В сентябре 1962 года приказом министра обороны СССР на вооружение ПВО Сухопутных войск был принят всепогодный самоходный 23-мм артиллерийский зенитный комплекс (зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» (комплекс 2А6). ЗСУ «Шилка» предназначалась для обеспечения противовоздушной обороны подразделений мотострелковых (танковых) полков в различных условиях боевой обстановки, в том числе на марше, в различное время года и суток, в любую погоду. Основные характеристики «Шилки» и её зарубежного аналога приведены в таблице. Головным разработчиком установки было конструкторское бюро Мытищинского машиностроительного завода (главный конструктор Н.А. Астров).

Интересно отметить, что на завершающем этапе разработки ЗСУ «Шилка» над ее судьбой нависли тучи. Вот как описывает это газета «Красная звезда» от 12 сентября 1992 года в статье «Гордая тайна «Алмаза» (рассказываем впервые)». Дело в том, что в марте 1961 года успешно завершились государственные испытания зенитного ракетного комплекса С-125 «Нева», разработанного конструкторским бюро №1 (ныне научно-производственное объединение «Алмаз»). Разрабатываемый ЗРК С-125 предназначался для борьбы с низколетящими воздушными целями, летящими на высотах от 200 метров и выше на дальности до 10 км.

Это послужило основанием для неоднозначных оценок необходимости завершения разработки зенитного артиллерийского комплекса (ЗСУ «Шилка»), также предназначенного для борьбы с низколетящими целями. В частности, в руководящих органах страны, определявших в то время перспективу развития отечественного вооружения, был подготовлен проект решения о прекращении разработки ЗСУ «Шилка». Когда это решение показали генеральному конструктору ЗРК С-125 академику А.А. Расплетину, он написал на этом документе: «…Категорически против. ЗСУ может выполнять задачи параллельно с ЗРК С-125». Работы по созданию ЗСУ «Шилка» продолжались, и в 1962 году она была принята на вооружение.

С тех пор в течение многих лет ЗРК С-125 и ЗСУ «Шилка» участвовали в реальных боевых действиях на разных континентах, эксплуатировались в войсках, до настоящего времени состоят на вооружении армий многих стран мира, неоднократно модернизировались. А почти через сорок лет их последние (по времени) модификации встретились на международных аэрокосмических салонах МАКС-99 и МАКС-2001, которые проводились в подмосковном городе Жуковском. Слова академика А.А. Расплетина оказались пророческими: ЗРК С-125, ЗСУ «Шилка» и их модификации уже почти полвека исправно несут воинскую службу.

«Шилка» была первой в истории развития отечественного зенитного ствольного вооружения самоходной установкой, которая могла вести эффективную стрельбу по воздушным целям в движении. Это качество обеспечивалось наличием гиростабилизации по линии прицеливания и выстрела. Установка могла также вести стрельбу по наземным целям, в том числе и легкобронированным. ЗСУ-23-4 пришла на смену используемым в мотострелковых и танковых полках буксируемым малокалиберным зенитным пушкам и ЗПУ.

В разработке основных элементов и узлов ЗСУ-23-4 участвовали следующие организации:

  • ОКБ-40 Мытищинского машиностроительного завода Министерства транспортного машиностроения СССР - головной разработчик ЗСУ в целом и разработчик гусеничного шасси (главный конструктор установки в целом – Н.А. Астров);
  • Ленинградское оптико-механическое объединение - разработчик радиоприборного комплекса (РПК-2 «Тобол»), состоящего из РЛС сопровождения, счётно-решающего прибора и оптических средств (главный конструктор РПК - В.Э. Пиккель);
  • конструкторское бюро Тульского завода радиоэлементов (впоследствии НИИ «Стрела» Министерства радиопромышленности СССР) - разработчик РЛС сопровождения (главный конструктор РЛС - Я.И. Назаров);
  • Центральное конструкторское исследовательское бюро спортивного стрелкового оружия (г. Тула) - разработчик счетверённой 23-мм автоматической зенитной пушки;
  • ВНИИ электромеханических приборов Министерства электротехнической промышленности СССР - разработчик электрооборудования для системы питания ЗСУ и электродвигателей для приводов;
  • научно-исследовательский автомобильный институт и Калужский опытный моторный завод Министерства автомобильной промышленности СССР - разработчики газотурбинного двигателя для системы электропитания.

В состав ЗСУ «Шилка» входят следующие элементы:

  • 23-мм счетверённая автоматическая зенитная пушка (АЗП -23-4) с боеприпасами;
  • радиоприборный комплекс (РПК);
  • электрогидравлические силовые следящие приводы;
  • дневные и ночные приборы наблюдения;
  • средства связи.

Все перечисленное оборудование ЗСУ размещалось на гусеничном шасси высокой проходимости. Боевую работу зенитной установки при всех метеоусловиях обеспечивал радиоприборный комплекс, в составе: РЛС орудийной наводки, счётно-решающего прибора и визирного устройства. РЛС позволяла обнаружить воздушную цель при круговом или секторном (в пределах 30–80 градусов) поиске по азимуту и одновременном поиске по углу места (в пределах 30 градусов). Захват цели был возможен на дальностях не менее 10 км при высоте полёта 2000 м и не менее 6 км при высоте полёта 50 м. Среднеквадратическая ошибка автосопровождения воздушной цели по дальности составляла 10 м. По координатам воздушной цели, определённым РЛС, счётно-решающий прибор вырабатывал упреждённые данные для наводки пушек в упреждённую точку с помощью силовых гидравлических приводов.

ЗСУ-23-4 обеспечивала поражение воздушных целей, летящих со скоростью до 450 м/с, в круговой зоне обстрела по дальности - до 2500 м, по высоте - до 2000 м. Зенитный автомат АЗП-23-4 имел темп стрельбы до 4000 выстрелов в минуту, боекомплект установки - 2000 выстрелов. ЗСУ-23-4 состояла на вооружении мотострелковых (танковых) полков. Она входила в состав зенитной ракетно-артиллерийской батареи, состоявшей из двух взводов: взвод ЗРК «Стрела-1» и взвод ЗСУ «Шилка», а в последующем - в состав зенитной батареи (шесть ЗСУ) зенитного дивизиона мотострелкового (танкового) полка. Управление батареей осуществлялось начальником ПВО полка через автоматизированный пункт управления ПУ-12 (ПУ-12М). Команды, распоряжения и данные целеуказания поступали на ЗСУ с помощью радиостанций, установленных на командном пункте и боевых машинах. «Шилка» могла использоваться не только для прикрытия подразделений полка от ударов воздушного противника, действующего на малых и предельно малых высотах, но и для борьбы с наземным противником, в том числе с легкобронированными целями.

Следует отметить, что одновременно с разработкой ЗСУ-23-4 шло проектирование установки, оснащённой спаренной 37-мм пушкой (ЗСУ-37-2 «Енисей»). Создание этого образца было поручено НИИ-20 Государственного Комитета СССР по радиоэлектронике. Для управления огнём был разработан радиоприборный комплекс «Байкал». Испытания опытных образцов зенитных самоходных установок ЗСУ-23-4 и ЗСУ-37-2 проводились на Донгузском полигоне в 1961 году. В результате проведенных испытаний ЗСУ-37-2 не была рекомендована к принятию на вооружение из-за низкой живучести пушечных автоматов и недостаточной надёжности пушек в целом. На «Енисей» также планировалась установка 37-мм счетверённого автомата «Шквал», который не был принят на вооружение из-за низкой надёжности.

Наиболее близким зарубежным аналогом ЗСУ-23-4 в 1960-е годы являлась американская 20-мм шестиствольная установка М163 («Вулкан»). Она состояла из 20-мм шестиствольной пушки «Вулкан» и аппаратуры управления огнём, размещённых на базе гусеничного бронетранспортёра М113А1. В систему управления огнём входили: гиростабилизированный прицел со счётно-решающим прибором, радиолокационный дальномер и прицельные устройства. «Шилка» находилась на вооружении армий стран Варшавского договора, а также многих государств Ближнего Востока, Африки, Азии. В боевых условиях она применялась в арабо-израильских войнах в 1960–1970-х годов.

В сирийской армии батареи, вооружённые ЗСУ «Шилка», входили в состав зенитных дивизионов танковых дивизий и отдельных танковых бригад, а также использовались для прикрытия батарей ЗРК «Куб» («Квадрат»). В ходе боевых действий при отражении налётов израильской авиации «Шилки» действовали автономно. Огонь по самолётам открывался с дальности 1500–2000 метров, как правило, при визуальном обнаружении воздушной цели. Необходимо, однако, отметить, что РЛС в боевых условиях практически не использовались в силу ряда причин. Во-первых, боевые действия велись, в основном, на пересечённой местности, в том числе горной, где рельеф местности не позволял реализовать в полной мере возможности РЛС обнаружению воздушных целей (дальность прямой видимости была невелика). Во-вторых, сирийские боевые расчёты были недостаточно подготовлены к работе на сложной технике и использованию РЛС предпочитали визуальное обнаружение воздушных целей. В-третьих, РЛС установок имеют ограниченные поисковые возможности без предварительного целеуказания, которое в тех условиях отсутствовало. Тем не менее, как показал опыт боевых действий, ЗСУ «Шилка» оказались достаточно эффективным средством, особенно для борьбы с внезапно появляющимися низколетящими воздушными целями. Боевая эффективность ЗСУ-23-4 в этих военных конфликтах составила 0,15–0,18 на одну установку. При этом на каждую сбитую воздушную цель уходило от 3300 до 5700 снарядов. В течение октября 1973 года из 98 самолётов, сбитых средствами ПВО Сирии (ЗРК «Квадрат», ПЗРК «Стрела-2М», ЗСУ «Шилка»), на долю ЗСУ пришлось 11. За апрель-май 1974 года из 19 сбитых доля «Шилок» составила 5 самолётов. Кроме того, ЗСУ-23-4 показала себя высокоманевренным средством, имеющим хорошую проходимость в условиях пустыни и горной местности.

«Шилка» широко применялась в боевых действиях в Афганистане. Однако здесь она использовалась не как зенитное средство, а как высокоэффективное оружие для поражения наземных целей. В этой связи необходимо отметить, что огонь ЗСУ, помимо собственно боевого эффекта (огневое поражение объектов, в том числе легкобронированных), оказывал на противника ещё и сильное психологическое воздействие. Море огня и шквал осколков, создаваемые стрельбой скорострельного зенитного автомата, зачастую вызывали панику у противника и приводили к временной потере боеспособности.

После принятия ЗСУ-23-4 на вооружение ПВО Сухопутных войск (в 1962 году) этот комплекс прошёл несколько модернизаций. Первая осуществлялась в 1968–1969 годах, в результате нее были улучшены эксплуатационные и эргономические характеристики установки, условия обитания для расчёта, увеличен (с 300 до 450 часов) ресурс газотурбинного агрегата. Для наведения РЛС сопровождения на визуально обнаруженную воздушную цель был введён командирский прибор наведения. Модернизированная установка получила наименование ЗСУ-23-4В.

Дальнейшая модернизация ЗСУ осуществлялась в направлении усовершенствования счётно-решающего прибора и повышения надёжности работы радиоэлектронной аппаратуры. Был также увеличен ресурс газотурбинного агрегата с 450 до 600 часов. ЗСУ с этими усовершенствованиями получила наименование ЗСУ-23-4В1. Следующая модернизация установки, проведенная в 1971–1972 годах, обеспечила повышение живучести пушечных стволов (с 3000 до 4500 выстрелов), был также увеличен ресурс газотурбинного агрегата (с 600 до 900 часов). В 1977–1978 годах «Шилку» оснастили запросчиком «Лук» системы радиолокационного опознавания воздушных целей «свой-чужой». Эта модификация получила наименование ЗСУ-23-4М3.

Очередная модернизация (1978–1979 гг.) была направлена на переориентацию установки на борьбу с наземными целями в любых условиях ведения боевых действий. С этой целью из корпуса установки был удалён радиоприборный комплекс и связанная с ним аппаратура. За счёт этого увеличили возимый боекомплект (с 2000 до 3000 выстрелов), а также ввели аппаратуру ночного видения, обеспечивающую возможность ведения огня по наземным целям в ночных условиях. Такой вариант получил наименование ЗСУ-23-4М2.

Многолетний опыт эксплуатации и боевого применения ЗСУ «Шилка» показал ее определённые недостатки:

  • малая зона эффективного обстрела воздушных целей;
  • недостаточное могущество снаряда для поражения новых типов целей;
  • пропуски воздушных целей необстрелянными из-за невозможности их своевременного обнаружения собственными средствами.

На основе обобщения опыта эксплуатации и боевого применения ЗСУ был сделан вывод, что новый комплекс этого класса должен быть максимально автономным, обеспечивать самостоятельное обнаружение низколетящих целей с помощью собственных средств обнаружения, иметь более дальнобойные средства поражения самолётов и вертолётов. С целью расширения зоны обстрела воздушных целей (обеспечения поражения до рубежа применения ими бортового оружия по прикрываемым объектам) было признано целесообразным поставить на ЗСУ дополнительное ракетное вооружение с системой оптического визирования и радиоуправления ЗУР. В результате анализа этих выводов были сформированы требования к новому комплексу этого типа. Им стал зенитный пушечно-ракетный комплекс «Тунгуска».

В то же время жизнь показала, что модернизационный потенциал ЗСУ-23-4, принятой на вооружение в далеком 1962 году, ещё не исчерпан. Так, на международном аэрокосмическом салоне МАКС-99, состоявшемся в подмосковном городе Жуковском в августе 1999 года, была представлена новая установка (ЗСУ-23-4М5). В результате этой модификации «Шилка» превратилась в пушечно-ракетный комплекс, т. к. в дополнение к штатному пушечному вооружению на боевой машине установлены зенитные управляемые ракеты ПЗРК «Стрела-2».

Необходимо отметить, что имеется два варианта такой модернизации: «Шилка-М4» (с традиционной радиолокационной системой управления) и «Шилка-М5» (с радиолокационной и оптиколокационой системой управления). Головными предприятиями по модернизации ЗСУ «Шилка» являются Федеральное государственное унитарное предприятие «Ульяновский механический завод» и минская фирма «Минотор-сервис». В ходе этих модернизаций аппаратура ЗСУ переведена на новую элементную базу, имеющую улучшенные эксплуатационные, массогабаритные характеристики и меньшее потребление электроэнергии.

Оптико-локационная система ЗСУ «Шилка-М5» обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое и полуавтоматическое сопровождение воздушных целей. Фирма «Минотор-сервис» обеспечила модернизацию ходовой части и энергетической установки. За счёт изменения компоновки моторного отсека удалось разместить вспомогательный дизель, обеспечивающий снабжение электроэнергией на стоянке. В результате не происходит отбора мощности от основного двигателя и не расходуется его ресурс. Существенно улучшены эргономические характеристики ЗСУ: вместо традиционных рычагов управления установлена рулевая колонка мотоциклетного типа. Улучшен обзор окружающей обстановки, который осуществляется с помощью видеокамеры. Это обеспечивает вождение машины и маневрирование задним ходом в боевых условиях. С целью повышения живучести установки снижена её тепловая заметность, для чего наиболее нагреваемые элементы корпуса (моторный отсек, выхлопные трубы) покрыты теплопоглощающим материалом. На корпусе установлены датчики, фиксирующие облучение машины лазерным лучом. Сигналы, поступающие от таких датчиков, используются для выработки команд для отстрела дымовых гранат в направлении источника излучения с целью срыва наведения ПТУР с лазерными системами наведения. Для повышения безопасности экипажа установлены сиденья с повышенной противоминной стойкостью.

Интересно отметить, что волны политических преобразований, которые потрясли нашу страну в конце ХХ века (распад СССР, образование на его месте независимых государств со своими армиями и т.д.) докатились и до комплекса-долгожителя ЗСУ-23-4. На Украине в конце 1990-х годов на основе «Шилки» на Харьковском тракторном заводе им. Малышева разработан ракетно-артиллерийский комплекс «Донец». В нем используются основные элементы следующих образцов советской военной техники: башня ЗСУ-23-4 «Шилка», ракеты ЗРК ближнего действия «Стрела-10СВ», шасси танка Т-80УД.

Отличительной особенностью этого комплекса является то, что по бокам башни с четырьмя 23-мм пушками установлены два спаренных пусковых устройства с ракетами ЗРК «Стрела-10СВ». Артиллерийское вооружение обеспечивает поражение воздушных целей на дальности до 2,5 км при высоте до 2 км, ракеты - на дальности до 4,5 км при высоте до 3,5 км. Боекомплект пушек увеличен до 4000 выстрелов.

Комплекс имеет аппаратуру, обеспечивающую приём целеуказания от внешних источников. В шасси также внесены изменения - появилась ВСУ, обеспечивающая работу аппаратуры боевой машины на стоянке при выключенном основном двигателе. Экипаж - три человека, масса - 35 тонн. Организационно в состав зенитно-ракетной батареи входят шесть боевых машин «Донец» и одна машина управления на шасси танка Т-80. На ней размещена трёхкоординатная РЛС обнаружения. При создании комплекса предполагалось, что он будет поставляться на экспорт в страны, которые ранее приобрели танки, изготовленные в Харькове. В частности, Пакистан, закупивший на Украине 320 танков Т-80УД.

Возможно вам будет интересно:

1. Некоторые сомнения

Всё время этой войны меня не покидало ощущение, что чего-то не хватает, витала в воздухе недосказанность. Укропы уже всё, что могли выкатили против Донбасса, но одна вещь осталась за кадром. Это 2А6 ЗСУ-23-4 «Ши́лка». Старая, но поверенная во многих войнах система.

Рукопожатая Вика даёт туманную формулировку:
"Украина — по официальной информации состоят на вооружении, количество и состояние неизвестны (Официальный сайт Министерства обороны Украины (английская версия)". Откровенно говоря, ни о чём.

Укропия за все годы существования приобретала дурную славу разбазаривателя наследия СССР, средства ПВО сухопутных войск не стали исключением. Собираясь на войну с Россией, войска были массово отмобилизованы и выдвинуты, но с воздуха их прикрывало всего с десяток "Тунгусок", незначительное количество "Стрел-10" и "Ос". Ко всему прочему, большинство зенитных ракет уже пережило по два срока службы. От безысходности протоукры использовали 2С6 как скорострельную пушку в боевых порядках пехоты, одну из них разорвало прямым попаданием снаряда в Дебальцево.

Самая же печальная судьба ждала ЗСУ-23-4 - её просто не оказалось в войсках от слова совсем.

Опыт последних военных конфликтов с участием "Шилки" показал её как серьёзную боевую единицу, не так может быть в силовом, как в психологическом воздействии на противника - её шквал огня не всякая пехота выдержит. Именно в универсальности целей и заключается её мощь. Причём на Донбассе ей поначалу ничего бы практически не угрожало - авиации и средств борьбы с бронетехникой в начале войны у ополчения не было.

Разбор полётов привел к интересным выводам: живых ЗСУ-шек оказалось незначительное количество, даже меньше, чем им же памятников.

2. Уцелевшие экземпляры.
Информация собиралась буквально по крохам, так её мало.

Самым первым было фото из крымского посёлка Перевальное, где в марте месяце 2014 года безуспешно держала оборону 36-я бригада береговой обороны укропоармии. Илья Варламов порадовал мир кадром из парка части, где 12 "Шилок" замерли на вечной стоянке. Они же попали в репортажи KP.ru и an.crimea.ua с погрузки на платформы для отправки владельцу, примерно пять установок, некоторые бортовые номера: 413, 415, 416, 421. Техническое состояние неудовлетворительное, не красились со времён СССР.

2.2. Одновременно в других частях были отсняты еще несколько машин:
- три в пгт Черноморское:

Две в с. Ульяновка (один из номеров 262):

Ещё две в 93-й механизированной бригаде (номера 847 и 848):

2.3. Каким-то изворотом судьбы две ЗСУ оказались на южном и северном блок-постах города Николаева, когда куевкая хунта весной истерично окружала ими все города. Номеров нет, но одна из установок имела необычный трёхцветный камуфляж:

2.4. Уже осенью, в связи с катастрофической убылью техники на фронте, укропы начали лихорадочно вводить в строй разный металлолом, в этом процессе засветились ещё три "Шилки":

В учебном центре "Десна":

В какой-то в/ч г. Балаклея Харьковской области:

В г. Николаев, где какие-то ПТУ-шники с помпой в прессе начали её ремонт:

Всего отмечено примерно 15 установок, из них на ходу около половины. Негусто, прямо скажем.

Далекоидущие планы подпиндосников по поводу "Шилок" засветились в двух моментах:
- перевозка на трейлере ЗСУ №842 в новомодной "кроватной" бронезащите (может на фронте увидим?):

Участие в показных учениях на одессщине николаевской установки, куда её для этого специально доставили:

Там она была продемонстрирована в пешем порядке и даже стреляла:

Итого, можно констатировать, укропия продемонстрировала отсутствие матчасти в товарных количествах и плачевное состояние имеющейся.

3. Памятники былого могущества.

Полтава, училище ПВО:

Запорожье, музей под открытым небом:

Энергодар, Запорожская область:

Южноукраинск, Николаевская область:

Харьков, возле ХУВС:

Николаев, парк:

Киев, музей Великой Отечественной войны:

Киев, военная академия:

Учебный центр "Десна", Черниговская область:

Балаклея, Харьковская область:

Какая-то воинская часть:

Вне конкурса выступают "Шилки" военной кафедры Донецкого политехнического института. Было в наличии пять, на фото две из них:

4. Заключение

Применить на нынешнем этапе легкобронированные "Шилки" на фронте было бы величайшей глупостью. Это война гаубиц, РСЗО и беспилотных летательных аппаратов. Наличие у ополчения танков и многочисленных противотанковых средств сделает их лёгкой добычей. Лучше пусть укропы строят новые постаменты для оставшихся установок.

Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Шрифт:

100% +

Ю.М. Сойкин, О.А. Ширяев
Устройство и эксплуатация зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка»

1. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ЗСУ-23-4 «ШИЛКА»

1.1. Назначение и тактико-технические характеристики ЗСУ-23-4 «Шилка»

23-х миллиметровая счетверенная зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» предназначена для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов от нападения воздушного противника на высотах до 1500 м, дальностях до 2500 м при скорости цели до 450 м/сек.

ЗСУ может также использоваться для поражения наземных и надводных целей на дальности до 2000 м.

Тактико-технические характеристики ЗСУ-23-4:

а) боевые характеристики:

– установка обеспечивает:

– стрельбу по воздушным целям на дальности до 2500 м на высотах до 1500 м при скоростях полета целей до 450 м/сек;

– стрельбу по наземным и надводным целям на дальности до 2000 м;

– темп стрельбы (из 4-х автоматов) – не менее 3400-3600 выстрелов в минуту;

– дальность обнаружения воздушной цели – до 20 км;

– дальность автосопровождения цели – до 17 км;

– боевой комплект – 2000 выстрелов;

б) маневренные характеристики:

– скорость движения ЗСУ:

– по шоссе – до 65 км/час;

– по грунтовой дороге – до 40 км/час;

– преодоление ЗСУ препятствий:

– максимальный угол подъема и спуска – до 30°;

– боковой крен – до 20°;

– глубина преодолеваемого брода – до 1,5 м;

– высота преодолеваемой стенки – до 1 м;

– ширина преодолеваемого рва – до 2,5 м;

– время перевода ЗСУ из походного положения в боевое и обратно – 5 минут;

в) эксплуатационные характеристики:

– время непрерывной работы – 8 часов;

– запас хода (с учетом запаса топлива на 1,5-2 часа работы газотурбинного двигателя) при движении:

– по шоссе – 450 км;

– по грунтовой дороге – 300 км;

– средний расход топлива на 100 км пути при движении:

– по шоссе – 80 л;

– по грунтовой дороге – 130 л;

г) весовые и габаритные характеристики:

– боевой вес – 19 т;

– длина – 6,54 м;

– ширина – 3,16 м;

– высота в походном положении – 2,58 м;

– высота в боевом положении – 3,57 м;

д) технические характеристики:

– количество автоматов – 4 шт;

– калибр автоматов – 23 мм;

– начальная скорость снаряда – 950-1000 м/сек;

– углы наведения пушки:

– по вертикали – от – 4° до + 85°;

– по горизонту – 360°;

– скорость наведения пушки:

– по азимуту – 70°/ сек;

– по углу возвышения – 60°/сек.

1.2. Состав ЗСУ-23-4, назначение и размещение элементов

В состав ЗСУ-23-4 входят:

– 23-х миллиметровая счетверенная автоматическая зенитная пушка АЗП-23;

– силовые приводы наведения 2Э2;

– радиолокационный приборный комплекс РПК-2;

– система первичного электропитания;

– гусеничная машина ГМ-575;

– танковая навигационная аппаратура ТНА-2;

– дневные, ночные приборы наблюдения и командирский прибор наблюдения;

– аппаратура внутренней и внешней связи (радиостанция Р-123 и переговорное устройство Р-124);

– аппаратура противоатомной защиты и противопожарного оборудования (ПАЗ и ППО);

– система вентиляции и обогрева.

23-мм счетверенная автоматическая зенитная пушка (А3П-23)

Силовые приводы наведения 2Э2 служат для наведения пушки АЗП-23 по азимуту и углу возвышения.

Радиолокационный приборный комплекс РПК-2 предназначен для управления огнем АЗП-23.

Система первичного электропитания (СЭП) обеспечивает питание систем и узлов ЗСУ постоянным (27,5 и 55 В) и переменным током (220 В 400 Гц).

Гусеничная машина ГМ-575 предназначена для установки и транспортировки вооружения, аппаратуры ЗСУ и размещения экипажа.

Танковая навигационная аппаратура ТНА-2 служит для определения местоположения ЗСУ-23-4 при её движении в условиях затрудненного ориентирования.

Дневные, ночные приборы наблюдения предназначены для наблюдения за окружающей обстановкой в любое время суток. Командирский прибор наблюдения (КПН) служит для полуавтоматического наведения антенны РПК-2 по азимуту и углу места на цель.

Аппаратура внутренней и внешней связи обеспечивает внешнюю связь и связь между номерами расчетов.

Аппаратура противоатомной защиты обеспечивает снижение действия на экипаж поражающих факторов оружия массового поражения.

Противопожарное оборудование служит для тушения пожара в ЗСУ.

Система вентиляции предназначена для поддержания нормального температурного режима аппаратуры и улучшения условий обитаемости.

Система обогрева предназначена для обогрева членов экипажа в зимнее время.

Все элементы размещены в отсеках и шкафах ЗСУ (см. приложения 1 и 2). Шкафы представляют собой металлические каркасы, в которых располагаются блоки РПК. Соединительные провода всех узлов, агрегатов и блоков объединены в жгуты, проложенные по всей ЗСУ.

1.3. Расчет установки и его обязанности

Экипаж ЗСУ-23-4 состоит из четырех человек:

– командир установки;

– оператор поиска-наводчик (1-й номер);

– оператор дальности (2 номер);

– механик-водитель (3 номер).

Обязанности экипажа ЗСУ определены Правилами стрельбы и боевой работы на зенитных артиллерийских комплексах войск ПВО СВ, часть 6 «Взвод зенитных самоходных установок ЗСУ23-4».

Командир установки обязан:

– поддерживать постоянную боевую готовность личного состава и техники;

– умело командовать экипажем в бою, настойчиво добиваясь выполнения поставленной боевой задачи;

– знать материальную часть установки и правила ее эксплуатации, готовить установку к стрельбе и выбирать необходимый режим боевой работы, умело выполнять обязанности номеров экипажа;

– вести непрерывное наблюдение за воздушным и наземным противником, умело использовать местность при выборе позиции для установки, осуществлять наведение антенны и башни на цель с помощью КПН, наблюдать за результатами стрельбы, своевременно вводить поправки и корректуры;

– поддерживать устойчивую радиосвязь с командиром взвода;

– требовать соблюдения экипажем мер безопасности и противопожарных мероприятий;

– своевременно принимать меры к техническому обслуживанию установки, а в случае ее повреждения – докладывать командиру взвода и организовывать ремонт; – систематически контролировать расход боеприпасов, горючего, смазочных материалов и своевременно докладывать об этом командиру взвода.

Оператор поиска-наводчик (1-й номер) обязан:

– знать материальную часть радиолокационного приборного комплекса, правила эксплуатации и своевременно готовить его к стрельбе;

– непрерывно вести наблюдение за воздушным противником в назначенном секторе или осуществлять круговой поиск, своевременно обнаруживать воздушные цели, опознавать их и переходить на автоматическое сопровождение;

– по команде командира установки вести огонь по воздушным и наземным целям; – проводить техническое обслуживание РПК, обнаруживать и устранять неисправности и немедленно докладывать о них командиру установки;

– строго выполнять требования правил техники безопасности и по противопожарным мероприятиям.

Оператор дальности (2-й номер) обязан:

– знать устройство и эксплуатацию радиолокационной станции и пушки, управлять работой РЛС во всех режимах и осуществлять контроль за ее работой;

– сопровождать цель по дальности;

– проводить техническое обслуживание РЛС и пушки, обнаруживать, устранять неисправности и немедленно докладывать о них командиру установки.

Механик-водитель (3-й номер) обязан:

– знать устройство и правила эксплуатации материальной части гусеничной машины (ГМ-575) и системы электропитания, умело водить установку в любых условиях местности, в любое время суток и года и проводить техническое обслуживание гусеничной машины и системы электропитания;

– выдерживать установленное место в походном и боевом порядках взвода, умело преодолевать заграждения, естественные препятствия и броды или по команде командира установки обходить их;

– обеспечивать при движении наиболее выгодные условия для ведения разведки и огня; – своевременно производить заправку машины горючим, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью;

– своевременно обнаруживать и устранять неисправности гусеничной машины и системы электропитания и немедленно докладывать об этом командиру установки;

– вести наблюдение за наземным противником и действиями своих войск.

Экипаж установки должен уметь пользоваться средствами внутренней и внешней связи, приборами наблюдения, аппаратурой противоатомной защиты, навигационной аппаратурой, противопожарным оборудованием, знать правила обращения с боеприпасами, уметь производить снаряжение их в ленты, загружать и выгружать боеприпасы и звенья.

2. АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЗЕНИТНАЯ ПУШКА АЗП-23

2.1. Назначение, состав, характеристики и принцип работы АЗП-23

23-мм счетверенная автоматическая зенитная пушка (АЗП-23) предназначена для поражения воздушных и наземных целей.

В состав АЗП-23 входят (рис. 2.1):

– четыре 23-мм автомата;

– верхняя и нижняя люльки;

– основание с башней;

– механизмы наведения и стопорения;

– система питания автоматов;

– система охлаждения стволов;

– система заряжания и перезаряжания;

– электрооборудование.


Рис . 2 .1 . Размещение элементов АЗП-23


Тактико-технические характеристики АЗП-23:

– скорострельность:

– из одного ствола – 850 – 900 выстр./мин.;

– из 4 стволов – 3400 – 3600 выстр./мин.;

– начальная скорость снаряда – 950 – 1000 м/сек.;

– боевой комплект – 2000 снарядов;

– угол горизонтального наведения – не ограничен;

– угол вертикального наведения – от -4° до +85°;

– масса пушки – 4964 кг;

– масса одного автомата – 85 кг;

– масса патрона – 0,45 кг;

– емкость системы охлаждения стволов – 85л.

Принцип работы АЗП-23-х

Боекомплект пушки укладывается в патронные короба, из которых патроны в лентах поступают по металлическим рукавам и лоткам к автоматам.

Первоначальное заряжание пушки производится пневматически за счет сжатого воздуха. Подвижные части автомата отходят назад и останавливаются, патрон подается на линию досылки. Открытие огня производит командир ЗСУ или оператор поиска-наводчик с помощью электроспуска.

Работа автоматики пушки основана на принципе использования энергии пороховых газов. При выстреле часть газов через газоотводное отверстие отбрасывает подвижные части автомата назад. Открывается затвор, стреляная гильза извлекается и выбрасывается, очередной патрон подается на линию досылки.

Охлаждение стволов при стрельбе осуществляется жидкостью (вода или антифриз), подаваемой насосом из бака системы охлаждения стволов.

Наведение пушки осуществляется с помощью силовых электрогидравлических приводов наведения или вручную с помощью механизмов наведения.

2.2. Устройство автомата и действие его основных узлов

23-мм автомат – это автоматическое оружие, в котором запирание и отпирание канала ствола, производство выстрела, извлечение из патронника стреляной гильзы и отражение ее, подача ленты в приемник и подача очередного патрона в патронник осуществляются автоматически при помощи энергии пороховых газов, отводимых через боковое отверстие в стенке ствола (рис. 2.2).


Рис . 2 .2 . 23-мм автомат


Все 4 автомата по устройству одинаковы и отличаются лишь деталями механизма подачи ленты и трубопроводами отвода охлаждающей жидкости.

Автоматы установлены на люльке справа и слева. Правый автомат имеет правое питание патронами, левый – левое.

Состав автомата (рис. 2.3):

– ствольная коробка;

– затворная рама;

– затвор;

– крышка ствольной коробки;

– подающий механизм;

– электроспуск;

– затыльник;

– механизм пневмоперезарядки;

– амортизаторы отката (по 2 на каждый автомат);

– звеньеотвод.


Рис . 2 .3 . Состав автомата:

1 – ствол; 2 – ствольная коробка; 3 – затворная рама; 4 – затвор; 5 – крышка ствольной коробки; 6 – электроспуск; 7 – затыльник; 8 – механизм пневмоперезарядки; 9 – амортизаторы отката; 10 – звеньеотвод


Ствол служит для направления полета снаряда и придания ему начальной скорости (рис. 2.4).

Внутренняя часть ствола называется каналом. В нем имеется патронник для размещения патрона и нарезная часть с 10 нарезами, идущими слева вверх направо и обеспечивающими снаряду вращение и устойчивость в полете.

На стволе имеются пламегаситель и газовая камера, служащая для отвода пороховых газов, приводящих в действие автоматику.

На наружной поверхности ствола имеется кожух системы охлаждения, в котором циркулирует охлаждающая жидкость.


Рис . 2 .4 . Ствол


Ствольная коробка служит для соединения основных элементов автомата и направления движения подвижных частей (рис. 2.5).


Рис . 2 .5 . Ствольная коробка


Затворная рама приводит в действие подвижные части автомата. Она поднимает и опускает затвор, перемещает досылатель, приводит в действие подающий механизм, сжимает возвратную пружину механизма пневмоперезарядки и пружины затыльника.

Затворная рама состоит из рамы, поршня и досылателя (рис. 2.6). Д о с ы л а тель досылает патрон в патронник и извлекает из патронника стреляную гильзу.


Рис . 2 .6 . Затворная рама


Затвор служит для запирания канала ствола, производства выстрела и первоначального страгивания гильзы при извлечении ее из патронника. Он состоит из остова, внутри которого собран ударный механизм (рис. 2.7). Затвор при движении вверх запирает канал ствола, при этом боек ударного механизма накалывает капсюль. Происходит выстрел. После выстрела за счет движения затворной рамы назад затвор опускается вниз и производит первоначальное страгивание гильзы.


Рис . 2 .7 . Затвор


Крышка ствольной коробки вместе с вырезом на ствольной коробке образует приемное окно для ленты с патронами (рис. 2.8).


Рис . 2 .8 . Крышка ствольной коробки


Подающий механизм предназначается для подачи ленты с патронами в приемник автомата и подачи патрона на линию досылания. Представляет собой систему рычагов, пазов и выступов, которые за счет движения затворной рамы перемещают ленту и очередной патрон (рис. 2.9).


Рис . 2 .9 . Элементы подающего механизма


Электроспуск служит для дистанционного управления огнем, сигнализации готовности автомата к стрельбе и для работы счетчика остатка патронов (рис. 2.10).

Состоит из шептала, электромагнитного устройства и датчика готовности. Шепт а л о удерживает затворную раму в крайнем заднем положении. Эле к тр ома г н ит но е устр о йст во служит для дистанционного управления работой шептала. Д а тчи к г о т овно сти обеспечивает сигнализацию о готовности автомата к стрельбе и работу счетчика остатка патронов.


Рис . 2 .10 . Электроспуск


Затыльник является задней стенкой ствольной коробки (рис. 2.11). В нем имеется буферное устройство, которое смягчает удар затворной рамы при откате и сообщает ей интенсивный толчок вперед в начале наката.


Рис . 2 .11 . Затыльник, механизм пневмоперезарядки и звеньеотвод


Механизм пневмоперезарядки служит для отведения подвижных частей автомата в заднее положение (для постановки на шептало) в начале стрельбы и при разряжании автомата (рис. 2.11).

Амортизаторы отката предназначены для уменьшения отдачи автомата при выстреле и возвращения его в исходное положение для стрельбы (рис. 2.12). Состоят из цилиндрического корпуса и пружины. Каждый автомат имеет по два амортизатора.


Рис . 2 .12 . Амортизатор отката


Звеньеотвод служит для отвода звеньев и устанавливается на ствольной коробке (рис. 2.11). Представляет собой лоток, по которому использованные звенья из автомата направляются в звеньесборник.

Работа автомата при стрельбе

Первоначальное заряжание пушки производится пневматически. При нажатии кнопки ПЕРЕЗАРЯДКА на пульте командира ЗСУ сжатый воздух через пневмопоршень отводит назад затворную раму и рычаг досылателя. Патрон подается на линию досылки. Затворная рама встречает шептало электроспуска и останавливается (рис. 2.13).


Рис . 2 .13 . Положение частей автомата при досылании патрона в патронник


При нажатии кнопки ОГОНЬ командиром ЗСУ (или нажатии спусковой педали оператором поиска-наводчиком) шептало электроспуска освобождает затворную раму, которая движется вперед. Досылатель выталкивает патрон из звена ленты и досылает его в патронник.

Затвор движется вверх и запирает канал ствола, при этом боек ударного механизма накалывает капсюль. Происходит выстрел (рис. 2.14).


Рис . 2 .14 . Положение частей автомата при разбитии капсюля


Пороховые газы действуют на снаряд, сообщая ему движение вперед. Часть газов после прохождения снарядом газоотводного отверстия в стенке ствола отводится в газовую камеру. За счет этого затворная рама перемещается назад, затвор опускается вниз и отпирает канал ствола. Досылатель извлекает из патронника стреляную гильзу и выталкивает ее из автомата. Подающий механизм подает очередной патрон на линию досылания. Если кнопка ОГОНЬ нажата, то описанный цикл повторяется.

Стреляные гильзы выбрасываются за борт ЗСУ по гильзоотводам, а звенья ссыпаются в звеньесборник.

2.3. Устройство основания с башней, люлек и механизмов наведения и стопорения

Основание с башней предназначено для размещения АЗП-23, силовых приводов наведения, радиолокационного приборного комплекса РПК-2 и экипажа. Состоит из основания, броневой башни, станины и погона (рис. 2.15).


Рис . 2 .15 . Основание с башней


О с нован ие – сварная неразъемная конструкция для размещения элементов ЗСУ. В передней части основания имеется звеньесборник для сбора звеньев при стрельбе. Через дверку звеньесборника, которая размещается в отсеке механикаводителя, осуществляется выгрузка использованных звеньев после стрельбы.

Бр он е ва я б а ш н я предназначена для защиты расчета и аппаратуры ЗСУ от различных поражающих факторов. Сварена из броневых листов и крепится к основанию.

С т ан и на служит для размещения люлек с автоматами. Представляет сварную конструкцию из стальных и броневых листов, крепится к башне.

П о г он обеспечивает вращение основания с башней. Состоит из 2 колец – неподвижного и подвижного, вращающегося за счет шаров, размещенных между ними. Неподвижное кольцо крепится к корпусу самохода, подвижное – к основанию.

Люльки являются качающейся частью АЗП-23, на которой установлены автоматы, механизмы ручного заряжания и перезаряжания, шланги системы охлаждения, механизмы сброса заглушек стволов.


Рис . 2 .16 . Верхняя люлька


Верхняя и нижняя люльки по устройству аналогичны, соединены между собой тягой, на каждой люльке крепится по два автомата (рис. 2.16).

Движение на качающуюся часть передается от редуктора вертикального наведения через два зубчатых венца на нижней люльке (рис. 2.17).


Рис . 2 .17 . Нижняя люлька


З а глуш к и ст во л ов предохраняют стволы автоматов от попадания в них пыли, грязи, снега и пр. (рис. 2.18). Имеется два механизма сброса заглушек – для верхних и нижних автоматов. Сбрасываются со стволов автоматически с началом движения качающейся части (± 7°), закрываются вручную после ее стопорения при угле возвышения, равном 14°.


Рис . 2 .18 . Заглушки стволов


Механизмы наведения и стопорения служат для наведения и стопорения АЗП-23 в горизонтальной и вертикальной плоскостях (рис. 2.19).

Механизм наведения включает механизмы горизонтального и вертикального наведения, а механизм стопорения – горизонтальный стопор и стопор качающейся части.


Рис . 2 .19 . Механизмы наведения и стопорения


Мех ан из м г о риз он т а ль но г о нав е д е н ия служит для поворота башни по азимуту и включает в себя горизонтальный редуктор, маховик ручного наведения и механизм переключения способов наведения. Способ наведения устанавливается рукояткой РУЧНАЯ – СИЛОВАЯ. При этом наведение осуществляется или маховиком вручную, или силовыми приводами наведения.

Мех ан из м в ерти ка ль но г о нав е д е н ия служит для перемещения качающейся части пушки по углу места и состоит из редуктора вертикального наведения, маховика ручного наведения, механизма переключения способов наведения. Способ наведения устанавливается рукояткой МАХОВИК – СИЛОВАЯ.

Г о риз он т а ль ны й ст о п о р служит для стопорения вращающейся части в походном положении. Стопор размещен в основании установки. При вращении маховика стопора его фиксатор стопорит погон основания с башней.

С т о п о р ка ч а ющейся ч а сти служит для стопорения ее попоходному. Рукоятка стопора имеет два положения – СТОПОР и НАВОДКА. Стопорение осуществляется при угле возвышения качающейся части, равном 14°.

2.4. Системы питания автоматов, охлаждения стволов и электрооборудования

Система питания автоматов предназначена для обеспечения автоматов патронами во время стрельбы и отведения стреляных гильз, звеньев и осечных патронов.

Системы питания с правой и левой подачей имеют одинаковую конструкцию и включают: патронную коробку, большой и малый подающие рукава, секторные лотки, лебедку, щиток и козырек (рис. 2.20).


Рис . 2 .20 . Система питания автоматов


П а тр онна я ко р о б ка служит для размещения патронной ленты с патронами. Она имеет два отсека с подавателями: для верхнего автомата на 520 патронов, для нижнего – на 480. Отсеки закрыты крышками.

Б о льш о й и ма л ы й п ода ющие ру кава служат для подвода ленты с патронами из коробки к секторным лоткам.

С е к т о р ны е л о т к и служат для подачи патронов в ленте в приемное окно автомата и досылания первого патрона в подающий механизм автомата.

Лебе дка служит для укладки патронной ленты в коробку при загрузке боекомплекта с земли.

Щит ок и ко з ы ре к обеспечивают сброс звеньев в звеньесборник при любых углах возвышения качающейся части.

П а тр онна я ле н т а металлическая, рассыпная, состоит из отдельных звеньев (рис. 2.21).


Рис . 2 .21 . Патронная лента


Принцип работы системы питания основан на подаче ленты с патронами из коробок через рукава и лотки к автоматам. Для подачи используется энергия подвижных частей автоматов и часть энергии отката автоматов.

Система охлаждения стволов предназначена для охлаждения стволов при стрельбе и состоит из блока охлаждения, бака и шлангов (рис. 2.22).

Бл ок о хл ажд е н ия расположен в правой части основания и состоит из электродвигателя, редуктора и насоса.

Электродвигатель через редуктор вращает вал насоса производительностью 80 л/мин, который подает охлаждающую жидкость в систему охлаждения.

Охлаждающая жидкость: летом – вода с антикоррозийной присадкой, зимой – антифриз.

Б ак емкостью 85 л расположен в левом переднем отсеке АЗП-23. В баке имеется окно с указателем уровня охлаждающей жидкости.

Для циркуляции жидкости в системе применяются гибкие резиновые шл ан ги, защищенные снаружи проволочной оболочкой.

Включение системы охлаждения производится до открытия огня одним из 3 способов:

1) тумблером ОХЛАЖДЕНИЕ на рукоятке огня командира ЗСУ;

2) кнопкой ОХЛАЖДЕНИЕ на рукоятке управления блока Т-55 оператора поиска-наводчика;

3) предохранительным рычагом на спусковой педали оператора поиска-наводчика.

О включении системы свидетельствует загорание лампы ОХЛАЖДЕНИЕ на пульте командира.

При работе системы охлаждения жидкость по шлангам циркулирует по кожухам охлаждения стволов и сливается в бак, где она охлаждается.


Рис . 2 .22 . Система охлаждения стволов


Система заряжания и перезаряжания служит для взведения подвижных частей автоматов. В ее состав входят система пневматической перезарядки и механизмы ручного заряжания и перезаряжания.

Основной является пневматическая перезарядка, а ручная – дублирующая.

С исте ма п н е вма тичес ко й перез а ря дк и состоит из компрессора, 2 основных и 1 резервного баллонов сжатого воздуха, трубок и клапанов (рис. 2.23).

При работе системы компрессор нагнетает сжатый воздух давлением 65 атм. в основные баллоны. При нажатии кнопок ПЕРЕЗАРЯДКА любого из автоматов на пульте командира ЗСУ, сжатый воздух по трубопроводам поступает на механизм пневмоперезарядки автомата и отводит подвижные части в заднее положение (ставит затворную раму на шептало). При наличии осечного патрона он извлекается из патронника и попадает в звеньесборник.


Рис . 2 .23 . Система пневматической перезарядки


При отказе компрессора к системе подключается резервный баллон с давлением сжатого воздуха 150 атм.

Мех ан из м руч но г о з а ря жан ия и перез а ря жан ия устанавливается на каждом автомате. В его состав входят: рукоятка, тросы, вращающиеся барабаны, цепь и толкатель (рис. 2.24).

При работе механизма оператор вытягивает рукояткой трос до отказа. При этом тросы и цепь через барабаны перемещают толкатель, за счет чего подвижные части автомата отходят назад. Осечный патрон извлекается и попадает в звеньесборник.


Рис . 2 .24 . Механизм ручного заряжания и перезаряжания


Электрооборудование АЗП-23 служит для управления стрельбой автоматов, сигнализации их готовности к стрельбе, осуществления пневмозаряжания каждого автомата, управления работой системы охлаждения стволов, отсчета числа оставшихся патронов в каждой патронной коробке и поджига газовоздушной смеси в отсеке автоматов.

В состав электрооборудования входят пульт командира, рукоятка огня, спусковая педаль, счетчик остатка патронов, двигатель насоса системы охлаждения стволов, система поджига газовоздушной смеси и блокировки.

Пульт команд ир а обеспечивает управление и наблюдение за работой АЗП-23. На нем установлены все органы управления и сигнализации (рис. 2.25).


Рис . 2 .25 . Органы управления АЗП-23


Ру ко ят ка о г н я командира ЗСУ (рис. 2.26) и спус кова я пе да ль оператора поиска-наводчика (рис. 2.27) служат для включения системы охлаждения и открытия стрельбы.


Рис . 2 .26 . Рукоятка огня


Рис . 2 .27 . Спусковая педаль


С четчи к о ст а т ка п а тр онов предназначен для отсчета количества патронов, оставшихся в патронной коробке.

Д в иг а тель на с о с а систе мы о хл ажд е н ия ст во л ов обеспечивает работу насоса, подающего охлаждающую жидкость в систему охлаждения.

С исте ма п одж иг а г а з ово з д уш но й с м еси воспламеняет газовоздушную смесь, образующуюся при стрельбе.

В электрической схеме предусмотрены следующие бл ок ир овк и: а) запрещающие стрельбу:

– при углах возвышения стволов ниже значения, установленного переключателем ОГРАНИЧЕНИЕ УГЛОВ на пульте командира (от 0 до 40°), при ведении огня вблизи своих войск, в лесу, перед препятствием;

– при отключенной системе охлаждения стволов;

– при нахождении цели вне зоны поражения, определяемой СРП;

б) исключающие включение силовых приводов наведения:

– при стопорении вращающейся и качающейся части АЗП-23 по-походному;

– при открытом люке механика-водителя;

– при открытой дверке звеньесброрника (где находится).

Для стрельбы при выходе какой-либо из блокировок из строя имеется режим АВАРИЙНАЯ СТРЕЛЬБА, включающийся тумблером на пульте командира.

Плавно переходим от ЗСУ-57-2 к великой (и совсем вот не побоюсь этого слова) преемнице. «Шайтан-арбе» - «Шилке».

Об этом комплексе можно говорить бесконечно, но достаточно одной короткой фразы: «В строю с 1965 года». И достаточно, в общем и целом.

История… Историю создания растиражировали так, что добавить что-то новое или пикантное нереально, но, говоря о «Шилке», нельзя не отметить несколько фактов, которые просто вписывают «Шилку» в нашу военную историю.

Итак, 60-е годы прошлого века. Реактивные самолеты уже перестали быть чудом, являя собой вполне серьезную ударную силу. С совершенно иными скоростями и возможностями по маневру. Вертолеты тоже встали на винт и рассматривались не только как транспортное средство, но и как вполне себе приличная оружейная платформа.

А главное, вертолеты начали пытаться догонять самолеты Второй мировой, а самолеты совершенно обогнали своих предшественников.

И со всем этим надо было что-то делать. Особенно на армейском уровне, «в полях».

Да, появились зенитно-ракетные комплексы. Пока еще стационарные. Вещь многообещающая, но в будущем. Но основную нагрузку по-прежнему несли зенитные пушки всех размеров и калибров.

Мы уже рассказывали о ЗСУ-57-2 и тех сложностях, с которыми столкнулись расчеты установок при работе по низколетящим быстрым целям. Зенитные комплексы ЗУ-23, ЗП-37, ЗСУ-57 могли попасть в скоростные цели случайно. Снаряды установок, ударного действия, без взрывателя, для гарантированного поражения должны были попасть в саму цель. Насколько высока была вероятность прямого попадания, судить не берусь.

Несколько лучше дела обстояли с батареями зенитных орудий С-60, наведение которых могло вестись автоматически по данным радиоприборного комплекса РПК-1.

Но в целом ни о каком точном зенитном огне речь уже не шла. Зенитные пушки могли поставить заслон перед самолетом, вынудить летчика сбросить бомбы или осуществить пуск ракет с меньшей точностью.

«Шилка» стала прорывом в области поражения летающих целей на небольших высотах. Плюс мобильность, которую уже оценили по ЗСУ-57-2. Но главное – точность.

Генеральному конструктору Николаю Александровичу Астрову удалось создать бесподобную машину, которая прекрасно показала себя в боевых условиях. И не раз.

Малые плавающие танки Т-38 и Т-40, гусеничный бронированный тягач Т-20 «Комсомолец», лёгкие танки Т-30, Т-60, Т-70, самоходная установка СУ-76М. И другие, менее известные или не пошедшие в серию модели.

Что же такое ЗСУ-23-4 «Шилка»?

Наверное, стоит начать с предназначения.

Предназначена «Шилка» для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от нападения воздушного противника на высотах от 100 до 1500 метров, на дальностях от 200 до 2500 метров при скорости цели до 450 м/с. «Шилка» может вести огонь с места и в движении, снабжена аппаратурой, обеспечивающей автономный круговой и секторный поиск целей, их сопровождения, выработку углов наведения пушек.

Вооружение комплекса состоит из 23-мм счетверенной автоматической зенитной пушки АЗП-23 «Амур» и системы силовых приводов, предназначенных для наведения.

Вторая компонента комплекса - радиолокационно-приборный комплекс РПК-2М. Его назначение тоже понятно. Наведение и управление огнем.

Конкретно эта машина модернизирована в конце 80-х, судя по командирскому триплексу и ночному прицелу.

Важный аспект: «Шилка» может работать как с РЛС, так и с обычным визирным оптическим устройством прицеливания.

Локатор обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение цели, определяет ее координаты. Но в середине 70-х годов американцы изобрели и начали вооружать самолеты ракеты, которые могли по радиолокационному лучу найти локатор и поразить его. Тут и пригодилась простота.

Третья составляющая. Шасси ГМ-575, на котором все, собственно, и смонтировано.

Экипаж «Шилки» состоит из четырех человек: командира ЗСУ, оператора поиска-наводчика, оператора дальности и механика-водителя.

Механик-водитель - это самый блатной член экипажа. Он находится в просто ошеломительной роскоши, по сравнению с другими.

Остальные находятся в башне, где мало того, что тесно и как в нормальном танке есть обо что приложиться головой, так еще и (нам так показалось) током приложить может легко и непринужденно. Очень тесно.

Места оператора дальности и наводчика-оператора. Вид сверху в зависшем состоянии.

Экран локатора

Аналоговая электроника… Смотришь с благоговейным трепетом. По круглому экрану осциллографа, судя по всему, оператор и определял дальность… Ух…

Боевое крещение «Шилка» получила во время так называемой «Войны на истощение» 1967-70 годов между Израилем и Египтом в составе ПВО Египта. И после этого на счету комплекса еще два десятка локальных войн и конфликтов. В основном на Ближнем Востоке.

Но особое признание «Шилка» получила в Афганистане. И почетное прозвище «Шайтан-арба» у моджахедов. Лучший способ угомонить организованную в горах засаду – это применить «Шилку». Длинная очередь из четырех стволов и последующий ливень фугасных снарядов на предполагаемых позициях – лучшее средство, спасшее не одну сотню жизней наших солдат.

Кстати, взрыватель вполне нормально срабатывал при попадании в глинобитную стену. И попытка спрятаться за дувалами кишлаков обычно ни к чему хорошему не приводила душманов…

Учитывая, что авиации у афганских партизан не было, «Шилка» полностью реализовала свой потенциал ведения огня по наземным целям в горах.

Более того, был создан специальный «афганский вариант»: был изъят радиоприборный комплекс, совершенно не нужный в тех условиях. За счет него боекомплект удалось увеличить с 2000 до 4000 выстрелов и был установлен ночной прицел.

К концу пребывания наших войск в ДРА, колонны, сопровождаемые «Шилкой», редко атаковывались. Это тоже признание.

Также признанием можно считать то, что в нашей армии «Шилка» по-прежнему в строю. Более 30 лет. Да, это уже далеко не та машина, начинавшая свою карьеру в Египте. «Шилка» перенесла (успешно) не одну глубокую модернизацию, а одна из таких модернизаций получила даже имя собственное, ЗСУ-23-4М «Бирюса».

39 стран, причем не только наши «верные друзья», приобрели у Советского Союза эти машины.

И сегодня на вооружении российской армии тоже числятся «Шилки». Но это уже совсем другие машины, о которых стоит вести отдельный рассказ.

Я на ней служил...

Предназначена для непосредственного прикрытия наземных войск, уничтожения воздушных целей на дальностях до 2500 метров и высотах до 1500 метров, летящих со скоростью до 450 м/с, а также наземных (надводных) целей на дальности до 2000 метров с места, с короткой остановки и в движении. В СССР входила в состав подразделений ПВО сухопутных войск полкового звена.

Одной из основных причин разработки «Шилки» и ее зарубежных аналогов стало появление в 50-х гг. зенитных ракетных комплексов, способных с высокой вероятностью поражать воздушные цели на средних и больших высотах. Это вынуждало авиацию при атаке наземных объектов использовать малые (до 300 м) и предельно малые (до 100 м) высоты. Обнаружить и сбить скоростную цель, находящуюся в зоне огня в течение 15-30 с, расчеты применявшихся тогда средств ПВО просто не успевали. Нужна была новая техника - мобильная и быстродействующая, способная вести огонь с места и в движении.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 апреля 1957 г. №426-211 началось параллельное создание скорострельных ЗСУ «Шилка» и «Енисей» с радиолокационными системами наведения. Следует отметить, что этот конкурс стал основой великолепного результата научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не устаревшего и в наше время.

В процессе выполнения этой работы коллективом ОКБ п/я 825 под руководством главного конструктора В.Э. Пикеля и заместителя главного конструктора В.Б. Перепеловского был решен ряд задач в целях обеспечения эффективности разрабатываемой артустановки. В частности, был произведен выбор шасси, определены тип зенитной установки, предельный вес устанавливаемой на шасси аппаратуры управления стрельбой, тип обслуживаемых установкой целей, а также принцип обеспечения ее всепогодности. За этим последовал выбор контрагентов и элементной базы.

В ходе конструкторских проработок, произведенных под руководством лауреата Сталинской премии ведущего конструктора Л.М. Браудзе, было определено наиболее оптимальное размещение всех элементов прицельного комплекса: антенны РЛС, стволов зенитной устновки, приводов наведения антенны, элементов стабилизации на одном вращающемся основании. При этом достаточно остроумно решался вопрос развязки визирной и орудийной линии установки.

Были разработаны формульная и структурная схемы комплекса, которые легли в основу ОКР по созданию радиоприборного комплекса «Тобол». В качестве цели работы была заявлена "Разработка и создание всепогодного комплекса "Тобол" для ЗСУ-23-4 "Шилка".

В 1957 году, после рассмотрения и оценки материалов по НИР «Топаз», представленных заказчику п/я 825, ему было выдано техническое задание на проведение ОКР «Тобол». Оно предусматривало разработку техдокументации и изготовление опытного образца приборного комплекса, параметры которого были определены предыдущей НИР «Топаз». В приборный комплекс входили элементы стабилизации визирной и орудийной линий, системы определения текущих и упрежденных координат цели, приводы наведения антенны РЛС.

Составные части ЗСУ были поставлены контрагентами на предприятие п/я 825, где была проведена общая сборка и согласование составных частей между собой.

В 1960 году на территории Ленинградской области были проведены заводские полигонные испытания ЗСУ-23-4, по результатам которых опытный образец был предъявлен на государственные испытания и отправлен на артиллерийский полигон Донгузский.

В феврале 1961 г. туда отправились специалисты завода (Н.А. Козлов, Ю.К. Яковлев, В.Г. Рожков, В.Д. Иванов, Н.С. Рябенко, О.С. Захаров) для подготовки к проведению испытаний и предъявлению ЗСУ комиссии. Летом 1961 г. они были успешно проведены.

Следует отметить, что одновременно с ЗСУ-23-4 проходил испытания опытный образец ЗСУ, разработанный Государственным центральным научно-исследовательским институтом ЦНИИ-20, которому в 1957 г. также было выдано техническое задание на разработку ЗСУ («Енисей»). Но по результатам государственных испытаний это изделие на вооружение принято не было.

В 1962 г. "Шилка" была принята на вооружение и было организовано ее серийное производство на заводах ряда городов СССР.

Двигатель

В качестве ходового двигателя используется дизель типа 8Д6 модель В-6Р (с 1969 г., после небольших конструктивных изменений, - В-6Р-1). Шестицилиндровый, четырехтактный, бескомпрессорный дизель с жидкостной системой охлаждения размещен в кормовой части ЗСУ. Рабочий объем цилиндров 19,1 ли степень сжатия 15 создают максимальную мощность 280 л.с. при частоте 2000 об/мин. Питание дизеля - от двух сварных топливных баков (из алюминиевого сплава) емкостью 405 ли 110 л. Первый установлен в носовой части корпуса. Общий запас топлива гарантирует 330 км пробега и 2 ч работы газотурбинного двигателя. На ходовых испытаниях по грунтовой дороге дизель обеспечил движение со скоростью 50,2 км/ч.

В кормовой части боевой машины установлена силовая механическая передача со ступенчатым изменением передаточных чисел. Для передачи усилий на движитель использован многодисковый главный фрикцион сухого трения с механическим приводом управления от педали механика-водителя. Коробка передач механическая, трехходовая, пятискоростная, с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах. Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые, с блокировочными фрикционами. Бортовые передачи одноступенчатые, с цилиндрическими шестернями. Гусеничный движитель машины состоит из двух ведущих и двух направляющих колес с механизмом натяжения гусениц, а также двух гусеничных цепей и 12 опорных катков.

Подвеска машины независимая, торсионная и асимметричная. Плавность хода обеспечивается гидравлическими амортизаторами {на первых передних, пятом левом и шестом правом опорных катках) и пружинными упорами (на первом, третьем, четвертом, пятом, шестом левых и первом, третьем, четвертом и шестом правых опорных катках). Правильность такого решения подтвердила эксплуатация в войсках и в ходе боевых действий.

Конструкция

Сварной корпус гусеничной машины ТМ-575 разделен на три отделения: управления в носовой части, боевое посередине и силовое в кормовой части. Между ними имелись перегородки, которыми служили передняя и задняя опоры башни.

Башня представляет собой сварную конструкцию с диаметром погона 1840 мм. Передними лобовыми листами она закреплена на станине, на левую и правую стенки которой крепятся верхняя и нижняя люльки пушки. Когда качающейся части пушки придан угол возвышения, амбразура станины частично прикрывается подвижным щитком, ролик которого скользит по направляющей нижней люльки.

На правом бортовом листе имеются три люка: один, с крышкой на болтах, служит для монтажа оборудования башни, два других закрыты козырьком и являются воздухопритоками вентиляции агрегатов и нагнетателя системы ПАЗ. По левому борту башни снаружи приварен кожух, предназначенный для отвода пара из системы охлаждения стволов пушки. В кормовом листе башни предусмотрены два люка, предназначенные для обслуживания аппаратуры.

Оборудование

Радиолокационно-приборный комплекс предназначен для управления огнем пушки АЗП-23 и располагается в приборном отсеке башни. В его состав входят: радиолокационная станция, счетно-решающий прибор, блоки и элементы систем стабилизации линии визирования и линии выстрела, визирное устройство. Радиолокационная станция предназначена для обнаружения низколетящих скоростных целей и точного определения координат выбранной цели, которое может производиться в двух режимах: а) угловые координаты и дальность сопровождаются автоматически; б) угловые координаты поступают от визирного устройства, а дальность - от РЛС.

РЛС работает в диапазоне 1-1,5 см волн. Выбор диапазона обусловлен целым рядом причин. Такие станции имеют антенны с малыми весогабаритными характеристиками, РЛС диапазона волн 1- 1,5 см менее восприимчивы к преднамеренным помехам противника, так как возможность работать в широкой полосе частот позволяет путем использования широкополосной частотной модуляции и кодирования сигналов повысить помехозащищенность и скорость обработки принимаемой информации. За счет увеличения доплеровских сдвигов частоты отраженных сигналов, возникающих от движущихся и маневрирующих целей, обеспечивается их распознавание и классификация. Кроме того, этот диапазон менее загружен другими радиотехническими средствами. РЛС, работающие в таком диапазоне, дают возможность обнаруживать воздушные цели, разработанные с применением технологии «стеле». По сведениям иностранной печати, в ходе операции «Буря в пустыне» иракской «Шилкой» был сбит американский самолет F-117A, построенный по этой технологии.

Недостатком РЛС является относительно малая дальность действия, обычно не превышающая 10-20 км и зависящая от состояния атмосферы, прежде всего от интенсивности осадков - дождя или мокрого снега. Для защиты от пассивных помех в РЛС «Шилки» используется когерентно-импульсный метод селекции целей, т. е., постоянные сигналы от предметов местности и пассивных помех не учитываются, а сигналы от движущихся целей поступают в РПК. Управление РЛС производится оператором поиска и оператором дальности.

По текущим координатам цели СРП вырабатывает команды управления для гидравлических приводов, которые наводят пушки в упрежденную точку. Затем прибор решает задачу встречи снарядов с целью и при входе ее в зону поражения выдает сигнал на открытие огня. В ходе государственных испытаний при своевременном целеуказании радиоприборный комплекс «Тобол» обнаруживал самолет МиГ-17, летящий со скоростью 450 м/с, на дальности около 13 км и сопровождал его в автоматическом режиме с 9 км на встречном курсе.

Вооружение

Счетверенная пушка «Амур» (четыре зенитных автомата 2А7) создана на базе автомата 2А14 буксируемой установки ЗУ-23. Оснащение системой жидкостного охлаждения, пневматическим механизмом перезарядки, приводами наведения и электроспуском обеспечило ведение стрельбы с высоким темпом короткими и длинными (до 50 выстрелов) очередями с перерывом 10-15 с после каждых 120-150 выстрелов (на каждый ствол). Пушка отличается высокой эксплуатационной надежностью, на государственных испытаниях после 14000 выстрелов отказы и поломки не превысили 0,05% против 0,2-0,3%, определенных в тактико-техническом задании на ее разработку.

В основе действия автоматики пушки лежит принцип использования пороховых газов и частично энергии отдачи. Подача снарядов - боковая, ленточная, осуществляется из двух специальных коробов емкостью в 1000 патронов каждый. Они установлены слева и справа от пушки, причем 480 патронов предназначаются для верхнего и 520 для нижнего автомата.

Взведение подвижных частей автоматов при подготовке к стрельбе и перезарядке осуществляется пневматической системой перезарядки.
Автоматы установлены на двух качающихся люльках (верхняя и нижняя, по два на каждой), укрепленных вертикально на станине одна над другой. При горизонтальном расположении (нулевом угле возвышения) расстояние между верхними и нижними автоматами составляет 320 мм. Наведение и стабилизация пушки по азимуту и углу места осуществляется силовыми приводами с общим электродвигателем мощностью 6 кВт.

В боекомплект пушки входят 23-мм бронебойно-за-жигательные трассирующие (БЗТ) и осколочные фу-гасно-зажигательные трассирующие (ОФЗТ) снаряды массой 190 г и 188,5 г, соответственно, имеющие головной взрыватель МГ-25. Их начальная скорость достигает 980 м/с, табличный потолок - 1500 м, табличная дальность - 2000 м. На снарядах ОФЗТ установлен самоликвидатор, срабатывающий в течение 5- 11 с. В ленте патрон БЗТ устанавливается через каждые четыре патрона ОФЗТ.

В зависимости от внешних условий и состояния аппаратуры стрельба по зенитным целям ведется в четырех режимах.

Первый (основной) - режим автосопровождения, угловые координаты и дальность определяются РЛС, которая автоматически сопровождает по ним цель, выдавая в счетно-решающий прибор (аналоговая ЭВМ) данные для выработки упрежденных координат. Открытие огня производится по сигналу «Есть данные» на счетно-решающем приборе. РПК автоматически вырабатывает полные углы наведения с учетом качки и рыскания ЗСУ и выдает их на приводы наведения, а последние автоматически наводят пушку в упрежденную точку. Стрельба производится командиром или оператором поиска - наводчиком.

Второй режим - угловые координаты поступают от визирного устройства, а дальность - от РЛС. Угловые текущие координаты цели поступают в счетно-решающий прибор от визирного устройства, которое наводится оператором поиска - наводчиком - полуавтоматически, а значения дальности поступают от РЛС. Таким образом, РЛС работает в режиме радиодальномера. Этот режим является вспомогательным и применяется при наличии помех, вызывающих сбои в работе системы наведения антенны по угловым координатам, или, при неисправности в канале автосопровождения, по угловым координатам РЛС. В остальном комплекс работает так же, как и в режиме автосопровождения.

Третий режим - упрежденные координаты вырабатываются по «запомненным» значениям текущих координат X, Y, Н и составляющим скорости цели Vx, Vy и Vh, исходя из гипотезы о равномерном прямолинейном движении цели в любой плоскости. Режим применяется при угрозе потери цели РЛС в процессе автоматического сопровождения вследствие появления помех или неисправностей.

Четвертый режим - стрельба с помощью прицела-дублера, наведение производится в полуавтоматическом режиме. Упреждение вводит оператор поиска - наводчик по ракурсным кольцам прицела-дублера. Этот режим применяется при выходе из строя РЛС, счетно-решающего прибора и систем стабилизации.

1-смотровой прибор; 2-щиток; 3 - люк посадки операторов; 4-антенна радиолокационной станции; 5-антенна радиостанции; 6-командирская башенка; 7-двигатель; 8-отсек башни; 9-кресло механика-водителя Вверху слева: схема ведения огня двумя установками

Система электропитания (СЭП) обеспечивает все системы ЗСУ-23-4 постоянным током напряжением 55 В и 27,5 В и переменным током напряжением 220 В, частотой 400 Гц. В ее состав входят: газотурбинный двигатель ДГ4М-1 мощностью 70 л.с; генератор постоянного тока для выработки стабилизированного напряжения 55 В и 27,5 В; блок преобразователя постоянного тока в переменный трехфазный ток; четыре аккумуляторные батареи 12-СТ-70М для компенсации пиковых перегрузок, питания приборов и электрических потребителей при неработающем генераторе.

Для внешней связи установка оснащена коротковолновой приемопередающей радиостанцией Р-123 с частотной модуляцией. На среднепересеченной местности при выключенном подавителе шумов и отсутствии помех она обеспечивает связь на дальность до 23 км, при включенном - до 13 км. Внутренняя связь осуществляется по танковому переговорному устройству Р-124, рассчитанному на четыре абонента.

Для определения местоположения на местности и внесения необходимых поправок в РПК ЗСУ-23-4 имеет навигационную аппаратуру ТНА-2. Среднеарифметическая ошибка координат, вырабатываемых этой аппаратурой, не превышает 1 % от пройден-
ного пути. В движении навигационная аппаратура может работать без уточнения исходных данных в течение 3 - 3,5 ч.

Для действия в условиях заражения местности оружием массового поражения в установке предусмотрена защита экипажа от радиоактивной пыли и вредного воздействия окружающей среды. Она осуществляется при помощи принудительной очистки воздуха и создания избыточного давления внутри башни центральным нагнетателем с инерционной сепарацией воздуха.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4: 1 - зенитные автоматы калибра 23 мм (4 шт.), 2 - поворотная башня, 3 - инфракрасный прибор, 4 - антенна радиолокационной станции (РЛС), 5 - штыревая антенна радиостанции, 6 - буксирный трос, 7 - броневой корпус, 8 - чехол, 9 - гусеница, 10 - люк экипажа, 11 - командирский люк, 12 - люк механика-водителя, 13 - опорный каток, 14 - звездочка. На виде А гусеница условно не показана.

В заключение попробуем смоделировать эпизод боя в современных условиях. Представьте, что ЗСУ-23-4 прикрывает колонну войск на марше. Но вот РЛС, непрерывно ведущая круговой поиск, обнаруживает воздушную цель. Кто это? Свой или чужой? Тотчас следует запрос о принадлежности самолета, и, если ответа на него нет, решение командира будет единственным - огонь!

Но противник хитрит, маневрирует, атакует зенитчиков. И вот в самый разгар боя осколком срезает антенну радиолокационной станции. Казалось бы, "ослепленная" зенитка полностью выведена из строя, однако конструкторами предусмотрена и эта, и даже еще более сложные ситуации. Может отказать радиолокационная станция, счетно-решающий прибор и даже система стабилизации - установка все равно будет боеспособной. Оператор поиска (наводчик) будет вести огонь, используя зенитный прицел-дублер, а упреждения вводить по ракурсным кольцам.

За рубежом всегда проявляли повышенный интерес к «Шилке». Иностранными государствами были закуплены около трех тыс. экземпляров «Шилки», в настоящее время они стоят на вооружении армий почти 30 стран Ближнего Востока, Азии и Африки. ЗСУ-23-4 широко применялась в боевых действиях и показала свою высокую эффективность при уничтожении воздушных и наземных целей.

Наиболее активно ЗСУ-23-4 использовались в арабо-израильских войнах 60-х гг., октября 1973-го и апреля-мая 1974 г. Как правило, в армиях Сирии и Египта «Шилки» применялись для непосредственного прикрытия танковых подразделений, а также зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Куб» («Квадрат»), С-75 и С-125. ЗСУ входили в состав зенитных дивизионов (здн) танковых дивизий, бригад и отдельных смешанных здн. Для своевременного открытия огня в обороне, подразделения «Шилок» развертывались на удалении 600-1000 м от прикрываемых объектов. В наступлении они располагались позади передовых подразделений на удалении 400-600 м. На марше ЗСУ распределялись по колонне войск.

В основном, ЗСУ-23-4 действовали автономно. Огонь по израильским самолетам и вертолетам открывался с дальности 1500 - 2000 м (при визуальном обнаружения цели). РЛС ЗСУ в бою практически не использовалась по ряду причин, главной из которых была слабая подготовка боевых расчетов. Отсутствие централизованного целеуказания и резко пересеченная местность значительно ограничивали возможности РЛС ЗСУ по своевременному обнаружению целей.

Однако «Шилка» показала себя надежным средством ПВО, способным прикрывать войска от ударов внезапно появляющихся низколетящих воздушных целей. Только в течение октября 1973 г. из 98 самолетов, сбитых войсковыми средствами ПВО Сирии, на долю ЗСУ-23-4 пришлось 11 пораженных целей. В апреле и мае 1974 г. из 19 сбитых самолетов пять были уничтожены «Шилками».

Как отмечают иностранные военные специалисты, анализировавшие итоги ближневосточной войны 1973 г., за первые три дня боев сирийскими ракетчиками было уничтожено около 100 самолетов противника. По их мнению, этот показатель обусловлен успешным применением ЗСУ-23-4, плотный огонь которых заставил израильских летчиков уйти с малых высот туда, где с большой эффективностью действовали ЗРК.

ХАРАКТЕРИСТИКИ - ЗСУ-23-4 «Шилка»

Боевая масса, т 19
Экипаж, чел. 4
Габаритные размеры, мм:
длина 6535
ширина 3125
высота в походном положении 2576
высота в боевом положении 3572
клиренс 400
Бронирование, мм до 15
Вооружение 4х23-мм пушки 2А7 (артсистема АЗП-23 «Амур»)
Боекомплект 4964 выстрела
Дальность стрельбы по воздушным целям, м 2500
Двигатель В-бР, 6-цилиндровый, 4-тактный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения, мощность 206 кВт при 2000 об/мин
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 50
Запас хода по шоссе, км 450
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 1,1
ширина рва, м 2,8
глубина брода, м 1,07