Одно из самых горьких событий в месяце Хешван – это кончина Праматери Рахели – жены Яакова. Яаков встретил Рахель, когда пришел к брату его матери, Ривки, которого звали Лаван. В Торе сказано, что они познакомились у колодца, куда Рахель пришла чтобы напоить овец. Рахель была прекрасна собою, и, согласно агаде, заплакал Яаков при виде Рахели, так как не привез ей подарка, и еще потому, что увидел пророческим взором, что быть им погребенными раздельно. Яаков полюбил Рахель и по уговору с Лаваном должен был отслужить за нее семь лет, чтобы получить ее в жены. Но по прошествии этого срока, в первую брачную ночь, заменил Лаван Рахель старшей своей дочерью, Леей. Когда утром Яаков увидел этот обман, то Лаван отдал ему и Рахель, опять же за обязательство служить еще семь лет. После двадцати лет службы в доме Лавана Яаков взял всю свою семью и сбежал от Лавана в родную землю. И по дороге туда 11-го Мархешвана Рахель умерла при родах Биньямина и погребена была в Бейт-Лехеме. Так получилось, что Рахель не удостоилась быть похороненной в пещере Махпела, вместе в другими праматерями и праотцами,и поэтому Яаков похоронил ее там, где она скончалась. Здесь возникает вопрос: “А почему схоронил праотец наш, Яаков, жену свою Рахель по дороге в Бейт Лехем? Ибо предвидел он, что потомки пройдут по дороге этой в вавилонское изгнание, а Рахель выпросит для них милосердие, как сказано: “Глас в высях услышан, вопль и горькое рыдание: Рахель плачет о детях своих…” (Иермияху. 31:14)”. Мидраш рассказывает, что из всех праотцов и праматерей только Рахели удалось смягчить гнев Всевышнего на Израиль.

Могила Рахели

С давних пор могила Рахели стала местом молитвы. Всякий раз, когда еврейский народ в беде, пробуждается ее милосердие, и оно пробуждает милосердие Всевышнего. Рахель молит Небеса о спасении своих сыновей с той самой поры, когда они впервые прошли в изгнание мимо ее могилы, и не перестанет молить, пока не сбудется древнее пророчество Йирмиягу о полном возвращении сынов Израиля, рассеянных по всему миру, в свою страну. Вокруг могилы построено каменное здание, куда во все времена приходили молиться сыны Израиля. Здесь они – застигнутые собственным горем или в час всеобщего бедствия – изливали душу перед Всевышним, стараясь пробудить Его милосердие напоминанием о заслугах Рахели. Особенно много людей собирается у ее могилы 11-го Мархешвана – в годовщину ее смерти.

Биография Рахели

Яаков встретил Рахель, когда прибыл в Харан, спасаясь от гнева своего брата Исава ; Яаков полюбил ее с первого взгляда и согласился работать за нее на Лавана семь лет. Когда срок истек, Лаван пошел на хитрость и в брачную ночь подменил Рахель Леей. Когда наутро Яаков обнаружил подмену, Лаван объяснил, что он был обязан выдать замуж старшую дочь раньше младшей, и согласился отдать ему и Рахель, если Яаков обязуется проработать на него еще семь лет (Быт. 29:4–30).

В конце концов Рахель забеременела и родила сына, сказав: «Снял (асаф) Бог позор мой. И нарекла ему имя Йосеф, сказав: Господь даст (иосеф) мне и другого сына» (Быт. 30:23–24).

Обстоятельства смерти Рахели

Различные комментаторы обращают внимание на детали рассказа о браке Яакова и Рахели.

Во время иорданской оккупации (1948–67) место вокруг могилы Рахели было превращено в мусульманское кладбище. После Шестидневной войны здание было реставрировано израильским

Согласно традиции, наша праматерь Рахель умерла в родах примерно 3600 лет назад. Вот как описано это событие в Книге Бытия:

И покинули они Бейт-Эль, и было им еще идти до Эфраты, но тут Рахели пришло время рожать, и роды были трудны. И было ей тяжело, но повитуха сказала: “Не бойся, потому что у тебя опять сын”. И когда отходила ее душа, ибо она умирала, нарекла она сыну имя Бен-Они, а отец назвал его Биньямин. И умерла Рахель, и похоронили ее на дороге в Эфрату, она же Бейт-Лехем. И поставил Яаков памятник на ее могиле, и это надгробие на могиле Рахели по сей день ” (Берешит 35, 16-21).

Описание первой встречи Яакова и Рахели на страницах Торы, в скупой на эмоции книге Берешит безошибочно распознается как история любви с первого взгляда:

Он все еще разговаривал с пастухами, когда пришла Рахель с отарой своего отца, которую она пасла. И когда увидел он Рахель, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Яаков и отвалил камень от устья колодца, и напоил овец Лавана, брата матери своей. И поцеловал Яаков Рахель, и возвысил голос свой, и заплакал ” (Берешит 29, 9-11).

Между этими двумя событиями - несколько страниц текста, описывающего историю любви, многолетнего труда, обмана, отношений между сестрами - соперницами, страданий бесплодия и счастья рождения детей. В отличие от обычного сказочного сюжета, эта история не оканчивается свадьбой, а только начинается с нее.

В Торе рассказывается, что Яаков любил Рахель больше, чем Лею, но Лея рожала сыновей, а Рахель не могла родить:

“И увидел Бог, что Лея нелюбима, и отверз утробу ее. Рахель же была бездетна” (Берешит 29, 31).

Наконец, после долгих лет отчаяния, Рахель родила своего первенца Йосефа, а затем и Биньямина, за рождение которого она заплатила жизнью. В результате, из двенадцати сыновей Яакова праматерь Лея родила шестерых, еще четверо сыновей рождены наложницами, и лишь двое - сыновья Рахели.

Особый акцент в этом рассказе делается на рождении детей и их именах. Вся эта сложная семейная история выполняет задачу создания национальной идеи, консолидирующей союз племен, из которых сложилась общность под названием “Исраэль”. Имена детей Яакова, которые дают им матери - это названия племен (или, как нам более привычно, “колен” Израиля), объединившихся в единую общность. Этот библейский сюжет наделяет объединившиеся племена общей историей и возводит их к общему предку на мифологическом уровне. После покорения Ханаана земля Израиля будет разделена между 12 коленами - племенами, родоначальниками которых станут сыновья Яакова. Союзы двенадцати (иногда шести) племен были обычным явлением в восточном Средиземноморье и Малой Азии. Объединяющим их фактором могло быть не общее происхождение, а общая преданность одной святыне. Однако все эти семитские группы действительно имели общие корни и находились во взаимном родстве; у них могли быть общие воспоминания, предания и почитаемые предки.

Смерть Леи в Торе не описана. Сказано только, что Яаков просил похоронить себя в пещере Махпела, где уже похоронены его предки и Лея. После смерти сестры словно поменялись местами: Лея, нелюбимая жена и плодовитая мать, лежит рядом с Яаковом, а Рахель, любимая жена, много лет молившая небо о детях, далека от него, но стала в сознании народа главной из праматерей. История любви Яакова и Рахели, ее стремление иметь детей, ее ранняя смерть делают образ Рахели ярким и трагическим. Место захоронения Рахели почитается евреями на протяжении веков и является центром паломничества бездетных и незамужних женщин, которые приходят сюда молиться о создании семьи и рождении детей.

Недавно на сайте “Picture a day” была опубликована специальная подборка фотографий из коллекции Библиотеки Конгресса США с изображением могилы Рахели , которые частично приведены ниже.

30 человек (три миньяна) из Иерусалимского дома престарелых молятся у надгробия праматери Рахели за благополучие друзей, спонсоров и других братьев из Дома Израиля в диаспоре (Stephanie Comfort - коллекция еврейских открыток)

В 1622 г. османский губернатор Иерусалима разрешил евреям построить стены и купол над могилой.

Гробница Рахели (ок. 1890-1900 гг.) (Библиотека Конгресса, Detroit Publishing Co., фотохром)


Посетители гробницы Рахели (ок. 1910). На заднем плане - повозки, впереди под деревом - еврейские паломники. (Коллекция Oregon State University)

В течение нескольких сотен лет местное племя бедуинов и местные арабы требовали от евреев, посещающих могилу Рахели, деньги “за защиту”. В 18-м и 19-м веке арабы возвели кладбище с трех сторон гробницы в надежде, что близость умершего к святой могиле - даже еврейской - будет даровать благословение. В 1830-х годах евреи получили от османских властей указ, в котором признавался еврейский характер места и содержался приказ о прекращении поборов с евреев. В 1841 году, благодаря сэру Мозесу Монтефиори, было получено разрешение османских властей на постройку помещения для молящихся. Во время нападений мусульман на евреев в Палестине в 1929 году, мусульманский религиозный совет Вакф потребовал передачи этого исторического места под свою опеку.

В течение 19-ти лет иорданского правления на Западном берегу (1948-1967) гробница Рахели была недоступна для евреев. После войны 1967 года Израиль вернул себе контроль над этим местом. В 1996 году и во время палестинской интифады в 2000-2001 гробница Рахели стала объектом многочисленных нападений. Израильская армия построила стены для защиты верующих и доступа к гробнице.

Могилa Рахели (конец 19-го века). Адриен Бонфилз, сын пионера-фотографа Феликса Бонфилза (коллекция George Eastman House )

Ученики иерусалимской иешивы Эц Хаим молятся в помещении гробницы Рахели (начало 20-го века) (Wikimedia Commons)


Посещение гробницы Рахели учащимися еврейской гимназии Герцлия, первой еврейской средней школы в Палестине, основанной в 1905 году (Wikimedia Commons, начало 20-го века)

В октябре 2010 года организация ЮНЕСКО объявила о том, что это место было также мечетью Билял ибн Рабах, и выразила возражение против израильских “односторонних действий” в святом месте. Билял ибн Рабах был рабом Мухаммеда эфиопского происхождения, его сподвижником и первым муэдзином. Он умер и был похоронен в Дамаске. Заявление о том, что на этом месте была мечеть, впервые было сделано в 1996 году.

Первые сведения о месте захоронения праматери Рахили приводятся в Торе:

«И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем.» - Быт.35:19

В книге пророка Иеремии при описании из земли Израиля в Вавилон Навуходоносором говорится о том, как Рахиль провожает своих потомков, уводимых в плен по дороге, проходящей около её могилы. Она плачет и просит чтобы Бог помиловал их:

«Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет.Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои». - Иер.31:15–17

Эти слова, сказанные 2500 лет назад превратили гробницу Рахили в символ надежды возвращения еврейского народа на свою землю.

Могила Рахили упоминается также в Первой книге Царств (1Цар.10:2), где сказано, что Рахиль была похоронена на границе надела . Там же, на территории колена Вениамина, находилась Рама, про которую говорится в книге Иеремии. При этом известно, что Вифлеем находился на территории . Поэтому ученые не могут прийти к единому мнению, действительно ли «Гробница Рахили» является местом захоронения праматери Рахили.

В исторических источниках

На протяжении двух тысячелетий историки и путешественники, побывавшие в земле Израиля, описывали гробницу, находящуюся около Вифлеема.

Первое тысячелетие

Среди них отец христианской церковной истории (ок. 263-340) - римский историк, проживавший в , Путешественник из Бордо — совершивший поездку в Палестину в 333-334 гг., - церковный писатель, который жил в Вифлееме в начале V в. и многие другие.

Наибольшее число посетителей отмечается 11 хешвана - эта дата по традиции рассматривается как день смерти праматери Рахили.

Фотогалерея















Полезная информация

ивр. קבר רחל
араб. قبر راحيل
англ. Rachel"s Tomb, Kever Rakhel

Часы работы

  • 24/7, но из-за соображений безопасности временно закрыта в вс–чт: 22:30–1:30, в субботу и праздники

Адрес и контакты

Въезд в Вифлеем, Хевронская дорога, перед контрольно-пропускным пунктом на границе между Израилем и Палестинской автономией.

Традиции

Из поколения в поколение гробница праматери Рахили была местом молитвы, к которому приезжали евреи со всего мира. Вениамин Тудельский повествует об обычае паломников оставлять свое имя на надгробии. Существовали специальные молитвы, читаемые возле этого места.

Путешественник из Праги, побывавший в земле Израиля в XVII в., рассказывает об обычае приходить на могилу Рахили в полупраздничные дни и в , там молиться, слушать проповеди, есть, пить и танцевать.

В других источниках упоминается обычай молиться на могиле Рахили в траурные дни перед Тиша бе-Ав, в месяц элул и в дни Трепета между и .

Днем наиболее массового паломничества из поколения в поколение было 11 Хешвана.

Иван Бунин (1870–1953)

«И умерла, и схоронил Иаков
Ее в пути...» И на гробнице нет
Ни имени, ни надписей, ни знаков.

Ночной порой в ней светит слабый свет,
И купол гроба, выбеленный мелом,
Таинственною бледностью одет,

Я приближаюсь в сумраке несмело
И с трепетом целую мел и пыль
На этом камне выпуклом и белом...

Сладчайшее из слов земных! Рахиль!

Отложить Отложено

Заезжая в этот бесконечный бетон, чуствуешь себя Сталкером. Помните знаменитый фильм Тарковского, где Кайдановский идет Туда, где исполняются все заветные и выстраданные желания? Это как раз здесь:

Высоченные бетонные заборы, охранные вышки, высовольтная проволока. От привычного образа средневековой постройки над могилой Праматери Рахели ничего не остается, только небольшой уличный плакат, - но сюда ездить стало безопасно - после многих лет арабских пуль, камней и ножей.

Своим особым местом в еврейской традиции праматерь Рахель обязана не только Торе и почитаемой могиле, но и яркому образу, использованному пророком Ирмеяу, — образу матери, оплакивающей своих детей, уходящих в изгнание: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахель плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Ирмеяу, 31:15). Поэтому со временем Рахель превратилась в своего рода небесную заступницу еврейского народа, способную умолить Всевышнего смягчить суровый приговор сынам Израиля.

На протяжении истории здесь, у гробницы праматери Рахели, случались чудеса. Оставляя тело любимой жены у дороги, предвидел Яаков: именно по этому пути спустя тысячу лет отправит Навуходоносор евреев в вавилонское изгнание, и провожать их будет именно Рахель. Так рассказывает пророк Иермиягу - когда изгнанники шли мимо Вифлеема, они услышали плач Рахели, которая оплакивала судьбу своих потомков. В эту минуту вернулось Милосердие, и сказал Г-сподь:

«Ради тебя, Рахель, я возвращу народ израильский в пределы его, как сказано: “Так говорит Г-сподь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Г-сподь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Г-сподь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои» (Ирмеяу, 15:16-17). Поэтому исторически так сложилось, что гробница Рахели стало третьим по святости местом молитвы - после Храма (сейчас Котеля) и Хеврона. Сюда едут и едут - и туристы, и "туземцы" - с просьбами, чтобы душа Праматери Рахели помолилась Б-гу за нас - в иудаизме не молятся никому, кроме Б-га. Страдания Рахели и ее готовность пожертвовать своим "женским счастьем" ради сестры стало символом высочайшей духовной силы еврейской женщины.

Но вас встречает местный колорит вполне "в тему" заморских туристов:

в ушах фонит антониониевский гул недалекого Вифлеема (на фотографии это как-то не слышно(:

везде бетонкамерыпрожекторы,

грохочущие бронированные ворота,

и даже вполне органичная тут электро-ханукия...

Так говорят, - у всех, кто сюда приходит, принимаются сокровенные желания... но я так и не попал внутрь - коэну запрещено заходить на кладбище и тем более в надгробные склепы. Но можно помолиться и рядом...

Как выясняется в последнее время, в конце XIX столетия лидер евреев Бухары купец Пинхасов заплатил мусульманам 200 франков, в результате чего стал официальным собственником гробницы проматери Рахели. Несмотря на это в 1995 году, глава израильского правительства Рабин в рамках соглашений Осло намеревался отдать "Кевер Рахель" под контроль палестинской администрации, но этому воспрепятствовала волна протеста в Израиле. Тогда же палестинцы практически на официальном уровне стали оспаривать принадлежность гробницы Рахель к иудейской традиции - они объявили ее мечетью Бильала Ибн-Рабаха. И ООН недавно принял отдельную резолюцию, что это место - мечеть, а не синагога!

Делят потомки Праотца Авраама Святую землю, еще недавно пустовавшую...

Согласно известному мидрашу Эйха Раба, после разрушения Храма праотцы и пророки в один голос умоляли Всевышнего простить евреям их грехи и позволить вернуться на родину. Б-г, однако, был непреклонен. И тогда сказала Рахель: «Г-споди, Владыка! Тебе ведомо, как велика была любовь ко мне раба Твоего Яакова. Семь лет прослужил он ради меня отцу моему, а когда пришло время сделаться женою его, отец решил подменить меня сестрой моей, и я не возревновала его к сестре моей. Я, из плоти и крови созданная, прах и пепел, ревновать не стала к сопернице моей; Ты же, Царь живой, сущий и милосердный, Тебе ли ревновать к идолам, мертвым и ничтожным, и за них изгонять детей моих?»

Долго, очень долго это пророчество оставалось для нас лишь упованием... но в наши дни мы видим начало его исполнения. Праматерь Рахель и сегодня продолжает молиться за своих сыновей — и не успокоится до тех пор, пока пророчество Ирмеяу не исполнится полностью — и изгнанники, рассеянные по всему миру, не вернутся к себе домой, на Святую землю.