Выборы президента Франции проходят раз в 5 лет. Новый порядок действует с 1962 года, когда была принята конституция Пятой республики. Этим документом установлено прямое голосование. Президент может переизбираться. Для победы в первом туре необходимо набрать абсолютное большинство голосов. В противном случае два лидера выходят во второй тур голосования.

Как проходят выборы во Франции?

Выборы президента Франции проводятся для всех граждан, достигших 18-летнего возраста. Единственное условие - они должны быть не ограничены в своих гражданских или политических правах.

Претендовать на должность главы государства имеет право гражданин Франции, которому исполнилось 23 года. Для того чтобы зарегистрироваться, ему необходимо собрать 500 подписей выборщиков. К ним относятся члены парламента, генеральных советов, территориальных ассамблей. Причем выборщики должны представлять, как минимум, 30 департаментов или заморских территорий Франции.

В том случае, если в первом туре президента выбрать не удалось, назначается второй. В нем победитель определяется простым большинством голосов.

Объявление выборов

Полномочиями объявить выборы президента Франции обладает парламент. Это делается после истечения 5-летнего срока полномочий действующего главы государства.

Помимо этого, предусмотрены случаи, в которых могут быть объявлены досрочные выборы. Это смерть президента, добровольная отставка главы государства, смещение президента с поста в результате импичмента. Во всех этих случаях до избрания нового высшего должностного лица обязанности президента временно исполняет спикер Сената. При этом он обладает ограниченным перечнем президентских полномочий. Например, не имеет права распускать парламент, предлагать конституционные изменения, устраивать референдумы.

Полномочия президента

Ключевые полномочия, которыми обладает президент Франции, определены соответствующей статьей Конституции. Президент обязан контролировать соблюдение конституции, обеспечивать нормальную работу органов публичной власти. Он является гарантом независимости и целостности территории страны, следит за исполнением международных договоров.

Интересный факт: президент Франции является одновременно одним из князей Андорры. Это карликовое государство, расположенное на границе Франции и Испании. Второй монарх этого княжества - испанский епископ Урхельский.

Полномочия главы государства во Франции можно условно разделить на две категории. Первая - личные полномочия. К ним относятся те, которые не требуют одобрения парламента.

Это назначение референдума, членов конституционного совета, выступление с посланиями к парламенту, использование чрезвычайных полномочий для преодоления кризиса.

Вторая группа - полномочия, для осуществления которых требуется одобрение парламента. Во-первых, это кадровые изменения, в том числе назначение премьер-министра и формирование кабинета министров. Во-вторых, подписание декретов, принятых Советом министров, созыв внеочередных сессий парламента, решение вопросов обороны и международных отношений, право на помилование.

Президентоцентричная модель

Президентоцентричная модель управления Францией, как ее часто называют аналитики, была создана Шарлем до Голлем и его близким соратником Мишелем Дебре.

При такой модели отношения между президентом и спикером парламента строятся строго по формуле, сформулированной самим де Голлем, который не вдавался в детали правительственной работы, а только определял основные направления развития.

Со временем эта модель эволюционировала, в том числе и под влиянием конституционных реформ. Сегодня полномочия распределяются более гибко, политическая ответственность высших органов государственной власти максимально высока.

Выборы 2017 года

Ближайшие выборы президента Франции состоятся в 2017 году. Голосование состоится 23 апреля. Французы будут выбирать президента Пятой республики в 11-й раз. Предыдущий глава государства Франсуа Олланд, руководящий страной с 2012 года, принял решение не баллотироваться на второй срок. После того как истечет срок его полномочий, он завершит политическую карьеру.

Дата выборов президента Франции была определена парламентом. В том случае, если в первом туре не удастся выявить победителя, второй тур состоится 7 мая.

Старт предвыборной кампании

Фактически предвыборная кампания стартовала за три года до голосования. Уже в то время три основные политические партии выдвинули кандидатов, которые и должны вести борьбу. Правда, с тех пор многое изменилось.

От Социалистической партии выдвинули действующего президента Франсуа Олланда. Он заявил о снятии своей кандидатуры в 2016 году.

От республиканцев на роль главного кандидата претендовал Николая Саркози, уже руководивший Францией с 2007 по 2012 годы. Однако на праймериз он проиграл своему соратнику по партии Франсуа Фийону.

От партии "Национальный фронт" решение баллотироваться в президенты высказала Марин Ле Пен. Она продолжает борьбу и сегодня. По ее инициативе были проведены тематические платформы, в рамках которых политики стремились узнать, какие проблемы требуется решить в первую очередь. Обсуждались вопросы, связанные с промышленностью, социальной сферой, молодежной политикой и экологией.

Лидеры президентской кампании

В данный момент уже сформировался список участников, которые пойдут на выборы президента Франции. Кандидаты активно ведут каждый свою кампанию, стремясь заручиться поддержкой как можно большего числа сторонников.

На данный момент необходимые 500 подписей выборщиков собрали 11 кандидатов. Однако большинство специалистов сходится во мнении, что основная борьба развернется между пятью политиками.

Традиционно ожидается, что много французов придут на выборы президента Франции. Прогноз сейчас пытаются делать многие аналитики. Многие из них отдают пальму первенства республиканцу Франсуа Фийону. В начале 2000-х он был министром труда, при Николя Саркози занимал пост премьер-министра. После Жоржа Помпиду он второй спикер парламента по продолжительности пребывания в кресле главы правительства.

У него были хорошие шансы на успех, но в последнее время его президентская кампания связана со скандалами. Недавно журналисты выяснили, что его жена фиктивно была трудоустроена и получала заработанную плату.

Еще один кандидат - лидер партии "Вперед!" Эммануэль Макрон. В прошлом инвестиционный банкир, во французском правительстве занимал пост министра экономики с 2014 года. Ушел в отставку незадолго до официального старта предвыборной кампании. Макрон опубликовал программу "Революция", которая стала бестселлером для рядовых избирателей.

Партию "Национальный фронт" поведет Марин Ле Пен на выборы президента Франции. Рейтинг этого политика традиционно был невысок. Однако в последние годы ее шансы на успех значительно выросли, так как она и ее сторонники предлагают решительные и кардинальные меры, которые могут помочь решить проблему нелегальных мигрантов. Ле Пен - дочь знаменитого французского политика-националиста Жана-Мари Ле Пена, который известен, например, дружбой с лидером российских национал-большевиков Эдуардом Лимоновым.

В 2012 году Марин Ле Пен уже участвовала в президентских выборах. Тогда она получила чуть меньше 18% голосов, заняв третье место, уступив Олланду и Саркози.

Еще один сильный кандидат представлен от социалистической партии. Это Бенуа Амон. Во внутрипартийных праймериз он победил Мануэля Вальса, который считался лидером французских социалистов. Программа Амона построена на защите интересов рабочего класса, гражданских свобод и охране окружающей среды.

Партию "Непокорная Франция" представляет Жан-Люк Меланшон. Он журналист, в начале 2000-х возглавлял министерство профильного образования. В 2012 году он уже баллотировался на пост главы государства. Получил чуть больше 11% голосов, заняв 4 место.

Кандидаты-аутсайдеры

В день, когда состоятся выборы президента Франции, а это будет 23 апреля, на избирательных участках ждут около 80% французов. Именно такая явка была на предыдущих президентских выборах.

Оставшиеся кандидаты кампании вряд ли могут рассчитывать на успех, но каждый из них способен принести сюрприз.

Система выборов президента Франции такова, что в первом туре также примут участие еще 6 претендентов на высший государственный пост. Это Натали Арто из "Рабочей партии", Филипп Путу от партии "Антикапиталисты", Николя Дюпон-Эньян от партии "Поднять Францию", Жак Шеминад от "Солидарности и прогресса", представитель "Национального республиканского союза" Франсуа Асселино и Жан Лассаль - кандидат от "Демократического движения".

Упорная борьба

Когда пройдут выборы президента, во Франции будет выходной - это воскресенье. Так что в голосовании имеют возможность принять участие максимальное количество граждан.

Судя по предвыборной борьбе и прошлому голосованию, борьба ожидается упорная. В 2012 году выбрать президента в первом туре французы не смогли. Тогда действующий на тот момент президент Николя Саркози получил в первом туре 27% голосов, а Франсуа Олланд чуть больше 28,5%.

Во втором туре минимальное преимущество между кандидатами сохранилось. Олланд победил, набрав менее 52% голосов. Саркози набрал почти 48,5%.

ПАРИЖ, 7 мая. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Миллионы французов идут в эти часы на избирательные участки, чтобы проголосовать во втором туре президентских выборов. От их решения зависит, кто из двух кандидатов - лидер движения "На марше" Эмманюэль Макрон или председатель "Национального фронта" Марин Ле Пен - одержит верх в борьбе за Елисейский дворец и станет 25-м по счету президентом Французской Республики.

Президентская пятилетка

Президент Франции избирается сроком на пять лет. Первоначально продолжительность президентских полномочий составляла семь лет с правом единожды переизбираться на второй срок, однако после общенационального референдума 2000 года он был сокращен до пяти лет.

Первым французским лидером, избранным на такой временной отрезок, в 2002 году стал Жак Ширак, для которого этот президентский срок стал вторым. Тогда же были синхронизированы сроки полномочий президента и парламента, которые теперь избираются практически одновременно, что фактически исключало до сегодняшнего дня повторение ситуации "сосуществования".

Нынешние выборы президента - одиннадцатые в истории Франции, и во многих отношениях эта кампания уже стала исторической. Так, впервые действующий президент - Франсуа Олланд - отказался от участия в борьбе за второй президентский мандат, приняв во внимание крайне низкий рейтинг по итогам пятилетнего правления. До него президентские выборы проходили без избранного главы государства лишь однажды - в 1974 году, после скоропостижной кончины тогдашнего президента Жоржа Помпиду. Еще дважды действующие главы государств проигрывали борьбу за возможность переизбрания - в 1981 году Валери Жискар-д"Эстен уступил Франсуа Миттерану, а в 2012 году Николя Саркози проиграл во втором туре Франсуа Олланду.

Кроме того, второй тур нынешних выборов уникален и тем, что участие в нем принимают сразу два "внесистемных кандидата". Представитель правящей Социалистической партии Бенуа Амон, завоевавший право участия в выборах по итогам внутрипартийных праймериз, в итоге сошел с дистанции еще в первом туре, заняв лишь пятое место с результатом 6,36%.

Франсуа Фийон, кандидат от правоцентристской партии "Республиканцы" - еще одной системообразующей политической силы во Франции - также не смог пробиться во второй тур, хотя и получил достаточно весомую поддержку избирателей, несмотря на скандалы, сопровождавшие его предвыборную кампанию. В упорной борьбе он в итоге занял третью строчку, набрав 20% голосов и уступив право участия во втором раунде Ле Пен, за которую проголосовали 21,3% избирателей. Таким образом, впервые в истории Франции второй тур президентских выборов проходит без участия кандидата от правоцентристов.

Глава государства

Широкие полномочия президента были прописаны во французской конституции в 1958 году, что стало точкой отсчета Пятой республики, учрежденной в стране в разгар Алжирского кризиса. Она пришла на смену Четвертой республике с парламентским устройством, установленной во Франции после освобождения во Второй мировой войне и отличавшейся хронической внутриполитической нестабильностью.

Прямые президентские выборы путем всеобщего голосования во Франции были введены по инициативе генерала Шарля де Голля по итогам референдума, состоявшегося в 1962 году. С тех пор Франция является одной из немногих западноевропейских стран со смешанной - президентско-парламентской - формой правления.

Согласно основному закону, президент назначает премьер-министра, поручая тому формирование правительства, председательствует на еженедельных заседаниях Совета министров, обнародует принятые парламентом законы, имеет право издавать собственные указы и созывать чрезвычайные сессии парламента. Он также является гарантом конституции и гарантом независимости судебной власти. Кроме того, глава французского государства, по исторической традиции, вместе с испанским епископом Урхельским является князем-соправителем Андорры.

Глава армии и дипломатии

Помимо весомой власти внутри страны французский президент имеет широкие полномочия в области внешней политики. Глава государства представляет Францию на международных встречах на высшем уровне и определяет внешнеполитический курс дипломатии.

Одновременно первое лицо республики является и верховным главнокомандующим вооруженными силами Франции. Именно президент отвечает за принятие решений о начале зарубежных военных операций французскими войсками, а также хранит одну из главных государственных тайн страны, являющейся одной из немногочисленных ядерных держав в мире, - коды доступа к системам запуска ракет сил ядерного сдерживания.

Выбор вектора развития французской внешней политики и вооруженных сил - одна из ключевых тем нынешней кампании, и ведущие кандидаты занимают по этим вопросам диаметрально противоположные точки зрения, в связи с чем от нынешнего выбора французов во многом будет зависеть и дальнейший ход европейской и мировой истории. Так, Ле Пен в качестве едва ли не основного предвыборного обещания выдвинула незамедлительное закрытие национальных границ Франции, де-факто означающее приостановку действия Шенгенских соглашений.

В случае победы она также намерена сразу начать переговоры с Брюсселем о пересмотре отношений между Францией и ЕС в пользу расширения государственного суверенитета, по итогам которых в стране должен состояться референдум о дальнейшем пребывании в союзе. Армии же Ле Пен пообещала существенное усиление материального довольствия и численного состава, а также подтвердила намерение построить для ВМС Франции новый атомный авианосец.

Ее соперник Макрон, считающийся фаворитом второго тура выборов, напротив, желает продолжать следовать евроатлантическим курсом, во многом ориентируясь на ЕС и США, с которыми Францию связывают исторические партнерские связи. В одном из последних выступлений перед выборами он, в частности, одобрительно отозвался об авиаударах американских ВВС по правительственным объектам в Сирии, добавив, что Франции следовало бы присоединиться к этим действиям заокеанских партнеров.

Вместе с тем политик обещает в случае избрания на высший государственный пост продолжить внешнеполитическую линию, заложенную в 1958 году первым президентом Пятой республики Шарлем де Голлем и продолженную первым президентом-социалистом Франсуа Миттераном, впервые избранным в 1981 году. "Это - независимость Франции, поэтому я хочу видеть Францию сильной, способной проводить свои реформы, заслуживающей доверия и имеющей сильные позиции в Европе", - заявил Макрон в ходе последних дебатов перед выборами.

Президент и парламент

Выборы нового президента Франции, имя которого станет известно уже вечером 7 мая, отнюдь не поставит точку, но, по всей вероятности, лишь станет началом процесса большой политической трансформации в республике. Сразу вслед за президентской кампанией в июне последуют выборы в Национальное собрание - нижнюю палату парламента. Именно по их итогам определится, какая политическая сила получит власть в стране на ближайшие пять лет вместе с правом формировать правительство.

Парламентские выборы во Франции проходят по мажоритарной системе в два тура, и эта особенность исторически лишала "малые партии" шансов на представительство в Нацсобрании. Более того, имеющий в последние годы широчайшую электоральную поддержку "Национальный фронт" на прошлых выборах смог провести в нижнюю палату лишь двух депутатов, поскольку кандидаты от этой партии, имеющей неоднозначную репутацию, неизменно проигрывали во втором туре в своих округах объединенным кандидатурам правых и левых. Таким образом, в случае победы Ле Пен на президентских выборах большой проблемой для нее будет заручиться прочным парламентским большинством для формирования правительства и проведения собственной политики.

В схожем положении оказывается и другой фаворит гонки Макрон. Его движение "На марше", созданное лишь год назад специально с прицелом на президентские выборы, представляет собой конгломерат разнородных общественно- политических организаций. Хотя поддержку ему уже открыто высказали многие влиятельные представители правящей Соцпартии, у многих наблюдателей вызывает сомнение способность Макрона создать устойчивую коалицию в парламенте для управления страной. Подтверждением этих опасений служит и недавний опыт самих социалистов, которые, получив в 2012 году большинство в обеих палатах парламента, а также одержав победу на президентских выборах, оказались в итоге заложниками собственных внутрипартийных разногласий, которые поставили партию на грань краха.

Таким образом, уже сейчас не исключается перспектива периода внутриполитической нестабильности во Франции на фоне неспособности ни одной из крупных партий сформировать большинство или прочную коалицию в парламенте. Возможно даже возвращение практики "сосуществования" представляющих разные партии президента и парламентского большинства. Такая ситуация в прошлом складывалась во Франции трижды, когда срок президентских полномочий составлял семь лет, а выборы в парламент, формирующийся на пятилетку, правящая партия проигрывала, оставляя президента наедине с оппозиционным правительством. Последний раз такое произошло в 1997 году, когда в правление правоцентриста Жака Ширака большинство в Национальном собрании сформировали социалисты во главе с Лионелем Жоспеном, ставшим премьер-министром.

Франция считается одним из немногих государств мира, где впервые была введена высшая гражданская должность – пост президента страны. При этом статус французских президентов всегда отличался полнотой исполнительной власти и широтой государственных полномочий, которые были закреплены в Конституции Французской Республики.

Предыстория начала президентского правления

Сильная президентская власть во Франции сложилась исторически, унаследовав большинство рычагов государственного управления и полномочий от французских монархов. Франция практически всегда имела политический вес на мировой арене, входя в число ведущих мировых держав. Этому в немалой степени способствовал сильный государственный аппарат, отлаженная система перераспределения властных полномочий в стране. Париж успешно справлялся не только с управлением в самой метрополии. Власть французских монархов, императоров и президентов Французской Республики распространялась на обширные заморские территории и колонии в Африке, в Северной Америке и в Юго-Восточной Азии.

Однако, несмотря на эффективность государственной машины, на определенном этапе в стране сложились социальные и политические условия, кардинально изменившие впоследствии всю систему государственного управления. Сначала на смену абсолютной монархии пришла конституционная монархия, конец которой в 1792 году положила Великая Французская революция. С этого момента в стране начинается эпоха республиканского правления. Несмотря на то, что Первая республика просуществовала недолго — всего 7 лет — именно в тот период был заложен фундамент новой системы государственного устройства. Государственная власть в стране претерпела существенные изменения, с которыми пришлось впоследствии считаться французским императорам и королям, находившимся в определенный момент французской истории на вершине государственной власти.

Период Империи Наполеона (1804-1815 гг.) стал для Франции зенитом славы. В это время государственная власть в стране была сосредоточена в одних руках. Несмотря на то, что Наполеон потерпел поражение, и Франция снова на короткий период стала королевством, именно первому императору Франции Наполеону Бонапарту приписывают главную роль в построении стройной государственной системы управления. В конечном итоге полномочия и статус императора явились прологом к учреждению в стране высшей государственной должности — поста президента Франции.

Рождение президентской формы правления во Франции

Период президентского правления во Франции тесно связан с историческими событиями, которые потрясали страну в течение всего XIX века. Для Первой Республики была характерна чехарда в высших эшелонах власти. На смену Национальному Конвенту и Комитету общественного спасения пришла Директория, которая породила Наполеона, будущего французского императора. После военного переворота 18 брюмера (9 ноября 1799 года по Григорианскому календарю) в стране формально сохранилась республиканская форма правления, однако вся верховная власть во Франции теперь находилась в руках трех консулов — Сийеса, Роже Дюко — и генерала Наполеона Бонапарта, являющихся временным правительством.

С ликвидацией Директории закончилась Великая Французская революция. Первая Республика еще просуществует в течение последующих пяти лет. Ее конец наступит в 1804 году с провозглашением Наполеона Бонапарта императором всех французов. Великая Французская революция и время существования империи Наполеона по праву считаются самыми драматичными периодами в истории французского государства.

Последующие события стали не менее трагичными и драматичными, однако они изменили государственное устройство Франции. Сначала очередная французская революция 1848 года положила конец июльской монархии, дав начало новой, Второй республике в истории Франции. На волне революционного подъема, и воспользовавшись сложной военно-политической обстановкой, царившей в высшем истеблишменте французской политики, первым президентом Второй республики стал Луи-Наполеон Бонапарт, племянник императора Наполеона I.

В итоге на первых в истории Франции прямых выборах главы государства Луи Наполеон сумел одержать убедительную победу, получив 75% голосов избирателей, принимавших участие в голосовании. В дальнейшем система прямых выборов во Франции была упразднена, возродившись только в 1965 году во времена Пятой республики.

Инаугурация первого президента Франции состоялась 20 декабря 1848 года, в ходе которой Луи-Наполеон Бонапарт принес присягу на тексте Конституции. Самому первому президенту французского государства на момент избрания было всего 40 лет, что являлось долгое время абсолютным рекордом.

Ныне занимающий президентский кабинет в Елисейском дворце Эмманюэль Макрон является самым молодым президентом в истории Франции.

Президентство Луи-Наполеона Бонапарта — противоречивый период во французской истории. При первом президенте Франция становится экономически мощной державой, соревнуется с Британской Империей за право лидерства на европейском континенте и в мире. С помощью французских войск идет процесс объединения Италии. Однако, несмотря на достигнутые успехи на внешней арене, внутренний политический климат во Франции при первом президенте не отличался стабильностью.

Заговоры и попытки государственного переворота следовали один за другими. На волне борьбы с внутренней контрреволюцией Луи-Наполеон сам стал инициатором переворота 1851 года. В результате в стране были упразднены все демократические институты, установился полицейский режим, во главе которого стоял первый президент и его политические марионетки. В 1852 году было объявлено об установлении в стране Второй империи – Вторая республика канула в лету.

Концом правления императора Наполеона III стало жестокое поражение французов во франко-прусской войне 1870 года. Разгром французской армии под Верденом и пленение немцами 2 сентября 1870 года императора Наполеона III поставили точку в истории Второй империи. Последовавшая за этими событиями очередная революция дала жизнь очередной уже Третьей республике. С этого момента все последующие президенты страны будут непосредственно связаны с судьбой трех республик. Соответственно исчисляется и периодизация президентского правления. Только теперь можно четко проследить годы правления каждого из президентов, принадлежность его к определенной политической силе и связать роль каждой персоны с событиями французской истории.

Все президенты Франции времен Третьей республики

Начиная анализ деятельности всех последующих президентов французского государства, следует отметить, что объем их функций и полномочий теперь жестко регулировался в Конституции страны. Каждая из последующих редакций Основного Закона определяла взаимоотношения президентской ветви власти с правительством. Отдельного внимания заслуживает и способ избрания президента страны, практикуемый во Франции в течение последующего периода истории.

Со времен падения Второй республики на высший государственный пост во Франции избиралось лицо, кандидатура которого получала больше голосов в Национальном собрании. Таким способом 31 августа 1871 года был избран второй президент страны — Адольф Тьер. Несмотря на то, что срок правления второго президента был определен в три года, через полтора года, в мае 1873 года, Тьер подал в отставку. В стране были назначены выборы нового главы государства.

Третьим президентом Третьей республики стал генерал Патрис де Мак-Магон, носивший графский титул. Годы правления Патриса де Мак-Магон 1873 — 1879. Это при нем во Франции в 1875 году были приняты новые Конституционные законы, которые определяли статус президента Франции, устанавливали способ избрания главы государства и определяли продолжительность президентского срока в 7 лет. Впервые на законодательном уровне было зафиксировано право главы государства быть переизбранным на второй срок. Третий президент Франции запомнился в истории своим ярым монархизмом. Во время своего пребывания у власти Мак-Магон старался свернуть все революционные завоевания, устроив период политической реакции. Только благодаря прочной позиции демократических сил в Национальном собрании Франции, в стране удалось сохранить республиканскую форму правления и демократический строй. Под давлением политических оппонентов Мак-Магон в январе 1879 года досрочно оставил свой пост.

В период с 1879 года по 1940 на посту президента Франции побывало 19 персон, среди которых пятеро временно находились на высшем посту. Список президентов для этой эпохи Третьей республики выглядит следующим образом:

  • президент Франсуа-Поль-Жюль Греви, занимавший пост дважды — в 1879-1986 гг. и в 1886-87 годы;
  • Мари-Франсуа-Сади Карно, занимавший высокий пост президента страны в 1837-1894;
  • Жан-Поль-Пьер-Казимир Казимир-Перье, июнь 1894 — январь 1895;
  • Феликс-Франсуа Фор, годы правления с 1895 по 1899 год;
  • Эмиль-Франсуа Лубе, годы правления 1899-1906;
  • Клеман-Арман Фальер, занимавший пост президента страны 7 лет — с 1906 года по 1913;
  • Раймон-Никола-Ландри Пуанкаре, годы правления 1913-1920;
  • Поль-Эжен-Луи Дешанель, занимавший пост президента Франции в течение 8 месяцев 1920 года;
  • Этьен-Александр Мильеран, получивший пост главы государства в 1920 году и занимавший его в течение 1920-1924 гг.;
  • Пьер-Поль-Анри-Гастон Думерг, годы правления 1924-1931;
  • Жозеф-Атаназ-Поль Думер, занимавший пост главы государства в течение 11 месяцев, с июня 1931 года по май 1932 года;
  • Альбер-Франсуа Лебрен занимавший пост президента страны в 1932 – 1940 годах.

Судя по перечню, не все французские президенты занимали высокий пост в течение семи лет, отведенных Конституцией. Во французской политике довольно частым явлением считается добровольная отставка политиков самого высокого ранга, и президенты не являются в данном случае исключением. Этим объясняется количество временно исполняющих обязанности президента, которых был пятеро. Как правило, такая персона назначалась на переходный период до следующих выборов президента. Временно исполняющие обязанности президента были в январе 1879 года, в декабре 1887 года, в 1893, в 1895 и в 1899 году. В XX веке и.о. президента Франции были всего две персоны: Франсуа-Марсаль, Фредерик, исполнявший обязанности президента в 1924 году, и Андре-Пьер-Габриель-Амеде Тардьё, занимавший высокий пост в 1932 году.

В конце XIX века во французскую политику приходят партии и союзы. До этого президенты Франции являлись политически независимыми персонами. Начиная с президентства Эмиля-Франсуа Лубе, представлявшего Республиканский Демократический альянс, все последующие президенты были представителями той или иной политической силы. Только двое из этого длинного списка занимали президентский пост дважды: Франсуа-Поль-Жюль Греви и Альбер-Франсуа Лебрен.

Из перечисленных персон Третья республика может по праву гордится многими. Так при президенте Раймоне-Николя-Ландри Пуанкаре Франция вступила в Первую мировую войну и вышла из этой колоссальной бойни в числе стран-победительниц. В течение первой трети XX века французские президенты довольно активно принимали участие во многих аспектах мировой политики, высоко подняв политический престиж Франции. Начавшаяся 1 сентября 1939 года Вторая мировая война вскоре положила конец Третьей республике. После разгрома Франции немецко-фашистскими войсками и подписанной 11 июля 1940 года капитуляцией президент Альбер-Франсуа Лебрен был отстранен от власти. Третья республика де-факто прекратила свое существование, уступив место политическому режиму Виши, который возглавлял маршал Анри-Филипп Петен.

Президентская власть при Четвертой и Пятой республиках

После завершения Второй мировой войны вновь собранное Учредительное собрание приняло новый проект Конституции, который 13 октября 1946 года был вынесен на всенародный референдум. Формально это означало установления во Франции парламентско-президентской республики, в которой полномочия президента страны носили декларативный, представительский характер. Первым послевоенным президентом страны в 1947 году стал Жюль-Венсан Ориоль, представляющий французскую социалистическую партию.

Через семь лет, в 1954 году на пост президента избирается Жюль-Гюстав-Рене Коти — представитель мелкой буржуазии и независимых крестьянских демократов. При нем на ведущие роли во французской политике выдвигается герой и ветеран Второй мировой войны, лидер движения «Сражающаяся Франция» генерал Шарль де Голль. В 1958 году возглавляемое им правительство выставило на очередной референдум проект новой Конституции, в которой президентская ветвь власти становилась во Франции главной. С принятием новой конституции закончилась Четвертая республика, наступила эпоха Пятой республики.

В соответствии с новым Основным Законом, французский парламент был существенно ограничен в своих полномочиях, поэтому повышается статус президента. Глава государства становится полновластным главой исполнительной власти в стране. Распоряжения президента имеют силу законодательных актов. В обязанности президента страны входит формирование кабинета Министров, который затем рассматривается и утверждается французским парламентом.

Президент председательствует на заседании Кабинета Министров, принимает указы, подписывает правительственные ордонансы и декреты, осуществляет назначение на государственные должности. Как верховный главнокомандующий, президент Франции несет на себе всю ответственность за суверенитет французского государства и боеспособность вооруженных сил Французской Республики. При де Голле меняется принцип избрания президента. Его теперь избирают не в стенах парламента. Эту функцию выполняла коллегия выборщиков, представлявших все департаменты страны.

18-й президент страны генерал Шарль-Андре-Жозеф-Мари де Голль — самая яркая персона этого периода — занимал высокий пост в 1959 — 1969 годах. Это ему первому из всех послевоенных президентов удалось действительно сделать президентскую ветвь власти в стране по-настоящему сильной и прочной. Франция вышла из круга негласной международной изоляции, в которой страна оказалась после Второй мировой войны. В число заслуг президента де Голля можно занести начало деколонизации. Франция окончательно переходит от имперской системы управления к франкофонному сообществу наций. Алжир, Вьетнам и Камбоджа получают независимость. В июне 1962 года в стране действует новое избирательное законодательство, по которому главу государства избирают на всенародном прямом голосовании.

При де Голле меняется внешнеполитический курс Франции. С началом агрессивных действий США в Индокитае Франция выходит из НАТО. На период президентского правления Шарля де Голля приходится период нормализации политических отношений с Федеративной Республикой Германии и с Советским Союзом. Однако реформы на внутренней политической арене заканчиваются полным крахом, многие цели в социально-экономической отрасли оказываются не достигнутыми. Акции гражданского неповиновения в Париже, вспыхнувшие в мае 1968 года, привели к добровольной отставке де Голля с поста президента страны.

В результате всенародного прямого голосования в 1969 году на пост президента Франции избирается Жорж-Жан-Раймон Помпиду, годы правления 1969 – 1974 годы. На период Пятой республики приходится правление 8 президентов. Вслед за Жоржем Помпиду на высший государственный пост избираются:

  • Валери-Рене-Мари-Жорж Жискар д’Эстен, представитель федерации независимых республиканцев, годы правления 1974-82 гг.;
  • Франсуа-Морис-Адриен-Мари Миттеран, представляющий французских социалистов. Франсуа Миттеран находился у власти два президентских срока с 1981 года по 1995 год;
  • Жак-Рене Ширак, годы правления 1995-2007 годы;
  • Никола-Поль-Стефан Саркози де Надь-Боча, занимавший Елисейский дворец в 2007-2012 годах;
  • Франсуа-Жерар-Жорж-Никола Олланд стал 24-м президентом Франции, занимая высокий пост в период 2012-17 годы.

В 2018 году в стране состоялись новые выборы, на которых победил Эмманюэль-Жан-Мишель-Фредерик Макрон, став 25-м президентом Французской Республики и одновременно с этим, самым молодым политиком, занявшим этот высокий пост. Следует отметить, что начиная с 2002 года, президентский срок сократили до 5 лет, оставив за Главой государства право быть переизбранным на второй срок.

Резиденция президента Франции

Начиная с 1848 года, после избрания на высший государственный пост Луи-Наполеона Бонапарта, Елисейский дворец становится официальной резиденцией президента Республики. Дворец представляет собой комплекс сооружений, расположенный в VII округе французской столицы. Основное здание было построено в 1722 году и считалось одним из самых фешенебельных строений Парижа XVIII.

Во времена правления Наполеона I в здании сначала размещались правительственные структуры, а после установлении Империи Елисейский дворец стал официальной резиденцией французского императора.

На территории дворцового комплекса находятся не только жилые апартаменты главы государства. В Елисейском дворце находится приемная президента, где глава Пятой республики принимает высокопоставленных иностранных гостей, зарубежные делегации. Дворец является официальным местом заседаний Кабинета Министров.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Конституция Франции была одобрена на референдуме 28 сентября 1958 г. Вообще же конституционная история Франции весьма богата, ведь с 1791 г. было принято около полутора десятков различных основных законов. В результате действия целого ряда разнообразных факторов во второй половине 1950-х гг. управление страной вошло в кризис. В сложившейся ситуации парламент Франции большинством голосов наделил генерала Ш. де Голля, не занимавшего тогда никакой должности, чрезвычайно широкими полномочиями в сфере конституционной реформы. Ему поручалось организовать разработку новой Конституции. Одновременно были сформулированы принципы, которые должны были найти отражение в Конституции, включая выборность, ответственное правительство, систему "сдержек и противовесов", соблюдение основных прав и свобод. Конституция была разработана в ближайшем аппарате Ш. де Голля, поддержана Конституционным консультативным комитетом, включающим лиц, делегированных палатами парламента и правительством, а затем вынесена на референдум, на котором и была одобрена.

Конституция Франции имеет ряд специфических черт. Во-первых, она регулирует в основном систему государственной власти. Несмотря на то что она не имеет отдельной главы о правах человека, тем не менее в ее Преамбуле содержится отсылка к правам человека, отраженным в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и в Преамбуле к Конституции 1946 г., что имеет важное регулятивное значение. В соответствии с ней Декларация и Преамбула Конституции 1946 г. признаются действующими источниками конституционного права. В этом отношении можно утверждать, что Конституция Франции не вполне кодифицированная: состоит из трех правовых актов.

Во-вторых, в соответствии с Конституцией во Франции сложилась смешанная республика как форма правления, сочетающая в себе элементы как президентской, так и парламентарной республик. Соответствующая модель власти получила наименование "Пятая Республика". Конституция подтверждает главенствующее положение исполнительной власти, устанавливает рамки законодательной деятельности, наделяет существенными полномочиями главу французского государства, даже наделяет правительство правом изменять на основании заключения Конституционного совета акты парламента, если тот вышел за пределы своей компетенции. Все это иногда называют системой рационализированного парламентаризма. Однако в целом парламент в системе власти Франции отнюдь не находится в зависимом от исполнительной власти положении, поскольку наиболее важные общественные отношения могут регулироваться законами, а кроме того, парламент наделен реальными полномочиями по контролю за исполнительной властью.

В-третьих, в Конституции страны существенное внимание уделено вопросам внешней политики Франции. Провозглашается преимущественная юридическая сила ратифицированных международных договоров по сравнению с внутренним законом. Конституция решила вопрос о бывших колониях Франции в пользу их суверенитета. Включены в Конституцию и положения, определяющие членство Франции в Европейском союзе.

Французская Конституция является "жесткой". Есть два варианта ее изменений, или, как это именуется в самом документе, конституционного пересмотра: первый - через референдум, второй - на основе решения специально созываемого Конституционного конгресса (палат парламента, заседающих и голосующих совместно). Выбор процедуры принадлежит президенту, он может передать проект изменений на рассмотрение Конституционного конгресса, при том что по общему правилу предусматривается процедура референдума.

Субъектами права инициативы внесения изменений в Конституцию выступают президент республики, действующий по предложению премьер-министра, и члены парламента. Проект изменений должен быть поддержан большинством голосов каждой из палат парламента. После этого президент осуществляет указанный выше выбор процедуры утверждения (ратификации) изменений. Однако Конституция не обязывает президента республики прибегнуть к последующей процедуре, т. е. дальше принятия палатами Парламента процесс изменений может не пойти, если президент этого не захочет. На референдуме изменения должны получить поддержку абсолютного большинства избирателей, участвующих в голосовании, в Конституционном конгрессе -- 3/5 от общего числа поданных голосов. Изменения в Конституцию Франции вносились за ее историю с 1958 г. неоднократно, касаясь в основном системы государственных органов.

Конституционный контроль во Франции осуществляется Конституционным советом и Государственным советом (последним относительно актов исполнительной власти). В определенном смысле квазисудебный характер деятельности этих органов выражается в том, что процедура рассмотрения дел в них не столь формализована, как в судах, и можно говорить о преобладании письменного производства.

Конституционный совет состоит из девяти членов, назначаемых сроком на девять лет: три члена назначаются президентом республики, три председателем Национального собрания, три - председателем Сената. Из них каждые три года заменяется по одному члену, повторное занятие должности запрещено. В состав Конституционного совета пожизненно входят также все бывшие президенты Французской Республики, если не заявят о своем неучастии а его работе (в настоящее время в Конституционном совете состоят только назначаемые члены).

Конституционный совет осуществляет только предварительный контроль за соответствием законов Конституции. Законы подлежат контролю в тот период, когда они уже приняты парламентом, но еще не подписаны президентом. Регламенты палат и органические законы подлежат обязательному предварительному конституционному контролю. Иные законы и международные договоры до их ратификации проверяются по инициативе президента, премьер-министра, председателей палат парламента и не менее 60 членов любой палаты (последние не могут инициировать проверку относительно международных договоров). Если законы признаны противоречащими Конституции, они не могут быть предметом дальнейшей законодательной процедуры.

Конституционный совет также разрешает споры о компетенции между правительством и парламентом, прежде всего по вопросу о том, принят ли закон, уже вступивший в силу, в пределах полномочий парламента; если нет, он может быть изменен правительством. Конституционный совет наделен и полномочиями в сфере выборов и референдума. Он, например, рассматривает жалобы относительно правильности проведения выборов президента республики, депутатов и сенаторов и может отменить результаты голосования.

Государственный совет, который формируется правительством в основном из специалистов в сфере права, разрешает дела о несоответствии Конституции актов исполнительной власти по жалобам лиц, права которых затронуты тем или иным актом. Если неконституционность акта будет установлена, он аннулируется. Такой конституционный контроль уже после вступления закона в силу называется последующим. Данные полномочия по конституционному контролю, осуществляемые Государственным советом, рассматриваются в рамках его полномочий как органа, возглавляющего систему административных судов. Он имеет также полномочия по экспертизе проектов правовых актов, подготовленных правительством, а также по консультированию правительства по правовым и административным вопросам. Различные полномочия осуществляются секциями Государственного совета.

2. Основы конституционного статуса человека во Франции.

Ведущую роль в закреплении и регулировании основных прав и свобод во Франции играют Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и Преамбула к Конституции 1946 г. Если первый акт регулирует главным образом личные и политические права, а также право собственности, то второй документ - в большей степени социально-экономические права. В целом же перечень прав и свобод, указанных в этих документах, не самый объемный для современного демократического государства. Однако отсутствие некоторых прав среди перечисленных не означает их умаления, поскольку все права обеспечиваются гарантиями, основными из которых являются закрепление таких принципов права, как свобода и равенство, а также установление организационных и правовых механизмов защиты прав.

Целям гарантии прав и свобод служит институт Посредника (французский вариант омбудсмана), назначаемого на должность правительством на заседании под председательством президента. Посредник рассматривает жалобы граждан на действия или бездействие администрации. Жалобы Посреднику направляются через парламентариев обеих палат. Однако он не может принимать императивных решений по жалобам. Его задача заключается только в привлечении внимания к нарушениям, внесении предложений об устранении нарушений. При этом у него есть право возбуждать дисциплинарное производство в связи с нарушением прав, если отсутствует компетентный орган, который может это сделать по рекомендации посредника. Требования Посредника о предоставлении материалов, информации, явке к нему должностных лиц исполнительной власти, проведении органом государственной власти расследований и проверок обязательны для исполнения. Во многом именно для защиты прав и свобод была создана система административной юстиции.

В качестве личных прав и свобод закрепляются свобода (определяемая как возможность делать все то, что не наносит вреда другому лицу), безопасность, а также комплекс уголовно-процессуальных гарантий прав человека (право на должную судебную процедуру, предписанную законом, недопустимость обратной силы закона, презумпция невиновности, ряд других).

Одним из основных политических прав, как и в других странах, является активное и пассивное избирательное право. Его особенности во Франции заключаются в следующем. Во-первых, его правовое регулирование систематизировано в специальном Избирательном кодексе, который интересен тем, что одновременно содержит в себе нормы, имеющие силу как обычного, так и органического законов. Это было связано с тем, что он не принимался законодателем как единый акт, а был создан на основе действующих законов правительством. Во-вторых, имеется сочетание прямого и косвенного (при выборах Сената) избирательного права. В-третьих, существуют ценз оседлости, составляющий шесть месяцев, возрастные цензы при осуществлении пассивного избирательного права (по выборам в Национальное собрание пассивное избирательное право предоставляется с 23 лет, в Сенат - с 35 лет, в региональные и генеральные советы -- с 21 года), моральные цензы (не вносятся в списки избирателей банкроты, а также лица, лишенные судом избирательных прав на тот или иной срок), цензы занятий (так называемая неизбираемость ряда должностных лиц исполнительной власти и военнослужащих). В-четвертых, широко применяется избирательный залог. В-пятых, при выборах в Национальное собрание используется мажоритарная система абсолютного большинства, в то время как при выборах в советы территориальных единиц используются и мажоритарная (например, при выборах в генеральные советы), и пропорциональная (например, при выборах в региональные советы), и смешанная системы (при выборах в некоторые муниципальные советы в зависимости от численности населения).

Существует и право на объединение, в том числе право на создание политических партий. При этом не делается различий в статусе партий и других общественных объединений; на них распространяются одинаковые правила образования и деятельности. Во Франции предусматривается государственное финансирование пропорционально числу мест, полученных в парламенте на последних выборах. Предусматривается и право на членство в профсоюзе.

Среди других политических прав необходимо упомянуть право на доступ к публичным постам, подотчетность должностных лиц народу, право на сопротивление угнетению, свободу мнений взглядов и слова, право убежища на территории Франции всех лиц, преследуемых за свою деятельность в защиту свободы.

Кроме того, провозглашаются следующие социально-экономические права или права в области культуры: "священное и неприкосновенное" право собственности (при этом допускается национализация предприятий), гласность налогообложения, права на забастовку, на участие в управлении предприятиями, право на охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых и досуг, право на социальное обеспечение, право на равный доступ к образованию, приобретению профессии, на доступ к культуре. Преамбула устанавливает и некоторые обязанности: трудиться, солидарно участвовать в "бремени, вытекающем из национальных бедствий".

3. Территориальное устройство Франции

Франция представляет собой децентрализованное унитарное государство. Основными особенностями ее территориального устройства являются наличие заморских департаментов и заморских территорий, многоуровневость территориального устройства метрополии (при недопустимости установления отношений подчинения между территориями различного уровня, что на практике не всегда удается соблюсти), а также сочетание на местах самоуправления территорий с государственным управлением. Местное самоуправление в собственном смысле слова осуществляется в коммунах и департаментах, а регионы можно считать своеобразными территориальными автономными единицами; решаемые на этом уровне вопросы уже сложно отнести к вопросам местного значения; не имеют самоуправления округа. Кроме того, к специфическим чертам можно отнести и унификацию организации власти на местах, и наличие ряда специальных территориальных округов (военных, школьных и т. п.), которые не всегда совпадают с общими территориальными единицами. К ним относятся также кантоны, в основном выполняющие ныне функции судебных и избирательных округов.

Вся европейская территория Франции делится в настоящее время на 22 региона. Каждый регион обладает автономией, задача его органов состоит в обеспечении экономического, социального, культурного и научного развития и защите самобытности соответствующей территории. Регионы имеют свой бюджет, самостоятельно разрабатывают планы экономического и социального развития. В социально-экономической сфере они наделены широкими полномочиями.

В каждом регионе создается по нескольку департаментов, а всего их 96. Департаменты - это основные единицы территориального деления. Департамент призван координировать деятельность органов самоуправления коммун, в том числе оказывать им финансовую помощь. Департаменты делятся на округа, в которых местное самоуправление не осуществляется: их задача заключается в надзоре за коммунами и координации их деятельности, в основном в социальной сфере. Коммуны, которых в стране насчитывается более 36 000, являются низовой территориальной единицей. Они создаются в городских и сельских поселениях. Вместе с тем Париж одновременно имеет статус как коммуны, так и департамента. Кроме того, Париж, Лион и Марсель делятся на внутригородские округа, в которых в отличие от указанных выше над-коммунальных округов осуществляется местное самоуправление. Полномочия между всеми указанными уровнями публичной власти разграничены Законом 1982 г. о децентрализации, рядом других законов.

Заморские территории .
Заморскими территориями и департаментами именуются некоторые находящиеся вне европейской Франции территории и острова, имевшие ранее статус французских колоний, над которыми сохранился суверенитет Франции. Заморские территории - Новая Каледония, Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна, Арктические земли - обладают широкой автономией. Однако вопросы обороны, внешней политики, судебной системы находятся в ведении Франции. Статус заморских Департаментов (Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон) аналогичен статусу одновременно французских регионов и департаментов. Это означает, что органы заморских департаментов осуществляют одновременно полномочия, принадлежащие на европейской территории Франции как регионам, так и департаментам.

Корсика обладает большей степенью автономии, чем другие территории метрополии. Ее статус определен Законом 1991 г. о статусе территориального коллектива Корсики. Это прежде всего выражается в большем объеме полномочий ее органов власти, а также в наличии своего парламента - Собрания. Предоставление Корсики большей, самостоятельности обусловлено особенностями ее национального состава. По сути, там имеет место национально-территориальная автономия.

4. Парламент Франции.

Структура.
Парламент Франции состоит из двух палат - Национального собрания и Сената. Национальное собрание избирается на основе двух туровой мажоритарной системы абсолютного большинства (во втором туре требуется относительное большинство). Ныне его численность составляет 579 депутатов, которые избираются единовременно на пять лет. Одновременно с избранием депутатов избираются их заместители. Во время исполнения депутатом должностных обязанностей, не совместимых с депутаством (в основном в исполнительной власти), а также в случае досрочного прекращения по каким-либо причинам полномочий депутата заместитель занимает его место.

Верхняя палата - Сенат - состоит из 321 члена, избираемых сроком на девять лет. Сенат обновляется на 1/3 каждые три года; он избирается путем косвенных выборов создаваемыми в департаментах коллегиями, включающими депутатов всех уровней, кроме коммуны, избранных на территории департамента, и представителей муниципальных советов коммун, находящихся на территории департамента.

Структуры обеих палат схожи: в каждой избирается председатель (в Национальном собрании - на пять лет, в Сенате - на три года до нового частичного обновления палат). Председатели наделены как полномочиями по организации работы палаты, так и собственными полномочиями (например, по назначению членов Конституционного совета). Предусмотрены должности заместителей председателя палаты, секретарей (следят за соблюдением процедуры принятия и оформления принимаемых палатой актов, выполняют ряд других, менее значимых функций), квесторов (контролируют финансовую деятельность руководства палаты). Из указанных лиц формируется Бюро палаты. Бюро вместе с руководителями парламентских групп (партийных фракций) и председателями постоянных комиссий образует Совещание председателей, которое вырабатывает повестку дня и решение о приоритетности рассмотрения тех или иных вопросов. В каждой палате образуется по шесть постоянных комиссий. Помимо них могут создаваться специальные законодательные комиссии (для работы с одним законопроектом), а также временные комиссии (следственные и контрольные). В каждой палате действуют также парламентские делегации по делам европейских сообществ, ведающие вопросами, связанными с деятельностью европейских институтов.

Полномочия парламента.
В Конституции Франции установлен ограниченный перечень сфер, в которых парламент имеет право принимать законы. По всем остальным вопросам нормативные акты принимает правительство. К этому перечню, в рамках которого принимаются законы, относятся регулирование гражданских прав и их основных гарантий, вопросы гражданства, семейных отношений, наследования и дарения, уголовное право, уголовный процесс и амнистия, судоустройство и определение статуса судей, денежная эмиссия, установление и взимание налогов, определение порядка выборов в палаты парламента и в органы местного самоуправления, государственная служба, национализация и приватизация предприятий. Сюда же относится определение основных принципов организации национальной обороны, местного самоуправления, образования, режима собственности, других вещных прав, а также обязательств, трудового, профсоюзного права и права социального обеспечения (ст. 34 Конституции), а также одобрение наиболее важных международных договоров (ст. 53 Конституции). Именно по указанным вопросам парламент принимает законы. Остальные вопросы государственной и общественной жизни относятся к сфере регламентарных полномочий - решаются президентом и правительством. У парламента имеется еще ряд полномочий, не связанных с изданием законов, но и они прямо и исчерпывающе закреплены в Конституции.

Тем не менее к важнейшим полномочиям относятся полномочия по принятию законав. Право законодательной инициативы принадлежит премьер-министру и парламентариям: премьер-министр вносит законопроекты, а парламентарии - законопредложения. Законодательная инициатива может быть внесена в любую палату.

Обычно законопроекты проходят три чтения, к которым их готовит постоянная или специальная комиссия. Закон считается принятым парламентом, если получит в идентичном виде одобрение обеих палат. Если же этого не происходит, применяется "метод челнока": закон поочередно рассматривается палатами до тех пор, пока ими не будет выработан единообразный текст. Остановить такую последовательную передачу текста законопроекта при отсутствии согласия палат может только правительство. После трехкратного голосования по закону в каждой палате либо после однократного голосования палатами по закону, принятие которого объявлено правительством срочным, премьер-министр вправе созвать совместную комиссию палат, сформированную на паритетных началах. Если не удастся выработать и принять в каждой из палат согласованный текст, Национальное собрание по уполномочению правительства может принять его самостоятельно.

После принятия парламентом закон подписывается президентом. В течение 15 дней президент может наложить вето на закон в целом или на отдельные его положения (выборочное вето - это также специфическая черта законодательного процесса Франции). Президентское вето может быть преодолено палатами парламента путем повторного принятия закона в прежней редакции абсолютным большинством голосов. В этом случае президент подписывает закон. Президент может инициировать рассмотрение в Конституционном совете вопроса о конституционности закона до его подписания.

У принятия органических законов (принимаются в четко указанных в Конституции случаях; обычно регулируют организацию публичной власти) имеются свои особенности. Так, на обсуждение и принятие решения в палате его после внесения должно отводиться не менее 15 дней; органические законы, касающиеся Сената, должны быть приняты обеими палатами в идентичной редакции; иные органические законы могут быть по требованию правительства и с соблюдением указанной выше процедуры при отсутствии согласия между палатами приняты только Национальным собранием, но при этом требуется абсолютное большинство от списочного состава депутатов (для принятия таким образом обычного закона достаточно большинства от числа участвовавших в голосовании при наличии кворума); органические законы до подписания президентом подлежат обязательному конституционному контролю.

Финансовые законы, касающиеся бюджета, налогов, могут быть внесены только в Национальное собрание. Правом законодательной инициативы здесь наделено исключительно правительство. Если парламент не принял такой закон в течение 70 дней, то этот вопрос может урегулировать президент.

Во Франции широко используется делегированное законодательствование. Делегирование полномочий осуществляется путем издания специального закона, который предусматривает в рамках программы правительства предмет и срок передачи законодательных полномочий. В порядке делегирования правительство издает ордонансы по вопросам, относящимся к компетенции законодателя. До конца срока, на который осуществлялось делегирование, парламент на основе законодательной инициативы правительства должен утвердить такой ордонанс, поскольку в противном случае он утрачивает силу.

У парламента имеются также контрольные полномочия. Текущий контроль за деятельностью правительства осуществляется путем направления вопросов правительству или министрам, ответы на которые обязательны. Вопросы могут быть устными (с дебатами, т. е. предполагающие обмен мнениями, и без дебатов) и письменными. Ответы на устные вопросы также даются устно, а на письменные - публикуются официально. Интерпелляция в собственном смысле слова, т. е. запрос, ответ на который влечет голосование о доверии или недоверии правительству, формально во Франции не предусмотрена, однако по мотивам ответа на вопрос Национальное собрание может проголосовать за резолюцию порицания. Контроль может быть осуществлен посредством контрольных и следственных комиссий, а также постоянных комиссий, имеющих в том числе контрольные полномочия. Палаты могут осуществлять контроль и опосредованно: с помощью посредника, либо Счетной палаты. Задачей Счетной палаты является контроль за исполнением финансовых законов администрацией. Ее члены наделены статусом судей. Эти формы контроля применяются обеими палатами парламента, однако нижняя палата - Национальное собрание - может выразить правительству недоверие, принять резолюцию порицания. Кроме того, само правительство может поставить перед этой палатой вопрос о доверии себе. Резолюция порицания выносится по инициативе не менее 1/10 от общего числа парламентариев Национального собрания. Голосование по резолюции может состояться не ранее чем через 48 часов после внесения ее проекта. Резолюция считается принятой, если за нее проголосует абсолютное большинство от общего числа депутатов палаты.

Постановка премьер-министром вопроса о доверии связана с необходимостью получения поддержки парламента после формирования правительства (на рассмотрение выносится программа или декларация об общей политике правительства) или с рассмотрения парламентом какого-либо акта, чаще всего законопроекта, инициированного правительством. В первом случае выражение доверия правительству и одобрение соответствующего документа - одно и то же. В случае же если постановка вопроса о доверии связана с законопроектом, то собственно вопрос о доверии не голосуется, так как доверие считается выраженным, а законопроект - одобренным, если в течение 24 часов после постановки вопроса о доверии Национальное собрание не вынесет резолюцию порицания.

Правовое последствие вынесения резолюции порицания и отказа в доверии заключается в том, что правительство уходит в отставку. Несмотря на то что роспуск Национального собрания не связан именно с этими действиями нижней палаты, целевое назначение этого института таково, что роспуск может последовать после внесения проекта резолюции порицания либо вслед за отказом в доверии, либо при угрозе отказа в доверии.

Парламент обладает полномочиями в сфере внешней политики и обороны. Они состоят в праве осуществлять ратификацию наиболее важных международных договоров, давать разрешение на продление при необходимости на срок свыше 12 дней осадного положения, введенного Советом министров, на объявление войны и состояния войны. Парламент формирует так называемые Высокий суд правосудия и Суд правосудия Республики, имеет право объявлять амнистию.

Процедура деятельности Парламента.
Парламент является постоянно действующим органом. В настоящее время он проводит одну очередную сессию в год (до 1995 г. -- две). Во Франции жестко ограничена возможная продолжительность заседаний палаты в течение сессии - не более 120 дней (сама сессия длится с начала октября по конец июня, но это не значит, что каждый день проходят заседания). Чрезвычайные (внеочередные) сессии созываются президентом по требованию премьер-министра либо большинства депутатов Национального собрания. При этом продолжительность таковой лимитирована 12 днями. В случае же введения президентом чрезвычайного положения парламент собирается на внеочередную сессию и заседает до окончания чрезвычайного положения.

Палаты парламента заседают раздельно, за исключением случаев, когда они образуют Конституционный конгресс. По общему правилу палата заседает в открытом заседании, но по требованию премьер-министра или 1/10 парламентариев может преобразоваться в Секретный комитет, т. е. заседать на закрытом заседании.

Для Франции характерна очень активная деятельность правительства при подготовке законопроектов и в иной парламентской работе. К примеру, оно может влиять на очередность рассмотрения законопроектов в палатах парламента, возражать против поправок, вносимых в текст законопроекта, потребовать голосования по законопроекту в том виде, в котором он был внесен правительством (с учетом только тех поправок, которые устраивают правительство), и пр.

Президент вправе осуществить роспуск Национального собрания . При этом Конституция не связывает роспуск с наличием конкретной политической ситуации в стране. Единственное, что требуется, - это предварительные консультации президента с премьер-министром и председателями обеих палат парламента. Однако оговорены условия, при которых такой роспуск недопустим: в течение года после выборов Национального собрания, состоявшихся после его роспуска; во время действия чрезвычайного положения; при исполнении председателем Сената или правительства обязанностей президента.

Статус парламентария . Во Франции парламентарии обладают свободным депутатским мандатом; они не могут быть отозваны, не несут ответственности за мнения, высказанные в палате, не могут быть подвергнуты преследованию или аресту за преступления или проступки без разрешения палаты (между сессиями - без разрешения Бюро палаты), за исключением случаев задержания на месте преступления. Особенностями статуса французского парламентария следует считать установление обязанности при вступлении его в должность и по окончании мандата представить в Бюро палаты декларацию о своем имущественном положении, жесткое регулирование несовместимости депутатского мандата с любой другой административно-властной либо с коммерческой деятельностью, а также достаточно высокий размер вознаграждения парламентария.

5. Президент Франции.

Президент является основной фигурой в системе государственной власти Франции. Конституция Франции не только прямо перечисляет полномочия президента, но и определяет его функции, ключевые для нормального функционирования государственного механизма. Так, согласно ст. 5 Конституции он следит за соблюдением Конституции, обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства, "является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров". Некоторые перечисленные функции нашли отражение в конкретных полномочиях президента. Но они могут иметь и иное значение, например использоваться для расширительной интерпретации полномочий - как их перечня, так и содержания конкретных полномочий, что имело место, к примеру, при вынесении де Голлем на референдум в нарушение установленной процедуры вопроса об изменении Конституции.

Вместе с тем даже прямо закрепленные за президентом Франции весьма обширные полномочия используются лицами, замещавшими должность президента после Ш. де Голля, исходя из политических традиций уважительного отношения к демократическим традициям весьма сдержанно.

Полномочия Президента можно условно разделить на две группы. К первой относятся полномочия президента собственно как главы государства. Ко второй группе - полномочия по руководству исполнительной властью. Необходимо отметить, что если полномочия президента собственно как главы государства связаны с возможностью принятия реальных властных решений, по сути дела они являются проявлением исполнительной власти президента. Можно иначе классифицировать полномочия президента: полномочия, осуществляемые им самостоятельно, и полномочия, требующие контрассигнации премьер-министра и в ряде случаев соответствующих министров. Самостоятельно президент осуществляет только назначение референдума, роспуск Национального Собрания, введение чрезвычайного положения, направление посланий палатам парламента, направление в Конституционный совет запросов о соответствии Конституции законов и международных договоров. Это, как видно из перечня, в основном полномочия президента собственно как главы государства. Иные акты реализации полномочий президента требуют контрассигнации. В этом плане президент оказывается в некоторой степени зависимым от правительства - ведь даже назначение на государственные должности может быть проведено только с согласия последнего. И в этом отношении реальные властные возможности президента зависят от конкретной расстановки политических сил. Если и президент, и парламентское большинство (следовательно, и правительство), принадлежат к одной партии, то роль президента возрастает. Фактически он возглавляет исполнительную власть. В иных случаях инициатива переходит к правительству.

Полномочия президента в основном заключены в сфере исполнительной власти. Он назначает и освобождает от должности высших должностных лиц исполнительной власти, в том числе премьер-министра и других членов правительства, председательствует в Совете министров (только при его участии заседание правительства может иметь форму заседаний Совета министров), подписывает декреты, акты, осуществляющие текущее регулирование, и ордонансы, наиболее значимые подзаконные акты, принятые Советом министров, на практике нередко сам издает акты, регулирующие отношения в области полномочий исполнительной власти.

В сфере отношений с парламентом президент созывает этот орган на чрезвычайные сессии, выступает участником законодательного процесса, включая процесс изменения Конституции, имеет право роспуска Национального собрания. Президент вправе назначать референдум, хотя в последние годы это право было несколько ограничено. Президент единолично после официальной консультации с премьер-министром, председателями палат парламента и Конституционного совета вводит в стране чрезвычайное положение, если существует серьезная и непосредственная угроза либо институтам республики, либо независимости нации, либо целостности ее территории, либо выполнению международных обязательств, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, прервано. Президент является Главнокомандующим Вооруженных сил страны, заключает международные договоры, аккредитует дипломатических представителей, послов и чрезвычайных посланников в иностранных державах. Он имеет и ряд других полномочий, в том числе по назначению должностных лиц, помилованию и пр.

Избрание, прекращение полномочий и замещение президента.
Президент избирается на пять лет всеобщими и прямыми выборами на основе мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства в два тура (во втором туре требуется относительное большинство).

Полномочия президента могут быть прекращены досрочно в случае признания его виновным в совершении государственной измены (любого тяжкого преступления), добровольной отставки. В случае досрочного прекращения президентом его полномочий, а также в случае констатации Конституционным советом по запросу правительства наличия обстоятельств, препятствующих президенту осуществлять полномочия, их временно осуществляет председатель Сената, а если последний не может замещать его, то правительство. Они осуществляют все полномочия президента, за исключением роспуска Национального собрания и передачи ни референдум законопроектов. Голосование по выборам нового президента o происходит не менее чем через 20 и не позднее чем через 35 дней после досрочного прекращения полномочий главы государства. Конституционный совет может констатировать наличие непреодолимых препятствий для соблюдения этих сроков, что по смыслу данного положения ст. 7 Конституции Франции должно приводить к их продлению.

Президент обладает неприкосновенностью . Во время исполнения своих полномочий он может быть привлечен к ответственности только за государственную измену (правда, ее интерпретация теоретически весьма расширительна, как любое тяжкое преступление). Обвинение президенту может быть предъявлено только двумя палатами парламента, принявшими такое решение абсолютным большинством голосов от общего числа членов каждой из них. После этого дело рассматривает Высокий суд правосудия. В случае признания президента виновным его полномочия досрочно прекращаются.

6. Правительство Франции.

В соответствии с Конституцией правительство "определяет и проводит политику нации". Таким образом, на него возложено текущее управление страной, т. е. обеспечение обычной исполнительно-распорядительной деятельности, в том числе путем принятия нормативных правовых актов в сфере регламентарной власти. Реальное содержание полномочий правительства зависит от того, каковы при соответствующем составе Национального собрания возможности действующего президента. Чем они меньше, тем больше возможности у правительства действовать по своему усмотрению, и наоборот.

Правительство должно пользоваться поддержкой Национального собрания, оно ответственно перед ним. Правительство может действовать в качестве Совета министров и в качестве Кабинета министров. Совет министров - это собрание министров под председательством президента, а Кабинет министров - под председательством премьер-министра. Конституционные полномочия правительства осуществляет Совет министров, принимаемые в ходе их осуществления акты подписываются президентом.

Формирование и состав .
Премьер-министр во Франции назначается президентом. Формально президент может его назначить самостоятельно. Однако он вынужден учитывать расстановку политических сил в Национальном собрании, поскольку оно в любой момент может выразить недоверие правительству, ему необходимо заранее заручиться его поддержкой. Поэтому премьер-министром становится, как правило, лидер победившей на парламентских выборах партии. Министров назначает на должность президент по представлению премьер-министра. Премьер-министр руководит деятельностью правительства. Он наделен достаточно широкими полномочиями, осуществляемыми им в личном качестве. Так, он назначает на военные и гражданские должности, обладает правом законодательной инициативы и т. п. Вместе с тем в деятельности правительства большую роль играют консультативные органы. Таковыми являются Государственный совет (наряду с другими функциями он в обязательном порядке проводит правовую экспертизу подготовленных правительством законопроектов и проектов ордонансов), а также Экономический и социальный совет, включающий представителей предпринимателей, профсоюзов, различных действующих в социальной сфере организаций, представителей науки и практики. Последний консультирует правительство по социально-экономическим проблемам, проводит экспертизу проектов законов и подзаконных актов правительства в этой сфере.

Прекращение полномочий.
Министры отстраняются от должности президентом по представлению премьер-министра. Правительство может уйти в отставку. Оно обязано уйти в отставку в случае выражения ему недоверия или отказа в доверии. Президент может отправить правительство в отставку по своей инициативе. Осуществление полномочий отдельных министров может быть прекращено в случае привлечения их к юридической ответственности, реализуемой Судом правосудия. Дело может быть начато по обращению любого лица, которое посчитало свои права нарушенными в результате преступления или деликта, совершенного министром.

7. Суд и местные органы Франции.

Суды во Франции .
Во Франции имеются суды общей юрисдикции, а также специализированные и административные суды. Кроме того, функционируют своеобразные квазисудебные органы: Конституционный и Государственный советы. Последний возглавляет систему административных судов. На низшей ступени судов общей юрисдикции находятся трибуналы малой инстанции. Они рассматривают гражданские дела с незначительными по сумме исковыми требованиями, а также уголовные дела по обвинению в преступлениях небольшой тяжести (в последнем случае они именуются трибуналами полиции). Следующий уровень представляют трибуналы большой инстанции, рассматривающие по первой инстанции большую часть гражданских и уголовных дел. В последнем случае они именуются правительными судами. Они не могут рассматривать уголовные дела, приговор по которым может предусматривать тюремное ключение сроком свыше пяти лет. Такие дела рассматривают суды ассизов в составе трех профессиональных судей и девяти присяжных. В отличие от англосаксонской модели суда присяжные составляют с профессиональными судьями одну коллегию и участвуют в определении наказания и решении иных правовых вопросов. Трибуналы большой инстанции и суды ассизов действуют, как правило, на одном территориальном уровне -- в департаменте.

Специализированные суды могут быть как уголовными (например, суды по делам несовершеннолетних), так и гражданскими (например, торговые суды, трибуналы по вопросам аренды и др.). В их составе нередко заседают судьи трибуналов малой или большой инстанции.

Компетенция апелляционных судов, рассматривающих дела во второй инстанции, распространяется на решения как обычных, так и специализированных судов. Кассационный суд возглавляет систему судов общей юрисдикции.

Система административной юстиции состоит из административных, апелляционных административных судов и Государственного совета, который возглавляет систему органов административной юстиции. Эти суды рассматривают споры в сфере административных отношений. Особенность этих судов заключается в том, что они состоят из чиновников, не являющихся судьями в собственном смысле слова.

Для разрешения споров о компетенции между судами общей юрисдикции и административными судами Кассационным судом и Государственным советом на паритетных началах формируется Трибунал по конфликтам. При судах во Франции создается прокуратура, подчиняющаяся министру юстиции, основная задача которой - поддержание государственного обвинения. При Кассационном суде действует Генеральный прокурор.

Специфическими органами, которые хотя и именуются судами, но не входят в судебную систему в собственном смысле слова, являются Высокий суд правосудия и Суд правосудия республики. Высокий суд правосудия состоит из 12 депутатов Национального собрания и 12 членов Сената (постоянных судей) и еще 12 заместителей судей также из числа парламентариев. При нем действует ежегодно утверждаемая Кассационным судом Следственная комиссия. Он предназначен для реализации ответственности президента и на практике ни разу не использовался. В свою очередь, Суд правосудия Республики создается в составе также парламентариев (по шесть от палаты) и трех судей Кассационного суда для рассмотрения дел об уголовной ответственности членов правительства. Его решения могут быть обжалованы в Кассационном суде. Указанные суды должны действовать на тех же процессуальных основаниях, что и обычные суды.

Статус судьи во Франции.
Статус судьи характеризуется прежде всего наличием принципа несменяемости судьи и требованием его профессионализма. Даже судья низового уровня по общему правилу должен быть профессиональным юристом. Распространено участие судей более высокого уровня в рассмотрении дел на нижестоящем уровне, т. е. судья, будучи судьей конкретного суда, работает не только в нем. Назначение судей осуществляется президентом по предложению Высшего совета магистратуры (полностью - судей Кассационного суда; в иных судах общей юрисдикции, кроме трибуналов малой инстанции, - только председателей) либо самим Высшим советом магистратуры - специально созданным для работы с кадрами судов и прокуратуры органом, формально возглавляемым президентом. Данный орган решает также вопросы об ответственности судей и прокуроров. В нем создано два отделения: одно занимается судьями, другое - прокурорами. Высший совет магистратуры состоит из представителей судей и прокуроров, избранных из состава судейского и прокурорского корпусов (по шесть человек в каждом отделении), а также лиц, назначенных президентом, палатами парламента и Государственным советом - по одному в отделение от каждого органа.

Местные органы публичной власти .
Главным представительным органом публичной власти региона выступает региональный совет. Он во Франции избирается путем прямых выборов на основе пропорциональной избирательной системы по многомандатным округам. Председатель регионального совета одновременно и руководит его работой, и возглавляет исполнительную власть в регионе. В каждом департаменте действует избираемый по мажоритарной системе сроком на шесть лет генеральный совет. Он обновляется наполовину каждые три года. Систему исполнительно-распорядительных органов возглавляет избираемый советом председатель. Представительный орган коммуны - муниципальный совет, срок полномочий которого составляет шесть лет. В зависимости от численности населения коммуны используется либо мажоритарная избирательная система, либо мажоритарная в сочетании с пропорциональной. Муниципальный совет избирает из своего состава большинством голосов мэра, возглавляющего систему исполнительно-распорядительных органов.

В департаменте предусматривается наличие представителя центральной власти - префекта (комиссара республики). Он назначается президентом по представлению министра внутренних дел. Один из префектов департамента одновременно является префектом соответствующего региона. В задачу префекта (департамента и региона) входят административный надзор за деятельностью местных органов власти и руководство работой территориальных органов центральных ведомств. Ему подчиняется административный аппарат, кроме того, ему подчинены некоторые местные подразделения центральных ведомств. Префекту подчиняются субпрефекты, действующие в пределах округов. Функции представителя центральной власти в коммуне осуществляет мэр коммуны. Префект и субпрефект могут оспорить в административном суде решение соответствующего местного органа, в случае если сочтут, что такое решение противоречит законам республики. Действие решений муниципального совета может быть ими при остановлено. Окончательно спор разрешается судом. При неспособности муниципального совета осуществлять управление местными делами он может быть досрочно распущен президентом.

Заморские территории имеют собственные законодательные и исполнительные органы власти. В каждую территорию назначается представитель государства, который осуществляет контроль за законностью деятельности местных органов власти. На Корсике создан парламент - Собрание, которое принимает законы. Оно формирует осуществляющий исполнительную власть Исполнительный совет, возглавляемый председателем Собрания. Собрание может быть распущено правительством Франции, если последнее сочтет, что нормальная работа Собрания невозможна.

Во Франции спустя неделю после второго тура выборов президента прошла инаугурация самого молодого главы государства Эммануэля Макрона. На выборах он опередил свою соперницу — главу «Национального фронта» Марин Ле Пен, набрав 66% голосов избирателей.

Церемония инаугурации во Франции — это отлаженный ритуал, механизм которого выверен до деталей.

Покидающий свой пост президент Франции Франсуа Олланд встретил своего преемника Эммануэля Макрона на ступеньках Елисейского дворца. После этого у них состоялась получасовая беседа, на которой Олланд передал Макрону ядерные коды и важные документы. Затем Макрон проводил Олланда до двери, и тот покинул дворец уже как рядовой гражданин.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Сама инаугурация началась непосредственно после встречи двух президентов. В Зале торжеств председатель Конституционного совета огласил результаты выборов и официально объявил Макрона новым президентом Франции. Ему вручили цепь Великого магистра ордена Почетного легиона, затем он произнес первую речь в качестве президента. После Макрон устроил смотр республиканской гвардии, прозвучал гимн, а пушки в комплексе Дома Инвалидов произвели 21 торжественный залп.

Новый президент проследовал в автомобиле, сопровождаемый конным эскортом, по Елисейским полям к Триумфальной арке, где возложил цветы к Могиле Неизвестного Солдата.


На церемонии инаугурации в Елисейском дворце присутствовала также жена нового президента Франции Бриджит Макрон и две ее дочери от первого брака Лоранс и Тиффани вместе со своими семьями.


Бриджит Макрон. Фото: Reuters
Младшая дочь Брижит Макрон Тиффани и ее молодой человек Антуан. Фото: Reuters

Свой первый президентский визит Эммануэль Макрон совершит уже в понедельник. Он отправится к канцлеру Германии Ангеле Меркель, как и два его предшественника — Николя Саркози и Франсуа Олланд. Сама Меркель поддерживала кандидатуру Макрона на выборах.