительному обращению.

6. Стороны в конфликте и их вооруженные силы не могут пользоваться неограниченным выбором методов и средств ведения войны. Запрещается использовать такое оружие и такие методы ведения боевых действий, которые по своему характеру могут вызвать не обусловленные необходимостью потери или повлечь за собой чрезмерные страдания.

7. Стороны в конфликте обязаны постоянно делать различие между гражданским населением и комбатантами и по возможности щадить гражданское население и имущество. Ни гражданское население в целом, ни отдельные гражданские лица не должны быть объектом нападения.

План темы:

I. Международно гуманитарное право

1.1 Понятие «международное гуманитарное право»

1.2 Принципы международного гуманитарного права

1.3 Основные положения международного гуманитарного права

II. Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов

2.1 Основные нормы международного гуманитарного права, действующие в период вооруженных конфликтов

III. Система международной защиты прав человека

3.1 Международные органы по защите прав человека

3.2 Основные механизмы, используемые международными органами, осуществляющими контроль за соблюдением прав человека

Международное гуманитарное право – совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека. Устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.

📖 Источники современного международного гуманитарного права.

📖 Всеобщая Декларация прав человека 1948

📖 Международный пакт 1966 о гражданских и политических правах

📖 Международный пакт 1966 об экономических, социальных и культурных правах

📖 Конвенция 1979 о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

📖 Международная Конвенция 1965 о ликвидации всех форм расовой дискриминации

📖 Конвенция СНГ 1995 о правах и основных свободах человека

📖 Женевские конвенции 1949 о защите жертв войны

📖 Другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ;

Принципы международного гуманитарного права.

🔻 Равноправие и самоопределение народов

🔻 Суверенное равенство государств

🔻 Уважение прав человека

🔻 Невмешательство во внутренние дела

🔻 Обязанность государства при всех обстоятельствах разрешать любые разногласия мирными средствами

🔻 Ответственность государства за агрессию и другие международные преступления (геноцид, расовая дискриминация, апартеид)

🔻 Международная уголовная ответственность индивидов

Основные положения Международного гуманитарного права.

❗️ Защита лиц, которые прекратили принимать участие в вооруженном конфликте: раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные;

❗️ Предоставление защиты людям, которые непосредственно не являлись участниками военных действий: гражданское население, медицинский и духовный персонал;

❗️ Предоставление защиты объектам, которые не используются в военных целях: жилые дома, школы, места отправления культа;

❗️ Запрещение применения средств и методов ведения военных действий, при использовании которых не проводятся различия между гражданскими и военными лицами и объектами, и которые причиняют им значительные повреждения;

Особенности Международного гуманитарного права (встречается в ЕГЭ):

✔︎ применяется только в период вооруженных конфликтов;

✔︎ направлено на защиту личности (так же как и право прав человека);

✔︎ действует в системе правовых норм (так же как и право прав человека);

✔︎ международное гуманитарное право защищает лиц, которые не участвуют или прекратили участвовать в боевых действиях;

✔︎ нормы международного гуманитарного права вступают в действие с началом вооруженного конфликта;

Основные нормы международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов.

📝 Лица, вышедшие из строя, а так же лица, не принимающие участия в боевых действиях, имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность;

📝 Взятые в плен участники боевых действий (комбататы) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Нападение должно быть направлено только на военные объекты;

📝 Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях;

📝 Раненых и больных следует подбирать и им должна быть оказана медицинская помощь;

📝 Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам;

📝 Ограничивается право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать средства и методы ведения войны. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания;

Система международной защиты прав человека.

Основные механизмы, используемые международными органами, осуществляющими контроль за соблюдением прав человека.

✔︎ рассмотрение жалоб, которые представляются комитету или комиссии; затем контрольный орган выносит решение, ожидая, что соответствующее государство его исполнит, хотя никакой правоприменительной процедуры для этого не существует;

✔︎ судебные дела. В мире только три постоянных суда являются органами, осуществляющими контроль за соблюдением прав человека: 1. Европейский суд по правам человека (в него может обратиться любой человек, находящийся под юрисдикцией страны, являющийся членом Совета Европы. С 1998 г. его защита распространяется на граждан РФ); 2. Межамериканский суд по правам человека ; 3. Международный уголовный суд (рассматривает преступления против человека);

✔︎ процедура представления докладов самими государствами, содержащих информацию о том, как права человека соблюдаются на национальном уровне; доклады открыто обсуждаются, в том числе и неправительственными организациями, которые параллельно составляют свои альтернативные доклады.

В ходе Второй мировой войны обна­ружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Как известно, Организация Объединенных Наций (ООН) возникла в ответ на агрессию и пре­ступления против человечности, совершенные фашизмом в годы войны. Этим и объясняется специальное включение положения о развитии и поощрении уважения к правам и основным свободам человека в число целей ООН.

Функции и полномочия Организации Объединенных На­ций в области прав человека чрезвычайно разнообразны. Ее структурные подразделения принимают рекомендации, выносят решения, созывают между­народные конференции, подготавливают проекты конвенций, проводят исследования, оказывают консультативную и техни­ческую помощь отдельным странам. В ряде случаев они осуще­ствляют и контрольные функции за соблюдением государства­ми обязательств, взятых по Уставу ООН и иным международным соглашениям.

Главную ответственность за выполнение функций ООН по содействию всеобщему уважению и соблюдению ос­новных прав и свобод человека несет Генеральная Ассамблея ООН и под ее руководством Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Вопросы прав человека обычно включаются в повестку дня Генеральной Ассамблеи на основании соответствующих разделов доклада ЭКОСОС и решений, принятых Генеральной Ассамблеей на предыдущих сессиях. Иногда они также предлагаются для обсуждения другими главными органами ООН, государствами-членами Организации и Генеральным секретарем .

Рекомендации, принимаемые Генеральной Ассамблеей, как в области прав человека, так и по другим вопросам, согласно Уставу ООН не являются юридически обязательными для го­сударств-членов ООН. Но, несомненно, резолюции, за принятие которых голосовали все или подавляющее большинство государств-членов Организации, могут свидетельствовать о существовании определенных принципов и норм международного права, обязательных для всех государств.

В 1946 г. ЭКОСОС учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека. Члены Комиссии избираются на три года. Комиссия собирается на ежегодные шестинедельные сессии и при­нимает свои решения большинством голосов присутствующих и принимающих участие в голосовании членов. В ее функции с момента создания входила подготовка предложений и докладов Совету отно­сительно международного Билля о правах человека; меж­дународных деклараций и конвенций о гражданских свободах, положении женщин, свободе информации и других подобных вопросах; защиты меньшинств; предотвращения дискри­минации по признакам расы, пола, языка или религии; любых других вопросов, касающихся прав человека. Комиссия осуществля­ет исследования, делает рекомендации, представляет информа­цию и выполняет другие поручения ЭКОСОС. Подготовка крупных исследований обычно поручается специальным докладчикам. Завершенные исследо­вания служат основой для принятия Комиссией различного рода решений.



Одним из первых поручений комиссии стала работа с Международным Биллем о правах человека. Напомним, что в настоящее время Билль включает следующие международные соглашения: Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических пра­вах; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах; второй Факультативный протокол к Международному пак­ту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Основную идею перечисленных международных документов выражает следующий принцип: «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, также как и своими политическими правами».



Пакт о гражданских и политических правах закрепил прин­цип международного права, согласно которому фундаментальные права и свободы должны со­блюдаться в любой ситуации, включая периоды вооруженных конфликтов. Некоторые ущемления прав человека в связи с введением чрезвычайного или военного положения, в принципе, допускаются, но это не должно вести к дискриминации, нарушать основополагающие права человека, которые должны соблюдаться всеми государствами мира, независимо от того, являются ли они участниками Пакта. (Подумайте, какие права должны соблюдаться вне зависимости от политической ситуации в государстве, регионе мира.)

В 1976 г. был создан Коми­тет по правам человека , состоящий из 18 экспертов, которые избираются государствами-участниками из числа своих граж­дан и обладают «высокими нравственными качествами и при­знанной компетентностью в области прав человека». Одной из основных функций Комитета является рассмотрение докладов государств-участников о претворении в жизнь на их территории прав человека, причем участники предоставляют как общую информацию о состоянии прав и свобод человека, так и о реализации каждого конкретного права. Комитет изучает представленные доклады и делает определенные замечания, рекомендации. Участник должен рассмотреть их и может представить свои отзывы по сделанным замечаниям. Подобная процедура может быть осуществлена и по заявлению государства-участника о невыполнении своих обязательств другим государством.

Очевидно, что права и свободы человека, в первую очередь, должна защищать национальная судебная система, но иногда она не принимает справедливого, с точки зрения гражданина, решения. В этом случае он может обратиться с жалобой в Комитет по правам человека. Если Комитет сочтет жалобу при­емлемой (т.е. установит, что возможности решения дела в суде государства-нарушителя исчерпаны), об этом сообщается соответствующему государству, которое имеет возможность в течение шести месяцев предста­вить письменные объяснения по существу вопроса, а после этого автор жалобы может дать отзыв на разъяснения государства. За время своей деятельности Комитет рассмотрел сотни жалоб и вынес по ним соответствующие рекомендации. Большинство из них были приняты государства­ми к исполнению. Именно разбор индивидуальных сообщений позволяет делать выводы о соответ­ствии законов, судебной и административной практики того или иного государства требованиям Пакта. Исполняя решение Ко­митета, приведя свое законодательство в соответствие с Пак­том, государство тем самым создает условия для того, чтобы впредь подобных нарушений прав человека не совершалось.

ООН создан и ряд других органов по защите прав человека, например, прав женщин, прав ребенка. Таким образом, органы ООН, рассматривают как общие воп­росы прав человека, так и специальные, относящиеся, в частно­сти, к защите прав человека в период вооруженных конфлик­тов. Эти же органы обсуждают и вопросы ответственности за преступное нарушение прав человека.

Однако в настоящее вре­мя деятельность органов ООН в области прав человека еще очень несовершенна: созданная система организаций громоздка, в ее работе наблюдается дублирование, рассмотрение ряда вопросов из года в год переносится. Поскольку деятельность этих организаций носит сес­сионный характер, они не способны принимать экстренные меры в условиях кризисов. В качестве меры по разрешению этой ситуации была учреждена должность Верховного комиссара ООН по правам человека , а также Верховного комиссара ООН по правам беженцев, которые координировали бы практическую работу ООН по защите прав человека в мирное время и в периоды военных конфликтов.

Большое значение правозащитная деятельность имеет в странах Европы. Все европейские организации видят в качестве безусловного приоритета защиту прав человека, расширение индивидуальных свобод. Можно сказать, что современная европейская цивилизация базируется на идее независимости и ценности человеческой личности.

Влиятельной европейской региональной организацией являетсяСовет Европы . 4 ноября 1950 г. в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сен­тября 1953 г.

На основании этой Конвенции были образованы два органа - Европейская комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека , которые на­делены полномочиями по рассмотрению сообщений государств, отдельных лиц, неправительствен­ных организаций и групп лиц о нарушении их прав участника­ми Конвенции. Отдельные индивиды, неправитель­ственные организации и группы лиц имеют возможность направ­лять петиции непосредственно в Суд. В связи с этим Европейская комиссия по правам человека была упразднена, и единственным органом защиты прав человека стал Суд.

Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и боль­шие палаты из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из трех судей. Это связано с непрерывным возрастанием числа жалоб, по которым необходимо принимать оперативные решения. Сами же дела решаются палатами. Большие палаты об­суждают наиболее серьезные вопросы, а также дела, переданные им по требованию участвующих в споре сторон.

Решения Суда обязательны для государств-участников, и за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы . Таким образом, созданный механизм является, по сути дела, наднациональной властью.

Любая страна, вступающая отныне в Совет Европы, долж­на не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в свое законодательство необходимые изменения, выте­кающие из прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека.

Сейчас, когда Россия вступила в Совет Европы и ратифи­цировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, российское законодательство и юридическую практику необходимо будет привести в соответствие с европейскими стандартами. Подобная практика предписана Конституцией РФ (ст.15 п.4).

Защите прав человека отводится значительное место в работе Организации по бе­зопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В перспективе, видимо, произойдет объединение су­ществующих в Европе региональных органов в единую орга­низацию, в которую войдут все государства континента. Постепенно зреют политические предпосылки интеграции всей Европы, что неизбежно приведет к образованию единого евро­пейского правового пространства и созданию единых условий для эффективной защиты основных прав и свобод человека.

Динамика развития международных отношений свидетельствует, что международной регламентации стали подвергаться многие проблемы, относившиеся ранее к внутренней компетенции государств. Одним из наиболее неоднозначных вопросов является применение смертной казни.

Всеобщая декларация и Пакты, провозгласив право каж­дого на жизнь, не запрещали смертной казни. Пакт запре­щал выносить смертный приговор лишь за преступления, со­вершенные лицами моложе восемнадцати лет, и применять его в отношении беременных женщин.


Правовая культура

Правовая культура - совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества.

Правовая культура - комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

Правовая культура в широком смысле слова - совокупность юридических компонентов в их реальном воплощении, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов и должностных лиц.

Правовая культура в узком смысле слова - совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Основные характеристики правовой культуры:

Совокупность ценностей, принципов и мировоззренческих установок в области права, подкрепленных профессиональными правовыми знаниями;

Совокупность общественных мнений, оценок содержания, действия норм права и правовой системы в целом;

Достигнутый уровень накопления, владения и пользования правовой информацией.

В правовую культуру входят те элементы общественного сознания, которые связаны с правовыми институтами и практикой их функционирования, формированием определенных вариантов правового поведения людей в обществе. Правосознание - это внутренний, личностный регулятор юридически значимого поведения, который может характеризоваться как положительно, так и отрицательно. Как форма или область сознания, правосознание отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

Составными элементами правовой культуры следует считать также правовые убеждения, установки. Правовая культура предполагает определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; качественное состояние процессов правотворчества и реализации права; специфические способы правовой деятельности (работу правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.); результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика).

Для оценки правовой культуры важнейшее значение приобретают: соблюдение законности (законопослушность), устранение злоупотреблений властью, гарантированность обеспечения законных интересов и прав граждан, компетентность, деловитость, умение руководить и т.п.

Основными критериями уровня правовой культуры являются:

Достигнутый социальный статус;

Образовательная подготовка;

Ориентация на правовые ценности;

Социально активные жизненные цели;

Выбор мотивов и вариантов поведения;

Чувство законности и справедливости;

Критическое восприятие негативной социальной практики.

Важное значение имеет проблема правового нигилизма , выражающаяся в девальвации права и законности, игнорировании законов или недооценке их регулирующей, социальной роли. Правовой нигилизм представляет собой направление общественно-политической жизни, отрицающей социальную и личностную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений. Различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права, через скептическое отношение к его потенциальным возможностям, до полного неверия в право, и явно негативного отношения к нему.

Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы. Непосредственная цель - правомерное поведение, в том числе правовая активность граждан и профессиональная активность юристов и других госслужащих в процессе реализации их компетенции в юридически значимых ситуациях. К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание.

Объем и качество знаний, владение принципами и нормами права принято называть правовой информированностью личности . Выделяются элементарно необходимый, низкий и высокий уровень правовой информированности граждан (населения). Чертами первого уровня признано усвоение в основном бесконфликтных правил поведения, составляющих необходимые условия коммуникации и общепризнанных социальных связей, реализуемых в значительной степени на уровне интуиции. Для второго уровня характерна относительно “свободная” ориентировка в изменяющихся правовых ситуациях на основе общих принципов и постоянно реализуемых норм права, способность осмыслить содержание нормативно-правовых актов и соответственно сориентироваться в выборе варианта поведения. Показателем третьего уровня правовой информированности личности считается постоянный интерес к праву, потребность в получении и расширении количества, углублении качества правовой информированности, что характерно для юристов-профессионалов.

В 1945 г. был принят Устав ООН, провозгласивший в качестве одной из целей этой организации осуществление международного сотрудничества в гуманитарной сфере, поощрение и развитие уважение к правам человека и основным свободам всех людей без исключения. Этот документ явился основным политическим и юридическим фундаментом для последующего сотрудничества суверенных государств и народов в области прав и свобод человека.

Другим важным документом явилась Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. Впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека , которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов (например, разделов конституций о правах граждан).

Создатели Декларации, провозглашая общечеловеческий минимум прав и свобод, исходили из своего понимания уровня развития человеческой цивилизации в целом. Декларация не является юридически обязательным документом и имеет характер рекомендации всем народам и государствам мира. Тем не менее ее практическое значение очень велико.

Каждому человеку как минимум нужно знать о существовании Международного Билля о правах человека, состоящего из следующих документов:

1) известной вам Всеобщей декларации прав человека;

2) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах;

3) Международного пакта о гражданских и политических правах, а также Факультативного протокола к последнему пакту.

Международно-правовая защита свободы личности – это и судебная защита. Когда исчерпаны все внутригосударственные способы и институты, гражданин вправе обратиться и в международные судебные органы, например, в Европейский суд защиты прав человека. Вот как гласит, например, статья Конституции РФ применительно к описанной ситуации: “Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты” (п. 3 статьи 46).

Международная защита прав и свобод эволюционирует, обеспечивая, по существу, право человечества на эволюцию, даже на выживание. Примеры защиты некоторых народов от агрессии, от дискриминации, от нарушения прав и свобод человека становятся в конце XX века все более многочисленными и впечатляющими. Деятельность международных трибуналов, органов ООН в этом направлении, применяемые международные экономические и иные санкции – все это уже вошло в международно-правовую практику защиты свободы личности