Вечером 21 сентября 1993 года Борис Николаевич Ельцин в телеобращении к народу объявил о том, что он подписал указ № 1400, предписывающий прекратить деятельность Верховного Совета и Съезда народных депутатов, и назначить на 11-12 декабря выборы в новый создаваемый представительный орган власти, Федеральное собрание Российской Федерации. Конституционный Суд, собравшийся в ночь с 21 по 22 сентября, нашёл в указе нарушение ряда статей действовавшей в то время Конституции, и установил наличие оснований для отрешения президента от должности. Верховный Совет своим постановлением объявил о прекращении президентских полномочий Ельцина «в связи с грубейшим нарушением» Конституции, расценив этот шаг как государственный переворот, и о временном переходе полномочий к вице-президенту Руцкому.

Верховный Совет объявил о созыве 22 сентября X (Чрезвычайного) Съезда народных депутатов. По утверждению спикера Верховного совета Р. И. Хасбулатова те органы исполнительной власти, что подчинились Ельцину, задерживали депутатов из регионов и препятствовали их прибытию другими способами. Реально Съезд смог открыться только вечером 23 сентября. При этом кворума, для которого требовалось 689 депутатов, на Съезде достигнуто не было. По утверждению руководства ВС, присутствовало 639 депутатов, президентская сторона говорила только о 493. Тогда было принято решение лишить депутатского статуса тех, кто не явился в Белый дом, после чего объявили о достижении кворума. После этого съезд принял постановление об отрешении Ельцина от должности, согласно статьям 6 и 10 закона «О Президенте РСФСР». Противостояние между президентом и верными ему силами охраны порядка и сторонниками Верховного Совета переросло в вооружённые столкновения. 3 октября Ельцин объявил о введении чрезвычайного положения. Сторонники Верховного Совета взяли под контроль одно из зданий мэрии Москвы на Краснопресненской набережной и попытались проникнуть в одно из зданий телецентра Останкино. Ельцин объявил о введении чрезвычайного положения и после консультации с Виктором Черномырдиным и министром обороны Павлом Грачёвым дал приказ о штурме здания Дома Советов. Штурм здания мэрии, телецентра Останкино и штурм здания Дома Советов с применением танков привели к многочисленным жертвам (по официальным данным - 123 человека погибших, 384 раненых) среди сторонников Верховного Совета, журналистов, сотрудников правоохранительных органов, и случайных людей.



После роспуска Верховного Совета Ельцин на некоторое время сосредоточил в своих руках всю полноту власти и принимает ряд решений: об отставке А. В. Руцкого и фактическом упразднении должности вице-президента, о приостановлении деятельности Конституционного суда, о прекращении деятельности Советов всех уровней и изменении системы местного самоуправления, о назначении выборов в Совет Федерации и всенародного голосования, а также своими указами отменяет и изменяет ряд положений действующих законов.

В связи с этим, некоторые известные юристы (включая председателя КС, доктора юридических наук проф. В. Д. Зорькина), государственные деятели, политологи, политики, журналисты (в первую очередь - из числа политических противников Ельцина) отмечали, что в стране установлена диктатура. Вот что пишет, например, бывший председатель Верховного Совета и активный участник событий (из числа противников Ельцина) проф. Р. И. Хасбулатов:

Грубо поправ действующую Конституцию, Президент и его окружение объявили о прекращении деятельности предусмотренных Основным Законом России высших представительных органов власти - Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. Тем самым в стране установлена диктатура.

В феврале 1994 года участники событий выпущены согласно постановлению Государственной Думы об амнистии (все они согласились на амнистию, хотя и не были осуждены).

Октябрьские события 1993 года

С юридической точки зрения события октября 1993 года противоречили действовавшей на тот момент Конституции. До этих событий между президентом и Верховным Советом возникли серьёзные разногласия. Ещё в марте 1993 года Ельцин планировал ввести так называемый ОПУС (особый порядок управления страной) в том случае, если депутаты выскажут недоверие президенту. Однако этого не понадобилось.

21 сентября был издан указ 1400. В тот же день Конституционный суд признал указ неконституционным и Верховный Совет назначил временно исполняющим обязанности президента А. В. Руцкого, однако фактически Б. Н. Ельцин продолжал исполнять обязанности Президента. С 22 сентября по распоряжению Ельцина здание Верховного Совета было блокировано милицией и отключено от воды и электроэнергии. Таким образом депутаты оказались на осадном положении.

Выступления граждан на улицах 3-4 октября, последовавшие за штурмом московской мэрии и телецентра Останкино сторонниками Руцкого 3 октября, жестоко подавлялись. Ранним утром 4 октября в Москву были введены войска, затем последовал обстрел Дома Советов, а после 17 часов - капитуляция его защитников. В ходе этих событий с обеих сторон погибло, по данным следствия, 123 человека, из них ни одного депутата.

Конституционная реформа

12 декабря 1993 года состоялись выборы в Совет Федерации и в Государственную Думу, а также всенародный референдум о принятии проекта новой Конституции. 20 декабря ЦИК России объявил результаты референдума: «за» проголосовало 32,9 млн избирателей (58,4 % активных избирателей), против - 23,4 млн (41,6 % активных избирателей). Конституция была принята, так как в соответствии с действующим при проведении референдума указом Президента Ельцина от 15 октября 1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» для вступления в силу новой Конституции необходимо абсолютное большинство голосов. Впоследствии были попытки оспорить результаты этого голосования в Конституционном Суде Российской Федерации, однако Суд отказал в рассмотрении дела.

Новая Конституция Российской Федерации предоставила Президенту значительные полномочия, в то время как полномочия Парламента были значительно сокращены. Конституция после опубликования 25 декабря в Российской газете вступила в силу. 11 января 1994 года начали работу обе палаты Федерального Собрания, конституционный кризис закончился.

В начале 1994 года Ельцин инициировал подписание договора об общественном согласии и договора о разграничении полномочий с Татарстаном, а затем - и с другими субъектами Федерации.

По мнению О. А. Платонова, Ельцин и его ближайшее окружение в 1993-1994 гг. не исключали также возможности реставрации в России монархии с провозглашением монархом несовершеннолетнего (на то время) правнука Великого князя Кирилла Владимировича - Георгия Михайловича. Ельцину и его соратникам отводилась в случае реализации этого проекта роль «коллективного регента» при Георгии; этот ход сторонникам идеи реставрации монархии виделся как одна из «легитимных» возможностей сохранения власти, «без риска выборов».

Чеченский конфликт

Ещё в сентябре 1991 года люди Дудаева разгромили в Грозном Верховный Совет Чечено-Ингушетии, председателем которого был сторонник ГКЧП Докку Завгаев. Председатель Верховного Совета России Руслан Хасбулатов после этого отправил им телеграмму «С удовольствием узнал об отставке ВС республики». После распада СССР Джохар Дудаев объявил о выходе Чечни из состава Российской Федерации и о создании Республики Ичкерии.

И даже после этого, когда Дудаев прекратил платить налоги в общий бюджет и запретил сотрудникам российских спецслужб въезд в республику, федеральный центр официально продолжал перечислять Дудаеву деньги. В 1993 году на Калининградскую область было выделено 140 млн рублей, на Чечню 10,5 млрд рублей.

Российская нефть до 1994 года продолжала поступать в Чечню. Дудаев за неё не платил, а перепродавал за рубеж. Также Дудаеву досталось много оружия: 2 пусковые ракетные установки сухопутных войск, 42 танка, 34 БМП, 14 БТР, 14 легкобронированных тягача, 260 самолётов, 57 тысяч единиц стрелковой техники и много другого оружия.

Так, представитель партии «Яблоко» в 1999 году обвинила Ельцина в том, что в Чеченской республике имеются многочисленные случаи похищения людей: «Он, Президент Ельцин, виновен в том, что в год, когда все мировое сообщество отмечало 50-летие Декларации прав человека и он, Президент Ельцин, объявил в России год защиты прав человека, в России на рубеже третьего тысячелетия возрождена работорговля, возрождено крепостное право. Я имею в виду тех 500 наших ребят, которые пленены и каждый день это количество пленённых, к сожалению, не уменьшается, а возрастает… Это он, Президент Ельцин, виноват в том, что одной из моих избирательниц в День праздника международной солидарности трудящихся позвонили из Чечни, из Грозного, и предложили выкупить своего сына за 30 тысяч долларов, либо обменять на одного из пленённых чеченцев в российских тюрьмах, осуждённых чеченцев».

30 ноября 1994 года Б. Н. Ельцин принял решение о вводе войск в Чечню и подписал секретный указ № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», начался чеченский конфликт.

11 декабря 1994 года на основании указа Ельцина «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооружённых формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта» начался ввод войск в Чечню. Многие непродуманные действия привели к большим жертвам как среди военного, так и среди гражданского населения: десятки тысяч человек погибли и сотни тысяч были ранены. Часто происходило так, что во время военной операции или незадолго до неё из Москвы приходил приказ об отбое. Это давало возможность чеченским боевикам перегруппировать свои силы. Первый штурм Грозного был непродуманным и привёл к большим жертвам: погибло и пропало без вести свыше 1500 человек, в плен попало 100 российских военнослужащих.

В июне 1995 года, во время захвата отрядом боевиков под руководством Ш.Басаева больницы и родильного дома в Будённовске, Ельцин находился в Канаде, и решил не прекращать поездку, предоставив возможность Черномырдину урегулировать ситуацию и вести переговоры с боевиками, вернулся только после завершения всех событий, уволил руководителей ряда силовых ведомств и губернатора Ставропольского края. В 1995 году в Конституционном Суде РФ законность указов № 2137 и № 1833 («Об основных положениях военной доктрины Российской Федерации» в части, касающейся использования Вооружённых Сил РФ при разрешении внутренних конфликтов) была оспорена группой депутатов Государственной Думы и Советом Федерации. По мнению Совета Федерации, оспариваемые им акты составили единую систему и привели к неправомерному применению Вооружённых Сил РФ, поскольку их использование на территории Российской Федерации, а также иные предписанные в этих актах меры юридически возможны лишь в рамках чрезвычайного или военного положения. В запросе подчёркивается, что результатом этих мер явились незаконные ограничения и массовые нарушения конституционных прав и свобод граждан. По мнению группы депутатов Государственной Думы использование оспоренных ими актов на территории ЧР, повлёкшее значительные жертвы среди гражданского населения, противоречит Конституции РФ и международным обязательствам, принятым на себя Российской Федерацией. Конституционный Суд прекратил производство по делу о соответствии указа № 2137 Конституции Российской Федерации без рассмотрения по существу, поскольку этот документ был признан утратившим силу 11 декабря 1994 года.

В августе 1996 года чеченские боевики выбили федеральные войска из Грозного. После этого были подписаны Хасавюртовские соглашения, которые многими рассматриваются как предательские.

Октябрьский путч (расстрел Белого дома) - внутриполитический конфликт в Российской Федерации в сентябре-октябре 1993 г., произошедший вследствие конституционного кризиса в стране, возникшего после развала Советского Союза .

Октябрьский путч вошел в историю как один из самых насильственных и жестоких государственных переворотов в современной истории. Беспорядки, творившиеся на улицах Москвы при участии вооруженных сил, унесли жизни многих людей, еще больше было ранено. Октябрьский путч также известен как «расстрел Белого дома» из-за случившегося вооруженного штурма Белого дома (где заседало правительство) с использованием танков и тяжелой техники.

Причины путча. Противостояние политических сил

Октябрьский путч представлял собой результат длительного кризиса во власти, который тянулся с 1992 г. и был связан с противостоянием старой власти, оставшейся еще со времен СССР, и новой. Во главе новой власти стоял президент Борис Ельцин (захвативший власть в результате Августовского путча 1991 г.), который был сторонником полного отделения (позднее РФ) от СССР и уничтожения всех пережитков советской системы управления. Ельцина поддерживало правительство во главе с Черномырдиным, часть народных депутатов и членов Верховного Совета. По другую сторону баррикад были противники политико-экономических реформ, проводимых Ельциным. Эту сторону поддерживала основная часть членов Верховного Совета во главе с Русланом Хасбулатовым, а также вице-президент Александр Руцкой.

Ельцин устраивал далеко не всех членов правительства. Кроме того, реформы, которые проводил Ельцин в первые годы на посту президента, вызывали массу вопросов и, по мнению некоторых, только усугубляли кризис, царивший в стране. Нерешенный вопрос с Конституцией РФ также усложнял ситуацию. В результате недовольство действиями нового правительства доросло до того, что был созван специальный совет, на котором планировалось решать вопрос о доверии президенту и Верховному Совету, так как конфликты внутри правительства только усугубляли ситуацию в стране.

Ход Октябрьского путча

21 сентября Борис Ельцин издал знаменитый «указ 1400», которым провозгласил решение распустить Верховный Совет и Съезд народных депутатов. Однако данное решение противоречило действовавшей на тот момент Конституции, поэтому юридически Борис Ельцин автоматом снимался с должности президента РФ. Несмотря на это, Ельцин продолжал исполнять обязанности президента, не обращая внимания на свой юридический статус и недовольство правительства.

В этот же день Верховный Совет собрался и вместе со Съездом народных депутатов констатировал факт нарушения Конституции и объявил действия Ельцина государственным переворотом. Ельцин не слушал эти доводы и продолжал вести свою политику.

22 сентября Верховный Совет продолжал работу. На место Ельцина был поставлен Руцкой, который отменил решение бывшего президента о роспуске Верховного Совета. Был созван чрезвычайный Съезд народных депутатов, на котором приняли решение о целом ряде увольнений представителей «ельцинского» кабинета министров. Были приняты поправки в уголовный кодекс РФ, которые предусматривали уголовную ответственность за государственный переворот.

23 сентября Верховный Совет продолжил заседание, а Ельцин, несмотря на свой статус, издал указ о досрочных президентских выборах. В этот же день произошло нападение на здание объединенного командования Вооруженных сил СНГ. В переворот стали вовлекаться военные, началось усиление контроля.

24 сентября заместитель министра обороны предъявил членам Верховного Совета ультиматум, согласно которому они должны сдать все оружие, закрыть Съезд и покинуть здание. Затем депутатам было запрещено покидать здание Белого дома (якобы для их безопасности).

С этого момента ситуация стала ухудшаться. Обе стороны начали возводить баррикады, на улицах Москвы не прекращались митинги и вооруженные столкновения, однако Верховный Совет продолжал заседания, отказываясь покидать здание.

1 октября под патронажем патриарха Алексея 2-го прошли переговоры сторон, в результате которых 2 октября стороны начали снимать выставленные баррикады. Однако чуть позднее Верховный Совет объявил об отказе от достигнутого соглашения. Здание Белого дома снова отключили от электричества и начали обносить баррикадами, а переговоры перенесли на 3 октября, но из-за многочисленных митингов в городе переговоры так и не состоялись.

4 октября произошел танковый штурм здания Белого дома, в ходе которого были убиты и ранены многие депутаты.

Итоги и значение Октябрьского путча

Оценки октябрьского переворота неоднозначны. Кто-то считает, что правительство Ельцина силой захватило власть и уничтожило Верховный Совет, кто-то говорит о том, что Ельцин был вынужден пойти на подобные меры из-за непрекращающихся конфликтов. В результате государственного переворота в сентябре-октябре 1993 г. Российская Федерация окончательно избавилась от наследия СССР, полностью сменила систему управления и окончательно превратилась в президентскую республику.

Многие сталкивались с тем, что заработную плату задерживают, ежедневно обещая, мол, завтра или на неделе рассчитаемся, объясняя задержки какими-то проблемами, а то и вовсе "мировым" кризисом. Попробуем разобраться, какие права имеет работник в таких случаях и что нужно делать правильно, чтобы и зарплату получить, и чтобы не уволили "по статье". Судебная практика по таким вопросам далеко неоднозначна. Суды первой инстанции выносят абсолютно разные решения по одному и тому же вопросу. Разберемся в этом.

Право работника на приостановление своей работы, предусмотренное законодательством

Согласно действующему Трудовому кодексу РФ, государство гарантирует работнику соблюдение его трудовых прав и свобод, определенные условия труда, защиту в случае нарушения прав работника работодателем.

В частности, к правам работника относится право на получение за свой труд заработной платы в полном объеме в порядке и сроке, предусмотренном трудовым договором.

В соответствии со ст. 352 Трудового кодекса РФ , при нарушении трудовых прав работник может осуществлять самозащиту, а может обратиться за защитой своих прав в трудовую инспекцию, прокуратуру или суд.

На основании ст. 142 Трудового кодекса РФ работодатель несет ответственность за нарушение прав и свобод работника, и в случае задержки заработной платы более чем на 15 дней работник вправе известить работодателя в письменной форме о приостановлении своей работы вплоть до выплаты задержанной денежной суммы.

Уведомив работодателя о приостановлении работы, работник, таким образом, воспользовался своим правом на самозащиту. При этом необходимо учесть, что ст. 142 Трудового кодекса РФ предусмотрены исключения, когда работник не может приостановить работу в связи с невыплатой заработной платы.

Возможные ответные меры работодателя на заявление работника о приостановлении работы

Любой работодатель в случае подачи работником заявления о приостановлении работы в первую очередь думает о своих интересах и о том, как наказать работника, действия которого могут служить примером для других сотрудников компании.

С целью наказать работника работодатель использует п.п. а) п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ , в соответствии с которой работодатель увольняет работника за отсутствие последнего на рабочем месте, то есть за прогул.

Работодатель, имеющий в штате квалифицированных юристов, увольняет работника за прогул только после того, как направит отсутствующему работнику уведомление о выплате задержанной заработной платы в день выхода на работу работника.

Если работник не выходит на работу, то увольнение его по статье после извещения о выплате задержанной заработной платы представляется вполне законным.

Кроме увольнения за прогул в связи невыходом работника на работу, работодатель может намерено создать соответствующие условия и провести увольнение работника по другим основаниям, предусмотренным ст. 81 Трудового кодекса РФ, в том числе за появление работника на работе в состоянии алкогольного опьянения или по другим причинам.

Если работник подал заявление о приостановлении своей работы в связи с задержкой заработной платы, ему следует быть готовым к различным действиям провокационного характера со стороны работодателя, а также быть готовым защищать свои интересы всеми возможными законными способами.

Судебная практика по спорам о приостановлении работы за задержку заработной платы и увольнении за прогул

Судебная практика по спорам между работодателями и работниками по вопросу приостановления работы работником в связи с задержкой выплаты заработной платы, а также за увольнение работника в связи с прекращением работы, носит неоднозначный характер.

Но противоречивая судебная практика имеется при рассмотрении соответствующих гражданских дел в судах первых инстанций, в которых в различных регионах России принимаются разные решения по одним и тем же вопросам.

В тоже время суды вышестоящих инстанций, в том числе при рассмотрении вопросов, связанных с приостановлением работы работников в связи задержкой заработной платы и их последующим увольнением, придерживаются следующей позиции. Право на самозащиту путем направления заявления о приостановлении работы работником предусмотрено Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 г. «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ».

Кроме того, с данной правовой позицией Верховного суда РФ, по сути, согласен и Конституционный суд РФ, который в своем определении от 19.10.2010 г. N 1304-О-О указал на то, что работник вправе осуществлять самозащиту способами, указанными в Трудовом кодексе РФ, в т.ч. путем приостановки работы работником до выплаты суммы в размере задержанной заработной платы.

Позицию Верховного суда РФ по соответствующим вопросам можно понять, изучив определение суда от 01.04.2011 г. N 5-В11-15 по конкретному гражданскому делу.

Работник обратился в суд с иском к работодателю, указав в иске, что в период с мая по июль 2009 г. ему выплачивалась заработная плата частично, а начиная с августа 2009 г. заработная плата работнику не выплачивалась вообще.

Работник с 10.09.2009 г. приостановил свою работу у работодателя путем направления работодателю письменного уведомления.

В исковом заявлении, направленном в суд, работник просил взыскать с работодателя задолженность по зарплате с мая по ноябрь 2009 г., т.е. за весь период, в том числе за период после приостановления работы. Пресненский районный суд г. Москвы удовлетворил требования работника частично, взыскав с работодателя в пользу работника задолженность по заработной плате с мая по август 2009 г. Суд отказал работнику во взыскании с работодателя задолженности по заработной плате с сентября по ноябрь 2009 г., за период после приостановления работником работы в связи с невыплатой заработной платы.

Московский городской суд своим определением оставил без изменения решение Пресненского районного суда г. Москвы. Работник подал жалобу в вышестоящий суд в порядке надзора.

При рассмотрении надзорной жалобы, Судебная коллегия Верховного суда РФ пришла к выводу, что при принятии своих решений суды первой и второй инстанций существенно нарушили нормы материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела.

По мнению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ работник имеет право на основании ст. 142 Трудового кодекса РФ приостановить работу в случае задержки заработной планы на более чем пятнадцать дней до выплаты работнику задолженности по заработной плате. При этом в обязанность работника входит обязательное письменное извещение работодателя о приостановлении работы. После того, как работник известил работодателя о приостановлении работы, он может не находиться на рабочем месте. Также по мнению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, работодатель несет материальную ответственность за задержку заработной платы, и эта ответственность наступает независимо от того, подал работник заявление о приостановлении работы, или нет.

Работодатель обязан выплатить задержанную заработную плату работнику, в том числе и за период после приостановления работы работником в размере среднего заработка.

По результатам рассмотрения надзорной жалобы, решение Пресненского районного суда г. Москвы и определение Московского городского суда были отменены в части отказа во взыскании с работодателя в пользу работника заработной платы за период после приостановления работы. Гражданское дело направлено на новое рассмотрение.

Кроме того, из определения Верховного суда РФ от 23.04.2010 г. № 5-В09-159 следует, что в случае, если после подачи работником заявления о приостановлении работы и невыхода работника на работу работодатель увольняет работника за прогул, работник подлежит восстановлению на работе в связи незаконным увольнением.

Основные выводы с учетом требований законодательства РФ и существующей судебной практики

Исходя из требований трудового законодательства РФ, представляется вполне законным приостановление работы работником в случае задержки выплаты заработной платы более чем на пятнадцать дней.

При этом возможность приостановления работы работником из-за задержки заработной платы никаким образом не зависит от суммы задолженности по заработной плате, что подтверждается приведенными выше документами Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ.

При незаконном увольнении работника после приостановления работы есть все основания надеяться на восстановление работника на работе через суд и взыскание с работодателя задолженности по заработной плате и компенсационных сумм.

В то же время, при незаконном увольнении и задержке заработной платы работнику следует обращаться в суд и учитывать, что суды первой и второй инстанций могут неправильно трактовать закон, в связи с чем, возможно, работнику необходимо будет пройти все судебные процедуры вплоть до Верховного суда РФ с целью получения положительного результата по иску.

Если работодатель задерживает работнику заработную плату более чем на пятнадцать дней, работник вправе подать заявление о приостановлении своей работы, но при этом у работника должен остаться второй экземпляр указанного заявления с отметкой работодателя о получении.

В случае если после приостановления работы работник получает от работодателя уведомление о выплате задержанной заработной платы и предложении выйти на работу, работник обязан выйти на работу в указанный день для того, чтобы избежать последующего увольнения за прогулы.

Также работник имеет право обратиться в трудовую инспекцию или суд для защиты своих интересов. В этом случае работнику рекомендуется воспользоваться услугами профессиональных юристов, которые оформят все необходимые документы и будут представлять интересы работника.

Кроме восстановления на работе, взыскания задержанной заработной платы и взыскания других компенсационных сумм, работник может просить суд взыскать с работодателя стоимость оказанных ему юридических услуг.

Работнику следует иметь в виду, что работодатель, помимо всего прочего, несет уголовную ответственность за частичную или полную невыплату заработной платы в соответствии со ст. 154.1. Уголовного кодекса РФ .

Так, если работодатель частично задержал заработную плату на срок более трех месяцев или не выплатил заработную плату полностью в течение двух месяцев, работник может смело направлять заявление о преступлении в правоохранительные органы. («Частично задержал» - значит, что работодатель выплатил работнику менее половины от положенной суммы заработной платы).

Прежде всего работодателю, который задерживает выплату заработной платы работникам, необходимо понимать, что судебная практика в спорах между работодателями и работниками, в том числе по вопросам приостановления работы сотрудниками в основном склоняется в пользу работников.

В связи с этим работодателю, у которого есть соответствующие проблемы, желательно не доводить дело до подачи работниками заявления о приостановлении работы, а путем переговоров с работниками пытаться искать компромиссы, в т.ч. предлагать работнику уволиться по собственному желанию, по соглашению сторон и пр.

Разрешение работодателем споров с работниками мирным путем оградит работодателя от судебных тяжб (взыскания с работодателя компенсационных сумм) по вопросам незаконной задержки заработной платы или незаконного увольнения.

Часто для того, чтобы работник уволился по соглашению сторон также требуется денежная компенсация работникам, но этот вопрос уже не относится к теме данной статьи.

Найдя компромисс с работником, работодатель избежит проблем, связанных с возможной подачей работником заявления о преступлении по факту частичной или полной невыплаты заработной платы в правоохранительные органы.

Образец заявления о приостановлении работы в связи с невыплатой зарплаты.

Разгон Верховного Совета Российской Федерации (также известный как «Конституционны й кризис 1993 года», «Государственный переворот 1993 года», «Расстрел Белого д ома», «Расстрел Дома Советов», «Октябрьское восстание 1993-го», «Указ 1400», «Октябрьский путч») -- конфликт двух ветвей российской власти, происходивший 21 сентября -- 4 октября 1993 года вследствие конституционного кризиса, развивавшегося с 1992 года. Результатом противостояния стало насильственное прекращение действия в России советской модели власти, существовавшей с 1917 года, сопровождавшееся вооружёнными столкновениями на улицах Москвы и последующими несогласованными действиями войск, в ходе которых погибло не менее 157 человек и 384 были ранены (из них 3 и 4 октября -- 124 человека, 348 раненых). Краткая историческая энциклопедия. / Под ред. академика А. О. Чубарьяна. Т.2. М.: 2002. По неофициальным данным, количество жертв -- в несколько раз больше. После завершения событий официальный траур по погибшим не объявлялся. Кризис явился следствием противостояния двух политических сил: с одной стороны -- Президента Российской Федерации Бориса Ельцина (Всероссийский референдум 25 апреля 1993 года), правительства, возглавлявшего Виктором Черномырдиным, мэра Москвы Юрия Лужкова и небольшой части депутатов Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации -- сторонников президента, а с другой стороны -- противников социально-экономической политики президента и правительства: вице-президента Александра Руцкого, основной части депутатов Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации во главе с Русланом Хасбулатовым, большинство в котором составлял блок «Российское единство», в который входили представители КПРФ, фракции «Отчизна» (радикальные коммунисты, отставные военные и депутаты социалистической ориентации.), «Аграрный союз», депутатской группой «Россия», руководимой инициатором объединения коммунистических и националистических партий Сергеем Бабуриным. События начались с издания Президентом Б. Н. Ельциным указа № 1400 о роспуске Верховного Совета, чем была нарушена действовавшая тогда Конституция, и окончилось силовым разгоном Верховного Совета и Съезда Народных Депутатов. Существенную роль в трагической развязке сыграли личные амбиции Председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова, выразившиеся в его нежелании заключать компромиссные соглашения с администрацией Бориса Ельцина в ходе конфликта, а также самого Бориса Ельцина, который после подписания указа № 1400 отказывался напрямую разговаривать с Хасбулатовым даже п о телефону. По заключению комиссии Госдумы РФ, значительную роль в обострении обстановки сыграли действия сотрудников московской милиции по разгону митингов и манифестаций в поддержку Верховного Совета и задержанию их активных участников в период с 27 сентября по 2 октября 1993 года, что в некоторых случаях приобретало характер массовых избиений манифестантов с применением спецсредств. Согласно одной из версий, переговоры противоборствующих сторон при посредничестве Патриарха Всея Руси, на которых предлагалось выработать «нулевой вариант» -- одновременные перевыборы президента и Верховного Совета, назначенные на 16:00 3 октября были сорваны из-за начавшихся в Москве массовых беспорядков, вооружённого нападения группы защитников Верховного Совета во главе с Альбертом Макашовым по призыву вице-президента Александра Руцкого на здание мэрии и отъезда группы вооружённых сторонников Верховного Совета на угнанных армейских грузовиках к телецентру «Останкино». Мнения о позиции Конституционного суда Российской Федерации с В.Д. Зорькиным во главе, расходятся: по мнению самих судей и сторонников ВС РФ, он сохранял нейтралитет; по мнению стороны президента, -- участвовал на стороне ВС РФ. Оценка событий не избежала идеологических клише. Как «государственный переворот» квалифицируют события 21 сентября -- 4 октября 1993 года Краткая историческая энциклопедия, написанная авторским коллективом под редакцией директора Института Всеобщей Истории РАН А. О. Чубарьяна, изданная в 2002 году издательством «Наука», бывший руководитель Верховного Совета Рос сии Руслан Хасбулатов и член КПРФ, доцент МГУ, дочь Председателя Верховного Совета СССР Анатолия Лукьянова Елена, выступавшая на стороне Верховного совета и находившаяся в Доме советов РСФСР во время событий. В то же время как «подавление коммунистического мятежа» характеризует их 10 лет спустя заведующий отделом социально-политических исследований ВЦИОМ Лев Гудков. Как «бессмысленное и беспощадное противостояние двух ветвей власти, у которых не было по сути никаких разногласий, кроме слепой корпоративной ненависти и спора кто кого в землю закопает» 16 лет спустя характеризует те события публицист Леонид Радзиховский. Расследование событий не было завершено, следственная группа была распущена после того, как в феврале 1994 года Государственная дума приняла решение об амнистии для всех лидеров противостояния, в результате чего общество до сих пор не имеет однозначных ответов на ряд ключевых вопросов о происходивших трагических событиях, в частности, о роли политических лидеров, выступавших как на одной, так и на другой стороне, о принадлежности снайперов, стрелявших по мирным гражданам и сотрудникам милиции, действия х провокаторов, о том кто виноват в трагической развязке, довольствуясь лишь версиями участников и очевидцев событий, следователя распущенной следственной группы, публицистов и комиссии Госдумы РФ, возглавлявшейся коммунистом Татьяной Астраханкиной, приехавшей в Москву из Ржева в конце сентября 1993 года для защиты Дома Советов, которую товарищи по партии, в частности Директор Института Современного Социализма Алексей Подберекин называли «ортодоксом». В соответствии с новой Конституцией, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года и действующей до настоящего времени, Президент Российской Федерации получил существенно более широкие полномочия, чем по действовавшей на тот момент Конституции 1978 года (с изменениями 1989-- 1992 годов). § 2 « Конституционная реформ в РФ 1993г. » 12 декабря 1993 года состоялись выборы в Совет Федерации и в Государственную Думу, а также всенародный референдум о принятии проекта новой Конституции. 20 декабря ЦИК России объявил результаты референдума: «за» проголосовало 32,9 млн. избирателей (58,4 % активных избирателей, против -- 23,4 млн. (41,6 % активных избирателей). Конституция была принята, так как в соответствии с действующим при проведении референдума указом Президента Ельцина от 15 октября 1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» для вступления в силу новой Конституции необходимо абсолютное большинство голосов. Впоследствии были попытки оспорить результаты этого голосования в Конституционном С уде Российской Федерации, однако Суд отказал в рассмотрении дела, объяснив это отсутствием прав на изменение нескольких основополагающих статей Конституции. Краткая историческая энциклопедия. Под ред. академика А. О. Чубарьяна. Т.2. М.: 2002. Если выделить основные этапы конституционной реформы это будет выглядеть так: 5 октября -- распущен Моссовет и райсоветы (несколько депутатов арестованы), снят с должности генпрокурор В. Степанков, на его место назначен А. Казанник, сняты с должностей главы администраций, высказывавшиеся против указа № 1400: Виктор Берестовой (Белгородская область), Юрий Лодкин (Брянская область, снят ещё 25 сентября), Виталий Муха (Новосибирская область), Пётр Сумин (Челябинская область), Александр Сурат (Амурская область). 7 октября 1993 года -- Президент принимает указ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы», которым фактически принимает на себя полномочия законодателя. Председатель Конституционного суд а В. Д. Зорькин под угрозой уголовного преследования по обвинению «в правовом обеспечении конституционного переворота» вынужден уйти в отставку (сохранив полномочия судьи). Судьи, под давлением окружения президента, вынуждены сложить с себя полномочия по рассмотрению нормативных актов представителей власти и международных договоров. (В новую Конституцию было включено положение о полной за мене судей КС, однако, в последний момент, по ошибке, это положение из опубликованного проекта выпало) 9 октября -- Президент прекращает полномочия Советов всех уровней. 11 октября -- Президент отказывается от идеи формирования Совета Федерации и назначает выборы в Совет Федерации 15 октября -- Президент назначает всенародное голосование по Конституции на 12 декабря 22 октября -- Президент принимает указ об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ 26 октября -- Президент принимает указ о реформе местного самоуправления 10 ноября -- в Российских Вестях опубликован проект Конституции, выносим ой на всенародное голосование 12 декабря -- состоялось всенародное голосование по Конституции России, в ходе которого за Конституцию проголосовали 58 процентов участников референдума, а также выборы в Совет Федерации и Государственную Думу первого созыва 24 декабря -- Президент подписал ряд указов, направленных на приведение законов Российской Федерации в соответствие с новой Конституцией 25 декабря 1993 года -- Новая Конституция Российской Федерации опубликована в «Российской газете» и вступила в силу на всей территории России 11 января 1994 года -- в Москве начали работу Совет Федерации и Государственная Дума, избранные 12 декабря 1993 года 23 февраля 1994 года -- Государственная Дума приняла постановление об амнистии участников октябрьских событий 1993 года (хотя суд так и не состоялся). Участники событий согласились на амнистию, хотя и не признали себя виновны ми. Все следственные действия по событиям сентября -- октября были прекращены. Хотелось бы отметить, что новая Конституция Российской Федерации, предо ставила Президенту значительные полномочия, в то время как полномочия Парламента были значительно сокращены. Конституция, после опубликования 25 декабря в Российской газете, вступила в силу. 11 января 1994 года начали работу обе палаты Федерального Собрания, конституционный кризис закончился. В начале 1994 года Б. Н. Ельцин инициировал подписание договора об общественном согласии и договора о разграничении полномочий с Татарстаном, а затем -- и с другими субъектами Федерации. По мнению О. А. Платонова, Б. Н. Ельцин и его ближайшее окружение в 1993-- 1994 гг. не исключали также возможности реставрации в России монархии с провозглашением монархом несовершеннолетнего (на то время) правнука Великого князя Кирилла Владимировича -- Георгия Михайловича. Б. Н. Ельцину и его соратникам отводилась в случае реализации этого проекта роль «коллективного регента» при Георгии; этот ход сторонникам идеи реставрации монархии виделся как одна из «легитимных» возможностей сохранения власти, «без риска выборов».

Вечером 21 сентября 1993 года Борис Николаевич Ельцин в телеобращении к народу объявил о том, что он подписал указ № 1400, предписывающий прекратить деятельность Верховного Совета и Съезда народных депутатов, и назначить на 11-12 декабря выборы в новый создаваемый представительный орган власти, Федеральное собрание Российской Федерации . Конституционный Суд, собравшийся в ночь с 21 по 22 сентября, нашёл в указе нарушение ряда статей действовавшей в то время Конституции, и установил наличие оснований для отрешения президента от должности. Верховный Совет своим постановлением объявил о прекращении президентских полномочий Ельцина «в связи с грубейшим нарушением» Конституции, расценив этот шаг как государственный переворот, и о временном переходе полномочий к вице-президенту Руцкому.

Верховный Совет объявил о созыве 22 сентября X (Чрезвычайного) Съезда народных депутатов. По утверждению спикера Верховного совета Р. И. Хасбулатова те органы исполнительной власти, что подчинились Ельцину, задерживали депутатов из регионов и препятствовали их прибытию другими способами. Реально Съезд смог открыться только вечером 23 сентября. При этом кворума, для которого требовалось 689 депутатов, на Съезде достигнуто не было. По утверждению руководства ВС, присутствовало 639 депутатов, президентская сторона говорила только о 493. Тогда было принято решение лишить депутатского статуса тех, кто не явился в Белый дом, после чего объявили о достижении кворума. После этого съезд принял постановление об отрешении Ельцина от должности, согласно статьям 6 и 10 закона «О Президенте РСФСР». Противостояние между президентом и верными ему силами охраны порядка и сторонниками Верховного Совета переросло в вооружённые столкновения. 3 октября Ельцин объявил о введении чрезвычайного положения. Сторонники Верховного Совета взяли под контроль одно из зданий мэрии Москвы на Краснопресненской набережной и попытались проникнуть в одно из зданий телецентра Останкино . Ельцин объявил о введении чрезвычайного положения и после консультации с Виктором Черномырдиным и министром обороны Павлом Грачёвым дал приказ о штурме здания Дома Советов. Штурм здания мэрии, телецентра Останкино и штурм здания Дома Советов с применением танков привели к многочисленным жертвам (по официальным данным - 123 человека погибших, 384 раненых ) среди сторонников Верховного Совета, журналистов, сотрудников правоохранительных органов, и случайных людей.

После роспуска Верховного Совета Ельцин на некоторое время сосредоточил в своих руках всю полноту власти и принимает ряд решений: об отставке А. В. Руцкого и фактическом упразднении должности вице-президента, о приостановлении деятельности Конституционного суда, о прекращении деятельности Советов всех уровней и изменении системы местного самоуправления, о назначении выборов в Совет Федерации и всенародного голосования, а также своими указами отменяет и изменяет ряд положений действующих законов.

В связи с этим, некоторые известные юристы (включая председателя КС, доктора юридических наук проф. В. Д. Зорькина ), государственные деятели, политологи, политики, журналисты (в первую очередь - из числа политических противников Ельцина) отмечали, что в стране установлена диктатура . Вот что пишет, например, бывший председатель Верховного Совета и активный участник событий (из числа противников Ельцина) проф. Р. И. Хасбулатов:

Грубо поправ действующую Конституцию, Президент и его окружение объявили о прекращении деятельности предусмотренных Основным Законом России высших представительных органов власти - Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. Тем самым в стране установлена диктатура.

В феврале 1994 года участники событий выпущены согласно постановлению Государственной Думы об амнистии (все они согласились на амнистию, хотя и не были осуждены).