Пасха, или Светлое Христово Воскресение - самый большой православный праздник и главное событие года для христиан.

В настоящее время Пасха - переходящий праздник, и в каждый конкретный год ее дата исчисляется по лунно-солнечному календарю.

Все праздники, связанные календарно с Пасхой (а это Вербное Воскресение, Пасха, Вознесение и Троица) тоже меняют свою дату и называются переходящими или подвижными.

Согласно христианской традиции, день Воскресения Иисуса Христа празднуют в первое воскресенье после весеннего полнолуния. В 2012 году православную Пасху отмечают 15 апреля. История Пасхи своими корнями уходит в глубокую древность. ) в честь Исхода из Египта. Христиане же вложили в этот праздник иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа.

Этому празднику уже более 2000 лет, и многие традиционные действия потеряли свой смысл в глазах обычного человека. Кроме дня воскресения Христа, этот день знаменит окончанием строгого поста. Великий пост накладывал запрет на любые увеселения, а так же очень строго ограничивает продукты, которые в этот период нельзя употреблять постящимся. Многие праздники специально переносились на время после поста, чтобы отпраздновать, как следует. Сами религиозные традиции - крестный ход, всенощная служба - были необычайно яркими, в сравнении с рутинными и обыденными днями строгого поста.

Итак, как же происходит само празднование?

Пасхе предшествует Страстная неделя, посвященная различным религиозным действиям, предваряющим праздник (более подробно читайте ). Основная подготовка к Пасхе начинается , в этот день принято навести везде порядок, в том числе и в душе, а так же выкупаться.
Этот день посвящен мирскому, обычному бытовому труду, чтобы в страстную пятницу и в субботу готовиться встретить праздник с чистым сердцем и душой.
Наверное, не стоит принимать значение дня столь буквально, и устраивать Генеральную Уборку с больших букв, более глубокий смысл дня был очиститься духовно.

Далее следует Страстная пятница, день выноса плащаницы, воспоминаний о смерти Христа. Это день, в который не должно быть дел мирских, только духовные. Конечно, в наших реалиях сложно избежать бытовой рутины, но можно стараться делать лишь необходимое.
В этот день верующие посещают богослужение, происходит целование плащаницы, которая будет находиться в храме три дня, в честь трех дней нахождения Христа в гробу.
Субботу на Страстной неделе называют красильной: в Страстную субботу красят яйца. Ну, а в субботнюю ночь и происходит освящение традиционных кушаний и всенощная молитва. После этого, собственно и приходит воскресенье - день Пасхи.

Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном богослужении. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь. На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. Затем освящают куличи, творожные пасхи, яйца и все, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. А после того, как окончится служба, верующие христосуются — приветствуют друг друга словами "Христос воскресе" - "Воистину воскресе" и обмениваются троекратным поцелуем. Сегодня эта традиция поддерживается даже неверующими людьми.
Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного Воскресения Христова.

Перед Пасхой хозяйки не только готовили еду, они украшали весь дом салфетками и букетами первоцветов, все это символизировало воскрешение и жизнь. Дети и взрослые начинали Пасхальную трапезу, съедая традиционно окрашенное в красный цвет яйцо. По преданию яйцо стало красным в руках императора Тиберия, когда Мария Магдалина пришла известить императора о воскрешении Христа. Император, конечно же, не поверил, сказав, что это невозможно, и такая же вероятность воскрешения, как если это яйцо в его руках покраснеет. Согласно легенде, яйцо покраснело, и родилась традиция.

С дохристианских времен, изначально их смысл был в самой форме, пасхальный кулич и яйца были символами плодородия, однако традиция сохранилась и в христианстве, и хозяйки до сих пор выпекают эти сдобные кексы, покрывая их глазурью. Паска, или же пасха - это творожное блюдо. Традиционно ему придавали форму пирамидки, ставили печать из букв ХВ (Христос воскрес). Творог для пасок брали самый лучший, несколько раз перетирали и сдабривали всевозможными пряностями, орехами, изюмом, а так же добавляли в творог сливок и яиц. Такие паски делались небольшими, так как хранится это блюдо очень не долго.

Когда положено святить куличи по правилам?

Перед тем, как отправиться в церковь святить куличи, лучше заранее поинтересоваться о времени и порядке пасхальной службы. Время, когда святят куличи в разных храмах, отличается. В одном храме освятить продукты для праздничного стола можно в субботу, в другом - рано утром в воскресенье.
В некоторых храмах службы проводятся таким образом, что верующие имеют возможность принести продукты на освящение дважды. Но перед тем, как отправляться на церковную службу, необходимо подготовиться.

Удобнее, если все продукты положены в корзинку, которая так и ставится на стол. Часто эту корзинку принято украшать цветами. Но форма и размеры ее пусть будут компактными и удобными. Кроме нее на столе будет много других, и места должно хватить всем. Корзинка выстилается салфетками или вышитым специально для праздника полотенцем. Во время транспортировки куличи и другие продукты можно будет накрыть тканью.

Церковная служба проводится по установленным канонам, которые допускают весьма незначительные отступления. По канону каждая служба сопровождается молитвенным песнопением, характерным для определенного события, времени суток, наличия ограничений по дням поста и памяти святых и так далее.

Пасхальная служба длится всю ночь, и обряд освящения продуктов, приготовленных для утренней праздничной трапезы, проводят в 4 часа утра. Эти продукты прихожане потом несут домой, и с них начинается завтрак.

Однако освящать продукты в Великую Субботу тоже допустимо. Обряд проводится в субботу вечером, на вечерней службе. После Страстной Пятницы Великая Суббота считается предпраздничным днем, священник уже одевает белые одежды, а песнопение церковного хора становится более радостным. Воскресение Христа близится.

Святить куличи в Великую Субботу удобнее, ведь для того, чтобы сделать это в воскресенье, необходимо посетить окончание всенощной службы. Рано вставать очень неудобно, и стоять всенощную в церкви позволить себе могут далеко не все. Поэтому традиция освящать продукты накануне, в субботу, появилась достаточно давно. Хозяйки пекли куличи в ночь с пятницы или рано утром в субботу, вечером относили в церковь. А утро уже проходило дома, потому что после уборки в Чистый Четверг, молитвенного и телесного подвига в Страстную Пятницу, приготовлений в Великую Субботу силы на всенощную оставались не у всех.

Какую еду можно освящать на Пасху

Куличи, творожные пасхи, яйца, мясо и вино - вот продукты, которые по обычаю приносятся в церковь для освящения. Необязательно приносить много продуктов, так как освящение мяса и вина, скоромной пищи, носит символический характер. Таким образом разрешается закончить пост. Но разговление начинается либо яйцами, либо кусочком кулича или пасхи. Поэтому нести в церковь нужно в первую очередь именно эти продукты.

Необязательно приносить всю выпечку, которая была приготовлена накануне. Достаточно одного или двух . Первый съедают во время утреней трапезы, разделяя между членами семьи, второй хранится еще неделю и даже больше, может быть, до следующей Пасхи. Но так сейчас поступают очень редко. Даже самый лучший кулич постепенно черствеет, поэтому его стараются съесть поскорее, пока он свежий. Крашеные яйца стоит принести все, ведь их дарят, дают на обмен, чаще сохраняют на память о празднике.

Другие продукты несут в церковь, если это позволяет достаток. При этом следует помнить, что не все прихожане могут позволить себе приобрести хорошее вино и мясные продукты даже на праздник. Поэтому добрым делом будет угостить других прихожан в церкви после службы частью принесенных продуктов, или оставить для тех, кто остается на специально организованную при церкви трапезу.

Также следует поинтересоваться заранее, какие продукты можно было бы принести в церковь вместе с куличами. Некоторые священники не позволяют ставить мясо и вино, даже если церковная традиция не имеет ничего против.

Помимо куличей и творожных пасок, можно выставлять другую выпечку: пирожки, булочки, печенье, пасхальный сладкий хлеб, пирог. Можно освятить сладости и фрукты. Запрещенных продуктов в списке получается немного. В первую очередь, не стоит пытаться принести водку и другие спиртные напитки кроме вина. Вино, кстати, необязательно должно быть красным. Но белое вино признается далеко не во всех церквях.

Приходить на освящение куличей лучше заранее. В праздничные дни в церкви бывает намного больше прихожан, чем обычно. Поставить свои продукты на стол, беспрепятственно пройти к нему, сразу удается не всегда. Вдобавок, служба может начаться немного раньше или позже положенного, а время освящения сдвинется. В небольших приходах такое случается обычно чаще.

Пасхальная трапеза

Затем после службы, народ спешит домой. Считается: чем быстрее придешь - тем быстрее будет спориться хозяйство. Если в доме есть невеста или парень, который хочет жениться, они стараются попасть домой быстрее всех, кто с ними живет. Согласно поверью, кто первый будет дома, тот в этом году найдет себе пару и женится.

Вернувшись из церкви домой, семья готовится к праздничной трапезе.Символом Пасхи считаются яйца, кролики, птицы, гнезда, зелень, цветы и тема природы, возрождения, пробуждения и весны. Все эти символы или хотя бы часть из них должны присутствовать на вашем пасхальном столе в качестве сервировки.Пасхальный кролик может находиться на столе в виде статуэтки, шоколадной фигурки или рисунка. Также можно сложить салфетку в виде кролика. Птицы на столе будут символизировать приход весны, а цветы и зелень создадут праздничное настроение.
Стол застилают праздничной скатертью.
На праздник Пасхи для пасхального завтрака стол накрывают в светлой радостной гамме. Скатерть, салфетки, посуда должны сочетаться гармонично, радовать и глаз, и душу.

В центре стола ставят блюдо с молодой зеленью, в которой утопают яркие пасхальные яйца. Если вы не сумели заранее вырастить зелень (пшеницу или кресс-салат), яйца можно просто выложить на большую красивую тарелку. Обычная тарелка, украшенная вырезанными кружевами бумажными салфетками, тоже приобретет нарядный вид. Можно заполнить неглубокую тарелку красной чечевицей, разложить в ней крашеные пасхальные яйца, украсить цветами и поставить на кружевную салфетку.
На другой тарелке возвышается нарядный пышный кулич, подают также печенье, коврижку, горячие булочки. Рядом ставят тарелку с пасхой.

Не забыты и холодные закуски: здесь и непременный жареный молочный поросенок, и буженина, и запеченная птица, и различные колбасы, гарнировать специально приготовленными овощными блюдами, и другие лакомства.

На пасхальный стол выставляют также различные наливки, настойки и все, чем богат дом. Лучшие вина для пасхального стола - кагор, красное вино. Из напитков можно подать чай, кофе, какао, а к ним - подогретые сливки и молоко.

Непременное дополнение к пасхальному столу — цветы. Традиционными цветами считаются гиацинты, аромат которых, смешиваясь с запахами куличей, создает неповторимый пасхальный дух, но подойдёт и букет тюльпанов, нарциссов. Если живых цветов нет - не беда, весьма оригинально будет смотреться букет из веточек вербы.

Бытует традиция, согласно которой хозяин зажигает на столе свечу. Свет, тепло и уют, которое дарят нам свечи, станут последним штрихом сервировки пасхального стола и помогут создать праздничную атмосферу. Свечи можно использовать самые разнообразные, начиная от освященных тонких церковных свечей и заканчивая целыми парафиновыми скульптурами. Производители в преддверии Пасхи выпускают свечи в виде птиц, кроликов и яиц, которые не просто украсят, но и оживят праздничный стол.

Собравшись вокруг стола, семья поздравляет друг друга словами «Христос Воскрес!»

Пасхальная трапеза начинается с того, что хозяин очищает освященное яйцо, разрезает на столько частей, сколько человек собралось за столом и все собравшиеся съедают по кусочку. Далее все пробуют паску и приступают к трапезе.

К пасхальному столу, как правило, собирается много родных и друзей. Постарайтесь каждому приготовить пасхальный подарок: красивое яичко и маленький куличик.

Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе - самой торжественной - ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.

Во сколько начнется Церемония закрытия Универсиады 2019, где смотреть:

Начало Церемонии закрытия Универсиады 2019 - 20:00 по местному времени, или 16:00 по Москве .

В прямом эфире шоу покажет федеральный телеканал "Матч!" . Начало телевизионной прямой трансляции - 15:55 мск.

Также прямая трансляция будет доступна на канале "Матч! Страна" .

В интернете прямую онлайн-трансляцию события можно запустить на портале Спортбокс .

Международный женский день 8 марта является памятной датой ООН, а в состав организации входит 193 государства. Памятные даты, объявленные Генасамблеей, призваны стимулировать членов ООН проявлять повышенный интерес к указанным событиям. Однако, на данный момент не все государства-члены Организации объединенных наций утвердили празднование женского дня на своих территориях в указанную дату.

Ниже приводим список стран, в которых празднуют Международный женский день. Страны сгруппированы в группы: в ряде государств праздник является официальным нерабочим днем (выходным) для всех граждан, где-то на 8 марта отдыхают только женщины, а есть государства где 8 марта работают.

В каких странах праздник 8 марта - выходной день (для всех):

* В России - 8 марта является одним из самых любимых праздников, когда мужчины поздравляют всех без исключения женщин.

* В Украине - Международный женский день продолжает оставаться дополнительным выходным, несмотря на регулярные предложения исключить событие из числа нерабочих дней и заменить его, к примеру, на Шевченковский день, который будет отмечаться 9 марта.
* В Абхазии .
* В Азербайджане .
* В Алжире .
* В Анголе .
* В Армении .
* В Афганистане .
* В Беларуси .
* В Буркина-Фасо .
* Во Вьетнаме .
* В Гвинее-Бисау .
* В Грузии .
* В Замбии .
* В Казахстане .
* В Камбодже .
* В Кении .
* В Кыргызстане .
* В КНДР .
* На Кубе .
* В Лаосе .
* В Латвии .
* В Мадагаскаре .
* В Молдове .
* В Монголии .
* В Непале .
* В Таджикистане - с 2009-го года праздник был переименован в День матери.
* В Туркменистане .
* В Уганде .
* В Узбекистане .
* В Эритрее .
* В Южной Осетии .

Страны, в которых 8 марта - выходной день только для женщин:

Есть страны, в которых в Международный женский день освобождены от работы только женщины. Данное правило утверждено:

* В Китае .
* На Мадагаскаре .

Какие страны отмечают 8 марта, но это рабочий день:

В некоторых странах Международный женский день широко отмечается, однако является рабочим днем. Это:

* Австрия .
* Болгария .
* Босния и Герцеговина .
* Германия - в Берлине с 2019-го года 8 марта - это выходной день, в целом по стране - рабочий.
* Дания .
* Италия .
* Камерун .
* Румыния .
* Хорватия .
* Чили .
* Швейцария .

В каких странах 8 марта НЕ отмечают:

* В Бразилии - большинство жителей которой о "международном" празднике 8 марта даже и не слышали. Главным событием конца февраля - начала марта для бразильцев и бразильянок является вовсе не женский день, а крупнейший в мире по версии Книги рекордов Гиннеса Бразильский фестиваль, называемый также карнавалом в Рио-де-Жанейро. В честь фестиваля жители Бразилии отдыхают несколько дней подряд, с пятницы до полудня католической Пепельной среды, которая знаменует собой начало Великого поста (который у католиков имеет подвижную дату и начинается за 40 дней до католической Пасхи).

* В США - праздник не является официальным праздничным днем. В 1994 году попытка активистов утвердить празднование в Конгрессе не увенчалась успехом.

* В Чешской республике (Чехии) - большая часть населения страны рассматривает праздник как пережиток коммунистического прошлого и главный символ старого режима.

Традиции и обычаи Масленицы:

Суть праздника Масленицы в христианском понимании состоит в следующем:

Прощение обидчиков, восстановление добрых отношений с ближними, душевное и дружеское общение с близкими и родными людьми, а также благотворительность - вот что является главным в эту Сырную седмицу.

На Масленицу уже нельзя есть мясные блюда, и это тоже является первым шагом к посту. Зато блины пекутся и поедаются с великим удовольствием. Они пекутся пресные и квасные, на яйцах и молоке, подаются с икрой, сметаной, сливочным маслом или медом.

В целом, на протяжении Масленичной недели следует веселиться и посещать праздничные мероприятия (кататься на коньках, лыжах, сноутюбах, с горок, на лошадях). Также, надо уделять время семье - веселиться совместно с родными и близкими: вместе куда-нибудь сходить, "молодые" должны посетить своих родителей, а родители, в свою очередь, приехать в гости к детям.

Дата Масленицы (православная и языческая):

В церковной традиции Масленицу отмечают на протяжении 7 дней (недели) с понедельника по воскресенье, перед самым главным православным постом, поэтому событие также называют "Масленичная неделя".

Время проведения Масленичной недели зависит от начала Великого поста, претворяющего Пасху, и каждый год сдвигается в соответствии с церковным православным календарем.

Так, в 2019 году православная Масленица проходит с 4 марта 2019 года по 10 марта 2019 года, а в 2020 году - с 24 февраля 2020 года по 1 марта 2020 года .

Что касается языческой даты Масленицы , то древние славяне отмечали праздник по солнечному календарю - в момент наступления астрономической весны, который происходит в . Древнерусское празднование продолжалось на протяжении 14 дней: начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия, а завершалось неделей позже.

Описание празднования Масленицы:

Традиция отмечать Масленицу веселым гулянием сохранилась до сих пор.

В большинстве российских городов проводятся мероприятия под названием "Широкая Масленица" . В столице России городе Москве центральной площадкой праздничных гуляний традиционно является Васильевский спуск Красной площади. За рубежом также проводят "Русскую Масленицу", для популяризации российских традиций.
Принято, особенно в последнее воскресенье, когда работающие и учащиеся могут отдохнуть, устраивать массовые праздники как в старину, с песнями, играми, проводами и сожжением чучела Масленицы. В масленичных городках организуются сцены для выступлений, места продажи еды (блины обязательны), и сувенирной продукции, аттракционы для детей. Проводятся маскарады с ряженными и карнавальные шествия.

Какие есть дни Масленичной недели, как они называются (название и описание):

Каждый день Масленицы носит свое название и имеет свои традиции. Ниже приводим название и описание для каждого дня.

В понедельник - Встреча . Поскольку первый день является рабочим, вечером свекор со свекровью приходят в гости к родителям невестки . Пекутся первые блины, которые можно отдать бедным на помин усопших. В понедельник наряжается соломенное чучело и выставляется на возвышенности в месте проведения гуляний. В танцах и игрищах проводятся стилизованные кулачные бои "стенка на стенку". Выпекается и торжественно поедается "первый блин" на помин души.

Во вторник - Заигрыш . Второй день традиционно является днем молодых. Гулянья молодежи , катание с гор ("покатушки"), сватовство являются приметами этого дня. Следует заметить, что церковью запрещены свадьбы на Масленицу, как и в пост. Поэтому во вторник Масленицы сватают невесту, чтобы сыграть свадьбу после Пасхи на Красную горку.

В среду - Лакомка . В третий день зять приходит к тёще на блины .

В четверг - Разгул, Разгуляй . В четвертый день народные гуляния приобретают массовый характер. Широкая Масленица – так называются дни с четверга до конца недели, а сам день щедрых угощений зовут "разгульный четверток".

В пятницу - Тещины вечерки . В пятый день масленичной недели теща с подругами или родственницами приходит в гости к зятю на блины . Блины, конечно, должна напечь ее дочь, а зять проявить гостеприимство. Помимо тещи, в гости приглашается вся родня.

Суббота - Золовкины посиделки . На шестой день в гости приходят сестры мужа (можно также пригласить и остальных родственников мужа). Хорошим тоном считается не только обильно и вкусно накормить гостей, но и подарить золовкам подарки.

Воскресенье - Проводы, Прощёное воскресенье . В крайний (седьмой) день, перед Великим постом, следует каяться и проявлять милосердие. Все родные и близкие просят друг у друга прощения. В местах общественных празднований устраивают карнавальные шествия. Чучело Масленицы торжественно сжигается, превращаясь таким образом в прекрасную Весну. С наступлением темноты запускают праздничный фейерверк.

В храмах также в воскресенье на вечерней службе совершается чин прощения, когда священник просит прощения у церковных служителей и прихожан. Все верующие в свою очередь просят прощения и кланяются друг другу. В ответ на просьбу о прощении говорят «Бог простит».

Что происходит по окончании празднования Масленицы:

А по окончании праздника Масленицы у православных верующих начинается один из самых важных постов. Все мы помним высказывание: "Не всё коту Масленица - будет и Великий пост" .

Пасха. История праздника

Почтовая открытка Российской империи (начало XX века) с рисунком, типичным для пасхальной открытки

Пасха (греч. πάσχα , л ат. Pascha , ивр . פסח ‎ [Pesa] - «прохождение мимо»), также - Воскресение Христово - древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебногогода. Установлен в честь воскресенияИисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником (даты для каждого церковного года свои ).

История праздника

Песах у евреев празднуется в честь Исхода из Египта. В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (мацой) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи. После разрушения Храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому иудеи в Песах едят только опресноки. Праздник начинается на четырнадцатый день весеннего месяца нисан (в еврейском календаре первый месяц библейского года, приблизительно соответствует марту - апрелю григорианского (современного) календаря и празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 - вне Израиля.

В период раннего христианства начали совершать первыелитургии, по форме схожие с иудейской Пасхой, и христиане.Литургиисовершались какТайная Вечеря - Пасха страданий, связанная сКрестной смертьюи воскресением Христа. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим какбогослужебный уставЦеркви, так ивероучительную сторонухристианства.

Первоначально смерть ивоскресение Христаотмечались еженедельно:пятницабыла днёмпостаи скорби в воспоминание страданий Христа, а воскресенье - днём радости. Эти празднования становились более торжественными в период еврейской Пасхи - годовщины смерти Христа.

Уже воII векепраздник принимает характер ежегодного во всех Церквях. В сочинениях ранних христианских писателей есть сведения о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная»; она совпадала с еврейской Пасхой, пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная».


Жены-мироносицы у пустого гроба. Слоновая кость.
Британский музей. 420-430 гг.

В скором времени стало заметным различие традицийПоместных Церквей. Возник «пасхальный спор» междуРимоми церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось.Тогда как наЗападе, не испытывавшем влиянияиудеохристианства , сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю какполнолуниепоследня равноденствия.

Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианскойойкуменыбыл поставлен императором Константином Великим на созванном в325 годусоборе епископов вНикее , впоследствии названнымП ервым Вселенским. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия. Все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались, чтобы праздновать Пасху всем в одно и тоже время. Исходное определение П ервого Вселенского собора относительно Пасхи, о том что посты и праздники должны быть одновременно у всех в Церкви, стало основанием для церковного устава. Было решено праздновать христианскую Пасху так, как её праздновали в то время в большинстве церквей: «в Риме и Африке, во всей Италии, Египте, Испании, Галлии, Британии, Ливии, в целой Элладе, в эпархии азийской , понтийской и киликийской», а именно - строго после иудейской Пасхи - 14 нисана (полнолуние) и всегда в воскресенье.Днем Пасхи было выбрано ближайшее воскресение после первого весеннего полнолуния (то есть, первого полнолуния после дня весеннего равноденствия) .

СвидетельстваIV векаговорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной, каждая длиласьседмицудо и после пасхального воскресенья. Только вV векеназвание Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчетливее, за что получил название «царя дней», «праздников праздника».

ВVI векеРимская церковь приняла восточную пасхалию. Восточная или Александрийская Пасхалия использовалась во всем христианском мире до конца XVI века, более 800 лет. Она построена на четырёх ограничениях:

Совершать Пасху после весеннего равноденствия;

Совершать не в один день с иудеями;

Не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия;

И после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету.


Эмалевая миниатюра «Воскресение Христово»
(наплечник Андрея Боголюбского, ок. 1170-1180-х гг.), Лувр

В1582 годувРимско-католической ЦерквипапаГригорий XIIIввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В результате реформы пасхалии католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц.

В1923 годуКонстантинопольский патриархМелетий IV (Метаксакис )провёл т. н. «Всеправославный конгресс» с участием представителейЭлладской ,РумынскойиСербскойправославных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чемгригорианскийи совпадающий с ним до2800 года. Постепенно на новый стиль перешлиКонстантинопольская, Элладская , Румынская церкви. Сегодняюлианским календарёмвсецело пользуются толькоРусская,Иерусалимская,ГрузинскаяиСербскаяправославные церкви, а такжеАфон.Финляндская православная церковьполностью перешла нагригорианский календарь. Остальные Церкви празднуют Пасху и другиепереходящие праздникипостарому стилю, а Рождествои другиенепереходящие праздники - поновому стилю.

Евангелие о событиях, происходящих в пасхальные дни

По древнему иудейскому преданию,Мессия - Царь Израилев должен быть явлен на Пасху вИерусалиме. Народ, зная о чудесномвоскрешенииЛазаря, торжественновстречаетИисуса как грядущего Царя.

Великий четверг - Христос устанавливает Таинство Евхаристии в Сионской горнице в Иерусалиме. В наши дни Церковь вспоминает и вновь совершает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками и апостолами. На Тайной Вечери Христом было установлено главное таинство христианской веры - Евхаристия (что в переводе с греческого означает «благодарение»), во время которого все верные причащаются Тела и Крови Самого Христа. Без Причащения, учит Церковь, нет истинной христианской жизни; по вере Церкви, в этом таинстве происходит самое полное, насколько только это возможно на земле, соединение человека с Богом. Синоптические Евангелия (Матфея, Марка и Луки) описывают этот день как день опресноков, то есть иудейскую Пасху. Таким образом, на Тайной Вечери ветхозаветная Пасха - агнец, вино и опресноки мистически связывается с новозаветной - Христом, Его Телом и Кровью.

Страстная пятница - по традиции, перед праздником Пасхи Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый первосвященниками, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчёркивает что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху есть прообраз Пасхи новозаветной - заклания Христа как Агнца Божиего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казнённых. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб - пещеру до наступления субботнего покоя.

Великая суббота - первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых.

Воскресение Христово (первый день после субботы) - после субботнего покоя ко гробу идут Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее.

Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворённую дверь. Иисус говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».

В течение сорока последующих дней Христос является ученикам на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы, где восстанавливает апостольство Петра, а также более чем пяти сотням других людей.

На сороковой день после воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов.

На пятидесятый день после воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа.

Эти события легли в основу богослужебного календаря.


Тициан, Лондонская Национальная галерея
Мария Магдалинф первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к нему дотронуться. Христос не разрешил ей это ("Не прикасайся ко Мне"), но зато поручил возвестить апостолам о своём воскрешении

Расчет даты Пасхи

Общее правило для расчёта даты Пасхи: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Обе Пасхалии - Александрийская и Григорианская - основаны на этом принципе.

Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

ОбращениеЗемливокругСолнца(дата весеннегоравноденствия);

ОбращениеЛунывокруг Земли (полнолуние);

Установленный день празднования - воскресенье.

Если полнолуние раньше 21 марта, то пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней). Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Однако Православная и Католическая церковь используют разные Пасхалии, что приводит к тому, что одно и то же правило приводит к разным датам.

Православная Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии; дата первого дня Пасхи (Неделя Пасхи) может выпадать на любой из дней в период с 22 марта вплоть до 25 апреля поюлианскому календарю(что в XX-XXI веках соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. ст.). В Римско-католической и протестантских Церквях дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. ВXVI веке Римско-католическая Церковьпровела календарную реформу, целью которой было привести рассчитываемую дату Пасхи в соответствие с наблюдаемыми явлениями на небе (к этому времени старая пасхалия уже давала даты полнолуний и равноденствий, несоответствующие реальному положению светил.

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний, и разницей между солнечными календарями (13 дней вXXI веке). Католическая Пасха в 30 % случаев совпадает с православной, в 45 % случаев опережает её на неделю, в 5 % - на 4 недели, и в 20 % - на 5 недель. Разницы в 2 и в 3 недели не бывает.

Даты пасхального воскресенья,
2001-2020

год

Католическая

Православная

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Относительно Пасхи отмечаются всепереходящие праздникив последовательности евангельских событий:

Лазарева суббота ;

Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи;

Страстная Седмица - неделя перед праздником Пасхи;

Пасха - Светлое Христово Воскресение ;

Пасхальная неделя (Антипасха в православии, Октава Пасхи в католицизме) - явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверование Фомы;

Вознесение Господне - сороковой день после Пасхи;

Пятидесятница - пятидесятый день после Пасхи (в православии совпадает с Днём Святой Троицы ).



Храм уже ук рашен и готов для службы, . Теперь в нашем сознании храм - это Живоносный Гроб Спасителя. А сами мы идём к нему, как некогда жёны-мироносицы.

Торжественный звон

__________

В основе мира лежит седмица. Число шесть указывает на сотворённый мир, а число семь - напоминает о том, что сотворённое покрыто благословением. Здесь - ключ к пониманию празднования субботы. В седьмой день, т.е. в субботу, Бог благословил то, что создал, и, отдыхая в субботу от ежедневных дел, человек должен был размышлять о делах Творца, славить Его за то, что Он всё дивно устроил. В субботу человек не должен был проявлять влас

___________

Без веры в Воскресшего Христа нет христианства. Вот почему все противники нашей веры с упорством стараются поколебать истину Воскресения.

Первое возражение: Христос на кресте не умер: Он только впал в глубокий обморок, от которого потом очнулся в пещере, встал со Своего ложа, отвалил громадный камень от дверей гроба и ушел из пещеры… К этому...

_____________

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Все как следует. Душа отдыхает на вашем сайте: нет многословной и пустой информации. Видно, что ваш храм любят прихожане. Это так здорово. Судя по всему, и настоятель у вас то, что надо, раз ведется такая работа. Удачи и Бог вам в помощь. С удовольствием жду ваших обновлений. Игорь. Калуга

________________________

Все по делу у вас. Спасибо и удачи. Воронеж

________________________

Очень интересный сайт!!! Храм помню с детства... В этом Храме меня крестили и моих детей тоже. И в 09г мужа окрестил о.Феодор. Очень благодарна ему... Публикации интересны и познавательны.Я теперь частый гость... Магадан

___________________

Пост, воскресный день, путешествие в Вифлеем. Что еще нужно для души? Молитва. Спаси Господи батюшка Федор Вас и сотрудников сайта за вашу заботу о наших душах, сердцах и умах. Светлана

____________________

Здравствуйте! Сегодня увидела объявление в храме о том, что существует сайт у нашего Воскресенского собора. Так радостно и приятно посетить сайт, каждый день теперь буду заходить на сайт нашего храма и читать душеполезную литературу. Спаси Господи всех трудящихся в храме! Спасибо Вам большое за вашу заботу и труды! Юлия

______________________

Неплохой дизайн, качественные статьи. Ваш сайт понравился. Удачи! Липецк

ЧТО ПРОИСХОДИТ НА ПАСХУ


Мы каждый год заново переживаем события, произошедшие 2000 лет назад, события, которые и являются основой христианства. Для меня, как и для многих из нас, празднование Пасхи - это, прежде всего, переживание богослужения, в котором живо передаётся картина истинных Страданий Христа и Его Воскресения.

Да, именно Страданий Христа. Страстная неделя неотъемлимо связана с Пасхой. Без неё не было бы Воскресения Христова. Те малые дни, когда мы старались сердечно прилепиться ко Христу в самые Его земные дни, когда Он был особенно одинок, уже позади. Мы словно пробовали исправить то, что уже было. Тогда даже апостолы думали о земном, о приобщении к славе и просили у Спасителя разрешения сесть по правую и левую Его руку.


В Понедельник мы прочли об Иосифе, и ты в очередной раз понял и почувствовал, как опасна зависть и как велико целомудрие. Во Вторник Христос обличал книжников, а вместе с ними и тебя, потому что ты тоже втайне гордишься знанием и опытом и считаешь себя лучших всего прочего мира. В Среду Иуда спросил: "Что мне хотите дать, и я вам предам Его?". А в это время блудница, не боясь неоправданных трат, выльет на Тело Христа большой сосуд мира. И ты ужаснешься этой связи Священной истории с деньгами. Бесценный продается за стоимость простого раба, а куча денег тратится непрактично, из одной любви, и это угодно Богу. Ты ужаснулся, потому что "корень всех зол - сребролюбие", и кто дерзнет сказать, что этот корень не растет и в его душе?

Поэтому, в Четверг, когда апостолы, в ответ на Христово "один из вас предаст Меня", спрашивали в страхе: "Не я ли, Господи?", ты тоже спросишь, дрожа: "Не я ли?" Верить себе нельзя, и ты причастишься, по-особому чувствуя слова: "ни лобзания Тебе дам, яко Иуда"


В Пятницу ты плакал. И на Часах, и на выносе Плащаницы, и на Чине Погребения. Самая лучшая проповедь в этот день: "Плачьте, люди! Сегодня Он умер за нас!"


В Субботу было тихо-тихо. Потому что Он - во Гробе. Но душа Его в это время в аду сокрушает замки и запоры. Суббота - день выхода душ из плена и ада. Это уже Пасха, хоть и не все об этом знают. В тишине вечера Великой Субботы трепетно бьётся сердце в ожидании радости, с уверенностью, что она будет!




Члены синедриона просили у Пилата разрешения приставить стражу ко Гробу, объясняя это опасением, чтобы ученики Христа не похитили Его Тела. На самом деле это был тайный страх, что совершится чудо, это была попытка немощными человеческими силами воспрепятствовать Божественному промыслу и всемогуществу.



А теперь спускается тёмная палестинская ночь. Всё объято сном, на всём лежит покров ночной таинственной тишины и спокойствия. Вдали белеют стены Иерусалима. Спит Иерусалим. Спокойно почивают старейшины и первосвященники. Близится полночь. Дремлет стража у опечатанного гроба. Тишина и мрак.


Вход в пещеру еще закрыт огромным камнем, отвалить который смогут с трудом несколько человек. У тела Христа невидимо стоят ангелы, как воины у трона Царя. И, как последний вздох песен надгробных, звучит канон Великой Субботы "Волною морскою".

И в храме темно, чтобы мы почувствовали, что это ночь, когда нет обманчивого света, когда всё погружено в темноту, всё, казалось бы, соответствует тому мраку, что царит на земле. Это повторяется каждый год на протяжении тысячелетий, и мы идём в храм, когда ещё читаются Деяния.

И посередине - всё тот же гроб с мёртвым Страдальцем. И тихо раздаются всё те же печальные погребальные песни. Нам никто ничего не говорит и не объясняет: нет пропаганды, нет громких слов, нет утешений. Но мыи не ждём человеческих слов и доказательств, они всё равно никому и ничего не доказали. Мы верим и ждем, что Христос Воскреснет!

Это как раз тот момент в богослужении, когда все в храме молчит, когда не читают и не поют, когда мы все в ожидании того, что должно случится что-то очень и очень важное.





И вдруг Небесный свет воссиял над гробницей ярче, чем вспышки молний или огненный столп, который вел израильтян в пустыне. Это лучилось сразу после полуночи. Совершилось чудо, которое Он возвещал в пророчествах и притчах своим ученикам. Свидетелями Воскресения были люди, далекие от ветхозаветной религии, совершенно не ожидавшие чуда у пещеры Гроба, - римские воины.


Стража в ужасе упала на землю, а затем, очнувшись, направилась в город искать первосвященников, чтобы рассказать о свершившемся чуде. Первосвященники прибегли к универсальному средству - взятке. Они заключили с воинами тайный договор: воины должны были сказать, что тело похитили ученики Иисуса Христа, а первосвященники, придя к Пилату с дарами по случаю прошедшего праздника, дать деньги сверх положенной суммы за прощение воинов.

Чудо свершилось, но мы этого еще не знаем. Но, вдруг, из-за закрытых Царских врат доносится, как бы издалека, негромкое пение: Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.

Пение нарастает и крепнет, отверзаются Царские врата, появляются фонарь, крест, колышутся хоругви, иконы, и в блистающих одеждах, словно небожители, выходят священнослужители.


Крестный ход движется через храм к выходу.



И вот мы выходим из храма со свечами в руках. Какой слабый, какой прерывистый этот свет! И как мало его в этом, во тьму погружённом, мире!





Незабываемые, трепетные мгновения. Крестный ход выходит из храма, сотни свечей загораются в руках у верениц людей и, под мелкий моросящий дождик обходит храм. Возможно, это самый чудный из крестных ходов.



Храм уже украшен и готов для службы, но всем нужно из него выйти. И двери нужно обязательно закрыть . Теперь в нашем сознании храм - это Живоносный Гроб Спасителя. А сами мы идём к нему, как некогда жёны-мироносицы.

Торжественный звон разливается в весеннем воздухе. Светящаяся процессия устремилась навстречу Солнцу Правды - Воскресшему Христу, она обходит храм и останавливается у дверей. Всё смолкает. Мы стоим перед закрытыми дверямя точно так же, как когда-то очень давно женщины пришли ко гробу и спрашивали себя: Кто отвалит нам камень от двери гроба? - ибо камень этот был весьма большим.


Ведь апостолы и жены-мироносицы не знали еще о страже, охранявшей пещеру, они еще и не знали о свершившемся чуде. Тогда, как мы сейчас, они направились к Гробу Христа, чтобы возлить на Его тело миро, смешанное с их слезами.

И над нами сегодня всё тот же камень - камень неверия, камень мира, ни во что не верящего, мира, в котором торжествуют только сила и страх.

Кто пережил эту минуту молчания, сомнения и маловерия тут, у этой закрытой двери, перед этим вечным камнем, тот знает, о чём я говорю.

Привален камень, закрыта дверь, и пытается ветер погасить слабое пламя свечей… Что можем мы против этой всемирной черноты, всемирной пустоты, мы - маленькая кучка людей, никем не признанных, над верой которых смеётся и издевается мир?


Еще немного и сейчас случится самое важное, и мы переживём внезапный подземный удар, что сотрясает холм. С грохотом отваливается огромный камень. Блистающий, как молния, предстаёт пред стражей Ангел. Гроб пуст. Но мы этого еще не знаем…

И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем. Мария Магдалина, подойдя ко Гробу, увидела огромный камень, отваленный от пещеры. Войдя во Гроб, встретила Ангела, сидящего у Гроба в знак того, что Небесный вестник ожидал ее. Вид Ангела походил на блеск молнии и пламя огня. Гроб был наполнен неземным светом. Ангел сказал Марии Магдалине и другим женам-мироносицам: «Что вы ищите живого среди мертвых? Христос Воскрес!»

Два слова! Ни объяснений, ни доказательств. Этот голос только сообщает и возвещает: Христос воскресе! И чудо совершается, то же чудо, всегда то же. Несётся в ответ радостный возглас: Воистину воскресе! И принимает душа, принимает сердце эти два слова, как что-то самое глубокое и подлинное в нас. Отступают и эта ночь, и это молчание, и открывается дверь, и вступаем мы в ликование Пасхи, и узнаём несомненно и неопровержимо, что ещё раз, на наших глазах, совершилась победа. Победа над злом, победа над тьмой, над ненавистью, пнад страхом, победа над смертью. Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и жизнь жительствует… И, как жены-мироносицы поспешили, как на крыльях, в Иерусалим, чтобы возвестить апостолам о Воскресении Христа из мертвых, так и мы теперь на весь мир кричим: Христос Воскрес!


Обман, самообман, выдумка, легенда, психоз? Но неужели обман и психоз могут продолжаться две тысячи лет? Неужели так ничтожен и слаб человек, что те же два слова могут снова и снова торжествовать в нём над всей этой лавиной объяснений и обличений, что направлена на него и льётся на него столетия?

Мы ничего не можем ни доказать, ни объяснить - не можем и не хотим. Но если есть на земле доказательство, то вот оно - пасхальная ночь, пасхальная радость, пасхальный свет.

Теперь, в полночь, после двенадцатого удара колокола, когда предстоятель громким голосом, едва позволяя душе вместе с голосом не вырваться из груди, скажет: "Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице", - мы войдём в храм и наполним его светлую тишину ликованием. Через двери открытого и опустевшего Христового гроба мы входим в царство света и в радость его. Сам Царь, оставаясь до времени не видимым земному зрению, говорит входящим: "Добре, рабе благий и верный. Вниди в радость Господа Твоего".


Когда освящается храм, уже должно быть понятно, что он есть земное небо. Архиерей, неся в руках святые мощи, подходит в день освящения к закрытым вратам церкви, говоря: "Поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы!" Служители через закрытые врата спрашивают: "Кто сей Царь славы?", - на что слышат ответ святителя: "Господь сил, Он - Царь славы" (Пс. 23, 7-10).

Затем двери открываются, и святитель входит внутрь, чтобы молитвой, и помазанием мира, и последующим богослужением превратить земное сооружение в жилище Того, Кого не вмещает небо и небеса небес. Но то совершается раз в жизни. Пасха же радует человеческую душу ежегодно, давая вхождением в храм после крестного хода предощутить будущее вхождение в самое Небо.


В это Воскресенье ночью ты поймешь смысл жизни. Да-да, ни больше, ни меньше. У Жизни есть смысл и есть имя. Имя Жизни - Иисус Христос. Он жив, Он рядом, и если ты любишь Его, то слова заканчиваются.



Только потом эту ошеломительную радость нужно будет спрятать на донышко бездонной души, как главное сокровище, и выстраивать свою жизнь в соответствии с полученным опытом. Ты вкусил и видел, яко благ Господь. Теперь не пропускай воскресные дни без молитвы в храме, исполняй заповеди, молись искренно, замечай Его следы на пыльных путях повседневности.

И звучат глаголы поситине Божественные, принесенные с самого Неба, от Престола Божия, раскрывающие нам великую тайнк бытия Божия, говорят о том, Кто был Сын Божий, Воскресший в эту Святую Ночь: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть и без Него ничто не начало быть, что начало быть (ин1, 1-3). И звучат эти слова на всю Вселенную, на разных языках мира...





Это точка опоры. Не упустить бы шанс. Кто выплакал душу на Страстной седмице и наполнился силой и пением на Светлой, тот на вопросы о смысле жизни улыбается теплой улыбкой, а глаза у него в это время искрятся.

В ту ночь оглянулась душа вокруг и увидела, что ночь - светлее дня, потому что таких же радостных, как она, душ вокруг - множество.


"Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!". Храм сверкает, всё залито светом. Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя… Очистим чувствия и узрим… Христа блистающася.

Всё должно быть забыто: и разделение, и вражда. Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем, рцем: братие и ненавидящим нас простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых…

И каждый день после службы нужно выходить на улицу, высоко подняв кресты и хоругви, чтобы с победным пением, под колокольный трезвон всколыхнуть пасхальным каноном Иоанна Дамаскина весенний воздух и окропить святой водой сияющие лица прихожан.














И РАЗДАЕТСЯ СВЯТОЕ «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ» НА ВСЕХ ЯЗЫКАХ МИРА.

на греческом: Χριστος Aνεστη!

на латыни: Christus resurrexit!

на английском : Christ is Risen!

на немецком : Christus ist auferstanden!

на французском : Le Christ est ressuscité!

на испанском : Cristo ha resucitado!

на итальянском : Cristo è risorto!

на шведском : Kristus är uppstånden!