Согласно этикету, в нашей стране принято различать две основные и наиболее употребительные формы обращения к человеку.

Официальное обращение

В современном русском языке нет общепринятого обращения к мужчине или женщине, как на Западе или на Востоке (мистер, мисс, мадам, ханым эфенди и т.д.).

  • Если инициалы нам известны , то официальная форма - это имя и отчество человека (иногда можно наблюдать и с добавлением фамилии). Также в диалоге используется местоимение множественного числа «ВЫ»:
- Иван Сергеевич, вы уже подготовили документы к нашей декабрьской конференции? - Ivan Sergeyevich, have you already prepared documents for our December conference?

! Это касается как знакомых, так и незнакомых нам людей:

Нашим лектором по истории России 20 века будет профессор Иванова Мария Петровна. - Our lector of Russian history of 20 th century will be Ivanova Maria Petrovna.

  • Полуофициальная форма допускает использование только имени :
- Никита, как вы думаете, пьесу Чехова «Три сестры» в этом сезоне ждёт такой же успех? - Nikita, how do you think, the play «Three sisters» by Chekhov is waiting for the same success in this season?
  • Если мы не знаем человека , то наиболее употребляемые слова в начале разговора:
«мужчина » (средних лет и старше), «молодой человек или парень » (молодые годы), «мальчик » (ребёнок);

«женщина » (средних лет и старше), «девушка » (молодые годы), «девочка » (ребёнок).

Молодой человек, вы знаете, есть ли рядом почтовое отделение? - Fellow, do you know whether there is a post office nearby?

! Также допустимо безымянное обращение, когда мы не знаем заранее с кем будет общение (например, сообщения в мессенджерах, звонок на в call-центр или письма в службу поддержки на веб-сайтах ). В этом случае, достаточно вежливо поздороваться и сразу перейти к причине своей просьбы:

Добрый день! Скажите, пожалуйста, есть ли в наличии данная модель смартфона? Я не могу найти её в поиске у вас на сайте. - Good afternoon! Could you, please, say the availability of this smartphone model? I can’t find it in search on your website.

Неофициальное обращение

Если говорить о неофициальной форме обращения, то здесь необходимо разделять её на живой диалог и общение в интернет-пространстве и мессенджерах. Во всех указанных ниже примерах, в основном, используется личное местоимение единственного числа «ТЫ», в более редких случаях «ВЫ».

  • При личной беседе возможно начало разговора с человеком сразу по имени или с добавлением к имени родственных уз, или вообще без имени . Последний вариант возможен, если в разговоре принимают участие два человека или понятно к кому адресован вопрос:
- Тётя Аня, мы приедем к тебе в гости на школьные каникулы. - Aunt Anya, we are going to visit you on school holidays.

Дядя Саша, вы хотите ещё кофе? - Uncle Sasha, would you like more coffee?

Может отметим два дня рождения в один день? Поднимите руки, кому нравится эта идея. - Maybe will celebrate birthday party at the same day? Raise your hands who likes this idea.

  • При переписке в социальных сетях или мессенджерах , как правило, используется сокращённая форма, без обращения по имени с переходом сразу к теме разговора. Местоимение «ТЫ» здесь тоже более распространённое:
- Привет! Как насчёт встречи на этих выходных? - Hi! How about meeting this weekend?

Обращением называют слово или сочетание слов, которые прямой речи называют того, к кому обращена речь. Например, Саша сходи за хлебом; Юный друг, всегда будь юным; А ты, Даша, пойдешь в кинотеатр?

Обращения подобны вводным словам в том смысле, что они, как и вводные слова, выделяются на письме запятыми, но не являются членами предложения, поэтому они не подчеркиваются при синтаксическом разборе. Обращение может стоять и в начале, и середине, и в конце предложения. В начале предложения: Юрий, ты сделал уроки?В середине предложения: А ты, Клава, умеешь играть на скрипке?В конце предложения: Зачем тебе поломанный велосипед, Павел?

В начале предложения обращение может отделяться запятой или восклицательным знаком, если обращение произносится с повышенным восклицанием. Можно сказать: Коля, сходи вынеси мусор. Но можно сказать и так: Коля! сходи вынеси мусор. В отличие от вводных слов обращения не выделяются знаками тире, а лишь запятыми. После обращений делается пауза.

Обращение не всегда легко найти в тексте. Например, А вы, дорогие друзья, приходите завтра. Неопытный ученик может выделить вот так обращение в предложении: А вы дорогие, друзья, приходите завтра. Поэтому важно быть внимательным при выделении обращения.

Таким образом, обращения могут состоять из одного одного слова (Владимир, надеть на голову шапку, а то на улице холодно) и распространенными, когда используется два и более слов: А вы, снежные метели, куда мчите?.

Также следует заметить, что бывают и такие обращения, которые могут быть раскиданы по всему предложению, то есть одна часть может быть, например, в начале предложения, а вторая в конце предложения. Например, Куда вы, дорогая, идете, девушка. Такие обращения свойственны разговорной речи.

Иногда вместе с обращениями употребляется частица "о". Например, О моя юность, куда ты ушла? В таких случаях частица "о" не отделяется запятой от обращения, а представляет собой единой обращение.

Главное, что нужно было запомнить

  • обращения бывают распространенные и нераспространенные;
  • не подчеркиваются;
  • обращения и вводные слова не одно и тоже;
  • выделятся запятыми.

Н.М. РУХЛЕНКО,
с. Орлик, Белгородская обл.

Предложения с обращениями. Стилистические функции обращений

11 класс

Цель урока : раскрыть роль обращений в речи, развивать логическое мышление и языковое чутье учащихся, способствовать развитию речи школьников.

ХОД УРОКА

Учитель . Всякое простое предложение – это синтаксическая цепочка членов предложения, иерархически упорядоченная на основе форм синтаксической связи. Помимо этих членов, в предложение могут быть введены компоненты, которые не включаются в синтаксическую цепочку. Отличительная черта этих компонентов – их ясная и резкая интонационная выделенность среди компонентов, составляющих синтаксическую цепочку. Предложения с компонентами, не включенными в синтаксическую цепочку членов предложения, называются осложненными. Осложнение осуществляется за счет введения компонентов с разными функциями. Сегодня мы поведем разговор об обращениях. Что же такое обращение? Вам предлагается несколько определений этого понятия. Какое из них является более точным? Обоснуйте свой выбор.

    Обращение – это существительное, одно или с зависимыми словами, называющее того, кому адресована речь.

    Обращение – это слово или сочетание слов, называющее лицо, реже предмет, которому адресована речь.

    Обращение – это слово (или группа слов), которое называет того, к кому обращена речь.

Ученик . Более точными являются 2-е и 3-е определения обращения. Первое определение неточно в том плане, что обращение может быть выражено не только именем существительным, но и другой частью речи.

Учитель . Запишите под диктовку следующие предложения и скажите, какое место в предложении может занимать обращение.

Друг мой, верьте мне, что не из тщеславия и не от избытка сознания стал я летописцем. (М.Пришвин) Прошла война. А ты все плачешь, мать. (А.Твардовский) Давно, друзья веселые, простились мы со школою, но каждый год мы в свой приходим класс. (М.Матусовкий)

Ученик . Обращение может находиться в начале, середине или в конце предложения.

Учитель . В устной речи для обращений характерны разные типы интонации. Как вы думаете, ребята, от чего это зависит? Прокомментируйте следующие примеры:

1) Ребята! Вперед, на вылазку, за мною! (А.Пушкин)
2) Летите прочь, воспоминанья! (А.Пушкин)
3) Мне, товарищи, некогда. (В.Панова)
4) Издатель славный! В этой книге я новым чувствам предаюсь, учусь постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь. (С.Есенин)
5) Словно перед непогодой, тяжело, друзья. (А.Яшин)
6) Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер! (В.Маяковский)
7) Стойте, сыны России, стойте насмерть... (В.Вишневский)

Ученик . Интонация, с которой произносится обращение, зависит от места обращения в предложении, его экспрессивности, степени распространенности. Особая звательная интонация присуща обращению, стоящему вне предложения (примеры 1, 4). Обращение в таких случаях произносится с усиленным ударением и более высоким тоном, после обращения отмечается пауза, на письме это обозначается восклицательным знаком. Обращение, стоящее в конце предложения, характеризуется ослабленной звательной интонацией (5-е предложение). Однако в конце восклицательных и вопросительных предложений обращение может иметь усиленное ударение (примеры 2, 6). В середине предложения (3-е предложение) обращение выделяется небольшими паузами, произносится быстро и низким тоном (интонация вводности), но может иметь и звательную интонацию (7-е предложение).

Учитель . В чем особенность следующих предложений:

1) Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время. (А.Пушкин)
2) Москва, Москва моя, Москва моя – красавица, несравненная, родимая земля. (С.Васильев)
3) Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было, мой брат по музе, по судьбе? (А.Пушкин)

Ученик . В первом и втором предложениях обращения следуют друг за другом, то есть являются однородными. В третьем предложении обращение разорвано другими членами предложения.

Учитель . Как произносятся обращения в 1-м и 2-м предложениях? С какой интонацией?

Ученик . Если в предложении несколько обращений следуют друг за другом, то они произносятся с интонацией перечисления, которая сочетается со звательной интонацией.

Учитель . Могут ли обращения давать оценочную характеристику, содержать экспрессивную окраску, выражать отношение говорящего к собеседнику? Свой ответ подкрепляйте примерами.

Ученик . Да, могут. Это достигается не только интонацией, но и использованием определенной лексики, определениями, суффиксами оценки, междометиями: Скажи, болван, чем ты оправдаешься? (Д.Фонвизин) ; Эх, Алешка, трудно тебе будет! (В.Аксенов) ; Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живем. (С.Щипачев) ; Чем же мне вас угостить, ребятушки?; Спасибо, моя родная земля, мой отчий дом, за все, что от жизни знаю, что в сердце ношу своем. (А.Твардовский) ; Эх ты, молодость, буйная молодость, удалая сорвиголова! (С.Есенин) ; – Ну, как же ты, голова садовая, не можешь запомнить? – начал он. (М.Исаковский) ; –Ах ты, рыжая бестолочь, что наделал! (В.Соколов)

Учитель . Какими частями речи выражаются обращения?

Ученик . Обращения обычно выражаются именами существительными в форме именительного падежа. В качестве обращений могут выступать имена прилагательные, причастия, числительные. Это субстантивированные слова.

Учитель . Даны предложения. Определите, какой частью речи выражены обращения, и внесите в таблицу соответствующие номера.

1) Цветите, юные! И здоровейте телом! (С.Есенин)
2) – Здорово, шестая! – послышался густой, спокойный голос полковника. (А.Куприн)
3) Уже перед утром стихли шумы погрузки, и негромкий голос сказал: – Уезжающие, садись. (В.Кетлинская)
4) Разве ты не хочешь, персиянка, увидать далекий синий край? (С.Есенин)
5) Дорогие, что со мною сталось? (А.Прокофьев)
6) Эй, стонущий, работай и не плачь, для мнительных работа – лучший врач. (Пословица)
7) Спящий в гробе, мирно спи, жизнью пользуйся, живущий. (В.Жуковский)

Прочитайте предложения: – Эй, там, в столовой! – донеслось с пристани. – Закругляйтесь. (В.Песков) ; Здравствуй, в белом сарафане из серебряной парчи! (П.Вяземский) Чем являются предложно-падежные формы в столовой и в белом сарафане из серебряной парчи ?

Ученик . Это обращения.

Учитель . Как эти формы называют лицо?

Ученик . По ситуативному признаку.

Учитель . Анализируем следующие предложения: – Цыц, ты! Она тебе больше не слуга... (М.Горький) ; Гомон стоял оглушительный. – Тише, вы! – крикнула Феня. (С.Антонов) ; – Ну, ты, шевелись, а то прикладом огрею. (Н.Островский)

Ученик . В данных предложениях обращения выражены местоимениями 2-го лица и имеют оттенок грубости или фамильярности. Эти обращения употребляются в разговорной речи.

Учитель . Обращениями служат собственные имена людей, названия лиц по степени родства, по положению в обществе, по профессии, занятию, должности, званию, по национальному или возрастному признаку, по взаимоотношениям людей и т.д.; названия или клички животных; названия предметов или явлений неживой природы; географические наименования и т.д. Подтвердите сказанное примерами. (Учащиеся приводят примеры, записывают их и объясняют знаки препинания.)
В роли обращений довольно часто выступают слова: брат, матушка, батюшка, братец и т.п. Сохраняют ли при этом данные слова свое основное лексическое значение? Или происходит его частичная утрата? Запишите следующие примеры: – Брат Григорий, ты грамотой свой разум просветил. (А.Пушкин) ; – Этого, брат, упускать нельзя, – бубнил дядя Коля скучным голосом, не глядя на племянника. (К.Федин)

Ученик . Слова-обращения брат, матушка, батюшка и т.п. имеют оттенок дружеского или фамильярного отношения, частично утрачивая при этом свое основное лексическое значение.

Учитель . О чем говорит пример: Братья писатели! В нашей судьбе что-то лежит роковое. (Н.Некрасов) ?
Как вы понимаете: обращение может быть распространенным и нераспространенным?

Ученик . Если при главном слове есть согласованное или несогласованное определение, приложение и т.д., то это обращение распространенное, а если нет, то нераспространенное.

Учитель . Сравните на этот счет следующие примеры: Люблю вас, липы областные, и вас люблю, дубы районные. (А.Вознесенский) ; Ты не пой, косарь, про широку степь! (А.Кольцов)

Ученик . В первом предложении два обращения: липы областные и дубы районные , оба они распространенные, во втором предложении обращение косарь , оно нераспространенное.

Учитель . Чем интересно предложение: Цвети, любимая Белгородчина, где так чтят традиции предков?

Ученик . При главном слове – обращении Белгородчина есть не только согласованное определение любимая , но и придаточное определительное предложение: где так чтят традиции предков .

Учитель . Итак, какова же основная функция обращения?

Ученик . Привлечь внимание, побудить собеседника слушать речь говорящего.

Учитель . Верно. А.М. Пешковский в книге «Русский синтаксис в научном освещении» отмечает, что часто обращение является «эстетическим или риторическим центром, вбирает в себя максимум мысли и чувства автора». Как вы понимаете эти слова?

Ученик . Обращение может быть сильным выразительным средством языка.

Учитель . Хорошо! Обратимся к строкам А.Твардовского: Мать-земля моя родная, сторона моя лесная. Приднепровский отчий край, здравствуй, сына привечай. Здравствуй, пестрая осинка, ранней осени краса, здравствуй, Ельня, здравствуй, Глинка, здравствуй, речка Лучеса.
Какой мощной выразительностью обладают обращения! Обращение является фигурой поэтического синтаксиса. Нередко авторы обращаются к неодушевленным предметам, к отсутствующим или предполагаемым лицам, что придает речи выразительность. Достижению экспрессии, эмоциональности в поэтических произведениях способствуют обращения-метафоры, обращения-метонимии, обращения-перифразы, обращения-иронии, обращения-повторения, риторические обращения, обращения-присловья, обращения фольклорные, обращения архаические. Запишите предложения, расставьте в них знаки препинания, определите виды обращений как фигур поэтического синтаксиса.

– Послушайте, кладбище законов, как вас называет генерал. (М.Горький) (Обращение-метафора – кладбище законов .)
– Куда лезешь, борода! Говорят тебе, никого не велено пускать. (Н.Гоголь) (Обращение-метонимия – борода .)
А вы, надменные потомки известной подлостью прославленных отцов... Таитесь вы под сению закона. (М.Лермонтов) (Обращение-перифраза – надменные потомки известной подлостью прославленных отцов .)
Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов) (Обращение-ирония – умная голова .)
О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? (А.Пушкин) (Обращение-повторение – о поле, поле .)
Забушуй же, непогодушка, разгуляйся, Волга-матушка! (А.Кольцов) (Обращения риторические – непогодушка и Волга-матушка .)
– Батюшки, сватушки, выносите, святые угодники. (Н.Гоголь) (Обращения-присловья – батюшки, сватушки. )
Ты прости-прощай, сыр-дремучий бор, с летней волею, с зимней вьюгою! (А.Кольцов) (Обращение фольклорное – сыр-дремучий бор .)
– Двор мне, княже, твой не диво. (А.К. Толстой) (Обращение архаическое – княже .)
Осень моя, осень! Думка золотая! (В.Инбер) (Обращение-метонимия – думка золотая .)
Люблю тебя, Петра творенье... (А.Пушкин) (Обращение-перифраза – Петра творенье .)
Прощай, с глазами синими, тебя я не виню. Я цену настоящую давно узнал огню. (И.Грудев) (Обращение-метафора – с глазами синими .)
Друзья! Друзья! Какой раскол в стране, какая грусть в кипении веселом! (С.Есенин) (Обращение-повторение – Друзья! Друзья! )
Расступитесь, леса темные; разойдитесь, реки быстрые; запылись ты, путь-дороженька; дай мне вестку, моя пташечка! (А.Кольцов) (Обращения фольклорные – леса темные, реки быстрые, путь-дороженька, моя пташечка. )
– А побойся ты Бога, человече! – закричал ему Дыма. (В.Короленко) (Обращение архаическое – человече .)

Заметьте, ребята, архаические обращения служат целям стилизации, речевой характеристики персонажей.
Как вы думаете, благодаря чему достигается экспрессия в следующих предложениях?
Здравствуй, здравствуй, любушка, любушка-голубушка! Здравствуй, зоренька-заря, свет, блеснувший за моря, здравствуй, небывалая, здравствуй, губы алые! (А.Прокофьев)
Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая. (М.Исаковский)

Ученик . Экспрессию речи в данных предложениях придает употребление нескольких обращений к одному лицу.

Учитель . Как известно, обращения – неотъемлемая черта разговорной речи. Если так, то в какие предложения по цели высказывания обращения вводятся особенно часто?

Ученик . Обращения особенно часто вводятся в побудительные и вопросительные предложения, эти предложения по самой своей сути требуют обозначения конкретного адресата, способного выполнить побуждение или ответить на вопрос: – Мама, испеки, пожалуйста, пирог! – Надя, ты сходишь за хлебом? – Хорошо, мама, схожу. – Петя, у тебя сегодня сколько уроков? Вполне понятно, что обращение в этой своей прямой, основной функции широко представлено в языке художественной литературы в диалогах персонажей.

Учитель . Хорошо, верно! Ребята, при подготовке к сегодняшнему уроку вам было дано задание понаблюдать за разговорной речью окружающих. Не заметили ли вы какие-то особые формы обращений? Что это за формы?

Ученик . Да, в разговорной речи существуют особые формы обращений. Это так называемый усеченный именительный падеж существительного, например: мам, Петь, Вань, Валь . Эти обращения передают близость отношений между говорящими. Для разговорной, непринужденной речи характерны обращения, образованные повторением одного и того же слова, причем второе слово присоединяется к первому с помощью частицы а : мама, а мам; Оля, а Оля .

Учитель . В языке художественной литературы, особенно в поэтических текстах, обычны обращения к неодушевленным предметам. С какой целью это делается?

Ученик . Такие обращения, часто весьма распространенные, – особый поэтический прием. Это – один из способов олицетворения.

Учитель . Запишите под диктовку предложения и расставьте знаки препинания.

Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу. (С.Есенин)
Звезды милой Родины, звезды золотые, как вы ярко светите в сумерки густые. (М.Матусовский)
Прощай, лето, прощайте, раки, рыба, остроносые челноки, прощай, лень, прощай, голубенький костюмчик. (А.Чехов)
О Волга!.. Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н.Некрасов)
Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия. (А.Пушкин)
Теперь прощай, столица, прощай, весна моя. Уже по мне томится карельская земля. (А.Ахматова)
Волга, матушка Волга, вечная, как материя, раздольная, как свобода, неиссякаемая, как время. (М.Чудакова)
Фонтан любви, фонтан живой! Принес я в дар тебе две розы. (А.Пушкин)

Как вы думаете, может ли грамматическая форма обращения оказывать влияние на форму выражения сказуемого? Проанализируйте предложения:

Откуда ты явилось, прелестное дитя?
Откуда ты явился, прелестный мальчик?
Откуда ты явилась, прелестная девочка?

Ученик . Обращения находятся вне грамматической связи (сочинительной и подчинительной) с членами предложения, то есть не являются членами предложения. Данные предложения свидетельствуют о том, что в некоторых случаях грамматическая форма обращения оказывает влияние на форму выражения сказуемого, что создает необычную связь согласования. Форма среднего рода сказуемого при подлежащем ты не может быть объяснена соответствием с реальным полом собеседника, а является следствием своеобразного «согласования» с обращением дитя .

Учитель . Запишите и проанализируйте следующие предложения:

Ленинград, ты был символом мужества и стойкости в годы Великой Отечественной войны. Москва, ты всегда была в наших сердцах в дни опасности.

Ученик . В данных предложениях форма глагола-сказуемого объясняется родом обращения-существительного: Ленинград – м.р. и был – м.р., Москва – ж.р. и была – ж.р.

Учитель . Проведем закрепление изученного. Учащимся предлагается ответить на вопросы:

1) Что такое обращение? Какова роль обращений в речи?
2) Какими частями речи выражаются обращения? Ответ подкрепите примерами.
3) Какие типы интонации характерны для обращений? Приведите примеры.
4) Приведите примеры распространенных и нераспространенных обращений.
5) Докажите на конкретных примерах, что обращение является фигурой поэтического синтаксиса.
6) Расскажите о знаках препинания при обращениях.

Затем учитель вместе с детьми подводит итог урока, выставляет оценки.

Задание на дом . Проведите исследование на тему: «Обращения в русских народных пословицах».

Литература

1. Касаткин Л.Л., Крысин Л.П., Львов М.Р., Терехова Т.Г. Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. М.: Просвещение, 1989.

2. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976.

3. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. М.: Высшая школа, 1976.

Обращение представляет собой слово или словосочетание, которое называет то лицо, к которому мы обращаем речь.

В примере: Москва! Как я люблю тебя! обращением является слово Москва .

Особенности использования предложений с обращениями

Обращение зачастую выражается в именительном падеже именем существительным:

Ты очень вдумчив, Александр?

Реже обращения являются прилагательными, которые находятся в значении существительного:

Верни меня, красивая, на простор широкий

Именительный падеж обращения отличается в основном от именительного падежа подлежащего своей интонацией где используется чьё то имя или повышение или понижение тона или темпа.

Сравним: Петя принесёт мне игрушку. - Петя, принеси мне игрушку.

Обращение может быть сопровождено словами пояснениями:

Трудов твоих, мой милый, я не забуду.

Когда мы адресуем речь не одному лицу, а нескольким, то обычно между имена этих лиц ставится восклицательный знак или запятая и соединяются они сочинительным союзом, например:

Иван и Пётр, я буду писать вам письма.

Мама! Отец! Бегите скорее сюда!

Когда речь имеет интонацию волнения, то обращение может повторяться:

Ах, Вася, Вася, я скучаю

А также может использоваться междометная частица о:

Но не могу, о враги, я умирать.

Обращение не является частью предложения!

Обращение никогда не соединяется какими либо грамматическими связями ни с каким из членов предложения и потому никогда не будет является его членами.

Сравним примеры, где в одном из которых слово матушка является обращением, а в другом - подлежащим:

Люблю я тебя, матушка! - Матушка говорит со мною шёпотом.

Обращения в нашей речи имеют особую роль, отличную от роли членов предложения: все члены предложения всегда служат для выражения некой мысли, самая обычная задача обращения зачастую заставить собеседника слушать речь. Именно поэтому обращения очень часто являются именами, кличками и так далее:

Неужели, Светлана Николаевна, хочешь и ты нас бросить?

Выражение чувств и эмоций с помощью обращений

Обращение также иногда сопровождается выражением чувства ласки, ярости, любви и т. д. Это отношение говорящего к собеседнику выражается в основном с помощью интонации, суффиксов, определений и приложений, например:

Иванушка, милый, не выдай, родной!

Соседушка, мой милый, пожалуйста, поешь!

Иногда обращения могут быть развёрнутыми в зачастую пространные характеристики. В таких этих случаях обращение повторяется или изменяется и при нём может находиться несколько определений. Например:

Подруга днeй мoих суровых, гoлубка дряхлая мoя, oдна в глуши лeсoв сoснoвых давнo-давнo ты ждёшь мeня.

Обращение не всегда используется только к неким лицам, иногда оно может использоваться к неодушевлённым предметам в поэтической речи: тогда оно является одним из приёмов олицетворения.

Спасибо, красота родная, за твой врачующий простор! Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век однообразный тобой украсил я.

Примечание. Часто ярость, сожаление, любовь или негодование по адресу лица мы выражаем соответствующим тоном кличку, имя, название и другое. Так получаются предложения, называющиеся вокативными. Их не нужно путать с обращениями.

Приведём пример:

Войницкий. Никаких у него [Серебрякова] нет дел. Пишет чепуху, брюзжит, ревнует, больше ничего.

С о н я (тоном ярости). Дядя!

Маленкий тест на внимательность . В каком из этих предложений слово красавчик будет употребляться в качестве обращения.

В письменной речи нередки случаи использования таких элементов, как обращения или междометия. Они необходимы для создания нужного колорита в повествовании, а также для обозначения субъекта, к которому обращаются. Пунктуация при использовании данных слов имеет свои особенности, знать которые необходимо.

1. Правописание запятых при обращении.

Сначала определим сам термин «обращение».

Обращение – это слово или словосочетание, называющее того участника действия, к которому обращено высказывание.

Это может быть не обязательно одушевленное лицо, но и неодушевленный предмет тоже. В системе русского языка этой единице отведено периферийное место, и членом предложения обращение не является.

На письме обращение выделяется запятыми. Если в предложении есть слова, относящиеся к обращению, то они вместе с ним отделяются запятыми от остальной части высказывания. Например:

  • Уважаемые коллеги, минуточку внимания.
  • Отец Василий, я пришла к вам за помощью.

Примечание. Иногда обращение может быть выделено другим знаком препинания, например восклицательным знаком. Делается это с целью особо выделить того, к кому обращаются:

  • Тучки небесные, вечные странники!
    Степью лазурною, цепью жемчужною
    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
    С милого севера в сторону южную. (Лермонтов)
  • Э, голубчик! обманывай других этим; будет еще тебе от заседателя за то, чтобы не пугал чертовщиною людей. (Гоголь)

2. Правописание запятых при междометиях.

Междометия – это отдельных класс неизменяемых слов, которые служат для грамматически неоформленного выражения эмоций, чувств и волеизъявлений .

Это уникальная группа слов, не входящая в синтаксическую систему русского языка. Она только указывает на разные реакции и эмоции, но не называет их. Имеет свои правила правописания.

Обычно на письме междометия («эх», «ох», «эге-гей», «ах», «о», «ну», «эй», «оп», «ой», «ай», «ай-ай-ай», «ой-ой-ой» и т.д.) выделяются запятыми (иногда для усиления эмоциональности, восклицательными знаками):

  • Ай-ай-ай, нехорошо! – пожурил он и погрозил пальцем.
  • Эх, надоело все, уеду я.
  • О, вы были ребёнок резвый (Пушкин).
  • Ох, доска кончается, сейчас я упаду! (А. Барто)
  • Ах, какая женщина, какая женщина! Мне б такую! (гр. «Фристайл»)
  • – Эге-ге-ге! да это из одного гнезда обе птицы! Вязать их обоих вместе! (Н.В. Гоголь)

Примечание. Частицы «о», употребляемая при обращении, а также «ну», «ах», «ох» — это омонимы таких же междометий. Однако на письме эти частицы запятыми не выделяются:

  • О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? (Пушкин)
  • Но не хочу, о други, умирать. (Пушкин)
  • Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! (Лермонтов)
  • Ну что ж, Онегин? Ты зеваешь? (Пушкин)
  • Ах ты какая!