Путь Церкви - это всегда «золотая» середина. Все в Ней гармонично, все в ней выверено до мельчайших подробностей. Все в Ней ведет с Божьей помощью человека ко спасению. Так и со сплошными седмицами (от слова «семь», семь дней недели).

Сплошной седмицей называется неделя, в которой нет однодневных постов в среду и пятницу, когда можно вкушать все продукты. Исключением является сплошная Сырная седмица перед Великим постом, когда Своим Уставом Церковь постепенно вырабатывает у человека привыкание к посту, облегчая его рацион. Сплошные седмицы установлены, чтобы добиться нескольких целей, так сказать, в комплексе. С одной стороны - в продуктовом отношении накопить силы на пост или, наоборот, немного утешиться после продолжительного поста, как например, на Светлой седмице или святках. С другой стороны - дать человеку возможность расслабиться перед длительным и усиленным духовным подвигом: своеобразный привал перед походом или сражением. С третьей стороны - не дать нам возможности упасть в прелесть и мнить о себе, что мы «великие» постники и аскеты.

Сплошных седмиц в церковном годичном календаре всего пять:

1. Святки - с Рождества до Крещения, с 7 до 18 января (это, строго говоря, не седмица, а 11 дней).

2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого поста.

3. Сырная (масленица) - неделя перед Великим постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).

4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.

5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом) - в этом году припадает на интервал с 5 по 11 июня.

Если говорить конкретно о сплошной седмице после Дня Святой Троицы, то она связана еще и с тем, что Пятидесятница по своему значению сравнивается с Пасхой. Мы торжествуем и радуемся, что нам, православным христианам, открылось Третье Лицо Святой Троицы - Святой Дух, Который щедро излился на апостолов, утвердив Церковь, и продолжает изливаться и на нас, грешных.

Предписание о сплошной седмице после Дня Святой Троицы мы находим в апостольских постановлениях: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

Что же касается практики причащения Святых Христовых Таин в Троицкую сплошную седмицу, то они регулируются документом «Об участии верных в Евхаристии», принятом на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года. Там написано следующее: «Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица - неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: “От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся” (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, - следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития».

Примерно то же можно сказать и о других сплошных седмицах, включая Троицкую.

Будем же радоваться и веселиться, и праздновать день рождения Матери Церкви, и возвеличивать-славословить нашего Утешителя. Будем же с Божьей помощью копить силы на Петров пост, который в этом году начинается с 12 июня и продолжается ровно месяц до 12 июля. Этот пост нестрогий. Можно вкушать рыбу, кроме сред и пятниц. Но главное, конечно, исповедоваться, причащаться Тела и Крови Христовых, посещать богослужения, усилить молитвенное правило, творить добрые дела. Ведь пост - это шажочек, с помощью которого мы приближаемся к Богу.

В дни Рождественской седмицы, которая благословлена Церковью как сплошная, 10 января я решил причаститься в храме, где я являюсь прихожанином. Я причащался часто и в пост, разговлялся умеренно, в ночь перед Причастием с 12 часов ничего не вкушал, сотворил положенные молитвы. В связи с тем, что в традиции Русской Поместной Церкви подходить к Причастию без исповеди нельзя, я пошел к исповедному аналою за благословением к Причастию. Священник сказал мне, что сейчас сплошная седмица, поэтому поститься нельзя, но перед Причастием положено поститься, поэтому он меня допустить к Причастию не может. Я возразил, что отсутствие поста благословлено Церковью и не может быть причиной недопуска к Святой Чаше. К тому же с 12 часов ночи я постился и молился. А при таком подходе, когда «нельзя, а положено», путь к Чаше закрывается принципиально для мирян именно в самые светлые дни. Хоть постись, хоть не постись, не причастишься. На это священник сказал мне, что если я не монах, чтобы я шел к своему духовнику и у него причащался, и попросил меня покинуть храм. Вроде как я его оскорбил своими словами. А я прихожанин этого храма с 2000 года. То, что священник неправославно поступил, я понимаю (прочитал Ваш ответ на сходный вопрос в рубрике). Мой вопрос вот какой. Как мне дальше себя вести? Менять храм на период дней Рождества и Пасхи на тот, где священник не перекрывает доступ к Чаше в светлые дни, или еще раз пытаться объяснить этому священнику его неправоту? Если второе, то какие существуют для этого благословленные Церковью методы и способы объяснения (чтобы гордыня не помешала, по принципу «нечего мирянину батюшке указывать»).

Андрей, г. Москва.

Уважаемый Андрей, я надеюсь, что Вам не очень долго осталось ждать, и на одном из ближайших Архиерейских Соборов будут приняты весьма важные решения, очень определенно указывающие на возможность всем желающим, постившимся на протяжении многодневных постов, приступать к Святым Тайнам на Светлой Седмице и в период Святок. На сегодня же Вам вряд ли разумно будет войти в пространную дискуссию со священником, который придерживается частным образом другой точки зрения. Но поскольку Вы живете в Москве и учитесь к тому же в Свято-Тихоновском университете, то Вы наверняка сможете найти храмы, в том числе и храм Свято-Тихоновского университета, где у Вас не возникнет никаких затруднений с возможностью приобщения в Светлую седмицу и в другие сплошные седмицы церковного года.

В православном мире календарный год начинается с Рождественского поста, продолжающегося до наступления Рождества Христова. 7 января начинается сплошная седмица, именуемая Церковью Святочной, а в народе – просто Святками.

Традиционно многодневные посты предназначены для самоанализа, молитв и духовных подвигов. Во время поста существуют особые правила, которые нельзя нарушать. Как правило, неделя разделяется на понедельник, среду и пятницу, когда можно одни продукты, вторник и четверг, когда можно горячую пищу без масла, и субботу и воскресенье, когда позволительно добавить растительного масла в блюда.

Сплошные недели служат утешением после многодневных постов, помогают запасаться силами перед предстоящим духовным испытанием (постов ведь несколько), не дают мнить себя «вечно ограничивающим себя постником».

Сплошной седмицей называют неделю с понедельника по воскресенье, когда отменяют даже еженедельные посты в среду и пятницу, разрешается питаться любыми продуктами.

Такие недели зачастую являются подготовительными перед 4 основными Постами (Великий, Петров, Успенский и Рождественский пост) и привязаны к церковным праздникам.

Виды седмиц

В течение года в православном календаре Церковью установлено пять сплошных седмиц перед тем или иным постом.

Святочная седмица

Завершение Рождественского поста ознаменует начало Святочной седмицы. Строго говоря, она длится не семь дней, а 11. Седмицей охватывается период со Дня рождения Христа, во имя спасения человечества явившегося в наш мир, до Крещения Господня – с 7 по 18 января .

«Святые дни» или «Святые вечера» с древних времён почитались в Церкви. В эти дни Уставом Пр. Саввы Освященного запрещалось поститься, совершать коленопреклонения и заключать браки.

Святость сплошной седмицы нарушалась пережитками языческих праздников: к примеру, гаданиями.

Неделя Мытаря и Фарисея

Неделя Мытаря и Фарисея получила название благодаря одноимённой притче из Евангелия от Луки, рассказывающей о необходимости смирения, а не гордости и возвышения своих достоинств.


Мытарь и Фарисей – герои притчи, пришедшие на покаяние. Второй убедил себя в собственной возвышенности и приближённости к Богу настолько, что перестал замечать собственную гордыню, а первый искренне признал свои грехи и попросил о прощении.

Эта Неделя является одной из череды подготовительных седмиц накануне Великого Поста.

Церковный Устав не устанавливает точной даты сплошной седмицы, потому что она привязана к дате Пасхи. Такая неделя должна обязательно состояться за 14 дней до начала поста.

Неделя о блудном сыне

Перед Великим Постом существует ещё одна подготовительная седмица – Неделя о блудном сыне. Евангелие от Луки содержит притчу, повествующую об истории отца и сына. Блуждающий по миру сын, прогулявший все, что было за душой и было дано отцом, возвращается домой, чтобы искренне молить о прощении, и получает его.


Проводя аналогию, перед Великим Постом необходимо покаяться в грехах и вернуться в лоно церкви, надеясь на милость Его.

Неделя о Страшном Суде

Последние 7 дней перед Великим Постом в православии на литургиях читается Притча о страшном Суде, а вся неделя посвящена памяти об усопших, отпетых и не отпетых церковью. В эти дни следует вспомнить о том, что Бог есть справедливый судья, а не только милостив.

Масленица

Языческая Масленица фактически слилась с последней подготовительной перед постом сплошной Сырной седмицей, которую почитают Православные церкви. В христианском смысле во время Сырной недели необходимо посвятить себя общению с ближними, примирению с ними.

Возникновение такой церковной традиции связано с обетом византийского императора Ираклия І, ведшего изнурительную войну с персами. Он дал обет не употреблять мясной пищи за неделю до старта Великого Поста, и, когда была одержана победа, Церковь включила такое правило в Устав.

Отличительной особенностью Сырной седмицы являются ограничения в еде, связанные с близостью поста. На этой неделе есть можно рыбу, молочные продукты, сыр и яйца, а мясные блюда уже нельзя.

Светлая седмица

В течение пасхальной недели Иисус несколько раз встречался со своими учениками, пока они окончательно не поверили в произошедшее. Последняя встреча Спасителя была с апостолом Фомой, который дольше всех отказывался верить в воскресение Господне и хотел увидеть раны и убедиться в чуде.


Христос подарил ему такой шанс, лично посетив Фому, возвратив ученика на истинный путь. Пример апостола показывает, что Церковь не закрывает дверь перед человеком, который хочет поверить, но не имеет внутренних сил для этого.

Светлой неделей называют первую седмицу после Пасхи — время радости, счастья, великого чуда.

В это время все богослужения будут подобны пасхальному.

Категорически запрещается соблюдать пост, аскезу и даже совершать коленопреклонения. Сплошной седмицей люди отмечают Воскресение Господне: радуются и веселятся. Есть во все дни можно любую пищу.

Троицкая неделя

Последней в календарном году сплошной седмицей является Троицкая, следующая за праздником Святой Троицы – Днём Рождения Церкви. По преданию, именно в этот день Святой Дух снизошёл к апостолам и даровал им знание языков.


Всего таких даров, согласно Библии, было 9, включая дар языков. Святой Дух снизошёл к верующим, даровав им возможности для привлечения к Церкви тех, кто не обладает верой, назидания себя и других.

В течение недели можно будет кушать всё, что угодно – ограничения Поста впереди.

Конец Троицкой недели является также и началом летнего Петрова (Апостольского) поста, который имеет различную продолжительность, но всегда завершается 12 июля – в День Петра и Павла.

Православные посты и седмицы неотделимы друг от друга: первые дают возможность совершить духовный подвиг, очиститься и заняться самоанализом, вторые же дают время отдохнуть от аскезы, ощутить другую сторону жизни. Важно при этом помнить, что сплошные седмицы даются не для сплошного веселья, а веселья обдуманного – каждая из них наполнена внутренним смыслом, открытым для верующих.

Если чего-то не понимаете, ваша вера не крепка или вы ищете наставника, сходите в церковь. Обратитесь с молитвой к Богу или поговорите со служителем.


Друзья, одна из последних передач "Православной энциклопедии" была посвящена теме причащения.

Ответы давал священник Алексий Уминский .

Мне показалось, что ответы его очень интересны, и очень порадовал разумный, "человечный" подход отца Алексия.

Предлагаю их Вашему вниманию в небольшом сокращении с моей разбивкой на подтемы.

О частоте причащения.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Отец Иоанн Крестьянкин говорил: «Жизнь христианина – жизнь благодатная. Эта жизнь – общение с Господом. Самым действенным, самым близким это общение бывает через Причащение Святых Тела и Крови Христовых. Поэтому с самых первых веков христиане поставили главным благом частое Причащение».

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Я очень рад тому, что у Вас есть столь горячее желание причащаться на каждой Литургии. Не только святитель Игнатий Брянчанинов, но и очень многие святые отцы, в особенности, ранние отцы Церкви, говорили о том, что христиане всегда причащались за каждой воскресной Литургией. Частое Причащение – совершенно естественное и нормальное желание для каждого христианина. Я Вас в этом поддерживаю и очень за Вас радуюсь!

Причастие и дети.

Телезрительница: –Я – кормящая мама, моя дочери только 2 месяца, и она еще некрещеная. Перед ее Крещением надо ли мне причащаться и поститься?

Ведущий – священник Алексий Уминский: – По традиции нашей Церкви детей крестят на 40-й день после рождения. Если Вы к этому времени уже способны причащаться, то, конечно, хорошо бы перед крещением ребенка прийти в церковь, получить разрешительную молитву от священника и самой причаститься Святых Христовых Таин. Постится Вам, как кормящей матери, перед причащением, конечно же не надо.

Телезрительница: – У меня трое маленьких детей. Я не всегда могу подготовиться к причастию, вычитать правило, да и выстоять с детьми всю Литургию невозможно. Как мне быть?

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Это очень важный вопрос. Каким образом причащаться вместе с детьми? Понятно, что когда дети маленькие, их необязательно приводить к самому началу Литургии, а можно привести к самому Причастию. Маленьких перед Причастием можно и покормить. Но когда родители хотят причащаться вместе с детьми, возникают проблемы. В нашем храме на время службы родители приводят своих маленьких детей в приходской дом, и кто-то из прихожан с ними занимается, а потом приводит в храм на Причастие. Или же родители приходят в храм с детьми к самому концу литургии, и перед Причастием выходит второй священник и исповедует их. Очень важно, чтобы вся семья – и дети, и родители – могли причащаться вместе.

Телезрительница: – С какого возраста дети при подготовке к Причастию должны читать три канона и Последование?

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Мой ответ может Вас удивить: я думаю, что дети не должны читать каноны и Последование. Это – правило создано для взрослых, которые имеют возможность внимательно и последовательно готовиться к Причащению. Для детей же это правило невыносимо, оно лишь ставит препятствие на их пути к Богу. Дети молятся по силам. Может быть, ребенку достаточно одной-двух молитв. По мере взросления ребенка это правило будет немного увеличиваться, но никогда не должно становится препятствием к Причащению.

Причастие на сплошной седмице.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Церковь сама регулирует посты. Церковь на сплошной седмице отменяет пост в среду и пятницу, но литургии все равно в эти дни совершаются, значит. Церковь все равно всех нас в эти дни призывает к Богу. На сплошной седмице можно причащаться без поста.

Пост перед причастием для больных.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Те, кто страдает такой тяжелой болезнью, как диабет, могут перед Причастием и сделать укол, и покушать, – это не является препятствием для Причащения. Все, кому по болезни необходимо принимать с утра лекарства, могут это сделать перед Причастием. Еще до революции по этот вопрос рассматривался на специальном заседании Священного Синода, где было благословлено принимать лекарства перед принятием Святых Христовых Таин.

Правила для священнослужителей.
– Среди мирян существуют общеизвестные стадии подготовки к принятию Святых Таин: пост, исповедь. А у священнослужителей тоже есть исповедь и пост?

– Конечно, как и у всех православных христиан у священнослужителей есть и исповедь, и пост. Но священнослужители исповедуются не перед каждой Литургией, а время от времени у своих духовников или у духовника епархии. То же самое относительно поста. Священнослужители не соблюдают специальных постов перед каждой Литургией, но держат все посты, установленные Церковью, а еще среду и пятницу. Те миряне, кто часто причащается (например, каждое воскресенье) тоже могут не держать строго посты, а, с благословения духовника, соблюдать среду и пятницу и приступать к Таинству Причащения.

Строгость дисциплинарных требований.
Телезрительница: – У меня большое желание причащаться почаще. Но я много работаю и не могу поститься каждый раз пять дней, и вычитывать большое правило. Могу ли я как-то сократить подготовку?

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Как раз об этом я уже начинал говорить. Действительно, многие христиане жаждут причащаться как можно чаще, и, естественно, соблюдать многодневный пост не каждому возможно. В нашей Церкви и так уже много постов и постных дней. Поэтому тем, кто желает причащаться часто, достаточно поститься в среду и пятницу, как уже советовал отец Димитрий в нашем сюжете, и можно, когда много работы и накапливается большая усталость, сокращать и само Правило перед Святым Причащением, по благословению своего духовника.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Отвечая на Ваш вопрос, я хотел бы процитировать слова святителя Игнатия Брянчанинова: «Человек не должен становиться рабом молитвенного правила». К правилу нужно относиться так же, как Христос заповедал относиться к субботе, говоря: «Не человек для суббота, а суббота для человека» (Мк 2:27). Готовясь к Причастию, думаю, стоит брать на себя посильное молитвенное правило. Также можно подготовку к Таинству Евхаристии распределить на всю неделю, читая каждый день по канону.

Через полгода, в ноябре в Москве пройдет большая научная конференция, посвященная церковным Таинствам, и мы еще вернемся к этой теме.

Уважаемая посетительница нашего сайта, традиции подготовки к Причастию во время сплошных седмиц - на Светлой Седмице, на Святках, в другие установленные Церковью недели, когда отменяются посты по средам и пятницам, могут различаться в разных епархиях и даже в разных приходах. Однако по логике церковного устава, который предлагает нам время для покаяния и анализа наших личных грехов и время для радости об общем церковном торжестве, когда нам следует прекратить много думать о себе, вспомнить, что никогда не бываем полностью достойны Божественной милости, и просто с благодарностью Богу радоваться Его празднику.

Церковь, безусловно, предлагает каждую Божественную литургию как службу, на которой зовет своих чад к приобщению Святых Христовых Таин. Нет литургии, на которой нельзя было бы причащаться. Это внутренне противоречиво, это абсурдно, что может быть такого рода богослужение, которое, будучи литургией, при этом предполагает запрет на причащение. Другое дело, что в советское время, оправданно, сложилась практика, что священники многим не рекомендовали причащаться на святки и на Светлой неделе. Кому не рекомендовали? Тем людям, которые за церковную жизнь держались самым-самым краешком: приходили освятить куличи, могли прийти на ночное пасхальное или рождественское богослужение, и, видя, что другие идут, тоже шли причащаться. Такой стадный коллективизм был тогда для общества свойственен, и невольно привносился и в ограду Церкви. Конечно же, людям, ничего не понимающим, толком не готовившимся, может быть, в середине службы пришедшим вдруг идти причащаться было бы, скажем так, духовно неполезно.

Давайте подумаем, как же нам поступать теперь. Наверное, для человека, который говел Великим и рождественским постом, готовился, молился, причастился в канун или в самый праздник Рождества Христова или Пасхи Христовой, священник может дать благословение на то, чтобы этот человек, если душа его просит и в дни Святок, и в дни Светлой недели, почитав правило, помолившись, не устрояя для себя каких-то постов, которые возбранены Церковью в это время, но и не допуская, конечно, чрезмерностей в переедании и винопитии, причащался Святых Христовых Таин, и в этом смысле праздники были для него духовным торжеством, а не поводом к опивству и обжорству. И это дело доброе, издревле установленное в Церкви. Другое дело, что если человек пользуется какой-то странной логикой: вот, сейчас Святки, пост Церковью запрещен, литургия служится, я могу правило почитать, коротенько исповедоваться (какая уж там серьезная исповедь на Святках) благословение получить, и пойду-ка я без поста причащаться, какой я хитрый! Но можно ли с такой логикой идти к Чаше Тела и Крови Христовой? Имея это различение, сделайте выводы, применительно к ситуации тех людей, о которых Вы спрашивали.

В жизни человека должна быть иерархия ценностей. Важно воспринимать Святки не как повод для того, чтобы по полной есть, пить, гулять и веселиться, а время для того, чтобы, во-первых, радоваться о Христе Родившемся, посещать богослужения, во-вторых - делиться этой радостью с нашими близкими в дружеском и родственном общении, а в-третьих, если такая возможность предоставляется, и дать некоторый отдых нашему телесному составу. Хорошо также сотворить некие дела милосердия: посетить больных, помочь какому-нибудь бедному монастырю. Ведь Святки - это именно святые дни.