Введение

Институт президентства в Российской Федерации начал функционировать с 24 апреля 1991 года после проведения Всероссийского референдума о введении должности Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (17 марта 1991 года), который юридически оформили два закона РСФСР (от 24.04.1991 г.) . Это шаг нашей страны по демократическому пути развития на основе общепринятых принципов организации государственных органов власти – системы сдержек и противовесов или целенаправленное действие политической элиты РСФСР для обретения России суверенитета в составе Союза Советских Социалистических Республик и дальнейшего развала Советского Союза. Истолкование может вестись в зависимости от выбранных политических и идеологических позиций. Во всяком случае, в данном курсовом проекте целью работы поставлено не распознать истинную сущность такого значимого события как введение института президентства, а изучить сам политический институт.

Для России этот институт является новым, так как был введён в действие 24 года назад, до этого же момента в истории российской государственности данный политический институт ни в какой форме не был представлен. Были князья, цари, императоры, вожди, но президента, как избираемого по демократическим принципам, то есть на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании, не было. Изначально Президент Российской Советской Федеративной Социалистической Республики потом России до 12 декабря 1993 года являлся высшим должностным лицом, главой исполнительной власти, не имеющим право распускать Парламент (это к слову о правомерности деятельности Бориса Николаевича Ельцина на посту Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики – России осенью 1993 года). После принятия референдумом Конституции начали действовать новые положения определяющие статус, функции и полномочии лица находящегося на посту Президента Российской Федерации, которые (с учётом некоторых поправок) действуют до сегодняшнего дня.

Президент в Российской Федерации – это глава государства, который занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене. Политическая необходимость существования института президентства (поста главы государства) заключается в потребности обеспечить устойчивое функционирование и слаженность огромной системы государственного управления.
Актуальность данной тематики обусловлена, как и новизной данного института для Российской Федерации, так и особым местом Президента в системе государственного управления.

Цель работы заключается в выявлении специфики отечественного института президентства путём сравнения его с другими теоретическими моделями республиканской формы правления. Для достижения данной цели необходимо поставить перед собой ряд задач, а именно:
Исследовать роль и место института президентства при различных теоретических моделях республиканской формы правления;
Изучить становление и развитие института президентства в Российской Федерации, определить его характерные черты и особенности;
Сравнить отечественный институт президентства с теоретическими моделями института, представленными при республиканской форме правления;
Определить специфику отечественного института президентства.
Объектом изучения является процесс образования института президентства в Российской Федерации и сама сущность данного института. Предмет изучения – это институт президентства в Российской Федерации.

При создании курсового проекта были использованы такие методы как анализ, синтез, институциональный и сравнительный политологический.
Место и роль института президентства при различных теоретических моделях республиканской формы правления

Институт президентства является одним из ключевых элементов политической и государственных систем многих стран мира с республиканской формой правления. Так как только при республиканской форме правления предполагается выборность высших органов государственной власти, а также в некоторых монархиях (Речь Посполитая, Объединённые Арабские Эмираты), а президент – это выборное высшее должностное лицо, место и роль которого определяются основным законом в зависимости от вида республиканской формы правления.

Необходимо определить, что такое республика. Республика (от лат. res publika – общественное дело) – это форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются либо формируются особыми представительными учреждениями на условиях срочности. Т.е. источником власти объявляется народ, а её носителем – выборные государственные органы. Республиканской форме правления свойственны следующие характерные черты:
Выборность высших органов государственной власти;
Законодательная власть абсолютно отделена от исполнительной и осуществляется всецело народным представительством или совместно – им и самим народом;
Срочность полномочий выборного главы государства;
Источник власти – суверенный народ;
Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
В организации и деятельности высших и местных государственных органов преобладают принципы коллегиальности;
Ответственность носителей власти перед народом, нацией, парламентом и т.д.
Можно выделить три основных типа республик, а именно – президентская, парламентская и смешанная.

1. Президентская (от лат. president – сидящий впереди) республика.
Признаки:

1) Сильная президентская власть: ключевой фигурой среди высших органов государственной власти является президент;
2) Должность премьер-министра зачастую отсутствует, в руках президента сосредотачиваются полномочия главы государства и премьера – главы исполнительной власти;
3) Выборы президента осуществляются на основе всеобщих выборов, и президент избирается либо народом, либо коллегией выборщиков;
4) Президент формирует правительство, которое несёт перед ним ответственность (а не перед парламентом);
5) Парламент не вправе отправить правительство в отставку или какого-либо министра, также как и объявить ему вотум недоверия;
6) Президент не может распустить парламент или одну из его палат;
7) Президент имеет право вето на законы принятые парламентом;
8) Президент является верховным главнокомандующим.
К числу президентских республик относят: США, Аргентину, Мексику, Бразилию и др. страны Латинской Америки.

2. Парламентская (от фр. parle – говорить) республика.

Признаки:
1) Сильная власть представительного органа (парламент), парламент является важнейшим из органов государственной власти;
2) Фактически руководит государством глава правительства – премьер-министр (как правило, лидер партии, победившей на выборах);
3) Правительство формируется парламентом под руководством партии победившей на выборах;
4) Правительство несёт ответственность перед парламентом, а не перед президентом;
5) Президент избирается парламентом или коллегией выборщиков, образуемых из числа депутатов парламента;
6) Объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство должно уйти в отставку;
7) Президент является только главой государства (но не главой исполнительной власти), выполняющим представительские (церемониальные) функции.
К числу парламентских республик относят: Италию, Германию, Австрию, Венгрию, Турцию, Швейцарию, Финляндию, Индию и др.

3. Смешанная республика.

Признаки:
1) Данному виду республик присущ баланс сил между президентской и парламентской ветвями власти;
2) Наряду с президентом в формировании правительства участвует и парламент;
3) Правительство несёт ответственность не только перед президентом (отставка), но и перед парламентом (вотум недоверия);
4) Другой вариант – повышенная самостоятельность правительства. При этом президент не является главой правительства и не ответственен за его действия. А наряду с президентом имеется должность премьер-министра, наделённого широкими полномочиями;
5) Характерно сочетание признаков парламентарной и президентской республики;
6) Полупрезидентская республика – здесь устанавливается ответственность перед парламентом отдельных министров, но не главы государства;
7) Полупарламентская республика – здесь устанавливается усложнённый порядок объявления вотума недоверия правительству.
К числу смешанных республик относят: Францию, Польшу, Украину, Болгарию, Румынию и другие государства.
Необходимо провести сравнительный анализ трёх основных типов республик, дабы выявить определённые черты каждой из теоретических типов республик и определить по ним, к какому виду республики можно отнести Российскую Федерацию.

Российская Федерация является по форме правления республикой, но в Конституции РФ не закреплен её вид. В силу различных причин этот вопрос до сих пор остаётся дискуссионным в научной литературе. Таким образом, Российскую Федерацию относят к:
1. Президентской республике – так как правительство назначается президентом и несёт перед ним ответственность;
2. Смешанной республике – так как в стране есть должность председателя правительства (премьер-министра) и возможен вотум недоверия правительству со стороны парламента;
3. Суперпрезидентской республике – в настоящее время, начиная с 2000-х гг., невероятно усилился авторитет и доминирующее положение президента в структуре органов государственной власти. Во многом это связано со статусом и функциями президента, закреплёнными в Конституции Российской Федерации, которые мы рассмотрим ниже.
Президент Российской Федерации

Правовой статус Президента РФ как главы государства, выступающего представителем государства от имени народа РФ и символизирующего единство государственной власти РФ, определяет Конституция РФ принятая на Всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года. Основной закон, являясь юридическим источником, содержит в себе те правовые нормы, которые определяют и характеризуют институт президентства. Конституция РФ раскрывает статус и функции Президента РФ, требования к кандидату в Президенты РФ и принципы проведения его выборов, порядок вступления в должность и текст присяги, кадровые и иные полномочия.
Конституция РФ определяет:
1. Статус и функции Президента РФ:
Президент РФ является главой государства .
Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти .
Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ-ми определяет основные направления внутренней и внешней политики государства .
Президент РФ как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях .
Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ .
2. Требования к кандидату в Президенты РФ, принципы проведения выборов:
Президент РФ избирается сроком на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании .
Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет .
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд .
Порядок выборов Президента РФ определяется ФЗ .
3. Порядок вступления в должность, текст присяги:
При вступлении в должность Президент РФ приносит народу следующую присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента РФ уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу» .
Присяга приносится в торжественной обстановки членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ .
4. Кадровые и иные полномочия в отношении органов исполнительной, прокурорской и судебной властей, полномочия по обеспечению безопасности государства в качестве Верховного главнокомандующего ВС РФ, организация вспомогательных органов:
Президент РФ :
а) назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ;
б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
в) принимает решение об отставке Правительства РФ;
г) представляет ГД кандидатуру на назначение на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед ГД вопрос об освобождении от должности Председателя Центробанка РФ;
д) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
е) представляет СФ кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов;
е.1) представляет СФ кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; вносит в СФ предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;
ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется ФЗ;
з) утверждает военную доктрину РФ;
и) формирует Администрацию Президента РФ;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
л) назначает и освобождает высшее командование ВС РФ.
Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и ФЗ, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом .
Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных ФКЗ, вводит на территории РФ или в отдельных её местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом СФ и ГД .
Президент РФ :
б) Награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания.
5. Полномочия в отношении ГД, СФ, Федерального Собрания, законотворчество:
Президент РФ :
e.2) назначает и освобождает представителей РФ в СФ.
Президент РФ :
а) назначает выборы ГД в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ;
б) распускает ГД в случаях и порядке предусмотренных Конституцией РФ;
в) назначает референдум в порядке, установленном ФКЗ;
г) вносит законопроекты в ГД;
д) подписывает и обнародует ФЗ;
е) обращается к ФС с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
6. Полномочия в качестве арбитра между органами государственной власти:
Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда .
7. Внешнеполитические полномочия:

Президент РФ :
м) назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами ли комиссиями палат ФС дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
Президент РФ :
а) осуществляет руководство внешней политикой РФ;
б) ведёт переговоры и подписывает международные договоры РФ;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей.
8. Акты Президента РФ:
Президент РФ издаёт указы и распоряжения .
Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ.
Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ.

Вышеперечисленные восемь пунктов достаточно характеризуют институт президентства в нашей стране и самого Президента РФ как главы государства. Считаю, что нет существенной необходимости в дополнении изложенной выше характеристики института президентства четырьмя статьями из Конституции не отражающих статус, функции и полномочия Президента РФ, а именно п. «а» и «в» ст.89, ст.91, ст. 92 и ст.93.
Таким образом, изучив основной закон и выделив интересующие нас аспекты, характеризующие главу государства, мы можем определить черты и особенности отечественного института президентства, которые можно выразить тезисом – Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти, по Конституции РФ он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их единство и согласованное функционирование.
Кто Вы, мистер Президент? (Заключение)

Мы переделали известную фразу, которая после избрания Владимира Владимировича Путина Президентом Российской Федерации 15 лет назад, 26 марта 2000 г. была долгое время популярна в заголовках средств массовой информации: «Кто вы, мистер Путин?». Так как Владимир Владимирович действующий глава нашего государства, следовательно, риторика названия заглавия более чем уместна. Именно такой вопрос необходимо себе поставить, чтобы определить сущность отечественного института президентства.

Действительно, кто вы? Чтобы ответить на такой вопрос необходимо сравнить президента в трёх теоретических разновидностях республиканской формы правления и нашего, российского президента. Как известно, есть одна латинская поговорка – Omnis comparatio claudicat . Но выбирать не приходится, ведь, чтобы дойти до истины необходимо путём сравнения выявить сущность такого явления как институт президентства в Российской Федерации, тем более что всё познаётся в сравнении, хоть оно и хромает. Хромает, значит, может идти, следовательно, не стоит, а движется, поэтому существует динамика в развитии, и мы можем опереться на сравнение как метод, дабы определить – Кто Вы, мистер Президент?

Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании; является главой государства, арбитром между различными ветвями власти, верховным главнокомандующим; формирует Правительство Российской Федерации, которое несёт ответственность перед Президентом. Данные черты относятся к положению президента в президентской республике. Следовательно, Россию можно отнести к президентскому виду республики.

В Российской Федерации существует должность Председателя Правительства Российской Федерации (премьер-министр); возможен вотум недоверия Правительству Российской Федерации со стороны Федерального Собрания Российской Федерации (парламента) ; Президент Российской Федерации вправе распустить нижнюю палату парламента, т.е. Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в случаях и порядке предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Таким образом, Россию можно отнести и к смешанной модели республики.
Всё-таки мы считаем, что Российскую Федерацию правильнее будет отнести к модели суперпрезидентской республики.

Что есть суперпрезидентская республика? Это особая разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всех рычагов государственной власти в руках президента, который в этом случае обычно является главой не только государства, но и правительства, а также лидером правящей партии.

1) Это особая разновидность республиканской формы правления: Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления ;
2) характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всех рычагов государственной власти в руках президента: по Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование и единство ;
3) который в этом случае является главой не только государства , но и правительства: Президент Российской Федерации назначает с согласия Государственной Думы председателя Правительства Российской Федерации , а также по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров ;
4) а также лидером правящей партии: В.В. Путин до мая 2012 года являлся председателем партии «Единая Россия» (с мая 2012 г. председателем партии является действующий Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, кандидатуру которого на утверждение Государственной Думе предлагает Президент), которая на сегодняшний день имеет 238 депутатских мандатов из 450, а это в свою очередь где-то 53% мест от общего количества в парламенте, что даёт возможность принимать любой федеральный закон, не имея на своём пути каких-либо оппозиционных преград.

Конституция Российской Федерации закрепляет за Президентом Российской Федерации такие широкие права и полномочия. У Президента Российской Федерации есть неограниченное ничем право роспуска нижней палаты Федерального Собрания, то есть Государственной Думы Российской Федерации. Большинство в обеих палатах Федерального Собрания представляют политическую партию «Едина Россия». Правительство Российской Федерации, сформировано исходя из собственных представлений главы государства. Также как и Конституционный, Верховный суды, должность Генерального прокурора, Председателя Центрального банка Российской Федерации и т.д. Право издавать указы и распоряжения с силой закона.
Все эти положения дают возможность трактовать Российскую Федерацию как суперпрезидентскую республику, а институт президентства и самого Президента Российской Федерации как президента при суперпрезидентской модели республиканской формы правления.

Стоит заметить, что сложившаяся реальная картина с институтом президентства в Российской Федерации очень точно отражает специфику российской государственности. А именно, высокое положение главы государства, который как рулевой окормляет и направляет огромную государственную машину. Не может существовать слабой России, Россия либо сильная, либо никакая. Сильная Россия только с сильным правителем. На всём протяжение своего исторического развития Россию в моменты её наиболее высокого могущества возглавляли сильные личности. Явно очерченная фигура лидера, не расплывавшегося в группе властных акторов, позволяла России успешно двигаться вперёд на встречу своему величию.
Список используемой литературы
1. «Конституция Российской Федерации». – СПб.: «Питер», 2015 г. – 64с.;
2. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». – М., Кремль: Собрание законодательства Российской Федерации;
3. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и Прокуратуре Российской Федерации». – М., Кремль: Собрание законодательства Российской Федерации;
4. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий президента Российской Федерации и Государственной Думы». – М., Кремль: Собрание законодательства Российской Федерации;
5. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288;
6. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1098-1 «О Президенте РСФСР».: М., Дом Советов РСФСР;
7. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1096-1 «О Выборах Президента РСФСР».: М., Дом Советов РСФСР;
8. Беляева О.М. «Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие». – Ростов н/Д: «Феникс», 2014 г. – 311с.;
9. Крючкова Е.А. «Конституция Российской Федерации в схемах: учебно-методическое пособие». – Изд. 2-е, дополненное и переработанное, М.: «Проспект», 2015 г. – 56с.;
10. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. «Теория государства и права: учебно-методическое пособие». – 2-е изд., М.: «Проспект», 2015 г. – 720с.;
11. Толкачев А.А. «Курсовая работа по Введению в политическую теорию тема: “Идеальная форма государства для Российской Федерации”». – М.: МГОУ, 2014 г. – 36с.;
12. Официальный сайт Президента Российской Федерации http://kremlin.ru/;
13. Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации http://www.council.gov.ru/;
14. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации http://www.duma.gov.ru/;
15. Официальный сайт Правительства Российской Федерации http://government.ru/.

Выполнил студент:
24 группы 2 курса
Очной формы обучения
Истории, политологии и права факультета МГОУ
Толкачев Антон Александрович

Слово «президент» буквально значит «сидящий впереди». В древности так называли людей, проводящих различные собрания или сборы. В значении «глава государства» термин впервые был использован только в 18 веке.

Институт президентства насчитывает много лет. Первый президент Джордж Вашингтон был избран в США в 1787 году. Первым российским стал Б.Н Ельцин в 1991 году. Это произошло сразу после Съезд депутатов усомнился в целесообразности утверждения нового поста, и вопрос об учреждении новой должности был вынесен на всероссийский Референдум. По его итогам были внесены поправки «О Президенте РСФСР» в Конституцию, и через год (в апреле 91-го) после провозглашения Декларации о суверенитете был всенародно избран самый первый Президент РФ. Всего в мире институт президентства имеют около 130 стран.

В России, прежде всего, он является гарантом свободы, соблюдения прав каждого человека, а так же гарантом (андеррайтером) Конституции.

На сегодняшний день институт президентства закреплен в федеральных законах и Конституции РФ.

Президент получает власть непосредственно из рук народа, он может действовать независимо от некоторых властей, оказывать непосредственное влияние на любую из них, в т.ч. на судебную, имеет высокие исполнительные полномочия.

Согласно Конституции, президентская власть РФ не контролируется Парламентом. В формировании Правительства последний принимает незначительное участие, а сам этот орган подконтролен исключительно президенту.

Благодаря такому приему Правительство становится значительно устойчивее, чем, например, в Институт президентства РФ гарантирует демократические свободы, одновременно являясь единственным приемлемым инструментом, необходимым для соблюдения Конституции.

Конституционные полномочия Президента РФ

Для нашей страны институт президентства является новым. Впервые идея введения института президентства одержала верх в период советской «перестройки», когда в 1990 г. решением Съезда народных депутатов была установлена должность Президента СССР. Вскоре после этого по результатам всероссийского референдума аналогичный институт появился и в РСФСР, еще находившейся в составе единого союзного государства: 12 июня 1991 г. был избран первый Президент России.

Учреждение института президентства в Российской Федерации, первое всенародное избрание на этот пост по Конституции 1993 г. закрепили изменившиеся реалии государственного устройства страны и современный механизм разделения властей. Особенностью формы правления в Российской Федерации является то, что Президент РФ , будучи главой государства, не входит в систему разделения властей . По сравнению со всеми другими высшими институтами государственной власти и должностными лицами он обладает особым статусом, компетенцией и ответственностью.

Одна из важнейших задач его деятельности заключается в обеспечении консолидации и согласовании действий всех ветвей власти в России. Для этого он наделен конституционными полномочиями в законодательной, исполнительной и даже судебной областях. Все это делает президента ключевой фигурой во властных структурах государства.

Анализ конституционных полномочий Президента РФ позволяет сделать вывод о том, что ему предоставлены обширные полномочия в отношении исполнительной власти. Президент РФ опосредованно (через Председателя Правительства РФ) утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти и формирует персональный состав их руководителей.

Официальная императивность взаимоотношений Президента РФ с Правительством РФ очевидно вытекает из ряда конституционных норм, в частности: а) из исключительных полномочий назначать с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; б) права назначать и освобождать от должностей заместителей Председателя Правительства РФ, министров и других руководителей федеральных органов исполнительной власти; в) права председательствовать на заседаниях Правительства РФ; г) права отправить Правительство РФ в отставку.

Взаимодействие Президента РФ с парламентом , а точнее с палатами Федерального Собрания РФ, не столь категорично с точки зрения его властных полномочий. У него есть право роспуска не всего парламента, а только одной его палаты – Государственной Думы, но воспользоваться им он может лишь в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией (п. 6 ст.84, ст.109, ч.4 ст.111, чч.3, 4 ст.117). По ряду назначений должностных лиц, указанных в Конституции, Президент РФ обязан испрашивать согласие соответствующей палаты парламента. По его представлению назначается Председатель Правительства РФ. Председатель Центрального банка – Государственной Думой, Генеральный прокурор и судьи высших федеральных судов – Советом Федерации. С комитетами Государственной Думы по международным делам и геополитике он согласовывает назначения чрезвычайных и полномочных послов РФ.

Президент РФ взаимодействует с государственными органами в разных формах. С 1994 г. стали традиционными ежегодные послания Президента Федеральному Собранию. Он выступает на совместном заседании палат парламента с посланием о положении дел в стране, в котором дает оценку действиям всех ветвей власти, определяет основные направления государственной политики и первоочередные задачи по их практическому воплощению. Наряду с этим Президент РФ может направлять свои послания парламенту и по отдельным проблемам. Традиционными становятся и бюджетные послания Президента Правительству. В них он определяет текущие приоритеты в бюджетной сфере, концептуально обозначая основные параметры, которыми должно руководствоваться Правительство при составлении федерального бюджета на предстоящий год.

Для постоянного взаимодействия Президента РФ с органами государственной власти им назначаются представители в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального собрания РФ, Конституционном Суде РФ, а также в федеральных округах. Он может назначать своих представителей по особым поручениям, связанным, например, с выполнением его заданий во внешних делах, дипломатическими миссиями и др.

Конституционно-правовой статус Президента РФ

Конституционно-правовой статус Президента РФ определен в ст.80-93 Конституции РФ. Его сущность раскрывается через признаки, которыми Президент РФ характеризуется как:

глава государства , который определяет внутреннюю и внешнюю политику, представляет страну внутри страны и за рубежом (в международных, межгосударственных отношениях), решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами и присваивает почетные звания, осуществляет индивидуальное помилование;

гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина . Он в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, вводит на всей территории страны или в отдельных местностях чрезвычайное положение, о чем ставит в известность парламент;

верховный главнокомандующий , отвечающий за боевую готовность Вооруженных сил РФ. В этом качестве Президент РФ утверждает военную доктрину государства, назначает и освобождает высших военачальников, присваивает высшие воинские звания, объявляет о призыве граждан России на военную службу, в случае агрессии против РФ или ее непосредственной угрозы вводит на всей территории РФ или в отдельных местностях военное положение с незамедлительным уведомлением обеих палат парламента;

субъект законодательного процесса – обладает правами законодательной инициативы и отлагательного вето, подписывает и обнародует федеральные законы.

Статус Президента РФ как гаранта конституционного строя определяет и его место в системе разделения властей, сдержек и противовесов. Он выступает арбитром между всеми ветвями государственной власти. Но это не значит, что он возвышается над ними. Избрание Президента России на всеобщих прямых и состязательных выборах дает ему политический мандат управления страной в течение шестилетнего срока исполнения конституционных полномочий. В результате этого он получает доверие общества и является наиболее авторитетным в правовом отношении выразителем совокупных политических интересов, даже не будучи партийным президентом. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы" увеличивает срок избрания Государственной Думы и Президента РФ с 4 лет до 5 лет и 6 лет соответственно.

Большинство функций Президента РФ, обусловленных его конституционными полномочиями, реализуются им в сфере государственного управления. Это прежде всего вопросы назначений должностных лиц и руководства деятельностью государственного аппарата. Помимо этого Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции и законодательству, международным обязательствам РФ, а также в случае нарушений этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85). Ему принадлежит право назначать выборы в Государственную Думу, объявлять референдум, через который осуществляется прямая связь гражданского общества и государства. Президентские полномочия в значительной мере реализуются путем издания правовых актов, носящих нормативный и ненормативный характер.

Институт президентства предполагает наличие отлаженной организационно-управленческой структуры рабочего аппарата президентской власти, эффективной процедуры принятия решений и контроля за их исполнением.

Для обеспечения деятельности Президента РФ Конституцией предусмотрено его право формировать Администрацию Президента РФ , которая является исполнительным аппаратом, оказывающим ему содействие в осуществлении конституционных полномочий. В положении об Администрации Президента РФ и соответствующих указах определены ее основные функции: организационное обеспечение деятельности Президента РФ; информационно-консультационная и аналитическая работа; обеспечение взаимодействия с Правительством, парламентом, представительными и исполнительными органами власти субъектов федерации, деятельности общественных консультативных советов при Президенте РФ; подготовка издаваемых им указов и распоряжений, контроль за их исполнением, организация протокольных мероприятий, связь со средствами массовой информации и т. д.

Среди полномочий Президента РФ в области обороны и внешней политики – руководство Советом безопасности РФ, созданным в 1992 г. (п. «а» ст. 83 Конституции РФ).

Совет безопасности РФ обладает широкими полномочиями и во многом уникальными возможностями. По сути этот орган участвует в выработке стратегического курса государства и призван решать ряд взаимосвязанных задач, среди которых:

1) межведомственная координация между различными структурами в процессе проведения глубоких аналитических изысканий;

2) подготовка материалов для принятия государственных решений в области научно-технического развития и совершенствования оборонно-промышленного потенциала;

3) разработка целевых комплексных программ по развитию ведущих отраслей экономики, укреплению Вооруженных сил РФ и правоохранительных органов;

4) совершенствование мероприятий по противодействию коррупции, преступности, терроризму и экстремизму;

5) разработка мероприятий в области международного сотрудничества.

Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Срок полномочий Президента РФ – шесть лет. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы" увеличивает срок избрания Президента РФ с 4 до 6 лет. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом РФ более чем на два срока подряд. Ограничение президентского срока – важное демократическое завоевание, препятствующее узурпации власти одним лицом или группой лиц. В большинстве демократических государств президент избирается на четырех- или пятилетний срок и не более чем на два срока.

Конституционные требования к кандидату в президенты РФ:

наличие гражданства РФ;

достижение 35-летнего возраста;

постоянное проживание в РФ в течение последних 10 лет.

В мировой практике известны более серьезные ограничения (например, требование гражданства по рождению; языковые, образовательные, национальные и другие барьеры).

Президент РФ вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность предыдущего Президента. При проведении досрочных выборов, а также в случае назначения повторных выборов ко дню истечения шести лет – на 30-й день со дня опубликования общих результатов выборов.

Исполнение обязанностей начинается с момента принесения присяги, текст которой утвержден Конституцией РФ. Присяга приносится в торжественной обстановке на совместном заседании палат Федерального Собрания в присутствии судей Конституционного Суда. С этого момента прекращаются полномочия предыдущего главы государства.

Институт Полномочного представителя (полпреда) Президента РФ в федеральном округе учрежден Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 (в ред. от 5 октября 2004 г.), утвердившим Положение о Полномочном представителе.

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе – должностное лицо, представляющее Президента РФ на территории соответствующего федерального округа и обеспечивающее реализацию конституционных полномочий Президента РФ на территории округа.

Задачи Полномочного представителя:

а) реализация основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;

б) контроль за выполнением в округе решений федеральных округов государственной власти;

в) обеспечение реализации в округе кадровой политики Президента РФ;

г) представление Президенту РФ докладов об обеспечении национальной безопасности в округе, политическом, социальном и экономическом положении.

Основные функции Полномочного представителя:

а) согласование проектов решений органов федеральной власти, затрагивающих интересы территорий, входящих в округ;

б) разработка программ социально-экономического развития территорий;

в) согласование кандидатур на должности госслужащих;

г) анализ эффективности работы правоохранительных органов;

д) направление соответствующих предложений Президенту РФ;

е) внесение Президенту РФ представлений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, противоречащих Конституции РФ, федеральному законодательству и международным обязательствам РФ.

Полномочный представитель при осуществлении своих функций:

а) имеет право беспрепятственного доступа на все объекты, находящиеся на территории округа;

б) направляет в федеральные органы государственной власти жалобы и обращения граждан, проживающих в округе;

в) привлекает сотрудников федеральных органов государственной власти к проведению проверок на территории округа;

г) контролирует исполнение федеральных программ и использование федерального имущества на территории округа;

д) запрашивает необходимую информацию от органов власти субъектов РФ; при необходимости направляет своих заместителей для участия в работе органов государственной власти, органов местного самоуправления, находящихся на территории округа;

е) вносит в федеральные органы государственной власти предложения о поощрении руководителей их территориальных органов или применении к ним мер дисциплинарного взыскания;

ж) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Полномочный представитель Президента РФ:

а) назначается на должность Президентом РФ по представлению руководителя Администрации Президента РФ на срок, определяемый Президентом РФ, но не превышающий срока полномочий главы государства;

б) непосредственно подчиняется Президенту РФ и подотчетен ему.

Контрольные вопросы

1. Кто может выступать в качестве главы государства в странах с различными формами правления?

2. Кто может быть избран Президентом РФ?

3. Каков порядок избрания Президента РФ?

4. Какова процедура импичмента Президента РФ?

5. Какова роль Президента РФ в системе государственного управления?

6. Каковы функции Президента РФ?

7. Каким образом можно классифицировать полномочия Президента РФ?

8. Каково предназначение Администрации Президента РФ?

9. Как называются федеральные округа в России? Перечислите входящие в них субъекты федерации.

10. Каковы основные задачи и функции Полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе?

Понятие и структура системы государственного управления в Российской Федерации.

Государственное управление – это деятельность государства по регулированию общественных отношений.

Система государственного управления – это совокупность властных органов и организаций призванных обеспечить реализацию функций государства.

Задачи СГУ:

1. реализация национальных интересов;

2. избежание социальных и политических конфликтов;

3. повышения качества и уровня жизни граждан.

Формы государственного управления:

1. реформирование экономики;

2. финансовая политика;

3. структурная политика;

4. аграрная политика;

5. социальная политика;

6. региональная политика;

7. внешнеэкономическая политика.

Методы государственного управления:

1) административное управление (воздействие через разрешения, запреты, принуждения и т.д.);

2) экономическое управление (косвенное влияние через хозяйственное законодательство, например налоги на сверх доходы);

3) доверительное управление (через специальных частных управляющих посредством договоров). Осуществляется на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

4) антикризисное управление и др.

Функции государственного управления:

1. внутренние функции: а) экономическое развитие страны; б) обеспечение равных возможностей реализации своих политических интересов различными социальными группами; в) обеспечение достойных условий жизни для всех граждан; г) правотворчество, правоприменение, правоохранительная деятельность; д) экологическая безопасность.

2. внешние функции: а) оборонная; б) дипломатическая; в) внешнеэкономическая; г) культурно-информационная; д) глобального сотрудничества.

Структура системы государственного управления в РФ

законодательная исполнительная судебная
Президент РФ
Федеральный уровень Федеральное собрание РФ (Совет Федерации РФ, Государственная Дума РФ) Председатель Правительства РФ Правительство РФ Министерства РФ Администрация Президента Совет безопасности Государственный Совет Федеральные службы, агентства, надзоры Конституционный суд РФ Верховный суд РФ
Региональный уровень (РТ) Государственный Совет РТ Президент РТ Премьер-министр РТ Кабинет министров РТ Конституционный суд РТ Верховный суд РТ Высший арбитражный суд РТ Городские и районные суды Мировые суды

Особенности государственного управления в зарубежных странах (на примере 2-3 государств).

Конгресс США – законодательный орган в составе Федерального правительства США. Полномочия определены Конституцией США. Состоит из Палаты представителей (нижняя палата) и Сената (верхняя палата). Конгресс имеет право: устанавливать и взимать налоги, сборы, пошлины и акцизы (все сборы, пошлины и акцизы должны быть единообразны повсеместно в Соединённых Штатах); занимать деньги в кредит Соединённых Штатов; регулировать торговлю с иностранными государствами, между отдельными штатами и с индейскими племенами; устанавливать повсеместно в Соединённых Штатах единообразные правила натурализации и принимать единообразные законы по вопросу о банкротствах; учреждать суды, нижестоящие по отношению к Верховному суду; издавать законы и т.д.


Сенат США – верхняя палата Конгресса США. В Сенат входят по два сенатора от каждого штата, избираемые законодательными собраниями соответствующих штатов (фактически сенаторы избираются всенародным голосованием населением штата) сроком на шесть лет. Время, место и порядок проведения выборов сенаторов и представителей устанавливаются в каждом штате законодательным собранием.

Палата представителей США - нижняя палата Конгресса США. Каждый штат, пропорционально населению, представлен в палате. Количество мест в палате постоянно 435, хотя Конгресс имеет право менять число мест. Каждый представитель штата занимает своё место в течение двухгодовой каденции и может быть переизбран неограниченное количество раз. Главой палаты является спикер, избираемый членами палаты.

Президент США – глава государства США, глава исполнительной власти Федерального правительства США и главнокомандующий Армии и Флотом по Конституции США. Имеет право вето на законопроекты (билли), принятые Конгрессом США. Стать Президентом США по Конституции США может только гражданин США по рождению, старше 35 лет и проживающий в США не менее 14 лет. Согласно 22-й поправке к Конституции, принятой в 1951, одно и то же лицо может быть избрано Президентом США не более двух раз (неважно, подряд или с перерывом). Президент США избирается на четырёхлетний срок вместе с вице-президентом с помощью непрямых (двухступенчатых) выборов. Непосредственно за Президента и Вице-президента голосует, так называемая, коллегия выборщиков. По конституции, Законодательное собрание каждого штата может назначить определённое количество выборщиков (равное количеству представителей штата в Конгрессе), которые будут представлять интересы штата. Все штаты определяют своих выборщиков с помощью всеобщего голосования.

Великобритания

Великобритания в политическом плане является конституционной монархией. Сыновья суверена наследуют престол по старшинству; в случае отсутствия сыновей престол переходит к старшей дочери. Королева считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим вооруженными силами, светским главой англиканской церкви, имеет формальное право созывать парламент на сессии. Монарх является составной частью парламента наряду с Палатой лордов и Палатой общин; имеет право абсолютного вето на любой закон, принятый парламентом, однако последний раз это право было применено в 1707 г., за что получило прозвище «спящего полномочия»; монарх имеет право назначать и освобождать от должности премьер-министра и министров, но следуя сложившемуся за 200 лет конституционному обычаю, глава государства назначает премьер-министром лидера партии, победившей на выборах, а министров – по предложению главы правительства.

Великобритания – страна без Конституции. Порядок выборов, формирования правительства, а также прав и обязанностей граждан определяется многочисленными законами и указами.

Высший орган законодательной власти – парламент (старейший в мире, создан в 1265 г.), который состоит из монарха (короля или королевы), Палаты лордов и Палаты общин. Вето палаты лордов может быть преодолено нижней палатой простым большинством голосов, но на другой сессии парламента, что означает, что при созыве сессии раз в год верхняя палата может на год отсрочить вступление закона в силу. На практике палата лордов, как правило, возражения против законопроектов, принятых палатой общин, выдвигает очень редко.

Палата лордов формируется по наследству. Палата общин является на практике главной и единственной палатой парламента («членами парламента» именуются только члены Палаты общин, а члены Палаты лордов не имеют право на такое звание). Она избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства. Депутаты (в Великобритании их принято называть членами парламента) обладают индемнитетом (свобода выступления и голосования в парламенте, в силу которой не допускается привлечение депутата к ответственности за его парламентскую деятельность) и ограниченным иммунитетом, причем только во время сессии, а также 40 дней до начала и после завершения сессии.

Основная функция парламента – законотворчество. Законопроекты (билли) проходят 3 чтения. К полномочиям палаты общин относят финансовые полномочия, налоги, контроль за управлением, в частности за деятельностью правительства. Однако большинство парламента и правительства, за исключением редчайших случаев, всегда принадлежит к одной и той же партии, а лидер партии является лидером фракции большинства в парламенте и одновременно премьер-министром. Поэтому направляет работу парламента, по существу, правительство. Парламент Великобритании сохранил за собой следующие функции: внешняя политика; оборона и задачи национальной безопасности; основополагающие вопросы экономики, промышленности, энергетики, денежно-кредитной политики; определенные вопросы внутренней политики (иммиграция, занятость, защита информации, борьба с наркобизнесом и т.п.); социальная защита населения; законодательное регулирование сферы транспорта; СМИ (в первую очередь, электронные).

В Великобритании министерства имеют отделения на местах, с которыми местные органы самоуправления согласовывают назначение некоторых муниципальных чиновников (например, в сфере пожарной охраны, муниципальной милиции и др.).

Франция

Франция – неделимое, светское, демократическое и социальное государство с республиканской формой правления. В административном отношении Франция делится на 22 региона, 96 департаментов, 36 565 коммун.

Форма правления с 1958 года – полупрезидентская республика: в Конституции чётко обозначен принцип приоритета президента, который не ответственен перед парламентом, но и не является главой правительства.

Во французской политической системе президент – ключевая фигура. Президент избирается на 5-летний срок на мажоритарной основе прямым всеобщим голосованием (право голоса имеют все граждане по достижении 18-летнего возраста). Основная функция президента – наблюдение за соблюдением Конституции, выполнение роли национального арбитра, обеспечивающего регулярную и надлежащую деятельность исполнительной власти и преемственность государства.

Премьер-министр назначается президентом на неопределённый срок из состава депутатов партии, получившей большинство на выборах.

Французский парламент состоит из двух палат – Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются по мажоритарному принципу прямым, всеобщим, равным и тайным голосованием на 5-летний срок
Верхняя палата парламента – Сенат (317 членов) избирается двухстепенным голосованием и каждые 3 года обновляется на треть. Структура Сената идентична структуре Национального собрания. Сенат, в отличие от нижней палаты, не может прекратить деятельность правительства; по отношению к принимаемым Национальным собранием законам Сенат обладает правом отлагательного вето.

С 1982 года исполнительная власть на местах – выборная (до этого осуществлялась префектами, назначаемыми премьер-министром). На уровне департаментов выборными органами являются генеральные советы, на уровне регионов – региональные советы.

Таким образом, в США и Западной Европе представлены разнообразные формы государства, однако преобладают: по форме правления – республика, по форме государственного устройства – федеративные и унитарные; по форме государственного режима – демократии.

Институт Президентства в Российской Федерации. Органы, обеспечивающие деятельность Президента РФ.

Пост Президента Российской Федерации (РСФСР) введен во исполнение итогов референдума 17 марта 1991 г., а первый Президент избран прямым всеобщим голосованием 12 июня 1991 г. В соответствии с Конституцией РФ (1993) Президент является главой государства, символом верховной власти. Он занимает особое место в системе органов государственной власти и не входит напрямую ни в одну из ее ветвей.

Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. На выборах президента РФ используется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства, при которой победитель должен получить больше половины голосов (минимум - 50% голосов плюс один голос). Если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов.

Функции Президента как главы государства заключаются в том, что он является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Полномочия Президента во внешней политике: охрана суверенитета РФ, подписание международных договоров, использование Вооруженных сил за пределами территории РФ, ведет переговоры и подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных дипломатических представителей и т.д.

Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы, назначает на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства РФ.

В отношении органов судебной власти Президент предлагает кандидатуры судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального прокурора. Назначает перечисленных лиц Совет Федерации.

Президент осуществляет нормотворческую деятельность. Он подписывает и обнародует федеральные законы Российской Федерации, обладает правом отлагательного вето; вносит законопроекты в Государственную Думу. Президент РФ принимает Указы и Распоряжения.

Конституцией РФ предусмотрена возможность досрочного отрешения Президента РФ от должности за совершения преступления, именуемая в международной практике процедурой импичмента.

Процедура импичмента в РФ предусматривает 3 стадии:

Выдвижение Госдумой обвинения против Президента РФ - начало процедуры;

Заключения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ;

Отрешение президента от должности Советом Федерации.

Обвинение выдвигается Госдумой ФС РФ большинством в 2/3 голосов по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной образованной Госдумой комиссии; президент обвиняется в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления.

Аппаратом для осуществления функций главы государства является Администрация Президента РФ. Она действует на правах государственного органа управления. В составе Администрации – самостоятельные подразделения, должностные лица. Основными обязанностями Администрации Президента РФ являются непосредственное обслуживание, курирование федерального уровня, работа с регионами, международная политика. Администрация контролирует исполнение указов, проводит политику Президента РФ.

Подразделением Администрации является референтура (на правах управления). Ее задачи состоят в участии в подготовке проектов: документов программного характера, публичных выступлений Президента. Референтура собирает, анализирует, обрабатывает материалы, используемые для подготовки докладов, интервью, других публичных выступлений Президента

Президент РФ формирует Совет Безопасности , который осуществляет подготовку решений Президента по вопросам обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства, защиты их от внутренних и внешних угроз. В состав Совета Безопасности кроме Президента РФ входят пять постоянных членов и 18 членов Совета Безопасности.

Совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам согласованного функционирования органов власти, является Государственный совет (Госсовет). Председателем Госсовета является Президент РФ, членами - высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших исполнительных органов), работающие в Госсовете на общественных началах.

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента в пределах соответствующего федерального округа, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ, непосредственно подчиняется Президенту РФ и подотчетен ему. Полномочные представители в федеральных округах входят в состав Совета Безопасности РФ.

Для содействия реализации главой государства полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина образован Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Положение о Совете и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации. Совет для выполнения возложенных на нее задач анализирует информацию, рассматривает обращения лиц и организаций о фактах нарушений прав и свобод, проверяет информацию об ущемлении прав, представляющем особую общественную опасность. Председатель Совета М.А. Федотов.

Особенности института президентства в РФ – высокий уровень концентрации власти (Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в то время как в ряде других стран это прерогатива парламента). Президент воздействует на все ветви власти (контроль над формированием и деятельностью правительства, влияние на избрание судей, право вето и др.). Российская Федерация президентская республика.

В России институт президентства существует с 1991 года. В 1990-1991 гг. был закреплен пост Президента еще существующего тогда Союза СССР, появились президенты в республиках бывшего Союза.

Решение о введении института президентства в российскую государственную систему было принято на общенародном референдуме, проведенном в апреле 1991 года, а 12 июня того же года всеобщим голосованием на этот пост был избран Б. Н. Ельцин. В начале своей эволюции институт президентства существенно отличался от современного. Он был создан с целью восстановить авторитет государственной власти и укрепить исполнительную власть, обеспечивающую соблюдение законов в стране.

Некоторые из них аналогичны действующим сейчас, а другие утратили свое юридическое и практическое значение. В этом законом Президент был охарактеризован как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти в РСФСР. Таким образом, статус Президента складывался из 2 основных компонентов: он был одновременно фактическим главой государства и конституционным главой исполнительной власти. Однако в таком виде институт президентства просуществовал недолго. Конституционный кризис, завершившийся событиями 3-4 октября 1993 г., привел к принятию новой Конституции, иначе определившей статус и полномочия Президента. Закон «О Президенте РСФСР» был признан указом Президента недействительным и не подлежащим применению как противоречащий Конституции РФ.

Конституция РФ 1993 г. установила новую систему органов государственной власти. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2003.

Была отвергнута американская модель президентской республики, где президент совмещает в одном лице пост главы государства и главы правительства. Выбор был сделан в пользу французской модели смешанной, полупрезидентской республики, в которой существует разграничение функций между двумя должностными лицами - главой государства и главой правительства.

Таким образом, пост Президента стал новшеством для Российской Федерации. Поэтому анализ института президентства в системе государственной власти России представляет собой актуальное направление в государственно-правовых исследованиях.

Статус Президента Российской Федерации

Президент как государственный институт занимает особое, специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения. Его особое положение отражено и в структуре Конституции РФ, в которой описание системы государственных органов начинается с главы о Президенте.

Символом президентской власти служит штандарт (флаг), представляющий собой квадратное полотнище цветов государственного флага Российской Федерации с золотым изображением государственного герба в центре. На древке флага крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией, именем и отчеством Президента и датами его пребывания на этом посту. Суворов В.В. Институт главы государства: юридическая природа и положение в системе власти

Основы статуса Президента Российской Федерации закреплены в ст. 80 Конституции РФ. Президент является главой государства. В конституционном праве понятие главы государства точно и однозначно не определено. Конституции многих зарубежных государств вообще не используют этот термин, а полномочия главы государства могут определяться сложившейся конституционной практикой. Но обычно глава государства является лицом, воплощающим собой представление о данном государстве, как во внутренних делах государства, так и в международных отношениях. Его можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа.

Президент является гарантом Конституции РФ. Он контролирует соблюдение конституционных норм всеми органами государства. Он накладывает вето на законы, не соответствующие конституции, приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Он наделен правом отменять распоряжения и постановления Правительства. Наконец, выполнять функцию гаранта Конституции РФ он может не только лично, но и путем обращения в компетентные органы - прежде всего суды. Президент вправе направлять в Конституционный Суд запросы конституционности различных нормативно-правовых актов и обращаться в Конституционный Суд по вопросам толкования Конституции.

На Президента возложена функция гаранта прав и свобод человека и гражданина. Эту функцию он реализует в своей личной деятельности, изданием указов и внесением в Государственную Думу законопроектов в порядке законодательной инициативы. Указы и законы могут быть направлены на защиту правового положения личности в целом или регулировать статус отдельных групп населения: пенсионеров, военнослужащих и других групп населения, нуждающихся в защите со стороны государства. При Президенте действует комиссия по правам человека.

Президент призван принимать необходимые меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Защита

суверенитета, независимости, безопасности и целостности являются прямой обязанностью Президента, названной в присяге, которую он приносит при вступлении в должность.

Президенту напрямую подчиняются министр обороны и Генеральный штаб. Таким образом, в руководстве Вооруженными силами действует принцип единоначалия и централизации управления.

Важнейшая задача Президента - обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Конституция 1993 г. впервые установила, что государственная власть в России как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2003. В связи с этим встает вопрос о природе президентской власти. В зарубежных странах, если формой правления является президентская республика, то президент выполняет функции главы правительства, т. е. ему принадлежит исполнительная власть. Особенность статуса Президента РФ заключается в том, что он не отнесен Конституцией РФ ни к одной из ветвей власти.

Поэтому, говоря о несовершенстве действующей Конституции РФ, многие исследователи приводят в качестве аргумента то, что Президент выведен за рамки разделения властей, он возвышается над всеми ветвями государственной власти, и тем самым придается легитимность его всевластию.

Однако из положений Конституции РФ не вытекает исключительности положения Президента в системе органов государственной власти. Он стоит над другими ветвями власти, не концентрируя при этом в своих руках полномочия других ветвей, а являясь лишь арбитром в отношениях с ними. Статус Президента можно рассматривать только в тесной связке с системой разделения властей. На него возложена функция обеспечения единства государственной власти. Единство власти, реализуемой разными органами, заключается в единстве целевых установок и действий по принципиальным вопросам государственной политики.

В то же время, само существование в государственной системе нескольких властей подразумевает их различия и взаимные ограничения. Каждая из них выполняет свои функции и наделена своими полномочиями, за рамки которых она не вправе выходить. Естественно, три власти, осуществляя свою деятельность одновременно, не могут избежать противоречий. Разрешать их нужно демократическим путем, на основании закона.

В молодых демократических странах, где институты гражданского общества и демократии еще недостаточно развиты и окончательно не оформились, проблема конституционного сотрудничества и взаимодействия властей становится особенно острой и болезненной. Вместо сотрудничества, нередко возникает противостояние властей, которое выражается в «холодной войне» между президентом и парламентом, что имело место и в России в 1993 г.

Вследствие таких серьезных конфликтов вся система власти становится нестабильной и нежизнеспособной. Но разделение властей призвано упорядочить работу государственных органов, а не прекращать ее даже на минимальный срок.

Поэтому существуют специальные механизмы, обеспечивающие координацию и согласованность деятельности всех органов государственной власти. Эти механизмы необходимы как раз для того, чтобы не допустить превращения разногласий в открытые конфликты, препятствующие функционированию государственных институтов, или в прямое противоборство с применением силы.

Президент располагает конкретными средствами для разрешения конфликтов и разногласий между государственными органами. Одним из эффективных и часто используемых на практике средств являются согласительные процедуры, которые дают возможности урегулирования отношений между различными органами государственной власти. Согласительные процедуры призваны обеспечить решение проблем, не прибегая к принуждению. Сущность таких процедур - в поисках компромиссных решений, удовлетворяющих все спорящие стороны и, в конечном счете, в достижении взаимного согласия. Во всех подобных случаях Президент играет роль арбитра, он выступает не как одна из сторон конфликта, а как общенациональный авторитет.

Так как понятие согласительных процедур в Конституции РФ не расшифровано, то Президенту предоставляется свобода в их выборе. Использование согласительных процедур полностью построено на факультативности. Во-первых, можно выбрать любой вид процедуры, который представляется в данном конкретном случае наиболее подходящим и устраивает обе стороны. Во-вторых, сами процедуры носят неформальный характер.

Непосредственные переговоры - наиболее часто применяемый вид согласительных процедур. В ряде случаев они помогают не только выйти из конфликтной ситуации, но даже предотвратить сам конфликт. Для преодоления возникших разногласий создаются смешанные комиссии, в состав которых входят представители спорящих сторон. Участие Президента проявляется в том, что он занимается организацией переговоров, образует согласительные комиссии. Так, в 1996 году действовали комиссии по вопросу об изменении Уголовного Кодекса, по вопросу о бюджете.

Есть и другие формы процедур, например, создание третейских судов.

Согласительные процедуры являются универсальным инструментом разрешения противоречий и могут использоваться Президентом практически во всех случаях обнаружения разногласий. Если же все-таки они не приводят к принятию оптимального решения, Президент может передать разрешение споров в соответствующий суд.

Основная роль по обеспечению взаимодействия основных ветвей власти (исполнительной, законодательной, судебной) возложена Конституцией РФ на Президента, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

При этом конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем «сдержек» и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Проблема заключается в том, чтобы наполнить эту модель реальным социальным содержанием и юридически и фактически гарантировать общество от авторитаризма. Необходимые для этого правовые условия в действующей Конституции РФ имеются. Как бы ни были широки полномочия Президента, они не беспредельны. Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.

Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. Появилось немало посвященных ему исследований. Скорее всего, данная тема претендует на то, чтобы стать в России одной из «вечных». Однако от этого она не превратилась в предельно раскрытую. Проблем достаточно, и они требуют дальнейших аналитических разработок.

Важно отметить, что направляя и обеспечивая деятельность всех государственных органов, Президент действует в рамках, установленных Конституцией Российской Федерации. Правовое положение Президента охватывает несколько сфер:

1. Президент выступает как глава государства;

2. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;

3. Президент обладает законодательными полномочиями;

4. В сфере исполнительной власти Президенту также даны широкие полномочия.

Президент занимает самостоятельное главенствующее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть, (а это Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и его полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти, соблюдение Конституции РФ, защиту прав и свобод человека, охрану государственного суверенитета. Ст. 4 Конституции Российской Федерации

Президент РФ по Конституции РФ 1993 года: общие подходы

Прежняя Конституция РФ отдавала определенные приоритеты высшему представительному органу государственной власти - Съезду народных депутатов, в том числе и по отношению к Президенту. Съезд был вправе рассмотреть любой вопрос, отнесенный к ведению РФ, заслушивал ежегодные доклады Президента, а если считал необходимым, то мог потребовать от Президента внеочередного доклада и в любое время отменить его акты.

Действующая Конституция РФ не только не дает таких приоритетов парламенту РФ - Федеральному Собранию, но и исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов страны. Это отразилось даже на очередности глав Конституции: гл. 4 «Президент Российской Федерации» предшествует гл. 5 «Федеральное Собрание».

Ранее Президент определялся как глава исполнительной власти и высшее должностное лицо в стране. Теперь, согласно ст. 80 Конституции РФ, он «является главой государства». Называясь главой государства, Президент может быть номинальной фигурой, а ведущая роль в управлении государством принадлежит правительству. Однако в России избрана другая модель, согласно которой у нас не просто сильный, а суперсильный Президент.

В соответствии с Конституцией РФ Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Ст. 80 Конституции Российской Федерации.

Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Отметим, в чем наиболее ярко отражается модель сильного российского Президента. Можно выделить следующие факторы.

Президент избирается народом, следовательно, его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. Так, согласно ст. 81 Конституции РФ, Президент избирается всеми гражданами России, обладающими активным избирательным правом, на всеобщих выборах. В силу этого он получает мандат доверия не от парламента, как например, в ФРГ или Италии, а от всего населения России. Ст. 81 Конституции Российской Федерации.

Президент в России по конституционной модели не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти. Это хорошо видно из сопоставления ряда норм. Согласно ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ (ст. 11). Таким образом, Президент тоже осуществляет государственную власть.

Законодательную осуществляет парламент (ст. 94 Конституции РФ), исполнительную власть РФ - Правительство РФ (ст. 110), судебная власть, естественно, принадлежит судам (гл. 7 Конституции РФ).