Русский бильярд (Пирамида) - собирательное название нескольких разновидностей игры на бильярде . Русский бильярд представляет собой разновидность лузного бильярда, со своими особыми требованиями к оборудованию для игры.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Программа Pro правила №6 Бильярд

    ✪ Уроки бильярда от Владимира Симонича Лига любителей бильярда 1

    ✪ Чит УКАЗКА ДЛЯ БИЛЬЯРДА восьмерка, девятка, русский. Бильярд mail ru cheat hack

    Субтитры

Основные требования к оборудованию

Основные характерные особенности: относительно крупные шары, незначительно уступающие по размерам створу лузы (диаметр шара 68-68,5 мм, а вес около 285 г., ширина створа угловой лузы 72-73 мм, средней лузы 82-83 мм), все шары одного цвета с номерами от 1 до 15, биток жёлтый (реже допускается темно-красный). Шары для игры в бильярд делают из фенолоальдегидной смолы. Столы бывают разного размера (12, 11, 10, 9 и 8-футовые), покрыты зелёным сукном. Однако на официальных соревнованиях обычно используют столы только 12 футов. На сукне нанесена разметка: срединная отметка, через которую проходит серединная линия (параллельно коротким бортам стола), делящая стол на переднюю и заднюю части. Передняя отметка (посередине передней части) и задняя отметка (посередине задней части). Через переднюю отметку (параллельно короткому борту) проведена линия дома (домом называют пространство от короткого борта до линии дома). От задней отметки к середине заднего короткого борта проведена линия выставления шаров.

Размеры столов приведены ниже в таблице. На официальных соревнованиях играют за 12-футовыми столами. Оборудование для игры и помещения для соревнований должны строго соответствовать официальным требованиям, утверждаемым Международным и Европейским комитетами по пирамиде. В этих требованиях описана масса параметров, от упругости резины, используемой для обкладки бортов, до рекомендуемых фирм-производителей сукна и шаров, от количества ламп над игровым столом, до температуры и влажности в помещении для соревнований.

Правила

Существует несколько официально признанных разновидностей русского бильярда (пирамиды), из которых наиболее просты правила свободной пирамиды , или американки .

Свободная пирамида, или Американка

После того как пирамида разбита битком, можно выбирать в качестве битка любой шар. Засчитывается попадание в лузу как прицельного шара, так и битка (но обязательно после соударения с прицельным шаром). Игрок, забивший шар в лузу (сыгравший шар), имеет право сделать следующий удар. Штрафы налагаются, если игрок выбил шар со стола, не попал битком ни по одному из прицельных шаров или неправильно произвел отыгрыш . Правила отыгрыша состоят в том, что если ни один из шаров не сыгран, то после соударения битка и прицельного шара как минимум один из них должен коснуться двух разных бортов (или, отразившись от одного борта довести другой шар до второго), либо коснуться одного борта, а затем пересечь центральную линию стола (или перекатить через неё другой шар), либо пересечь центральную линию стола, а затем коснуться одного борта (или довести другой шар до борта). В случае нарушения правил соперник нарушителя имеет право после выставления неправильно забитых и выскочивших шаров, а также снятия со стола на полку штрафного шара: сам произвести следующий удар, или уступить его нарушителю. Победившим считается игрок, первым забивший восемь шаров. Полная версия официальных правил для соревнований детальнейшим образом регламентирует ещё ряд деталей (в каком случае пирамида считается правильно разбитой, как следует наносить удары и т. п.), но здесь для краткости приведены лишь самые основные особенности .

В силу относительной простоты правил, свободная пирамида, или американка, наиболее часто используется в кино (например, в знаменитых сценах кинофильмов «Место встречи изменить нельзя » и «Новые приключения неуловимых »).

Московская пирамида (комбинированная пирамида)

Исходная позиция шаров: пирамида из пятнадцати белых шаров, установленная с помощью стандартного треугольника, расположена так, что передний шар пирамиды находится на задней отметке, а основание пирамиды параллельно короткому борту стола. Биток может находиться в любом месте в пределах дома (но не на линии дома, так как сама она к дому не относится).

Суть этого вида заключается в том, что игра ведется одним шаром. Однако отличия от Невской пирамиды (динамичная пирамида) присутствуют, причем довольно большие. Штраф - снятие соперником шара со стола и переход хода. Требования к отыгрышу - такие же как в свободной пирамиде.

Ограничений на забивание своего шара нет, как и на чужого.

Русская пирамида десятка

Правила «десятки» соответствуют общим правилам Русской пирамиды, имея при этом ниже следующие особенности.

Выигрывает игрок, сумевший забить шар № 10 при разбитии пирамиды, либо набрать 61 и более очков, либо пять шаров с последовательной нумерацией (например шары с номерами от 1 до 5 или от 2 до 6 и т. д.), либо 8 шаров.

Битком может служить только цветной шар.

Начальный удар осуществляется с любого места в доме по пирамиде, на вершине которой (1-й ряд) устанавливается шар № 10, остальные шары пирамиды могут расставляться в любом порядке по взаимному согласию игроков.

За сыгранный шар игроку засчитывается количество очков, равное номеру этого шара.

Все забитые в результате начального удара шары засчитываются. Забитый при разбитии пирамиды биток для дальнейшей игры выставляется в любое место дома, а шар № 10 снимается в пользу игрока.

Перед каждым ударом, после начального, игрок обязан объявить номер забиваемого шара(ов). В случае осуществления игроком отыгрыша объявление о нём можно не озвучивать.

Объявленный шар считается засчитанным, если он и/или биток будут забиты в любую лузу. Попадание битка засчитывается в случае его касания объявленного шара и для дальнейшей игры выставляется в любое свободное место дома, а объявленный шар снимается в пользу игрока. В случае попадания и объявленного шара и битка, биток выставляется в любое место дома, при этом в пользу игрока засчитывается наименьший по номеру шар из оставшихся в игре. В случае попадания битка при объявлении более одного шара, засчитывается шар у которого было касание с битком, а в случае касания битком нескольких объявленных шаров засчитывается наименьший по номеру.

В случае непопадания любого из объявленных игроком шаров, происходит переход хода к сопернику, при этом забитые объявленные шары и/или биток от них засчитываются.

В случае попадания необъявленного шара после удара игрока, соперник получает право на удар, а также при желании может уступить это право. Если при этом были забиты объявленные шары и/или биток от них, они засчитываются. Забитый необъявленный шар выставляется в любое свободное место продольной линии (прямой отрезок между передней и задней отметками) тем из игроков, кто будет наносить следующий удар. Если при этом от забитого необъявленного шара был забит биток, биток выставляется в доме тем из игроков, кто будет наносить следующий удар.

В случае неизменности положения любого из объявленных шаров после завершения удара, на игрока налагается штраф. Штраф, в том числе, в ситуациях, оговоренных общими правилами Русской пирамиды, подразумевает изъятие штрафного шара и право хода в пользу соперника, который при желании может уступить это право. Штрафным шаром считается прицельный шар с наименьшим номером, имеющимся в игре после завершения удара, приведшего к штрафу. Если в результате такого удара были забиты прицельные шары, то они выставляются в любое свободное место продольной линии. Если в результате такого удара был забит биток, то он выставляется в любое свободное место дома тем из игроков, кто будет наносить следующий удар.

В случае вылета любого шара с поля в результате удара игрока, на него налагается штраф. Штраф, в том числе, в ситуациях, оговоренных общими правилами Русской пирамиды, подразумевает изъятие штрафного шара и право хода в пользу соперника, который при желании может уступить это право. Вылетевшие и забитые прицельные шары выставляются в любое свободное место продольной линии, а вылетевший или забитый биток выставляется в любое свободное место дома тем из игроков, кто будет наносить следующий удар.

В случае попадания битка в лузу в результате неправильного удара игрока, на него налагается штраф. Штраф, в том числе, в ситуациях, оговоренных общими правилами Русской пирамиды, подразумевает изъятие штрафного шара и право хода в пользу соперника, который при желании может уступить это право. Забитый биток выставляется в любое свободное место дома тем из игроков, кто будет наносить следующий удар.

Известные игроки и тренеры:

  • Евгений Сталев
  • Ярослав Тарновецкий
  • Александр Паламарь
  • Юрий Пащинский
  • Ярослав Винокур
  • Артур Пивченко
  • Никита Ливада
  • Владислав Осьминин
  • Евгений Курта
  • Каныбек Сагынбаев
  • Диана Миронова
  • Ольга Миловано
  • Афанасьева Алена
  • Анастасия Ковальчук
  • Сергей Бауров
  • Евгений Уваров
  • Василий Лазарев
  • Виктор Колосов
  • Олег Галицкий
  • Радимир Нуреев

Малая русская пирамида

Используемые шары : 15 нумерованных прицельных шаров и биток отличного цвета или с особой разметкой.

Расстановка шаров : пирамида из 15 нумерованных прицельных шаров с вершиной на задней отметке и основанием параллельно короткому борту.

Порядок расстановки шаров по рядам :

1-й лобовой шар - 4;
2-й ряд - 5 и 6;
3-й ряд - 7,1 5, 8;
4-й ряд - 9, 14, 13, 10;
5-й ряд - 2, 1, 12, 11, 3.

Основание для подобного расположения : разбитие пирамиды в большинстве случаев приводит к тому, что шары с мелким цифровым значением, образующие границу пирамиды, раскатываются к краям игрового поля, в то время как шары с крупными номерами остаются в центре поля, а значит не на игре.

Разрешенное оборудование : кии различной длины, мазик, машинка.

Общая сумма очков : «Стоимость» шара в очках равна его номеру, а значит, сумма очков пятнадцати белых шаров равна 120. Дополнительные 10 очков приносят шар под номером 1 и последний из оставшихся в игре прицельных шаров независимо от его порядкового номера. Отсюда общая сумма очков 120+10+10=140, в пределах которой может варьироваться количество очков, набираемое игроками в процессе игры.

Удары

Инвентарь : кий с наклейкой на конце. Удары любой другой частью кия наказываются штрафом в размере 5 очков в пользу соперника.

Положение игрока : В момент удара играющий должен касаться пола как минимум одной ногой, в противном случае забитый шар не засчитывается. Если судья приходит к выводу о том, что имело место очевидное нарушение интересов партнера, ход после возвращения шаров на исходные позиции переходит к партнеру, но штраф не налагается.

Запрещенные удары : пропих, нажим. Упавшие в лузы в результате одного из таких ударов шары не засчитываются. Штраф не взимается.

Игра после запрещенного удара: Право следующего удара переходит к сопернику. Шар, по которому был произведен удар, выставляется на общем основании, т.е. на заднюю отметку или вплотную к середине короткого борта, противоположного дому, если задняя отметка занята.

Начало удара приравнивается к моменту первого касания игроком любого шара на игровой поверхности стола. Конец удара совпадает с моментом остановки последнего движущегося шара и отведением рук и кия игрока от стола.

Начало игры

Розыгрыш : Право нанести начальный удар определяется жеребьевкой, проводимой сразу после установки пирамиды. При нечетном числе партий жребий бросается также перед началом последней партии. В остальных партиях используется принцип очередности.

Объявление начального счета : Судья или лицо, заменяющее судью, объявляет счет, который может быть нулевым, плюсовым (если игрок получает фору) или минусовым (если игрок дает фору сопернику).

Начальный удар : Биток (свой шар ) устанавливается игроком, получившим право первого хода, на любое место в пределах линии дома, после чего производится удар с руки из дома. Домом называется площадь игрового поля, заключенная между передним бортом и воображаемой линией, проходящей через первую точку бильярда параллельно переднему борту и именуемой линией дома .

В пределах линии дома разрешено касание битка и передвижение его на другое место.

Положение игрока : при выполнении начального удара игроку не разрешается выходить за пределы линии продолжения длинного борта. В качестве подстраховки допускается использование кия, который прикладывается судьей к длинному борту так, чтобы его тонкий конец выходил за линию переднего борта, но в то же время не препятствовал выполнению удара.

Начальный момент игры : игра считается начатой в момент пересечения битком линии дома.

Штрафы : Штрафные санкции применяются на общих основаниях. Промах или забивание битка в лузу первым ударом с руки из дома приносит штраф в размере 5 очков.

Ведение игры : Игра ведется с соблюдением принципа очередности. Ход переходит к сопернику, если играющий не исполняет свой заказ (не сыгрывает шар) или получает штраф за какое-либо нарушение.

Условия игры

При игре в «малую русскую пирамиду» действует правило заказа :

· Чистое назначение - требование к играющему объявить до нанесения удара номер прицельного шара, лузу, в которую он намеревается его сыграть, а также в точности описать, каким образом шар будет положен в указанную лузу (чисто, от шара, шаром или шарами с обязательным указанием номеров, абрикольно и т.д.).

Примеры: карамболем от девятки тройкой тринадцатый шар прямо в середину, битком от шестерки одиннадцатый шар в правый угол.

· Шар и луза - такой способ ведения игры, при котором играющему необходимо объявить лишь номер шара и лузу, в которую планируется сыграть данный шар, без объявления способа нанесения удара.

Объявлять номер шара не требуется лишь в том случае, когда к концу партии на бильярде остается один прицельный шар.

Отличие этих двух способов ведения игры также состоит в том, что во втором случае при правильном падении заказанного шара засчитываются также все случайно упавшие в результате данного удара шары независимо от времени их падения, тогда как в игре с чистым назначением такие шары не считаются и выставляются на общих основаниях.

Комбинированный заказ : разрешается объявлять без ограничения количества участвующих в заказанной комбинации шаров, при этом заказ абрикольно для указанного шара, т.е. удар битком сначала о борт, а затем в прицельный шар, не является обязательным условием.

Время объявления заказа : Заказ объявляется до нанесения удара. Любой заказ, произнесенный во время или после удара, не учитывается, а все упавшие при этом шары не засчитываются и выставляются на общих основаниях.

Очередность заказов: Если игрок произносит два или более заказов подряд, засчитывается всегда последний.

Запрещение заказа судьей : Заказ должен произноситься в четкой, недвусмысленной форме и быть понятным для судьи или инструктора. Запутанное или неясное изложение заказа может привести к отказу судьи (инструктора) принимать такой заказ.

Практика проведения официальных соревнований: На сегодняшний день при проведении официальных турниров допускается ведение игры исключительно на условиях чистого назначения. Основанием для такого решения является стремление свести к минимуму количество игровых ситуаций, при которых заказанный шар падает в заказанную лузу случайно, а не тем способом, который произносит играющий при объявлении заказа. Примеры: заказан от шара, а упал чисто; заказан чисто в угол, а упал от четырех бортов в этот же угол и т.д.. Учитывая то, что такой вариант теоретически более вероятен при условии заказа «шар и луза», данный способ ведения игры был исключен из практики официальных соревнований несмотря на то, что реальная вероятность случайного падения шаров не составляет и 1%.

Данное обстоятельство, по мнению некоторых экспертов, излишне усложняет работу судей и негативно сказывается на общей динамике соревнований, поскольку даже игроки среднего уровня, не говоря уже о мастерах и игроках 1-й и 2-й категории, объявляя заказ, всегда имеют четкое представление о том, каким именно способом они намереваются его осуществить.

Конец игры

Конечная цель игры : раньше соперника набрать 71 очко.

Варианты окончания партии : 1) выигрыш, 2) проигрыш, 3) нормальная или вынужденная ничья.

Нормальной считается ничья, когда оба игрока набирают по 90 очков. Если же оба игрока, несмотря на предупреждение судьи, делают один за другим 3 штрафных удара и расстановка шаров на бильярде не меняется, фиксируется вынужденная ничья.

Переигрывание партии : Полное переигрывание партии или переигрывание лишь в последнем шаре требуется в тех случаях, когда условиями проведения соревнований предусмотрен лишь результативный вариант завершения партии. Будет ли партия переигрываться полностью или только в последнем шаре, решается по обоюдному согласию партнеров. Во втором случае игрок, который по праву очередности должен был открывать следующую партию, производит первый удар с руки из дома по установленному на задней отметке шару. По одному удару игроки делают без заказа. Проигрывает игрок, первым нанесший штрафной удар.

Ускорять окончание партии путем снятия с игровой поверхности стола какого-либо из оставшихся шаров запрещено.

Штрафные удары

Штрафные санкции применяются к игроку, допустившему одно из следующих нарушений:

· удар не наклейкой, а ребром или турником кия;

· удар с руки не из дома, а с противоположного борта (либо без предварительной консультации с судьей по поводу выбора того или иного борта);

· соударение битка с находящимся в доме шаром до пересечения битком линии дома при игре с руки из дома;

· касание любого шара рукой, одеждой, кием, машинкой и пр. до, после или в момент удара;

· нанесение следующего удара до завершения предыдущего;

· игра не битком;

· промах, когда биток не задевает ни одного из прицельных шаров;

· падение битка в лузу;

· выскакивание битка за борт.

Размер штрафа : За каждое нарушение налагается штраф в размере 5 очков, которые отнимаются от суммы очков нарушившего правила игрока и прибавляются к очкам его соперника.

Одновременное нарушение нескольких правил : Игрок, нарушивший несколько правил при выполнении одного удара, штрафуется единожды на 5 очков. Примеры: ударил не наклейкой кия и промахнулся; положил биток в лузу до того, как остановился последний шар после предыдущего удара.

Особенности подсчета очков в случае штрафа одного из партнеров : Количество очков, необходимое для победы в партии, сокращается на число штрафных очков, полученных оштрафованным игроком, если последний не забивает ни одного шара. Пример: 5 очков штрафа, назначенные сопернику, позволяют его партнеру набрать шарами для победы не 71 очко, а 66 очков, соответственно 10 штрафных очков - 61 очко для выигрыша.

Выставление шаров : Шары, положенные в результате штрафного удара, не засчитываются и выставляются на общих основаниях. При игре чужим шаром выставление происходит на общих основаниях, но первоначальное положение остальных шаров не восстанавливается.

Восстановление исходного положения шаров : производится судьей по своему усмотрению одновременно с назначением штрафа, если: а) игрок, игнорируя его предупреждение, сыграет чужим шаром. При этом при возвращении шаров на исходные позиции должны учитываться интересы соперника; б) игрок коснется какого-либо из шаров при подготовке к удару и вслед за этим в спешке произведет удар вопреки замечанию судьи.

Особые случаи

Сыгранный заказ сопровождается вылетом другого шара за борт : сыгранный шар засчитывается, а шар, выбитый за борт, выставляется на общих основаниях.

Задержка соперником движущегося битка : биток, движение которого было приостановлено в результате соприкосновения с рукой, одеждой, кием и т.д. соперника, устанавливается судьей в любой точке игрового поля на выбор играющего. Сыгранный заказанный шар при этом дает право на выполнение следующего удара.

Задержка или изменение соперником траектории движения заказанного шара: шар засчитывается, снимается со стола, и игрок получает право выполнить следующий удар.

Задержка или изменение соперником траектории движения незаказанного шара : шар устанавливается судьей на любую точку бильярда на усмотрение играющего. Пример: во время игры в последнем шаре прицельный шар, движущийся по направлению к битку, установленному вплотную к короткому борту, был задержан или смещен в сторону соперником. Играющий получает право просить судью установить задержанный шар в удобном для него месте: вплотную к борту как можно ближе к угловой лузе напротив дома, возле средней лузы и т.д.

Касание соперником неподвижных шаров : сдвинутые шары возвращаются на прежние позиции, и игра возобновляется без штрафа.

Создание помех при выполнении удара : толчок или какое-либо иное воздействие на игрока со стороны соперника или постороннего лица, воспрепятствовавшее выполнению им удара, дает игроку право на повторную попытку после восстановления исходной расстановки шаров судьей.

Падение в лузу зависшего шара : а) шар, остановившийся в створе лузы на несколько секунд и после этого упавший в лузу без какого-либо дополнительного удара, засчитывается игроку, и тот может продолжить игру; б) шар, остановившийся в створе лузы и упавший в результате толчка или сотрясения бильярдного стола самим игроком или посторонним лицом, не считается сыгранным и возвращается судьей на прежнее место в створ лузы, ход при этом переходит к сопернику; в) зависший шар, упавший после нанесения удара, но независимо от него, т.е. до того, как два шара успели соприкоснуться, выставляется на общих основаниях. Пример: Игрок заказывает застрявший в растворе угловой лузы шар и играет битком с руки из дома, но зависший шар падает прежде, чем биток успевает подкатиться к нему. После установки упавшего шара на заднюю отметку, игрок производит повторный удар с руки из дома на общих основаниях.

Отскок битка от поверхности игрового поля с последующим возвратом на бильярд в результате рикошета от предмета окружающей обстановки или кого-либо из окружающих : сыгранный шар засчитывается без штрафа, после чего в игру вступает соперник.

Остановка битка или прицельного шара на борту стола: шар перемещается на игровое поле вплотную к борту возле того места, на котором он остановился, сыгранные заказанные шары при этом засчитываются, но следующий удар наносит соперник.

Серия затяжных штрафных ударов (промахи, тушевание своего шара, игра своим шаром в лузу и т.п.): может привести к ничейному результату в партии по решению судьи, если такая игра носит умышленный характер, вызвана соображениями выгоды со стороны обоих партнеров и не прекращается после вынесения судьей предупреждения о необходимости изменить игровую ситуацию не более чем тремя ударами с каждой стороны.

Примеры.

1. Условие: Имеется 14-й шар, стоящий в разрезе угла дома, и тройка на коротком борту напротив. Способ игры : игра с руки из дома. Ситуация противника : в 14-м шаре партия, в штрафных пяти очках партии нет. Варианты хода : играть в тройку, чтобы она замаскировала 14-й шар, или сбивать 14-й шар обратным ходом битка от бортов. Степень риска : рискованны оба варианта, так как можно отдать свой шар. Наиболее выгодный ход : забить свой шар, чтобы вынудить соперника пойти на риск. Ответные действия соперника: поступить таким же образом по тем же причинам.

2. Условие : идет партия в последнем шаре, оба шара стоят в растворе луз, поэтому удар битком возможен только от бортов. Ситуация соперника Наиболее выгодный ход: тушевать свой шар обоим партнерам.

3. Условие : идет партия в последнем шаре, оба шара расположены так, что отыгрыш может быть затруднен. Ситуация соперника : в штрафном ударе партии нет. Наиболее выгодный ход : тушевать свой шар кием, чтобы он не менял положения. Ответные действия соперника : поступить таким же образом.

Различные варианты развития игры:

а) Тушевание игроком шаров в надежде на то, что у него есть партия. Если партии все же нет, потушеванные шары устанавливаются судьей на прежние позиции, после чего игра продолжается без штрафа.

б) Скопление всех шаров вокруг угловой лузы, благодаря чему партнеры могут обратиться к судье с просьбой установить биток возле лузы за шарами и после этого произвести по одному удару без заказа.

в) Падение битка в лузу или за борт - нарушивший правила игрок штрафуется и передает ход сопернику для выполнения удара с руки из дома. Дальнейшие действия соперника : В этой ситуации соперник не может играть прямо в шары, находящиеся в доме, чтобы не получить штраф с одновременным выставлением положенного шара и не отдать ход обратно первому игроку. Ему необходимо добиться выхода битка за линию дома и забивать расположенные в доме шары только от бортов.

г) Игра из временного дома при нахождении всех шаров в доме и необходимости наносить удар с руки - игра ведется на общих основаниях так же, как и из постоянного дома. Временный дом ограничивается коротким бортом, противоположным дому, и воображаемой линией, проходящей через третью точку параллельно данному борту.

д) Варианты исхода партии при наличии ошибки в подсчете очков : во всех случаях выигравшим считается тот, кто первым набрал 71 или более очков, независимо от положения партии на момент обнаружения ошибки, а также в том случае, если соперник положил последний шар еще до момента ее обнаружения.

Разновидности игры

Наиболее распространенным видом игры в «малую русскую пирамиду» является игра вдвоем , однако допустима и игра втроем .

Варианты игры втроем : каждый за себя или один против двух (пары).

Игра каждый за себя

Определение победителя: побеждает игрок, первым набравший 51 очко.

Определение второго выигравшего: после выхода из игры победителя игрок, набравший 51 очко вторым, считается вторым победителем. Третий участник считается проигравшим.

В случае нехватки очков для выигрыша партии двум оставшимся партнерам шары с необходимым для победы количеством очков выставляются с полки вышедшего из игры победителя.

Предоставление форы: не предоставляется по причине равных сил противников.

Игра один против двух (пары)

Определение победителя: побеждает тот, кто первым наберет 71 очко.

Принцип игры: играет каждый поочередно, или один играет против двух.

1) Каждый поочередно . Очередность : первым вступает в игру одиночник, затем первый партнер пары, потом снова одиночник, после него второй партнер пары и т.д. Преимущества игры в одиночку : имеется возможность следовать выбранной тактике и играть в своем ритме. Недостатки парной игры : нет возможности вести единую тактику, поскольку игра постоянно перебивается. Предоставление форы: не менее пяти очков сыгранными шарами в пользу пары.

2) Один против двух , причем каждый играет, пока кладет шары или до первого штрафного удара. Очередность : первым вступает в игру одиночник, затем первый партнер пары, потом снова одиночник, после него опять первый партнер пары, если одиночник дает штраф. Если одиночник кладет один или несколько шаров или первый партнер получает штраф, ход переходит ко второму партнеру и т.д. При таком способе игры один игрок играет с участниками пары практически по очереди.

Недостатки игры в одиночку : игра перебивается, возможности для маневров ограничены. Преимущества парной игры : игра идет равномерно, и каждый из партнеров имеет возможность показать лучшее, на что он способен. Работа пары: Партнеры могут выбрать сильнейшего из двух, который вступит в игру первым, а в ходе игры намеренно делать штрафные удары с целью передать удар партнеру. Последнее нередко имеет место на последнем шаре.

Подсказки партнеров друг другу : запрещены и наказываются штрафом в размере 5 очков в пользу одиночника, но право следующего удара сохраняется.

Предоставление форы : возможно в случае, если один из игроков объективно сильнее других, и регулируется таблицей гандикапных очков.

Способы предоставления форы :

· сыгранными шарами (на запись);

· шарами, снятыми со стола до начала игры (со стола);

· смешанная (объединяет оба способа).

Обнаружение договоренных очков, не снятых со стола до начала партии : при смешанной форе их либо снимают, либо, если сделать это не представляется возможным, комбинируют из шаров, находящихся на игровом поле и на полке получающего, либо дают возможность получающему фору сыграть не до 71 очка, а с вычетом неснятых очков.

Бильярд Останин Евгений Анатольевич

«Малая русская пирамида» («Пирамида»)

Игру проводят 16 шарами: 15 прицельными и битком. Играемые шары пронумерованы от 1 до 15. «Свой» шар может быть полосатым или цветным. Удары по прицельным шарам осуществляются только битком.

Для нанесения ударов при игре в «Малую русскую пирамиду» можно пользоваться кием, машинкой или мазиком.

В начале игры все играемые шары следует установить в пирамиду в определенном порядке. В вершину пирамиды, на 3-ю точку игрового стола, устанавливают шар под номером «4». В углах, при основании пирамиды, размещают шары с номерами «2» и «3». Шары, дающие игрокам наибольшее количество сыгранных очков, – «13», «14» и «15» – ставят в середину.

Подобное расположение обеспечит после разбивки пирамиды расстановку боковых шаров недалеко от луз. Их достаточно легко можно будет сыграть. Но для того, чтобы положить в лузы шары, лежащие в середине пирамиды и дающие игроку максимальное количество очков, понадобится большое мастерство и терпение. Даже при достаточно сильном первом ударе такие шары остаются на середине стола.

Сумма цифр, нанесенных на поверхность «чужих» шаров, составляет 120 очков. Однако следует учитывать, что шар под номером «1» – «туз» – дает игроку 10 очков. То же количество очков (10) приносит и последний играемый шар (независимо от его номера). Следовательно, общая сумма очков, которые может набрать игрок, составляет 140.

Участник, который начнет первую партию, определяется жеребьевкой. Право первого удара в последующих партиях принадлежит победителю предыдущей.

Победителем в партии (или игре) считается тот участник, кто первым набрал 71 очко. Ничья объявляется в том случае, если счет каждого из игроков составляет 70 очков.

Расположение играемых шаров при игре в «Малую русскую пирамиду»

Нередко в «Малой русской пирамиде» принимают участие трое и даже четверо спортсменов. В том случае, если игру ведут трое бильярдистов, при подсчете набранных очков следует учитывать номинацию шара под номером «2», составляющую 10 очков. Таким образом, общая сумма играемых шаров будет составлять 150 очков. А для выигрыша одному из участников нужно будет набрать 51 очко. Игра объявляется ничьей при условии, если каждый из спортсменов набрал по 50 очков.

В том случае, если игру ведут четверо бильярдистов, за 10 очков принимается и шар под номером «3». Тогда общее количество очков будет равно 160. Для того чтобы выиграть партию (или игру), одному из бильярдистов будет достаточно набрать 41 очко. Если же каждый из игроков набрал по 40 очков, фиксируется ничья.

Перед проведением игры участники договариваются об условиях кладки шаров. Таких условий два: шары заказываются по чистому назначению (строгий заказ) или шар-луза.

При игре по чистому назначению спортсмен перед выполнением каждого удара должен назвать номер играемого шара, а также лузу, в которую он намерен этот шар положить. Кроме того, игрок объявляет партнерам, каким образом будет сыгран шар – от каких шаров и каким ударом.

При игре шар-луза спортсмен называет только номер прицельного шара и лузу, в которую будет сыгран шар. Способ кладки шара в игре при таких условиях не объявляется. Если на игровом столе остался последний шар, то его играют, не называя при этом номера.

Еще одним условием в игре, где участвует новичок, может быть фора. Фора назначается сильным игроком и может составлять от 5 до 35 очков.

В том случае, если вместе с заказанным и безошибочно сыгранным шаром в лузах вследствие того же удара оказываются и другие прицельные шары, то они все засчитываются.

Если после проведения удара шар, отразившись от задней стенки лузы, вновь выскочил на игровой стол, то его выставляют на исходную точку и повторяют удар.

В том случае, если какой-либо из игроков неверно выполняет удары, ему засчитывают штрафные очки. Обычно при игре в «Малую русскую пирамиду» назначаются такие виды штрафов:

1) снятие со счета игрока 5 очков и передача их партнеру;

2) возвращение неправильно сыгранного шара на игровой стол.

Подобные штрафные санкции обычно применяются после совершения спортсменом таких ошибок:

1) после выполнения удара в лузе, помимо прицельного, оказался и «свой» шар;

2) после нанесения удара по «чужому» шару биток выпал за борт бильярдного стола;

3) удар по «чужому» шару был выполнен другим прицельным;

4) после удара «свой» шар не коснулся ни одного из находящихся на столе играемых шаров;

5) удар по прицельному шару был нанесен не наклейкой кия, а его турняком или боковой поверхностью;

6) во время выполнения удара спортсмен коснулся кием, одеждой или рукой любого шара, находящегося на столе;

7) выполнение удара во время продвижения шаров по игровому столу после нанесения предыдущего удара;

8) касание любых шаров, стоящих на столе, до момента объявления конца игры;

9) проведение при игре «с рук» прямого удара по шару, расположенному в «доме».

В том случае, если после неправильного выполнения удара и совершения игроком ошибок, указанных в пунктах «1» и «2», в лузе все же оказались прицельные шары, то их возвращают на игровой стол (на 3-ю точку) и вновь играют.

При этом провинившемуся назначают штраф в 5 очков.

Положенные в лузу шары не засчитываются игроку в качестве призовых очков в следующих случаях:

1) если спортсмен применил один из запрещенных ударов;

2) если во время проведения игры «с рук» корпус и ступни находятся за линией борта игрового стола;

3) если во время нанесения удара по играемому шару обе ноги спортсмена не касаются пола.

При совершении одним из участников игры подобных ошибок сыгранные им шары возвращают на стол. Право играть их переходит к сопернику.

Игра начинается с разбивания пирамиды. Как правило, для того чтобы разбить пирамиду, спортсмены используют такие удары, как накат по боковым шарам, боковой удар по угловому шару, удар «с тыла» или оттяжку битка к короткому борту игрового стола.

Схема проведения разбивания пирамиды накатом по боковым шарам

Для правильного проведения наката по боковым шарам необходимо вообразить линию, соединяющую серединную лузу с лежащей на противоположном борту стола угловой. При нанесении первого удара следует учитывать то обстоятельство, что результативность хода во многом зависит от того, насколько большим окажется путь «своего» шара до воображаемой линии. В том случае, если наносить удар, поставив биток в точки 1–4, пирамида окажется наименее разбитой. Однако поскольку «свой» шар рикошетом коснется «чужих», то, лишь слегка сдвинув их с места, он сам может упасть в лузу, за что игрок неизменно получит штрафные очки.

Удачно разбить пирамиду можно, поместив биток между серединной и боковой лузами так, как показано на рисунке. После нанесения удара биток, лишь слегка коснувшись углового шара пирамиды, вновь откатится к короткому борту.

Новички и осторожные игроки нередко используют для разбивания пирамиды удар «с тыла». Его применение часто становится причиной затягивания игры, поскольку игроки стремятся к тому, чтобы с помощью отыгрышей направить все играемые шары к противоположному борту стола.

Наиболее трудным ударом при разбивке пирамиды считается оттяжка «своего» шара. Немало мастерства требуется от спортсмена для того, чтобы нанести точный удар, в результате которого «свой» шар остановится близко от короткого борта стола.

После разбивания пирамиды следует основная часть игры, в течение которой каждый из участников старается сыграть как можно большее количество шаров. Нередко случается так, что наиболее опытный игрок за минимальное количество ударов набирает необходимую для выигрыша сумму очков. Случается и такое, когда судьбу партии или игры решает последний разыгрываемый шар.

В том случае, если на поле остался только один прицельный шар, сыграть его можно следующим способом. Предположим, «чужой» шар находится около стенки длинного борта, у самого входа в дальнюю от игрока угловую лузу, а биток – у ближней лузы.

Для того чтобы правильно сыграть шар, необходимо выполнить верхний левый боковик, при этом как бы целясь битком в борт, взяв немного правее от играемого шара. Вследствие сильного удара биток отразится от длинного борта, после чего коснется прицельного шара и, придав тому обратное вращение, отразится от трех бортов и остановится у короткого борта. Играемый шар после столкновения с битком будет находиться у противоположного короткого борта стола.

Итак, шары оказались по разные стороны игрового стола. Соперник уже не сможет сыграть шар. Кроме того, ему понадобится приложить немало усилий для того, чтобы решить сложившуюся задачу и правильно провести ответный удар.

Одним из главных условий выигрыша в «Малой русской пирамиде» для игроков является точный расчет того, какой из шаров следует класть в лузу. Предположим следующую игровую ситуацию. В запасе одного из игроков имеется 65 очков, а сумма очков другого составляет 53. На столе к моменту окончания игры лежат два шара: «10» и «2». Опытные мастера кия не советуют первому спортсмену-лидеру класть в лузу шар под номером «2», даже если он находится в хорошей для результативного сыгрывания позиции. Играть «двойку» нужно лишь при условии, если кладка его гарантирует выход под «10».

После сыгрывания «десятки» игрок-лидер окажется победителем на предпоследнем шаре. После кладки первым участником «двойки» у обоих спортсменов будут равные шансы на выигрыш, поскольку последняя «десятка» дает игроку, правильно выполнившему удар, 20 очков.

Из книги Слезы на льду автора Вайцеховская Елена Сергеевна

Из книги Бильярд автора Останин Евгений Анатольевич

«Большая русская пирамида» Правила «Большой русской пирамиды» аналогичны правилам игры в «Малую русскую пирамиду». Различие заключается лишь в счете очков. Шары «двойка», «тройка», «четверка» и «пятерка» принимаются каждый за 10 очков. Следовательно, общая сумма очков в

Из книги Хореография в спорте: учебник для студентов автора Шипилина Инесса Александровна

«Московская пирамида» («Московская») «Московская пирамида» появилась в российских бильярдных клубах сравнительно недавно, во второй половине 60-х годов XX века. Спустя несколько лет эта игра завоевала настоящее признание как среди игроков-профессионалов, так и среди

Из книги Тайны советского футбола автора Смирнов Дмитрий

«Пирамида-подкатка» Правила «Пирамиды-подкатки» аналогичны правилам игры в «Малую русскую пирамиду». Различие заключается в том, что «подкатчик» может выполнять один за другим два удара. Как правило, первым ударом такой игрок подкатывает прицельный шар к лузе, а затем

Из книги Чаша Мараканы автора Фесуненко Игорь Сергеевич

«Пирамида с цветными шарами» Правила игры «Пирамида с цветными шарами» аналогичны правилам «Малой русской пирамиды». Игра продолжается до тех пор, пока один из ее участников не наберет определенное количество очков. Такой игрок и объявляется победителем.Различие между

Из книги Идеальная попка. Антикризисная программа на месяц автора Дан Ольга

«Пирамида без касания борта» Правила игры «Пирамида без касания борта» аналогичны правилам «Малой русской пирамиды». Различие между ними заключается лишь в том, что в «Пирамиде без касания борта» запрещается проводить такие удары, в результате которых «свой» шар будет

Из книги Как снова стать молодой и красивой. Уникальная система омоложения для тех, кому ЗА автора Андержанов Федор Борисович

«Пирамида счетом шарами» Правила ведения игры «Пирамида счетом шарами» аналогичны правилам «Малой русской пирамиды». Разница между ними состоит в том, что счет в «Пирамиде счетом шарами» производят не очками, а сыгранными шарами. Все 15 играемых шаров имеют одинаковый

Из книги Йога для всех. Руководство для начинающих автора Панина Наталья Андреевна

«Русская карамбольная партия в пять шаров» «Французская трехшаровая партия» настолько пришлась по вкусу русским любителям бильярда, что многие энтузиасты этой игры попытались применить карамбольные правила на русском столе с лузами.Игра, известная под названием «Пять

Из книги автора

Волшебная пирамида Шары расставлены в пирамиду без учета номеров. Биток прижат треугольником так, как показано на рисунке. «Четверку» нужно послать в сторону противоположного длинного борта таким образом, чтобы она, отразившись от трех бортов, выбила «свой» шар и встала

Из книги автора

МАЛАЯ ГРУППА ПРЫЖКОВ Прыжки разучиваются лицом к опоре при выполнении прыжка в сторону, боком к опоре при выполнении прыжка вперед и назад. По мере усвоения выполняются на середине по трем направлениям – вперед, в сторону, назад; затем в повороте на 90°, 180°, 360° и в

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Малая энциклопедия футбола МараканаСамый большой в мире стадион, вмещающий свыше 200 тысяч его почитателей.Первый матч состоялся здесь 15 июня 1950 года (играли сборная Рио-де-Жанейро – сборная Сан-Паулу).Первый гол забил Диди, выступавший в вышеупомянутом матче за сборную

Из книги автора

Из книги автора

Комплекс упражнений для занятий в тренажерном зале: малая круговая тренировка Вводная часть (5–7 минут). 1. Движения для плечевого пояса: исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч; вариант – сидя на большом гимнастическом мяче. Каждое упражнение выполняется 6–8

Появление бильярда в России связано с именем Петра Первого. Он познакомился с бильярдной игрой за границей и по возвращении приказал сделать бильярд для своего развлечения. По его примеру богатые вельможи завели себе бильярды не только в Петербурге, но и во всех своих усадьбах. Отсюда они со временем распространились по трактирам и клубам, и к 1812 году бильярд приобрел широкую известность в самых различных кругах общества.

С самого начала в России получил развитие свой характерный тип бильярдных игр, известный в настоящее время как «Русский бильярд». Русские игроки отдали предпочтение строгим бильярдным столам, на которых шары могли падать только при очень верном ударе. Руководствуясь пожеланиями лучших бильярдистов того времени, известный петербургский фабрикант и игрок А.Фрейберг, которого по праву можно назвать отцом русского бильярда, в 1850 году начал выпускать бильярдные столы нового типа, так называемые фрейберговские бильярды, основные черты которых сохранились до наших дней.

Фрейберг, по свидетельству Лемана, обладал большим талантом. Он интуитивно понимал, к чему нужно стремиться, чтобы игра приобрела характерный для русского бильярда рисунок. Русский фрейберговский бильярдный стол - это стол со строгими, выдающимися из бортов лузами и бортами средней упругости. Шар падает в лузу лишь при безукоризненном ударе. Фрейберг первым в России стал ставить на бильярд вместо деревянных досок аспидные плиты, определил оптимальный профиль борта, сократил длину устья лузы, установил оптимальную ширину лузы (74-76 мм) и наилучший размер шаров (68-70 мм). По его лекалам резались лузы на всех бильярдных фабриках России, которых насчитывалось по меньшей мере пять.

Отличительной особенностью современных русских бильярдных столов является невозможность сыгрывания бортовых прицельных шаров вдоль борта в угол, что накладывает отпечаток на всю стратегию и тактику игры. Это обстоятельство приводит к существованию на бильярдном столе очень многих мертвых зон, откуда нельзя сыграть прицельный шар прямым ударом в угол. Строгость русского стола определила и соответствующий набор бильярдных игр. В настоящее время бильярдные соревнования проводятся по следующим разновидностям: «Русская пирамида», «Московская пирамида» и «Американка». Они взаимно дополняют друг друга.

Классическая «Русская пирамида» в ее современном варианте исторически появилась первой из современных русских спортивных бильярдных игр. Ее появление и распространение в России, по свидетельству А. Лемана, произошло в восьмидесятых годах прошлого века. В «Русской пирамиде» особенно сильно сказывается наличие многочисленных мертвых зон, поэтому она располагает к неторопливой и тонкой позиционной игре с многочисленными отыгрышами и наигрышами. В последнее время молодежь отдает предпочтение «Американке» и «Московской пирамиде». Появление и распространение «Американки» произошло, по-видимому, в двадцатые и тридцатые годы. Еще до войны было проведено первенство Москвы. «Американка» - это идеальная игра для отработки хорошей кладки. Зарождение «Московской пирамиды» относится к началу шестидесятых годов. В настоящее время она завоевала наибольшую популярность среди мастеров и любителей. «Московская пирамида» открывает неограниченные возможности для совершенствования техники контроля и управления битком. Особенно большое впечатление на зрителей производят такие уникальные технические приемы, как спуск волчка вдоль борта в угловую лузу, самые разнообразные оттяжки с сильной боковой подкруткой битка. Ее позиционные возможности неисчерпаемы.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА РУССКОГО БИЛЬЯРДА

Данные правила являются общими для всех описанных ниже разновидностей русского бильярда. Но они действуют только в том случае, если напрямую не про-

Pwc. 48. Русский бильярдный стол.

тиворечат особым правилам для данной конкретной игры.

1. Бильярдные столы, шары и аксессуары. Все описанные ниже бильярдные игры должны проводиться с использованием бильярдных столов, шаров и аксессуаров, отвечающих требованиям раздела «Технические требования к бильярдному оборудованию».

2. Расстановка шаров. Перед началом игры пятнадцать прицельных шаров с помощью треугольника устанавливают вплотную друг к другу в форме пирамиды с вершиной на задней отметке и основанием параллельно короткому борту (рис. 48).

3. Удар по битку. Удар по битку должен производиться передней частью наклейки кия в направлении его продольной оси, при этом по крайней мере одна нога играющего должна касаться пола. Выполнение удара каким-либо иным способом наказывается фолом.

4. Розыгрыш начального удара. Право на первый удар во встрече определяется в результате розыгрыша. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно производят удары с руки из дома, посылая шары к заднему борту и обратно. Побеждает тот игрок, чей шар, отразившись от заднего борта, останавливается ближе к переднему.

Розыгрыш считается автоматически проигранным, если биток не коснулся заднего борта, зашел на половину соперника, упал в лузу или выскочил за борт. Если правила нарушили оба соперника или оба битка остановились на одном расстоянии от борта, то розыгрыш повторяется.

Победитель розыгрыша имеет право либо сам произвести начальный удар, либо уступить его сопернику.

В последующих партиях соблюдается очередность. Перед последней, решающей партией розыгрыш повторяется заново.

5. Начальный удар (с руки из дома). При выполнении этого удара запрещается выносить корпус за продолжение внешней стороны длинного борта, а также располагать биток за линией дома. Биток считается введенным в игру после удара по нему наклейкой кия.

При игре с руки шары, сыгранные в противоположные угловые, а также упавшие в результате этого удара в другие лузы, засчитываются.

Удар с руки из дома производится также и в других, оговоренных настоящими правилами случаях: биток упал в лузу или выскочил за борт («Русская пирамида», «Московская пирамида»), при этом наносить удар разрешается лишь по шарам, расположенным вне дома.

Если все прицельные шары располагаются в доме, то удар производится с противоположной стороны стола, которая в этом случае служит временным домом, ограниченным задней линией.

6. Сыгранные шары. Шары считаются сыгранными (забитыми), если они в результате правильного удара падают в лузы.

Шар, отразившийся от лузы на игровую поверхность стола, остается в игре.

Прицельный шар, упавший в лузу в результате преднамеренного скатывания его по борту, не засчитывается и выставляется в соответствии с правилами конкретной игры, при этом штраф не налагается.

7. Выскочившие шары. Выскочившими за борт считаются шары, остановившиеся после удара вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т.д.). Шар остается в игре, если он, ударившись о какую-либо стационарную бильярдную принадлежность (верхнюю часть борта, скобу лузы, осветительный прибор и т.п.), самостоятельно возвращается на игровую поверхность. Если же шар задевает за пределами стола какой-либо иной объект (кий, мел, одежду и т.п.), то он считается выскочившим даже в том случае, если он после этого вновь возвращается на игровую поверхность.

Выскочившие прицельные шары выставляются после завершения удара в соответствии с правилами каждой конкретной игры, при этом штраф не налагается, а правильно забитые шары засчитываются.

Если за борт выскакивает биток, то игрок штрафуется, а забитые шары не засчитываются. При игре в «Американку» биток выставляется на общих основаниях. При игре в «Московскую» и «Русскую пирамиду» вступающий в игру соперник производит удар битком с руки из дома.

8. Выставление шаров. Все неправильно забитые и выскочившие шары выставляются в соответствии с правилами каждой конкретной игры.

Все выставленные шары считаются прицельными.

9. Положение шара определяется положением его центра. Шар, стоящий в точности на линии дома, считается расположенным вне дома.

10. Начало и завершение удара. Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. Вращающийся на месте шар считается движущимся.

11. Удар по близкостоящему прицельному шару (отстоящему не более чем на 1/2 радиуса шара), а также расположенному вплотную к битку должен выполняться на резке под углом 45 градусов и более в сторону от линии центров либо таким образом, чтобы биток после соударения остановился на месте, откатился назад или ушел в сторону, не пересекая линии штрафной зоны.

За выполнение неправильного удара игрок штрафуется.

12. Вступление в игру соперника. Соперник вступает в игру после того, как в результате предыдущего удара не был сыгран ни один шар либо имело место нарушение правил.

13. Штрафы. Штрафы налагаются в следующих случаях:

(1) если биток при ударе но коснулся ни одного из прицельных шаров;

(2) если после удара биток выскочил за борт;

(3) если произведен очередной удар до завершения предыдущего удара;

(4) если при выполнении удара по битку ни одна из ног играющего не касается пола;

(5) при касании любого шара на игровой поверхности стола до, во время или после удара - кием, машинкой, рукой, одеждой и т.п.;

(6) за выполнение неправильного удара по битку;

(7) при неправильном ударе по близкостоящему прицельному шару;

(8) при выполнении удара пропихом по прицельному шару, отстоящему от битка более чем на 1/2 радиуса шара, когда игрок чрезмерно затягивает время контакта наклейки кия с битком и проталкивает одновременно биток и играемый прицельный шар;

(9) при двойном ударе, когда наклейка кия касается битка дважды;

(10) за выполнение удара нажимом, когда биток выжимает прицельный шар от борта;

(11) если при ударе с руки из дома биток задевает какой-либо находящийся в доме прицельный шар;

(12) при нанесении удара не битком («Русская пирамида» и «Московская пирамида»);

(13) при падении битка в лузу («Русская пирамида»);

(14) при неправильном отыгрыше («Американка»);

(15) если при ударе с руки из дома игрок, несмотря на предупреждение судьи, выносит биток за линию дома, выносит корпус за продолжение внешней стороны длинного борта или производит удар с противоположной стороны стола;

(16) при вмешательстве в игру соперника;

Если при выполнении одного удара совершено несколько нарушений правил, то штраф взимается в одинарном размере. Шары, забитые с нарушениями правил, не засчитываются и выставляются в соответствии с правилами каждой конкретной игры.

14. Зависшие шары. Если шар, зависший над лузой в положении неустойчивого равновесия, остается неподвижным в течение пяти секунд и более после завершения удара, а затем падает в лузу, то судья восстанавливает его на прежнее место и игра продолжается. Так же поступают и в том случае, если зависший шар падает в лузу после явного толчка или сотрясения бильярдного стола.

Если же зависший шар падает в лузу до истечения пяти секунд после завершения удара, то он считается упавшим в лузу вследствие произведенного удара, и игра продолжается на общих основаниях.

Если игрок производит удар битком по зависшему прицельному шару, а последний до соударения падает в лузу, то судья восстанавливает исходную позицию и удар повторяется, при этом штраф не налагается.

15. «Глухая» позиция. Если шары сгруппировались возле одной из луз и при этом луза оказалась блокированной, а также в иных случаях, когда после продолжительной серии отыгрышей позиция на столе принципиально не изменяется, что ведет к неоправданному затягиванию игры, то судья, после предупреждения игроков, имеет право расставить оставшиеся на столе прицельные шары в форме пирамиды (укороченной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается с руки из дома.

16. Вмешательство постороннего. Если во время игры шары приходят в движение в результате вмешательства какого-либо постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, выполняющего удар), то судья восстанавливает исходную позицию и удар повторяется, при этом штраф не налагается. Так же поступают и при возникновении каких-либо чрезвычайных обстоятельств: порыв ветра, падение осветительного прибора, авария, поломка и т.п.

Если посторонний вмешивается в игру умышленно, то игра приостанавливается до тех пор, пока он не покинет место проведения соревнований.

17. Вмешательство соперника. Если соперник играющего коснется, сместит или остановит какой-либо шар, движущийся в сторону лузы, то шар считается сыгранным и играющий производит последующий Удар.

Вмешательством считаются также любые действия соперника, направленные на отвлечение внимания играющего и на создание ему помех при выполнении удара. Если же соперник вмешивается в игру умышленно, то судья использует следующие меры воздействия:

Замечание;

Предупреждение;

Зачтение поражения;

Дисквалификация.

18. Умышленное затягивание игры. Если играющий, по мнению судьи, умышленно затягивает игру, то судья после предупреждения имеет право ввести одноминутное временное ограничение на подготовку и выполнение удара.

19. Протест. Протест по поводу интерпретации правил судьей должен быть заявлен до нанесения любого последующего удара. Игра при этом приостанавливается, и окончательное решение принимает главный судья соревнования. Вопрос о том, имело ли место то или иное игровое событие, является прерогативой судьи у стола и не может быть предметом протеста.

РУССКАЯ ПИРАМИДА

При игре в «Русскую пирамиду» следует руководствоваться «Общими правилами русского бильярда», а также нижеследующими правилами:

1. Цель игры. Первым набрать 71 очко.

2. Используемые шары. Биток и пятнадцать прицельных шаров с номерами от единицы до пятнадцати. Биток номера не имеет и должен отличаться от прицельных шаров по цвету или особой разметкой.

3. Расстановка шаров. Прицельные шары расставляются в форме треугольной пирамиды с вершиной на задней отметке. Шары ставятся вплотную друг к другу в следующем порядке: 1-й ряд - 4; 2-й ряд - 5, 6; 3-й ряд - 7, 15, 8; 4-й ряд - 9, 14, 13, 10; 5-й ряд - 2, 1, 12, 11, 3.

4. Ведение счета. За каждый правильно забитый шар игроку засчитывается число очков, равное его номеру, а за сыгранную единицу (туза) - 11 очков, таким образом общая сумма очков - 130. К последнему оставшемуся на столе прицельному шару вне зависимости от его номера прибавляется 10 очков.

5. Начальный удар.

6. Заказ. Перед выполнением удара играющий должен заранее указать конкретный прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть. Заказ адресуется судье и должен быть четким и ясным. До удара заказ может быть изменен и объявлен заново. Изменение заказа в процессе удара не допускается.

При правильном сыгрывании заказанного шара все шары, упавшие в лузы вследствие произведенного удара, засчитываются.

7. Выставление шаров. Все неправильно забитые, незаказанные и выскочившие прицельные шары выставляются на заднюю отметку. Если выставляется несколько прицельных шаров, то они располагаются

в порядке возрастания номеров вплотную друг к другу на продольной линии в сторону заднего борта. Если задняя отметка занята, то шар выставляется на продольной линии со стороны заднего борта как можно ближе к мешающему прицельному шару, но не вплотную.

8. Штрафы за нарушения. За каждое нарушение с текущего счета нарушителя списывается 5 очков, а к текущему счету соперника прибавляется 5 очков.

9. Игра при счете 70:70. Если каждый из игроков набирает по 70 очков, то последний забитый прицельный шар выставляется на заднюю отметку. Право последующего удара определяется розыгрышем, после чего игра продолжается с руки из дома и ведется до забитого шара или штрафа.

10. «Патовая» позиция. Если каждый из игроков преднамеренно совершает три нарушения правил игры подряд (тушует биток, забивает его в лузу, продвигает биток вперед без касания прицельных шаров и т.п.) и при этом позиция прицельных шаров не изменяется, то игра приостанавливается, после чего на столе остается лишь один прицельный шар, каждому из игроков засчитывается по 70 очков, и игра продолжается по правилам «Игра при счете 70:70».

ПРИМЕЧАНИЕ. После второго нарушения подряд должно последовать предупреждение со стороны судьи.

МОСКОВСКАЯ ПИРАМИДА

При игре в «Московскую пирамиду» следует руководствоваться «Общими правилами русского бильярда», а также нижеследующими правилами:

1. Цель игры. Первым забить восемь шаров.

2. Используемые шары. Биток и пятнадцать прицельных шаров. Биток должен отличаться от прицельных шаров цветом или особой разметкой.

3. Расстановка шаров. Пятнадцать прицельных шаров расставляют в форме пирамиды с вершиной на задней отметке.

4. Начальный удар. Начальный удар производится с руки из дома.

5. Ведение игры.

Взамен забитого битка со стола снимается любой из прицельных шаров, на который укажет соперник, после чего играющий производит удар битком с руки из дома.

6. Выставление шаров. Все неправильно забитые, выскочившие, а также выставляемые штрафные прицельные шары ставятся вплотную к середине заднего борта. Если же это место занято, то шар выставляется вплотную к борту как можно ближе к мешающему прицельному шару.

7. Штрафы за нарушения.

АМЕРИКАНКА

При игре в «Американку» следует руководствоваться «Общими правилами русского бильярда», а также нижеследующими правилами:

1. Цель игры. Первым забить восемь шаров.

2. Используемые шары. Игра ведется шестнадцатью шарами, каждый из которых может быть битком или прицельным шаром.

3. Расстановка шаров. Пятнадцать прицельных шаров расставляются в форме пирамиды с вершиной на задней отметке.

4. Начальный удар. Начальный удар производится с руки из дома.

5. Ведение игры. Сыгрывать в лузу можно любой прицельный шар или биток от прицельных шаров. Объявлять заказ не требуется. При правильном ударе засчитывается любое количество шаров, упавших в лузы.

6. Отыгрыш. Отыгрыш считается правильным в следующих случаях:

(1) если один из шаров, перейдя через центральную линию, коснулся противоположного короткого борта или довел до него какой-либо другой шар;

(2) если центральную линию пересекли два шара (биток и прицельный шар);

(3) если один из шаров, отразившись от одного борта, коснулся второго или довел до него какой-либо другой шар.

Выполнение отыгрыша каким-либо другим способом штрафуется.

7. Выставление шаров. Все неправильно забитые, выскочившие, а также выставляемые штрафные шары ставятся вплотную к середине заднего борта. Если же это место занято, то шар выставляется вплотную к короткому борту как можно ближе к мешающему шару.

8. Штрафы за нарушения. За каждое нарушение правил с игрока взимается штраф в размере одного шара. Если на момент нарушения у игрока нет забитых шаров, то штраф взимается после первого забитого им шара.

Ведение счета в русской пирамиде

За каждый правильно забитый шар игроку засчитывается число очков, равное его номеру, а за сыгранную единицу (туза) - 11 очков, таким образом, общая сумма очков - 130. К последнему оставшемуся на столе прицельному шару вне зависимости от его номера прибавляется 10 очков.

Начальный удар

Начальный удар производится с руки из дома. Начальный удар (сруки из дома) необходимо произвести таким образом, чтобы после удара битка по прицельному шару пирамиды какой-либо из шаров упал в лузу, коснулся двух бортов, либо пересек среднюю линию.

Отыгрыш

  • Если после удара битка по прицельному шару один из шаров, отразившись от одного борта, коснулся другого борта или довел до него какой-либо шар;
  • Либо биток пересечет среднюю линию игрового поля стола. Все ранее принятые правила отыгрыша отменяются

Заказ

Перед выполнением удара играющий должен заранее указать конкретный прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть. Заказ адресуется судье и должен быть четким и ясным. До удара заказ может быть изменен и объявлен заново. Изменение заказа в процессе удара не допускается. При правильном сыгрывании заказанного шара все шары, упавшие в лузы вследствие произведенного удара, засчитываются

Выставление шаров

Все неправильно забитые, незаказанные и выскочившие прицельные шары выставляются на заднюю отметку. Если выставляется несколько прицельных шаров, то они располагаются в порядке возрастания номеров вплотную друг к другу на продольной линии в сторону заднего борта. Если задняя отметка занята, то шар выставляется на продольной линии со стороны заднего борта как можно ближе к мешающему прицельному шару, но не вплотную

Штрафы за нарушения

За каждое нарушение с текущего счета нарушителя списывается 5 очков, а к текущему счету соперника прибавляется 5 очков

"Патовая" позиция

Если каждый из игроков преднамеренно совершает три нарушения правил игры подряд (тушует биток, забивает его в лузу, продвигает биток вперед без касания прицельных шаров и т.п.) и при этом позиция прицельных шаров не изменяется, то игра приостанавливается, после чего на столе остается лишь один прицельный шар, каждому из игроков засчитывается по 70 очков и игра продолжается по правилам "Игры при счете 70:70".

Примечание: после второго нарушения подряд должно последовать предупреждение со стороны судьи.