Половые железы и половые клетки. Организм человека развивается из оплодотворенного яйца, которое образуется в результате слияния двух клеток: мужской - сперматозоида и женской - яйцеклетки (рис. 131). Половые клетки образуются в половых железах.

Ребенок рождается со специфическими для данного пола половыми железами и половыми органами - внутренними и наружными.

Женские половые органы

Половой железой женщины является яичник. Это - парная женская половая железа, расположенная у верхнего входа в малый таз по обеим сторонам матки (рис. 132).

Яичник состоит из двух слоев - коркового и мозгового. В корковом слое образуются яйцевые клетки. Мозговой слой состоит из соединительной ткани, содержащей кровеносные сосуды и нервы.

В яичнике вырабатываются яйцеклетки - женские половые клетки, из которых в результате оплодотворения развивается новый организм.

В яичнике вырабатываются половые гормоны, от которых зависит не только деятельность половых органов женщины, но и нормальная деятельность всего женского организма.

Рис. 131. Половые клетки:

А - сперматозоид; Б - яйцевая ; 1 - головка сперматозоида; 2 - средний или связующий отдел; 3 - хвост сперматозоида; 4 - фолликулярные клетки, окружающие яй цо; 5 - ядро яйцевой клетки.

К заднему краю яичка прилегает его придаток, от которого тянется семявыносящий проток длиной 45-50 мм. В головку придатка из яичка проходит 10-12 очень тонких выносящих канальцев. По этим канальцам из яичка выносится семя. В семенных канальцах яичка с наступлением половой зрелости зачатки половых клеток - сперматобласты - начинают делиться, в результате чего из них образуются мужские половые клетки - сперматозоиды, или живчики (рис. 131). Живчик состоит из головки, средней части и хвоста, сокращения которого обеспечивают движение сперматозоидов. Скорость движения живчика около 2-3 мм в минуту. Окончательное созревание и накапливание сперматозоидов происходит в придатке яичка. Мужские половые железы, в отличие от женских, вырабатывают сперму беспрерывно.

Со времени созревания организма юноши в извитых канальцах яичек зарождается в день много миллионов сперматозоидов. За один раз их может выбрасываться около 500 млн. и больше. Зрелые живчики в мужском организме могут жить около месяца, затем они стареют и исчезают.

При половом возбуждении сперматозоиды, накопившиеся в придатке яичка, вместе с секретом придатков движутся по семявыводящему протоку к семенным пузырькам. Секрет придатков разжижает среду, обеспечивая большую подвижность сперматозоидов, а кроме того, питает сперматозоиды не только внутри семенного пузырька, но и при извержении семени. При половом возбуждении одновременно вырабатывается и секрет предстательной железы, которая охватывает с обеих сторон мочеиспускательный канал при его выходе из мочевого пузыря. Секрет железы активизирует подвижность сперматозоидов.

В момент наибольшего полового возбуждения в задний отдел мочеиспускательного канала выбрасываются сначала выделения предстательной железы, затем сперматозоиды и, наконец, выделения семенных пузырьков. Секрет предстательной железы и семенных пузырьков, смешиваясь со сперматозоидами, образует сперму. При каждом половом акте выделяется 1-б см 3 спермы. Сперма извергается через наружное отверстие мочеиспускательного канала, который открывается на головке полового члена.

Кожа полового члена у основания головки образует складку- крайнюю плоть. На внутренней поверхности ее располагаются различной величины сальные железки, секрет которых участвует в образовании беловатой смазки.

, беременность, роды

чаще всего совершается в расширении женского яйцевода. Сперматозоиды, излившиеся со спермой во влагалище, благодаря своей исключительной активности и подвижности продвигаются в полость матки, проходят ее до яйцеводов и в одном из них встречаются со зрелой яйцеклеткой. Здесь сперматозоид (один из множества) внедряется в яйцеклетку и оплодотворяет ее.

Оплодотворенное яйцо с током жидкости продвигается по яйцеводу к матке, превращаясь в комочек клеток, окруженных оболочкой, снабженной ворсинками.

Развиваясь оплодотворенное яйцо продолжает свое движение к матке, куда оно попадает примерно через 3-6 дней после оплодотворения. В матке, уже подготовленной гормонами яичника, ворсинки оплодотворенной яйцеклетки внедряются в набухшую слизистую оболочку, которая сильно разрастается и вскоре замыкается над оплодотворенным яйцом. Если яйцеклетка оплодотворена и зародыш в матке нормально развивается, прекращается. Желтое тело не исчезнет в течение 5-6 месяцев. Оно растет и своим усиливающимся гормональным влиянием содействует росту, и дальнейшему прикреплению яйцеклетки, а также препятствует созреванию яйцеклеток в яичнике.

Рис. 134. Положение ребенка в утробе матеря:

1-мочевой пузырь; 2 - плацента, или детское место; 3 - прямая кишка; 4 - влагалище.

В месте прикрепления плодного яйца к стенке матки образуется плацента, или детское место (рис. 134).

Формирование плаценты заканчивается к концу третьего месяца беременности, и в дальнейшем она лишь увеличивается в размерах.

Плацента - орган, через который плод связан с материнским организмом. Через нее осуществляется питание плода, его дыхательная и выделительная функции. Через плаценту от матери к плоду проникают многие защитные тела (антитела).

Питательные и поступают через пуповину, которая соединяет плод с материнским организмам. Она имеет вид шнура длиной 50-60 см, толщиной 1,5-2 см. Пуповина начинается в области пупка плода и заканчивается в плаценте.

Плод, развивающийся в матке, находится в особых оболочках, образующих как бы мешок, заполненный околоплодными водами. Эти воды дают возможность плоду свободно передвигаться в мешке, развиваться, охраняют его от случайных травм.

Оболочки, в которых находится развивающийся плод, называют последом.

Нормальная беременность продолжается 9 месяцев. За это время из оплодотворенного яйца микроскопических размеров развивается ребенок массой около 3 кг и более и ростом 50-52 см.

Беременность заканчивается родами. В результате напряженной работы мышц матки ребенок выталкивается в малый таз, затем сокращаются мышцы брюшного пресса, и ребенок появляется на свет.

Мать и дитя еще связаны пульсирующей пуповиной. Врач или акушерка сначала перевязывают пуповину около живота новорожденного, а затем перерезают ее. У ребенка плацентарное заменяется легочным, возникает легочное . Вскоре после рождения ребенка из полости матки выходит послед.

Теперь ребенок почти в течение года будет питаться молоком матери. Грудное молоко содержит белки, жиры, сахар и все необходимые для роста и развития ребенка , в том числе витамины, ферменты, защитные против болезней (антитела).

Через несколько недель (а иногда и месяцев) после родов созревание яйцеклеток в яичнике возобновляется, о чем говорит наступление менструаций. Женщина снова становится способной к зачатию ребенка.

Послезародышевое развитие человека

Возрастная периодизация. По ряду признаков весь жизненный путь человека от зачатия до естественного конца может быть разделен на периоды, или этапы. Между этими периодами нет четко очерченных границ, они в значительной степени условны.

В качестве критериев для возрастной периодизации предложено несколько факторов. Одни исследователи за основу периодизации берут созревание половых желез и интенсивность роста тела, другие-время появления и смены зубов, третьи-степень развития центральной нервной системы. Наиболее распространенной является периодизация детей с выделением периода новорожденности, ясельного, дошкольного и школьного возраста. Это деление отражает существующую систему детских учреждений.

Надо полагать, что истинно научная классификация не может основываться на каком-либо одном признаке. В каждом отдельном периоде жизни на первый план выступает совокупность признаков (вид питания, двигательная деятельность, половое созревание и т. п.). Наиболее целесообразным для организации работы по обучению и воспитанию детей считается такое деление развития ребенка на периоды, при котором за основу берется комплекс его анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания и обучения.

Всовременной науке еще нет единой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ. Симпозиум по проблеме возрастной периодизации в Москве (1965) рекомендовал следующую возрастную периодизацию, которая принимается далеко не всеми исследователями:

1)новорожденный - 1 - 10 дней;

2)грудной возраст - 10 дней - 1 год;

3)раннее детство -1-3 года;

4)первое детство -4 - 7 лет;

5)второе детство -8- 12 лет мальчики,

8- 11 лет девочки;

6)подростковый возраст- 13-16 лет мальчики,

12-15 лет девочки;

7)юношеский возраст- 17-21 год юноши,

16-20 лет девушки;

8)зрелый возраст, I период -22-35 лет мужчины,

22-35 лет женщины; зрелый возраст, II период - 36-60 лет мужчины,

36-55 лет женщины;

9)пожилой возраст - 61 -74 года мужчины,

56-74 года женщины;

10)старческий возраст - 75-90 лет;

11)долгожители - 90 лет и выше.

С момента рождения и до смерти в организме человека отмечаются специфические особенности строения, биохимических процессов, функций организма в целом и отдельных его систем, которые изменяются в различные периоды его жизни. Эти изменения обусловлены наследственными факторами, в известной мере определяющими этапы роста и развития. Однако решающее значение для проявления этих наследственных факторов, формирования возрастных особенностей имеют обучение и воспитание, питание и гигиенические условия жизни, общение ребенка с окружающими людьми посредством речи, спортивная и трудовая деятельность и другие факторы, составляющие существо социальной жизни человека.

Жизнь человека э непрерывный процесс развития. Начало ходьбы и дальнейшее развитие двигательной функции, первые слова ребенка и развитие речевой функции, превращение ребенка в подростка в период полового созревания, непрерывное развитие центральной нервной системы, усложнение рефлекторной деятельности - это только примеры из огромного числа непрерывных изменений организма.

Рис. 135 . Изменение пропорций тела с возрастом

Рост и развитие организма и отдельных его органов происходит неравномерно, гетерохронно. Неравномерность роста тела в длину, отдельных органов и тканей, массы ребенка сопровождается рядом возрастных изменений. Происходит и изменение про порций тела ребенка (рис. 135). Новорожденный отличается от взрослого относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорожденного составляет 1 / 4 длины туловища, у ребенка двух лет - 1 / 5 , шести лет - 1 / 6 , 12 лет - 1 / 7 и у взрослых- 1 / 8 . С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей усиливается. До начала периода полового созревания половые различия в пропорции тела отсутствуют, а в пубертатном периоде (период полового созревания) у юношей конечности становятся длиннее, туловище - короче и таз уже, чем у девушек.

Можно заметить три периода различных пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, в пубертатном периоде - за счет роста туловища.

Неравномерность роста тела в длину проявляется следующим образом: на первом году жизни рост увеличивается на 25 см и достигает 75 см. На втором году происходит замедление темпа роста - он увеличивается лишь на 10 см. В последующие годы, до 6-7 лет, темпы роста еще более снижаются. К началу младшего школьного возраста рост увеличивается на 7- 10 см в год, а в возрасте 8-10 лет до 3-5 см. В период полового созревания темпы роста вновь возрастают, ежегодный прирост составляет 5-10 см. У девочек наибольшее усиление роста в связи с половым созреванием отмечается в 12 лет, у мальчиков - в 15 лет. К этому периоду мальчики догоняют, а затем и перегоняют девочек в росте.

Рост в основном завершается к 19 годам у девушек и к 20 годам у юношей.

С периода новорожденности до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища - в 3 раза, длина руки - в 4 раза, длина ноги - в 5 раз.

Неравномерность роста - приспособление, выработанное эволюцией. Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста в последующие годы обусловлено проявлением активных процессов дифференцирования органов, тканей, клеток, функциональных систем.

Следует иметь в виду, что развитие приводит к морфологическим и функциональным изменениям, а рост - к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При нормальном развитии ребенка оба эти процесса тесно взаимосвязаны. Однако периоды интенсивного роста могут не совпадать с периодами интенсивной дифференцировки.

Усиленная дифференцировка вызывает замедление роста. Нарастание массы головного и спинного мозга в основном заканчивается к 8-10 годам, почти достигая массы взрослого, функциональное же совершенствование нервной системы происходит еще в течение длительного времени.

Созревание двигательного анализатора и иннервационного аппарата мышц наступает в 13-14 лет, проходя ряд этапов совершенствования двигательной функции. Вместе с тем в 15-18 лет происходит дальнейший интенсивный рост и дифференциация мышечной ткани. Неравномерность развития сердечно-сосудистой системы проявляется следующим образом: от рождения до двух лет усиленно растет, а гистологическая дифференцировка изменяется незначительно; от 2 до 6 лет изменение роста и дифференцировка замедлены, оба процесса протекают умеренно; от 7 до 10 лет размеры и объем сердца увеличиваются, а значительных структурных изменений в мышце не происходит; с 11-13 лет вновь начинает интенсивно расти, в клеточных элементах происходит тончайшая дифференцировка. Неравномерность в развитии сопровождается задержкой роста.

Масса. Наибольшая прибавка массы тела происходит на первом году жизни. К концу первого года жизни масса тела утраивается и достигает 9-10 кг. К концу второго года она достигает 12-13 кг. В дальнейшем масса в год прибавляется на 2 кг. С наступлением периода полового созревания прирост массы у девочек достигает 4-5 кг, а к 14-15 годам - 5 - 8 кг, затем ежегодная прибавка массы вновь составляет 2 кг. У мальчиков уже с 13-14 лет прирост массы составляет 7-8 кг в год. В дальнейшем у юношей, как и у девушек, темп прироста массы замедляется. Масса мальчиков и девочек до 10 лет почти одинакова. С 15-летнего возраста масса мальчиков начинает превышать массу девочек, и это опережение сохраняется в течение всей дальнейшей жизни.

Задания
Физическая культура, 6 класс

Во всех вопросах только один правильный ответ.

Учитель физической культуры Мусин А.Н

    Формирование человеческого организма заканчивается к:

    14-15 годам

    17-18 годам

    19-20 годам

    22-25 годам

    Лёгкая атлетика - , включающий:

    бег, ходьбу, прыжки, метания

    бег, плавание, прыжки

    художественную гимнастику, футбол

    волейбол, баскетбол

    Алина Кабаева – это известная:

    фигуристка

    гимнастка

    пловчиха

    теннисистка

    Бег на короткие дистанции относится к:

    спринту

    спортивным играм

    тяжёлой атлетике

    бобслею

    В какой игре используют волейбольный мяч?

    футбол

    пионербол

    баскетбол

    гандбол

    Назовите зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях.

    бобслей

    санный спорт

    шорт-трек

    кёрлинг

    Как называется игра в футбол на мотоциклах?

    мотофут

    мотобол

    байкфут

    футмотобол

    В 2006 году он стал лучшим футболистом по версии самых авторитетных спортивных изданий страны - еженедельника "Футбол", газет "Спорт-Экспресс" и "Советский спорт". Кто это?

    Евгений Плющенко

    Андрей Аршавин

    Марат Сафин

    Александр Овечкин

    В 2014 году в Минске прошёл чемпионат мира по хоккею. Чемпионом мира стала сборная:

    Швеции

    Канады

    России

    Финляндии

    Считается, что этот человек основал Олимпийские игры после победы над царем Авгием.

    Аид

    Посейдон

    Геракл

    Гермес

    Как называется комплекс жилых помещений для спортсменов, участников Олимпийских игр?

    Олимпийская деревня

    Спортивный городок

    Чемпионское село

    Поляна рекордсменов

13. Какого цвета полотно Олимпийского флага?

    Белое

    Жёлтое

    Красное

    Голубое

14. На Олимпийских играх в Сочи были представители из:

    88 стран

    50 стран

    106 стран

    37 стран

15. Общее количество медалей, завоеванных Российскими спортсменами на Олимпийских играх в Сочи, составило:

ОТВЕТЫ:

1. Ответ: Формирование человеческого организма заканчивается к 22 - 25 годам. В периоды роста и развития организма увеличивается масса и поверхность тела, что обусловлено развитием тканей, органов и отдельных частей тела. Одновременно происходит развитие функций органов и систем.

2. Ответ: Лёгкая атлетика - , включающий бег, ходьбу, прыжки и метания. Объединяет следующие дисциплины: , (бег по шоссе) и (бег по пересечённой местности). Один из основных и наиболее массовых видов спорта.

3. Ответ: Алина Кабаева - гимнастка, заслуженный мастер спорта. Она является единственной в мире гимнасткой, занесенной в Книгу рекордов Гиннеса, так как уже в 15 лет стала абсолютной чемпионкой Европы среди взрослых.

4. Ответ: Гольф (англ. golf) - спортивная игра, в которой отдельные участники или команды соревнуются, загоняя маленький мячик в специальные лунки ударами клюшек, пытаясь пройти отведённую дистанцию за минимальное число ударов.

5. Ответ: Спринт - это разновидность бега, выполняемая в очень быстром темпе и только на короткие дистанции (до 400 метров).

6. Ответ: Пионербол - спортивная игра с мячом, схожая по правилам с . Игра ведётся с на .

7. Ответ: Зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях - бобах. Родиной бобслея является Швейцария.

8. Ответ: Мотобол - один из видов мотоспорта, представляет собой игру в на . Игра проводится на поле размером с футбольное, но имеющем небольшие различия в разметке: отсутствует центральный круг, площадь ворот имеет форму полукруга. Покрытие поля обычно не грунтовое, а асфальтовое. Играют мячом, размеры которого значительно больше футбольного. В каждой команде 5 человек - вратарь и 4 полевых игрока на мотоциклах. , второго . В 2006 году он стал лучшим футболистом по версии самых авторитетных спортивных изданий страны - еженедельника "Футбол", газет "Спорт-Экспресс" и "Советский спорт".

10. Ответ: В 2014 году в Минске прошёл чемпионат мира по хоккею. Чемпионом мира стала сборная России, обыграв команду Финляндии в финальном матче со счётом 5:2.

11. Ответ: Считается, что Олимпийские игры основал Геракл после совершения своего шестого подвига − очищения скотного двора Авгия, царя Элиды. Авгий обладал неисчислимыми богатствами. Особенно многочисленны были его стада. Геракл согласился очистить в один день весь громадный двор Авгия, если тот отдаст ему десятую часть своих стад. Авгий принял предложение о помощи, считая, что такую работу выполнить в один день просто невозможно. Когда Геракл справился с заданием и пришел к Авгию требовать награду, царь не дал ему ничего, да еще и выгнал его. Геракл страшно отомстил царю Элиды. С большим войском он вторгся в Элиду, победил в кровопролитной битве Авгия и убил его смертоносной стрелой. После победы собрал Геракл войско и всю добычу, принес жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры, которые проводились с тех пор каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами, посвященными богине Афине Палладе.

12. Ответ: Олимпийская деревня -это комплекс зданий, в которых располагаются члены делегаций стран-участниц Олимпийских игр.

13. Ответ: Олимпийский флаг - белое шёлковое полотнище с вышитыми на нём пятью переплетёнными кольцами голубого, чёрного, красного (верхний ряд), жёлтого и зелёного (нижний ряд) цветов.

14. Ответ: На Олимпийских играх в Сочи были представители из 88 стран.

15. Ответ: Сборная России завершила выступление на Олимпийских играх в Сочи, завоевав в общей сложности 33 медали: 13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых; этот результат позволил хозяевам Игр победить в общекомандном зачете как по числу золотых, так и по общему числу медалей.

До скольки лет растет человек? Развитие и рост нашего организма - как всего тела, так и внутренних органов - непостоянно и, можно сказать, скачкообразно. Самое быстрое увеличение массы и размеров тела приходится на период За девять месяцев маленькая яйцеклетка достигает веса в три килограмма. Но и после появления на свет рост не прекращается, хотя и замедляется. В первый год жизни здоровый младенец вырастает в среднем на 23 сантиметра, а вот на второй год он прибавляет лишь десять сантиметров. Потом, до 11 лет у девочек и 13 лет у замедляется, хотя и не прекращается совсем, чтобы в период полового созревания стремительно увеличиться, сразу на десять или даже больше сантиметров. Тогда, как говорят, ребенок «вытянулся» и превратился в высокого и угловатого подростка.

Но и позже организм продолжает развиваться в высоту, хоть и незаметно - на пару миллиметров-сантиметр в год. Раньше не было единого мнения о том, до скольки лет растет человек. Считалось, что до двадцати, хотя эта цифра очень обобщена и условна. В 25 лет полностью заканчивается формирование тела, всех органов и жизненных функций. С подросткового возраста до двадцати лет идет интенсивная работа по укреплению внутренних органов - сердца, легких. Стремительно происходит половое развитие - всплеск гормонов буквально перекраивает женский организм, за один-два года превращая несуразного прыщавого подростка с торчащими ключицами и острыми коленками в соблазнительную красавицу с мягкими женственными чертами. Обычно удлинение тела у девушек прекращается в шестнадцать-девятнадцать лет, поскольку все ресурсы развития идут на то, чтобы подготовить организм к продолжению рода.

Его рост ввысь продолжается в среднем вплоть до двадцати, а у некоторых юношей он происходит и дальше - до 25 и даже до тридцати лет. В 20-25 лет происходит последний период стремительного роста, когда человек может прибавить полсантиметра в год. Это знаменует то, что внутренние органы закончили формироваться, укрепились, уплотнились, а остаток ресурсов увеличения тела был брошен на удлинение костяка. После этого «золотого возраста», когда о мужчине говорят, что он в самом расцвете сил, а о женщине - что она «в самом соку», развитие организма в этом плане прекращается.

В вопросе о том, до скольки лет растет человек, ключевую роль играет расовая принадлежность и генетическая наследственность. и общего формирования организма у негроидной который живут на юге Азии, проходит несколько раньше. Если европейские мальчики (особенно в северных странах) в 14 лет - еще сущие дети, то в Индии и на африканском континенте - это уже вполне сформировавшиеся молодые мужчины. Еще больше это касается девочек, с чем и связана традиция ранних браков. На европейском континенте также подмечено более раннее прекращение роста у южных народов и более растянутый период взросления у северных.

Наследственность - также решающий фактор в том, до скольки растет человек. Если оба родителя высоки и стройны, то есть 90 % вероятности, что и их дети будут иметь рост выше среднего. И, наоборот, у низкорослых людей и дети вырастают маленькими. Конечно, остается еще 10 %. Что же это за факторы? Можем ли мы каким-либо образом повлиять на них и, следовательно, подкорректировать свой рост? Да, потому что если правильно питаться и вести соответствующий образ жизни, то это, хоть и незначительно, может повлиять на длину тела.

Зная, до скольки лет растет человек, можно прибавить себе дополнительный, не отведенный природой сантиметр или два. Употребляя определенные продукты питания, помогающие укрепить кости позвоночника и увеличить эластичность межпозвонковых дисков (творог, жирная рыба, заливное или холодец), вы можете усилить рост тела. Также помогают прибавить в метрических характеристиках специальные физические упражнения, растягивающие позвоночник. А вот влияние морковки на устремление нашего тела ввысь оказалось слишком преувеличенным. Морковь оказывает лишь укрепляющее воздействие, как и прочие фрукты-овощи.

Тип урока- комбинированный

Методы: частично-поисковый,про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цели:

Осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

Формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Задачи:

Образовательные : обладать определенными эко-логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие : развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об-щества.

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари-щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

Установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу-чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные : связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма урока - традиционная

Технология - проблемного обучения

Основные понятия: зигота, бластула, гаструла, плод, новорожденный, грудной и ясельный период, плацента, матка, яйцевод, яич-ник, пупочный канатик, яйцо, яйцеклетка, сперматозоид.

Изучение нового материала

Развитие человеческого организма

Процесс оплодотворения у высших позвоночных животных, в том числе и человека, происходит в половых органах. Это связано с тем, что один или несколько сперматозоидов мужчи-ны, введенные в женский организм, сливаются с яйцеклеткой, образовавшейся в яичнике (половой Железе). Оплодотворение происходит в яйцеводе, куда проникает сперматозоид и яйцеклетка. Яйцевод соединяет яичник с маткой, в которой происхо-дит дальнейшее развитие зародыша.

Начальный этап развития организма человека характеризует-ся образованием зиготы оплодотворенной яйцеклетки, которая несет Диплоидный (двойной) набор хромосом: один от яйцеклетки, а другой от сперматозоида. Каждая пара хромосом гомо логична.

я стадия развития зародыша — бластул представляет собой однослойный многоклеточный пузырек, кото-рый образуется в яйцеводе в результате дробления зиготы.

2-я стадия развития з ар о д ы ш а — гаструла- характеризуется тем, что оплодотворенная яйцеклетка перемеща-ется в матку и внедряется в ее стенку, после чего из нее формиру-ется двухслойный зародыш, который имеет уже два зародышевых листка (слоя клеток) — энтодерма (внутренний слой) и эктодерма (внешний слой). Затем появляется мезодерма (слой клеток между эктодермой и энтодермой). Из этих трех листков и формируются все системы органов. На той стороне, где делящаяся яйцеклетка контактирует со стенкой матки, формируются зародышевые обо-лочки (плацента, пузырь), а на противоположной — сам зародыш.

В процессе развития плода пузырь наполняется водянистой жидкостью, плацента своими ворсинками внедряется в стенки мат-ки. Плаценту с организмом плода соединяет пупочный канатик. У плода развивается один круг кровообращения. "Жаберные щели, хвост, а также волосяной покров на ранних стадиях развития пло-да свидетельствуют об общем происхождении всех хордовых и под-тверждают положение биогенетического закона, утверждающего, что индивидуальное развитие организма-есть краткое повторение развития данного вида к 9 месяцам плод полностью приобре-тает все черты человеческого организма. Развиваясь в водной сре-де, он защищен от ударов, свободно движется. Через плаценту зародыш получает кислород и питательные вещества от матери и возвращает ей продукты распада. На этом заканчивается зародышевый этап развития.организма человека.

Послеродовой период характеризуется двумя этапами: новорожденным и грудным

Физиологические особенности новорожденного этапа разви-тия плода характеризуются наличием несросшихся костей, ко-торые заходят друг за друга, уменьшая объем головы и таза, что помогает при рождении ребенка. При перевязке пупочного канатика создается избыток углекислого газа в крови, что гумо- рально воздействует на дыхательный центр продолговатого мозга, и в результате происходит первое рефлекторное движение — вдох и крик, а затем уже появляется следующий врожденный рефлекс — сосательный.

Новорожденный ребенок имеет непропорциональное строение тела — очень крупную голову и короткие конечности. Кости чере-па несросшиеся, между ними имеются кожные пленки — роднич-ки, тазовые кости также несросшиеся, позвоночник не имеет изгибов.

Послеродовой период развития продолжается до 12 месяцев и называется грудной. В этот период ребенок овладевает движения-ми, поднимает голову, ложится на живот, встает на ноги, это способ-ствует образованию изгибов на позвоночнике: шейного, грудного, поясничного. Появляются молочные зубы. Физиологические особен-ности этого периода связаны у ребенка с формированием мышц. Движения становятся разнообразными, укрепляется скелет, возни-кает потребность ходить. В первый период грудного ребенка мать кормит грудным молоком, в кармливать ребенка пищей, содержащей витамины. В это время у ребенка происходит интенсивное развитие высшей нервной деятель-ности и он начинает произносить первые слова.

Ясельный период развития ребенка охватывает период от 1 до 3 лет. У него в это время изменяются пропорции тела: уменьшается объем головы, удлиняются конечности. В про-цессе развития головного мозга образуются борозды и извилины. Физиологические особенности данного периода характеризуются потребностью ребенка в самостоятельности. Он переходит на питание обычной пищей. Роднички в черепе зарастают, развива-ется членораздельная речь.

Дошкольный период продолжается от 3 до 6 лет. В это время молочные зубы сменяются на постоянные, продолжает-ся развитие головного мозга. Физиологические особенности этого периода связаны с согласованием движения ребенка, речь ос-мысленна и связана с развитием мышления. Формируются ус- ловно-рефлекторные центры речи и письма.

Школьный период от 6 до 16 лет. В это время идет усиленное развитие костно-мышечной системы, рост организма, формирование характера, который заканчивается к 20—25-лет-нему возрасту. После 10 лет жизни у ребенка срастаются кости таза. В соответствии с особенностями строения организма разли-чают детский, подростковый и юношеский этапы развития. Физи-ологические особенности подросткового этапа (13—15 лет) связаны с наличием перестройки организма в связи с половым созревани-ем. Изменяется деятельность желез внутренней и внешней секре-ции. Это вызывает психологические изменения (преобладание возбуждения над торможением) и физиологические изменения в организме (появляются вторичные половые признаки: у девочек изменяется форма тела, тембр голоса, а у мальчиков — пропор-ции тела, усиливается физическое развитие, ломается голос, по-являются волосы на лице). Однако половое формирование заканчивается только к 20—25-летнему возрасту.

Подумайте и ответьте. 1. Какой из способов размножения появился у живых организмов позже (вегетативный, половой, бесполый)? 2. Чем от-личается воспроизведение организма от размножения? 3. Какие стадии развития проходит зародыш и в чем их особенности? 4. Какова роль пла-центы и пупочного канатика? 5. Чем характеризуется строение и форми-рование ребенка в разные периоды его развития? 6. Какую роль играет трудовое воспитание, физическое развитие, духовный рост в формирова-нии молодого человека?

Объясните значение терминов : зигота, бластула, гаструла, плод, новорожденный, грудной и ясельный период, плацента, матка, яйцевод, яич-ник, пупочный канатик, яйцо, яйцеклетка, сперматозоид.

Эмбриогенез : Развитие зародыша

Дошкольный период развития ребенка

Возрастные особенности школьного возраста

Как меняются дети от 11 до 16 лет?

Ресурсы:

Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с

Хостинг презентаций

У человека половые клетки формируются в специальных органах - гонадах (в яичниках у женщин и в семенниках у мужчин).

Женская половая клетка - яйцеклетка - гаплоидная, крупная, округлая, неподвижная.

В процессе эмбриогенеза в женском организме закладывается около 400 тыс. первичных половых клеток, их размножение к моменту рождения прекращается и они превращаются в ооциты первого порядка. Каждый ооцит окружен эпителиальными клетками и образует яйцевой пузырек {фолликул). Лишь небольшая часть ооцитов яичника женщины созревает и дает начало яйцеклеткам. Этот процесс начинается с 12-13 лет и заканчивается к 50-53 годам. По мере роста ооцита фолликулярный эпителий разрастается, в нем появляется полость с жидкостью - образуется Граафов пузырек. Разрыв созревшего фолликула и выход яйцеклетки из яичника называется овуляцией. Она происходит в среднем раз в 29 дней. Созревает обычно одна яйцевая клетка поочередно то в одном, то в другом яичнике. Образование ооцита второго порядка происходит в маточной трубе. Здесь же яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом.

Мужская половая клетка - сперматозоид - формируется в семенниках в процессе сперматогенеза. Ядро с гаплоидным набором хромосом находится в головке сперматозоида. На формирование половых клеток влияют секреты гипофиза, яичников, семенников и другие железы внутренней секреции.

В процессе оплодотворения яйцеклетка и сперматозоид сливаются, образуя диплоидную зиготу.

Процесс дробления зиготы совершается в течение 3-4 суток, когда зигота продвигается по маточной трубе к матке. Возникшие бластомеры образуют морулу, а затем однослойный зародыш - бластулу; в ней различают полость - бластоцель и стенку - бластодерму. В результате дробления поверхностно расположенных бластомеров формируется оболочка, участвующая в питании зародыша - трофобласт, а центральные бластомеры образуют эмбриобласт, из него развивается зародыш. Следовательно, образовавшийся зародышевый пузырек включает в себя трофобласт, окружающий полость с жидкостью, и эмбриобласт - зародышевый узелок, лежащий в полости.

Во вторую неделю происходит гаструляция и трофобласт погружается в стенку матки: у семидневного зародыша эктодерма образует амниотический пузырек. Из зародыша, имеющего форму щитка, в полость бластулы выселяются клетки и заполняют ее. Вместе с трофобластом эти клетки формируют хорион. В дальнейшем развиваются зародышевые оболочки - амнион и желточный мешок. Желточный мешок функционирует как кроветворный орган. Производным желточного мешка является первичный мочевой пузырь - аллантоис. Впоследствии амнион обрастает зародыш и образует водную оболочку плода, защищающую его от повреждений и создающую здесь однородную жидкую среду. Часть хориона, обращенная к стенке матки, имеет ворсинки, врастает в ее ткани и формирует детское место, или плаценту, через которую плод питается. В плаценте переплетаются кровеносные сосуды плода и матери. Из крови материнского организма поглощаются питательные вещества, кислород и выделяются продукты распада.

После рождения ребенка его организм растет и развивается до 20-23 лет. Процесс развития подразделяют на четыре периода: 1) грудной, в течение которого ребенок питается высокоценным продуктом - молоком матери, содержащим все необходимые вещества для развития; 2) ясельный - от одного года до трех лет; 3) дошкольный - от трех до семи лет; 4) школьный - от семи до 17 лет - период формирования основных физических, умственных и нравственных качеств человека.

Периоды развития Особенности строения Физиологические особенности
Зародышевый Зигота Оплодотворенная яйцеклетка. Несет диплоидный набор хромосом: один набор - от яйцеклетки, другой - от сперматозоида. Каждая пара хромовом гомологична Оплодотворение происходит в яйцеводе, куда проникает сперматозоид в результате полового акта. Яйцевод соединяет яичник (женскую половую железу) с маткой, где происходит дальнейшее развитие зародыша
Бластула Первая стадия развития зародыша. Представляет однослойный многоклеточный пузырек Образуется в яйцеводе в результате дробления (митотическое деление без последующего роста клеток) зиготы
Гаструла Вторая стадия развития зародыша. имеющая два зародышевых листка: эктодерму и энтодерму; затем появляется мезодерма. Из этих трех листков формируются все системы органов Бластула перемещается в матку и внедряется в ее стенку, после чего из нее образуется гаструла. На стороне гаструлы где она контактирует со стенкой матки" формируются зародышевые оболочки (плацента, пузырь), на противоположной стороне - зародыш
Плод Проходит все стадии зародышевого развития, сходные со стадиями развития позвоночных; пузырь заполняется водянистой жидкостью, плацента своими ворсинками внедряется в стенки матки; плаценту с организмом плода соединяет пупочный канатик. У плода один круг кровообращения Черты зародышевого развития (жаберные щели, хвост), а также волосяной покров свидетельствуют об общем происхождении всех хордовых и подтверждают положение биогенетического закона. К. 9 месяцам плод полностью приобретает все черты человеческого организма. Развиваясь в водной среде, он защищен от ударов, свободно движется. Через плаценту по пупочной вене он получает кислород

и питательные вещества, по пупочной артерии венозная кровь возвращается в организм матери

Послеродовой Новорожденный Новорожденный имеет непропорциональное строение тела - очень крупную голову и короткие ноги и руки. Кости черепа несросшиеся, между ними имеются кожные пленки - роднички; тазовые кости несросшиеся, позвоночник без изгибов Несросшиеся кости заходят друг за друга, уменьшают объем головы и тела, что помогает рождению ребенка. При перевязке пупочного канатика создается избыток СО2 в крови, что гуморально воздействует на дыхательный центр продолговатого мозга и в результате происходит первое рефлекторное движение - крик и вдох. Затем появляется следующий врожденный рефлекс - сосательный
Грудной (до 12 мес) Ребенок овладевает движениями - поднимает голову, ложится на живот, встает - это способствует образованию изгибов позвоночника: шейного, грудного, поясничного. Появляются молочные зубы У ребенка формируются мышцы, движения становятся разнообразными, укрепляется скелет, появляется потребность ходить. В первый период - питание грудным молоком, содержащим все необходимые питательные вещества, затем докармливание пищей, содержащей витамины. Развивается высшая нервная деятельность - произносятся первые слова
Ясельный (1-3 года) У ребенка изменяются пропорции тела: голова становится относительно меньше, удлиняются конечности. Мозг развивается более выражены борозды и извилины Самостоятельный организм, переходит на питание обычной пищей. Роднички в черепе зарастают. Выраженные эмоции, членораздельная речь. Требуется постоянный медицинский надзор и уход за неокрепшим организмом
Дошкольный (3-7 лет) Молочные зубы сменяются на постоянные. Ярко выявляются различия клеток коры головного мозга Согласованные движения. Речь, связанная с мышлением. Формируются условно-рефлекторные центры речи и письма
Школьный (7-17 лет) Усиленное развитие костно-мышечной системы, усиленный рост организма, который заканчивается к 20-25-летнему возрасту. После 10 лет срастаются кости таза. В соответствии с особенностями строения организма различают детский, подростковый и юношеский периоды развития В возрасте 13-15 лет начинается перестройка организма в связи с половым созреванием, изменяются деятельность и строение коры больших полушарий, функции желез внутренней секреции. Это вызывает психологические (преобладание возбуждения над торможением), физиологические (менструальный цикл) и физические изменения в организме. Проявляются вторичные половые признаки: у девочек изменяется форма тела, тембр голоса; у мальчиков - пропорции тела, усиливается физическое развитие, ломается голос, появляются волосы на лице. Однако полное формирование заканчивается к 20-25-летнему возрасту.