21-03-2014, 06:24


На территории, занимаемой сегодня Россией, земледелие возникло позднее, чем в странах Древнего Востока и юга азиатского материка. Одна из главных причин этого - грандиозное оледенение, которое в четвертичный период охватило всю северную часть территории современной России, дошло до южных районов Украины, гор Тянь-Шаня и Памира.
Лишь по мере таяния ледников и отступления их на север здесь появилась растительность, а за нею и животный мир. Постепенно с юга русские равнины стали заселяться человеком, появились зачатки земледелия. Наиболее благоприятными условиями для развития земледелия отличалась южная часть центральных областей страны, где свободные от леса площади перемежались с лесными массивами, а почвы были довольно плодородны.
На территории Краснодарского края и Закавказья наиболее древние очаги земледелия относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры. Территория от Днепра на востоке до Карпат на западе и до Балтийского моря на севере с конца третьего и во втором тысячелетии до новой эры была заселена нашими далекими предками славянскими земледельческими племенами антов и венед.
В средней полосе России (бассейн верхней Волги и Оки) переход от охотничье-рыболовецкого промысла к земледелию и скотоводству отражает так называемая дьяковская культура, названная по раскопкам древнего городища Дьяково под Москвой. Земледелием здесь древние россияне стали заниматься во второй половине 1 тысячелетия до новой эры - на грани эпохи бронзы и раннего железа.
В середине 1 тысячелетия до н. э. юг нашей страны населяли многочисленные племена скифов и сарматов. В основном они вели кочевой образ жизни, но имелись и оседлые племена, занимавшиеся земледелием. По свидетельству древнегреческого историка Геродота, жившего в 5 веке до н. э., земледельческие племена, населявшие низовья Днепра, Буга и Днестра, выращивали хлеба не только для себя, но и на продажу.
Византийский писатель Маврикий Стратег так писал о восточнославянских племенах, живших в лесостепных и лесных районах: «У них большое количество скота и плодов земных, лежащих в кучах (скирдах), в особенности проса и пшеницы».
До середины 1 тысячелетия до н. э. (до освоения производства железа) обработка земли велась деревянными лопатами, роговыми или каменными мотыгами. Располагая такими примитивными орудиями, древние земледельцы не могли освобождать землю от леса. Поэтому обрабатывались лишь небольшие безлесные участки. Земледелие носило огородный характер с устройством гряд или клумб.
С появлением железных орудий - топора, мотыги, наконечников пахотных орудий - появилась возможность расчистить от леса значительные площади и распахать целинные земли (рис. 45). К этому времени земледельцы начали использовать животных в качестве тягловой силы.

Использование человеком животных, физически гораздо более сильных, чем он сам, позволило ему не только значительно увеличить силу своих мышц, но также дало возможность превращать грубые (не пригодные для человека) корма в полезную форму энергии. Освоение больших территорий стимулировало переход от огородного земледелия к полевому.
В это время земледелие стало играть значительную роль в жизни славян, оно отделилось от домашнего хозяйства. А поскольку земледелием преимущественно занимались мужчины, к ним перешло главенство в хозяйственной и общественной жизни. Так развитие земледелия определило смену матриархата патриархальной семьей - с главенством деда, отца или старшего брата.
Земледелие оставалось основным занятием всех славянских племен и на протяжении средних веков новой эры. Технология его основывалась на применении примитивных пахотных орудий, борон, железных серпов и деревянных цепов для обмолота хлеба. В земледелии господствовали зерновые культуры, тягловой силой в северных районах были лошади, а на юге быки.
Преобладало натуральное потребительское хозяйство. Часть продукции шла для обеспечения княжеских дворов с их дружинами и снабжения зарождавшихся городов. Продукцию продавали или обменивали на кустарные изделия горожан-ремесленников.

Развитие земледелия и скотоводства медленно ограничивало власть случайности над жизнью первобытного человека.

Первые шаги земледелия тесно связаны с простым собиранием растительной пищи в том виде, как ее давала природа.

Бродячая орда, занимавшая определенную область, время от времени возвращалась к тому месту, где она нашла большие количества растительной пищи: кореньев и плодов, стеблей и семяк. Сначала случайные, эти возвращения делались правильными и периодическими, если при своих возвращениях в определенное время года человек всякий раз находил ту же пищу, как и раньше. Собирание растительной пищи приобретало более или менее регулярный характер.

Племена, которые перешли к правильной охоте, не оставляют занятой ими области до тех пор, пока в ней остается достаточное количество дичи. Напр., даже в умеренном и холодном поясе современные охотничьи племена иногда по 20-30 лет держатся в небольшой области, охватывающей 400-500 кв. верст. Следовательно, и для них вполне осуществим переход к периодическому собиранию растительной пищи на определенных местах.

При возвращении человек находил полезные для него растения не только там, где раньше собирал их, но и на местах прежних стоянок, куда все члены данной группы сходились с добычей. Почва на месте долгой стоянки непреднамеренно подготовлялась для непреднамеренного посева: очищалась от деревьев, кустарников и травы, кое-где взрыхлялась при подготовке топлива, при укреплении шатра и т. д. Рассыпанные семена, коренья и клубни находили благоприятные условия для прорастания. Таким образом будущие культурные растения отмечали передвижение первобытного человека, как жилье современного человека сопровождает крапива.

Отсюда - от непреднамеренного распространения растений- оставался лишь небольшой переход к собственно земледелию, к преднамеренной культуре растений, к самой примитивной ее форме. Заостренной палкой в земле делают ямки, в которые опускаются семена. Простая палка развивается в кирку (мотыку): сна- чала два сучка, скрепленные под углом; впоследствии палка с прикрепленным к ней длинным, узким и слегка заостренным камнем. Кирка в течение нескольких тысячелетий оставалась основным земледельческим орудием. Земледелие древнего Востока вообще не пошло дальше киркования (Hackbau). Ю"жно-африкан- ское туземное земледелие до сих пор стоит на этой ступени. И даже японцы, давно знакомые с плугом, еще в недавнее время применяли его для обработки земли только под рис, между тем как для других растений обрабатывали землю при помощи кирки. Соха (плуг) развилась и получила распространение много позже. Да и она в свонх современных формах и особенно в своем последовательном развитии хранит воспоминание о своем происхождении от мотыки.

Первобытное земледелие не требовало оседлости.

В подтропических странах, где, вероятно, оно возникло раньше всего, для созревания многих культурных растений требуется всего 5-6 недель: период настолько короткий, что в продолжение его даже роду, который живет преимущественно охотой, не приходится переносить стоянку на новое место.

Впоследствии, когда земледелие приобретает более важное значение в жизни рода, последний начинает сообразоваться с ним в своих передвижениях. Он остается на одном месте до тех пор, пока урожай не будет собран. Такое кочевое земледелие сохранилось до очень поздних времен. Так, древние финикияне, развившиеся из сухопутных номадов в морских, при своих путешествиях вокруг Африки несколько раз высаживались на берег, делали посев, дожидались жатвы и только тогда двигались дальше. В эпоху Геродота одно скифское племя соединяло земледелие с кочевой жизнью. И еще в настоящее время некоторые бродячие племена соединяют земледелие с охотой.

По мере того, как развивались орудия и совершался переход от собирания животной пищи в охоте, собирание растительной пищи все исключительнее ложилось на женщин и детей. В некоторых случаях выработалась прочная дифференциация: мужчи- ны-охотники (или скотоводы) питаются почти исключительно животной пищей; женщины-земледельцы питаются только растительной пищей. В тех случаях, когда изменившиеся условия существования усиливали роль земледелия в качестве источника существования всей группы, женщины совершенно естественно приобретали влиятельнейшее положение.

Требовалось стечение особо благоприятных условий для того, чтобы земледелие получило преобладающее значение в жизни целых племен. Такие условия человек встретил прежде всего в равнинах рев с мощными разливами, оставляющими толстые слои плодородного ила. Здесь наиболее приспособленными к новым условиям существования были те племена, у которых земледелие развивалось в основную отрасль труда. Безлесная почва, свободная от сорных трав и достаточно рыхлая, требует ничтожной затраты труда и после самых элементарных подготовительных операций дает богатые урожаи. Земледельческие племена захва- тывают плодородные равнины, а потом, вытесненные из них, разносят земледелие по другим областям, в которых требуется уже предварительная подготовка почвы: расчистка, выкорчевывание и выжигание,деревьев, кустарников и травы, искусственное взрыхление. Таким образом техника земледелия еще больше удаляется от простого собирания растений.

В настоящее время невозможно решить, с каких растений началось земледелие. Потребовался длинный процесс отбора для того, чтобы Выделить современные культурные растения. Многие растения, которые теперь считаются совершенно непригодными для питания, в течение долгого времени служили основной частью растительной пищи. С другой стороны, земледелие возникало в различных пунктах земного шара совершенно самостоятельно и пользовалось тем материалом, который давала окружающая природа. Так, первобытное американское земледелие могло культивировать только один злак: маис (кукурузу). В умеренном поясе старого света наибольшую роль сначала играли просо и ячмень, потом к ним присоединился овес, еще позже-пшеница и рожь; в ягарком поясе рис очень рано "приобретает преобладающее значение. Из других растений уже на первых ступенях земледелия в разных областях встречаются тыква, лук, смоковница, различные виды бобовых и т. д.

В общем, уже в неолитическую эпоху (ново-каменную эпоху, эпоху орудий из шлифованного и вообще сравнительно тщательно отделанного камня) человек в различных частях земного шара начал возделывать подавляющую часть важнейших современных культурных растений. Так называемая «историческая эпоха» добавила в ним сравнительно немногие виды. Не сдвинулась она и в области отбора животных видов для приручения.

Приручение диких животных тоже представляло медленный процесс, последовательные ступени которого не вносили заметных изменений в жизнь первобытного человека. Только накопление бесконечного ряда таких бесконечно-малых изменений привело к коренному перевороту в способе производства, к выделению некоторых племен, как преимущественно скотоводческих.

Быть может, одним из первых шагов на этом пути было приручение молодых животных, которые шли за убитой матерью на место временной стоянки первобытного человека. Их приручение было непреднамеренным и не преследовало хозяйственных целей. Они были скорее предметом забавы, чем запасом пищи; но в случае нужды они поедались.

Процесс приручения различных видов животных в различных пунктах земного шара принимал различные формы. Так, напр., собака, по всей вероятности, издавна стадами следовала за человеком, как современного человека в жарких странах сопровождают стада гиен и шакалов, набрасывающихся на остатки его ШЕЩИ. Своим лаем собаки заблаговременно предупреждали человека о приближении опасных врагов, а иногда участвовали в их отражении. В ряду поколений совместные странствования мало- по-малу приводили к известному сближению между человеком и собакой, к постепенному приручению дикой собаки, к тому, наконец, что она встречается уже только как прирученное животное,-один из самых древних спутников человека.

Первобытный человек, который жил отчасти собиранием растительной пищи и низших животных, отчасти охотой за высшими животными, с течением времени начинал сообразоваться, в своих передвижениях с передвижением стад: оленей и антилоп, коров и овец. Вырабатывались такие способы охоты и поимки отдельных особей, которые по возможности меньше тревожили стадо. Не малую помощь оказывали при этом животные, приручившиеся потому, что человек взял их еще детенышами; пользуясь ими, человек легче мог приблизиться к стаду или приблизить стадо, к себе, усыпив его недоверчивость. Таким образом постепенно" развивался своеобразный симбиоз первобытного человека и диких, животных. Различные его ступени характеризуются степенью приручения диких животных. На севере еще в очень недавнее время, да отчасти и теперь можно было бы наблюдать последовательные ступени перехода от первобытной охоты к первобытному хищническому скотоводству: стадии последовательного приручения диких оленей. Олени еще и теперь разделяются на диких, которые служат объектом охоты, полуприрученных и вполне прирученных. Способ использования полуприрученных стад очень близко напоминает охоту. Прирученные животные остаются жить в- привычных естественных условиях. Здесь скорее человек приспособляется к ним, чем приспособляет их к себе, как в случае- с собственно домашними животными, которые появляются позже, с развитием оседлого земледелия.

Процесс приручения ускорялся, если человеку, бродившему за стадами, удавалось загнать часть стада в естественную, а: впоследствии в искусственную ловушку: в пастбище с немногими выходами, при которых сторожили человек и собаки. Живя в; привычной обстановке, животные не утрачивали способности размножения, как они часто утрачивают ее при резком переходе из дикого в домашнее состояние.

Возникшее в непосредственной связи с охотой, скотоводство на первых ступенях представляло лишь дальнейшее развитие охоты и служило исключительно источником мясной пищи. Собака из убойного животного по преимуществу довольно рано сделалась и помощником человека на охоте. Использование животных в качестве средства передвижения развилось значительно., позже и далеко не повсеместно. В Америке, при открытии ее- европейцами, только перуанцы применяли один вид ламы в качестве вьючного животного; австралийские племена вообще неимели животных для передвижения. Наконец, к очень поздней эпохе относятся первые шаги в развитии молочного хозяйства и применение животных к разного рода работам, в особенности земледельческим. Современные культурпые животные были постепенно выделены в длинном процессе отбора. Некоторые из них первоначально приручались с совершенно иными целями, чем в после- дующие времена. Так, напр., собака почти повсеместно была,-а у некоторых племен и до сих пор остается,-убойным животным, которое разводится исключительно для мяса. Многие животные, приручавшиеся при зарождении скотоводства, впоследствии вытеснены другими видами и встречаются теперь только в диком состоянии. Так, в древнем Египте приручались некоторые виды антилоп, по потом их вытеснили овца и козел.

Возникавшее скотоводство первоначально служило просто подспорьем к охоте и по своему характеру почти не отличалось от охоты. С возрастанием плотности населения, оно приобретало решающее значение в степях и по склонам гор с богатым травяным покровом, в тундрах, дающих обильную пищу оленям. В этих областях именно скотоводство при относительно небольшой затрате труда дает наибольшее количество средств существования, и для живущих здесь скотоводческих племен открывается возможность сравнительно быстрого размножения. Таким образом здесь развиваются скотоводческие племена, как в плодородных речных долинах-земледельческие племена.

Уже переход от собирания пищи к собственно охоте предполагает значительное совершенство орудий. По мере развития скотоводства учащаются столкновения между родами и племенами, что в свою очередь вызывает ускоренное развитие новых орудий обороны и нападения. Примитивные палка и камень сменяются сложными орудиями; возникают и совершенствуются молот и копье, нож и топор, копьемет, праща, бумеранг к лук со стрелами. В прибрежных областях появляется плот, медленно развивающийся в лодку,-выжженный в середине ствол дерева, подталкиваемый сначала шестами, впоследствии веслами; возникают и усложняются рыболовные принадлежности: гарпун и плетеные из гибких ветвей, корней и растительных волокон снасти, крючки из костей. Примитивное земледелие тоже требует особых орудий; развиваются мотыка, лопата, жернов, нож, приспособленный для срезания плодов и травянистых растений.

На место ограниченного количества простых первобытных орудий, из которых каждое применялось для самых разнообразных целей, выступает сравнительно большее количество дифференцированных орудий, из которых каждое с самого начала предназначается для определенной, более или менее отграниченной функции, но тем не менее по сравнению с предыдущим периодом отличается значительной сложностью. Количество и разнообразие орудий возрастает.

Техника производства орудий прогрессирует. Камню посредством старательного отбивания придается та или иная форма, в зависимости от поставленной цели; он подвергается шлифовке, полировке и, в случае нужды, просверливанию. Постепенно развиваются орудия для выполнения этих операций-орудия для

производства орудий: молот, зачаточная форма наковальни,

В связи с этими изменениями идет выделение и отбор материала, наиболее пригодного для той или иной цели. Первона- чальное безразличие в этом отношении сменяется сознательным, планомерным выбором. Кремень, обсидиан, нефрит становятся главными материалами для производства оружия. К ним в рассматриваемую эпоху присоединились бронза и железо. Металлические орудия распространялись крайне медленно. Так, даже в такой поздний период, как эпоха Саула, его армия располагала в одной битве всего двумя металлическими мечами; все остальное оружие было сделано из камня и дерева. По способу производства металлические орудия первоначально ничем не отличались от каменных. Лишь с величайшей медленностью из отбивания, шлифовки, сверления и т. д. развивалось кузнечное дело.

Производство новых орудий, характеризующихся увеличением количества, разнообразия и сложности, требует значительного искусства, навыка и выдержки. Оно выделяется, как особая отрасль труда. Быстрее всего процесс выделения совершается п областях, богатых материалами, необходимыми для производства орудий. При известных условиях он приводит в тому, что некоторые роды так же односторонне развивают у себя производство орудий (и оружия в том числе), как другие-земледелие и скотоводство. В таких родах производство орудий становится преимущественным занятием мужчин, между тем как добывание и приготовление пищи ложится почти исключительно на одних женщин.

Трудовая энергия первобытного человека, весь его рабочий день целиком затрачивались на добывание пищи. С развитием земледелия и скотоводства, с расширением применения новых, все более совершенных орудий, с прогрессом приготовления пищи, на добывание и приготовление ее требуется уже не весь рабочий день, а только некоторая часть его, все более сокращающаяся по мере развития техники. Если род, который в первобытные времена вое свое рабочее время затрачивал на добывание пищи, теперь затрачивает на это только половину прежнего времени, то это значит, что производительность труда в данной его отрасли повысилась вдвое. На получение прежнего количества продуктов приходится затрачивать вдвое меньшее количество трудовой энергии. Переход от простого отыскания пищи к земледелию и скотоводству, переселение из жарких стран с богатой природой в умеренный пояс со скудной природой может сопровождаться не «убывающим плодородием», а, напротив, повышением производительности труда.

Часть сил, которые раньше затрачивались прямо па добывание пищи, освобождается и может быть направлена на новые области труда, прежде всего на производство орудий. Но и оно не поглощает всей освобождающейся трудовой энергии рода. Благодаря этому становится возможным рост потребностей, которые не стоят в непосредственной связи с поддержанием жизни, как чисто зоологического существования. Столкновения и борьба между отдельными родами ускоряют развитие новых потребностей. Из отношений борьбы между родами возникли первичные сукрашения». Победитель снимал с побежденного его вооруже- пие: щит, топор и т. д., отрубал уши и нос, снимал с него скальп. Некоторые из этих трофеев получали в его руках первоначальное назначение: применялись как оружие. Другие,-скальп, уши и другие члены тела поверженного,-служили только трофеями, и, накопляясь, должны были с самого начала устрашать позднейших врагов. Пояс с подвешенными к нему трофеями послужил зародышевой формой передника, из которого впоследствии развились основные формы позднейшей одежды. Точно так же, напр., зубы убитого врага, прикрепленные к волосам победителя; дали начало головным украшениям. Только обывательские представления, получающие опору в библейском рассказе, выводят одежду из чувства стыда. В действительности развитие чувства стыда следовало за развитием одежды: стало «стыдно» оставлять открытыми места, обычно прикрытые той одеждой, до которой доразвилось данное племя в процессе борьбы.

Первоначально возникнув из такой потребности в «украшениях», одежда не утратила этого значения и по мере передвижения человека в области с более суровым климатом. Но здесь она превратилась, кроме того, и в предмет безусловной необходимости. Новое назначение-защита от растраты животной теплоты- повело за собою изменения в форме одежды и в материалах, пз которых она делается.

Одежда и огонь вместе с жилищем, каким бы примитивным оно ни было, позволили человеку существовать в таких областях, напр., на границе льдов в ледниковые периоды,-которые иначе были бы необитаемы.

Производство орудий, в особенности оружия, превратилось в своеобразную отрасль художественной промышленности. Жилище из случайного пристанища развилось в постоянную постройку у земледельческих родов и в подвижной шатер-у кочевых. Оно наполняется всевозможной утварью, которая служит отчасти только для украшения, отчасти же, кроме того, и для разных хозяйственных целей. Выделка шкур, различные виды плетения и вязания, переходящие в ткацкое производство, резьба по камню, кости, рогу и дереву, гончарное производство, соединяющееся с живописью и резьбой, являются теми новыми отраслями труда, которые должны были удовлетворять новым потребностям. Известны такие поразительные достижения в области живописи, которые относятся к «каменному веку», к сравнительно раннему «го периоду.

Еще по теме 1. Возникновение первобытного земледелия и скотоводства.- Развитие орудий.-Рост потребностей:

  • Деконструируя «классика» (заметки на полях «Великой трансформации»)*
  • И рыболовство. Датировать время возникновения земледелия не приходится! С одной стороны, о самых начальных, самых примитивных формах выращивания съедобных растений мы не имеем никаких показаний. С другой стороны, в различных местах, в зависимости от местных условий, от наличия тех видов растений, которые могли быть культивированы, земледелие могло возникнуть раньше или позже. Совершенно искусственными представляются, поэтому, конструкции, по которым земледелие якобы возникло в одном месте земного шара и лишь оттуда распространилось по всему свету.

    Как было упомянуто, существует мнение, которое относит возникновение земледелия уже к палеолиту, а именно, к ориньяко-солютрейской эпохе. Совершенно достоверно, однако, датировать земледелие только неолитом, для одних районов - ранним, для других - развитым. Так, возникновение земледелия в Средней Азии датируют 5-м тысячелетием до н. э., южнее восточноевропейской равнины, в районе Трипольской культуры, тоже в Закавказье,- 3-м тысячелетием до н. э., в Прибалтике, в центральных районах Восточной Европы, в районе Урала и в Южной Сибири - 2 тысячелетием.

    Уже давно было высказано мнение, что изобретательницей земледелия была женщина. Это вполне вероятно.

    По всем видимостям, земледелие развилось непосредственно из собирательства, ставшего, как мы знаем, специальной отраслью женского труда. Мы видели уже, что развитому собирательству свойственны некоторый уход за естественно произрастающими съедобными растениями и забота об их умножении. Вполне вероятна, поэтому, догадка, что женщина изобрела земледелие, наблюдая условия роста и созревания диких растений. Это делает честь наблюдательности женщины, а наблюдательность - мать изобретения.

    На первых порах земледелие имело, конечно, очень ограниченные масштабы. Это было возделывание одного или растений разных видов вблизи жилища на сравнительно малом земельном участке. Но уже в таком примитивном виде земледелие давало уже новый, стабильный и не сложно добываемый вид сытной пищи. Естественно, что данному способу добывания средств для существования было предназначено развиваться с большей интенсивностью, отодвигая собирательство, охоту и рыболовство на второй, а быть может и еще более дальний план.

    Болотное земледелие

    Но для своего развития земледелию требуются соответствующие земельные участки. В первобытную пору не было готового поля. Кроме сухих неплодородных пустынь, вся почва или покрыта была лесом, кустарником или степными зарослями, либо существовали затопляемые низины болотистого типа. Сильно заросшая земля нуждалась в очистке и подготовке, что вынуждало применение большого труда на фоне недостатка необходимых орудий. В то время, как болотистые участки покрытые илом являли собой вполне пригодные плодородные участки для засева. Вполне вероятно поэтому, что в некоторых местностях земледелие стало развиваться именно на таких болотистых местах. Недаром болото или ил фигурирует в фольклоре различных народов в качестве символа плодородия. Возможно, что именно с таким «болотным» или «мокрым» земледелием были иногда связаны неолитические свайные поселки.

    Ирригация

    Для своего дальнейшего развития болотное земледелие требует все же особой земледельческой техники. Представляя естественные условия для плодородного произрастания посева, заливаемая болотистая земля может быть слишком обильна влагой. В таком случае оказывается необходимым регулировать накопление и распределение влаги при помощи системы каналов. Эту земледельческую форму мы встречаем у некоторых народностей, точнее на юго-востоке Азии, где рис является основным растением, культивируемый данным способом.

    Подсечно-огневая система

    Гораздо более сложным и тяжелым путем развивалось земледелие на сухих, покрытых растительностью местах. Но, преодолев все трудности, это «сухое» земледелие оказалось гораздо более прогрессивным, чем «мокрое», дав, в конечном счете, основной источник пищи большинству человечества.

    А трудности были очень велики. Открытые места непригодны для земледелия: посев здесь подвергался выветриванию. Необходимо было выбирать места, естественно защищенные от ветра. Но для этого надо было освободить нужный участок от растительности. Лучше всего было подготовить такой участок в лесу, где он оставался бы естественно защищенным деревьями. Опыт поджигания сухой травы и леса, знакомый собирателям и охотникам, дал мысль поджигать лес и сеять на выжженных местах. Так, вероятно, и делалось первоначально. Но, с одной стороны, поджечь растущий лес не всегда легко, с другой стороны, огонь - опасная стихия, которая, разбушевавшись, уж не знает предела и становится угрозой для самого человека. Возникала задача выжечь в лесу такой участок, какой именно требовался, и там, где это было наиболее удобно. Эту задачу решило развитие техники. Своего рода революцию произвел здесь скромный топор. Каменный топор, в его хотя бы самом примитивном виде, дал возможность вырубить лес и кустарник, чтобы затем, когда срубленное высохнет, все это сжечь. При этом в какой-то момент было сделано еще одно важнейшее открытие: оставшаяся от пожога зола является удобрением!

    Так возникает подсечно-огневая система, ставшая ведущей формой возделывания земли в первобытных обществах, имеющая распространение и посейчас у некоторых народностей и племен.

    Существует наивное мнение, будто подсечно-огневое земледелие - легкое дело. В действительности оно требует ряда последовательных, хорошо согласованных, сложных операций. Прежде всего, вырубка леса каменным топором, хотя в этом, как показывали наблюдения над отсталыми земледельцами, и достигается замечательная сноровка, дается все-таки далеко не легко.

    Поэтому нередко вырубается только мелкий лес, а большие деревья остаются стоять, пока, после пожара, не высохнут и не упадут сами. Когда весь срубленный лес высохнет, он сжигается. Затем участок расчищается от недогоревших частей дерева и разравнивается, причем равномерно разбрасывается зола. Существенную операцию составляет, далее, разрыхление почвы. Затем следует сев, приуроченный как раз к наступлению дождливого времени. Засеянный участок требует ухода. В частности, его необходимо огородить, чтобы охранить от вытаптывания дикими зверями. Отчаянными врагами посевов являются в особенности крупные стадные животные. Стадо слонов или кабанов в несколько минут, как ураган, уничтожает засеянный участок. Необходимо и дальнейшее наблюдение за полем, в частности полка. Когда посеянное созревает, усиливается необходимость охраны участка от зверей, появляющихся теперь, чтобы пожирать молодые ростки. Давними врагами засеянного поля являются и птицы. Охрану посевов от мелких зверей и птиц обычно несут дети, криком и шумом отгоняющие непрошенных гостей. Но весьма древним изобретением является и наше огородное чучело. По крайней мере, оно широко распространено в полевом хозяйстве современных отсталых земледельцев. Наконец, наступает сбор урожая. Ряд видов культивируемых растений даст возможность собирать урожай не сразу, а в течение известного времени, по мере надобности. Для других видов создаются разные способы хранения урожая.

    Как было сказано, подсечно-огневая система неизбежно сопряжена с истощением почвы и необходимостью смены обрабатываемых участков. Но с размножением человечества свободной земли становится меньше. С другой стороны, эта система ведет постепенно к гибели лесов. Все это в особенности сказывается в малолесистых районах. При таких условиях приходится все чаще возвращаться к одному и тому же участку, дающему, однако, все меньший урожай. Некоторым выходом из этого положения является так называемая плодопеременная система, или севооборот, т. е. засевание одного участка последовательно разными культурами. Трудно сказать, была ли изобретена эта система уже в первобытную эпоху, но она существует у ряда весьма отсталых племен. Так, туземцы Меланезии сеют последовательно ямс, таро и сахарный тростник, а затем на некоторое время оставляют участок под паром.

    Мотыжное земледелие

    Помимо топора, с помощью которого вырубается лес, одним из простейших орудий примитивного земледелия является та же простая копательная палка, имеющая заостренный и обожженный конец, которая участвует уже в собирательстве.

    Иногда эта палка имеет плоское окончание. Отсюда свое происхождение ведет лопата или заступ. Иногда на копательную палку для тяжести надевается просверленный камень. Более совершенным и более широко распространенным орудием является мотыга. Поэтому ранняя форма земледелия обычно именуется мотыжной. В самом элементарном своем виде мотыга представляет собой обыкновенный сук или побег дерева с коротким отростком. Встречаются самые различные разновидности мотыги. Развиваясь, она становится составной, имея вместо естественного отростка прикрепленное к палке особое «лезвие», деревянное, каменное, костяное, из раковины. Орудием разрыхления земли служила на севере Восточной Европы суковатка - часть ствола ели с подрубленными и заостренными сучьями.

    Таковы несложные орудия примитивного земледелия. Поэтому основную роль играет в нем человеческий труд, его организация и его разделение. По распространенному мнению, мотыжное земледелие составляет дело исключительно женщины. Это не правильно. Во-первых, это сложное и длительное дело требует коллективного организованного труда большой, хорошо сплоченной человеческой группы и, следовательно, возможно только при более или менее развитом родовом строе. Для подготовки участка у современных мотыжных земледельцев обычно соединяется несколько родственных групп. В ряде производственных процедур всем, и мужчинам с женщинами, и старикам и детям, находится дело по их силам и способностям. Вырубка леса производится мужчинами, но женщины часто вырубают кустарники. Расчищают вырубленный участок мужчины и женщины совместно, огораживают его мужчины. Разравнивание и взрыхление палкой или мотыгой составляет обычно дело женщины, в котором активное участие принимают и дети.

    Нередко земля растирается просто руками и так тщательно, как этого не могла бы сделать ни одна машина. Сеют совместно мужчины и женщины: мужчина идет впереди и делает палкой ямки, женщина следует за ним и, доставая из плетеной сумки зерна, засовывает их в землю и заравнивает ее руками. Наконец, дальнейшие операции - уход за посевом и сбор урожая - составляют обычно дело исключительно женщин. Таким образом, в развитом мотыжном земледелии участвуют оба пола, причем преобладающая доля постоянного труда падает все же на плечи женщины. Можно, однако, предполагать, что в самом примитивном своем виде мотыжное земледелие действительно было делом исключительно женщины, тогда как мужчина оставил за собой область охоты. Но с развитием этой формы земледелия и ее усложнением в данную область производительной деятельности стал входить и мужчина.

    В благоприятных условиях климата, в особенности, конечно, в тропиках, вновь расчищенный участок дает богатый урожай нескольких сезонов подряд. Затем, однако, земля истощается и при столь примитивной ее обработке дать больше не может. К тому же,- это особое значение имеет в более теплом климате,- если успешно растет посеянное, то еще более буйно растут сорняки. Борьба с сорняками - тяжелое дело, и современные отсталые земледельческие племена предпочитают расчистить новый участок, чем очищать от сорняков старый. Так, подсечно-огневая система необходимо оказывается связанной с частой сменой обрабатываемого поля и периодической подготовкой нового участка. Покинутый участок более или менее быстро зарастает, и, в зависимости от местных условий, к нему вновь возвращаются через меньшее или большее число лет. На севере Европы для этого требовалось 40-60 лет, в тропических странах, конечно, гораздо меньше.

    Земледелие возникало не только в лесных районах, как это описано выше, но и в степных, например, в степной полосе Восточной Европы. И в этих географических условиях перед первобытным земледельцем стояли не меньшие трудности освоения обрабатываемой земли, в частности тягчайшая задача уничтожения покрывавшего землю мощного слоя вековой дернины. К сожалению, вопрос о возникновении земледелия в степных областях остается, можно сказать, совершенно неисследованным. Земледелие в степных районах не требовало тех передвижек, которые были связаны с подсечно-огневой системой, однако для восстановления плодородия почвы через несколько лет ее использования и здесь обрабатываемое поле оставлялось хотя бы на небольшой срок незасеянным, пока не начиналось вновь произрастание трав. И здесь, по-видимому, в технику обработки земли в той или иной форме входило применение огня. Эта система земледелия именуется залежной, или переложной. Надо еще заметить, что степное земледелие, в особенности в условиях сурового климата и малоплодородной почвы, могло быть в хозяйстве местного первобытного населения лишь второстепенной отраслью производительной деятельности, наряду с сохранявшими основное значение охотой и рыболовством.

    Мотыжное земледелие стало основной отраслью производительной деятельности развитого первобытного общества. Оно было массово распространено и сейчас удерживается у некоторых отсталых племен и народностей. Мотыжное земледелие было распространено по всей доколумбовой Америке, по всей Африке между 18° северной и 22° южной широты, по всей Океании, Индонезии и по всему Индокитаю, в значительной части Индии, в части Китая и в ряде других местностей Азии. Широко была распространена эта форма обработки земли и по всей Европе в историческом прошлом. В отдельных местностях и у отдельных народов, например у ирокезов в Северной Америке, мотыжное земледелие с культурой маиса достигало очень больших масштабов и высокого технического уровня. Прекрасно обработанные, тщательно содержимые поля маиса ирокезов приводили в изумление европейских колонистов Америки.

    Апогеем развития присваивающего хозяйства раннеродовой общины было достижение относительной обеспеченности продуктами природы. Это создало условия для зарождения двух величайших достижений первобытной экономики - земледелия и скотоводства, появление которых многие исследователи вслед за Г. Чайлдом называют «неолитической революцией». Термин был предложен Чайлдом по аналогии с введенным Энгельсом термином «промышленная революция». Хотя земледелие и скотоводство не стали в неолите основными отраслями хозяйства для большей части человечества и многие племена оставались охотничьими и рыболовческими, не зная земледелия даже как вспомогательной отрасли производства, все же эти новые явления в производственной жизни сыграли огромную роль в дальнейшем развитии общества.

    Изготовление керамики:
    1 - спирально-жгутовая техника, Новая Гвинея; 2 - налеп, Африка

    Эскимосские сани и кожаная лодка — каяк

    Для возникновения производящего хозяйства требовались две предпосылки - биологическая и культурная. Перейти к доместикации можно было только там, где имелись пригодные для этого растения или животные, и только тогда, когда это было подготовлено предшествующим культурным развитием человечества.

    Земледелие возникло из высокоорганизованного собирательства, в процессе развития которого человек научился заботиться о диких растениях и получении их нового урожая. Уже аборигены Австралии иногда пропалывали заросли злаков, а выкапывая ямс, зарывали его головки в землю. У семангов Малакки, в XIX в. стоявших примерно на той же стадии развития, что и бушмены, сбор дикорастущих плодов сопровождался начатками их культивирования - подрезкой верхушек деревьев, вырубанием мешавшего росту деревьев кустарника и т. п. Еще более тщательно заботились о новом урожае даров природы некоторые племена индейцев Северной Америки, собиравшие дикорастущий рис. Общества, стоящие на такой стадии хозяйственного развития, даже были обозначены немецким этнографом Ю. Липсом особым термином: «народы - собиратели урожая».

    Отсюда было недалеко до настоящего земледелия, переход к которому был облегчен как появлением пищевых запасов, так и связанным с этим постепенным развитием оседлого быта.

    На некоторых стоянках эпохи мезолита археологически прослежены признаки высокоорганизованного собирательства или, быть может, даже зарождавшегося земледелия. Такова, например, натуфийская культура, распространенная в Палестине и Иордании и названная по находкам в районе Вади эн-Натуф в 30 км к северо-западу от Иерусалима. Она датируется 9 тысячелетием до н. э. Основным занятием натуфийцев, как и других мезолитических племен, были охота, рыболовство и собирательство. Среди натуфийских орудий найдены каменные вкладыши, составлявшие вместе с костяной рукояткой серпы, своеобразные мотыжки из кости, а также каменные базальтовые ступки и песты, которые, по-видимому, служили для дробления зерна. Таковы же датируемые 11-9 тысячелетиями до н. э. культуры Переднего Востока, представленные верхним слоем пещеры Шанидар, поселением Зави-Чеми (Ирак) и др. Изобретательницей земледелия несомненно была женщина: возникнув из собирательства, этой специфической сферы женского труда, земледелие долгое время оставалось преимущественно женской отраслью хозяйства.

    По вопросу о месте возникновения земледелия существуют две точки зрения - моноцентристекая и полицентристекая. Моноцентристы считают, что первичным очагом земледелия была Передняя Азия, откуда это важнейшее нововведение постепенно распространилось в Северо-Восточную Африку, Юго-Восточную Европу, Среднюю, Юго-Восточную и Южную Азию, Океанию, в Центральную и Южную Америку. Основной довод моноцентристов - последовательное зарождение земледельческого хозяйства в этих областях; они указывают также на то, что распространялись не столько различные земледельческие культуры, сколько сама идея земледелия. Однако накопленный к настоящему времени палеоботанический и археологический материал позволяет считать более обоснованной развитую Н. И. Вавиловым и его учениками теорию полицентризма, согласно которой возделывание культурных растений независимо возникло в нескольких самостоятельных очагах субтропической зоны. О количестве таких очагов имеются различные мнения, но основными из них, так называемыми первичными, по-видимому, можно считать четыре: Переднюю Азию, где не позднее 7 тысячелетия до н. э. культивировались ячмень и пшеница-однозернянка; бассейн Хуанхэ и прилегающие области Дальнего Востока, где в 4 тысячелетии возделывалось просо-чумиза; Южный Китай и Юго-Восточную Азию, где к 5 тысячелетию до н. э. культивировались рис и некоторые клубнеплоды; Месоамерику, где не позднее 5-4 тысячелетий возникли культуры бобов, перца и агавы, а затем маиса; Перу, где с 6 тысячелетия выращивалась фасоль, а с 5-4 тысячелетий - тыква, перец, маис, картофель и др.

    Приблизительно к этому же времени относится первоначальное скотоводство. Начатки его мы видели уже в позднем палеолите - мезолите, но применительно к этому времени можно с уверенностью говорить только об одомашнении собаки. Приручению и одомашнению других видов животных препятствовали постоянные передвижения охотничьих племен. С переходом к оседлости эта преграда отпала: остеологические материалы раннего неолита отражают одомашнение свиньи, овцы, козы, а возможно, и крупного рогатого скота. О том, как шел этот процесс, можно судить на примере андаманцев: пойманных во время облавных охот поросят они не убивали, а откармливали в специальных загонах. Охота была сферой мужского труда, поэтому генетически связанное с ней скотоводство сделалось преимущественно мужской отраслью хозяйства.

    Вопрос о месте возникновения скотоводства также еще остается предметом споров между моноцентристами и полицентристами. По мнению первых, это нововведение распространилось из Передней Азии, где, по современным палеозоологическим и археологическим данным, были впервые одомашнены рогатый скот, свинья, осел и, вероятно, одногорбый верблюд. По мнению вторых, скотоводство конвергентно возникало у различных групп первобытного человечества, и по крайней мере некоторые виды животных были одомашнены совершенно независимо от влияний переднеазиатского очага: двугорбый верблюд в Средней Азии, олень в Сибири, лошадь в европейских степях, гуанако и морская свинка в Андах.

    Как правило, становление производящего хозяйства происходило в комплексной форме, причем возникновение земледелия несколько опережало возникновение скотоводства. Это и понятно: для одомашнения животных была необходима прочная кормовая база. Лишь в отдельных случаях одомашнить животных могли высокоспециализированные охотники, причем, как показывают этнографические данные, и в этих случаях обычно сказывалось какое-то культурное влияние оседлых земледельцев-скотоводов. Исключением не было даже одомашнение северного оленя: хотя о времени и центрах его доместикации еще идут споры, наиболее аргументирована точка зрения, по которой оленеводством занялись уже знакомые с коневодством народы Южной Сибири, подвинувшиеся в северные, неблагоприятные для лошади области.

    Из занятия охотой возникло скотоводство. Представьте, что охотники поймали на охоте малень­ких козлят и ягнят! Их было жалко убивать. Люди стали строить специальные загоны для них, где они содержались и подрастали. Таким образом были при­ручены овца, коза, корова, свинья, лошадь.

    Возле поселений древних людей всегда обита­ли дикие собаки, питавшиеся отбросами и остат­ками пищи людей. При приближении к поселению диких зверей они воем и лаем предупреждали лю­дей. Человек приручил собаку. Она стала незаме­нимым помощником древнего человека при охоте. Собаки быстро находили зверя и способствовали удачной охоте. Люди вкладывали много труда и терпения для одомашнивания и выращивания при­рученных животных.

    1. Какие изменения в жизни древнего 2. Расскажите о жизни родовой общины, человека произошли в эпоху мезо- 3. Охарактеризуйте орудия труда эпохи лита? мезолита.

      Подумайте, в чем отличие земледе- 5. Как вы думаете, в чем отличие ско­лия от собирательства. товодства от занятия охотой?

    Вопросы для самопроверки

      В какую эпоху появились лук и стрелы?

      в эпоху мезолита D . в эпоху энеолита

      Тонкие каменные пластины длиной 1-2 см называются...

      скребок С.нуклеус

      микролит D. наконечник

      В какую эпоху качался процесс одомашнивания животных и окультуривания рас­тений?

      в эпоху палеолита С. в эпоху неолита

      в эпоху мезолита D . в эпоху энеолита

      Когда возникло земледелие?

      100 тысяч лет назад D . 40 тысяч лет назад

      13 тысяч лет назад Е. около 10 тысяч лет назад

      35 тысяч лет назад

    § 5. Новокаменный век (неолит)

    Новокаменный век (неолит) охватывает период 5-3 тысячелетий до н. э.

      Неолитические стоянки. В новокаменном веке древние люди во всех отношениях превосхо­дили людей предыдущих эпох. Они стали зани­маться ткачеством, шить одежду. Стали покрывать керамическую посуду орнаментом. В этот период был изобретен ткацкий станок.

    Но во каменный век (неолит) охватывает период 5-3 тысяче­летий до н.Э.

    Стоянки и поселения эпохи неолита повсемест­но встречаются в Казахстане. В этот исторический период охотники добывали в основном парноко­пытных животных, часто менявших места своего обитания. Неолитические охотники постоянно пе­редвигались за животными, и поэтому их поселе­ния были временными.

    Тем не менее, наряду со временными встреча­ются и постоянные поселения древних людей. Это Усть-Нарым в Восточно-Казахстанской области, Караганда, Зеленая Балка в Центральном Казахста­не, Пеньки в Северном Казахстане. Все они распо-

    ложены на севере Сарыарки, в междуречье Ирты­ша и Есиля (Ишима) и относятся к 5 тысячелетию до н.э.

    Нерлитические памят­ники: наконечники стрел, глиняная посуда.

    Самые древние неолитические стоянки на терри­тории Казахстана относятся к 5 тысячелетию до н.э.

      Памятники неолита. На территории Казах­стана найдено более 500 неолитических стоянок древних людей. По основным признакам неолити­ческие памятники, найденные в Казахстане, схо­жи. В Приаралье были найдены наконечники ко­пий, плоские ножи, заостренные с двух сторон на­конечники стрел.

    На стоянке Пеньки в Северном Казахстане в большом количестве встречаются каменные руби­ла, плоские ножи, скребки из каменных пластин. Основным занятием древних людей, живших здесь, была охота на лесных зверей и водоплавающих птиц, а также рыболовство и собирательство. ВСе­верном Прибалхашье встречается очень много пред­метов, сделанных из кремния: резцы, пластины, нуклеусы и наконечники стрел. На стоянках Цент­рального КазахстанаКараганда, Зеленая Балка обна­ружено огромное скопление костей животных. Это служит доказательством того, что древние жители занимались скотоводством. Тем не менее, здесь ос­новным занятием людей оставалась охота. Люди так­же ловили рыбу, занимались как и прежде сбором диких съедобных растений. Обычно, подобные сто­янки располагались по берегам рек и озер.

    В Жезказганском регионе найдено более 150 стоянок, древних мастерских, могильников. Погре­бения засыпаны большим слоем песка. Стены мо­гил укреплены каменными плитами. Человека хо­ронили головой на северо-запад. Такой обычай го­ворит о своеобразном мировоззрении людей эпохи неолита, об их вере в загробную жизнь.

    Поселения Восточного Казахстана чрезвычай­но богаты на находки. Здесь часто встречаются мелкие каменные клинья, игравшие роль наконеч­ников. Изготовленные из этих мелких каменных

    клиньев наконечники, резцы использовались для изготовления составных орудий. К ним относятся копья и стрелы, а также острые ножи с деревян­ными или костяными рукоятками. Составными они называются потому, что делались из различных материалов: наконечник или лезвие орудия обяза­тельно были сделаны из мелких заостренных ка­менных пластин. Кроме того, в Восточном Казах­стане в большом количестве были найдены плос­кие ножи, скрёбла, долото и тяжелые каменные то­поры. В эпоху неолита древние жители этих мест занимались земледелием, рыболовством и собира­тельством.

      Переход кпроизводящему хозяйству. При­родно-климатические условия эпохи неолита были схожи с современными. На территории Казахстана и соседних регионов в эпоху неолита древние люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Как вы знаете, раньше люди добывали себе пропитание охотой и собирательством. Оба этих занятия огра­ничивались использованием готовых богатств при­роды.

    Вы также знаете, что каменный век делится на три периода. В самом развитом периоде каменно­го века - в неолите - человечество сделало много полезных открытий. «Человек разумный» по срав­нению со своими дальними предками намного усо­вершенствовал свои орудия труда. После изобре­тения лука люди поняли, что стрела, выпущенная

    Устройство

    сверло

    Орудие труда, сделанное с помощью сверления

    Каменное топорище с отверстием для рукоятки

    Глиняная посуда

    из лука, намного эффективнее, чем копье, брошен­ное рукой. Долото, вставленное в деревянную ру­коятку, превратилось в топор, а его удар был на­много сильнее, чем удар просто куском камня. Люди неолита научились плести из прутьев изго­роди, стали заниматься ткачеством и шитьем. Та­ким образом, развитие орудий труда привело че­ловека от охоты к скотоводству, от собирательства - к земледелию. Люди отошли от вековой зависимос­ти от природы. Теперь они сами производили все необходимые для себя продукты. В эпоху неолита усилился процесс прогрессивного развития обще­ства и сознания людей. Они начали заниматься зем­леделием, приручили диких животных. Древние люди стали заниматься и разработкой руд.