Дерево, означающее познание добра и зла, символ человеческого сознания - так обычно называют Великий баньян. Говорят, что он был первым деревом в райском саду - Эдеме. Но как бы там ни было, внешний вид и необычность этого удивительного растения не может оставить равнодушным каждого, кто увидит его. Оно поистине уникально, имеет самую большую крону из всех деревьев, которые вообще существуют на нашей планете. А все дело в том, что фикус бенгальский (это его научное официальное название) - не просто обычное дерево: баньян - дерево-лес, оно имеет в наличии не один, а несколько тысяч стволов.

Фикус Бенгальский, или баньян

Баньян - национальное дерево Индии - по виду похоже на многоруких танцующих божеств. В Индии с давнего времени почитали и уважали бенгальский фикус. Ветви баньяна отпускают вниз свои большие корни, некоторые из них прорастают прямо в землю, а в итоге наземную часть невозможно отличить от главного ствола.

Фикус бенгальский - из семейства тутовых, точно так же, как и хлебное дерево. Растет он в Индии, на острове Шри-Ланка и в Бангладеш. Спустя какое-то время саженцы этих растений завезли также в США (Флориду, Гавайи). Баньян представляет собой весьма необычные деревья, а их прелесть - не только в воздушных корнях, которые могут создавать потрясающие структуры. Они еще имеют уникальные свойства, которые несут пользу во всех отраслях как для человека, так и животного мира. Именно это и сделало баньян символом Индии. Живет это дерево долго: самому древнему из них на сегодняшний день около 400 лет. За это время оно разрослось вширь настолько, что под его кроной создается настоящий лес. Но не стоит забывать, что все это в совокупности одно дерево-роща.

Что такое баньян?

Несмотря на всеобщее ошибочное мнение, баньян - это не название вида деревца (как береза, клен, дуб или осина), а жизненная форма растения. Есть на земле трава, кусты, пальмы, лианы, а существуют необычные деревья - баньяны. Ими называют такие растения, на ветках которых создаются множественные воздушные корни. Спустя время, они постепенно доходят до земли, затем укореняются и становятся вторичными стволами, тем самым разрастаясь в большие рощи.

Как появляется это растение?

Свое жизненное развитие баньяны начинают невероятно интересно. Большое количество семян разносят птицы. Если зёрна попали в землю и проросли, значит, вырастет фикус в виде дерева. А если семя попало в трещину здания, например, или застряло в кроне другого дерева, тогда из него вырастет уже баньян. Таким способом оно запускает свой жизненный цикл как эпифит.

От опоры баньян не берет абсолютно никаких питательных веществ, развивается и живет благодаря атмосферной влаге и фотосинтезу. Когда вырастает до больших размеров, дает воздушные корни, которые добираются до земли и прорастают, тем самым формируя для баньяна первый ствол. Дальше на нем появляются новые ветки, которые в свою очередь выкидывают корни, и так происходит бесконечно. Второстепенных стволов на протяжении всей жизни дерева может быть огромное количество. Сам баньян растёт, скорее, в ширину, чем в высоту, а вот родитель этого дерева быстро погибает (буквально через пару лет), сдавливается фикусом. То же самое происходит и с человеческими постройками - корни и стволы баньянов разрушают различные перекрытия.

Баньяны относятся к роду фикусов и на земле существуют два вида этих растений:

  • Бенгальский баньян - эпифит. В начале своего развития прикрепляется к другому растению. Семена разносят на дерево-носитель птицы. Росток выпускает огромное количество воздушных корней, но некоторые просто засыхают, не успевая дорасти до земли. Ну а те, кто смог добраться до грунта, создает новые стволы.
  • Второй вид называется религиозный фикус. Он не является эпифитом и также отращивает воздушные корни, они в свою очередь упираются в землю и образуют большую крону. Обычно этот баньян выращивают для использования в садоводстве. Из него получается превосходный бонсай.

Какое самое большое дерево баньян?

Одним из самых крупных видов этого дерева, которое занесено в Книгу рекордов Гиннеса, называется Великий баньян, и произрастает он в Калькутте. Возраст его 250 лет, крона дерева в окружности имеет 350 метров, а площадь ее 1,5 гектара. На сегодняшний момент это самое огромное дерево-баньян в мире, растет оно в ботаническом саду в Хауре. За свой жизненный период оно не раз подвергалось крушению из-за мощнейших ураганов. Наибольший урон ему принесли циклоны в 1864 и 1867 годах, когда повредилось множество отростков, а главный ствол разделился на 2 части. В 1925 году в него ударила молния, и в результате этого основной ствол удалили. Но благодаря немалому количеству воздушных корней (их насчитывают около 3 280) дерево дальше растет и теперь больше похоже на лесную рощу.

Есть еще один огромный фикус, который может сравниться с Великим баньяном. Растет он недалеко от одного индийского городка, его возраст - примерно около 400 лет, а площадь составляет три акра.

Откуда появилось такое необычное название

Название дереву дали европейцы: путешественники из Португалии заметили, что местные торговцы-индусы (в переводе banias) часто выбирали место для общения и просто отдыха под этими большими деревьями, поскольку в их тени совсем не жарко. Так и пришло название banias tree, а немного позже слово «баньян» стало означать само дерево. До сегодняшнего дня сохранилась традиция приходить на встречи именно в тень большущего баньяна и наслаждаться тишиной и прохладой этого гостеприимного дерева. Для индийского народа этот фикус священный, а листья его - место отдыха бога Кришны. Существует большое количество способов использования этого дерева. Индусы научились извлекать полезность практически изо всех свойств удивительного растения:

  • Дерево можно использовать в качестве тени в большинстве поселений.
  • Каждая часть дерева имеет уникальные медицинские свойства.
  • Кору и семена можно применять как тонизирующее средство для поддержания температуры тела, а также лечения диабета.
  • Корень используют для укрепления зубов и десен.
  • Сок дерева может снимать отечность, синяки и кожные воспаления, а также лечит некоторые болезни кожи.
  • Добывают шеллак - природный лак для обработки разных поверхностей.
  • Кору используют для изготовления бумаги.
  • Женщины научились применять корень баньяна для ухода за волосами.
  • В качестве посуды нередко используют листья.

«Индийская Эйва»

Очень часто туристы при виде баньяна восклицают: «Это же Эйва!». И вправду, светящееся дерево Эйва из кинофильма «Аватар» Дж. Кэмерона напоминает с виду баньян как по облику, так и по смысловому значению. Эйва - дерево жизни планеты Пандоры, является также центром экосистемы и хранителем памяти душ.

Священное дерево

Баньян — это символ Индии, обозначающий вечную жизнь, гармонию и порядок. Это растение представляет собственную экосистему, здесь находят пропитание и убежище птицы, животные и насекомые. Людям под баньяном уютно, прохладно. По индийской легенде, именно под этим фикусом Сиддхартха Гаутама достиг просветления, став Буддой. Поэтому совсем не удивительно, что это растение является одним из главных символов Индии. Могучее раскидистое дерево с большим количество стволов и обширной кроной стало объектом поклонения с давних времен. По сей день люди устраивают настоящие священные алтари под этим деревом. Довольно часто индуизм сравнивают с баньяном за ее многогранность и спутанность. Кроме того, дерево символизирует бессмертие, вечную жизнь и несгибаемость. Вдобавок ко всему, его считают символом плодородия. В древнем писании оно значится как Мировое дерево, космическое растение - символ и образ человеческого сознания.

Дерево Баньян, которое находится в Корате (Таиланде), стало главным объектом для схождения туристов. По краям корней этого растения сделаны дорожки для людей, есть скамейки для отдыха, а также маленький храм. В реальности все это представить сложно, но это самое настоящее чудо природы. Здесь можно спокойно прогуливаться между корнями деревьев, люди отдыхают и молятся в буддийской часовне.

С давних времен индусы поклонялись священным деревьям, веря, что они приносят удачу в их жизнь. Вечнозеленые баньяны являются символами вечной жизни и процветанием. Это дерево сажают недалеко от индуистских храмов, считая, что в многочисленных корнях поселятся Божества и духи. Под кроной баньянов выполняются ритуалы, проводятся собрания, входят в транс мудрецы. В каждом селении есть такое дерево, под ним старейшины держат совет. Считается, что оно помогает принять мудрое решение. К баньянам приходят женщины с просьбой дать им потомство.

Жители Индии называют баньян национальным деревом, оно олицетворяет обновление, возрождение и неисчерпаемый источник жизни. Родившись из семени, дерево вырастает, создает свой огромный мир. Баньян – символ гармонии, именно под таким деревом Будда постиг полного просветления. Присмотритесь к нему внимательнее, и вы увидите множество рук индийских богов. Деревья-баньяны символизируют длинную жизнь и являются воплощением божественного создателя Брахмы.

Было бы не правильно сказать, что баньян – это дерево, это особенность роста. Баньянами называют растения, которые имеют одну крону и множество стволов, точнее сказать, воздушных корней. Деревья баньян по праву можно отнести к самым необычным деревьям мира.

В Индии к баньяновым деревьям относят бенгальский и индийский фикус. На своей родине они достигают невероятных размеров. Семена этих растений разносят птицы. Начинает свою жизнь дерево с обычного ростка, он крепнет, тянется к солнцу. Побег оплетает соседнее дерево и по нему тянется к солнцу. Выбравшись ближе к свету, деревце отращивает объемную крону. Удержать ее одним стволом нельзя, тогда растение пускает многочисленные воздушные корни. Они тянуться к земле, а достигнув ее, укореняются. Проходит некоторое время, корни становятся мощными и уже больше напоминают ствол. Таких стволов – подпорок взрослое растение может отрастить несколько сот штук. Постепенно растение занимает всю свободную площадь. Фикусы-баньяны больше растут вширь, чем вверх. Их высота редко достигает двадцати пяти метровой отметки, зато по своей ширине растения могут занимать несколько гектаров. Они символизируют вечную жизнь и несгибаемость. Даже если у дерева отмирает главный ствол, оно продолжает питать свою крону за счет других стволов-корней.

Баньяны – долгожители, срок их жизни исчисляется сотнями лет. Индусы заботятся о своих священных деревьях. Чтобы растение и дальше развивалось, на свежие воздушные корни одевают рукава из бамбука, которые призваны защитить молодые корни от повреждений. Чтобы им было проще укорениться, землю под гигантами взрыхляют и удобряют.

У фикусов-баньянов крупные зеленые листья, деревья покрываются мелкими белыми цветочками в период с апреля по июнь. Мелкие, красные плоды по своему внешнему виду напоминают инжир. В них множество семян, это любимое лакомство для птиц и обезьян.

Взрослые баньяны образуют своеобразную экосистему. Тут образуют свои поселения обезьяны, птицы, множество насекомых и мелких животных. Огромная крона, многочисленные ветки и стволы дают им приют и чувство безопасности.

Всем известно, насколько сильно индусы почитают природу. Причем священными в этой стране считаются не только животные, но и растения. О том, какие именно, и поговорим в этой статье. Также разберемся с тем, какие вообще существуют почитаемые растения в разных странах мира.

Это малоизвестное у нас, но священное растение в Индии. Здесь оно является символом Мирового Древа. Жители этой страны считают, что ветки данного растения могут отгонять от человека злых духов, а его листья исполняют желания. В древности древесину ашваттхи использовали для изготовления ритуальных чаш. Ученым-исследователям известны два архаических мотива, связанных с этим растением. Первый представляет собой человека на ашваттхи, пытающегося достать плод. Это считалось символом религиозного познания. Также в древности индусы часто изображали рядом с упомянутым растением коня. Считается, что именно под этим ашваттхи снизошло откровение на Будду.

Туласи

В ряде традиций Индии почитается еще одно интересное растение — туласи (базилик). Ему поклоняются как жене Вишну. Согласно легенде, она когда-то была супругой одного из демонов. В базилик ее превратил сам Вишну. Впоследствии он же на ней и женился. Представляет собой туласи растение с яйцевидными зелеными листьями. Помимо всего прочего, его используют и как лекарственную траву.

Из этого священного растения часто изготавливали четки, так как оно, согласно легенде, отгоняет от человека все несчастья и злые силы. Туласи — растение, о котором рассказывается в одном из индийских эпосов. Однажды почитаемый в народе мудрец случайно порвал свои четки, изготовленные из базилика, и попросил слугу починить их. Тому было некогда, и он пообещал заняться этим на следующий день. Однако мудрец приказал ему отремонтировать их немедленно. «Если бы ты знал, как опасно находиться в этом мире без них, ты бы задрожал от страха», — сказал он.

Удумбара и ньягроха

Удумбара — священное растение в Индии, почитаемое как символ изобилия. Когда-то давно из него изготавливали троны для царей, разного рода амулеты и чаши. Плодоносит удумбара три раза в год, отсюда и ее сакральное значение.

Ньягроха — одна из разновидностей смоковницы. Интересной ее особенностью является то, что она выпускает воздушные корни, которые, достигнув земли, прорастают с образованием новых стволов. В результате получается так, что одна крона растет сразу на целой роще стволов. Согласно легенде, сам Вишну когда-то выбрал это священное растение. В Индии считается, что этот бог плавает посреди первозданного океана именно на листке упомянутого древа.

Священный лотос

Это самое почитаемое в буддистских странах растение, символ религии. Индусы считают, что душа человека, развиваясь, расцветает подобно этому цветку. Тьма ила там, где зарождается это растение, считается символом материального мира. Пробиваясь сквозь толщу воды, лотос являет миру настоящее духовное преображение. Если говорить на тему «Священные растения Египта», то здесь мы так же встречаем этот цветок. Жители этой страны придают ему то же сакральное значение, что и индусы. Как священный лотос, человек, отбросив все наносное, пробившись сквозь дебри жизненных перипетий, должен встать на путь расцвета и самосовершенствования. Именно этот цветок является и национальным символом самой Индии.

Роза

Это еще одно священное растение в Индии. Существует предание, согласно которому, человек, принесший царю розу, имел право на исполнение любого желания. Принцессы Индии часто гуляли по благоухающим садам, прорезанным канавками, в которых текла розовая вода.

Почитаемые растения у инков

Разумеется, не только индусы имеют традицию почитания разного рода растений. Поклонялись представителям флоры и другие народы мира. Священное растение инков, к примеру, кока. Когда-то представители этого американского народа использовали ее в своих религиозных ритуалах и приписывали ей самые разные магические свойства. Древние народы, населявшие Анды, использовали его не только в ритуальных целях, но и в качестве денежного эквивалента, для лечения болезней и даже для жевания. Представляет собой это растение куст с прямыми тонкими ветками и в настоящее время используется как сырье для приготовления кокаина. В середине прошлого века комитетом ВОЗ было принято решении о признании жевания коки токсикоманией. После этого растение начали повсеместно искоренять. Широко известный всем напиток «Кока-Кола» содержит некоторые непсихоактивные алкалоиды из листьев упомянутой культуры.

Священные растения славян

У наших предков также существовала традиция почитания деревьев. Так, дуб считался Перуновым деревом силы и никогда не вырубался даже под ниву. Именно он у славянских народов символизировал Древо Жизни. Помимо этого дуб считался отображением Верхнего Мира и деревом долголетия. В священных рощах он был зачастую главенствующим. Под дубами устраивали праздники и трапезы. Из этого дерева вырезался посох для вождя племени, передаваемый по наследству.

Ветками лещины славяне отгоняли нечистую силу, а верба считалась обереговым деревом. Священные растения славян — также хмель и ромашка. Первый, разумеется, был покровителем празднеств, а вторая — символом любви и верности (любит — не любит). Также весьма почитаемой у наших предков была и плакун-трава. Ее использовали в качестве оберега и для поиска кладов. Считалось, что она «укрепляет» удачу. Березу славяне считали символом Начала Жизни.

Витекс священный

Это растение, в наше время часто используемое в качестве лекарственного, в народе называют Авраамовым деревом. У иудеев растение витекс священный почитается как дарующее молодость. Согласно легенде, когда-то именно под ним отдыхал праотец всех евреев Авраам. Для достижения эффекта омоложения нужно просто посидеть под ним, вдыхая аромат его цветов. В разные времена из веток и стволов этого кустарника делали посохи священники.

Все его части являются целебными и используются в народной медицине и косметологии. Свежий сок этого растения используют для излечения таких недугов, как импотенция и депрессия. Отвары пьют для избавления от разного рода кожных проблем и в качестве контрацептивного средства. Помимо этого, ими лечат заболевания селезенки, печени, мастопатию, миому и бесплодие. Можно использовать это растение и для снятия усталости ног. Для этого его листья кладут в обувь. Не рекомендуется давать настои и отвары из каких-либо частей этого растения детям до 12 лет.

Востребован витекс священный не только в медицине, но и в кулинарии. К примеру, в арабских странах этот куст называют «перец яростный» и используют в качестве приправы к мясным и рыбным блюдам.

Почитаемые растения имеются практически у каждой народности мира. Возможно, в наше время им и не придают того сакрального смысла, как в древности, но они по-прежнему не забыты и любимы. В Индии и других восточных странах и сегодня слагаются песни и стихи о лотосе, а одним из символов нашей страны является белая березка.

«В долине Горы Трикуты был сад, называемый Ритуматом, этот сад принадлежал великому преданному Варуне и был местом увеселений для девушек полубогов. Цветы и плоды росли там во все сезоны. Среди них были мандары, париджаты, паталы, ашоки, чампаки, чуты, пийалы, панасы, манго, амратаки, крамуки, кокосовые деревья, финиковые деревья и гранаты… В этом саду было очень большое озеро, наполненное сияющими золотистыми цветками лотосов и цветами, известными как кумуда, кахлара, утпала и шатапатра… Благодаря возбуждающим движениям рыб и черепах, вода была украшена пыльцой, которая падала с лотосных цветков. Берега были также обильно украшены разнообразными деревьями, которые давали цветы и фрукты во все времена года. Таким образом, вся гора стояла славно украшенной». (Шримад-Бхагаватам. 8.2.)

Деревья и цветы в буддизме

«Осторожно, как масло в чаше, десять лунных месяцев носила Бодхисаттву царица Махамайя. Когда же ее время пришло, пожелала она навестить дом своих родителей в городе Давадаха. На пути расположена была роща из саловых деревьев, которую называли Лумбини – роща увеселений. В это время вся она, от корней до верхушек, была покрыта цветами, а среди ветвей жужжало множество пчел пяти разных цветов, и, сладко распевая, порхали птицы. Видя все это, царица почувствовала желание прогуляться по саду. Она приблизилась к высокому дереву сал и потянулась к одной из ветвей. Тогда эта ветка, словно гибкий тростник, сама наклонилась к ней и оказалась на уровне ее рук. Царица дотронулась до нее, и в тот же момент ее потрясли родовые муки. Так, держась за ветви, царица разрешилась от бремени». (История рождения Будды)

В буддизме особое место уделяется любви человека к природе, и немногие другие религии мира так тесно связаны с растительным миром. По преданию, Гаутама Будда был рожден под деревом ашока , достиг просветления под деревом пиппал , проповедовал свое новое учение в манговых рощах и в тени гигантских фикусов – баньянов , а умер среди зарослей деревьев сал . Связав такие деревья, как сал, ашока и плакша, с жизнью Будды, буддизм провозгласил их священными.

Важнейший буддийский символдерево Бодхи , или Бо , под которым Будда обрел просветление. «Бодхи» – один из основных терминов буддизма, обозначающий высшее состояние сознания, духовное просветление. Традиционно деревом Бодхи считается пиппал (фикус священный), но по некоторым источникам существует семь деревьев бодхи, связанных с титулом Будды – «бодхисаттва». Бодхи – это не название дерева, а его характеристика, подчеркивающая его роль в пути Будды. Считается, что достижение состояния бодхи возможно только под деревом Бодхи, поэтому оно является неотъемлемым атрибутом всех будд во все времена и во всех мирах.

Одним из свидетельств значительной роли деревьев в буддизме может служить замечательный храм, находящийся в Баруте. В скульптуре Баруты еще не встречается изображение самого Будды, – он представлен лишь символически: цветок лотоса означает его рождение, дерево пиппал – прозрение и т. д. Особое место среди скульптурных деревьев и растений занимают семь деревьев бодхи. Эти деревья дают густую тень, и не удивительно, что благодарные жители жаркой страны наградили их священным титулом. Изображение дерева пиппал с особой тщательностью вырезано на памятном столбе Празенаджит. Среди других деревьев, запечатленных в скульптуре Баруты, мы находим также баньян, или ньягродху, гулар, или фиговое дерево, известное также под названием удумбара, сал и манго.

Манговое дерево встречается чаще других, например, оно присутствует в рельефе, изображающем дароприношение в монастыре Джетавана. Согласно легенде, во время пребывания Будды в Магадхе его навестил богатый купец Анатапиндака и подарил ему парк Джетавана с прозрачными бассейнами, пышной зеленью и бесчисленными цветами. В этом парке Будда произносил свои проповеди, обращенные к народу. На одном из барельефов показана тала – широко известная пальма пальмира (Borassus flabellifer) . Изваяния храма Санчи в Центральной Индии также свидетельствуют о том, что в первые века священные деревья играли в буддизме важную культовую роль.

Обращая подданных в буддизм, царь Ашока (264–227 гг. до н. э.) отказался от насилия и не только поощрял насаждение лесов, но и сделал это частью своей государственной политики. Он призывал возделывать сады и превращать дороги в тенистые аллеи. На Шри-Ланке до сих пор можно увидеть дерево-потомок знаменитого священного дерева Бодхи. Считается, что оно выросло из ветви первоначального дерева, которую царь Ашока прислал из Индии в III веке до н. э. Священное дерево пользуется большой популярностью среди паломников, которые собираются тысячами, чтобы обратиться к нему со словами молитвы и почтительной благодарности.

Мифические растения

«Мировое древо»

Давным-давно в океане небытия плыл среди непроглядной тьмы Прантипуруша… Возжелав произвести из себя различные существа, прежде всего Он создал воды и положил в них семя. Семя это превратилось в Золотое Яйцо, сиявшее подобно Солнцу, в котором Он сам родился в образе Брахмы. Он провел целый год в Золотом Яйце, а затем разделил его мыслью на две части. Из двух половин скорлупы образовал Он Небо и Землю, а между ними поместил воздушное пространство, страны света и вместилище для воды. Так, расцвел Золотой Цветок. (Легенда о Золотом Яйце)

Мировое дерево в мифологической модели мира индоевропейцев является символом единства трех миров – верхнего (небесного), среднего (наземного) и нижнего (подземного). Согласно этим верованиям, крона Мирового дерева достигает небес, корни опускаются в преисподнюю, а ствол обозначает центр земли, ее ось. Относительно поверхности земли ствол Мирового дерева символизирует центр основных направлений: восток, запад, север и юг. Поэтому Мировое дерево окружают еще четыре бога со своими священными животными, обозначающие стороны света. В индийской мифологии ось трех миров – это гора Меру, однако символика Мирового дерева также присутствует во многих других мифах.

В индуистской мифологии часто упоминается дерево, растущее в Предначальном океане. Согласно некоторым источникам, это дерево Ветаса , выросшее при создании мира из осколков скорлупы Золотого Яйца. Видимо, у него существует реальный прототип, ибо деревья ветаса во многих источниках упоминаются как растущие в природе. По другим источникам, Нараяна, Верховный Бог, возлежит на листе дерева баньян, плывущего по предначальным водам (Нара), и сосет палец ноги, символизирующий вечность. В еще одном варианте этого мифа Нараяна в образе младенца возлежит на ветвях дерева баньян, растущего из Предначального океана.

В упанишадах в качестве метафоры творения выступает ашваттха (пиппал), «корень которого – вверху, а ветви растут вниз». В мифологической символике «Махабхарата» в качестве эквивалента «мирового древа» фигурирует дерево ньягродха (санскр. nyag-rodha – «вниз растущее»). Название объясняется спецификой строения этого растения: его ветви-корни, уходят вниз и врастают в землю. Ашваттха, пиппал, баньян, ньягродха – названия растений из рода фикусов, о которых будет рассказано в дальнейшем.

Дерево Париджата

«Когда боги-суры из-за проклятия Дурвасы-Муни лишились бессмертия и ослабели, на них напали асуры, многие из богов расстались со своими жизнями и не смогли ожить вновь. Тогда они решили пахтать предвечный океан, чтобы добыть амриту – напиток бессмертия. В числе чудесных вещей и существ, получившихся в результате пахтания океана, было дерево париджата, которое украшает небесные планеты и исполняет желания».(Шримад-Бхагаватам. 8.8.)

Добытое при пахтании океана дерево Париджата посадил в своем саду бог Индра, царь богов и владыка райского мира Индралоки. Кора дерева была из золота, украшали его пробивающиеся молодые листочки цвета меди и ветви с многочисленными гроздьями ароматных плодов. Риши Нарада принес цветок этого дерева в подарок своему другу Кришне, а тот подарил его одной из своих жен – Рукмини. Нарада сообщил об этом другой жене Кришны – Сатьябхаме, удивившись, что цветок не был преподнесен ей как любимой жене. Сатьябхама, конечно, расстроилась, и тогда Нарада посоветовал ей попросить у Кришны в подарок само дерево Париджата, с тем чтобы посадить его возле дома. Но дерево принадлежало Индре, который не расстался бы с ним добровольно, и Кришне пришлось бы похитить Париджата. Дав такой совет, мудрец полетел к Индре и предупредил его, чтобы тот построже охранял дерево, после чего стал ждать развития событий.

Сатьябхама удалилась в «комнату гнева», где уединялись жены, чувствовавшие себя несчастными. Когда Кришна пришел к ней, она в доказательство любви попросила подарить ей дерево Париджата. Прокравшись в сад Индры, Кришна начал выкапывать Париджата, чтобы унести дерево с корнями и посадить у дома Сатьябхамы. Тут появился Индра, однако, увидев, кто был похитителем – ведь Кришна являлся аватаром бога Вишну – он великодушно разрешил унести дерево. Кришна доказал свою любовь обеим женам: посадил дерево в саду Сатьябхамы, но ветви его простирались над садом Рукмини, роняя туда свои цветы. После смерти Кришны город Дварака, где он жил, погрузился в океан, а дерево Париджата возвратилось на небеса.

Вероятно, прежде чем «возвратиться на небеса», это замечательное дерево успело расплодиться, поскольку деревья париджата, или хар сингхар, до сих пор растут в Индии. Цветы их напоминают жасмин, однако трубочки венчика окрашены в оранжевый цвет. Асвагоса, духовный наставник царя Канишки, при описании джунглей нижнего пояса Гималаев упоминает немало прекрасных деревьев, в том числе и париджата, сияющие в своем величии и царственно возвышающиеся над другими деревьями, обремененными пышным цветением. Широко распространены они в садах восточного Раджастана.

Кальпа-врикша

«Во время полуденного зноя кроны деревьев сомкнулись, словно зонтик над головой Кришны, укрыв Его в тени. Увидев это, Господь обратился к Своим друзьям: «Только посмотрите на эти великолепные деревья, которые отдали свою жизнь служению другим! Не думая о себе, они защищают нас от ветра, дождя, зноя и снега. Только подумайте, как замечательно эти деревья заботятся обо всех живых существах! Они родились не зря. Они подобны великим святым, ибо каждый, кто обратится к ним в нужде, никогда не уйдет разочарованным». (Шримад Бхагаватам 10.22)

В индийском эпосе часто упоминается Кальпа-врикша , в переводе «дерево желаний», образ которого запечатлен в древнеиндийских скульптурных украшениях. Согласно легенде, надо встать под ветви дерева, и оно даст все, что у него попросят. Кальпа-врикше посвящено одно из самых ранних скульптурных изображений растительности в Индии. Оно было создано в Беснагаре в III веке до н. э. и сейчас находится в музее Калькутты. М. Радхава описывает это дерево как баньян, у подножья которого изображены кувшины и раковина, из которой сыплются монеты и цветки лотоса. Кальпа-врикшей нередко называют и кокосовую пальму.

Считается, что в лесу Вриндавана, любимом месте игр Кришны в детстве, раньше росли кальпа-врикши, но какие именно это были деревья, установить не удалось. По убеждению кришнаитов, эти деревья исполняли желания далеко не всякого человека, подходившего к ним с просьбой. Сначала просящий должен был стать преданным Господа Кришны. Дерево желаний беспристрастно и свободно от материальных привязанностей. Оно одаривает исполнением желаний только того, кто заслуживает такой милости.

Индийский ботаник К. М. Вайд склонен считать прототипом этого волшебного дерева баобаб, однако баобабы в Индии не растут. Возможно, Вайд имел в виду шемал (шалмали) – хлопковое дерево из рода Bombax, виды которого часто также называют баобабами. Хлопковое, или шелковое, дерево (B. malabaricum или B. ceiba ) – одно из самых крупных деревьев Индии. Хлопковым это дерево называют потому, что его плоды содержат массу тонких волосков, которые используют вместо ваты. Весной его длинные ветви покрываются алыми чашеобразными цветами, «что делает дерево похожим на многорукую богиню Лакшми, которая держит на своих ладонях красные лампы» (М. Рандхава).

Дерево Джамбу

В пуранах рассказывается о семи мифических материках, внутренним из которых является наш мир. Этот мир именуется Джамбудвипа (материк Джамбу) по названию мифического дерева Джамбу , которое растет на одной из гор. Плоды этого дерева размером со слона, созревая, они падают на гору, и их сок образует реку Джамбу, воды которой несут здоровье и жизнь.

Существует и реальное дерево джамбу, или «розовая яблоня» , которое вполне можно вырастить.

В буддийской космогонии Джамбудвипа – один из четырех материков мироздания, мир людей, расположенный с южной стороны горы Сумеру. На севере материка, между горами Снежной и Благовонной, находится жилище царя драконов и четырехугольное море Мапама, на берегу которого и растет дерево Джамбу. Дерево получило название от звука «джамбу», с которым его созревшие плоды падают в море. Часть их служит пищей царю драконов, а часть превращается в золото реки Джамбу, которую называют «златоносной». Еще севернее обитает царь деревьев Сала.

Растение Тулси – супруга Вишну

«Tы предстал перед нами в Своей вечной форме, которую украшает чудесный венок из листьев туласи.» (Шримад Бхагаватам)

Тулси , или туласи , – базилик священный (Ocimum sanctum) . Это растение посвящено Вишну и олицетворяет его любимую супругу – Тулси. Существует легенда, что сначала Тулси, которая тогда звалась Вриндой, была женой асура Джаландхары, воплощенного гнева Шивы. Джаландхара при помощи аскезы получил дар непобедимости, действенный до тех пор, пока жена останется ему верна. Тулси-Вринда славилась в трех мирах своей верностью, поэтому асур не беспокоился за себя. Он отправил послание Индре, требуя сокровища, полученные при пахтании океана. Между Индрой и Джаландхарой началась война, но справиться с непобедимым противником не мог даже Индра, поэтому он обратился за помощью к другим богам. Бог Вишну принял облик Джаландхары и вошел в покои его жены. Тулси изменила своему настоящему мужу, не распознав подмены, и Джаландхара был повержен Индрой. Когда обман был раскрыт, Тулси в гневе прокляла Вишну, отчего бог превратился в камень шалаграм. Оскорбленный Вишну тоже проклял ее, и она превратилась в растение тулси. Однако впоследствии Тулси стала считаться женой Вишну.

Тулси - многолетнее травянистое растение или кустарник родом из Индии.

Цветы туласи выращивают для подношения богам в каждом доме и храме. Без туласи не может совершиться ни ежедневная пуджа, ни любой другой религиозный ритуал. Оно источает сильное благоухание, которое по индийским верованиям излечивает от многих болезней. Высушенные растения применяются при изготовлении священных ожерелий (туласи-мани). Туласи для пуджи собирают перед восходом солнца (но не в середине дня), вечером или ночью, кроме того его нельзя срывать при помощи ногтей. Растения туласи выращивают в горшках, имеющих форму пьедестала и называемых «Бриндаван». Обычно туласи располагают в северо-восточном углу участка и оказывают ему ежедневное почитание.

Какие есть восемнадцать священных деревьев Индии? Почему они священные?

    Я нашла ещ несколько деревьев и трав, которые в Индии считаются священными.

    1) Дерево Бодхи (священное фиговое дерево) — под этим деревом Сидцхартха Гаутама остановился на отдых после долгих странствий, и после медитаций наконец достиг просветления и стал Буддой;

    2) В мифологической символике Махабхарата фигурирует дерево ньягродха (санскр. nyag — rodha вниз растущее ) — это эквивалент Мирового дерева . Это растение имеет ветви — корни, уходящие и врастающие в землю.

    3) Дерево Париджата (или хар сингхар) — мифическое дерево, добытое и посаженное в свом саду царм богов Индрой, также владыкой райского мира Индралоки.

    Считается, что дерево украшает небесные планеты и исполняет желания.

    Париджата очень похож на жасмин, но его цветы источают иной аромат, а трубочки венчиков окрашены в оранжевый цвет;

    4) Лотос (падма, камала) — священное и самое почитаемое растение в Индии.

    Важнейшая медитативная поза — называется поза лотоса .

    Чакры изображаются тоже в виде лотоса.

    Рай в индуизме представляется в виде огромного озера, заросшего розовыми лотосами — в нм покоятся праведные души;

    5) Туласи — цветы выращиваются в каждом доме и в каждом храме. Без туласи невозможен ни один религиозный ритуал. Цветок источает сильный аромат, считается что посредством этого аромата можно излечиться от многих болезней;

    6) Бильва (баэль, бел) — дерево шиваитов. Сажать эти деревья вокруг дома или вокруг храма — означает для шиваитов освящение.

    7) Цветы конрай (дерево кассия (Cassia fistula) — символ сладостной милости Шивы к нашей жизни.

    8) Травы куша (мятлик гребнникоподобный) и дурга (один из видов полевицы) считаются священными, в различных обрядах почитания преподносятся богам. Эти травы давно используются подвижниками при медитации — они сидят на этих травах.

    Существует также ещ очень много растений — ведь религиозный мир Индии очень плотно связан с ними. Об этом можно прочитать вот здесь.

    Прочитайте обязательно — это очень интересно!

    Деревьям и растениям в Индии приписываются божественные свойства.

    1.Баньян — символизирует символизируя долгую жизнь

    2.Тамариндовое дерево или Калапврикша — это дерево, выполняющее желания и дарующее материальные блага.

    3.Пипул. Поклонение этому дереву считается возданием дани почтения Брахме, Вишну и Шиве. Оно так же считается символом плодородия, женщины просят, поклоняясь ему, подарить им потомство.

    4.Билва. Считается, что плоды этого дерева очищают кровь.

    5.Ашока считается деревом поклонения Каме, Богу любви.

    6.Тулси считается символом жены Бога Вишну. Подарить веточку Тулси означает защитить его от опасностей и трудностей.

    7.Дарбха или Куша это священная трава, она обладает свойством очищения всего.

    Больше я не нашла.