Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть.

Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить.

Князь уехал, она заперлась в своем покое и не выходит.

Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось - такая простая, сердечная!

Что,- говорит,- ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала.

Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: по саду походить не беда,- и пошла.

В саду разливалась ключевая хрустальная вода.

Что,- говорит женщина,- день такой жаркий, солнце палит, а водица студеная так и плещет, не искупаться ли нам здесь?

Нет, нет, не хочу!- А там подумала: ведь искупаться не беда!

Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщина ударила ее по спине.

Плыви ты,- говорит,- белою уточкой!

И поплыла княгиня белою уточкой.

Ведьма тотчас нарядилась в ее платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя.

Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.

А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек: двух хороших, а третьего - заморышка; и деточки ее вышли - ребяточки.

Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики собирать, кафтанчики сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.

Ох, не ходите туда, дети!- говорила мать.

Дети не слушали; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше - и забрались на княжий двор.

Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи.

Легли два братца и заснули; а заморышка, чтоб не застудить, приказала им мать в пазушке носить,- заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.

Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает:

Спите вы, детки, иль нет? Заморышек отвечает:

Не спят!

Ведьма ушла, походила-походила, опять под дверь.

Спите, детки, или нет? Заморышек опять говорит то же:

Мы спим - не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати: огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!

Поутру белая уточка зовет деток: детки не идут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор.

На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки, лежали братцы рядышком.

Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:

Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Я нуждой вас выхаживала,
Я слезой вас выпаивала,
Темну ночь недосыпала,
Сладок кус недоедала!

Жена, слышишь, небывалое? Утка приговаривает.

Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать!

Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:

Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Погубила вас ведьма старая,
Ведьма старая, змея лютая,
Змея лютая, подколодная;
Отняла у нас отца родного,
Отца родного - моего мужа,
Потопила нас в быстрой реченьке,
Обратила нас в белых уточек,
А сама живет-величается!

“Эге!” - подумал князь и закричал:

Поймайте мне белую уточку! Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается; выбежал князь сам, она к нему на руки пала. Взял он ее за крылышко и говорит:

Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!

Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню.

Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой - говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою - они встрепенулись, сбрызнули говорящею - они заговорили.

И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.

А ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю: где оторвалась нога - там стала кочерга; где рука - там грабли; где голова - там куст да колода. Налетели птицы - мясо поклевали, поднялися ветры - кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти!

Один князь женился на прекрасной княжне. Не успел он на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее ласковых речей наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век, обнявшись, не просидеть.

Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить. Князь уехал, а она заперлась в своем покое и никуда не выходит, ни с кем не видится.

Много ли, мало ли времени проходит, скоро и князю надо бы воротиться. Все тоскует княгиня, как вдруг пришла к ней женщина, с виду такая простая и ласковая. А была это злая ведьма, и задумала она погубить молодую княгиню.

Стала она ее уговаривать:

Что ты все скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала, голову освежила.

Долго княгиня отговаривалась, не хотела выходить, наконец подумала, что по саду походить не велика беда, и пошла.

В саду разливалась ключевая хрустальная вода.

Что, - говорит ведьма, - день такой жаркий, солнце палит, а водица студенная -так и плещет. Не искупаться ли нам?

Нет, нет, не хочу! - говорит княгиня, а потом и подумала: "Ведь искупаться не беда, от этого ничего не будет" - скинула сарафанчик да и прыгнула в воду.

Только она окунулась, ведьма и ударила ее по спине. "Плыви ты, говорит, белой уточкой!" И поплыла княгиня белой уточкой.

Ведьма тотчас обернулась княгинею, нарядилась в ее платье, надела княжеские уборы и села поджидать князя. Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.

А белая уточка нанесла яичек, и из тех яичек народились мальчики, два крепких, здоровеньких, а третий не удался - хил да слаб, совсем заморышек. Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики сбирать, кафтаники сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.

Ох, не ходите туда, дети! - говорила мать.

Дети не слушали. Нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше-дальше, и забрались на княжий двор.

Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила, напоила и спать уложила, а сама велела разложить костры, навесить котлы, наточить ножи.

Легли два братца и заснули - а заморышка, чтоб не застудить, велела им мать в пазушке носить - заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.

Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает:

Спите вы, детки, или нет? Заморышек отвечает:



    Огни кладут калиновые,
    Котлы высят кипучие,
    Ножи точат булатные!

"Не спят" - думает ведьма. А у нее была припасена рука мертвеца, если обвести ею спящих, то станет их сон непробудным. Вот ушла она, походила-походила да и опять под дверь:

Спите, детки, или нет? Заморышек опять говорит то же:

    Мы спим - не спим, думу думаем,
    Что хотят нас всех порезати,
    Огни кладут калиновые,
    Котлы высят кипучие,
    Ножи точат булатные!

"Что же это все один голос?" - подумала ведьма, отворила потихоньку дверь и видит, что оба брата спят крепким сном. Она обвела их мертвой рукой - они и померли. Поутру белая уточка зовет деток - детки нейдут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор.

На княжьем дворе белы, как платочки, холодны, как пласточки, лежали братцы рядышком. Бросилась она к ним, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:

    Кря-кря, мои деточки!
    Кря-кря, голубяточки!
    Я нуждой вас выхаживала,
    Я слезой вас выпаивала,
    Темну ночь не досыпала,
    Сладок кус не доедала!

Жена, слышишь небывалое? Утка приговаривает!

Это тебе так чудится! Велите утку со двора прогнать! Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:

    Кря-кря, мои деточки!
    Кря-кря, голубяточки!
    Погубила вас ведьма старая,
    Ведьма старая, змея лютая,
    Змея лютая, подколодная.
    Отняла у вас отца родного,
    Отца родного - моего мужа,
    Потопила нас в быстрой реченьке,
    Обратила нас в белых уточек,
    А сама живет - величается!

"Эге!" - подумал князь и закричал:

Поймайте мне белую уточку!

Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается. Выбежал князь сам, она к нему на руки пала.

Взял он уточку за крылышко, а ведьма оборотила ее веретеном. Князь догадался, переломил веретено надвое, один конец бросил перед собой, а другой позадь себя и говорит:

Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!

Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню. Обняла она его и все ему рассказала.

Стали князь с княгиней думать да гадать, как оживить деток. Поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящей водой -они встрепенулись, сбрызнули говорящею - они заговорили. И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.

А ведьму привязали к конским хвостам и размыкали ее кони по чистому полю: где оторвалась нога - там стала кочерга, где рука - там грабли, где голова - там куст да колода. Налетели птицы - мясо поклевали, поднялися ветры - кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти.

Художник И.Я.Билибин

Русская народная сказка "Белая уточка"

Жанр: волшебная народная сказка

Главные герои сказки "Белая уточка" и их характеристика

  1. Княжна, она же Белая уточка. красивая, но доверчивая, не послушалась князя и попала в беду.
  2. Князь, молодой, горячий, не смог разглядеть в ведьме чужую женщину
  3. Ведьма, коварная, злая, жестокая, безжалостная.
  4. Сыновья княжны, молодые, непослушные, проказники.
План пересказа сказки "Белая уточка"
  1. Свадьба князя и отъезд
  2. Женщина-обольстительница
  3. Превращение в уточку
  4. Князь ничего не подозревает
  5. Три сына
  6. Коварный замысел ведьмы
  7. Смерть братьев
  8. Плач уточки
  9. Превращение уточки в княжну
  10. Оживление братьев
  11. Смерть ведьмы
Кратчайшее содержание сказки "Белая уточка" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Князь женится на молодой красавице и отправляется в поход
  2. Женщина завлекает княжну в сад, потом в пруд, и превращает ее в уточку
  3. Ведьма выдает себя за княжну
  4. Подрастают три сына и ведьма убивает их
  5. Уточка плачет над сыновьями и князь превращает ее обратно в свою жену
  6. Ведьму привязывают к хвосту и она погибает.
Главная мысль сказки "Белая уточка"
Нельзя доверять тем, кого видишь первый раз в жизни

Чему учит сказка "Белая уточка"
Эта сказка учит не доверять незнакомым людям, учит не разговаривать с незнакомцами, не слушать их предложений и не принимать подарки, учить осторожности и осмотрительности.

Пословицы к сказке "Белая уточка"
Меж дверей пальца не клади.
Осторожная нога оступается редко.
Зло пропадает, а добро побеждает.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Белая уточка"
Жил молодой князь и женился он на красивой девушке. Пришло время князю ехать в дальние края и оставил он молодую жену, наказав строго ни с кем не разговаривать и никого не слушать.
Сидит княжна одна в тереме. а тут к ней женщина приходит, добрая и обходительная. Позвала она княжну в сад гулять, та и согласилась.
А в саду пруд был, вот предложила женщина княжне искупаться, а та недолго думая в воду бросилась.
Ударила ведьма ее по спине и превратилась княжна в белую уточку.
А ведьма переоделась в ее сарафан, накрасилась и стала князя ждать. Князь приехал, ведьму за свою жену принял.
А Белая уточка снесла три яичка и родилось три сына, два нормальных. а третий заморыш. Выросли детки, стали по лужку гулять, да на княжеский двор забрели.
Ведьма их признала и решила погубить. Пригласила в терем, уложила спать, а сама огонь развела, да ножи точит.
Пошла проверить, как спят братья, а заморыш и отвечает, что не спят они. Второй раз пришла ведьма - опять тот же голос отвечает. Открыла ведьма двери, видит спят оба брата. Рукой она повела, братья и умерли.
А Уточка прилетела на княжеский двор, сыновей обнимает кричит человеческим голосом, про ведьму рассказывает. Услышал то князь, велел поймать уточка. А Уточка только к ему в руки дается. Приказал князь стать за спиной березке, а перед лицом девице, и встала перед ним его жена.
Послали тогда сороку за живой и мертвой водой. Оживили детей и стали жить весело.
А ведьму к хвосту привязали, да в поле пустили. Там ее разорвало на кусочки, а кости ветер разрушил.

Признаки волшебной сказки в сказке "Белая уточка"

  1. Волшебные превращения - княжна в уточку
  2. Волшебные существа - ведьма
  3. Победа добра над злом
Рисунки и иллюстрации к сказке "Белая уточка"

Саранова Ольга Викторовна Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №100 Учитель начальных классов

«Белая уточка»

Цели: проанализировать сказку, помочь раскрыть тему семьи в произведении, формировать интерес и умение работать с текстом, развивать творческие способности детей, воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы и любви к близким.

Оборудование: детские рисунки на тему «Моя семья», бусы.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Постановка темы и целей урока .

На сегодняшнем уроке мы проанализируем русскую сказку «Белая уточка», которую вы должны были прочитать дома.

О ком эта сказка? (о княгине-уточке, её детях и князе)

А как одним словом можно их назвать? (семья)

Ребята, то, о чём говориться в произведении, называется его темой. Какая же тема сказки будет сегодня нами обсуждаться? (тема семьи).

Сегодня на уроке мы обсудим произведение, разберёмся в его теме, попробуем раскрыть проблему добра и зла, поговорим о любви и дружбе, продолжим учиться работать с текстом произведения и постараемся раскрыть ваши творческие способности.

3.Работа с текстом сказки. Раскрытие темы семьи, добра и зла в сказке.

Ребята, с текстом народной сказки «Белая уточка» вы уже знакомы. Можно ли отнести её к произведениям о семье? Почему? Давайте вспомним содержание сказки и проанализируем её.

С чего начинается сказка? Послушалась ли жена князя? Что с ней случилось? Зачитайте. Какой вывод можно сделать?

Сказка учит, что нельзя всем доверять, в мире есть добро и зло и порой кто-то творит ужасные дела.

Какой матерью мы видим княгиню? Легко ли жилось ей? Найдите и зачитайте эти строки.

Да, вы наверное уже поняли то, что никто лучше мамы о вас не позаботится.

О чём же беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки в произведении.

В народе есть пословица «Дети – радость, детки и горе». Кака вы её понимаете?

Опыт показывает, что с непослушными детьми всегда что-то случается плохое. Так произошло и в сказке. Что случилось с непослушными утятами, мы увидим в сценке, которую подготовила группа ребят, пожелавшая выполнить именно это творческое задание.(дети инсценируют данный отрывок сказки).

Как в сложной ситуации ведёт себя младший сын? Каким он показан в сказке? (смелым, сообразительным, находчивым)

Почему его назвали Заморышем, если он такой хороший?

Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачёк», «заморыш», чтобы уберечь от дурного сглаза и злых сил. Как видите, Заморыш – особый ребёнок.

Сердце матери беду чует. Почуяла беду и уточка-мать и полетела на княжий двор, где и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (жалобно запела, запричитала). Как она называет своих деток? Почему?

Кто помог уточке в горе? (князь)

Как, с помощью чего он сломал колдовские чары? Что стало с детьми?

Наконец, семья воссоединилась, злые силы побеждены.

На какие группы мы можем поделить героев сказки? (положительные и отрицательные герои)

Назовите положительных и отрицательных героев сказки.

Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, поэтому добро всегда побеждает зло.

4.Работа над расширением представления детей о счастье, беседа о дружбе и взаимопомощи.

Посмотрите, какая уточка маленькая и нежная, а сколько в ней силы и любви к детям! Так и ваши мамы на многое способны ради вас, детей. Почему, как вы думаете?

О любви к своим мамам расскажут в своих собственных стихотворениях ребята из нашего класса. (дети читают свои стихи о мамах)

Какой же мы назовём семью, в которой княгиня – необыкновенно сильная и заботливая мать, князь тоже любит жену, спасает её от колдовских чар, дети заботятся друг о друге? (счастливой)

Чтобы всем хорошо жилось в семье, какими нужно быть всем её членам? (дружными, любящими, заботливыми, добрыми)

Если все будут такими, то семья будет счастливой. А в счастливой семье всем хорошо, всё под силу: и добрые дела творить, и с трудностями справиться.

Все вы нарисовали рисунки, в которых изобразили свою семью. Глядя на них, я думаю, что в нашем классе много таких дружных семей.

У нас есть ребята, которые написали сочинения о своей семье. Давайте их послушаем. (дети читают свои сочинения)

Ребята, вы должны знать, что многое в семье зависит и от вас, детей. Ведь вы не всегда слушаете родителей, выполняете их просьбы, считаете, что родители излишне много дают советов. А вы не задумывались, почему они это делают? Чем они озабочены, чего от вас ждут? (чтобы мы были добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, честными людьми)

Постарайтесь понять своих родителей. Они хотят вам счастья. Все родители хотели бы гордиться своими детьми, а я хотела бы гордиться каждым из вас, так как все мы одна школьная семья. Послушаем, что написала о нашем классе в своём сочинении ученица нашего класса.

А как думают другие дети? Может кто-то хотел бы что-то изменить в жизни нашего класса?

Конечно, всем нам надо постараться быть друг к другу терпимее, дружнее, замечать всё лучшее, что есть в душе каждого из вас. Тогда мы сможем назвать нашу школьную семью счастливой, и вы все с радостью станете приходить в класс.

На уроках, классных часах мы много говорили о тех качествах характера, за которые можно уважать и любить человека. Все вы подарили мне бусинки, в которые вложили всё доброе и хорошее, что есть в душе каждого из вас. Посмотрите, какие чудесные бусы из низ получились! Какие в них разные бусинки, так и мы с вами все разные, непохожие друг на друга. Посмотрите, как плотно они прилегают друг к другу! Мне хотелось бы, чтобы и вы были такими же сплочёнными, дружными, уважающими и понимающими друг друга. А родителей нужно почитать, тогда и вы, и те, кто рядом с вами, будут счастливы!

Ребята, о чём я сейчас буду говорить? Отгадайте.

Она – откровение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных и лучшее противоядие от неприятностей. (улыбка)

Как известно, с чего начинается счастье? (с улыбки). Так давай те подарим свои улыбки друг другу и станем от этого чуточку счастливее.

5. Итог урока. Обобщение.

О чем сегодня говорили?

Есть ли ребята, для которых разговор оказался полезным, заставил задуматься?

А может кто-то захотел в себе что-то изменить?

Мне было приятно сегодня с вами общаться. Вы были активными и интересными собеседниками, умеющими слушать и рассуждать. А ребятам, выполнившим к уроку творческие задания, хочется сказать, что вы молодцы, замечательно с ними справились. Спасибо вам всем!