- 156.00 Кб

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Отдел образования Ленинского района

МБОУ Гимназия № 161

Роль пейзажа в «Слове о полку Игореве»

Исполнитель: Тюрина Ирина,

ученица 9 «Б» класса

Руководитель: Тяпугина Вера Александровна,

учитель русского языка и литературы

Екатеринбург

ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………… …………… 3

ГЛАВА 1. ПЕЙЗАЖ И ЕГО ФУНКЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ……………………………………………… ………………5

ГЛАВА 2. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В ЛИТЕРАТУРЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ДРЕВНЕЙ РУСИ………..……………………………………………………… …………… 9

2.1. «Слово о полку Игореве» в древнерусской литературе.………………9

2.2. Союз природы и человека.…..………………………………………… 13

2.3. Образы-символы и образ Русской Земли в «Слове…».………………19

ГЛАВА 3. КОММЕНТАРИЙ К КАРТИНАМ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»..…………………………………………………… …… 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………… …………… 33

ВВЕДЕНИЕ

Около восьми веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской культуры. « «Слово о полку Игореве» –это одно из первых дошедших до нас лиро-эпических произведений, уникальное по своему поэтическому уровню. Эта повесть является историческим повествованием, главными героями являются реальные лица нашей истории: князь Игорь, Ярослав Мудрый, Святослав, Всеволод и другие».

Протекшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к «Слову и полку Игореве» не только не уменьшился, но становится все более и более широким, все более и более глубоким.

«Слово о полку Игореве» проникнуто большим человеческим чувством – теплым, нежным и сильным чувством любви к родине. Это чувство сказывается и в том душевном волнении, с которым автор «Слова» говорит о поражении войск Игоря, и в том, как он передает слова плача русских жен по убитым воинам, и в радости по поводу возвращении Игоря, и в широкой картине русской природы. Неоценима культурная ценность этого произведения: ведь без знания прошлого своего народа у нас нет будущего, а история все время повторяется, и основная идея произведения, как мне кажется, актуальна всегда. Эта идея – в призыве к прекращению междоусобиц, к единению великого народа.

Свой призыв к объединению, свое чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли.

Читая «Слово …», понимаешь, что люди XII века были тесно связаны с природой. В разных явлениях природы они видели предсказания судьбы или послания от бога. По разнообразным природным знакам люди часто решали, что и как им лучше делать завтра, какие дела нужно отложить, а какие - срочно переделать. Вывод о тесной связи наших предков с природой можно сделать и из того, что автор «Слова …» показывает чувства героев через образы, картины природы. Природа играет прямую, а не косвенную роль в произведении, она событийна, она жива - описываются ее изменения, ее влияние на человека, она включена в самый ход повествования и развития сюжета.

Для современных читателей, несомненно, большую ценность будет представлять рассмотрение вопроса об изображении природы в этом древнерусском произведении. Обычно подробно обсуждается особенности жанра, стиля, вопрос об авторстве и т.п. Однако вышеназванная сторона «Слова…» недостаточно анализируется. А ведь именно она и заслуживает особого внимания и рассмотрения со стороны исследователей древнерусской литературы и читателей.

Цель исследования: определить роль пейзажа в произведении «Слово о полку Игореве».

  • изучить теорию о роли пейзажа в художественном произведении;
  • познакомиться с литературоведческими работами по «Слову о полку Игореве»;
  • найти в тексте описания природы или её явлений;
  • проанализировать, как описания природы связаны с сюжетом произведения;
  • определить, какую роль выполняют в произведении описания природы.

Гипотеза: пейзаж в «Слове о полку Игореве» не просто фон, на котором разворачиваются события; он передает авторскую оценку событий и чувства героев, является органической составляющей образа Русской земли.

Объект исследования: «Слово о полку Игореве».

Предмет исследования: роль пейзажа в произведении «Слово о полку Игореве» и взаимодействие природы и человека.

ГЛАВА 1. ПЕЙЗАЖ И ЕГО ФУНКЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.

Анализируя роль пейзажа в «Слове о полку Игореве», необходимо разобраться в том, что такое пейзаж и каковы его функции в художественных произведениях. Краткий словарь литературоведческих терминов дает такое определение термину «пейзаж»:

ПЕЙЗАЖ (франц. Paysage, от pays – страна, местность) – картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления или же течения, с которым он связан. В лирике пейзаж может иметь самостоятельное значение: восприятие природы лирическим героем. В прозе пейзаж связан с характером повествования и соотносится с настроением действующих лиц.

Впервые пейзаж играет важную роль у сентименталистов, которые изображают человека на фоне природы, противопоставленной цивилизованному миру, причем картина природы представлена подчеркнуто эмоционально.

В противоположность пейзажу сентименталистов, выдержанному в спокойных, светлый тонах, пейзаж в романтизме представляет картины могучей, бушующей природы (море и скалы в восточных поэмах Байрона) или величественно-богатой (прерия в романах Купера). Романтический пейзаж является частью местного колорита и служит одним из средств создания необычного, иногда фантастического героя, меланхонично-мечтательного или неспокойного, бунтующего.

В реалистическом произведении значение пейзажа более разнообразно: он интересен сам по себе, как часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие; им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий (эпизод из романа «Война и мир»: князь Андрей по дороге в Отрадное).

Иногда пейзаж имеет символическое содержание («Песня о Буревестнике» М.Горького, «Утес» М.Лермонтова)

В то время как в живописи пейзаж в ряде случаев имеет самостоятельное значение как законченное художественное произведение, в литературе пейзаж обычно включается в общую систему образов произведения, занимая в ней специфическое для данного стиля место и характеризуясь специфическими особенностями. Отсюда - различное качество пейзажа в различных литературных стилях

Теория и история литературного пейзажа не имеет специальной литературы. В общих трудах по теории словесности отводится несколько строк пейзажу иногда под названием описания. В литературе об идиллии, об описательной поэме, о сентиментальном и романтическом стилях можно найти разбросанные характеристики пейзажа разных стилей. В монографиях, посвященных отдельным писателям, можно часто встретить особые главы, анализирующие пейзажи данного писателя, например, о байроническом пейзаже.

В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Писатели стремились включать этот элемент в свои произведения с самыми разными целями. Так, например, в повести «Бедная Лиза» Карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзаж – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, он служит для передачи отношения автора к происходящему.

В начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину: «Внизу…по желтым пескам, течет свежая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада…» Карамзин встает на позицию защиты прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре». Таким образом, здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.

Большинство пейзажей повести направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживание главной героини. Именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного, эта героиня максимально близка к природе: «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы…, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение…»

Героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, но ее оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Уже через несколько минут, когда происходит объяснение между Лизой и Эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. А после расставания влюбленных, когда Лиза чувствует себя грешнице, преступницей, в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе. Здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.

Одна из основных пейзажных функций в романе «Герой нашего времени» - более полно и глубоко раскрыть личность главного героя, Печорина. Его характер отражается в принадлежащих ему описаниях природы («Фаталист», «Тамань», «Княжна Мери»).

Печорин способен чувствовать движение воздуха, шевеление высокой травы, восхищаться «туманными очерками предметов», обнаруживая душевную тонкость и глубину. Ему, человеку одинокому, природа в тяжелые минуты помогает сохранить душевное равновесие. «С жадностью глотал я благовонный воздух», - пишет Печорин после эмоционально напряженного свидания с Верой.

Природа в романе постоянно противопоставляется миру людей с их мелкими страстями, причем стремление Печорина слиться с гармоничным миром природы оказывается тщетным. Пейзажи, принадлежащие перу главного героя, полны движения – такие описания подчеркивают внутреннюю энергию героя, его постоянное напряжение, жажду действия, отражают динамику его душевных состояний.

Таким образом, пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.

В целом пейзаж в художественном произведении выполняет следующие функции:

1) способствует созданию образа лирического героя;

2) служит одним из средств создания местного колорита;

3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия;

4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей;

5) является источником философских рассуждений писателя;

6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;

7) служит средством характеристики социальных условий жизни;

8) может приобретать символическое значение.

Глава 2. Значение «Слова о полку Игореве» в литературе и жизни человека Древней Руси

2.1 «Слово о полку Игореве» как произведение древнерусской литературы

Древняя литература наполнена глубоким патриотическим содержанием, героическим пафосом служения русской земле, государству, родине.

Главная тема древнерусской литературы - мировая история и смысл человеческой жизни. Древняя литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага п ожертвовать самым дорогим - жизнью. Она выражает глубокую веру в силу, конечное торжество добра и способность человека возвысить свой дух и победить зло.

Характерной особенностью древнерусской литературы является историзм. Героями выступают преимуществе нно исторические лица. Литература строго следует факту.

Говоря об отличительной черте древнерусского искусства в целом, в том числе и литературы, Б. И. Бурсов отмечает ее эпическую тему: «На протяжении всего древнего периода истории русского искусства, при учете непрерывного его развития в целом и отличительных свойств разных школ и направлений, преобладали тенденции к темам общего характера - теме судьбы государства в первую очередь, то есть к эпической теме. Нет спору, что к самым замечательным памятникам древнерусской литературы принадлежат произведения эпические по своему заданию» . Но эпическая тема воплощается в произведения, проникнутые сильным лирическим началом. Эпическая тема в древнерусской литературе проникнута не спокойным и созерцательным отношением к миру, как это было в классическом эпосе древней Греции, а всевозрастающей тревогой. В ней звучат голоса, полные тоски и боли. Но они перебиваются другими, которые зовут к подвигам и жертвам и которые исполнены веры в победу. События и люди изображаются в древнерусской литературе с резко определенных позиций, а потому окрашены ярким лирическим чувством. И если уже доводить эту мысль до конца, то следует сказать, что в смысле средств изображения лирическая стихия является ведущей в древнерусской литературе. Она не столько показывает, сколько рассказывает, что нередко подчеркнуто самими названиями произведений: „Слово...“, „Сказание...“ и т. д. Носитель лирической стихии - именно тот, кто в наибольшей степени испытывает тоску и боль за судьбу родины.

2.2. Союз природы и человека.…..………………………………………… 13
2.3. Образы-символы и образ Русской Земли в «Слове…».………………19
ГЛАВА 3. КОММЕНТАРИЙ К КАРТИНАМ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»..………………………………………………………… 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………… 33
СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ...………………………35

"Слово о полку Игореве" - это, безусловно, одно из самых значимых произведений во всей древнерусской литературе. Образ природы в художественной системе поэмы играет очень важную роль. В этой статье мы подробно о нем поговорим.

Двойная функция природы

Природа в "Слове о полку Игореве" характеризуется тем, что она выполняет двойную функцию. Она, с одной стороны, живет своей собственной жизнью. Создатель поэмы описывает пейзаж, который окружает героев. С другой стороны, она является средством выражения авторских мыслей, его отношения к происходящему.

Природа - живое существо

Читая описание природы в "Слове о полку Игореве", мы понимаем, что автор поэтически воспринимает окружающий мир. Он относится к ней как к живому существу. Автор наделяет природу качествами, которые свойственны человеку. В его изображении она реагирует на события, воспринимает окружающий мир. В "Слове о полку Игореве" природа - это отдельный герой. Поскольку ее образ является своеобразным средством, с помощью которого автор выражает свои мысли, она является как бы сторонницей и союзницей русских войск. Мы видим, как природа "переживает" за народ. Когда Игорь потерпел поражение, она скорбит вместе с этим героем. Автор пишет, что древо преклонилось к земле, что трава поникла.

Союз человека и природы

В интересующем нас произведении стираются границы между человеком и природой. Люди часто сравниваются со зверями и вороном, соколом, туром. Трудно назвать произведение, где изменения в природе и события в жизни людей были бы настолько тесно переплетены между собой. И это единство усиливает драматизм, значительность происходящего. Союз человека и природы, с великой силой развернутый в произведении, - это поэтический союз. Для автора природа - неисчерпаемый источник поэтических средств и своего рода музыкальное сопровождение, которое придает действию сильное поэтическое звучание.

Описание второй битвы

Описание второй битвы в произведении "Слово о полку Игореве" - отрывок, в котором представлено развернутое изображение природы. Автор отмечает, что появились "кровавыя зори", что с моря идут "чръныя тучи", в которых "трепещут синии млънии". Он заключает: "Быти грому великому!" Читая "Слово о полку Игореве" (отрывок, посвященный второй битве), мы чувствуем эмоциональное напряжение автора. Мы понимаем, что поражения не избежать. Такая точка зрения на происходящие события - результат политических взглядов создателя поэмы. А они заключались в том, что русские войска могут победить половцев, только объединившись. Нельзя действовать в одиночку.

Природа - высшая сила

Следует отметить и то, что природа в "Слове о полку Игореве" выступает своего рода высшей силой, способной предсказывать события, а также управлять ими. К примеру, перед тем, как Игорь отправился в поход, она предупредила русские войска об опасности, грозящей им. Автор пишет: "Солнце ему тьмою путь заступаше".

Как природа участвует в происходящем

Не только для отражения событий и предупреждения об опасности используется природа в "Слове о полку Игореве". Она является в произведении и активным участником происходящего. С просьбой о помощи к природе обращается Ярославна. В ней она видит свою помощницу и защитницу. Ярославна просит "светлое и тресветлое" Солнце, Днепр и Ветер помочь Игорю осуществить побег из плена. Княгиня, обращаясь к ним, пытается развеять скорбь, найти душевное успокоение. Плач Ярославны - это своего рода заклинание, обращенное к силам природы. Княгиня побуждает их послужить Игорю, своему "милому ладе".

И природа в "Слове о полку Игореве" отзывается на эту просьбу. Она активно помогает мужу Ярославны осуществить побег. Донец подстилает князю зеленую траву на берегах, лелеет его на своих волнах. Он одевает Игоря теплыми туманами, скрывая под сенью деревьев. С помощью природы князь благополучно совершает побег. Путь ему указывают дятлы, а соловьи поют Игорю песни. Таким образом, русская природа в "Слове о полку Игореве" помогает князю.

Донец, несмотря на поражение войск князя, оправдывает и прославляет этого героя. Когда он возвращается из плена, автор отмечает, что "солнце светится на небесе".

Символика цвета

Символика цвета играет важную роль в описании природы. Она помогает нам раскрыть ее смысловое значение. Цвета, преобладающие в изображении того или иного пейзажа, имеют определенную психологическую нагрузку. Для эпохи Средневековья в целом характерно восприятие цвета в качестве символа. В иконописи это проявилось очень ярко, однако и в литературе нашло свое отражение. Черный цвет, например, используется для изображения трагических событий. Он символизирует мрак, является проявлением сил зла. Синий - это небесный цвет. В произведениях он олицетворяет собой высшие силы.

Синие тучи и черные молнии говорят нам о том, что грядет мрак. Они свидетельствуют о безвыходности положения Синий при этом выступает своего рода знаком свыше. Страдания, кровь символизирует красный цвет. Именно поэтому автор использует его при описании природы во время сражения и после него. Зеленый символизирует успокоение, а серебристый - радость и свет. Поэтому автор использует их, изображая побег князя Игоря.

Выражение мыслей автора

Описание природы в "Слове о полку Игореве" помогает автору поэтично и ярко выразить свои политические взгляды, свои мысли. Когда Игорь решает своевольно отправиться в поход, отрицательную оценку такому решению дает природа. Она как будто переходит на сторону врага. Во время побега Игоря, который спешит "принести повинную голову" киевскому князю Святославу, природа ему помогает. Она радостно приветствует его, когда ему удается добраться до Киева.

Одним из лучших произведений древнерусской литературы является "Слово о полку Игореве". Образ представленный в нем, свидетельствует о большом художественном мастерстве и таланте автора. Картина живо изображенная им, - свидетельство того, что произведение было создано ее очевидцем, возможно, даже участником похода Игоря.

В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями. Так, например, в повести «Бедная Лиза» Карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.

В начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину: «Внизу…по желтым пескам, течет свежая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада…» Карамзин встает на позицию защиты прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре». Таким образом, здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.

Большинство пейзажей повести направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживание главной героини. Именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного, эта героиня максимально близка к природе: «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы…, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение…»

Героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, но ее оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Уже через несколько минут, когда происходит объяснение между Лизой и Эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. А после расставания влюбленных, когда Лиза чувствует себя грешнице, преступницей, в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе. Здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.

Одна из основных пейзажных функций в романе «Герой нашего времени» - более полно и глубоко раскрыть личность главного героя, Печорина. Его характер отражается в принадлежащих ему описаниях природы («Фаталист», «Тамань», «Княжна Мери»).

Печорин способен чувствовать движение воздуха, шевеление высокой травы, восхищаться «туманными очерками предметов», обнаруживая душевную тонкость и глубину. Ему, человеку одинокому, природа в тяжелые минуты помогает сохранить душевное равновесие. «С жадностью глотал я благовонный воздух», - пишет Печорин после эмоционально напряженного свидания с Верой.

Природа в романе постоянно противопоставляется миру людей с их мелкими страстями, причем стремление Печорина слиться с гармоничным миром природы оказывается тщетным. Пейзажи, принадлежащие перу главного героя, полны движения – такие описания подчеркивают внутреннюю энергию героя, его постоянное напряжение, жажду действия, отражают динамику его душевных состояний.

Таким образом, пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.

Роль и функции художественного пейзажа природы в литературном произведении весьма важные. Пейзаж может быть необходим для географического обозначения места действия; для обрисовки местности, чтобы читатели могли лучше ознакомиться с природными условиями проживания людей, с экзотическими красотами и т. п.; для динамичного описания сменяющихся картин путешествия; для запечатления различных явлений природы и т. д. Пейзаж может нести как фоновую, так и смысловую нагрузку, раскрывая нечто новое в человеке. Обращение к природе выводит писателя на рассуждения философского плана, которые, с одной стороны, характеризуют особенности авторского мировосприятия, с другой - характер героев произведения.

Пейзажные компоненты обычно выступают в качестве фона, характеризующего место действия. Введение пейзажных элементов необходимо в тех случаях, когда без этих выразительных средств невозможно передать атмосферу происходящего, проникнуть в суть человеческого мировосприятия, выяснить отношение человека к окружающему миру и т. д. В этом случае пейзаж становится смыслообразующим элементом .

Пейзаж может также применяться в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой; как средство в раскрытии человеческого характера; в качестве фона для портрета героя; как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т. д.; в качестве художественного средства в постановке социально значимых проблем; для воссоздания социальной жизни людей .

Пейзаж в произведениях применяется не только в качестве украшения или своеобразного фона. Его «служебные» функции очень широки. Пейзаж может использоваться в качестве обрисовки места и обстановки, жизненной ситуации, разрядки напряженного повествования, постановки социально значимых проблем, передачи читателям определенного настроения и показа внутреннего состояния героя произведения, наконец, как композиционный элемент. Формы и приемы использования пейзажных описаний во многом зависят от стоящих перед писателем целей и задач.

Пейзаж, в зависимости от функционального предназначения, может иметь разнообразные формы проявления в художественных текстах. В литературоведении достаточно известны пейзажные описания, пейзажные образы, пейзажи-предварения, пейзажные штрихи, психологические и эпические пейзажные параллели. Дополнением к устоявшейся терминологической схеме могут быть пейзажные детали, так часто рассматриваемые в связи с творчеством А. П. Чехова; пунктирные пейзажные линии, пейзажные мазки. В связи с ролью пейзажа в художественном мире произведения исследователи предлагают функциональную классификацию пейзажных описаний. Выделяются следующие функции картин природы: обозначение места действия, создание определённой атмосферы, раскрытие характера героя. В соответствии с этими функциями можно говорить о пейзаже-фоне, об эмоциональном пейзаже и пейзаже психологическом .

В целом же пейзаж может выполнять огромное число самых разнообразных функций: он незаменим для тонкого анализа психологического состояния героев, для усиления картин каких-либо событий, яркой характеристики обстановки, в которой развертывается действие. Картины природы могут служить для выражения какой-либо мысли автора или его чувств и переживаний, выполнять идейно- композиционную роль, то есть помогать раскрытию идеи произведения .

Пейзаж является одним из средств сюжетно-композиционного построения. С этой точки зрения пейзаж может представлять собой статическое или динамическое описание. Статическое описание не входит во временное развитие действия. Динамическое описание включено в событие и не приостанавливает действие (например, пейзаж даётся через призму восприятия героя при его передвижении). Пейзаж представляет в тексте и эмоционально-оценочное содержание. В художественном описании природы признаки описываемого предмета имеют обычно авторскую оценку в форме олицетворений, эпитетов, метафор, сравнений. Пейзажу отводится особая роль в формировании эмоционально-оценочного уровня стиля художественного произведения .

Можно обозначить некоторые принципы классификации композиционно-речевой формы «описание» (портрет, пейзаж, интерьер), выработанные в современной лингвистике. Описания классифицируются по функциям при передаче текстовой информации. Предполагается выделять такие функции:

  • - моделирующая, или координирующая функция (вводит три основные координаты условного мира: время, пространство, субъект);
  • - сигнализирующая функция (свидетельствует о переходе от одной композиционно-речевой формы к другой);
  • - эстетически настраивающая функция (привлекает внимание читателя к сообщаемой информации);
  • - символическая функция (превращает описание в знак-символ объекта описания) .

Суммируя все вышеприведенные мнения, можно констатировать, что в основном различают три основные функции пейзажа:

  • 1) природа может выступать в качестве объективного отражения действительности и одновременно служит фоном повествования;
  • 2) пейзаж играет роль специфического средства в раскрытии характера действующих лиц;
  • 3) природа может изображаться главным героем литературного произведения.

Роль пейзажа заключается:

  • 1) в выражении авторского отношения к природе;
  • 2) в изображении характерных черт местности, области, страны (создании местного колорита);
  • 3) в использовании его как дополнительного средства для более выразительного отражения характера действующих лиц путем контраста; путем соответствия природных явлений чувствам и мыслям персонажа;
  • 4) в символическом значении;
  • 5) в понимании природы как главного героя художественного произведения.

Сравнивая эти два последних определения функций и роли пейзажа в литературе, можно сделать вывод, что во втором определении роль пейзажа определена более подробно, выявлены не только основные, но и вспомогательные функции описания природы. Особое внимание здесь уделено принципу психологического параллелизма, который был распространен во всех направлениях литературы. Этот принцип основан на контрастном сопоставлении или уподоблении внутреннего состояния человека жизни природы. Прием олицетворения в данном случае является основным .

В истории пейзажа действуют две тенденции, обосновывающие его разную трактовку: 1) пейзаж - мир вообще, вне человека; 2) пейзаж -выражение внутреннего мира человека через изображение природы.

Разделы: Литература

Цель: открыть учащимся красоту русского пейзажа в живописи и литературе.

  • Углубить понятия “пейзаж и его функции в литературном произведении”.
  • Развивать у учащихся литературно – творческие способности письменной и устной речи.

Ход урока.

Пейзаж является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, “виртуально” мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени.

“Литературный энциклопедический словарь” определяет пейзаж как “описание природы, шире – любого незамкнутого пространства внешнего мира”. Хотя чаще всего мы называем пейзажем картину природы, но может быть и урбанистический (городской) пейзаж. (Ф.Достоевский – Петербург). Природа - исходная форма существования материального мира. Все, созданное человеком – только небольшая часть в море первозданного. Однако связь человека определяется культурой, и самое чувство пейзажности возникло достаточно поздно. Элементы изобразительного пейзажа обнаружены в псковских рукописях в 12 веке: бой дружины на фоне деревьев, рисунок, изображающий лежащего человека под деревом, справа растут травы и колосья. В русских фресках 14 века усиливается роль растительных миров.

Творчество Андрея Рублева.

В “Троице” Рублева нет пейзажа, но полно выражено чувство родной природы: васильковый, светло – голубой, синий и зеленый цвета делают колорит иконы созвучным русской природе впору перехода от весны к лету.

Появление пейзажа.

Пейзаж как таковой появился в европейской живописи эпохи Ренессанса. В России рождение пейзажа совпало петровской эпохой (конец 17 - начало 18 в.в.).

Особенность пейзажа (в отличие от жанра натюрморта) состоит в том, что акцент переносится с части на целое, важно ощущение полноты и единства мира, в который вписан человек.

Природа имеет два важнейших аспекта:

  • природа – вечна, постоянна (по сравнению с политическими режимами, историческими событиями), это образ Вечности, наглядно существующий для нас;
  • природа национально специфична (ландшафт, климат, растительный мир), это образ родины, родного “ уголка земли”. В истории развития пейзажа и в живописи, и в литературе прослеживается диалектика национального и общечеловеческого образов природы. Эволюция пейзажа соответствует логике смены художественных систем.

Так пейзаж в произведениях эпохи классицизма – перспективно – панорамный, симметричный, стройной композиции.

Представители романтизма любили экзотический пейзаж: грозный Кавказ, холодная Сибирь, цветущая Украина.

Впервые у Пушкина появляется реалистический пейзаж, конкретный, узнаваемый. Глава 5 “Евгения Онегина” - зимний пейзаж, увиденный из окна. Это низкая природа”; для картины не характерен цвет, скорее свет и графичность, автор описывает не формы, а процесс (жизнь) природы и людей:

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа
Снег выпал только в январе
На третью ночь. Проснувшись рано
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре…
Русская природа в живописи.

Впервые русская природа в живописи появилась в картинах А.Васнецова:

овины, луговые речки, копны сена, елочки, березки. Картины “На пашне”, “Весна” 1820 – е годы. Молодая крестьянка в розовом сарафане и в белой рубахе легко идет по вспаханному полю, держа под уздцы двух лошадей, впряженных в борону. В правом углу картины, у края поля, играет ребенок. Прямая полоса низкого горизонта нарушается тонкими деревцами. Значительную часть полотна занимает бледно – голубое небо с легкими облачками. Это пейзаж достаточно условен и идеализирован, но художник поэтизирует красоту родной природы.

19 век: две тенденции в развитии русского пейзажа.

1. Пейзаж, проникнутый гражданской скорбью (Некрасов “Перед дождем”; Репин “Под конвоем. По грязной дороге”).

2. Пейзаж, воплощающий красоту родной земли. (Некрасов “ Зеленый шум”. Картины Шишкина).

Общая направленность - усиление психологизации. Первоначально пейзаж оттеняет душевное состояние человека. Затем художники научились раскрывать состояние, душу самой природы. Например, в картине Перова “Проводы покойника”.

Холод природы, печальные краски зимних сумерек отвечают настроению осиротевшей семьи. Минорный колорит (оттенки серого и желтого – коричневого) создают ощущение тоски. Мотив сумерек позволил, не выписывая подробно пейзажных деталей, сосредоточить все внимание на крестьянских детях. Линии создают скорбный ритм картины: согнутая линия спины вдовы варьерируется в линии спины лошади, в форму саней, в контуре одетого в тулуп мальчика, в крае гроба.

Картина В.Васнецова “Аленушка”. Аленушка одинокая, всеми обиженная сирота показана сидящей на сером “горючем” камне в окружении родной природы – на опушке леса. Скромный и простой пейзаж с пожелтевшими березками и осинками, трепещущими под ветром, выражает (наряду с позой и глазами героини) душевное состояние безысходной печали.

А.Саврасов “Грачи прилетели”

В картине автор не просто “перечисляет” характерные признаки пейзажа (березы, ветхий забор, домики, старинная церковь). Он раскрывает “душу” природы – само течение ее жизни, свойственное ей внутренне движение, переходное состояние между двумя временами года. На первом плане – растаявший снег, вдали – чернеющие проталины, грачи, по – весеннему облачное небо с чистыми голубыми просветами. Общий колорит Катины построен на сопоставлении холодных оттенков голубовато – серого снега с теплыми коричневато – серыми тонами проступающей земли.

Ранние стихи И.Бунина. (Вспомним по аналогии).

Природа И.Бунина.

Природа изображена очень конкретно, “здесь” и “теперь”, через окно балконной двери (проем “сквозной формы” или “кулисы” способствуют углублению пространства: комната – сад – небо – весь мир). Точно указано время года - февраль, неповторимость и переходность момента (оттепель слякоть). Просты и конкретны детали (сад, снег, кусты, лужи). Звуковые и (снегири звенят) и цветовые подробности (небо голубеет, отблеск голубой, снег прозрачно – белый). Вместе с тем сиюминутное, конкретное в пейзаже соотносится с бытием природы, ее неостановимым круговоротом. Этому способствует подвижность картины: легкие светлые тона, передача игры света и цвета, “эффект растянутости мгновения”. Критик А.Степун писал: “Бунинские описания совсем не картины, не декорация для глаз; и воспринимаются они не только глазами, но проливаются в легкие; его весну чувствуешь по зубу, как клейкую почку”.

Пейзажи И.Левитана.

Глубоким психологизмом проникнуты пейзажи Левитана. Картина “Над вечным покоем” о бессмертии и силе, могуществе природы, озера, великолепии неба. Застывшая вечность, может быть, умиротворенность. В основе картины ассиметричность (несоответствие в расположении частей). Глубокий смысл заключается в противопоставлении вечных сил природы и кратковременности человеческой жизни.

Родство живописного и литературного пейзажей.

Тесное родство живописного и литературного пейзажей позволяет при анализе словесного искусства учитывать некоторые приемы, характерных для искусства изобразительного. Но языком живописи литературовед может пользоваться только по аналогии, буквального тождества тут нет. Литература создает мир не непосредственно – зримый, а воображаемый, читатель из слов – знаков должен мысленно воссоздать картину, рисуемую писателем.

Анализ пейзажа.

Композиция пейзажа, т.е. соотношение предметов и пространства (пустое или заполненное, гармонически – уравновешенное или “сдвинутое” к центру или в сторону; текстовый объем описания природы (“формат” картины): развернутое, подробное или лаконическая зарисовка – это может создавать ощущение эпической масштабности или камерной интимности.

Пространственный ритм, который в картине реализуется через повторение предметов, линий, цветовых тонов. Ритм может быть плавным или нервно – напряженным, может строиться на контрасте тяжелого и легкого, грубого и изящного, больших и малых форм.

Перспектива как способ изображения пространства. Чаще используется прямая перспектива (когда удаленные предметы кажутся меньше, чем расположенные вблизи, а параллельные линии словно сходятся у горизонта в одну точку).

Пространство может быть глубоким или плоским (“крупный план”), вытянутым ввысь, к небу или низким, “сдавленным”. Пространство может передаваться через изображения тумана, дыма, плывущих облаков, через падающий дождь или снег, через цвет или даже через звук и запах (у Бунина: “ Помню большой, весь золотой, подсохший сад, помню кленовый аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег”.

Рисунок и линии, которые передают конструкцию предмета и его пространства; могут быть прямые или ломаные, плавные или закрученные. Характер рисунка и контуров способствует ощущению величавости или фантастичности, обобщенности или детализации, четкости или размытости картины.

Цвет как один из главных средств выразительности и колорит (соотношение цветов в картине). Цвета делятся на теплые (золотой, оранжевый, красный) и холодные (синий, фиолетовый, зеленый). Теплые цвета считаются активными, радостными; холодные – спокойные, печальные, умиротворенные. Важно учитывать сочетание цветов (гармоничное или контрастное, или кричаще – дисгармоничное).

Две основные системы колорита – локальный и тональный. Локальный - цвет предмета воспринимается как его неизменная характеристика (река – синяя, солнце – красное, трава – зеленая: так рисуют дети); цвет прекрасно передает форму предмета.

Тональный – цвет передает его тон – степень светлоты, обусловлен освещением: передает впечатление от предмета, его объективное восприятие здесь и теперь. Порой цвет приобретает символическое значение, например, в живописи и литературе символизма.

Словесный пейзаж отличается от живописного.

Главное отличие заключается в том, что образ природы в литературном произведении может не столь отчетливо реализоваться зрительно. Характеристика художественного времени обязательно должна присутствовать в анализе: длительность или мгновенность, статика или динамика, последовательность, связность или разобщенность (состояний, событий).

Лирическая проза И.Бунина.

Через пейзаж

Писатель выражал неостановимость и вечность жизни природы. Рассказ “Сосны”.

“Утро. Выглядываю в кусочек окна, не зарисованный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительное свежее небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа смелым и четким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах уже играет золотистый солнечный свет. И сосны, как хоругви, замерли под голубым небом”.

Время природы не дробиться на части, на отдельные моменты. Запечатлен миг, который включает в себя прошлое и будущее состояние: “Солнце еще за лесом…на вершинах уже играет золотистый солнечный свет”. (Эффект “растянутости” мгновения). Состояние природы от ночи ко дню, от зимы к весне – афанасьевские морозы, поэтому в пейзаже намечена градация от холодного синего к теплому золотистому цвету. Пространство слито со временем, приобрело его изменчивость. Воздушную перспективу подчеркивает мотив окна, а также сосны, сквозь которые видна просека. Более светлый передний план, задний более темный. Пространство развертывается вдаль и вверх, дом и двор вписаны в безграничный простор леса и неба. Царственный покой леса, подобный храму (“сосны, как хоругви”), действительно, стволы сосен похожи на колоны в храме, сосновый запах напоминает запах ладана, формы сосен подобны, и свече, и хоругви. Лирический повествователь, созерцающий природу. Ощущающий ее внутренний ритм, слышит, как “шум сосен сдержанно и неумолимо говорил и говорит о какой – то вечной и величавой жизни”.

Основные функции пейзажа.

Образ природы в литературном произведении определяется не только принципами творческого метода писателя (классицизм, романтизм, символизм и т.д.) и не только приемами живописи. Пейзаж – компонент в структуре произведения, поэтому смысл и характер пейзажа зависит от той функции, которую он выполняет в составе целого произведения. Основные функции:

Характеристика места и времени сюжетного действия, психологическая функция.

Например. Пейзаж, открывающий повествование, “привязывает” его к определенному месту (России, Италии, городу или деревне) и времени (историческому и природному). Так, пейзаж осуществляет ввод читателя в художественный мир. (“Рудин” Тургенева: “Было тихое летнее утро. Солнце уже давно высоко стояло на чистом небе; но поля еще блестели росой, из давно проснувшейся долины веяло душистой свежестью, и в лесу, еще сыром и не шумном, весело распевали весенние птички…” Пейзаж в начале произведения создает определенный эмоциональный настрой у читателя. Иногда пейзаж в начале произведения играет роль экспозиции, намечает проблематику. Например, 3 глава “Отцы и дети” Тургенева – безотрадная картина пореформенной России.

Психологическая функция пейзажа состоит в том, что картина природы помогает в раскрытии внутреннего мира героя, создавая мажорную или минорную эмоциональную атмосферу (иногда контрастную эмоциональному состоянию персонажа). Так, Тургенев помогает читателю понять, что сильная натура Базарова глубже его поверхностных рационалистических и нигилистических взглядов, сопровождая сцену признания Базарова в любви очарованием “темной ночи”.

В произведениях Толстого пейзаж становится важным компонентом в раскрытии “диалектики души” героев.

Нередко пейзаж выражает авторскую позицию, философские взгляды писателя. Таков образ высокого неба, открывшегося князю Андрею после ранения в Аустерлицком сражении. В финале рассказа И.Бунина “Господин из Сан-Франциско” вокруг гигантского корабля бушует вьюга с” траурными от серебряной пены” валами волн и гудящая, “как погребальная месса”. Этот пейзаж выражает мысль Бунина об обреченности современной цивилизации, зашедшей в тупик.

План анализа пейзажа в литературном произведении.

  • Указать место пейзажа в композиции и сюжете произведения.
  • Определить функцию пейзажа (место и время действия, средство раскрытия психологии героя, выражение авторского миропредставления).
  • В чьем восприятии дана картина (безличного автора – повествователя, рассказчика, героя), способ соотношения с героем: как окружение или как кругозор.
  • Степень развернутости или лаконизма, детализированности или обобщенности.
  • Какова общая эмоциональная (тональность) пейзажа.
  • Выявить отношение психологизма и изобразительности.
  • Анализ пространства и времени: картина динамичная или статичная; локальная или замкнутая; цветовые и звуковые детали; детали – лейтмотивы или детали – доминанты.

Мастерство писателя в изображении природы: выразительные средства (эпитеты, метафоры, гиперболы и т.д.) и ритмико – интонационный рисунок (плавный, замедленный или, наоборот, сжатый, напряженный). Особенности синтаксического строя текста.

Соотнести характер и функции пейзажа с общей концепцией произведения, авторским мироощущением, с представлением писателя о гармонии или дисгармонии социального, вечного и исторически – конкретного, общечеловеческого и индивидуально- неповторимого, земного и небесного.