Без особой огласки за последнее десятилетие на дно ушли множество огромных танкеров.

2 декабря 1999 года танкер «Эрика», шедший под мальтийским флагом из французского порта Дюнкерк в Италию, попал в шторм, и потерпел катастрофу в Бискайском заливе, неподалеку от мыса Пенмарш на западном побережье Франции. Судно водоизмещением 50 (по другим данным — 37) тысяч тонн, груженое 30 тысячами тонн нефтепродуктов, разломилось надвое.
В момент катастрофы на борту судна находился индийский экипаж в составе 26 человек. Людям посчастливилось спастись — французским и британским спасателям все же удалось с помощью вертолетов доставить всех членов экипажа «Эрики» со спасательных плотов на сушу.

Более половины груза – 20 тыс. тонн тяжелого топлива – попали в море, а затем были выброшены на берег. Это привело к гибели от 60 тысяч до 300 тысяч птиц - наибольшее число летающих особей, когда-либо погибших из-за разлива нефтепродуктов,- и десятков тонн рыбы. Под густым слоем нефтепродуктов оказались более 400 км пляжей Франции и Испании.

Из Бреста к месту катастрофы «Эрики» вышли два морских буксира. Один из них отвел носовую часть в открытый океан, а другой занялся очисткой акватории океана от нефтепродуктов. Очистить и переработать пришлось 270 тысяч тонн морской воды, песка и камней, на что ушло 200 миллионов евро.
Расследование обстоятельств катастрофы длилось более 6 лет, и в конце концов следователи пришли к выводу: значительная часть вины за происшествие лежит на компании Total, перевозившей груз. По их мнению, фрахтуя судно, в компании не могли не знать, что оно было слишком старым: к моменту заключения сделки проржавевшему насквозь гигантскому танкеру минуло 25 лет.

Один из самых дорогих процессов в судебной истории Франции - дело о катастрофе танкера «Эрика» — проходил в Париже. Суд рассматривал историю о крушении танкера «Эрика» в 1999 году и загрязнение моря разлившейся нефтью, которая опустошила в течение нескольких дней бретонские берега Франции. В результате катастрофы большая часть из находившегося на борту мазута попала в воды Атлантики. Загрязненным оказался участок протяжностью около 4000 км. Погибло 150 тыс. птиц.

Следствие подозревает, что на танкере перевозился не топливный мазут, а ядовитые и крайне опасные отходы нефтеперерабатывающих заводов. На это указывают многочисленные случаи тяжелых поражений кожи у добровольцев и спасателей, занимавшихся очисткой побережья.

Гибель танкера, который в условиях шторма пошел на дно, расколовшись пополам, спровоцировала в Европе кампанию по усилению правил безопасности и эксплуатации нефтеналивных судов.

Экономический ущерб от катастрофы составил для гражданского истца (государство, общественные объединения, неправительственные организации) более 1 млрд евро. Истцы рассчитывают получить 128 млн евро — сумму, уже согласованную с Международным фондом возмещения убытков за загрязнение окружающей среды углеводородом.

Перед судом предстали судовладелец, а также компания-фрахтовщик Total и ее филиалы. После семилетнего расследования 15 человек были обвинены в загрязнении окружающей среды, причинении риска для жизни других людей и попустительстве кастастрофе. Оправдываться придется и итальянской компании «Рина», выдавшей сертификат на судоходство танкеру, построенному более четверти века назад.

Аргументы обвинения опираются в основном на заключение следствия: «Эрика» не могла утонуть, если бы ее погрязший в долгах судовладелец не пренебрегал мерами безопасности, чтобы эксплуатировать ее до последнего, и если бы Total не отклонялся от своих обязанностей с целью вовремя оплатить свои контракты по доставке товаров, избежав штрафа за опоздание.

Суд постановил, что Total совершила ошибку «по неосторожности», поскольку при эксплуатации судна не учла его возраст — «Эрика» эксплуатировалась уже около 25 лет, а также то, что техническое обслуживание судна было недостаточным. Судовладелец Джузеппе Саварезе (Giuseppe Savarese) и администратор Антонио Поллара (Antonio Pollara) признаны виновными в «явной ошибке», поскольку, согласно решению суда, они не могли не знать, что снижение расходов на ремонтные работы судна могли привести к негативным последствиям.

Кроме компенсации причиненного ущерба, который составил 192 миллиона евро, виновные должны будут выплатить максимальный штраф. Для юридических лиц — Total и итальянское классификационное общество Rina — он составит 375 тысяч евро, а для физических — Саварезе и Поллары — 75 тысяч евро. Суд освободил от ответственности четверых сотрудников спасательных служб, которым вменялось в вину, что они не сделали все необходимое, чтобы избежать крушения судна, а также капитана танкера индийца Каруна Матхура (Karun Mathur).

5 октября 2011 огромный либерийский танкер «Рена» длиной 235 метров столкнулся с рифом у берегов . На борту судна находились 2 100 контейнеров, 1 700 тонн мазута и 200 тонн дизельного топлива. Около 300 тонн нефти вылилось в Тихий океан, уже погибло более 1 000 птиц.

В стране, которая отличается исключительной экологической чистотой, произошла крупнейшая за последние десятилетия экологическая катастрофа .

Это случилось 5 октября в 14 км от Тауранга - города на Острове Северный в Новой Зеландии. 14 октября нефть продолжала разливаться из танкера «Рена», течь не удавалось ликвидировать. (Фото Natacha Pisarenko | AP):

Судно «Рена», 13 октября 2011. Капитану предъявлено обвинение, по которому ему грозит штраф в $8000 или тюремное заключение на 12 месяцев. (Фото Mark Alen | Getty Images):

Нефтепродукты продолжают вытекать из судна. Нефтяное пятно достигло побережья, пострадали одни из самых популярных в стране пляжей и дикая природа, 13 октября 2011. (Фото Natacha Pisarenko | AP):

Танкер столкнулся с рифом в 14 километрах от Тауранга. (Фото Natacha Pisarenko | AP):

Вид с воздуха на побережье города Тауранга, частично залитое мазутом, 13 октября 2011. (Фото Natacha Pisarenko | AP):

(Фото Natacha Pisarenko | AP):

Из-за разлива нефти уже погибло около 1 000 различных птиц, 12 октября 2011. (Фото Mike Hutchings | AP):

Климат и географическое расположение города Тауранга делают туризм и сельское хозяйство основными источниками дохода. Этот город является одним из наиболее популярных мест отдыха в Новой Зеландии. Сейчас у берегов Тауранга закрыты все пляжи, 14 октября 2011 года. (Фото Mike Hutchings | AP):

Для очистки побережья были задействованы 400 военнослужащих,Тауранга, Новая Зеландия, 13 октября 2011 года.

А тем временем, нефть продолжала выливаться в океан у берегов одной из самых чистых стран в мире, 13 октября 2011. (Фото Mike Hewitt | Getty Images):

Трещина в корпусе танкера «Рена» после столкновения с рифом. (Фото Maritime New Zealand | Getty Images):

И с этим ничего не могли сделать. (Фото Mike Hewitt | Getty Images):

(Фото Mike Hewitt | Getty Images):

Прибитый к берегам контейнер. (Фото Alan Gibson | AP):



В некоторых контейнерах были продукты. (Фото Natacha Pisarenko | AP):

Побережье курортного Тауранга, Новая Зеландия, 14 октября 2011. (Фото Mike Hewitt | Getty Images):

На побережье развернут реабилитационный центр для спасения пострадавших животных. Первыми пациентами стала группа пингвинов, которых отмывали от нефти. (Фото Bradley Ambrose | Getty Images):

За последнее время одной из самых крупных экологических катастроф в Новой Зеландии был разлив 400 тонн нефти в 1998 году, когда корейское рыболовное судно «Дон Вон 529» село на мель около острова Стюарт. Тауранга, Новая Зеландия, 14 октября 2011. (Фото Mike Hewitt | Getty Images):

(Фото Mike Hewitt | Getty Images):

А спасательная операция продолжается. Делается все возможное, чтобы взять ситуацию под контроль. (Фото Nicole Munro | AP):

«Мазутные берега» Тауранга. Название города может быть переведено с языка коренного населения страны как «защищённая бухта», 14 октября 2011. (Фото Natacha Pisarenko | AP):

(Фото Mike Hewitt | Getty Images):

Спасенный пингвинчик, Тауранга, Новая Зеландия. (Фото Bradley Ambrose | Getty Images):


"Находка" оставила много пятен
Следователи прокуратуры ищут, кто ее взорвал
Сегодня с большой вероятностью можно утверждать, что гибель танкера "Находка" в Японском море носит криминальный характер. Министр транспорта России Николай Цах заявил, что причиной аварии был взрыв. Правоохранительные органы, приступившие к расследованию происшествия, выдвинули сенсационную версию: танкер взорвали, для того чтобы замести следы хищения нефтепродуктов на сумму чуть менее $3 млн.

Моряки на тонущем танкере успели только позавтракать
Об уголовном деле, возбужденном по факту крушения "Находки", стало известно только после того, как японская сторона настояла на создании новой комиссии по расследованию причин аварии танкера. Приступив к изучению причин катастрофы, сотрудники прокуратуры в первую очередь обратили внимание на ряд странных обстоятельств, которые сопровождали аварию.

Танкер "Находка", перевозивший 20 тыс. тонн мазута, потерпел крушение 2 января 1997 года в 105 километрах от японского острова Оки. Кормовая часть судна затонула, погрузившись на глубину 2500 метров, а носовую волнами выбросило на мель у местечка Микуни главного японского острова Хонсю. Весь экипаж, за исключением капитана Виталия Мельникова, был спасен. По оценкам японских специалистов, из танкера вылилось около 2-3 тыс. тонн нефтепродуктов; в результате на поверхности моря образовалось несколько мазутных пятен.

Прокуроров удивило, что в момент катастрофы танкер по непонятным причинам передал позывные другого российского торгового судна, что на несколько часов дезорганизовало работу спасателей. Крушение судна продолжалось пять часов. За это время члены экипажа не спеша задраивали люки и даже успели позавтракать. Но почему-то не сумели спасти судовые документы, включая коносаменты (торговые декларации) и журнал загрузки нефтепродуктов. Одну сумку с документами просто забыли на борту корабля. Другая, по словам руководителя Prisco Traffic Сергея Ветказова, раскрылась, и все документы высыпались в воду. Также непонятно, почему на палубе тонущего танкера остался капитан Виктор Мельников — у него была возможность покинуть "Находку" вместе с последней группой членов экипажа.
Из-за потери документов установить, сколько же мазута было в танках судна, сейчас невозможно. Для этого нужно провести водолазные работы, но это можно будет сделать только весной.
Странные обстоятельства аварии натолкнули прокуроров на две основные версии аварии: столкновение с полузатопленным предметом или взрыв — возможно, криминального характера. Последний вариант подтвердили, кстати, показания моряков. Один из них, Александр Кондрась, который в ночь катастрофы стоял на вахте, опроверг предположение о том, что танкер столкнулся с полузатопленным предметом. По его словам, механики в машинном отделении не слышали характерного скрежета металла о корпус судна, но отчетливо слышали звуки взрыва. Следует заметить, что министр транспорта России Николай Цах официально заявил, что "причиной гибели танкера "Находка" стал не шторм или износ оборудования, а воздействие внешних сил, скорее всего в виде взрыва". Исследуя версию о взрыве, следователи стали рассматривать мотивы такого преступления. По их предположению, возможно, что "Находку" затопили, чтобы прикрыть крупное хищение нефтепродуктов. Поэтому первым делом они постарались выяснить, кому же принадлежал мазут, который вез танкер на Камчатку.

"Они и так хорошо зарабатывают"

Схема поставок топочного мазута на Камчатку в счет госнужд выглядит следующим образом. Правительство каждый год выделяет для администрации Камчатки квоты на экспорт сырой нефти (в 1996 году она составила 1 млн 200 тонн). На вырученные деньги закупается мазут для местных ТЭЦ. Исполнителем со стороны администрации выступает предприятие "Камчатэнерго", которое и реализует на внешнем рынке (через посредников) сырую нефть в рамках квоты. Для осуществления сделок "Камчатэнерго" заключает договор комиссии с фирмой-оператором.

Глава АО "Камчатэнерго" Евгений Клочков рассказал, что оператором и грузоотправителем мазута, загруженного в "Находку", были китайская фирма "Сайнокем" и британская Chemo-Petrol. Они сначала продали полученную в рамках госквоты нефть, а на вырученные средства должны были закупить и поставить на Камчатку мазут. По версии прокуратуры, вместо предполагаемых 19 тыс. тонн на сумму около $3 млн могло быть закуплено 2-3 тыс. тонн. По дороге на Камчатку танкер взорвали, а вытекшее небольшое количество топлива должно было убедить, что танки были полны.
В пользу этой версии говорят следующие факты. "Находка" следовала из Шанхая, крупнейшего, по данным правоохранительных органов, азиатского центра по контрабандной торговле нефтепродуктами. Кстати, главу АО "Камчатэнерго" удивляет, что танкер шел из Китая: в последние годы нефтеоператоры-комиссионеры, вроде "Сайнокема" и Chemo-Petrol, закупают мазут в Сингапуре или Корее — там намного дешевле. К тому же, по словам Клочкова, "Камчатэнерго" не получило денег за нефть, переданную "Сайнокему" в рамках госквоты.
Вместе с тем представитель Chemo-Petrol Виктор Сахнюк отверг все предположения о причастности его руководства к махинациям с грузом танкера. Он заявил, что Chemo-Petrol никогда не была нефтеоператором по поставке мазута на Камчатку в счет госнужд. Более того, они никогда не вступали в договорные отношения с "Камчатэнерго": "Chemo-Petrol работает по прямым поставкам нефтепродуктов в Россию, в том числе на Камчатку, наряду с компаниями "Сайнокем", "Юконг-лайн" и другими. Например, по "Находке" Chemo-Petrol заключила контракт с компанией "Сайнокем" о покупке у них топлива на условиях "ex-ship" (условие контракта, по которому продавец оплачивает все расходы до порта разгрузки), то есть мы не являлись владельцами груза до прибытия его в порт назначения. Судно фрахтовала "Сайнокем", и груз принадлежал этой компании".
Один из давних партнеров Chemo-Petrol, представитель камчатской фирмы "Ведис" Владимир Луценко уверен, что никакого криминала в этой истории нет: "Chemo-Petrol в настоящее время обеспечивает 30% всего объема поставок мазута на Камчатку. Она и так хорошо зарабатывает, зачем ей воровать".
Чтобы окончательно остановиться на версии о взрыве, сотрудникам прокуратуры необходимо экспертное заключение. Но получить его пока нет возможности: кормовая часть танкера покоится на глубине 2,5 тыс. метров, а к носовой части, севшей на мель в 400 метрах от побережья японской провинции Фукуи, их не допускают японские спасатели.

ДЕНИС Ъ-ДЕМКИН, АЛЕКСАНДР Ъ-МАЛЬЦЕВ, ВАДИМ Ъ-БРАТУХИН, ЛЕОНИД Ъ-БЕРРЕС

Трегедия в Мексиканском заливе показала, как человек своими руками может в течение нескольких недель уничтожить природу с помощью природы. Пока ВР экстренно ищет деньги на восстановление акватории Мексиканского залива, а власти США решают, что делать с бурением на шельфе, мы предлагаем вспомнить 10 крупнейших разливов черного золота на воде в истории человечества.

1.В 1978 году танкер Amoco Cadiz сель на мель неподалеку от побережья Бретани (Франция). Из-за штормовой погоды спасательную операцию провести было невозможно. На тот момент эта авария была крупнейшей экологической катастрофой в истории Европы. Подсчитано, что погибли 20 тыс. птиц. В спасательных работах принимали участие более 7 тыс. человек. В воду вылилось 223 тысячи тонны нефти, образовав пятно размером в две тысячи квадратных километров. Нефть распространилась также на 360 километров побережья Франции. По мнению некоторых ученых, экологическое равновесие в этом регионе не восстановилось до сих пор.

2. В 1979 году произошла крупнейшая в истории авария на мексиканской нефтяной платформе Ixtoc I. В результате, в Мексиканский залив вылилось до 460 тыс. тонн сырой нефти. Ликвидация последствий аварии заняла почти год. Любопытно, что впервые в истории были организованы специальные рейсы по эвакуации морских черепах из зоны бедствия. Утечку остановили лишь через девять месяцев, за это время в Мексиканский залив попало 460 тыс. тонн нефти. Общая сумма ущерба оценивается в $1,5 млрд.

3. Также в 1979 году произошел крупнейший в истории разлив нефти, вызванный столкновением танкеров. Тогда в Карибском море столкнулись два танкера: Atlantic Empress и Aegean Captain. В результате аварии в море попало почти 290 тыс. тонн нефти. Один из танкеров затонул. По счастливому стечению обстоятельств, катастрофа произошла в открытом море, и ни одно побережье (ближайшим был остров Тринидад) не пострадало.

4. В марте 1989 года нефтяной танкер "Экссон Валдез" американской компании Exxon сел на мель в заливе Принц Уильямс у побережья Аляски. Через образовавшуюся в судне пробоину в океан вылилось свыше 48 тысяч тонн нефти. В результате пострадало свыше 2,5 тысяч квадратных километров морской акватории, под угрозой исчезновения оказались 28 видов животных. Район аварии был труднодоступным (туда можно добраться только по морю или на вертолётах) что сделало невозможным быструю реакцию служб и спасателей. В результате катастрофы около 10,8 миллионов галлонов нефти (около 260 тыс. баррелей или 40,9 миллионов литров) вылилось в море образовав нефтяное пятно в 28 тысяч квадратных километров. Всего танкер перевозил 54,1 миллиона галлонов нефти. Было загрязнено нефтью около двух тысяч километров береговой линии.

5. В 1990 году Ирак захватил Кувейт. Войска антииракской коалиции, образованной 32 государствами, разбили иракскую армию и освободили Кувейт. Однако, готовясь к обороне, иракцы открыли задвижки на нефтяных терминалах и опорожнили несколько нагруженных нефтью танкеров. Этот шаг был предпринят для того, чтобы затруднить высадку десанта. До 1.5 млн. тонн нефти (различные источники приводят разные данные) вылилось в Персидский залив. Так как шли боевые действия, с последствиями катастрофы некоторое время никто не боролся. Нефть покрыла примерно 1 тыс. кв. км. поверхности залива и загрязнила около 600 км. побережий. Для того, чтобы предотвратить дальнейший разлив нефти, авиация США разбомбила несколько кувейтских нефтепроводов.

6 В январе 2000 года крупный разлив нефти произошел в Бразилии. В воды бухты Гуанабара, на берегу которой расположен Рио-де-Жанейро из трубопровода компании "Петробраз" попало свыше 1,3 миллиона литров нефти, что привело к крупнейшей за всю историю мегаполиса экологической катастрофе. По мнению биологов, природе потребуется почти четверть века, чтобы полностью восстановить экологический ущерб. Бразильские биологи сравнили масштабы экологического бедствия с последствиями войны в Персидском заливе. К счастью нефть удалось остановить. Она прошла по течению четыре срочно построенных заградительных барьера и "застряла" лишь на пятом. Часть сырья уже удалили с поверхности реки, часть разлилась по вырытым в экстренном порядке специальным отводным каналам. Оставшиеся же 80 тысяч галлонов из миллиона (4 млн. литров), попавших в водоем, рабочие вычерпывали вручную.

7. В ноябре 2002 года у побережья Испании разломился и затонул танкер Prestige. В море попали 64 тыс. тонн мазута. На ликвидацию последствий аварии затрачено €2,5 млн. После этого случая ЕС закрыл однокорпусным танкерам доступ в свои воды. Возраст затонувшего судна 26 лет. Оно было построено в Японии и принадлежит зарегистрированной в Либерии компании, которая, в свою очередь, управляется греческой фирмой, зарегистрированной на Багамах и получившей сертификат от американской организации. Корабль был зафрахтован функционирующей в Швейцарии российской компанией, которая занимается перевозками нефти из Латвии в Сингапур. Правительство Испании подало судебный иск на $5 миллиардов к американскому мореходному бюро за ту роль, которая его невнимательность сыграла в катастрофе танкера «Престиж» у берегов Галисии в ноябре прошлого года.

8. В августе 2006 года потерпел аварию танкер на Филиппинах. Тогда оказались загрязнены 300 км побережья в двух провинциях страны, 500 гектаров мангровых лесов и 60 га плантаций водорослей. Пострадал и морской резерват Таклонг, на территории которого обитали 29 видов кораллов и 144 вида рыб. В результате разлива мазута пострадали около 3 тысяч филиппинских семей. Танкер "Солар 1" (Solar 1) компании Sunshine Maritne Development Corporation, был нанят для перевозки 1800 т мазута филиппинской государственной компании "Петрон" (Petron). Местные рыбаки, которые раньше за день могли выловить до 40-50 кг рыбы, сейчас с трудом ловят до 10 кг. Для этого им приходится уходить далеко от мест распространения загрязнений. Но даже эту рыбу невозможно продать. Провинция, которая только что вышла из списка 20 беднейших регионов Филиппин, похоже, на долгие годы опять возвращается в нищету.

9. 11 ноября 2007 года шторм в Керченском проливе стал причиной беспрецедентного чрезвычайного происшествия в Азовском и Черном морях - за один день затонули четыре судна, еще шесть сели на мель, получили повреждения два танкера. Из разломившегося танкера "Волгонефть-139" в море вылилось более 2 тысяч тонн мазута, на затонувших сухогрузах находилось около 7 тысяч тонн серы. Росприроднадзор оценил экологический ущерб, причиненный в результате крушения нескольких судов в Керченском проливе, в 6,5 миллиарда рублей. Ущерб только от гибели птицы и рыбы в Керченском проливе оценивался приблизительно в 4 миллиарда рублей.

10. 20 апреля 2010 года в 22:00 по местному времени на платформе Deepwater Horizon произошел взрыв, вызвавший сильный пожар. В результате взрыва семь человек получили ранения, четверо из них находятся в критическом состоянии, без вести пропали 11 человек. Всего на момент ЧП на буровой платформе, которая по размерам больше, чем два футбольных поля, работали 126 человек, и хранилось около 2,6 миллиона литров дизельного топлива. Производительность платформы составляла 8 тысяч баррелей в сутки. По оценкам, в Мексиканском заливе в воду выливается до 5 тысяч баррелей (около 700 тонн) нефти в сутки. Однако специалисты не исключают, что в ближайшее время эта цифра может достигнуть 50 тысяч баррелей в день из-за появления в трубе скважины дополнительных мест протечки. В начале мая 2010 года Президент США Барак Обама назвал происходящее в Мексиканском заливе «потенциально беспрецедентной экологической катастрофой». В толще вод Мексиканского залива обнаружены пятна нефти (одно пятно длиной 16 км толщиной 90 метров на глубине до 1300 метров). Нефть,возможно,будет вытекать из скважины до августа.