Учёба в школе и университете далеко не всем даётся легко. Даже если у человека отличная память, есть грамотность и развита логика, ему всё равно необходимо много заниматься, читать и постоянно повторять пройденное. Уже усвоенные знания тоже нужно регулярно обновлять, освежать в памяти, дополнять новыми сведениями. Есть и ряд преград, которые мешают ученикам добиться успеха: кому-то непонятны некоторые предметы, кто-то не любит строгий распорядок, многие с трудом встают по утрам и воспринимают разнородную информацию в течение учебного дня. Однако главное в этом деле – ваше желание, целеустремлённость, следование несложным рекомендациям. Тогда вы сможете начать хорошо учиться, а занятия постепенно будут отнимать у вас всё меньше времени, так как вы овладеете необходимой для обучения базой навыков и знаний.


Начинаем хорошо учиться. Полезные советы
Простые рекомендации помогут вам изменить привычную форму учёбы: начать заниматься по продуманной схеме, рационально распределять силы и время, осваивать большие объёмы материалов и запоминать выученное надолго. Хорошие результаты не заставят себя ждать, вы убедитесь, что учиться постепенно становится всё легче, а знаниями можно гордиться.
  1. Сразу обратите внимание на психологическую сторону вопроса. Для вас важно настраивать себя на занятия, находить эмоциональные стимулы, правильную мотивацию. Например, всегда помните, что бесполезных предметов не бывает, ни в школе, ни в вузе. Даже если вы убеждены, что вам никогда не пригодится какая-то наука, примите как данность её изучение. Овладение тонкостями любого предмета может неожиданно помочь вам в будущем. Изучая сложную дисциплину, вы развиваете мышление, логику, память, силу воли. Все эти качества, способности далеко не бесполезны для каждого современного человека. Также зачастую люди неожиданно для себя находят своё настоящее призвание, иногда уже получив одно высшее образование. В школе вы становитесь универсальным специалистом на уровне среднего образования: учите достойно все предметы, тогда для вас не составит труда при необходимости резко сменить направление деятельности, достичь высот в актуальной, востребованной профессии.
  2. Если возникает проблема с конкретным предметом, вы чувствуете внутреннее сопротивление и не можете заставить себя вникнуть в тему, углубиться в её изучение, мотивируйте себя целенаправленно. Постарайтесь найти в дисциплине что-то интересное, убедить себя в том, что вам она нужна, нравится. Преодолев себя, вникнув в то, что раньше казалось недосягаемым и очень сложным, вы обретёте уверенность. В дальнейшем вам будет значительно легче справляться с трудными задачами.
  3. В том случае, если вам мешает вставание по утрам, жёсткий распорядок дня, старайтесь привыкнуть к данным обстоятельствам. Для этого вам понадобится придерживаться заданного графика не только в учебные дни, но и в выходные, каникулы. Сначала такой переход даётся с трудом, но потом вы сами забудете, что когда-то жили по-другому. Организм адаптируется, войдёт в новый режим, вы начнёте высыпаться и станете гораздо лучше запоминать материалы, воспринимать информацию.
  4. Для многих проблемой становится восприятие больших объёмов сведений, обучение в классе или на лекциях. Внимание рассеивается, сложно сразу вникнуть в то, что объясняет педагог. Как начать хорошо учиться, когда эти факторы становятся серьёзной преградой? Возьмите процесс обучения в свои руки. Для начала попробуйте целенаправленно концентрировать внимание на занятиях: не думать о посторонних вещах, не разговаривать с соседом по парте, не отвлекаться. Скорее всего, уже после этого положение заметно улучшится. Если приёмы не помогли, а вы по-прежнему плохо воспринимаете речь учителя, не можете вникнуть в примеры на доске, приступайте самостоятельно к заполнению образовавшихся пробелов. Выясните, какой тип памяти у вас лучше развит. Проговаривайте материалы вслух, записывайте, читайте учебник. Возможно, вы лучше воспринимаете информацию зрительно: тогда вам потребуется писать для себя краткие конспекты, чертить схемы. В ходе таких занятий вы заметите, что темы стали запоминаться сами собой, а вы уже хорошо разобрались в материалах.
  5. Составьте чёткий план действий. Это особенно важно, когда по некоторым предметам вы уже сильно отстали от остальных. В вашем плане надо указать, каким дисциплинам необходимо уделить повышенной внимание, какие темы нужно обязательно повторить. Работайте по графику: занимайтесь в одно и то же время каждый день, делайте небольшие перерывы, но не отвлекайтесь от учёбы больше чем на 1-1,5 часа, если ещё не закончили работу на день. Распределяйте нагрузку разумно – о здоровье тоже забывать не стоит. Оценивайте ваши возможности, но помните, что, полноценно позанимавшись сейчас, потом вы будете тратить всё меньше сил на учёбу, потому что овладеете основными знаниями, методиками. Целенаправленная работа обязательно приведёт к успеху.
  6. Изучайте все темы, строго следуйте программе и не пропускайте ни одного раздела, даже если уверены, что вас об этом не спросят, а в контрольной работе, экзамене нет подобных вопросов. Любые пробелы потом обязательно негативно скажутся на вашей учёбе: в учебниках, программе нет ничего лишнего, всё взаимосвязано, выстроено в строгой последовательности. Не нарушайте её, тогда вам будет гораздо проще понять и запомнить материал.
  7. Выполняйте задания сразу, не откладывайте на следующий день. Домашнюю работу всегда легче сделать в тот же день, когда в памяти ещё свежи все объяснения учителя, работа на уроке. Таким образом вы хорошо закрепите тему.
  8. Обращайтесь за советом и помощью к преподавателям, учителям, обсуждайте сложные моменты с одноклассниками. Не стесняйтесь задавать вопросы, уточнять неясное. Ваш интерес – свидетельство того, что вы стремитесь разобраться в теме, это порадует любого педагога.
  9. Начав учиться лучше, не бойтесь совершить ошибку, ответить неправильно. Случайные недочёты бывают у всех. Если вы сомневаетесь в чём-то, важно узнать, насколько правильно вы поняли материал. Избавьтесь от страха отвечать у доски, делать доклады, сообщения. Можно репетировать дома, тренироваться. Это поможет начать хорошо учиться, поскольку именно скованность нередко мешает достойно показывать свои знания, стресс не даёт воспринимать исправления и советы учителя.
  10. Берегите все ваши записи, тетради, схемы, контрольные работы. Не выбрасывайте их, даже если перешли в другой класс, так как они наверняка и в дальнейшем вам пригодятся. Ведите собственные тетради, блокноты, выписывая туда всё непонятное, заучиваемое наизусть.
Держите в строгом порядке все ваши учебные принадлежности, книги, соблюдайте распорядок дня и не забывайте заниматься самостоятельно, вникая в непонятные темы, повторяя то, что уже стали забывать.

Учиться – только хорошо. Алгоритм работы
Как начать хорошо учиться? Помните советы, следуйте несложному алгоритму.

  1. Придумайте несколько стимулов и выпишите их на большой лист бумаги, красиво оформите плакат. Например: «Я буду учиться только хорошо по всем предметам и добьюсь в жизни успеха», «Я справлюсь с (название особенно трудного для вас предмета) и разовью в себе силу воли и целеустремлённость. Это поможет мне всегда преодолевать трудности».
  2. Определите самые сложные дисциплины, темы, составьте подробный список. Выделите время на их изучение, повторение.
  3. Составьте распорядок дня, поместите его на видном месте. Всегда следуйте ему.
  4. Распределяйте нагрузки разумно. Делайте перерывы, меняйте вид деятельности: например, изучайте сначала физику, потом русский язык, а затем делайте задание по алгебре.
  5. Не оставляйте пробелов, не пропускайте темы.
  6. Всегда занимайтесь самостоятельно: повторяйте, вникайте в материал, если чувствуете, что в чём-то ориентируетесь хуже.
  7. Если что-то не поняли на уроке, задавайте учителю вопросы.
  8. Создайте собственный сборник полезных материалов: пишите краткие конспекты, чертите схемы с примерами.
  9. За успехи не забывайте себя радовать: отдыхайте, занимайтесь любимым делом, играйте.
Постоянно следите за собой, делайте самопроверку, выясняйте, что нужно повторить, уточнить. Помните советы и алгоритм, тогда вы обязательно сумеете начать хорошо учиться.

Приемов глубокого обучения множество, точно так же, как и различных программ для педагогов, но вопрос качественного и полного обучения всегда сводится к вопросу самого учащего о том, как заставить себя учиться, если все лень или материал кажется ненужным, или пришла весна вместе с влюбленностью. Ситуаций, сбивающих с необходимости учиться, всегда множество. У детей этот процесс контролировался со стороны взрослыми, родителями или воспитателями, но чем взрослее становится учащийся, тем большая ответственность за усвоение знаний ложится именно на него.

Начинать всегда стоит с эмоционального состояния учащего, ведь не всегда отсутствие мотивации и тяги к знаниям можно стимулировать извне, иногда это крайне нежелательно. Так, если человек находится в ситуации проживания острого горя, адаптации к новым условиям, стал жертвой коллективной травли, то подстегивания со стороны учебы могут вызвать перенапряжение в нервной системе, заканчивающееся общим расстройством. В этих ситуациях необходимо дать себе время, не требуя прилагать усилия, в университете можно оформить академотпуск, а школьные занятия посещать по мере возможности.

Безусловно, первоначально неплохо бы разобраться в том ли месте учится человек и нужно ли ему обучение конкретно этим предметам, а только потом искать дополнительную и искать причины в окружающем пространстве.

Психологи рекомендуют начать с преодоления внутреннего сопротивления. Чем больше человек проводит времени, не обучаясь, тем серьезнее будет сопротивление началу занятий (вспомните нежелание учиться, возвращаясь с каникул, в то время как уже к ноябрю все становилось значительно легче). Так, чтобы заставить себя учиться в школе и не лениться необходимо еще с утра настраиваться на занятия. Брать с собой несколько гаджетов с установленными игрушками или находиться постоянно онлайн – вещи, способствующие исключительно проблемам с уроками.

Глобальная цель в итоге должна разделиться на мелкие ежедневные, но не стоит забывать и про подпитку. Выполнение своих удовольствий начинайте сразу после выполнения ответственной части плана – так формируется привычка к постоянной учебной нагрузке. Важное правило успешности и высокой продуктивности заключается в хорошем самочувствии, так что нельзя начинать учебу в плохом физическом состоянии, с ощущением голода или усталости. Первоначально необходимо привести в порядок свое физическое самоощущение – при голоде, болях и недомоганиях лучше отложить занятия.

Чтобы учеба вызывала больше позитивных моментов необходимо уделять время внутренней настройке – можно слушать приятную музыку перед занятиями или приобрести вдохновляющие принадлежности.

Если вопрос касается выполнения домашних уроков, то может помочь смена мест для занятий, таким образом, будет включаться повышенное внимание. Например, читать можно в парке, письменные задания делать за столом, а различные креативные проекты творить на полу в кухне или в коридоре. Конспектируйте новую информацию, используйте для сокращения длинных понятий свой собственный шифр, так вы сэкономите время на повторении, поскольку задействуется зрительная, слуховая и двигательная память.

Необходимо найти причину, заставляющую откладывать или даже пропускать занятия. Если это соблазны внешнего мира, то есть необходимость в правильной организации места учебы, если это лень и отсутствие мотивации, то придется поработать со своими внутренними состояниями, найти достойные цели и поощрительные бонусы.

Правильная постановка цели

Заставить себя учиться в университете придется самостоятельно, более того никто другой не будет следить за вашими стараниями или уровнем мотивации. Если вы построили неправильную концепцию, то в конце семестра просто будете отчислены, именно в такой ситуации поднимается вопрос о постановке цели. Поступая в учебное учреждение, впервые же месяцы вы должны составить себе план, куда вас должно привести это обучение.

Постановка цели актуальна не только для успешного окончания университета, но при любой обучающей программе. Главная ошибка с самостоятельным обучением заключается в постановке цели – начать учиться. Это ложный путь, поскольку цель всегда должна захватывать несколько ступеней для развития вперед. Так, можно сформулировать это, как необходимость учиться хорошо или подтянуть успеваемость по конкретным предметам, возможно увеличение количества дополнительных курсов.

Чтобы правильно выбрать и сформулировать цель, задавайтесь вопросом «Для чего?», и в итоге из одного названия уже можно будет сложить примерный план действий. Например, когда просто нужно закончить университет, то непонятно зачем, нет указаний, когда и как именно. Если есть необходимость окончить медицинский университет в ближайшие шесть лет, чтобы в дальнейшем остаться на научной кафедре и изобрести лекарство от судорожного синдрома грудничков, то меняется вся картина. Человек понимает в этой ситуации, что не только посещение пар и выполнение заданий института ему необходимо, но что добраться к своей цели он может через дополнительные мастер-классы и конференции, а главное – учеба тут является средством и промежуточным звеном, чтобы идти дальше. А когда значимость и тяжесть деятельности снижена уже в сознании, то и выполняется она довольно легко, практически играючи.

Нахождение мотивации

Если человек на глубинном уровне осознает цель своего обучения, то это уже является мотивирующим фактором, но в некоторых случаях недостаточным. Хорошо помогает вовлекать в это других людей рассказами о том, что собираетесь окончить курсы к определенному числу или о своем желании совместного с кем-то посещения занятий. Кого-то будет мотивировать стремление сдержать слово, в то время как для другого пригодятся постоянные звонки и напоминания от товарищей о том, что сегодня пора учиться.

Разберитесь для себя, что важнее в учебе – процесс или результат. В случае важности результата, будет актуально искать учебные пособия, где есть вся программа в сжатом виде, договариваться с преподавателями, искать обходные пути. Найти кайф, и суметь обойти систему, пока все остальные зубрят ненужную информации. Если же главным для личности является сам процесс обучения, то стоит заботиться о его психологической стороне – искать информацию в различных источниках, а не только слушать преподавателя, готовить самостоятельно доклады и участвовать в конференциях, приносить новые темы для обсуждения. Личная активность и понимание направления своего индивидуального движения мотивирует на дополнительные достижения.

Мотивация посещения занятий различна – это отличный повод продемонстрировать наряды и гаджеты, найти друзей и единомышленников. Отношение человека к учебе меняется радикально, если в группе или классе появляется симпатичный сверстник – возможно, это выльется в совместное написание рефератов или стремление выделиться на уроке за счет ответа.

Тем, кому не помогают вдохновляющие идеи, придется столкнуться с мотивацией негативной – это когда возникает угроза отчисления, вызова родителей, взыскания штрафов (особенно в частных учебных учреждениях). Негативная мотивация – самая сильная, но возможно ли каждый раз доводить процесс до критической точки, каждый должен решить самостоятельно.

Обустройство рабочего места

Важным моментом является соответствие учебного места задачам курса. Много где говорится о необходимости светлого, уединенного помещения, отдаленного и закрытого от всевозможных вмешательств, но если занятия касаются живописи, то оптимальным местом будет парк, а если это игра на гитаре, то подходящее место вряд ли будет тихим. Безусловно, беспокоить не должны и там, где происходит познание нового должно присутствовать все необходимое, но не обязательно это келья монаха.

Необходимость интернета на рабочем месте спорна, ведь благодаря этому доступно и большое количество необходимой информации и отвлекающие сайты (соцсети, игры, онлайн-магазины). Приступая к изменению подхода обучения и при отсутствии силы воли, оптимально установить браузер, блокирующий отвлекающие сайты – это также организация рабочего места.

Обеспечьте себе не только наличие необходимых материалов, но также создание соответствующей атмосферы. Например, эфирные масла цитрусовых повышают настроение и концентрацию внимания.

Кружка с чаем или кофе на портативной подогревающей подставке избавит от необходимости постоянно отвлекаться и выходить из помещения за напитком. Позаботьтесь о звуковом сопровождении, ведь не всегда полная тишина может помочь, для многих она наоборот является фактором, вызывающим нервное напряжение.

Фоновая лаунжевая музыка и различные звуки природы, искусственные шумы помогут сгладить резкие звуки падающей мебели у соседей и приглушат крик детей на площадке.

Лишний раз напомним, что мебель должна соответствовать принципам ортопедии, поскольку неудобная поза, пережатие основных артерий, неудобный угол для сустава в итоге приводят к быстрой утомляемости. При постоянном напряжении данных частей тела будет возникать не только потеря работоспособности, но и развитие заболеваний.

Управление временем

В том, чтобы учеба не надоедала, не казалась чем-то всепоглощающим и ужасным, а также, чтобы спланировать всю жизнь необходимо регулировать время, отводимое для занятий. Если не заниматься подобными вопросами, то в итоге может оказаться, что за учебой был потрачен весь день, с периодическими отвлечениями на всякие мелкие детали (поговорить по телефону, приготовить еду, найти сестре ее юбку и прочее).

Распишите себе график, содержащий определенные часы каждый день, которые посвящены исключительно учебе. В это время выключаются все мессенджеры, телефон ставится не в режим вибрации, а выключаются все сигналы. Все, чем занимается человек в это время должно быть посвящено исключительно учебе. Кроме этого будет полезно выделять в графике небольшой промежуток времени, необходимый для внеплановых или дополнительных занятий. Если человек попытается сделать за отведенное время больше, то качество существенно пострадает, пусть лучше в большинстве дней будет свободное окно, но при случае его можно будет занять учебой.

График стоит планировать с учетом чередования видов активности и предметов или курсов. Не стоит ставить подряд занятия по физике и математике, а на вечер литературу и три творческих кружка. Вариант для примера может выглядеть примерно так: решили задачи, позанимались спортом, прогулялись, прочли новую главу из художественной книги, устроили перерыв на обед, составили презентацию.

Составление схем, использование приемов нестандартного запоминания существенно сэкономят время, потраченное на учебу. Кроме изучения этих вспомогательных техник, можно воспользоваться приемами тайм-менеджмента, где рассказывают о способах делегирования заданий и возможности использовать каждую минуту. В итоге, владея всеми этими технологиями, выучить значительную часть необходимого материла или подготовить презентацию можно в метро, по пути домой.

Развитие силы воли

Сила воли – основной помощник при достижении любых целей, в том числе и обучения. Но использовать ее следует грамотно, не пытаясь тащить все, исключительно заставляя себя. Поддерживать должный уровень волевых процессов позволяют периодические перерывы, выходные и отдых, восполняющие психические ресурсы.

Можно начать с поддержания аккуратности в помещении и в одежде. Пробуйте регулировать свой стиль взаимодействия – не грубить, а выслушать, не найти отговорки, а сделать. Составляйте себе режим – это момент, задействующий и , и экономию времени для учебы.

В учебе главным является постоянство прилагаемых усилий, а развивать свою способность к поддержанию постоянства можно начинать с ежедневного дисциплинированного пробуждения или выполнения упражнений. Подойдут штрафы за несоблюдение временных рамок. Посещение музея раз в месяц или прогула в парке раз в неделю также приведут к развитию волевых качеств, при условии, что они будут выполняться при любой погоде и любом настроении.

Сложности будут возникать на каждом этапе изменений и дополнения новых действий в график, но самым тяжелым является первый этап, когда человек начинает регулировать свой независящих от потребностей стиль жизни.
Сопротивление может обретать самые разнообразные формы, вполне вероятны простудные заболевания. Наиболее важным моментом при усугублении ситуации является упорное продолжение действий, тогда в течение трех недель вырабатывается новая привычка и становится легче. Смысл примерно такой: даже если дорогу в институт завалило снегом, то почитайте имеющиеся статьи по специальности, а если вы заболели, когда нужно бегать, то хотя бы выйдете и пройдите привычную дистанцию.

Поощрение себя за успехи

Вознаграждение за учебу является отличной дополнительной мотивацией. Тут стоит выбирать вещи или действия, приносящие удовольствие. Если это что-то сладкое, то пусть это будет не конфета из пакета, лежащего на кухне – выделяйте время для целенаправленного путешествия по ближайшим мини-маркетам в поисках того, что хочется сейчас. Новые вещи, красивые украшения, платный аккаунт в игре – все это вполне может становиться поощрением за успехи в учебной деятельности.

Разнообразие удовольствий многолико, для которых нет необходимости материальных вложений. Это может быть прогулка, ведь человек ее правда заслужил, и у него нет необходимости сидеть за учебниками. Встречи с друзьями, разговор о последних событиях, поездки в интересные места – все это подпитывает душу и интерес. Еще можно уделять время заботе о себе – сделать красивый макияж, принять ванну, позаниматься на турнике.

В любом случае вознаграждения должны быть адекватны достижению. То есть если вы и раньше каждый день читали по параграфу, то максимум, что за это положено – кружка вкусного чая, ведь это не является достижением, а нормой. Вовремя выполненные текущие задания достойны незначительного поощрения, успешное окончание года или сессии можно отметить крупной покупкой или совместным с группой посещением клуба. Дипломирование на месячных курсах – достойный повод для того, чтобы себя похвалить, но размер этой похвалы не должен превышать достижение за окончание высшего учебного заведения.

Для тех, кому актуально настроить хотя бы посещение занятий можно устраивать всякие приятности каждый день, но когда это станет привычным, необходимо прекращать баловать себя за будничные выполнения. Это не означает остановку, просто теперь становится новая цель, возможно более сложная и требующая больше времени, но большего поощрения.

Станьте организованным. Купите отдельную папку и тетрадь для каждого предмета. Организованность позволяет более легкий доступ к нужной информации, а значит и заниматься становится легче. Выбросите старые задания и конспекты, если они вам больше не понадобятся. Всегда имейте при себе расписание уроков или пар на неделю, тетрадь и ручку.

  • Ваше рабочее место тоже должно быть организованным, как и любое другое место, связанное с учебой и занятиями (например, парта в школе). Если ваш стол занят лишними вещами, то вам будет сложнее решиться его расчистить, не говоря уже о том, чтобы заниматься за ним. К тому же в беспорядке намного сложнее найти нужные вещи, что тоже может помешать твоим занятиям.
  • Подружитесь с умными людьми. Точнее "подружитесь с умными людьми и "используйте вашу дружбу себе на пользу"". Конечно же, многие из ваших друзей и так умные, но можете ли вы вспомнить хотя бы один раз, когда вы встречались вне школы или университета, чтобы делать уроки?

    • Проводите много времени в их компании, даже если вы просто наблюдаете за тем, как они занимаются. Освойте их хорошие привычки и манеру обучения. Если вы в одном классе или в одной группе, отделите время, чтобы обсуждать учебный материал хотя бы раз в неделю, вместо того, чтобы обсуждать ваших учителей и одноклассников.
    • Садитесь рядом с ними в классе/аудитории. Когда вы видите, что ваш друг регулярно тянет руку и отвечает на вопросы учителя, вы точно не сможете переключить свое внимание на что-то еще.
  • Подружитесь с людьми, которые уже прошли материал этого курса. Общайся не только с отличниками, но и с теми, кто уже прошел программу вашего предмета. Многие учителя и преподаватели дают похожие задания и тесты каждый год, и если у ваших друзей остались задания прошлого года – вам же лучше!

    • Эти ученики/студенты также могут рассказать вам в подробностях о разных учителях и их манере преподавания. Если вы заранее разузнаете, как лучше всего общаться с учителем, у вас будет явное преимущество в классе.
  • Используйте свое время с умом. Вы, наверное, уже устали слышать это от своих родителей, но этот момент как никогда актуален, если вы хотите учиться на отлично. Чтобы все успевать за один короткий день – уроки, спорт, музыкальную школу, правильное питание и сон (да, последний два пункта тоже очень важны!) – вам необходимо научиться управлять своим временем. Но как?

    • Первым делом вам нужно составить расписание на каждый день. Включите самые важные дела в приоритеты и отделите на них больше времени. Расставление приоритетов таким образом поможет вам с легкостью составить хорошее расписание. Конечно же, составив расписание, не забудьте следовать ему.
    • Будьте реалистом. Например, не планируйте заниматься восемь часов подряд каждый день. Во-первых, это просто нереально. Во-вторых, вы настолько устанете после первого дня, что на следующий день скорее всего решите вообще не вставать из постели или проведете весь день перед телевизором с большой тарелкой нездоровой еды.
    • Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Если вам надо написать сочинение, начните прямо сейчас. Если у вас на горизонте маячит контрольная работа или экзамен, начните готовиться уже сегодня. Даже если вы считаете, что функционируете лучше под давлением стресса, сделайте хотя бы небольшую часть работы сейчас. Вы не можете позволить себе время на беспокойство о невыполненном задании за ночь до его сдачи.
  • Найдите новое место для занятий. Если вы сидите дома или в общежитии, и телевизор всегда маячит у вас перед глазами – скорее всего, вы сорветесь и будете смотреть телевизор, вместо того чтобы готовиться к занятиям. Чтобы избежать этого, начните заниматься вне дома, например, в библиотеке. Важно, чтобы это место было тихим и не имело ничего, что могло бы отвлечь ваше внимание от уроков. Вы когда-нибудь ловили себя на том, что уже прочитали несколько страниц, но понятия не имеете, что именно вы только что прочитали? Чтобы не оказываться в такой ситуации, занимайтесь в библиотеке, где можно сосредоточиться на задании и ни на чем другом.

    • Как минимум организуйте место в своем доме, предназначенное специально для занятий. Вы же не хотите засыпать каждую ночь с чувством вины из-за того, что вы ложитесь спать, а не готовитесь к контрольной работе! Освободите стол или диван/кресло только для учебы. Такая тактика поможет вашему мозгу войти в привычку и быть готовым к учебе, когда вы занимаете это "специальное" место.
  • Питайтесь правильно. Знаете то чувство, которое появляется после плотного завтрака с молочным коктейлем и куском пирога на десерт? Правильно, после такого пира обычно хочется только спать. Чтобы эффективно заниматься и не терять фокус, вам надо правильно питаться: есть одинарные порции приготовленные из здоровых продуктов. Сократите потребление сахара и жирных блюд. Если ваше тело, мозг и желудок здоровы и полны энергии, то вам будет легче выучить новые формулы для контрольной по алгебре.

    • Завтрак перед экзаменом или контрольной должен быть легким. И ни в коем случае не пейте слишком много кофе! Съешьте несколько кусочков поджаренного хлеба и яблоко, или что-нибудь подобное. Но обязательно позавтракайте! Голод может помешать вам сосредоточиться на задании.
  • Установите постоянный режим сна. Избегайте ночных зубрежек перед экзаменом – это только навредит вам на следующий день. Сон очень важен как для вашего здоровья, так и для ваших оценок. Когда вы еле держитесь на ногах после полной ночи за учебниками, вам будет тяжело сконцентрироваться на каком-либо задании или уроке.

    • Пытайтесь спать по 8 часов каждую ночь, не больше и не меньше. Следуйте одинаковому расписанию в течение недели, чтобы с легкостью вставать в одно и то же время с понедельника по пятницу. Конечно же, вы можете спать немного дольше на выходных, но когда ваша рутина установится, вам будет намного легче встать в семь утра (или даже раньше), когда снова наступит понедельник.
  • Разумеется, люди посещают школы, колледжи, вузы в первую очередь ради знаний. Однако хорошие оценки являются самым очевидным доказательством того, что человек эти знания приобрел. Как учиться на «5», не доводя себя до состояния хронической усталости и получая удовольствие от процесса? Ниже приводятся простые рецепты, воспользовавшись которыми можно мгновенно забыть о «двойках».

    Как учиться на «5»: развиваем интеллект

    Чем выше мозговая активность ученика, тем быстрее и проще он впитывает знания. Как учиться на «5»? Существует широкий ассортимент игр, оказывающих положительное влияние на интеллект. Абсолютным чемпионом среди них можно без колебаний назвать шахматы. Игра способна показаться простой на первый взгляд, однако превосходно тренирует логику. Также полезными окажутся головоломки, стимулирующие

    Как учиться на «5», если шахматы и головоломки кажутся скучными? Существуют творческие способы развить интеллект. К примеру, полезным для мозговой деятельности считается рисования. Вовсе не обязательно обладать талантами Леонардо да Винчи, так как рисовать разрешается все, начиная от веселых рожиц и заканчивая пейзажами. Приветствуется и занятие бальными танцами, так как они развивают способность к анализу, ведь танцору приходится одновременно помнить о музыке, осанке, ритме.

    Укреплять интеллект легко, занимаясь повседневными делами. Для этого достаточно всего лишь «разорвать шаблон». Скажем, если во время чистки зубов щетка всегда находится в правой руке ученика, стоит переместить ее в левую. Столкнувшись с непривычной ситуацией, мозг начинает работать.

    Несколько слов о мотивации

    Как учиться на «5»? Школьники и студенты не будут получать хорошие оценки, не имея четкого представления о том, почему они им необходимы. Стандартной мотивации, подходящей для каждого индивидуума, в природе не существует, так как все люди отличаются друг от друга.

    Для одних учеников прекрасной мотивацией становится перспектива поступления в ВУЗ или получения высокооплачиваемой должности. Другие мечтают получить одобрение преподавателей и родственников, завоевать авторитет в классе. Третьи боятся остаться на второй год в школе, быть отчисленным из университета. Четвертым родители обещают желанный подарок за хорошие отметки. Подойдет любая мотивация, если она оказывается эффективной.

    График занятий

    Как учиться на отлично? «Пятерки» в большинстве случаев остаются недоступными для тех, кто привыкает заниматься от случая к случаю, часто устраивает себе «праздники». Поэтому трудиться над приобретением новых знаний придется ежедневно, равномерно распределяя нагрузку. Простое решение - выделение определенного количества времени на выполнение домашнего задания, дополнительные занятия - допустим, 3 часа в день. Обязательно стоит внести в график и минуты отдыха, к примеру, делая десятиминутный перерыв через каждые 45 минут.

    Многие отличники на собственном опыте имеют представление о том, что такое стресс. Чтобы не оказаться в числе таких трудяг, не стоит браться за выполнение домашнего задания сразу по возвращении из школы. Лучшие варианты отдыха - прогулка, чтение, просмотр телепередач. Желательно, не отдыхать более 1.5 часа, так как потом сложно будет заставить себя приступить к выполнению уроков.

    Как учиться на отлично, делая домашнее задание «от случая к случаю» или вовсе забывая о нем? К сожалению, это невозможно, так как выполнение уроков, заданных на дом, необходимо для закрепления материала, пройденного в классе.

    Рабочее пространство

    Многие ученики и студенты жалуются на то, что не могут сконцентрироваться на учебе, оказавшись дома. В большинстве случаев виной тому многочисленные отвлекающие факторы. Как учится на одни 5 тот или иной одноклассник? Вероятно, ему ничто не мешает заниматься. Поэтому для достижения поставленной цели достаточно убрать с рабочего стола всевозможные ноутбуки, планшеты, смартфоны. Желательно оставить лишь то, что необходимо для работы, иными словами, тетради, учебники, канцелярские принадлежности. У каждого предмета должно быть собственное место, так как любой намек на хаос оказывает расслабляющее действие.

    Как учиться только на пять, не уставая преждевременно во время выполнения уроков? Большую роль играет стул, на котором сидит ученик, от него требуется удобство, соответствие Манера сидеть также важна, желательно, чтобы спина оставалась прямой, что не допускает чрезмерной нагрузки на позвоночник.

    Накопление «базы знаний»

    Речь идет о всевозможных конспектах, контрольных работах, учебниках. Не стоит выбрасывать материалы, которые использовались в прошлом учебном году. Нередко темы уроков дублируются, имеют тесную связь.

    Как легко учиться в школе? Полезно время от времени возвращаться к пройденному материалу, к примеру, решать задачи, которые уже когда-то выполнялись, даже если они кажутся простыми, перечитывать конспекты. Это поможет знаниям прочно отложиться в памяти. В первую очередь необходимо повторять темы, освоение которых дается ученику сложно.

    Внешний вид

    Большинство школьников и студентов не задумываются о том, какое влияние оказывает внешний вид на отметки. В представление учителей об ответственном ученике всегда входит аккуратная, строгая одежда. Элегантные костюмы можно надевать не только в дни экзаменов, но и в будни. Особое внимание следует уделить прическе и макияжу (это касается девушек). Желательно отказаться от экстремальных вариантов, излишеств, отдать предпочтение классике.

    Любопытный эксперимент показал, что достаточно ученику или студенту сменить рваные джинсы на строгий брючный костюм, чтобы отношение к нему со стороны учителей улучшилось. Подсознательно, видя такое преображение, преподаватель решает, что студент взялся за ум.

    Проявляйте интерес

    Учителя тоже люди, большинству из них хочется, чтобы ученики интересовались их предметами, внимательно слушали, задавали уточняющие вопросы, возможно даже выходящие за пределы программы. Однако чрезмерное увлечение дискуссией, особенно если она уходит далеко от текущей темы не приветствуется, лучше больше слушать и меньше говорить. Разумеется, это не касается ситуации, в которой педагог задает ученику вопрос, требующий развернутого ответа.

    Как учиться на одни пятерки? Чем реже студент прогуливает занятия, тем лучшими оказываются его итоговые отметки. Дело не только в том, что можно не разобраться в темах, которые изучались в отсутствие ученика. Многие преподаватели видят в прогулах пренебрежение к предмету и лично к себе, что автоматически провоцирует конфликт. Даже если занятие пропущено в связи с болезнью, обязательно стоит самостоятельно изучить новую тему и выполнить домашнее задание.

    После всего вышесказанного становится понятно, как учится только на пять тот или иной человек. Соблюдая эти несложные правила, можно быстро забыть о том времени, когда в дневнике преобладали плохие оценки.

    У многих из нас есть такой знакомый человек: старательный и ответственный со школьной скамьи. Выкладывался в семестрах на все 100%. Днями и ночами корпел над конспектами и учебниками и радовался, когда сдавал экзамены на «отлично». И действительно, как же было не радоваться и не чувствовать себя счастливым, когда с раннего детства со всех сторон все только и твердили: «Будешь на пятерки учиться, будешь иметь в жизни все». Но жизнь оказывается на удивление странной. И не понятной. Другой в это время совсем не «парился» над книжками. Закинув подальше портфель после последнего урока, он бежал туда, где его ждали друзья, футбол, волейбол, походы в лес и на речку - это заменяло ему нудную зубрежку.

    А потом тот, первый, который всегда был отличником, пришел наниматься на работу к тому, который учился, как придется. В найм. С оплатой, естественно, на порядки, а то и на десятки порядков меньше, чем у хозяина.

    Вот жизненная история. Александр ВАСИЛЬЕВ, отец троих детей, обладатель диплома с отличием, работает по найму.

    Я учился постоянно, сколько себя помню. Был этаким «ботаном». Изнурял себя занятиями. Не видел белого света. Почему? Потому что был так мотивирован своими родителями. «Отличный аттестат откроет тебе дорогу к процветанию и счастью!». Это жизненное кредо старшего поколения стало образом жизни очень многих, кто теперь сам уже имеет детей. И еще, имеет жизненный опыт. Свой собственный. Увы, очень и очень далекий от этого навязчивого кредо.

    Теперь я «стою на другом берегу» и убеждаю своего сына не повторять ошибок бывших отличников, положивших на алтарь аттестационных оценок истинные навыки хозяина собственной судьбы. И вот почему.

    1. Ни один работодатель ни разу не поинтересовался, какого цвета у меня аттестат и диплом.

    Каким образом работодатель знакомится с кандидатами на вакансию и оценивает их? С каждым встречается лично? Нет. Для этого существуют резюме. Вот только ни в одном резюме ни на одну работу – от грузчика до менеджера проектов – нет почему-то графы «Успеваемость». А что есть в обязательном порядке? Опыт работы! Те же спортивные достижения и навыки в разных сферах деятельности – а все это в резюме включено, как правило – но не отметки в аттестате, имеют реальное значение для положительного решения.

    2. Наша память так устроена, что она уже давно «освободилась» от всего этого нагромождения научных теорий, гипотез и «сданных» дисциплин.

    Практика и реальная работа мгновенно расставили все по своим местам. То есть жизненные приоритеты. Все те зазубренные в предэкзаменационные ночи науки и на следующий же день загнанные в глубины памяти, оказались попросту не востребованы. За считанные недели практики пришлось освоить профессиональные навыки сначала и всерьез. Нужно ли было столько лет мучиться и переживать за оценки по «мертвым» знаниям? Зачем мне в моей сегодняшней жизни несуществующий латинский язык, болгарский и старославянский? Сама жизнь указала на очевидность ответа.

    3. Постоянная изнурительная погоня за «отлично» обратно пропорциональна крепкому здоровью.

    Опять-таки реальная жизнь и реальный план на работе расставили по ранжиру ценностные приоритеты. Как выяснилось, уже после университета, что здоровье, а не цифры в аттестате, во главе угла профессиональных и жизненных достижений. А ведь приходилось не спать сутками. Не доедать. Нервничать до икоты и коликов. Худеть, или, наоборот, резко набирать вес. То есть, по сути, целенаправленно, собственными руками, гробить свое здоровье. И все, из-за чего?

    4. Постоянная учеба – это постоянное уединение. Отсутствие навыков коммуникабельности может стать фатальным.

    Был у меня сокурсник. Душа компании, заводила, балагур и весельчак. Он был всегда в центре коллектива – и за столом, и на перерывах между лекциями, и в курилке, и в спортзале. Вот только учился еле-еле. Но был зато «розов», свеж и динамичен. Все отличники относились к нему свысока. Слабенький троечник, что его ждет? А ждала его широкая сеть личных знакомств – то, что было упущено мной, которые впоследствии легко помогали решать вопросы в бизнесе и в карьерном росте.

    По прошествии многих лет уже стало понятно, что бизнес и карьера – это, прежде всего, взаимоотношения между людьми. А вовсе не отметки в зачетном листе. А учеба – лучшее время для устойчивых знакомств. Стоит ли упускать столь бесценный шанс?

    5. Всему самому ценному с точки зрения профессионализма научил не университет, а мотивация для решения результативных задач.

    Самый яркий, распространенный и наглядный пример этого – иностранный язык. Сколько мы его учим, вернее, вымучиваем? Вместе со школой – лет 13-15! И что? Да, ничего. Зато, когда понадобилось для повышения карьерного роста, что, естественно, влечет за собой и зарплату, в совершенстве овладеть иностранным, понадобилось не многим более года. И мне в этом очень помогло общение с новыми друзьями – носителями языка – когда я в одно время увлекся онлайн-играми. Мотивация, а не моральное удовлетворение от пятерки, является стимулятором для эффективного овладения новыми знаниями и навыками. Теперь я знаю английский почти в совершенстве.

    Исходя из этого, я даю такие советы собственным детям. И пусть меня закидают гнилыми помидорами те родители, для которых отличные оценки – единственный показатель успешности сына или дочки.

    Разница между «4» и «5» не стоит титанических усилий, потому что это никак не влияет абсолютно ни на что.

    Личный счет в банке складывается из реальных профессиональных навыков, а не из перечня оценок на экзаменах.

    Коммуникабельность и личные связи, а вовсе не красный диплом, обеспечат вам карьерные и материальные преимущества.

    Во главе угла должен стоять мотивированный смысл собственных действий, а не стремление угодить желаниям окружающих людей.

    Мнение психолога Марианны ВИНОКУРОВОЙ:

    Если родители склонны придавать очень большое значение любой оценке ребенка, у него может сложиться ощущение, что его любят только за хорошие оценки, если он получит плохую, родители уже не будут любить его. Ребенок вырастает тревожным, он боится даже минимальных неудач, у него будет заниженная самооценка, он никогда не сможет по-настоящему получить удовольствие от своих достижений.

    Взрослые должны уметь дать понять ребенку, что любить они его будут вне зависимости от того, как он учится, а главное, что они будут счастливы только в том случае, если будет счастлив он.

    Также ребенок может усвоить установку родителей, что как он учится, так и сложится его дальнейшая жизнь. Если ребенок учится плохо, то может решить, что он уже ничего не в силах изменить, ничего ему не светит. Если учится на «отлично», то в будущем даже небольшая неудача может быть шоком для него, и он может быть к ней не подготовлен - ведь он же был лучшим учеником, окончил школу на одни пятерки - и вдруг неудача… И в данном случае, главное, чтобы сами взрослые не относились так однозначно к школьной успеваемости, понимали, что школа развивает некоторые базовые навыки, которые будут необходимы в будущем, и одним из таких навыков является способность достигать социального успеха (хорошей оценки) и справляться с теми ситуациями, когда успех не достигается. Как при обучении езде на лошади: вначале нужно научиться падать.