Стремясь преодолеть кризис 2008 года, российский ЦБ запустил весьма сомнительную систему санации рухнувших банков, что во многом предопределило дальнейшее развитие банковской системы

События последних месяцев, когда в России регулярно рушатся крупные банки, породили много разговоров и прогнозов относительно случившегося или наступающего банковского кризиса. При всей важности событий в банковском секторе, на мой взгляд, ко всему происходящему нужно относиться сдержанно, применяя хорошо известный принцип: мухи отдельно, котлеты отдельно.

От ошибок к обвалу

Начнем с определений. Единого определения банковского кризиса в мире нет, однако МВФ, например, традиционно понимает под этим ситуацию, когда банки в массовом порядке оказываются неспособными исполнять свои обязательства перед клиентами, когда клиенты не могут получить наличные деньги или осуществить платежи, а для выхода из сложившейся ситуации государство должно затратить значительные суммы бюджетных средств или средств центрального банка. Обычно про банковский кризис начинают говорить, когда со сложностями сталкиваются несколько достаточно крупных банков, составляющих значительную часть банковской системы (или какую-то ее часть, например, в конце 1980-х годов в Америке был кризис ссудо-сберегательных ассоциаций, но кризисные явления не вышли за пределы этого сектора), которые зачастую попадают в кризисную ситуацию по принципу домино — увидев очереди у отделений одного банка, вкладчики других бегут к своему.

Чтобы говорить о наличии банковского кризиса, необходимо и наличие внешней «системной» причины, из-за которой банки столкнулись со сложностями. Это может быть девальвация национальной валюты, или резкий экономический спад и нарастание объема плохих кредитов на балансах банков, или резкое падение стоимости какого-то класса активов (ценные бумаги или земля), которые принимались банками в качестве залогов при выдаче кредитов. Ошибки в управлении одним конкретным, пусть и крупным, банком практически никогда не становятся причиной системного кризиса, достаточно вспомнить крах банка Barings, обанкротившегося в 1995 году из-за слабостей внутреннего контроля и системы управления рисками.

Очевидным примером банковского кризиса в России стали события 1998 года, когда многие крупные частные банки оказались неспособными исполнять свои обязательства перед клиентами. В июне—июле возникли проблемы у двух крупных банков — «СБС-Агро» и Инкомбанка, что поставило их на грань неплатежеспособности, однако никак не повлияло на работоспособность остальных банков. И только после 17 августа, когда правительство заявило о неспособности платить по своим долгам, а ЦБ перешел к плавающему курсу рубля, начались проблемы у остальных банков, а их вкладчики, хранившие свои сбережения в иностранной валюте, потеряли существенную часть накоплений, даже если соглашались воспользоваться системой квазигарантирования депозитов, придуманной в Банке России прямо на ходу. Для выхода из кризиса ЦБ тогда использовал и традиционные схемы поддержки банков (кредиты), и нетрадиционные — централизованный многосторонний клиринг; в результате к концу 1998-го российская банковская система восстановила свою работоспособность, а те банки, которые смогли удержаться в кризисные времена, продолжали свою деятельность.

Щедрость ЦБ

События 2008 года уже гораздо сложнее описывать, используя кризисную терминологию. С одной стороны, были очевидные внешние шоки (падение цен на нефть и фондового рынка, девальвация рубля, экономический спад); с другой — хотя отток вкладов населения из банков по своей интенсивности и масштабам был сопоставим с уровнем 1998 года (около 20% вкладов), активное кредитование банков со стороны ЦБ привело к тому, что большинство из них смогло не только нормально проводить платежи и выдавать деньги клиентам, но и быстро нарастить валютные активы в тот момент, когда Центробанк удерживал курс рубля, пытаясь создавать иллюзию стабильности, что за счет последующей девальвации позволило банкам хорошо заработать и компенсировать потери, понесенные на первой стадии кризиса.

Хотя кризисной волной с головой накрыло несколько банков — «Глобэкс», «КИТ-Финанс», Связьбанк, — ни один из них не являлся по-настоящему крупным и системным, способным вызвать «эффект домино». Стоит вспомнить, что уже в самых первых антикризисных мерах правительства присутствовала мощная поддержка двух крупнейших банков (Сбербанка и ВТБ), которые мгновенно получили сотни миллиардов рублей. Похоже, что в устойчивости этих двух банков существовали сомнения, которые материализовались — Сбербанк, достаточно быстро вернувший Банку России часть полученного кредита, весной 2015-го восстановил свой заем в полном объеме (500 млрд руб.), а ВТБ даже и не делал попытки погасить полученный заем. Очевидно, что действия государства в тот момент сыграли огромную стабилизирующую роль.

Проблема госконтроля

И здесь мы подходим к очень важному наблюдению: уже к 2008 году доля государства в банковской системе превышала 50% и по сумме активов, и по сумме вкладов населения. И решительная поддержка госбанков во время кризиса (бюджетные деньги получили еще и государственные ВЭБ и Россельхозбанк) показала, что государство намерено любой ценой удерживать их на плаву. Если вспомнить, что еще примерно 20% российской банковской системы в то время контролировалось банками с иностранным капиталом, которые, проводя сверхсдержанную политику, оказались крайне далеко от кризисной черты, то становится понятно, что в потенциальную зону риска попадало максимум 30% системы, принадлежавшие российскому частному бизнесу. Однако крайне тяжело представить себе, что все частные банки рухнут одновременно, и это сужает пространство потенциального кризиса еще больше.

Таким образом, нужно зафиксировать, что высокая доля государства в банковском капитале является в России своеобразным противовесом любым кризисным процессам. В какой-то мере такая картина напоминает китайский банковский сектор — о наличии огромного количества плохих активов на его балансах не знает только ленивый, эксперты уже несколько лет предсказывают масштабный кризис, но акционерный контроль государства за банками позволяет удерживать ситуацию с помощью то реальных денежных вливаний, то простых бухгалтерских проводок. К настоящему времени доля государства в российской банковской системе превысила 70% (доля банков с иностранным капиталом снизилась примерно вдвое), поэтому сила этого «противовеса», несомненно, возросла, однако и негативные последствия дали о себе знать.

Стоимость преодоления банковского кризиса 2008-го оказалась в России весьма значительной — по оценкам Центра развития, это примерно 7,6% ВВП, — но эффективность использования этих средств была крайне низка. С одной стороны, большая часть помощи сконцентрировалась у госбанков, система управления которыми после кризиса не стала лучше. С тех пор практически каждый год федеральный бюджет выделяет в той или иной форме деньги на поддержку госбанков.

С другой стороны, в кризис 2008 года Центральный банк запустил весьма сомнительную по своей сути систему санации рухнувших банков. Мировая практика показывает, что поддержку банку имеет смысл оказывать до момента его фактического банкротства — если оно случилось, то потеря банком репутации на рынке не подлежит восстановлению. Однако, как это часто бывает, мировой опыт России не указ, к тому же каждый раз при принятии решения о санации банка имелись веские причины: у одного банка был привлекательный портфель недвижимости, у другого — крупные пакеты акций телекоммуникационных компаний, у третьего банка нужно было спасать крупный депозит очень-очень важного клиента. Так что не надо удивляться, что ни один банк, попавший в руки санаторов (кто бы этим санатором ни был), не смог вновь стать нормально работающим, что, впрочем, не останавливало руководство Банка России от принятия все новых решений о начале санации. О том, к чему это привело, мы расскажем в следующей колонке.

Сергей Алексашенко, старший научный сотрудник Института Брукингса, первый зампред ЦБ в 1995–1998 годах

08.02.2018
События. ЦБ подрегулировал словарь. В программном документе Банка России появились новые понятия. Вчера был обнародован программный документ Банк России, описывающий планы по развитию и применению новых технологий на финансовом рынке на ближайшие годы. Основные идеи, понятия и проекты так или иначе регулятором уже анонсировались. При этом ЦБ вводит и раскрывает новые термины, в частности, RegTech, SupTech и «сквозной идентификатор». Эксперты отмечают, что эти направления уже давно и успешно развиваются в Европе.

08.02.2018
События. Госдума выписала капиталу пропуск в Россию. Однократную амнистию бизнеса решено повторить. Госдума России приняла в среду в первом, а спустя несколько часов - и во втором чтении инициированный Владимиром Путиным пакет законопроектов о возобновлении амнистии капиталов. Новый акт «прощения» объявлен вторым этапом кампании 2016 года, которая подавалась тогда как однократная и была фактически проигнорирована бизнесом. Поскольку привлекательности у российской юрисдикции и доверия к ее правоохранителям за прошедшие два года не прибавилось, сейчас ставка сделана на тезис о том, что капиталы в страну надо возвращать потому, что за рубежом им хуже, чем в России.

07.02.2018
События. Контроль и надзор подгоняют по фигуре. Бизнес и власти сверили подходы к реформе. Итоги и перспективы реформы контрольно-надзорной деятельности обсудили вчера представители бизнес-сообщества и регуляторов в рамках «Недели российского бизнеса» под эгидой РСПП. Несмотря на снижение числа плановых проверок на 30%, бизнес жалуется на административную нагрузку и призывает власти оперативнее реагировать на предложения предпринимателей. Правительство, в свою очередь, планирует заняться пересмотром обязательных требований, реформой КоАП, цифровизацией и приемом отчетности в режиме «одного окна».

07.02.2018
События. Эмитентам добавят прозрачности. Но инвесторы ждут дополнений по собраниям акционеров. Московская биржа готовит изменения в правила листинга для эмитентов, чьи акции находятся в высших котировальных списках. В частности, компании обяжут создавать на своих сайтах специальные разделы для акционеров и инвесторов, ведение которых будет контролироваться биржей. Крупные эмитенты уже удовлетворяют этим требованиям, однако инвесторы считают важным эти обязанности закрепить в документе. Кроме того, по их мнению, бирже стоит обратить внимание на раскрытие информации к собраниям акционеров, что является наиболее болезненным вопросом во взаимоотношениях эмитентов и инвесторов.

07.02.2018
События. ЦБ России вчитается в рекламу. Финансовый регулятор нашел новое поле для надзора. Добросовестность финансовой рекламы скоро начнет оценивать не только Федеральная антимонопольная служба, но и ЦБ. С этого года в рамках поведенческого надзора Банк России будет выявлять рекламу финансовых компаний и банков, содержащую признаки нарушений, и сообщать об этом в ФАС. Если банки будут получать не только штрафы от ФАС, но и рекомендации ЦБ, это может изменить ситуацию с рекламой на финансовом рынке, считают эксперты, но порядок применения надзорных мер ЦБ в новой сфере пока не описан.

06.02.2018
События. Не по акценту, а по паспорту. Иностранные инвестиции под контролем россиян останутся без международной защиты уже весной. Законопроект правительства, лишающий вложения подконтрольных россиянам зарубежных компаний и лиц с двойным гражданством защиты закона об иностранных инвестициях, в частности, гарантий свободы вывода прибыли, будет принят Госдумой России уже в начале марта. Документ не признает иностранными и инвестиции через трасты и иные доверительные институты. Подконтрольные россиянам структуры, вкладывающиеся в стратегические активы в РФ, Белый дом по-прежнему готов считать иностранными инвесторами - но для них это, как и ранее, означает только необходимость согласования сделок с комиссией по иностранным инвестициям.

06.02.2018
События. Госструктурам не даются банки. ФАС России намерена ограничить экспансию госсектора на финансовом рынке. Федеральная антимонопольная служба разработала предложения об ограничении покупок банков государственными структурами. ФАС планирует внести поправки в закон «О банках и банковской деятельности» и сейчас прорабатывает их с Центробанком (ЦБ). Исключение могут составить санация банков, обеспечение доступности банковских услуг на нуждающихся в этом территориях, а также вопросы безопасности страны. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже поддержала данную инициативу.

06.02.2018
События. Аудиту онлайн дали шанс. ФРИИ готов поддержать дистанционные проверки. Аудит в режиме онлайн, до сих пор являвшийся побочной ветвью этого бизнеса, которым занимались преимущественно недобросовестные компании, получил поддержку на государственном уровне. Фонд развития интернет-инициатив инвестировал в компанию «АудитОнлайн» 2,5 млн руб., таким образом признав перспективность данного направления. Однако участники рынка уверены, что законного будущего у онлайн-аудита нет - дистанционные проверки противоречат международным стандартам аудита.

05.02.2018
События. От законных сделок рекомендовано воздержаться. ЦБ России счел «скрытое доверительное управление» неэтичным. Банк России предостерегает профучастников от использования некоторых популярных, но не вполне этичных по отношению к клиентам практик на фондовом рынке. Описанные в письме регулятора схемы лежат в законной плоскости, поэтому ЦБ ограничился рекомендациями. Но фактически регулятор обкатывает применение мотивированного суждения, право на использование которого законодательно пока не утверждено.

05.02.2018
События. В поглощении будет меньше занимательного. ЦБ России стимулирует банки сокращать кредитование сделок M&A. Идея ЦБ стимулировать банки кредитовать не сделки по слиянию и поглощению компаний, а развитие производства обретает конкретные черты. Первым шагом может стать указание банкам формировать повышенные резервы под кредиты, выдаваемые на сделки M&A. По мнению экспертов, это сократит подобное кредитование, но чтобы банковские ресурсы пошли на развитие производства, потребуются дополнительные стимулирующие меры.

Банковский кризис (Banking Crisis) — резкое изменение внешних и внутренних условий деятельности , в результате чего она становится неспособной стабильно функционировать и выполнять свои основные функции. Различают кризис в отдельном банке и системный кризис банковской системы . Банковский кризис является значительным потрясением для всей экономики страны и характеризуется резким снижением и банков, кризисом неплатежей, невыполнением банками своих обязательств перед кредиторами и вкладчиками, увеличением удельного веса проблемных и просроченных кредитов, снижением доходности , а иногда и значительного количества банков. Банковский кризис сопровождается массовым изъятием средств из банковской системы, снижением темпов и объемов кредитования, повышением процентных ставок и уровня , падением потребительского спроса и снижением объемов производства.

К основным факторам возникновения банковского кризиса относят экономические, политические и социальные. Причинами банковского кризиса могут быть , кризисы денежно-кредитной системы или специфические кризисы на отдельных финансовых или крупных товарных рынках. Как правило, толчком к банковскому кризису, который дестабилизирует развитие банковской системы, являются внешние факторы, сопровождающиеся резкой национальной валюты, значительным , биржевыми кризисами, высокой , обесценением банковских вкладов и финансовых активов, особенно и недвижимости.

Однако истинные причины банковского кризиса находим в деятельности самих банков, которые по своей природе являются высоко рисковыми учреждениями и всегда должны быть готовы предотвратить любой риск. К внутренним причинам банковского кризиса относят недостаточный уровень , низкий уровень и корпоративного управления, значительную зависимость от внешних заимствований, несовершенство и .

Главным отличием системного банковского кризиса является то, что он охватывает большинство банков, влияет на финансовое состояние небанковских финансовых учреждений и другие сектора экономики, приводит к банковской системы вследствие потери значительной части банковского капитала, а также к значительным финансовым потерям населения, к снижению доверия к банковской системе и национальной валюте.

Наиболее известными банковскими кризисами являются кризисы в 1990-х годах в Аргентине, Чили, Мексике, странах Юго-Восточной Азии, где потери составляли 10-40% ВВП. Во время кризиса в 1994 г. в Мексике отток портфельных инвестиций составлял около 50 млрд. долл. США. Значительные потери в 1998 г. понесла Россия, когда рубль был девальвирован почти на 80%, а в 2009 г. для устранения последствий кризиса ЦБ России использовал 211 млрд. долл. США своих золотовалютных резервов. Мировой финансовый кризис 2008-2009 гг., который сопровождался банковским кризисом, оказался разрушительным для финансовых и банковских систем многих стран.

Днем рождения мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. считают 15 сентября 2008 г., когда о своем банкротстве объявил один из крупнейших инвестиционных банков мира — Lehman Brothers. Эта дата заняла место в учебниках истории не только как крупнейшее банкротство в мире, но и в качестве точки отсчета глобального финансового кризиса. Коллапс финансовых рынков, угроза банкротства крупнейших финансовых учреждений мира, рекордный обвал фондовых рынков — вот краткое описание того, что произошло в следующие несколько недель после краха Lehman Brothers.

Источником мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. стал банковский сектор, который из-за накопления значительных объемов индивидуальных рисков оказался слабо регулируемым звеном . Теория «рассеивания риска», на которую опирались финансисты много лет, считая, что путем хеджирования индивидуальных рисков можно избежать системных потрясений, оказалась ложной.

Методология и инструменты прогнозирования системных рисков и банковского кризиса оказались недостаточно разработанными или отсутствовали вообще. Регуляторные системы многих стран не учли реальные проблемы развития финансового сектора, а сами регуляторы не смогли предусмотреть кризисные явления и оперативно отреагировать на банковские паники и финансовые шоки.

Последствия кризиса устранялись как путем использования инструментов монетарной политики центральных банков, так и путем активных действий правительств с использованием значительных сумм бюджетных средств. Однако практика показала, что такой метод для многих стран оказался не самым эффективным с социально-экономической точки зрения, что привело к социально-экономическим кризисам и усилению социальной напряженности. Еще в течение 2010-2012 гг. в отдельных странах финансовые рынки и банковские системы чувствовали последствия глобального кризиса.

Украина считается одной из наиболее пострадавших стран. За период кризиса ВВП страны сократился на 15,4%, промышленное производство — на 22%, а национальная валюта обесценилась на 68%.

В России начался системный банковский кризис, и в ближайший год высока вероятность его усугубления, пишет РБК со ссылкой на экспертов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в своем отчете. Они полагают, что вскоре доля проблемных активов в активах банковской системы превысит 10%, а как минимум одному из системообразующих банков потребуется докапитализация за счет средств государства

Высокий риск возникновения системного банковского кризиса до сентября 2015 года эксперты ЦМАКП описали в обзоре, опубликованном в среду, 15 октября. По мнению авторов отчета, уже сейчас вероятность возникновения банковского кризиса в России превышает критический порог.

Системным банковским кризисом эксперты ЦМАКП называют ситуацию, при которой реализуется, по крайней мере, одно из трех условий: во-первых, изъятие клиентами значительной доли средств со счетов и депозитов; во-вторых, доля проблемных активов в общих активах банковской системы превышает 10%; в-третьих, проводится реорганизация или национализация значительной части (более 10 банков или масштабная (в объеме более 2% ВВП) единовременная рекапитализация банков государством. Третья мера является вынужденной: ее цель – сгладить последствия оттока клиентских средств из банков и роста проблемных банковских активов.

Одно из этих условий было выполнено в первом квартале 2014 года, указывают эксперты ЦМАКП: средства всех категорий банковских клиентов на счетах и депозитах сократились на 1,4%, в том числе средства физических лиц – на 3,9%. «Формально с этого момента можно говорить об идущем системном кризисе банковского сектора», – указано в обзоре.

Эксперты ожидают, что в ближайшее время доля проблемных активов банковской системы превысит 10% (сейчас – чуть выше 8%). Кроме того, в отчете ЦМАКП отмечается, что минимум один из системообразующих банков потеряет устойчивость и ему потребуется поддержка государства. «Этот вывод основан на анализе динамики просроченных кредитов и показателей достаточности капитала российских банков», – говорится в документе.

Однако специалисты не считают ситуацию катастрофической и уверены, что помочь выбраться из банковского кризиса могут три фактора. Во-первых, косвенное положительное влияние на банковскую систему оказывает снижение реального эффективного курса рубля. В обзоре указано, что пока снижение не является обвальным, оно способствует восстановлению прибыльности предприятий, конкурирующих с импортом, и экспортеров. Кроме того, процесс роста безработицы приостановился, что снижает риск увеличения числа неплатежеспособных заемщиков – физических лиц. Также эксперты ЦМАКП отмечают, что важна доля кредитов предприятиям и населению в ВВП: «Прирост этого показателя прекратился из-за охлаждения рынка кредитования физических лиц. Это создает предпосылки для стабилизации уровня долговой нагрузки».

Аналитики УМАКП полагают, что в РФ проходит системный банковский кризис, причем в ближайшие 12 месяцев существуют серьезные опасения его усугубления. Эксперты считают, что не за горами время, когда проблемных банковских кредитов станет более 10% от их общего количества, в результате, по меньшей мере, одному системообразующему банку нужна будет докапитализация и помощь от государства.

В Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ожидают, что до сентября следующего года в России возникнет системный банковский кризис. Об этом сообщает РБК со ссылкой на обзор ЦМАКП, опубликованный сегодня. Эксперты полагают, что на данный момент вероятность его появления уже превысила критический порог – на начало сентября сводный опережающий индикатор достиг 0.105, в то время как его пороговое значение составляет 0.098.

Когда наступает системный банковский кризис

Под системным банковским кризисом понимается ситуация, для которой характерна реализация одного из следующих условий:

  1. Клиенты снимают существенную долю средств с депозитов и счетов
  2. Количество проблемных активов среди общих активов более 10%
  3. Свыше 10% банков национализируются либо реорганизуются
  4. Государство проводит масштабную одновременную докапитализацию банков объемом свыше 2% ВВП

Если говорить о последних двух мерах, то они вынужденные и направлены на нивелирование последствий оттока из банков средств клиентов, а также увеличения проблемных активов.

Аналитики ЦМАКП сообщают, что в I квартале 2014 года денежные средства на депозитах и счетах снизились на 1.4%, причем средства физлиц уменьшились сразу на 3.9%. Это одно из условий. В обзоре говорится, что с того времени можно считать, что в банковской сфере начался системный кризис».

По мнению аналитиков в ближайшее время доля сложных активов всей системы банков перевалит за 10%, на данный момент она составляет немногим более 8%. К тому же ЦМАКП сообщает, что хотя бы одному из системообразующих банков будет необходима помощь государства, поскольку он утратит устойчивость. В отчете говорится: «К этому можно прийти, если проанализировать динамику просроченных кредитов, а также показателей достаточности капитала банков РФ».

Три фактора, которые помогут банковской системе России

В то же время не оценивают сложившуюся ситуацию как катастрофическую, по их мнению, существует 3 фактора, которые помогут преодолеть банковский кризис. Первый из них – уменьшение реального эффективного курса рубля положительно сказывается на банковской системе. В документе сообщается, что до тех пор, пока уменьшение не станет обвальным, оно поможет предприятиям, которые конкурируют с импортом, восстановить прибыльность, а также поддержит экспортеров. К тому же замедлился процесс увеличения безработицы, в результате снизилась вероятность увеличения численности неплатежеспособных заемщиков – физлиц. Также аналитики ЦМАКП обращают внимание на важность доли кредитов населению и корпоративному сектору в ВВП: «Рост данного показателя снизился ввиду охлаждения рынка кредитования физлиц. Благодаря этому создаются предпосылки для стабилизации долговой нагрузки».

По мнению аналитиков, данные три фактора в ближайшее время помогут прекратить начавшийся банковский кризис.