Видимо, прав был старик Фрейд – многие комплексы взрослого человека складываются еще в детстве. Вот, например, беговые лыжи... Как вы думаете, что вам ответят припорошенные снегом прохожие на вопрос «Нравятся ли вам беговые лыжи?»

Процента два скажут, что «Да, нравятся», и что де они бегают почти ежедневно – порадуемся за них, это редкие счастливчики, которые уже никогда не бросят любимое занятие.
Остальные поделятся примерно пополам, одна половина скажет «Да» и представит себе, как крайний раз, года два назад, они неспешно топали по красивому-красивому лесу, и именно эта неспешная ходьба и есть в их понимании беговые, вернее было бы «ходовые», лыжи.
Вторая половина опрошенных скажет: «Бррр… нет, не нравятся…» и с содроганием вспомнит, как «садюга» физрук мучил этими дровами, палки норовили оторвать руки, а натирающие мозоли ботинки и вечно болтающиеся крепления довершали истязание юной плоти.
Так на ранних стадиях жизни, из-за плохого, негодного снаряжения и, как следствие, получаемого отрицательного опыта мы теряем вкус к, вообще говоря, очень полезному для здоровья и на самом деле приятному времяпровождению.

Давайте попробуем исправить ситуацию, взять нормальную лыжно-беговую комплектацию и еще раз попробовать начать все сначала!

Сегодня поговорим о креплениях.
Итак, крепления...
Именно они позволяют точно передавать усилия и задавать направление скольжения лыжи при движении и классикой, и коньком. Без качественного крепления остальное, даже правильно подобранное оборудование не доставит Вам радости, а во многих случаях может быть просто опасно. Представьте себе автомобиль, у которого руль имеет очень слабую связь с колесами.

Сегодня в розничной продаже можно видеть три вида креплений.
Устаревшие NN 75 (Nordic Norm 75мм) имеют единственное достоинство – минимальную цену. В народе данный вид крепления называют еще рантовыми. Необходимо отметить, что NN 75 плохо фиксирует стопу относительно лыжи. Мысок ботинка крепится с помощью металлической скобы за стержни жестко, но подошва не придает достаточной продольной и поперечной жесткости. О коньковом стиле практически можно забыть. Классическим - чуть лучше. Только чуть, так как при движении вперед осуществляется сгибание ступни вместе с подошвой. Тут бы помогла удобная колодка ботинка, но таких ботинок уже не выпускают (дешевая ценовая группа). Материал ботинок также оставляет желать лучшего.

При движении на спусках затруднено управление лыжами ввиду не закрепленной пятки и мягкой подошвы.
Справедливости ради нужно отметить, что это все же лучше, чем «дедушкины» ботинки 19ХХ года на N-размеров больше.
Но прежде, чем окончательно решиться, сравните намного ли дороже простейшие варианты систем, описанных ниже. Как никак вы же делаете покупку на несколько лет. Лыжи ломаются, а крепления остаются.

Следующие два стандарта креплений принадлежат к устройствам нового поколения, это две различные и увы, не совместимые между собой системы – SNS , разработка фирмы Salomon, и NNN, разработка фирмы Roteffella.
Сравнивать эти системы креплений и вынести вердикт в пользу той или иной - крайне неблагодарное и довольно бесперспективное занятие. И SNS, и NNN - устройства очень высокого уровня. Замечу только одно, что спортсмены мировой лыжной и биатлонной элиты используют обе системы.

Обе системы основаны на применении систем флексоров (демпферов - резина или пружина), а также направляющих.
Подошвы ботинок NNN и SNS систем позволяют хорошо контролировать лыжи, как при классическом, так и коньковом ходе, сами крепления имеют специальные направляющие для дополнительной стабилизации.

В обоих системах есть крепления туристического уровня, зачастую даже с автоматическим застегиванием (необходимо только вставить мысок в крепление). Туристические крепления могут использоваться для прогулочного универсального (комбинированного) применения, т.е. для начинающих вполне подойдут.
Комбинированное применение означает возможность использовать крепления, как для конькового хода, так и для классического.




Система стандарта SNS разработана исторически раньше NNN. Самое основное внешнее отличие в том, что крепление имеет всего одну продольную направляющую.

Все семейство SNS делится на два типа SNS Profil и SNS Pilot.
SNS Profil может предназначаться для классического (Classic) комбинированного(Combi) и конькового (Skate) хода. Отличия между типами SNS profil сводятся к применению флексеров различной жесткости.
SNS Pilot предназначен только для конькового хода. Имеет вторую ось крепления и вместо резинового флексора использует пружину.



При выборе между Pilot и Profil важно понимать, что если ботинки с подошвой SNS Pilot еще можно будет использовать с креплениями SNS Profil, то наоборот, ботинки SNS Profil с креплениями SNS Pilot, - не удастся.
Система SNS используется следующими компаниями-производителями лыжных ботинок: Salomon, Adidas, Fischer, Alfa, Hartjes.




NNN (New Nordic Norm) – более поздняя разработка. Имеет две продольные направляющие для стабилизации подошвы ботинка. Крепления данной системы также имеют модификации для классического и конькового хода, а так же для универсального применения. Аналогично SNS назначение определяется жесткостью флексоров.
В креплениях высокого уровня для конькового хода (R3 Skate и R4 Skate) есть дополнительный флексор, но и его можно легко снять, превратив крепления в универсальные.




Любой ботинок стандарта NNN можно применять с любым креплением стандарта NNN. Исключение составляет вариант NNN для бэккантри.
Система NNN используется фирмами выпускающими ботинки: Rossignol, Alpina, Atomic, Madshus, Karhu.

Год назад, в январе 2005, этот же консорциум анонсировал выпуск еще одной системы NIS (Nordic Integrated System), позволяющие устанавливать крепления на лыжу без использования шурупов, только вот лыжи должны быть с платформой NIS, т.е. с интегрированными в поверхность направляющими. Дело хорошее, но рекомендовать сразу бежать и покупать такие комплекты не буду. Поживем, увидим.

Текущая реальность такова, что в беговых лыжах, в отличие от горных, ботинки связаны с тем или иным стандартом креплений.
Так что, при отсутствии явных потребительских отличий между SNS и NNN, главным критерием выбора становится именно ботинок. Рекомендую вначале выбирать подходящие по колодке (удобные), назначению (стилю катания), дизайну ботинки, а затем ботинки уже автоматически определят стандарт креплений.

В любом случае, если есть сомнение, задайте вопрос консультанту – настоящий специалист поможет и обстоятельно объяснит свою точку зрения, почему лучше поступить так, а не иначе.

Шахов Сергей

Установка лыжных креплений – этим искусством должен был владеть каждый советский гражданин, потому что во времена СССР никаких специальных мастерских для этого не было. Да и в голову никому, тем более, бывалому туристу, не приходило обращаться за платной помощью в этом элементарном деле. Тем более, что раньше, как и сейчас, в состав комплекта входила инструкция по установке лыжных креплений.

Правильная установка лыжных креплений начинается с ее прочтения, что, как правило, делается . Советуем точно соблюдать пошаговые рекомендации, где учтена специфика монтажа в зависимости от их вида.

Но если вы умудрились потерять инструкцию — читайте наш рассказ с пошаговыми фото, в котором подробно описана установка полужестких лыжных креплений.

Полезные статьи:

Крепление лыжное полужесткое: как установить правильно?


Шаг 1.
Найдите центр тяжести лыжи, положив ее на любой предмет небольшого размера, например, на строительный уголок или ручку отвертки. Она должна быть уравновешена — носок и запяток висеть в воздухе. Над этим местом, на лыже прочертите линию. Это и будет центр тяжести.


Шаг 2.
Возьмите крепление, положите его на лыжу таким образом, чтобы его передний край лег на очерченную линию. Аккуратно, не сдвинув крепление с места, вставьте в него ботинок, в котором собираетесь идти в поход (если собираетесь идти в бахилах, то и ). Подправьте так, чтобы подошва ботинка, его носок и пятка, находились по центру лыжи. Только в этом случае вам гарантирована правильная установка лыжных креплений.


Шаг 3.
Аккуратно, придерживая в таком положении крепление, снимите ботинок. Сразу поставьте метки карандашом через отверстия в креплениях. По этим меткам просверлите небольшие отверстия дрелью (сверлом 1,5-2 мм в диаметре). Или проделайте их шилом.

Заверните шурупы, прилагаемые в наборе к креплениям, отверткой или шуруповертом.

Шаг 4. Прикрепите трос и вставьте ботинок в крепление. Максимально возможно раскрутите бегунок лягушки, таким образом, чтобы он оказался на самом конце болта.

Вставьте трос в бегунок. Защелкните лягушку и рукой натяните ее как можно дальше к носку лыжи. Отметьте место ближайшего к носу отверстия для установки лягушки. Второе будет закрыто лягушкой, поэтому сначала просверлите одно отверстие (но не на сквозь, не более, чем на 5 мм вглубь), вкрутите в него шуруп, затем, раскройте лягушку и по месту второго отверстия вкрутите второй шуруп.

На сегодняшний день, как правило, для беговых лыж всех категорий используются две конкурирующие системы креплений - SNS (разработчиком является компания SALOMON ) и NNN (разработчик - ROTTEFELLA ), а так же их модификации.
Методики установки креплений различных конструкций на лыжи могут значительно различаться, но при установки любых видов креплений неизменными остаются требования: обеспечить управление лыжей и маневренность движения, обеспечить надежность соединения лыжного ботинка и лыжи, сохранить прочность лыжи в месте установки крепления.

Необходимо так же учитывать, что рабочие свойства лыжи зависят от положения установленного крепления и от качества и надежности установки крепления на лыжу.

Установка креплений на беговые лыжи

Обе указанные выше системы имеют широкие линейки различных моделей креплений нацеленных на самые разнообразные группы пользователей - от лыжных гонщиков олимпийского уровня, до детей, любителей прогулок и лыжных туристов.
В зависимости от назначения крепления различаются весом, прочностью, жесткостью фиксации ботинка. Но для всех видов креплений неизменными остаются требования - обеспечение:

  • необходимой надежности фиксации ботинка и лыжи,
  • маневренности и управления лыжей,
  • сохранение прочности и надежности лыжи.

Практически все современные системы лыжных креплений для беговых и прогулочных лыж обеспечивают сочленение ботинка и крепление с помощью скобы в подошве ботинка, которая захватывается креплением. Для традиционных видов креплений всех систем - и Salomon SNS и Rottefella NNN стандартом считается установка крепления таким образом, чтобы ось крепления скобы ботинка совпадала с осью центра тяжести лыжи.
Фирмы производители лыж стремятся обеспечить оптимальные свойства лыж именно для случая установки крепления по центру тяжести. При этом обеспечивается максимальная прочность лыжи, оптимальная «работа» - соотношение жесткости и эластичности лыжи, наилучшая балансировка и управляемость лыжи. К сожалению, при потоковом производстве лыж, особенно при использовании натуральных материалов, достичь абсолютной идентичности лыж практически невозможно. Поэтому большим шагом стало создание системы NIS, которая не только значительно облегчает процесс установки крепления на лыжу, но и позволяет найти оптимальное положение крепления на лыже.
Как правило, современные лыжи в зоне установки креплений имеют специальную платформу, обеспечивающую необходимую прочность и надежность фиксации крепления на лыже. Но неумелыми действиями при установке креплений можно нарушить внутреннюю структуру лыжи, что приведет к снижению ее прочности и к печальным поломкам.
Для установки крепления на лыжу желательно пользоваться специальным инструментом, который обеспечивает удобство и надежность работы.
Для установки креплений потребуются:

  • кондуктор или шаблон для разметки отверстий на лыже;
  • линейка ,
  • сверло (диаметром 3,6мм или 3,4мм),
  • дрель,
  • карандаш или маркер для разметки,
  • клей,
  • отвертка
  • пара лыж и пара креплений.

Разметка

С помощью линейки находим центр тяжести лыжи и помечаем его маркером.

Для разметки отверстий лучше всего воспользоваться специальным «кондуктором», который позволяет точно позиционировать положение сверла.

Устанавливаем кондуктор, который соответствует типу крепления - Salomon SNS или Rottefella NNN , таким образом что бы совпали размеченный центр тяжести на лыже и соответствующая метка - SKI BALANCE на кондукторе.

Если такого кондуктора нет, то можно воспользоваться бумажным шаблоном. Как правило, крепления комплектуются таким бумажным шаблоном .

Если же нет и бумажного шаблона, то можно просто приложить к лыже устанавливаемое крепление таким образом, что бы совпала разметка центра тяжести на лыже и ось фиксации скобы ботинка. Отверстия, указанные на шаблоне помечаются карандашом или небольшим нажатием шила через отверстия крепления. Но этот способ разметки отличается очень низкой точностью, поэтому мы крайне не рекомендуем так делать. При этом необходимо учитывать, что современные крепления имеют смещающиеся детали и разметка отверстий под шурупы, фиксирующие платформу, должна производиться при закрытом и собранном креплении, иначе Вы получите смещение отверстий на 1-2 см.

При установке обязательно используйте шаблон или кондуктор соответствующий типу креплений. Обратите внимание - на снимке хорошо видно что для креплений системы Rottefella NNN все отверстия крепления сверлятся впереди оси центра тяжести, а на креплениях системы Salomon SNS - ось центра тяжести проходит под креплением.

Сверление отверстий

Для сверления отверстий желательно использовать дрель с регулировкой оборотов и специальные сверла, которые обеспечивают необходимый диаметр и глубину отверстия.
При использовании специализированного оборудования:
специальное сверло имеет расширение, которое обеспечит центровку сверла в отверстии кондуктора и остановку сверла на необходимой глубине. Сверление производится с легким нажатием на средних оборотах.
При сверлении стандартными сверлами, для установки креплений Rottefella используется сверло 3,4мм , для установки креплений Salomon сверло 3,6мм . Глубина сверления - 10мм.

Установка крепления

Перед установкой крепления отверстия необходимо залить клеем для установки креплений, клей заливает трещины оставшиеся после вкручивания шурупа и обеспечивает гидроизоляцию и дополнительную прочность. Если отверстию не обеспечена гидроизоляция, то при использовании лыж вода будет проникать в полость лыжи и приводить к гниению внутренних структур лыжи и поломкам, это особенно характерно для лыж с сотовой структурой и изготовленных с использованием натуральных материалов.
В сервисных центрах используются специальные фирменные клеи Salomon и Rottefella. Возможно использования клея ПВА, он обеспечивает необходимую герметичность и дополнительную прочность.
Использование эпоксидных смол крайне не желательно, т.к. растворители смолы могут повредить элементы конструкции лыжи, особенно лыжи с пенопластовыми сердечниками.
Крепление к лыже приворачивается с полной фиксацией, люфты совершенно не допустимы.
После установки необходимо дать высохнуть клею в течении 10-12 часов.

Установка креплений на лыжу с предустановленной платформой NIS

Использование креплений системы Rottefella NIS значительно облегчает процесс установки креплений, а так же позволяет производить регулировку положения крепления на лыже относительно центра тяжести.

Для использования креплений NIS нужны специальные лыжи с соответствующей платформой. На сегодняшний день таки лыжи выпускаются фирмами Madshus и Rossignol.

Для установки крепления на лыжу крепление заводится по направляющим до «щелчка».

Так же по направляющим устанавливается подпятник. Подпятник фиксируется в нужном положении с помощью специального ключа, который прилагается к каждой паре креплений.

Для более дешевых моделей креплений установка подпятника не требует специальных приспособлений.

Система NIS позволяет найти оптимальное положение крепления на лыже для каждой пары лыж, с учетом текущего состояния трасс и погодных условий. Регулировка положения крепления может производится перед каждой тренировкой или даже во время тренировки. Регулировка осуществляется тем же специальным ключом - крепление смещается на заданное число «щелчков» и фиксируется в новом положении.

Скорость и простота установки креплений таким образом выходят на новый уровень. Помимо этого, можно менять крепления без какого-либо ущерба для лыж.

В магазинах Спортивная Линия работают специалисты, которые на специальном оборудовании помогут Вам быстро и качественно установить крепления. При покупке лыж и креплений в наших магазинах установка креплений производится бесплатно.

Лыжи сегодня производят самого разного назначения – для новичков и опытных спортсменов, для бега или гор.

Соответственно, модели различаются по материалам, из которых они изготавливаются, длине и ширине и обязательно по типам креплений.

Поскольку от выбранных креплений зависит выбор лыжной обуви, а иногда требуются даже особые конструктивные решения в устройстве самих лыж, вопрос с ними следует решать в первую очередь.

Крепления ретро-стиль

Считаются устаревшими, но все еще используются крепления, известные как NN-75 . Это те устройства, что родители нынешних спортсменов привыкли именовать жесткими.

Состоят они из пластины со штырьками и прижимной скобы. Ботинки для таких креплений должны иметь соответствующие отверстия в подошве.

Такие крепления очень дешевы, но постепенно вытесняются другими конструкциями.

Утверждается, что они не позволяют использовать коньковый ход (хотя советским лыжникам-непрофессионалам это как-то удавалось). Но факт, что эта система оставляет пятку незафиксированной.

Современная мода — SNS и NNN

Наиболее распространенные сегодня типы креплений для беговых лыж называют SNS и NNN . Каждая из них требует особого типа обуви, совместимость между ними отсутствует (хотя она возможна внутри одной группы креплений).

Обе эти системы отличаются наличием вместо штырьков своеобразных направляющих (в первом случае – одного, во втором – двух), которые надежно фиксируют ногу с помощью аналогичных желобков в подошве ботинок.

Оба типа крепления различают по жесткости. Определяется она показателями резинок, в которые упирается ботинок при толчке. Их можно различать по цвету либо нанесенной числовой маркировке. Крепления SNS для конькового хода выпускают иногда со специальными пружинами вместо резинок.

Система NNN же отличается более близким к стопе (почти под пальцами) расположением фиксирующей пружины, что также облегчает перемещение «коньком».

В обоих этих типах присутствуют разновидности, застегивающиеся автоматически и требующие работы руками. Опытные спортсмены обычно выбирают SNS с ручным застегиванием (они надежнее), а новички – NNN с автоматикой (они дешевле). Крепления этих типов подходят под любой размер обуви.

Техническая новинка NIS

Еще один тип лыжных креплений для беговых лыж появился в 2005 году. Его условное обозначение – NIS . Разница здесь не в принципе фиксации ботинка, а в подходе к идее установки самих креплений на лыжах.

Их можно крепить без шурупов, очень быстро, а также передвигать вдоль лыжи. Проблема в одном – для этого годятся только лыжи, на которые фабричным способом уже установлена соответствующая платформа.

Специальной обуви в этом случае не нужно – подойдут ботинки с подошвой стандарта.

Если же спортсмен намерен делать на лыжах только первые шаги, ему лучше первое снаряжение приобретать сообразно рекомендациям консультанта-профессионала.

И не нужно стремиться немедленно купить все самое дорогое – такое оборудование предназначено для профессионалов, а новичкам подойдут совсем другие модели и конструкции.

Видео по теме креплений

Естественно, лыжи – одна из самых важных составляющих снаряжения лыжника, но далеко не всё. Понадобятся и крепления, и специальные ботинки. А их многообразие введет в растерянность любого новичка в лыжном спорте. И чтобы определиться с выбором этого лыжного снаряжения, перед походом в магазин полезно будет ознакомиться с тем, на что стоит обращать при покупке.

Выбор ботинок

В первую очередь стоит подобрать наиболее удобные для себя ботинки, а потом уже и присматривать и соответствующие лыжные крепления. Поэтому описание начнем именно с лыжных ботинок.

Ботинки для беговых лыж, как и лыжи, делятся на три типа по предполагаемому стилю катания и на четыре – по целевой аудитории.
В зависимости от стиля катания на беговых лыжах вам понадобятся ботинки:

  • для конькового стиля нужен высокий ботинок с жёстким манжетом для фиксации ноги. Нагрузка на ногу при этом стиле выше, потому наличие манжета обязательно – без него лыжник может повредить ногу;
  • низкий ботинок с мягкой подошвой идёт для традиционного стиля;
  • есть ещё универсальные ботинки, они идут со съёмной жёсткой манжетой или без неё, с умеренно жёсткой подошвой.
По целевой аудитории лыжные ботинки делятся на следующие группы:
  • ботинки для профессионалов. Такие ботинки подвергаются самой большой нагрузке, и потому при их производстве большое внимание уделяется надежности и качеству. На профессиональных ботинках для беговых лыж применяются новейшие технологии, поэтому в них редко встретишь кожаные элементы – есть синтетические материалы, по многим параметрам превосходящие кожу. Ботинки для профессионалов дороги, но и прослужат они довольно долго;
  • ботинки для спортивного туризма. К этим ботинкам тоже предъявляются серьёзные требования. Их в основном приобретают туристы с большим опытом, а также альпинисты. Ботинки для спортивного туризма делают удобными и для пешего перехода, без лыж, если это потребуется. Их чаще всего делают комбинированными, со сменной манжетой, материалом служит натуральная кожа с синтетическими вставками. Они должны быть надёжными и прочными, удароустойчивыми;
  • ботинки для оздоровительных лыжных прогулок. К таким ботинкам не предъявляется высоких требований, поэтому есть и дорогие, и подешевле: в зависимости от материалов, из которых сделаны ботинки;
  • ботинки для детей. Детские ботинки должны быть удобными, прочными и тёплыми. Кроме того, они должны и легко надеваться, и легко сниматься.
На ботинках для беговых лыж в основном используются шнурки. Если отпустить шнурки на ботинке, так чтобы его можно было свободно обуть, шнурки не должны выпадать через самое верхнее отверстие для шнуровки, т.е. быть достаточно длинными. Правильно зашнурованный ботинок, с одной стороны, надёжно фиксирует ногу, а с другой – не сдавливает её. Бывает, что в верхней части ботинка дополнительно есть липа – она защищает от попадания снега в ботинок и служит дополнительным фиксатором.
Приобретать лыжные ботинки без примерки ни в коем случае нельзя, а при примерке обязательно надевайте носки. Это могу быть либо специализированные носки для занятия лыжным спортом, либо шерстяные – не тонкие, и не толстые. Лыжный ботинок ни в коем случае не должен жать. С другой стороны, в чересчур свободных ботинках будет трудно управлять лыжами.
Итак, примеривая ботинок, надо в нём пройтись, постоять, оторвать пятку от пола – внутри ботинка пятка должна плотно прилегать к подошве, не отрываться от нее. МирСоветов также рекомендует обратить внимание на то, что образующаяся при подъёме пятки складка в области подъема стопы не должна давить на пальцы. Если же ботинки не подходят под эти критерии – это значит, что они вам не подходят.
Кроме того, если выбираются ботинки для конька, то манжета должна хорошо держать ногу, но не сдавливать или мешать её движению. Вообще, что касается жёсткости ботинка, то для конькового стиля катания она самая большая, для классики – самая малая, ну и для комби – средняя.

Строение горнолыжных ботинок принципиально отличается от строения ботинок для беговых лыж. Горнолыжные ботинки состоят из двух элементов – внешнего ботинка и внутреннего сапожка.
Внешний ботинок отвечает за импульс, передаваемый лыжником во время движения – чем жёстче ботинок, тем лучше слушаются лыжи.
Разные фирмы по-разному обозначают жёсткость горнолыжных ботинок. Одни фирмы характеризуют их просто: «мягкие», «жёсткие». Другие, а именно, Nordica и Salomon, вывели абсолютную величину жёсткости – килограмм силы на градус прогиба (имеется ввиду сгибание вперёд). Для новичков МирСоветов рекомендует ботинки с жесткостью в пределах 15-60 кгс/град. Для уже освоившихся и обладающих базовыми навыками катания на лыжах эта планка поднимается до 40-80 кгс/град. Далее, когда вы уже будете вполне уверенно стоять на лыжах – стоит присматриваться к горнолыжным ботинкам жесткостью 60-90 кгс/град. А жесткость 115 кгс/град и более рассчитана на тех, кто занимается лыжным спортом профессионально, их в рассмотрение пока брать не стоит.
Вообще, жёсткость внешнего ботинка может быть отрегулирована – но если лыжник впервые стоит на лыжах, это ему, конечно, не поможет. Регулировка жесткости рассчитана на продвинутых лыжников. В зависимости от склона или прикладываемых усилий она может быть немного изменена.
На передней части голенища расположены металлические или пластиковые застёжки-клипсы, оснащённые регулировкой длины для более чёткого и комфортного фиксирования ноги. Количество клипс может быть от 1 до 4 на ботинок.
Кроме клипс, ботинки могут быть снабжены винтами, предназначенными для разных целей. Например, при откидном заднике, такой винт встроен в большую клипсу, при его закручивании внутри ботинка затягивается фиксирующая ногу лента.
В горнолыжных ботинках также может присутствовать силовой ремень, который фиксирует манжету (голенище) по верхней ее части.
Сама манжета может регулироваться по наклону вперёд и назад, что служит для более точной подгонки ботинка под стойку лыжника. Дополнительно в горнолыжных ботинках может быть еще одна функциональная возможность, называемая кантингом. Эта опция позволяет изменять угол наклона манжеты ботинка влево/вправо, подстраивая ее под строение скелета ног у конкретного человека.
В задней части ботинка располагается элемент, отвечающий за улучшение передачи усилия на лыжу.
При ходьбе вне склона удобно, чтобы верхняя часть ботинка была ослаблена. Для этого существует переключение «ходьба-катание», которое как раз освобождает от сковывания заключённую в ботинок ногу.

Еще одно существующее различие в горнолыжных ботинках – принцип входа. В ботинках с передним входом манжета раскрывается спереди, что обеспечивает лучшее облегание ботинком ноги. Чаще всего такой принцип применяется для спортивных и экспертных моделей, в таких ботинках манжета не имеет регулировки по наклону назад. Ботинки с центральным входом оснащены частично откидывающейся задней частью ботинка, что позволяет легче надевать и снимать его. И, наконец, ботинки с задним входом, наиболее удобные для новичков, имеют откидной задник, благодаря чему они довольно легко обуваются.
Внутренний сапожок в горнолыжных ботинках изготавливается из мягких материалов. Он одновременно снимает необходимость надевания носка под ботинок и служит для более тонкой подгонки по размеру.
По своим свойствам материалы для внутреннего ботинка отличаются. Для моделей, предназначенных для новичков, сапожок делают таким образом, чтобы он в течение первых же минут принял точную форму ноги. В экспертных моделях на это нужно время – внутренний сапожок изготовлен из более жёсткого, неподатливого материала. С одной стороны, он обеспечивает лучший контакт с лыжей (как и жёсткость внешнего ботинка), но с другой стороны – не имеющим должного уровня подготовки лыжникам будет неудобно в таких ботинках. На них можно будет перейти со временем.
Выбирать ботинки для катания по горным склонам сложнее. По поводу размера есть одно элементарное правило, которого следует придерживаться: если стопа широкая, лучше брать на полразмера больше, потому что при нагрузке она обязательно станет еще шире больше. По этой же причине примерять ботинки надо обязательно стоя.
Примерять надо на тонкий эластичный носок. Он должен быть идеально ровным и гладким, без каких-либо складок, и заканчиваться выше границы окончания манжета.
Надо понять, что ориентироваться при выборе на фирму-изготовителя бесполезно – каждая из них выпускает ботинки со своими особенностями – с более широким или узким носком или пяткой, с разными подъёмами и так далее. Цена для лыжного ботинка – тоже не самый точный показатель. Самые дорогие ботинки – экспертные, они будут очень сложны для новичка. Крайне важно выбрать удобные ботинки – если при примерке хотя бы немного давит, не стоит их брать – на склоне этот дискомфорт усилится многократно, что может стать причиной испорченного отдыха (в лучшем случае).
Примеряя ботинок, надо застегнуть все клипсы. Начинать застегивать ботинок следует со второй от носка клипсы, той которая стягивает свод стопы, тем самым фиксируя пятку. После этого следует прислушаться к ощущениям – не упираются ли пальцы в носок, можно ли ими немного двигать; пятка не должна болтаться или отрываться от стельки при наклоне. Нужно подвигать ногой вперёд-назад, из стороны в сторону.
Теперь можно попробовать затянуть клипсы по максимуму. Тут есть свой подводный камень: не стоит забывать, что внутренний ботинок ещё не обмялся, и что потом затягивать клипсы нужно будет сильнее. И если при примерке они уже затягиваются максимально, то потом, когда это действительно потребуется, клипсы не подтянуть.
Если кажется, что ботинок всё же мал, МирСоветов рекомендует надеть на вторую ногу на полразмера больше и снова прислушаться к ощущениям, какой ноге удобнее. При примерке нужно присесть – если бросает назад, значит, ботинок жестковат. Лучше провести в ботинках 15-20 минут, постоять, немного пройтись. Купив ботинки, не стоит убирать их до катания – можно ходить в них дома, готовя ноги к склонам…
Что касается фирм, производящих лыжные ботинки, то их немало. Хорошо зарекомендовали себя «Rossignol», «Salomon», «Fischer» и др.
Полезно знать, что наравне с типичными целевыми группами производители выделяют горнолыжные ботинки для карвинга и женские модели.
В ботинках для карвинга нет нужды начинающему, они рассчитаны на давно и прочно стоящих на лыжах спортсменов. А отличия этих моделей в следующем:

  • с одной стороны, повышенная жёсткость наружного ботинка в боковом направлении и, наоборот, ослабление сопротивления манжеты в наклоне вперед-назад;
  • наравне с привычным переключателем «ходьба-катание» есть третий (“soft”, “carve”), отвечающий за мягкое сопротивление ботинка в сгибе вперёд или назад.
  • в этой модели практически всегда применяется «платформа», возносящая ногу лыжника выше над поверхностью лыжи.
В женских моделях производители учитывают особенности женского строения, а так же центр тяжести (поэтому верхняя часть ботинка сильнее наклонена вперёд). Под свод стопы предусмотрен более высокий подъем, и в то же время в таких более низкий задник, уже пятка.

Выбор креплений

Крепления для беговых лыж бывают трёх видов:
  • передние (Nordic 75);
  • с «желобом» (система SNS);
  • с «рельсами» (система NNN).
Передние – это устаревшие крепления, теперь мало пользующиеся спросом, несмотря на дешевизну. Последние две разновидности креплений наиболее востребованы. Разница между «желобом» и «рельсами» в том, что в первом случае ботинки имеют одну полосу для крепления, а во втором – две.
Остановимся о каждом из креплений подробнее.
Передние крепления, Nordic 75. Как и было сказано выше, этот тип устаревший, и уже почти не используется.
Система NNN имеет два выступа для крепления, «рельсы». Такой тип крепления предпочтителен для любителей , так как, в отличие от SNS, передняя скоба ботинка сдвинута назад, что позволяет лучше управлять лыжами.
В передней части креплений NNN есть резиновые упоры. По их цвету легко можно определить жёсткость. Определение жёсткости важно для того, чтобы понять, какие крепления вам подходят больше исходя из предпочитаемого стиля катания. Для конькового хода требуется большая жёсткость, для классического, соответственно – меньшая. Варианты цветов креплений, обозначающие жесткость, таковы: белый – для наиболее жёсткого стиля, зелёный – для катания помягче, чёрный – стандартные «резинки» и красный – мягкие. Таким образом, белые и зелёные подходят для конькового стиля, а чёрные и красные – для классики.
На таких креплениях специализируется Rottefella, причём производит их и для других фирм. Таким образом, к креплениям NNN подходят и ботинки фирм Alfa, Artex, Alpina, и новинки Rossignol.
Система SNS от вышеназванной отличается тем, что скоба ботинка закрепляется сразу в его носке. Что касается цвета резиновых упоров, то они тоже отличаются. Их три вида, но на «резинках» к тому же выдавлена цифра, соответствующая жесткости. Есть жёлтые (с цифрой 85) – для классики, красные (115) – для конька и универсальные (95) – розово-сиреневые. Имеет один выступ для крепления «желобок».
Крепления SNS и ботинки к ним производит фирма Salomon. МирСоветов обращает ваше внимание, что новые модели креплений SNS и ботинок отличаются от старых, и потому при покупке стоит проконсультироваться по поводу совместимости тех и других.
К креплениям SNS подходят следующие фирмы ботинок: Salomon, старые модели Rossignol, Adidas, Karhu, Fisher.
Крепления SNS и NNN подходя ко всем размерам обуви. Исключения составляют детские и юношеские, к ним выпускают специальные крепления, которые отличаются большой ручкой защёлки и более мягким механизмом крепежа.
К слову, крепления бывают двух видов:
  • автоматические;
  • механические.
В первом случае, как только вы вставите скобу в паз, они сами защёлкнутся, во втором же – крепёж закрывается вручную. Несмотря на кажущееся неудобство второго вида, для профессиональных креплений характерен именно он, так как закрепляется более надёжно.
Что касается установки креплений, МирСоветов рекомендует делать это в специализированном месте (в сервисе или магазине). Опасность состоит в том, что можно неверно определить центр тяжести, просверлить случайно лыжу насквозь или сделать отверстия под крепёж слишком большими.

Горные лыжи
В горных лыжах безопасность лыжника во многом зависит от креплений. Всё сделано для того, чтобы при движении они надежно фиксировали ботинок, не давая ему съехать, но в то же время, при вероятности падения или травмы тут же расстёгивались.
Современные крепления для горнолыжных ботинок изготавливают из сверхпрочных материалов – титана, стали или высокопрочного пластика. Основные элементы крепления – это: головка крепления, пятка крепления, платформа и скистоп.
Головка крепления. Это передняя часть крепления, которая отвечает за высвобождение носка ботинка при падении лыжника – вбок и назад. Важнейшая её характеристика – эластичность. Это способность головки при коротких импульсных ударах не раскрываться, а возвращать «ушедший» ботинок на исходную позицию. Вертикальная эластичность может быть до 20 мм, боковая – до 45 мм. Кроме того, в некоторых моделях есть система Твинкам, которая позволяет ботинку смещаться в бок на половину подошвы. Если смещение происходит и дальше, головка расстёгивается, если нет – возвращает ботинок на место.
Пятка крепления. Выполняет те же функции, что и головка, только освобождает при необходимости пятку ботинка. Также имеет показатель вертикальной эластичности (до 25 мм).
По способу застегивания они делятся на:

  • застегивающиеся вручную;
  • полуавтомат – они выставляются вручную, а затем защёлкиваются при нажатии ногой;
  • автомат – крепления защёлкиваются сами при нажатии;
Выбирая крепления в магазине, было бы неплохо узнать величину срабатывания – тот показатель, при котором крепления расстегнутся. Справиться с этой задачей поможет опытный консультант или инструктор.
Платформа. Часть лыжного крепления, соединяющая головку и пятку. Основная её функция – в обеспечении лучшего контакта крепления и лыжи, в смягчении микроударов (например, на неровной трассе) и гашении вибрации. Кроме того, более высокое положение ботинка относительно скользящей поверхности и канта даёт ряд плюсов: позволяет не нарушать гибкость лыжи, способствует более удобному распределению усилий, затрачиваемых на движение и т.д.
Скистоп – это система, отвечающая за торможение лыжи при падении. Грубо говоря, стержни из металла, опускающиеся вниз по бокам от лыжи, когда ботинок высвобождается из крепления. Поэтому чтобы скистоп был эффективен, т.е. смог затормозить лыжу при ее отстегивании после падения, МирСоветов советует подбирать скистопы таким образом, чтобы ширина была больше ширины лыжи.

Очень важно первоначально выбрать наиболее подходящие лыжи, крепления и ботинки к ним. Поскольку любой дискомфорт при катании отобьет желание к дальнейшему катанию на лыжах. Но в то же время очень сложно в первый раз не сделать ни одной ошибки при выборе. Окончательное понимание того, что вам действительно нужно, придет только со временем, с опытом катания. А потому, если есть возможность, перед покупкой своего первого снаряжения, испытайте несколько различных лыж, ботинок, креплений (например, взяв напрокат или одолжив у друзей). Тогда и к покупке вы будете подготовлены не только теоретически.
В следующей статье, дабы окончательно вас подготовить, расскажем,