Сегодня затруднительно дать однозначный ответ на вопрос, какая из религий самая древняя, возникшая первой. Археологические раскопки дают всё новую и новую почву для очередных выводов касательно возникновения религии.

Ислам – молодая религия

Предание себя Богу – так переводится с арабского «ислам». Эта религия, являющаяся одной из мировых, зародилась лишь в седьмом веке. Её последователи – мусульмане, общины которых есть в ста двадцати странах. Двадцать три процента населения планеты – мусульмане. В сорока девяти государствах они составляют большинство.

С исторической точки зрения – это очень молодая религия. Обретение личного опыта, не причинение никому вреда, открытость взору Божьему – вот то, что лежит в основе ислама. Верующие считают, что только Бог решает, когда ему сотворить душу, а когда её растворить, соответственно она появляется не с рождением и пропадает не в момент смерти человека. По мнению мусульман, судьбу человека решает только лишь Аллах.


Эту религию можно назвать самой молодой ещё и потому, что среднестатистическому мусульманину всего двадцать три года.

Каким было древнее христианство

Традиционное мировоззрение население претерпело значительные изменения с появлением новой религии – христианства. Она появилась в конце первого века до нашей эры – в первой половине первого века нашей эры в Восточном Средиземноморье.


С появлением христианства мифологическое представление о жизни и миропорядке начало рушиться, появилась вера в бога-спасителя, который сможет спасти каждого человека. Основным атрибутом справедливого и чистого бога стала справедливость.


Культы Восточного Средиземноморья проявлялись в разной форме. В конце концов, для распространения христианства была подготовлена почва, так как именно в нём нашли своё наибольшее воплощение возникшие к тому времени тенденции. В раннем христианстве обожествлялось страдание, так как Божья благодать открывалась исключительно страдающим. Вера призывала к единению в любви, не деля людей на чужих и своих.


Христиане воспринимали себя на земле как временных странников. В центре учения, в то же время, находился именно человек, неся ответственность за свои поступки и имея возможность выбрать свой путь в Царство Божие. Так было положено начало превращения христианства в мировую религию.


Сначала последователи проповедника Иисуса были лишь небольшой группой. Учение о нём возникло в первой половине первого века нашей эры. Иисус, продолжая пророческое движение, первое время выступал в качестве пророка. Он выступал против ритуальной регламентации, формальной обрядности, что повлияло на дальнейшее распространение христианства.

Идея христианского милосердия заключалась в помощи всем страждущим, причём не важны причины этих страданий, не важно, женщина это или мужчина, бедняк, калека или блудница. Милосердие касалось отдельной личности. Христианство говорило, что любой может спастись через веру. Постепенно христианство, завоёвывая души людей, стало превращаться в мировую религию.

Самая старая религия на Земле

Самой старой религией на свете из ныне известных (мы не берем во внимание первобытные культы) является зороастризм. Точная хронологизация зародившегося в Иране учения затруднена давностью лет. Большинство специалистов сходится во мнении, что корни зороастризма уходят в шестое тысячелетие до нашей эры, а значит, возраст зороастризма превышает 7 тысяч лет. Первые письменные памятники этой религии появились на рубеже новой эры, однако на тот момент зороастризм уже был крайне древним. Первые материальные источники учения были записаны на ныне мертвом языке «Авесты» – так называется священная книга зороастрийцев.


Центральное место зороастризма занимает божество Ахура Мазду – безначальный творец всего сущего, отец всех законов мироздания и лидер стороны Добра в борьбе со Злом, которое происходит в мире без его дозволения. Его единственным пророком среди людей был Заратустра, который, согласно учению, донес до людей правду о божьем откровении и открыл глаза на дурные обычаи: кровавые набеги на соседние племена, мародерство, учения жрецов, поощряющие насилие.


Зороастризм оказал огромное влияние на авраамические религии, в том числе на крупнейшие: иудаизм, христианство, ислам.

Какие ещё есть древние религии

Известны несколько наиболее древних религий. Одной из таковых является религия шумеров. У них был довольно сложный пантеон богов. Человек должен был подчинять свою жизнь служению этих богов. Посредниками между людьми и семью главными богами были боги, которых называли ануннаками.


Одна из самых необычных – религия инков. Их пантеон очень разнообразен, так как, завоёвывая новые народы, они добавляли их божества в свой пантеон. Из современных мировых религий наидревнейший – буддизм. Он появился более чем две с половиной тысячи лет назад. Основой стали древние учения Индии – стремление к божественному началу, нирване и просветлению. Достичь этого можно лишь возвысившись над всеми привязанностями, путём медитаций и самосовершенствования. Известно о таких древних религиях, как религия друидов, кельтские верования, шаманизм и др.

Новые религиозные течения появляются едва ли не каждый год. На сайте сайт есть подробная статья, посвященная самой молодой религии .
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Древние религии - представления, отражающие веру человека в существование сверхъестественных сил и существ, управляющих процессами и явлениями материального мира. Сюда относятся примитивные поклонения различным предметам, предкам, явлениям и силам природы, животным.

Истоки первых религиозных представлений предков современного человека тесно связаны с возникновением у них ранних форм духовной жизни. На определенной ступени трансформации неандертальцев в людей разумных, обладающих уже умением рассуждать начался процесс накопления и осмысления практического опыта.

Первобытный дикарь, - это уже человек разумный, мыслящий, способный к определенному анализу, осмыслению конкретной ситуации, практического опыта, закрепленного в регулярной деятельности, из которой самими распространенными были следующие практики:

Практика захоронений

Пещерный разумный человек хоронил своих близких в специальных погребениях, причем покойники проходили через обряд определенной подготовки их к загробной жизни: тело их покрывали слоем красной охры, рядом с ними клали предметы обихода, украшения, утварь и т. п. Это означает, что хоронивший своих умерших коллектив уже имел зачаточные представления о загробном существовании. И сколь бы еще смутными ни были эти представления, из них явствует, что загробная жизнь казалась верхнепалеолитическим людям продолжением жизни земной. Другими словами, в эпоху верхнего палеолита уже сложились идеи о существовании наряду с, реальной жизнью иного мира - мира умерших и духов: считалось, что покойники могут как-то влиять на жизнь живых (чем, в частности, и объясняется особая забота о мертвых).

Практика магических изображений

Практика магических изображений в пещерной живописи, появившейся именно с началом верхнего палеолита, с возникновением сапиентного (разумного) человека. Подавляющее большинство известных науке пещерных рисунков - это сцены охоты, изображения людей и животных, либо людей, ряженных в животные шкуры, а то и просто полулюдей-полуживотных. Эти изображения свидетельствуют о том, что первобытные люди верили в существование сверхъестественных связей между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью магических приемов, посредством обладающих могуществом в мире духов их покойных предков, либо при помощи посредников между живыми и умершими, т.е. различного рода колдунов и шаманов.

Человек в древности стремился понять, объяснить мир, в котором жил, хотя и не отделял себя от природы. Один из первых способов постижения мира был связан с перенесением человеком своих собственных свойств и ощущений на весь окружающий мир. Так появилась вера в то, что природа — живая. Камни, деревья, реки, облака — всё это живые существа, только непохожие на человека, как непохожи на него тигр, слон, медведь. И те, что отличаются от человека слишком сильно, могут обладать и совершенно особыми, непонятными и недоступными людям свойствами. Огонь обжигает, молния убивает, гром гремит так, как не под силу крикнуть ни одному человеку.

Наблюдая, как из земли появлялись ростки, крепли, становились деревьями, — Древнейшие люди считали, что кто-то заботился о том, чтобы вырастить для них съедобные плоды, кто-то населил земли, воды и небеса животными, рыбами, птицами. Кто-то, наконец, произвёл на свет и самого человека. Чуткий, настороженный, внимательный, человек древнейших времён просто не мог не ощутить незримо присутствующую в мире силу, от которой зависели и жизнь и смерть. Часто, изучая первобытные верования, учёные встречают почитание этой силы в лице Богини-Матери.

Эти связи между людьми и животными, опосредствованные к тому же известным в то время человеку культом плодородия и размножения (статуэтки женщины-матери с подчеркнутыми половыми признаками как раз часто встречаются на стоянках пещерных людей, раскапываемых археологами) получили в представлении первобытных коллективов на стадии их трансформации из орд в родовые группы вполне определенное религиозное осмысление.

Тотемизм

Тотемизм возник из веры той или иной группы людей в их родство с определенным видом животных или растений, скорее всего, первоначально именно тех, что составляли основу пищи данного коллектива. Постепенно он превратился в основную форму религиозных представлений возникающего рода. Члены родовой группы (кровные родственники) верили в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема (т. е. полулюдей-полуживотных, полулюдей-полурастений, различного рода фантастических существ и монстров).

Тотемная родовая группа обычно носила имя своего тотема и свято почитала его. Вначале почитание, видимо, не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу; причем именно этот факт (т. е. потребление мяса тотема) мог натолкнуть на мысль о родстве человека и его тотема - ведь оба они в конечном счете состояли из одной и той же субстанции.

Однако такого рода связи между людьми и тотемами относятся к глубокому прошлому, и косвенно об их существовании могут свидетельствовать лишь древние предания, как, например, сохранившиеся среди австралийских аборигенов мифы, свидетельствующие о первоначальной тесной связи между тотемными представлениями и охотой с ее охотничьей магией и маскировкой людей в шкуры животных.

Тотемные представления сыграли огромную роль в процессе формирования родового общества: именно они более всего способствовали отграничению группы сородичей от остальных, возникновению четкого представления о своих, т. е. принадлежавших к данному тотему, на которых строго распространялись уже выработанные веками нормы и обычаи, и чужих, не принадлежавших к этому тотему и тем самым как бы стоявших вне всех принятых норм и обычаев данного коллектива. Эта важная социальная роль тотемизма сказалась и на характере эволюции тотемистических представлений.

С течением времени, по мере укрепления родовой структуры, на передний план стало выдвигаться представление о тотемном первопредке с его смешанным зооантропоморфным обликом, о тотеме как о близком родственнике, о брачных связях между человеком и его тотемным родственником. Наконец, возникло представление о реинкарнации, т. е. о возможном перевоплощении человека (в частности, умершего предка) в его тотем и обратно.

Все это вело, с одной стороны, к усилению культа мертвых предков и веры в их сверхъестественные возможности, а с другой - к изменению отношения к тотему, в частности к появлению запретов на употребление тотема в пищу. Возникла система запретов-табу, важнейший из которых относился к запрещению употреблять в пищу тотем, за исключением тех случаев, когда потребление мяса тотема носило ритуальный характер приобщения к нему и тем напоминало о древних нормах и правилах.

Возникший вместе с тотемизмом обычай табуирования стал в условиях первобытной родовой общины важнейшим механизмом регулирования социально-семейных отношений. Так, половозрастное табу разделило коллектив на строго фиксированные брачные классы и тем самым исключило половые связи между близкими родственниками. Пищевое табу не менее строго регулировало характер пищи, которая предназначалась вождю, воинам, женщинам, детям и т. п.

Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать права и обязанности отдельных категорий членов общины. Все эти табу бывали необычайно строгими. Так, в периоды инициации, т. е. приобщения юношей и девушек к числу взрослых мужчин и женщин, табу запрещало женщинам присутствовать при мужских обрядах, а мужчинам - при женских.

Некоторые вещи, принадлежавшие вождю, в том числе и пища, также подчас бывали табуированы. Исследователи приводят примеры того, как воспринималось нарушение табу. Как-то, уже в сравнительно недавнее время, один из племенных вождей в Новой Зеландии оставил остатки обеда, которые подобрал и съел член его племени. Когда последний узнал, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, что было табуировано, он стал корчиться в мучительных судорогах и вскоре умер.

Примеры подобного рода далеко не единичны, причем все они свидетельствуют о том, что закрепленные в табу запреты почитались первобытным человеком в качестве священных и непреложных, нарушение которых неизбежно каралось смертью. Сам факт осознания нарушения табу парализует волю нарушителя, способность его организма к жизнедеятельности, внушает ему необходимость умереть.

Таким образом, тотемизм с его верой в обладающего сверхъестественными возможностями тотемного первопредка, с культом своих в противовес чужим, системой запретов-табу оказался исторически одной из первых форм религиозных представлений возникающей социальной общности - родовой общины.

В настоящее время многие австралийские племена, согнанные в колониальный период с обжитых территорий, стремятся вернуться к своим тотемическим святилищам, возродить на вновь обретённой земле предков древние обряды. «Наша племенная земля — наша мать, — говорят аборигены. — В ней наши сновидения, наши тотемы».

Когда-то тотемизм был широко распространён в Индии. До сих пор у некоторых индийских племён, живущих изолированно в малодоступных горных и лесных районах и не знакомых с индуизмом, сохраняется деление на рода, носящие названия местных растений и животных. Их мифы изобилуют сюжетами о происхождении первых людей от различных животных, о чудесных превращениях людей в растения, в зверей и птиц, о браках между людьми и животными.

Культ священных животных (коров, обезьян, слонов, крокодилов), часто имеющий тотемические корни, вошёл и в индуизм. Главных богов индуистского пантеона обязательно сопровождают священные животные. Так, спутником Шивы является бык, Ганеши, который представляется в образе слона — крыса, Вишну — птица и т. д. (см. подробнее в разделе «Индуизм»). Вероятно, это были тотемы древних родовых и племенных групп.

Тотемические черты ясно видны в образах богов и героев в верованиях коренных жителей Центральной и Южной Америки. Таковы Уицилопочтли — «колибри-левша» — верховное божество ацтеков, Кетсалькоатль — «змей, покрытый зелёными перьями», — одно из главных божеств индейцев, творец мира, создатель человека, владыка стихий (см. статью «Религии древнейших цивилизаций Америки»).

В религиозных представлениях древних греков следы тотемизма хранят мифы о кентаврах, часто встречающиеся мотивы превращения людей в животных и растения.

Анимизм

Анимизм - это вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума, дееспособности и сверхъестественного могущества. Зачатки анимистических представлений возникли в глубокой древности, возможно, еще до появления тотемистических воззрений, до формирования родовых коллективов, т. е. в эпоху первобытных орд.

Однако как система достаточно осознанных и устойчивых взглядов религиозного характера анимизм формировался позже, практически параллельно с тотемизмом. В отличие от тотемизма, ориентированного на внутренние потребности данной родовой группы, на отличия ее от других, анимистические представления имели более широкий и всеобщий характер, были понятны и доступны всем и каждому, причем воспринимались вполне однозначно.

Это и естественно: первобытные люди обожествляли и одухотворяли не только грозные силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию), от которых зависело их существование, но и отдельные заметные детали рельефа (горы и реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже водились духи, которых следовало задобрить, привлечь на свою сторону и т. п.

Даже отдельное заметное дерево, крупный камень-валун, небольшой пруд - все это в представлении первобытного дикаря имело душу, разум, могло чувствовать и действовать, приносить пользу или вред. А раз так, то ко всем этим явлениям природы, горам и рекам, камням и деревьям следовало относиться со вниманием, т. е. приносить определенные жертвы, совершать в их честь молитвенные обряды, культовые церемонии.

Восходящая к анимизму вера в то, что души людей, прежде всего покойников, продолжают свое существование главным образом именно в бестелесной форме, служила как бы соединяющим звеном между групповыми тотемистическими и всеобщими анимистическими верованиями и обрядами. Воздавая должное душам покойных предков, первобытные люди тем самым надеялись на защиту и покровительство покойников в гигантском мире потусторонних сил.

Таким образом, анимистические и тотемистические верования и обряды сливались в практике первобытного коллектива в единый не расчленяемый комплекс, в рамках которого суровые реалии повседневного быта и нелегкой борьбы коллектива за существование находили свое отражение. Это отражение было иллюзорно-фантастическим, причем функция приведения его в соответствие с реальной жизнью выпадала на долю магии.

Магия

Магия - это комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на сверхъестественные силы для получения материальных результатов. Магия возникла параллельно с тотемизмом и анимизмом для того, чтобы с ее помощью можно было реализовать воображаемые связи с миром духов, предков, тотемов.

Фетишизм

Фетишизм - обычай поклоняться различным предметам, которым приписывались сверхъестественные свойства. Их называли фетишами (от порт. feitisso — «амулет», предмет, обладающий защитными, охранительными свойствами). В дальнейшем эта форма религии получила название фетишизм. Видимо, она является одной из самых ранних форм, известных всем народам нашей планеты.

Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, окраски или размера, кусок дерева, части тела животного (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее появились специально изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. Если фетиш не выполнял свои функции, его заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши.

До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов (от лат. — amuliri — отстранять, отвращать). Амулетом служил предмет, которому приписывали магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был всячески оберегать своего владельца от бед и неприятностей. Способность отвращать от беды приписывалась и талисманам (от греч. — telesma - посвящение, чары). Но амулет носили открыто, обычно на шее, а талисман прятали от посторонних глаз.

Фетишем иногда становилась частица почитаемого объекта: например, камень с горы, которой поклонялись, кусочек священного дерева или изображение чтимого животного (фигурка кита, тигра, медведя, птицы, змеи и т. д.). Фетиш мог быть просто рисунком и даже татуировкой на теле. Помимо личных фетишей существовали и общие для всего племени или страны. Обычно ими становилась какая-либо большая гора или красивое, сильное дерево. У общих фетишей могла быть и своя «специализация»: один управлял временами года, другой ведал здоровьем, третий — охотой, рыбной ловлей и т. д.

Особая группа фетишей связана с распространённым у многих народов мира культом предков. Их изображения становятся предметом поклонения. Иногда это идолы — человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины, а иногда предка изображает специальный знак, как это было принято, например, в Китае. Ярким примером фетиша, связанного с культом предков, являются алэлы енисейских кетов. Алэл — деревянная кукла с большой головой, с руками, ногами, глазами из бусин или пуговиц, одетая в традиционную кетскую одежду из сукна и оленьих шкур.

Обычно куклы изображают старух, которые призваны помогать семье во всех её делах. Они охраняют дом, следят за детьми, за скотиной — оленями и собаками. Алэлы переходят от родителей к детям. При перекочёвках их возят в специальном берестяном туеске. По понятиям кетов, человек должен о них заботиться, кормить, одевать, почтительно с ними обращаться. В противном случае членам семьи грозит гибель.

Позже эти все эти внешние явления трансформировались в сознании людей в богов, каждый из которых олицетворял одну из сил природы. Появляются египетские, кельтские, славянские верования, языческий пантеон античных Богов в Древней Месопотамии, Греции и Риме. Также многие современные религии своими корнями уходят в языческие древние верования, например шаманство и индуизм.

Тем не менее, в данном разделе мы рассматриваем ту часть древних верований, традиции которых впоследствии претерпели значительные изменения из-за влияний других религий, либо были утрачены.

70 тысяч лет назад

Сегодня довольно затруднительно ответить на вопрос, какой была самая древняя религия. Известно, что до зарождения современных мировых религий, в мире господствовало язычество. Прежде было принято считать, что самые древние религиозные ритуалы совершались примерно 30-40 тысяч лет назад в Европе.

Однако, последние археологические раскопки, проведенные в южно-африканской стране Ботсвана, дают повод полагать, что 70 тысяч лет назад, еще до того как сформировался homo sapiens, предшественники человека разумного совершали ритуальные поклонения.

Летом 2006 года Шейла Коулсон, профессор университета Осло, обнаружила на северной стороне холмов Цодило (пустыня Калахари) небольшую пещеру, внутри которой находилось каменное изваяние питона высотой в два метра и шириной в 6 метров. Ученые полагают, что это изваяние могло служить предметом поклонения.

Шумерские религии

Также в этом месте, в результате проведения раскопок было обнаружено около 13 тысяч орудий для работы по камню. Следует заметить, что до 90-х годов доступ в пещеру был затруднен, и потому ее не удавалось найти ранее. В случае, если ученые не ошиблись с датировкой, то эта находка вынудит пересмотреть современные представления об эволюции и миграции человека.

Безусловно, очень интересна религия одной из древнейших цивилизаций – цивилизации шумеров . Пантеон богов шумеров был очень сложен: выделяли семь главных богов и богов, называемых ануннаками, которые считались посредниками между людьми и главными богами. Именами ануннаков скреплялись клятвы.

Согласно мифу о сотворении людей «Энки и Нинмах» боги вылепили человека из глины, участь человека заключалась в служении богам. У каждого было личное божество, которое охраняло человека (прототип ангела-хранителя в христианстве).

Загробная жизнь и религия инков

Представления шумеров о загробной жизни были довольно специфичными. Считалось, что умершие, пройдя через семь ворот загробного мира, переправлялись через реку, которая служила границей между миром живых и миром мертвых. Представления у суде мертвых у шумеров отсутствуют. Считалось, что участь каждого умершего в загробном мире нелегка, только павшие в бою, многодетные и те, по ком был исполнен погребальный обряд, удостаивались сносной жизни.

Религия инков - одна из наиболее необычных. Пантеон богов очень многообразен, что объясняется их толерантной политикой по отношению к завоеванным народам: они великодушно включали в свой пантеон чужих богов, а не пытались запретить другие верования, потому обязанности многих богов повторяются.

Святые места инков назывались «уака», ими могли быть скалы, холмы, утесы, ручьи, горы, пещеры, дома и даже мумии. Многие из них до сих пор почитаются народами Перу. Из Доклада королю Испании известно, что у индейцев Перу насчитывалось 10422 идола, из них 1365 мумий. Примечательно, что некоторые уаки из числа мумий являлись основателями инкских родов, племен и селений.

Древний буддизм

На сегодняшний день достоверно известно, что буддизм - самая древняя из трех современных мировых религий. Буддизм возник примерно 2500 лет назад на основе древних учений Индии. Основателем буддизма был Будда Шакьямуни (623-544 г.г. до н.э.).

В буддистском учении земная жизнь, равно как рай и ад, представляется всего лишь одной из ступеней, которую человек должен преодолеть на пути к божественному, посредством освобождения от цепи перерождения. Освобождение от цепи перерождения достигается путем строгого соблюдения всех правил таких как: не причинять страдания ни человеку, ни животному, не употреблять животной пищи, медитация и др.

Основу буддийского вероучения составляет стремление человека к божественному началу, просветлению и нирване, достигнуть которое возможно путем возвышения над земными привязанностями, духовного самосовершенствования и медитации.

Религия является неотъемлемой частью жизни практически каждого человека. Потребность поклоняться высшим силам выражается в духовном осознании мира и вере в сверхъестественное. Возникает интересный вопрос о том, какая самая как она возникла и развивалась.

Изучив все имеющиеся сведения о периоде палеолита, учёные пришли к выводу, что люди этой эпохи развивали духовные отношения, на что указывают обычаи ритуальных захоронений того времени, а также Скорее всего, наши предки верили, что мир населяют божества, а разные места и считали живыми. Кроме того, обычаи погребения дают нам представление о вере в жизнь загробную.

Но всё-таки, что же представляла собой самая древняя религия? Ответы на вопрос зависят от того, какую позицию занимают различные авторы, изучающие Некоторые утверждают, что религия была искусственно создана человеком, а не являлась результатом эволюционного развития. Так, согласно этой точке зрения, женщина и мужчина знали только одного Бога, который их создал, они поклонялись ему, принося различные жертвы. Описанные в Библии монотеизм и жертвоприношение, явились первыми характеристиками религии в первоначальной её форме. Свидетельством этому могут служить древнейшие литературные памятники Китая, Греции, Египта и традиции многих народов.

Но есть и иная точка зрения, основанная на теории эволюции Ч.Дарвина. Согласно ей, требовался большой период времени для становления и развития религиозных верований. Сначала эти верования основывались на поклонении людей духам, так как возникал страх перед их мощью. Затем Израиль сводит многообразие богов различных наций к одному племенному богу, что проложило путь к усовершенствованию религии как таковой.

Рассматривая то, какая религия самая древняя, необходимо отметить, что в современное время на Земле существует большое количество религиозных направлений, так называемых духовных знаний, которые подразделяются на несколько систем. Так, к первичному учению относят арийское - Ведантизм (тайноведение). Далее оно трансформировалось в Брахманизм, а затем - в Буддизм. Арийские традиции переняла русская доисторическая религия, так появилось язычество - поклонение стихиям. Эти верования были побеждены не полностью, и уже через несколько тысячелетий на их основе развивалась религия

И Вавилона стала основой для зарождения знаний, которые частично переданы нам в Библии (поэтому мнение, что христианство - самая древняя религия, ошибочно). На их основе развивалась оказавшая большое влияние на духовное развитие всей Европы. Кроме того, эти учения легли в основу религии древней Иудеи, на которую в дальнейшем будет опираться христианство. Знания древнеегипетской цивилизации, иудеев и христиан частично сохранены в исламе.

Чёрная раса практиковала церемониальную магию, сохраняя ритуалы и обычаи африканских колдунов. Жёлтая раса породила учения Лао-Цзы (Даонизм), а также шаманизм, дзен-буддизм и Шинту.

Таким образом, нельзя с точностью сказать, какая самая древняя религия на Земле, поскольку с ранних времён все знания, обряды, ритуалы и обычаи распространялись во время смешения народов и миграции племён. Так, идея жертвоприношения сначала принадлежала цивилизации чёрной расы, позже она была перенята народами всех континентов и существовала не одно тысячелетие на Земле.

Таким образом, ответ на вопрос о том, какая самая древняя религияна планете, неоднозначен, и зависит от мировоззрений и взглядов историков.

Традиционно вопросы веры вызывают больше всего споров и диспутов. Сколько копий сломано в выяснениях, какая религия самая правильная, какая глубже отражает суть человека и мира, какая лучше всех остальных.

И крайне редко такие дебаты проходят мирно. Чаще всего, исчерпывая все аргументы, участники хватаются за дубины (в древние времена), мечи (ближе к нам) или бомбы и ракеты (сегодняшние дни).

В результате может показаться, что такие споры велись вечно, и так же вечно религия окружала человека. Но это далеко не так. И даже самые древние религии мира появились во вполне обозримом прошлом, что только подтверждает это. Итак, давайте разберемся, во что на самом деле верили наши далекие предки и как именно они это делали.

Предтечи религии

Иногда считают, что любая вера в надприродные силы – это уже религия. Но ученые четко перечисляют её основные характеристики, отделяя от мифологии и примитивных верований. Каждая из этих форм мировоззрения основывалась на предыдущей, логически из неё вытекая. Поэтому, чтобы разобраться в древних религиях, нужно в двух словах описать их предтеч.

Древние верования

С древними верованиями все относительно просто. Человек не различал особой разницы между собой, деревом, камнем, ручьем и волком. Подумаешь, один лежит на земле и никуда не бегает, а другой регулярно воет в ближайшем лесу, все равно каждый из них по-своему живой.

Так появились:

  • Анимизм – вера в живую, в прямом смысле слова, природу.
  • Тотемизм – вера в то, что волк, сова или олень может быть ближайшим родственником, если не по крови, то точно по духу.
  • Фетишизм – но не в современном понимании, а как вера в возможность мыслительного процесса у неодушевлённых предметов.
  • Шаманизм и магия – вера в то, что некоторые люди могут взаимодействовать не только со своими соплеменникам, но и духами всего, что их окружает.

В определенном смысле, эти верования – самые древние религии. Но в них человек не отделял себя от окружающего мира, он жил с ним рядом, и всем было легко и комфортно.

Мифология

Но потом появилась мифология – немного усложненный предыдущий вариант. В ней также животные с легкостью превращались в людей, люди становились растениями, оживали скалы или наоборот каменели люди. Но уже появились сущности, превосходящие этот странный круговорот – боги (пока – во множественном числе). Хотя между ними и людьми грань тоже была достаточно хрупкой. Боги с удовольствием пакостили или помогали людям, те, в меру своих сил им мстили или выпрашивали различные пряники, но, в целом, это была единая замкнутая система. Примеры также знает любой:

  • Греческие мифы – многосерийный любовно-трагикомический фильм о взаимоотношении дюжины богов-олимпийцев, несметного количества более мелки богов и богинь, множества непонятных существ вроде сатиров, нимф и прочих кентавров-минотавров и людей.
  • Древнеримская мифология – тот же многосерийный фильм, адаптированный под римские условия.
  • Египетские мифы – страсти вокруг солнечного цикла, его рождения, гибели, очередного рождения – и дальше по кругу при участии гибридных богов.
  • Индийская мифология – абсолютно непонятная чужестранцу смесь верований нескольких сотен племен и народностей, населявших сегодняшнюю Индию.
  • Славянская мифология – основа многих знакомых нам с детства сказок. Как правило, в первоначальном варианте читать их детям не рекомендуется во избежание стрессов.

Продолжать в таком духе можно очень долго, потому что каждый народ имел свою мифологию, а иногда даже несколько.

Религии

Вот таким долгим и сложным путем мы, наконец, подошли к религиям. Так чем же даже самая древняя религия мира отличается от самой свежей мифологии? Двойственностью мира. Раньше для человека все было просто и понятно: вот я, вот боги, вот природа, все живут вместе и не мешают друг другу.

Но люди не ищут простых путей, и чтобы все окончательно усложнить и запутать, они создали религии. В них бог (или боги – не принципиально) выделяются за пределы этого мира, помещаются над ним, имея возможность задавать и создавать обстоятельства для живущих в нем.

Человек также получает двойную природу: с одной стороны, он живет в этом мире, с другой стороны, потом уйдет из него и перейдет в лучший (или худший, смотря как будет себя вести). Такие принципы имеет и самая старая религия и самая молодая.

Примеры древних религий

Чтобы было немного проще ориентироваться, приведем несколько примеров самых древних религий:

  • Иудаизм . Первая из серии авраамических религий, куда также входит христианство (весьма распространенная религия), ислам (тоже популярная) и множество их ответвлений.
  • Даосизм . Поиск и следование «пути», который имеет каждый предмет, явление и человек.
  • Индуизм . Основана на мифологии этого народа, только ещё сложнее и запутаннее. База для множества других религий: синтоизм, кришнаизм, буддизм, шиваизм, шактизм и много других интересных слов.
  • Зороастризм . Поклонение огню во всех возможных формах.

Из этих религий как грибы после дождя развились ещё несколько сотен, а то и тысяч новых. И они продолжают появляться каждый день. Как вы видите, самые распространенные на сегодняшний день религии не только не самые древние, но ещё и вторичные, по отношению к другим.

А это делает абсолютно бессмысленным поиск ответа на вопрос, какая религия самая древняя, самая правильная или самая лучшая. Все они имеют право не существование, пока приносят людям пользу, радость и стимул к самосовершенствованию, а не наоборот.

Самые новые религии

Но и сегодня появляются все новые и новые религии, и не только как ответвления от существующих, но и полностью уникальные:

  • Пастафарианство . Приверженцы веруют в Летающего Макаронного Монстра и даже отстояли право фотографироваться на паспорт в дуршлаге – их священном элементе одежды.
  • Копимизм . Священными символами для них являются сочетания клавиш Сtrl+C и Ctrl+V, а обряд копирования и распространения информации – религиозным обрядом. Так изящно обошли запрет на торрент-трекеры.
  • Гуглизм . Эта самая молодая религия признает Священный Гугл существом вечным, бессмертным и всеведущим.

Так что, даже такие странные не первый взгляд (и на второй тоже) верования тоже признаются религиями. Забавно, не правда ли?