Понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытному обществу. Древние цивилизации -- это цивилизации, некое единство противостоящее тому, что цивилизацией еще не является, -- доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, наконец, что очень важно, дописьменному состоянию общества и культуры.

Слово «цивилизация» произведено от латинского civilis -- гражданский, общественный, государственный. В ХVII-ХIII веках «цивилизованность» понималась как противоположность «дикости». Однако в XIX веке под цивилизацией стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества. Л. Морган, Ф. Энгельс и другие историки и философы рассматривали цивилизацию как ступень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством. А так как на этой ступени возникают различные формы общества, то в историко-философской литературе получила признание мысль о существовании разных цивилизаций. Наиболее развитой цивилизацией.

К концу XIX века вера в прогресс европейской цивилизации была поколеблена. Маркс, Ницше и другие философы стали говорить о ее неискоренимых пороках. Постепенно цивилизацию стали отличать от культуры. В обиход вошло представление о цивилизации как о совокупности материальных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства. Возникла тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Г. Маркузе и др.).

С этой точки зрения культура есть внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация -- лишь внешняя материальная оболочка культуры. Если культуру можно сравнить с мозгом общества, то цивилизация представляет собой его «вещное тело». Культура создает средства и способы развития духовного начала в человеке, она нацелена на формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же снабжает людей средствами существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд. Культура -- это духовные ценности, образование, достижения науки, философии, искусства, а цивилизация -- это степень технологического, хозяйственного, социально-политического развития общества. В сочинениях философов, трактующих цивилизацию таким образом, проводится мысль, что цивилизованный человек -- это совсем не то, что культурный человек. Культурным человека делает «внутренняя культура» личности -- превращение достижений человеческой культуры в коренные установки бытия, мышления и поведения личности. Цивилизованный же человек -- это человек, обладающий лишь «внешней культурой», которая состоит в соблюдении норм и правил приличия, принятых в цивилизованном обществе. Если это соблюдение не стало для него внутренней необходимостью, то его нельзя считать подлинно культурным.

Развивая эти взгляды на цивилизацию, немецкий философ О. Шпенглер говорит о европейской цивилизации как о завершающей фазе эволюции современного западного мира. Цивилизация у Шпенглера выступает как последняя стадия развития всякого социокультурного мира, эпоха упадка творческой силы и погружения в бездуховное существование.

Итак, понятие цивилизации может означать: 1) Исторический процесс совершенствования жизни общества (Гольбах); 2) Образ жизни общества после выхода его из первобытного, варварского состояния (Морган); 3) Материальную, утилитарно-технологическую сторону общества, противостоящую культуре как сфере духовности, творчества и свободы (Зиммель); 4) Последнюю, завершающую фазу эволюции какого-то типа культуры, эпоху смерти этой культуры (Шпенглер).

Следует подчеркнуть, что цивилизация в принятой нами трактовке есть понятие внеэтническое: особенности цивилизации определяются не этнонациональным составом населения, а характером социокультурного устройства общества. Одна и та же цивилизация может развиваться разными народами в разное время и в разных местах земного шара.

ПОНЯТИЕ И ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Возникновение цивилизаций. Понятие цивилизация обычно используется в нескольких значениях. Наиболее общим из них является обозначением в качестве цивилизации современного развитого, преимущественно западного типа, общества. При этом цивилизованное общество противопоставляется обществам, не достигшим ставших нормативными в современную эпоху уровня экономического развития, социального порядка и политической стабильности. Цивилизация выступает синонимом высшего на данный момент уровня развития общественной культуры.

Другим общим местом является применение термина цивилизация по отношению к различным категориям обществ, вышедших за рамки развития первобытнообщинного строя. В XIX в. американский этнограф Г. Л. Морган определил цивилизацию как стадию развития человечества вслед за дикостью и варварством. Он, а вслед за ним Ф. Энгельс, выделили в качестве признаков цивилизации: разделение умственного и физического труда, появление письменности, наличие городов как центров экономической и культурной жизни. Цивилизация в этом смысле выступает синонимом определенного уровня развития общественной культуры, а поскольку он не является модельным, как в первом случае, то такой подход позволяет говорить о разных типах цивилизаций. В этом случае говорят о многих - например, о китайской, античной, исламской, древнеегипетской, католической и т. п. - цивилизациях.

Таким образом, поскольку в отличии от понятия общественно-экономическая формация цивилизация является не социологической, а конкретно-исторической категорией, можно выделить несколько типов цивилизаций:

1. Первичные цивилизации, возникшие в этнической среде и подразделяющиеся на:

а) Исходные или Материнские цивилизации, возникшие спонтанно, и

б) Дочерние цивилизации, возникшие в зоне социокультурного воздействия исходных (материнских) цивилизаций на этническую периферию.

2. Вторичные цивилизации, возникшие в результате качественной перестройки соционормативных принципов уже существующих цивилизаций или их частей.

При определении цивилизаций следует четко различать социальное и политическое. Их смешение ведет к использованию неверных характеристик цивилизаций.

Вопрос 4 Формационный и цивилизационный подходы в историческом сознании

Для того, чтобы выработать объективную картину исторического процесса, историческая наука должна опираться на определенную методологию, некие общие принципы, которые позволяли бы упорядочить весь накопленный исследователями материал, создавать эффективные объясняющие модели.

Долгое время в исторической науке господствовали субъективистская либо объективно-идеалистическая методология. Исторический процесс с позиций субъективизма объяснялся действием великих людей: предводителей, цезарей, королей, императоров и других крупных политических деятелей. Согласно этому подходу, их умные расчеты или, напротив, ошибки, приводили к тому или иному историческому событию, совокупность и взаимосвязь которых определяли ход и исход исторического процесса.

Преодолеть недостатки методологии исторического исследования, поставить историю, как и другие гуманитарные дисциплины, на научную основу попытался в середине XIX в. немецкий мыслитель К. Маркс. К. Маркс сформулировал концепцию материалистического объяснения истории, базирующуюся на четырех основных принципах:

1. Принцип единства человечества и, следовательно, единства исторического процесса.

2. Принцип исторической закономерности. Маркс исходит из признания действия в историческом процессе общих, устойчивых, повторяющихся существенных связей и отношений между людьми и результатами их деятельности.

3. Принцип детерминизма - признание существования причинно-следственных связей и зависимостей. Из всего многообразия исторических явлений Маркс считал необходимым выделить главные, определяющие. Таким главным, определяющим в историческом процессе, по мнению К. Маркса, является способ производства материальных благ.

4. Принцип прогресса. С точки зрения К. Маркса, исторический прогресс - это поступательное развитие общества, поднимающееся на все более и более высокие уровни.

Материалистическое объяснение истории базируется на формационном подходе. Понятие общественно-экономической формации в учении Маркса занимает ключевое место при объяснении движущих сил исторического процесса и периодизации истории. Маркс исходит из следующей установки: если человечество закономерно, поступательно развивается как единое целое, то все оно должно проходить в своем развитии определенные этапы. Эти этапы он и назвал “общественно-экономические формации”. По определению К. Маркса, общественно-экономическая формация представляет собой “общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразными отличительными характеристиками” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. - С. 442). Понятие “формация” Маркс заимствовал из современного ему естествознания. Этим понятием в геологии, географии, биологии обозначены определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством состава, взаимозависимостью элементов.

Основу общественно-экономической формации, по Марксу, составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Главные производственные отношения - это отношения собственности. Совокупность производственных отношений образует его базис, над которым надстраиваются политические, правовые и иные отношения и учреждения, которым в свою очередь соответствуют определенные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, философия, науки и т. д. Таким образом, общественно-экономическая формация включает в свой состав все многообразие жизни общества на том или ином этапе его развития.

С точки зрения формационного подхода, человечество в своем историческом развитии проходит пять основных стадий - формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (социализм - первая фаза коммунистической формации).

Материалистическая концепция истории, базирующаяся на формационном подходе, на протяжении последних 80 лет была господствующей в исторической науке нашей страны.

Однако формационный подход в познании и объяснении истории не лишен и недостатков. На эти недостатки указывают его критики как в зарубежной, так и отечественной историографии. Во-первых, формационный подход предполагает однолинейный характер исторического развития. Теория формаций была сформулирована К. Марксом как обобщение исторического пути Европы. И сам Маркс видел, что некоторые страны не укладываются в эту схему чередования пяти формаций. Эти страны он отнес к так называемому “азиатскому способу производства”. На основе этого способа, по мнению Маркса, образуется особая формация. Но подробной разработки этого вопроса он не провел. Позже исторические исследования показали, что и в Европе развитие определенных стран (например, России) не всегда можно вставить в схему смены пяти формаций. Таким образом, формационный подход создает определенные трудности в отражении многообразия многовариантности исторического развития.

Во-вторых, для формационного подхода характерна жесткая привязка любых исторических явлений к способу производства, системе экономических отношений. Исторический процесс рассматривается прежде всего под углом зрения становления и смены способа производства.

В-третьих, формационный подход абсолютизирует роль конфликтных отношений, в том числе и насилия, в историческом процессе. Исторический процесс в этой методологии описывается преимущественно через призму классовой борьбы.

В-четвертых, формационный подход содержит элементы провиденциализма и социального утопизма. Как отмечалось выше, формационная концепция предполагает неизбежность развития исторического процесса от бесклассовой первобытнообщинной через классовые - рабовладельческую, феодальную и капиталистическую - к бесклассовой коммунистической формации.

Основной структурной единицей исторического процесса, с точки зрения этого подхода, является цивилизация. Термин “цивилизация” происходит от лат. слова “civil” - городской, гражданский, государственный. Первоначально термином “цивилизация” обозначали определенный уровень развития общества, наступающий в жизни народов после эпохи дикости и варварства. “Civil” противопоставлялось “silvaticus” - дикий, лесной, грубый. Отличительными признаками цивилизации, с точки зрения этой интерпретации, является появление городов, письменности, социального расслоения общества, государственности.

В более широком плане под цивилизацией чаще всего понимают высокий уровень развития культуры общества. Так, в эпоху Просвещения в Европе цивилизация связывалась с совершенствованием нравов, законов, искусства, науки, философии. Существуют в этом контексте и противоположные точки зрения, при которых цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того или иного общества, означающий его “закат”, или упадок (О. Шпенглер).

Однако для цивилизационного подхода к историческому процессу более существенное значение имеет понимание цивилизации как целостной общественной системы, включающей в себя различные элементы (религию, культуру, экономическую, политическую и социальную организацию и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет на себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. И хотя под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, их внутреннее ядро остается неизменным. Такой подход к цивилизации зафиксирован в теории культурно-исторических типов цивилизации Н. Я. Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера и др. Культурно-исторические типы - это исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои характерные только для них особенности культурного и социального развития. Н.Я. Данилевский насчитывает 13 типов или “самобытных цивилизаций”, А. Тойнби - 6 типов, О. Шпенглер - 8 типов.

Цивилизационный подход имеет ряд сильных сторон:

1) его принципы применимы к истории любой страны или группы стран. Этот подход ориентирован на познание истории общества, с учетом специфики стран и регионов. Отсюда проистекает универсальность данной методологии;

2) ориентация на учет специфики предполагает представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе;

3) цивилизационный подход не отвергает, а, напротив, предполагает целостность, единство человеческой истории. Цивилизации как целостные системы сопоставимы друг с другом. Это позволяет широко использовать сравнительно-исторический метод исследования. В результате такого подхода история страны, народа, региона, рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других стран, народов, регионов, цивилизаций. Это дает возможность глубже понять исторические процессы, зафиксировать их особенности;

4) выделение определенных критериев развития цивилизации позволяет историкам оценить уровень достижений тех или иных стран, народов и регионов, их вклад в развитие мировой цивилизации;

5) цивилизационный подход отводит подобающую роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. В этом подходе важное значение, для характеристики и оценки цивилизации имеют религия, культура, менталитет.

Слабость же методологии цивилизационного подхода состоит в аморфности критериев выделения типов цивилизации. Это выделение сторонниками данного подхода осуществляется по набору признаков, которые, с одной стороны, должны носить достаточно общий характер, а с другой, позволяли бы обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского цивилизации различаются своеобразным сочетанием четырех основополагающих элементов: религиозного, культурного, политического и общественно-экономического. В одних цивилизациях давлеет экономическое начало, в других - политическое, а третьих - религиозное, в четвертых - культурное. Только в России, по мысли Данилевского, осуществляется гармоническое сочетание всех этих элементов.

Знакомо ли вам слово "цивилизация"? Что такое "культура" и каково их соотношение? В каком контексте чаще всего употребляется? Распространённый термин довольно многозначен и имеет более сотни определений. Но обо всём по порядку.

Экскурс в историю

Начнем с того, что на латыни «civilis» - это «государственный, гражданский». Учеными ведутся споры по поводу того, является ли слово синонимом культуры или означает историческую веху человеческого и технического прогресса.

И это логично, если вспомнить все стадии развития человечества. Сначала люди мало чем отличались от обезьяны. Первобытные жители не имели собственного дома, не умели разговаривать, им просто приходилось выживать. Далее, в процессе своего становления и развития, древние люди получили огонь и стали производить простейшие орудия труда.

Они объединялись в племена, и группой охотились на диких зверей. Научились приготавливать пищу, делать посуду, но ещё долгое время продолжали пребывать в первобытном состоянии.

Всё изменилось, когда они научились добывать и использовать медь, бронзу и, наконец, железо, делая более совершенные орудия труда.

Человечество изобрело письменность, которая прошла длительный путь развития. Сначала это были рисунки, потом отдельные буквы, которые сложились в алфавит. Это стало наивысшим достижением. И некоторые ученые считают, что с создания письменности началась цивилизация.

Значение термина первоначальное

Данным словом также можно охарактеризовать отдельное общество, имеющее собственную культуру и самобытность, которое существовало или существует в наши дни. Это, например, китайская, индийская, шумерская, ассирийская и другие древние цивилизации, которые сделали огромный вклад в развитие человечества. Цивилизация предполагает некую систему узаконенных правил, которым подчиняется страна или народ. Если же люди принимают чужое культурное наследие и поддаются его воздействию, не поддерживают индивидуальную принадлежность, к ним этот термин не относится.

Цивилизация имеет собственный жизненный цикл, состоящий из определенных временных отрезков, в течение которых она проходит последовательные стадии: появление - развитие - расцвет - упадок - гибель. Но, конечно же, не каждое общество проходило эти стадии до конца в силу природных катаклизмов, войн и столкновения культур. Но при любом исходе сохранялась самобытность цивилизации. Движение характеризуется внутрисистемными закономерностями, которые присущи любому обществу. Сотрудничество между ними основывается на принципе самоопределения и равноправия народов.

Жизненный процесс цивилизации является целой системой. Её составляющие - это менталитет, непростая связь взаимоотношений людей в социуме и сама социальная общность, как самостоятельно развивающийся механизм.

История знала огромное число цивилизаций, многие из которых существуют и сегодня. И все неповторимы, уникальны, имеют свое лицо и многогранные индивидуальные характеристики, самобытность.

Новое значение термина "цивилизация"

Появление самого понятия в тандеме с термином "культура" датируется XVIII веком. Философы Франции называли общество "цивилизованным". А значение слова "цивилизация" все набирало обороты в своей трактовке. Д. Алигьери применял термин, говоря о едином человеческом этносе. Просветители Франции называли этим понятием общество, основой которого стали рассудок и праведность.

Уже в XIX веке значение термина трактовалось, как этап капитализма. Русские в 60-е годы дают определение этому слову, и впервые оно занесено в словарь В.И. Даля. Цивилизация характеризовалась как общее житие, развитое чувство гражданственности, осознание общепринятых правил и подчинение им человеком и гражданином. Но и это объяснение не стало единым.

Таким образом, одного целостного и общепризнанного определения термина не сложилось. Все авторы делают это, основываясь на собственных убеждениях.

Значение понятия "цивилизация" осталось многозначным. Насчитывается свыше ста различных трактовок и объяснений. Но все их можно типизировать, выделяя четыре подхода.

Итак, цивилизация - что такое? Наиболее распространённые варианты:

  1. Историческая эпоха, которая сменила «варварство».
  2. Наивысшая ступень человеческого развития.
  3. Культурно-географическая общность (например, восточная, китайская).
  4. Понятие, в рамках глобального понимания охватывающее планету целиком.

Наиболее распространённая современная трактовка

Цивилизация - что такое? Это конечная стадия общественного развития, с высоким уровнем научного и технического прогресса на фоне спада в искусстве и литературе.

Этапы развития цивилизации

Их выделяют несколько, остановимся подробнее.

Доиндустриальная

Эволюция происходила благодаря аграрно-ремесленному производству с применением ручных орудий труда. Основополагающей формой социальной организации была община. Все новое было чуждо. Человечество не просто использовало дары природы, а находилось в ее подчинении, поклоняясь богам Земли, Воды, Солнца, Дождя.

Индустриальная, или «техногенная»

Уже наблюдается господство инноваций над традициями, которые трактовались источником регресса. Чем больше человек зависим от обычаев, тем сильнее он отстает в развитии. Религия впала в немилость, потому что также препятствовала новациям. Прослеживается крайне быстрый технологический рост. Развивается политическая система. Человек не принадлежит определенному социальному статусу, рождается свободным. Наконец-то подчинена природа. Каким образом? Человечество управляет ею, используя науку и технику, а значит - разумом.

Антропогенная

Мы живем в техногенной цивилизации и продолжаем в ней развиваться. Но наша эпоха находится в состоянии кризиса. Мы поработили природу, пользуемся ее бесценными дарами, в частности, недрами, полезными ископаемыми. Они заканчиваются и при этом не пополняются.

Природа пытается защититься от нас, отсюда экологический и экономический кризис, морально-нравственная катастрофа, вызванная отказом от традиций и разрушением этических норм.

О техногенной цивилизации

Учёные выделяют следующие этапы в её развитии:

  1. Доиндустриальный. Главные ресурсы - природные. Это дерево, уголь, глина, металл.
  2. Индустриальный. На этом этапе правит энергия.
  3. Постиндустриальный. Господствующим ресурсом становится информация.

Как человечеству преодолеть глобальную катастрофу? Переходить на новый этап.

Антропогенная цивилизация - что такое? Это эпоха, в которой человек сформировал философское отношение к природе. Теперь он непросто ею управляет, а может и сам подчиняться.

Учеными выдвинуто предположение, что нас ожидает процесс глобальной интеграции. Все народы мира объединятся, сотрутся этнические и культурные границы, воцарится один язык и экономика. Если человечество сольется в единую планетарную общность, появится одна цель. И произойдет возникновение антропогенной цивилизации. Но пока она считается только мифом.

Понятие цивилизация (civilis)- в переводе с латинского означает «гражданский», «государственный».

В современном использовании термин «цивилизация» означает определенный уровень общественного развития, определенную историческую эпоху развития культуры. Так, говорят о цивилизации противовес дикости, о цивилизации как общество с определенными социальными институтами.

Существенным признаком цивилизации является появление государства и связано с ней возникновения права. В Европейской истории цивилизация классового общества (рабовладельческого) пришла на смену родовому обществу. В условиях классового общества государство через институт права берет на себя функцию управления взаимоотношениями между людьми, состояниями, классами- вместо главы рода в первобытном обществе.

Причинами возникновения цивилизации есть коренные изменения производства, формы собственности, форм труда, возникновения новых технологий, что влечет коренные изменения социальной структуры, появление политики, права, философии, науки.

Проблема возникновения, сущности, закономерностей цивилизационного развития всегда находилась в центре внимания философов. Существуют различные оригинальные теории цивилизации, которые представлены в творчестве Ж. -Ж.Руссо, И. Канта, М. Данилевского, О. Шпенглера и др. В соответствии с теорией современного философа истории А. Тойнби, цивилизация- это конкретное общество, социокультурное образование, локолизовано в пространстве и времени, Например, цивилизация древнего Египта.

О. Шпенглер в работе «Сумрак Европы» обосновал мнение, что развитие цивилизации- это признак, «симптом» разрушения, упадка культуры. По его взглядами чем больше развиты наука, техника, технология, то есть цивилизация, тем биьше страдает от их влияния культура.
О. Шпенглер подчеркивал, что человек берет на себя роль творца, опираясь на технику. Вместе прогрессирует процесс потери духовности, что связано с разрушением христианских ценностей. Итак, человечество становится силой, разрушающей культуру, духовность, человеческое в человеке. В традиции экзистенциальной философии, в творчестве М. Хайдеггера. Н. Бердяева, Х. Ортеги- и- Гасет проблема техники рассматривается как проблема метафизическая, как проблема человеческого существования.

Н. Бердяев считал, что негативная роль техники проявляется тогда, когда средства (техника) заменяют целые жизни. Техника делайте с человека орудия производства вещей, «вещи становятся выше человека». Н. Бердяев, анализируя проблему техники как проблему человеческого существования, писал: "Техника хочет овладеть духом и рационализировать его, превратить в автомат, в раба. Это и есть титанический борьба человека и технизированные ней природы ".

Известный представитель современной западной философии науки П. Фейерабенд доказывает тезис о негативном- в значительной мере- влияние на культуру такого фактора цивилизации как наука. Он считает, что несмотря на безусловную ценность науки, ее возможности в улучшении жизни человека, наука одновременно вытесняет позитивные достижения более ранних эпох. То есть, наука уменьшает таким образом «степени свободы» деятельности человека, ограничивая свободный выбор моделей социального поведения, нравственно-мировоззренческих ориентиров и идеалов. Стремление науки считать право на истину собственной прерогативой П. Фейерабенд называет «фетишизмом науки». Мнение П. Фейерабенда это, по сути, протест против доминирования технициськои ориентированности мышления и деятельности современного человека.

Учета факта существенного влияния современных технологий на все сферы жизни человека позволяет дослидникая квалифицировать современный этап развития общества как технологическую цивилизацию (Новая технократическая волна на Западе), технократическое общество (Э. Фромм), техническую цивилизацию (Н. Бердяев), время технологических революций (В. Звегинцев), возраст технологической культуры (Грант).

В современной философской литературе сформировалось представление о технологии не только как средство, но и как процесс активной целенаправленной деятельности субъекта, в которой реализуются творческие возможности человека в его отношении к миру- природе, культуре и воспроизводятся чисто человеческие отношения, а также условия человеческой деятельности. Формируется искусственный мир человеческой жизнедеятельности, в котором влияние человека на природу, общество, культуру становится все более технологичным. Последнее проявляется как жесткая обусловленность структуры человеческого отношения к объекта деятельности- природы, человека, культуры- практическими целями человека, как жесткая последовательность операций деятельности человека.

Сущность процесса технологизации заключается в том, что результаты, которые проектируются субъектом достаточно однозначно определяют порядок, схема деятельности, регламентирующих способы ее, а ориентиры и цели деятельности обосновываются функционально, т.е. исходя главной мере возможностью функционирования человека в данной системе- производства, научного исследования, образования, общения, повседневной жизнедеятельности Так, процесс адаптации человека к социальной среде становится, так сказать, освоением технологии повседневной жизни. Естественно, что в таких условиях даже внутренний мир личности подвергается воздействию технологизированы среду, становится объектом технологизации.

Итак, технологенна цивилизация- это общество с высоким уровнем развития науки, техники, технологии, в котором все сферы жизни подвергаются технологизации. Особенности техногенного общества социологи и культурологи проявляют сравнивая его с традиционным. Традиционное общество (в Европе существовало примерно до XV в.) Характеризуется медленным общественным развитием, медленным развертыванием прогрессивных изменений, если их сравнить со сроком жизни отдельного человека и даже целых поколений. В условиях традиционной цивилизации виды деятельности человека, его средства, цели протяжении веков существуют как устойчивые стереотипы.

В культуре традиционных обществ приоритетными являются традиции, нормы, сосредотачивают опыт предыдущих поколений. А инновации допустимые лишь в пределах устоявшихся традиций. Классическими примерами традиционных обществ были Древняя Индия, Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция.

Техногенное общество возникает в Западной Европе и поэтому его часто определяют и как «западную цивилизацию». Техногенное общество характеризуется значительным динамизмом социальной жизни. В обществах такого типа прогресс осуществляется не за счет расширения культурных зон, а за счет интенсификации деятельности. Главное, что отличает техногенное общество- это новая система ценностей. Принипово новым в ней является то, что ценностью считается инновация, т.е. вообще- принципиально новое, оригинальное.

Кроме того, характерным и тем, что отличает техногенное общество от традиционного является то, что ценностью становится автономия личности. Если для традиционных обществ личность- это просто элемент в системе корпоративных связей и если человек не вовлечена в определенной устойчивой системы отношений, она не считается личностью, то в техногенной цивилизации человек может менять принадлежность к определенной социальной системы, гибко строить отношения с другими людьми, менять систему культуры, состояние, в котором она существует.

В. Степин подчеркивает, что техногенная цивилизация формируется на основании античной культуры. Существенным для развития нового, по сравнению с традиционным типом общества, было, во-первых, возникновение демократии как первого способа регулирования социума. Во-вторых- теоретической науки, которая начинается с первой научной теории- геометрии Евклида. Теоретическая наука стала новым способом познания мира.

Новым шагом к техногенной цивилизации было европейское средневековье. Именно тогда появляется человеческий намерении расшифровки плана Господнего творения, о чем можно судить по развитию философии того времени. Кроме того, средневековая философия обосновала идею исторического течения времени- движение от прошлого, через настоящее к будущему.

В эпоху Ренессанса закладываются основные закономерности техногенной цивилизации. В. Степин называет их «культурной матрицей» техногенного общества. Собственно техногенная цивилизация разворачивается с ХУ11 вв. и имеет три основных стадии: перединдустриальну, индустриальную и постиндустриальную. Именно в техногенном обществе возникает ориентированность прогресса на будущее. Историческое время воспринимается как необратимый движение от прошлого к настоящему и будущему. В отличие от этого в традиционных обществах время квалифицировали или как циклический, или считали, что «золотой век» уже позади.

Еще одной особенностью существования техногенной цивлизации есть тяготение к доминированию, через которую обозначают как «агрессивную»- такую, что подчиняет, разрушает культуру традиционных обществ. Такой деструктивное влияние проявляется через утверждение определенных мировоззренческих ориентиров. Ориентиров, которые срабатывают в формировании смыслов в понимании того, что есть человек, мир и т.д.
Следовательно, влияние техногенной цивилизации на природу, культуру, человека определяется его мировоззренческими ориентирами. Какими именно?
Мировоззренческие основы техногенной цивилизации таковы, что направляют понимание человека как активно действующего, человека, который ставит и достигает определенных целей в процессе своей деятельности. Мир воспринимается, прежде всего, как обиект деятельности и познания. Доминирующей становится мировоззренческая ориентация, в соответствии с которой считается, что мир существует для человека. В том числе для человека существует и природа, которую, как и мир вообще, человек должен покорить.

Это принципиальным образом отличается от мировоззренческих ориентаций традиционных обществ, когда деятельностная активность человека рассматривается как скорее нацелена на ее внутренний мир и проявляется в самосозерцании, самопознании, самоконтроле Такие ориентации можно открыть в культуре Древнего Китая, Древней Индии и т.д. Согласно им человека должна приспособиться к действительности, включиться в традиционный течение жизни.

Специфические мировоззренческие основы техногенного общества определяют и понимание природы как упорядоченного процесса. Такого, что является узнаваемым для человека и является объектом реализации человеческих целей. Принципиально иными являются мировоззренческие основы традиционного общества. В нем природа воспринимается как живой организм, в пределах которого существует и человек. Законы природы и человеческого существования воспринимаются как нечто надрациональне В техногенном обществе формируется мировоззренческое представление о том, что необходимо создать определенную технику и технологию, которые позволят овладеть природой, миром.

1. Понятие «цивилизация». Развитие подходов к толкованию термина, история возникновения цивилизационной теории.

а) Понятие «цивилизация»

Слово цивилизация связано с обозначением качественного рубежа в истории человечества. Понятие цивилизация впервые употребил французский экономист Виктор Мирабо (1715-1789) в трактате Друг законов в 1757 г.

б) Развитие подходов к толкованию термина

В античные времена цивилизация в лице греческого и римского мира противопоставлялась варварам, не владеющим греческим и латинским языками, не знающим греческой и римской культуры.

Первоначально в 18 веке в это понятие включались нормы поведения, подобающие гражданину (учтивый, приветливый, вежливый).

В период Просвещения этот термин обозначал общий уровень культурного развития. Цивилизация противопоставлялась непросвещенным народам, темным векам феодализма и средневековья. Понятие «цивилизация» ассоциировалось с концепцией прогресса и имело просветительский смысл. Понятия «цивилизация» и «культура» первоначально выступали как синонимы, но постепенно между двумя терминами стало устанавливаться различие. Смысл слова цивилизация постепенно расширялся. Она отождествлялась уже не только с хорошими манерами, но с богатством, уровнем интеллектуального и социального развития.

В начале 19 века термин «цивилизация» употребляется близко к современному значению. Все чаще применяется к большим эпохам и целым народам как обозначение всей совокупности достижений человека. Большую роль в этом сыграли труды французского историка Франсуа Гизо и английского историка Генри Бокля.

Современное понимание термина «цивилизация»: мировая (глобальная) цивилизация – этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков, интересов человека, технологическим и экономическим способом производства, строем общественных и политических отношений, уровнем духовного мира. Локальная цивилизация – выражает культурно-исторические, этнические, социально-политические, религиозные, географические особенности народов, связанных общей исторической судьбой.

в) История возникновения цивилизационной теории

Еще в 1 веке до н.э. Тит Лукреций Кар в своем сочинении «О природе вещей» отобразил понимание развития человечества как непрерывного совершенствования.

С 18 века формируются цивилизационные теории. Появляется идея исторического прогресса (Фергюсон, Кондорсе). Возникают теории локальных цивилизаций. Ж.Б Вико – считал, что история разбита на множество потоков с их особыми культурами; не признавал идею прогресса; все народы проходят 3 века: век богов, век героев (идеи самосовершенствования), век людей (материальные ценности выше духовных). И.О Гердер – в каждом народе заложены традиции его предков, и каждый народ развивается по его заветам и единому божественному плану. Франсуа Гизо – великая Идея, которая движет человечеством, осуществление которой – главная цель человечества. Гегель – Идея изначально заложена в человеке природой, осуществляя ее, человечество способствует совершенствованию мира. При этом, у каждого народа своя роль в этом процессе. Выделял развитие цивилизации с развитием человека.

В 19 веке зачастую устанавливались аналогии между живыми организмами и обществом. Стадии развития, которые проходил живой организм (детство, юность, зрелость, старость) переносились и на историю цивилизаций. Согласно Огюсту Конту прогресс истории человечество воплощен в трех последовательных стадиях культуры: теологической (освоение мира), метафизической (познание сущности природы) и научной (познание естественных законов). В развитии цивилизации Конт отдает предпочтение духовному фактору и отмечает, что идеи управляют миром и переворачивают его. Герберт Спенсер считал, что прогресс - это постоянное медленное развитие от простого к сложному. Прогресс – это необходимость. Цивилизацию он рассматривал как живой организм, развивающийся по законам биологии и физиологии. Согласно Генри Боклю с наступлением цивилизации главным двигателем становится разум, науки, духовные законы. Законы физические все больше утрачивают свое значение.

Во второй половине 19 века складываются идеи цикличности развития истории. По Данилевскому существуют культурно-исторические типы (группы народов), у каждого свой путь развития, но каждый проходит 4 стадии: становление, юность, зрелость, упадок. Типы не могут смешиваться, после упадка один тип сменяет другой, а развитие человечества – совокупность усилий всех народов.

Пять законов исторического развития по Данилевскому:

1. Всякий народ – самобытная цивилизация.

2. Цивилизация должна иметь политическую независимость.

3. Цивилизации воздействуют, но не переходят одна в другую.

4. Цивилизации неминуемо погибают.

5. Цивилизация может состоять из нескольких народов.

Американский этнограф Морган предложил схему истории человечества, в которой выделялись три этапа: дикость, варварство и цивилизация (цивилизация замыкает длинную цепь этапов развития первобытного общества). Считал, что этапы развития универсальны и характерны для истории каждого народа. Карл Маркс и Фридрих Энгельс – единая теория исторического развития: 1. История – смена общественно - экономических формаций (всего комплекса экономических, политических и социальных механизмов общество). 2. Историей движет борьба принципиально непримиримых классов. 3. Формации сменяют друг друга до момента установления социалистической формации. Согласно Питириму Сорокину цивилизация – огромный комплекс культурных достижений; рассматривал общества, как большие культурные суперсистемы (цивилизации), определяющие жизнь и поведение людей, множество конкретных исторических процессов и тенденций. Согласно Тойнби : Цивилизация – единая сложная система с уникальными механизмами взаимодействующих частей; цивилизация развивается, сталкиваясь с проблемами внешней среды; цивилизации проходят 3 стадии: зарождение, подъем, упадок. Всякая цивилизация конечна. Лев Николаевич Гумилев – историей движут пассионари (исключительные люди). Когда их процент в обществе велик, оно меняется; если мало, то общество не меняется.

Вывод : человечество развивается прогрессивно, проходит в своем развитии этапы; существует множественность и разнонаправленность исторического развития; цивилизация – сложный комплекс, требующий нормального функционирования каждого из своих элементов.