Здравствуйте ребята! Какое время года к нам приближается? Правильно, зима! Сейчас у нас поздняя осень и мы готовимся к зиме, правильно? А как мы, люди, можем к ней подготовиться? (Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома, затыкаем окна итд.). Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Сегодня мы и поговорим с вами как разные животные готовятся к приходу зимы. Что-то расскажите вы мне, а что-то и я вам!
Первое животное, о котором мы с вами сегодня поговорим это- хозяин всех лесов- медведь. Что вы знаете о нём? (ответы детей)
Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую. В берлоге у медведицы рождаются медвежата, обычно 1-2, редко 3. Они очень маленькие, размером с рукавицу. Мама медведица кормит их молоком 8 мес. и даже тогда, когда она спит зимой.

Следущее животное про которого мы поговорим это- рысь. Рысь в спячку не впадает. Среди всех представителей семейства кошачьих рысь лучше всего приспособлена к холодам. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей- зайцы, тетерева, рябчики. Иногда она нападает на детёнышей кабанов, в голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами. Зимой особенно достаётся от рыси лосям, когда этим длинноногим животным трудно передвигаться по глубокому и рыхлому снегу. К зиме шерсть у рыси становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода.

Заяц. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они под заснеженными кустами.

Ёж. К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, Скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.

Белка. Многие грызуны также делают зимние запасы. Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы капитальные. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка у этого зверька становится очень мягкая и пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда- мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.

Лисы и волки. Эти хищники конечно не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. А лисы нападают на более мелкую живность- зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.

Бобры. Осенью семейство бобров занято заготовкой корма. В одиночку, а иногда и вдвоём, бобры легко валят осину и иву. Строят они себе прочные хатки. Вход в неё всегда устроен под водой, чтобы враг не подобрался. Зимой внутри бобриного жилища тепло, температура плюсовая.

Хомяки. С приближением осени хомяки начинают активно устраивать кладовые- готовится к зиме. А большинство устраивают их прямо во рту, куда прячут корм за щеки. Эти животные по праву считаются самыми запасливыми.

Лось. Живут они в лесах. Ближе к осени, когда поспевают ягоды брусники и черники лоси любят полакомиться ими прямо с веточками, также любит и грибы, даже ищет их специально. Зимой лось гложет кору осины, рябины и ивы. В конце осени он сбрасывает свои рога, а к весне у него отрастают новые. Постоянного жилища они не готовят. Трудно приходится им зимой, когда снежный настил очень глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами не легко.

Лесные мыши, полёвки. Все они очень прожорливы, запасаются семенами и ягодами. Зимой, когда всё вокруг засыпает снегом зверьки роют ходы в сугробах, а так же могут жить и в стогах сена и постройках.

Викторина «Как зимуют звери»

1. Что делают звери, чтобы уберечься от холода?
- улетают в тёплые края
- меняют шубку летнюю на более тёплую и светлую зимнюю
- меняют шубку летнюю на более тёплую и яркую зимнюю

2. Какой зверь зимой не меняет шубки?
- белка
- заяц
- ёж

3. А кто ещё из зверей всю зиму спит?
- барсук
- лисица
- волк

4. Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?
- Жировые запасы под шубкой
- тишина
- покой

5. Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?
- Корой деревьев и веточками
- морковкой
- капустой

6. Что едят зимой хищники: волки и лисицы?
- кору деревьев и веточки
- мелких зверьков
- голодают

Кто здесь лишний?

Наевшись вдоволь за лето, медведи, барсуки, мыши и ежи в начале зимы впадают в спячку.
(Мыши зимой не спят, а не видно их потому, что они передвигаются под снегом. Зато лисы всегда знают где мышь, чуют ее через сугроб)

В поисках добычи рыщут по заснеженному лесу волк, лиса и лось.
(Лось не хищник. Он, как и все копытные травоядный, а когда свежей травки нет, он ест ветки и прошлогоднюю траву)

Лоси, кабаны, ласки, зайцы и косули зимой питаются ветками, корешками, корой растений и свежими листочками.
(Ласки- хищники, ловят мышей и птиц. А свежих листочков зимой в лесу к сожалению нет, так что им приходится трудно)

Ну молодцы ребята! Всё верно мне рассказали! Ну а сейчас я покажу вам мультфильм!

Ирина Сироткина
Занятие «Как зимуют дикие животные»

Программное содержание :

1. Учить классифицировать диких и домашних животных .

2. Дать понятие о диких животных , чем они питаются.

3. Учить знать названия их жилищ (берлога, нора, логово, дупло, ямка и др.)

4. Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.

5. Продолжать учить правильно произносить существительные во множественном числе родительного падежа (зайчата, бельчата и т. д.)

6. Воспитывать бережное отношение к природе

Материал к занятию : макет леса, шапочки зверей (медведь, заяц, ёж, белка, волк, барсук, лиса, лось, плакат с изображением жилищ животных , индивидуальные карточки и силуэты животных , картинки домашних и диких животных .

План занятия

1. Беседа с детьми в кругу о зиме, зимних месяцах.

2. Дидактическая игра «Домашние и дикие животные »

3. Путешествие в лес :

a) встреча с Лесовичком, загадывание загадок;

b) встреча с медведем, зайцем, ежом;

c) физразминка «Ёж»

d) встреча с белкой, волком, барсуком;

e) физразминка «Барсук»

f) встреча с лесой и лосем;

g) «Песенка лесных друзей»

4. индивидуальная работа детей с карточками и силуэтами (логическая игра «Посели в домик» ;

5. игра «Назови правильно детёнышей животных (в родительном падеже множественного числа) ;

6. итог занятия и возвращение детей из леса в сад.

Ход занятия

Беседа воспитателя в кругу с детьми.

1. Настрой на занятие : пожелание друг другу доброго утра.

2. Вопросы о времени года :

a) какое сейчас время года?

b) Сколько у зимы месяцев? Назовите их.

c) Какой сейчас месяц?

d) Как февраль называют в народе? (лютень и снежень)

3. Чтение коротких стихов о зиме по строчкам по кругу (Белый снег пушистый… и «Белый снег лежит кругом…» )

Воспитатель : Сегодня мы поговорим о диких животных , как они зимуют в лесу , чем питаются, как называются их жилища. Но вот беда, я случайно перемешала картинки диких и домашних животных . Надо отделить в одну сторону (под домиком) – домашних, а в другую (под картинкой леса) диких животных . Двое детей выходят к доске и, ответив на вопросы поочерёдно (почему животное называется домашним или диким , выполняют работу. После этого закрываю шторкой половину доски с картинками домашних животных и говорю , что мы будем говорить о диких животных и спрашиваю , кто из них спит зимой (медведь, ёж, барсук) . Отделяем эти картинки ниже.

Воспитатель : Сейчас мы пойдём в лес, чтобы посмотреть, как зимуют , как зимуют дикие животные и как называются их жилища.

Звучит музыка с пением птиц (негромко) (дети закрывают глаза)

Под эту музыку воспитатель говорит :

Представьте, что мы идём по лесу. В лесу надо идти острожно, нельзя громко разговаривать, нельзя шуметь, потому что в лесу живут, звери, птицы. У них здесь своя жизнь. Лес – их дом. Мы можем их потревожить, испугать. Открывайте глаза (дети открываю глаза, видят макет леса – ёлочки, деревья) .

Воспитатель : Вот мы и пришли в лес. Дети, это лес – волшебный. Кажды из вас, кто войдёт в лес, превращается в лесного жителя. Но я слышу чьи-то шаги. Кого-то мы всё-таки побеспокоили. Появляется Лесовичок :

Кто пришёл в наш лес? Кто беспокоит лесных жителей?

Воспитатель : Лесовичок, дети пришли к вам в лес посмотреть, как зимуют дикие животные в лесу . Помогите нам встретиться с ними.

Лесовичок : Хорошо. Я вам помогу. Для вас проснутся даже те звери, которые спят. Слушайте загадку :

Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой

Дети : Медведь

(ребёнок обходит лес, одевает шапочку и выходит) .

Медведь : Я могу ходить на четырёх лапах и на двух. Умею плавать, быстро бегать, лазить по деревьям. К зиме я накапливаю много жира и сплю.

Воспитатель : А чем питается медведь летом и осенью?

Медведь : Люблю мёд, ягоды, отлично ловлю рыбу, птиц и мелких животных (дети дополняют) .

Воспитатель

Медведь : берлога (показывает на стенде, (садится с детьми)

Лесовичок : слушайте следующую загадку :

Догадайтесь по приметам :

Зимой белый, серый – летом

По лесочку прыг-прыг-скок

Убежать от волка смог.

Дети : Заяц

(Ребёнок обходит лес, одевает шапочку)

Заяц : Я летом серый, а зимой – белый. Я очень быстро бегаю. Когда убегаю от лисы, то запутываю следы, петляю.

Воспитатель : Чем питается заяц?

Заяц : Ем кору, веточки деревьев.

Восп : Заяц, а как называется твоё жилище?

Заяц : Я нахожу ямку и в ней отдыхаю (показывает на стенде, садится с детьми)

Восп : Лесовичок, а теперь дети тебе помогут загадывать загадки

Ребёнок : Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки ни одной

Дети : Ёж

Выходит ёж (ребёнок в шапочке)

Ёж : Я не боюсь ядовитых змей. Осенью я делаю гнездо из веток и листьев под корнями деревьев или под пеньком и там сплю всю зиму .

Восп : Чем питается ёж?

Ёж : Жуками, червяками, змеями, улитками, комарами, корешками растений, лягушками, мышами, насекомыми, муравьями (дети дополняют)

Восп : Ёжик, а как называется твоё жилище?

Ёж : Норка

Проводится физминутка «Ёж»

Восп : дети, слушайте следующую загадку

Ребёнок : Хожу в пушистой шубе

Живу в густом лесу

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу

Дети : Белочка

Выходит белочка (ребёнок в шапочке)

Я маленькая, юркая, с длинным пушистым хвостом. Я очень подвижна. Всё лето я делаю запасы на зиму . Даже могу переплыть реку. Летом я рыжая, зимой – серая

Восп : А чем питается белочка и что запасает?

Белочка : Орехи, грибы, ягоды, почки деревьев, семена еловых шишек, жёлуди (дети добавляют)

Восп : А как называется твоё жилище?

Белочка : дупло (показывает на стенде. Садится)

Ребёнок : Кто зимой холодный, ходит злой, голодный?

Дети : Волк

Выходит волк :

Волка зовут санитаром леса, потому что он съедает больных животных и другие звери не заражаются. Мне приходится долго бегать, чтобы найти пищу. Волка кормят ноги. А ещё – волк очень умный.

Восп : Чем питается волк?

Волк : Мясом.

Восп : А как называется твоё жилище?

Волк : Логово (показывает, садится)

Ребёнок : Роет норы он умело

Знает, любит это дело

Потому кроту и друг

А зовут его…

Дети : Барсук

Выходит барсук :

Я буровато-серого цвета. На морде две полосы от носа к ушам. Я всё ем, всё люблю. Я ем до поздней осени. Становлюсь толстый и ложусь спать.

Восп : Чем до зимы питается барсук?

Барсук : Мышами, лягушками, ящерицами, насекомыми, грибами, травой.

Восп : А как называется твоё жилище?

Барсук : земляная нора.

Проводится физминутка «Барсук» .

Ребёнок : Кто в лесу хитрее всех?

Есть приметы – рыжий мех,

Длинный хвост, которым ловко

Заметает след плутовка

Дети : Лиса

Выходит лиса

В моей норе много ходов и выходов. Если мой домик найдут собаки охотника, я убегаю через запасной выход. Я люблю искать под снегом норки мышей.

Восп : Чем питается лиса зимой?

Лиса : Мышами, рыбой, ловит зайчат

Восп : Как называется твоё жилище?

Лиса : Нора

Лесовичок : Очень сильный и высокий

По колено снег глубокий

Не олень, но он рогатый

Все зовут его сохатый

Дети : Лось

Выходит лось

Лось высокий, крупный, ноги длинные с узкими копытами, хвост короткий. Зимой у лося спадают рога. Питается корой рябины и сосны.

Восп : Как называется твой домик

Лось : У меня нет домика. Я ложусь отдыхать прямо на снег

Исполняется «Песенка лесных друзей» .

Дидактическая игра «Посели животное в домик »

Восп : скоро весна. У зверей появятся детёныши. Назовите их по имени.

У медведя – медвежата, у зайца – зайчата, у ежа – ежата, у белки – бельчата, у волка –волчата, у барсука – барсучата, у лисы – лисята, у лося – лосята

Восп : Мы говорили, что домашние животные приносят пользу человеку, помогают ему, дикие – нет . Может быть, дикие животные нам не нужны

Нужны. В природе нет ничего лишнего. Нужно бережно относиться и к лесу и к его жителям, к природе.

Дети дают Лесовичку обещание :

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом

Зима – непростой период для тех животных, у кого лес – родной дом. Теплая пора – настоящее раздолье для всех зверей, ведь вокруг обилие пищи. А вот к зиме обязательно нужно готовиться, так как низкая температура и засыпание природы в этот период создают не слишком комфортные условия для проживания. Разные животные зимуют по-разному, поэтому в этой статье мы расскажем вам об особенностях зимней жизни жителей леса.

Животные, которые впадают в спячку

Один из способов переждать холодное время года – это провести его во сне. Один из наиболее известных приверженцев такого способа зимнего времяпровождения – медведь. Пищу медведя составляют различные ягоды, коренья, орехи, личинки. Питаясь подобным образом, он накапливает к зиме толстый жировой слой, который позволит несколько месяцев обходиться без пищи. Медведи обустраивают свою берлогу в отдаленном и малодоступном месте, чтобы никто не смог нарушить их сон. Таким местом чаще всего является бурелом либо же корень большого дерева. Однако сон этих больших животных часто беспокоен. Если медведя что-то потревожило, он может отправиться на поиски более тихого убежища. Медведицы в берлоге рождают медвежат, обычно одного-двух. Даже находясь в глубоком сне, мама-медведица не забывает про своих детенышей и продолжает их кормить. Другие животные, впадающие в спячку – это ежи. Всю осень они готовят себе теплое и надежное зимнее жилище, беспрестанно затаскивая в свою нору мох и сухие листья. Также в осенний период ежи, как и медведи, поглощают большое количество пищи для образования жировых запасов на зиму. Так как ежик считается хищником, в его рацион входят мыши, лягушки, ящерицы, черви, яйца птиц и змей, различные жуки. К «спящим зимой» относятся также сурки, белки, летучие мыши, бурундуки, еноты, барсуки и многие другие животные.

Другие способы зимовки

Почти все животные, которые живут в холодных краях, каким-либо образом приспособлены к низкой температуре. Например, некоторые грызуны при наступлении холода вырабатывают специальное вещество, которое называется «коричневое сало». Оно является источником большого количества энергии. Шерсть большинства зверей в этот период преображается, становясь более густой. Кроме того, многие животные, такие как белки, ласки и горностаи меняют свой окрас, который становится зимой более светлым. Такая маскировка помогает выжить и спрятаться среди снежного покрова. Некоторые представители животного мира спасаются от мороза и непогоды в снегу. Холодный воздух и ветер не могут пробраться сквозь толщину снега, поэтому животные выкапывают норы в снегу, защищаясь, таким образом, от метелей. Пернатые представители животного мира тоже зимуют по-разному. Большинство из них, конечно же, улетают в теплые края, однако есть и такие, которые остаются переживать долгую и холодную зиму в лесу. Птиц от холода спасает подкожный жир и пух. Многие вьют гнезда и пережидают там. Вороны, например, гнездятся большими стаями на ветвях деревьев. А вот клесты настолько не боятся холодов, что даже обзаводятся птенцами в зимний период.

Тематическая беседа для детей: "Как зимуют животные?".

Описание работы: Данная статья знакомит с жизнью диких животных зимой. Материалы будут полезны воспитателям детских садов, учителям начальных классов и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Материал может быть использован для оформления стенгазет, папок-передвижек, информационных бюллетеней. Отдельные части текста можно использовать для занятий с детьми.

Цель и задачи:
1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;
2. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных;
3. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить, если приспособятся к тяжёлым зимним условиям.
4. Воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края;
5. Закрепить с детьми признаки зимы;
6. Активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой».

Зима - суровое время года. Для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно, много снега и мало пищи. Диким животным трудно выжить в эту пору.

Некоторые животные мигрируют. Другие впадают в спячку. Но многие звери приспосабливаются к суровым условиям и ведут свою лесную жизнь. Они добывают себе пищу, выводят потомство, и зорко осматривая округу, охраняют своих деток.

Животные в лесу заранее подготавливаются к тяжелым испытаниям.

Мигрирующие животные.

Многим жителям Восточного Подмосковья трудно представить мигрирующих животных.
«Разве у нас такие водятся?» - спросите Вы.
«Разве у нас бывают постоянные засушливые сезоны как в Африке? Да и антилопы, кажется, не водятся?»

Да, в нашей местности нет таких переселений. Но в северных частях нашей необъятной страны зимой проходят похожие явления.

Что же это за животные такие?

Ежегодную миграцию наших северных оленей можно сравнить с миграцией копытных в Африке. Эти путешествия оленей не так зрелищны, ведь олени любят передвигаться маленькими группами или в одиночку. Все олени повинуются своим инстинктам, идут по бескрайним просторам тундры на юг в лесотундру и тайгу. Из года в год по одним и тем же тропам идет более миллиона северных оленей. В те места, где им легче пережить зиму.

Зимняя спячка.

Зимняя спячка – это не просто приспособление животных к суровым испытаниям. Для многих животных – это единственный шанс пережить зиму и избежать голодной смерти.

Медведь – это настоящий мохнатый гигант. Он очень крупный и сильный.
Любит медведь полакомиться различными злаками, корневищами, орехами и ягодами. Медведь обожает половить рыбку. Часами он готов стоять неподвижно на берегу водоема и выжидать свою добычу. Медведь готов вытерпеть много сотен укусов пчел, чтобы отведать свое излюбленное лакомство - мед.
Но вот всего этого разнообразия зимой практически нет. И наш «хищный вегетарианец» зимой впадает в спячку.
Перед тем как впасть в спячку медведь сооружает себе берлогу. Строят свое жилище медведи из веток и стволов. Старается уйти в глухие чащобы. Но прежде чем впасть в спячку, медведь наедает себе много жира.
Знаете ли Вы, что медведь не всю зиму спит? Бывает зимой медведь просыпается и выходит немного побродить, а затем возвращается и снова засыпает. Зимой у медведицы рождаются медвежата. И как любая заботливая мать, медведица заботится о своих малышах.

Какие животные еще впадают в спячку?
Бурундук, сделав полную нору под деревом запасов, засыпает «без задних ног». Его можно брать на руки и пытаться разбудить, но Ваши попытки бесполезны. Этого «соню» не добудиться.

Набравший жиру ёжик готовит себе уютное гнездышко в глубоких ямках или норках. Спит ежик зимой свернувшись в клубочек. Только вот засыпает он не сразу. Первое время ёж часто просыпается, а потом снова засыпает. Каждый его сон становится все длиннее и длиннее.

Летучие мыши задолго до прихода зимы нашли себе укромную пещерку или чердак. И время от времени они просыпаются и снова засыпают. В периоды бодрствования летучие мыши могут поискать себе пропитание.

Не спящие зимой дикие животные.

Задолго до наступления холодов животные отращивают более теплую и густую шерсть. Многие из них создают запасы еды и утепляют свое жилье.
Одним из таких запасливых зверьков является белка. Еще в теплое время она сделала себе домик в дупле или на крепком суку. Жилище белки утеплено сухими мхами, сеном и листочками. В домике у белки обязательно имеется два входа. Грызун на зиму запас много орехов, желудей, шишек и грибов. Свои припасы белка прячет по всему лесу: под старыми пнями, в пустых дуплах и корнях деревьев. Выходит из домика белка только тогда, когда нужно забрать припасы из тайника.

Лось – это настоящий гигант. Еды ему нужно очень много. Зимой лоси могут жить в одиночку или вместе. Чем питаются лоси зимой? Лоси любят есть кору молодых осинок, побеги молодых сосен. У лосей очень крепкие и крупные зубы. Когда в округе нет молодых побегов, своими зубами лоси перетирают и грубую кору у старых деревьев. Отдыхают лоси закопавшись в снег.
Большим копытным приходится нелегко зимой. Но еще труднее кабанам. Если зима стоит мягкая, без снега, то кабаны достают разные корешки и листочки. Могут съесть и грызуна. В лютые морозы или большие снегопады кабаны часто голодают, становятся слабыми и беззащитными перед хищниками. Для своего спасения кабаны сбиваются в стаи и только ночью выходят на поиски еды.
Волки - это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной. Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. Как только начинает темнеть, волки выходят на охоту. В поисках пищи волки проходят очень большие расстояния. Порой многие десятки километров. Охотятся они на зверей любого размера в одиночку или стаей. Слаженные действия всей стаи помогает выжить волкам.

Истинным хозяином леса зимой является лиса. Рыжая хитрюга зимой и летом ходит в шубе одного цвета. Только шерсть становится густой с толстым подшерстком. По снегу лисица ходит не проваливаясь, благодаря лапкам, покрытым шерстью. Лисы живут в норах. Но многие плутовки спят прямо на снегу. Они прикрывают свой нос большим пушистым хвостом. Лисица не делает припасов. Поэтому каждый день она выходит на охоту. Часто лисы пробираются к деревням воровать домашних птиц. Довольно часто лисица ловит зайцев. Но основной пищей лисиц зимой являются мыши.
На зиму мыши запасаются семечками и засушивают ягоды. Они очень прожорливы и каждый день им необходимо много еды. В снежные зимы мыши роют длинные ходы в сугробах. Мышки любят прятаться в стогах сена и перебираться в сараи и дома человека.
Бобры – большие труженики. Дружная семья всю осень строит свою прочную хатку, валя осины, ивы и другие деревья. Вход в хатку всегда устроен под водой. Враг не подберется. Да и вода зимой теплее, чем воздух

Зимой заяц беляк меняет серую шубку на белую. У зайца русака цвет шубки становится только чуть светлее. Зимой подушечки лапок у зайцев покрываются шерстью. Поэтому у зайцев лапки сильно не мерзнут. А еще поэтому зайцы могут убегать от хищников по скользкому льду. В отличии от многих других грызунов он не делает припасов. Питается только тем, что может найти зимой: маленькими веточками и молодой корой ивы, березы и осины. Настоящие лакомство для зайца – это замерзшие ягоды. Поэтому зимой ему очень туго. Днём зайцы прячутся от хищников в норках, вырытых в сугробах. Поесть зайцы выходят в темное время суток. Спят они на снегу.
Зима – это самое трудное время года для зверей. Тяжела и опасна жизнь животных в эту суровую пору.

Зинаида Махова
«Как звери зимуют в лесу» (для детей старшего дошкольного возраста).

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Художественное творчество» , «Музыка»

Цель : учить детей развивать речь , формировать словарный запас и грамматический строй речи, закреплять навыки полных ответов; развивать интерес к природе родного края.

Задачи :

Познавательные :

Закрепить знания детей о диких животных наших лесов : вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как называется их жилище;

Учить понимать зависимость между внешним видом животного, его повадками и средой обитания, особенности поведения и питания в зимнее время;

Развивающие :

Закреплять зимние месяца;

Закреплять в активном словаре ласковые названия животных и их детенышей ;

Познакомить с понятием и значением слова «хищник» ;

Развивать мышление, слуховое восприятие и внимательность;

Закреплять умение работать с бумагой – техника оригами.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к миру животных.

Оборудование :

слайды с силуэтным изображением животных. Нетрадиционное рисование на тему : «Ежата» (кисточки, клей, окрашенная крупа : рис, горох, шаблоны ежей) .

Словарная работа

дикие животные, хищники, травоядный, всеядный, длинноухий, берлога.

Ход НОД:

Ребята, сегодня к нам в гости снова прилетел совёнок Ласковушка. Ему очень нравится, когда его маму-сову- ласково зовут : «Совушка» . Совенку интересно узнать, как ласково можно называть других лесных животных? Как можно ласково назвать зайца? (Зайчик) . Давайте поиграем! Встанем в круг, а совенок будет перелетать и садиться к вам на ручки. Я назову какое-нибудь животное и тот, у кого в руках совенок, должен назвать его ласково (Проводится дидактическая игра) .

Дидактическая игра «Назови ласково животных» .

Белка, лиса, волк, сова, еж, медведь, заяц.

Молодцы! Вы порадовали Ласковушку, вспомнили разных животных, живущих в лесу , их еще называют дикие животные. Хотите, мы отправимся на прогулку в зимний лес, чтобы больше узнать о жизни диких животных? А совенок покажет нам дорогу. Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы.

Сколько месяцев у зимы?

Назовите первый месяц зимы. В народе этот месяц называют «студень» , «студеный» , от слова «стужа» . (Закрепить слова с детьми.)

Назовите второй месяц зимы. В народе этот месяц называют «сечень» , (Закрепить слова с детьми.) Январь – ломонос : береги свой нос.

Назовите третий месяц зимы. В народе этот месяц называют «кривые дороги» , «богорей» . (Закрепить слова с детьми.) В феврале два друга мороз да вьюга.

Но ведь животные – это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходит перемены. А вот какие – это мы как раз сегодня и узнаем. Я вам предлагаю совершить путешествие в зимний лес.

Правила поведения в лесу :

НЕ шумите, НЕ пугайте животных, НЕ ломайте ветки кустов и деревьев.

Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ.

(На экране появляется картинка зимнего леса.) Посмотрите на картинку, и представьте себе, что вы идете по зимнему лесу . Тихо. Деревья стоят неподвижно. Речка покрыто льдом. Кругом белым – бело.

А кого мы можем встретить в зимнем лесу !

Послушайте загадки :

У него нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

(Заяц.)

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

(Медведь.)

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дома, ни пожара.

(Лиса.)

С ветки на ветку

Быстрый как мяч.

Скачет по лесу рыжий циркач .

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.

(Белка.)

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(Волк.)

(Показ на экране цветной картинки с изображением зайца) .

Кто же это? (Ответы детей ) .

:

Заяц серый, маленький, пушистый, длинноухий. Зимой надевает белую шубку. Спит заяц под кустом. А если стоят сильные холода, роет себе в снегу глубокую норку. Ест корешки растений, молодые побеги кустарников , зимой грызет кору деревьев. Заяц травоядный.

Переходим к следующему животному

(Показ цветной картинки с изображением белки) .

Кто же это? (Ответы детей ) .

Обобщающий рассказ воспитателя :

Белка, как и заяц, меняет свою шубку. Летом она рыжая, зимой – серая. Белка очень запасливый зверек . Возле гнезда устраивает множество тайников, где хранит орехи, желуди, шишки. Если орехов, шишек мало, она заготавливает грибы, накалывая их на веточки. Живет белка в уютном и теплом гнезде, в которое ведет один или два хода. Отправляясь за едой, белка затыкает вход в гнездо мхом или лишайником, чтобы в гнезде было тепло.

Переходим к следующему животному.

(Показ цветной картинки с изображением лисы) .

Кто же это? (Ответы детей ) .

Обобщающий рассказ воспитателя :

Лиса рыжая, большая, пушистая, хитрая. Лиса живет в норе. Она ловит зайцев, мышей, ворует кур. Лиса – хищное животное. Такие животные, которые питаются другими животными, называются – хищники. Повторите это слово и постарайтесь запомнить .

Продолжаем нашу прогулку. Следующее животное попробуйте узнать

(Показ цветной картинки с изображением медведя) .

Кто же это? (Ответы детей ) .

Медведь большой, бурый, пушистый. Он животное всеядное. Съест любое животное, которое сумеет поймать. Не побрезгует и такой мелочью, как улитки, лягушки или кузнечики. Ест и растения : сладкие ягоды, дикорастущие плоды, сочные корешки, любит медведь и пчелиный мед. Когда мало еды – ест и траву, и мох, и кору деревьев. Медведь – искусный рыболов. Зимой залегает спать в берлоге, в чаще леса. Берлога – это глубокая яма в земле. В берлоге тепло.

Можно ли медведя назвать хищником? (Ответы детей ) .

(Показ цветной картинки с изображением волков) . А сейчас я расскажу, как зимует волк в лесу ! Волк зимой очень злой. В одиночку не ходят : волки стаями бродят. Серые, худые, голодные и злые. Лучше им не попадаться, надо их остерегаться, волку трудно зимой… Еды не хватает и волк голодует.

(Показ цветной картинки с изображением ежа) .

Кто же это? (Ответы детей ) . Правильно, ёжик.

Между прочим, ёжик тоже хищник, он питается червяками, слизнями и другими мелкими животными.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять.

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

Вот помощники мои,

Их, как хочешь, поверни-

Так и этак, эдак, так-

Не обидятся никак.

А теперь мы пришли в лесную школу (дети садятся на коврик) Давайте поиграем в игру «Один - много» .

Дидактическая игра «Один - много»

Дети называют детенышей во множественном числе.

Зайчонок – (зайчата) ;

лисенок – (лисята) ;

волчонок – (волчата) ;

медвежонок – (медвежата) ;

бельчонок – (бельчата) ;

ежонок – (ежата) .

Дидактическая игра «Сложи картинку» .

А сейчас вам предлагается выполнить такое задание : составить из частей целую картинку и определить, какое животное на ней изображено и как называется его дом.

(лиса в норе, белка в гнезде, медведь в берлоге, заяц у куста) .

Сравнение.

Некоторых людей сравнивают с животными.

Если человек хитрый, то говорят : «Хитрый как лиса» .

Злой как (волк) .

Косолапый как (медведь) .

Трусливый как (заяц) .

Закончилось наше путешествие по зимнему лесу . Нам пора возвращаться в детский сад.

Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись.

Правой, левой, правой, левой,

Мы идем вперед, вперед,

А теперь остановись и немного покружись!

Оглянитесь все назад :

Мы попали в детский сад!

Творческая коллективная работа.

(На ватмане изображена ежиха, изготовленная с помощью окрашенной крупы) .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, у нас в гостях ежиха. От нее убежали ежата, а ведь им пора спать. Они же зимой спят. Давайте, поможем ежихе найти своих ежат.

У вас на столах стоит клей, крупа (горох и рис, и заготовки ежат из коричневой бумаги. Чтобы «найти» ежат, вам надо нанести клей на туловище и посыпать крупой. (Показ выполнения работы воспитателем.) Когда крупа высохнет, получатся красивые ежата. Как мама ежиха. (Выполнение работы детьми.)

Молодцы! Давайте посадим ежат к маме ежихе.

(Приклеиваем ежат на ватман.) Смотрите, как она радуется. Теперь они все вместе могут ложиться в спячку.

Рефлексия.

Вам понравилось наше путешествие в зимний лес? Что вам больше всего запомнилось? О каких животных вы ещё хотели бы узнать? (ответы детей ) .