Жак-Ив Кусто – это выдающийся океанограф и просто великий человек. За свою долгую и насыщенную жизнь этот выдающийся исследователь успел сделать очень и очень многое. Своим потомкам он запомнится как талантливый писатель, режиссер, а также выдающийся ученый, который раскрыл множество тайн подводного мира, сделав, таким образом, неоценимый вклад в мировую науку.

Без него наши представления о мире подводных глубин были бы не полными. Ведь научный вклад этого выдающегося француза всегда останется поистине бесценными.

Ранние годы, детство и семья Жака-Ив Кусто

Будущий известный океанограф появился на свет во французском городке Сент-Андре-де-Кюбзак в регионе Бордо, который всегда славился теплым солнцем и богатыми урожаями винограда. Его мама большую часть жизни была домохозяйкой, а отец – Даниэль – работал адвокатом.

По отцовской линии наш сегодняшний герой имеет белорусские корни. Отец будущего океанографа переехал во Францию из Белоруссии. Родной дядя океанографа всю свою жизнь прожил в БССР.

Весьма примечательно, что настоящая фамилия океанографа, а также его менее известного отца – «Куст». Лишь после женитьбы на матери Жака-Ива его отец решился переделать белорусскую фамилию и записать ее на французский манер.

Возвращаясь к другим аспектам жизни семьи Кусто, отметим, что родители океанографа постоянно путешествовали. Они часто ездили в другие города, отправлялись в горы или к берегу моря. Возможно, именно этот уклад жизни и предопределил характер нашего сегодняшнего героя.

Он тянулся к новым открытиям и ярким свершениям. Рано научившись плавать, Жак-Ив Кусто сутками не вылазил из воды. Впоследствии она стала важной частью его жизни.

После Первой Мировой войны Кусто-старший нашел работу в американской компании, а потому вся семья была вынуждена отправиться за ним следом. В США Жак-Ив хорошо выучил английский, а также начал впервые увлекаться механикой.

Именно здесь во время одной из поездок к морю наш сегодняшний герой совершил свои первые погружения. Подводный мир океана настолько очаровал молодого парня, что впоследствии он просто не представлял своей жизни без морских глубин.

Из-за чего Жак Иф Кусто принял Ислам

После возращения во Францию Жак-Ив Кусто начал заниматься созданием технических образцов и уже очень скоро сумел сконструировать машину, работающую от батарейного питания. Данный инженерный успех принес ему некоторую сумму денег, на которые он купил свою первую кинокамеру.

В этот период он интересовался сразу многими вещами, словно бы еще не в силах отыскать самого себя среди многих увлечений. Он снимал небольшие зарисовки, занимался созданием эскизов различной техники, а также по вечерам занимался плаванием. Абсолютно безразлично наш сегодняшний герой относился только лишь к учебным занятиям.

Из-за низкой успеваемости его однажды даже хотели отчислить из школы. Однако в дело вмешался его отец, самостоятельно забравший парня из учебного класса. На семейном совете было решено, что Жак-Ив Кусто отправится в армию. Данное решение устроило всех, а потому уже очень скоро молодой парень подал документы в военно-морскую академию Франции.

В начале тридцатых годов в составе боевого крейсера «Жанна Д’Арк» наш сегодняшний герой совершил кругосветное путешествие по всем морям нашей планеты. Данное событие сыграло важную роль в его судьбе. Жак-Ив Кусто познакомился с различными аспектами пребывания в море, а также постиг азы кораблестроения и морской навигации. Впоследствии известный океанограф плавал на многих других суднах.

Путь Жак-Ив Кусто в науке: к морским глубинам

В 1938-м году Жак-Ив Кусто начал часто погружаться в морские глубины, используя лишь маску и ласты. В этот период он стал впервые всерьез заниматься изучением подводного мира и его обитателей.

Одиссея Жака Кусто

Понимая, что существующие технологии несовершенны, уже в начале сороковых годов Жак-Ив Кусто вместе со своим приятелем Эмилем Ганьяном начал заниматься созданием специального аппарата для погружения на дно океана. С самого начала было решено, что система будет действовать на основе сжатого воздуха, который будет располагаться в специальных баллонах.

В итоге в 1943-м году был создан первый прототип акваланга, который впоследствии неоднократно совершенствовался и дорабатывался. Получив, наконец, все необходимое оборудование для исследования подводных глубин, Жак-Ив Кусто начал заниматься научной деятельностью.

Он занимался написанием книг, съемкой документальных фильмов, а также исследованием загадочного мира глубин океана. Начиная с 1950-го года, наш сегодняшний герой путешествовал исключительно на легендарном судне «Калипсо», которое впоследствии стало настоящим символом науки океанографии.


В 1957-м году Жак-Ив возглавил Океанографический музей Монако, в рамках которого начал заниматься исследованием морских обитателей. Одним из самых известных научных открытий океанографа, стало обнаружение внутреннего сонара у китообразных. В 1973-м году наш сегодняшний герой создал некоммерческий фонд по защите подводных обитателей.

Последние годы жизни Жака-Ив Кусто

За свою долгую жизнь ученый создал множество потрясающих технических приспособлений для исследования морских глубин. Так, он считается автором водонепроницаемых объективов для видеокамер, специальных подводных лодок для научного исследования подводных глубин.

Исследования Жака-Ива Кусто легли в основу серии документальных фильмов, которые впоследствии транслировались на многих телеканалах мира.

За свои выдающиеся научные изыскания наш сегодняшний герой был посвящен в командоры ордена Почетного легиона, а также награжден многими другими наградами. После кончины великого исследователя в 1997-м году он был торжественно похоронен на одном из кладбищ родного городка Сент-Андре-де-Кюбзак.

Личная жизнь Жак-Ив Кусто

В своей жизни Жак-Ив Кусто был женат дважды. В браке с первой супругой Симоной Мельхиор на свет появилось двое сыновей ученого. Оба сына от первого брака нашего сегодняшнего героя также впоследствии связали свои жизни с наукой.

После кончины первой супруги Жак-Ив женился повторно. Его второй женой стала Франсина Триплет, которая еще до свадьбы родила ученому дочь и сына.

Уверены, что вы видели фильм «Одиссея» о жизни выдающегося исследователя Жака-Ива Кусто. Если нет, то HelloMonaco расскажет вам о некоторых захватывающих биографических фактах из жизни Кусто и о том, что скрывается за названием байопика, режиссером которого стал француз Жером Салль. Он также известен своими фильмами «Ларго Винч» и «Неуловимый». Роль командора исполнил известный французский актер Ламбер Вильсон, первую жену Кусто сыграла Одри Тоту, а в роли сына Филиппа предстал Пьер Нинэ. Съемки картины проходили в Хорватии на побережье Адриатического моря. Фильм «Одиссея» стал, пожалуй, самым масштабным приключенческим проектом в современной истории французского кино.

Навсегда в Монако

Говорят, этот мужчина в красной шапочке до сих пор где-то здесь. Даже спустя двадцать лет после смерти Кусто, о нем продолжают вспоминать в княжестве. Спросите у пожилых монегасков, где находится «музей Кусто», и они вам точно объяснят дорогу к музею Океанографии. На протяжении 32 лет великий командор возглавлял этот «храм моря». В 1957 году князь Ренье III предложил ему стать директором знаменитого музея, и он согласился.

Сейчас в кабинете Кусто работает нынешний директор Роберт Калькано. Приглашая к себе гостей, он непременно с гордостью скажет: «Сюда, пожалуйста! Вы входите в кабинет великого командора!» С этой огромной комнаты с ошеломляющим видом на Средиземное море и начинались великие исследования и приключения. Жак-Ив прославил этот музей на весь мир, в его времена заведение ежегодно посещало более миллиона человека, а сегодня цифра упала до 700 000.

Монако никогда не забудет открытия и наследство, которые оставил после себя великий капитан. По просьбе князя Альбера II в 2018 году в Океанографическом музее открылся отдел, посвященный великим исследователям Монако , и первое место среди них занял Жак-Ив Кусто. Компанию ему составили князь Альбер I и его праправнук Альбер II.

Стоит сказать, что на протяжении нескольких лет суверен Монако также пытался спасти знаменитое судно Кусто «Калипсо», но эти попытки остались безуспешными.


История корабля Кусто — «Калипсо»

«Калипсо» было самым известным исследовательским кораблём за всю историю океанографии. Оно прошло со своим капитаном более 1 млн морских миль: от Красного моря и Амазонки до Антарктики и Индийского океана. Однако сегодня все, что осталось от «Калипсо» — это скелет на берегу портового города Конкарно на западе Франции. В фильме «Одиссея» вы можете увидеть знаменитый корабль на фоне Антиба и подумать, что «Калипсо» вернулся в родные берега. Жаль, но это всего лишь видеомонтаж.

Кстати, есть мнение, что именно на юге Франции решилась судьба этого британского миноносца, списанного в 1950 году. Вот, что вспоминает об этом дне сын одного из ныряльщиков: «Это случилось в ресторане «Maison des Pecheurs» в Жуан-ле-Пене. За столом сидели князь Ренье, Кусто, ирландский миллионер Томас Гиннесс, один французский министр и еще несколько человек. Жак-Ив рассказывал, что мечтает снять фильм об океане, и ему нужен для этого проекта корабль. Гиннесс сказал, что готов отдать капитану корабль. Сделка была символичной, он попросил за судно всего 1 франк».

Есть и другая история, повествующая о встрече Кусто с будущим судном «Калипсо» . Якобы командор и Гиннесс встретились на острове Гоцо близ Мальты и именно там миллионер предложил выбрать корабль из базы английского флота. Кусто увидел минный тральщик американской постройки и попросил его.

Известно, что перестройка корабля заняла около месяца. Судно было в прекрасном состоянии. Выпущенный в 1942 году в Сиэтле, этот минный тральщик 1 класса не принимал участия в боевых действиях во время Второй мировой войны, а потому не имел никаких повреждений. Оснащенный мощным двигателем, корабль управлялся командой из 12 человек. Кусто заказал постройку кают еще на 10 человек, просторной кают-компании и специального помещения в носу ниже ватерлинии, оснащенного иллюминатором для подводных наблюдений. Корабль получил название «Калипсо» — по имени нимфы, персонажа древнегреческой мифологии, связанного с островом Гоцо.

Перестройка «Калипсо» стоила Кусто весьма ощутимых затрат. Когда 19 июля 1950 года корабль спустили на воду, на его борт поднялся совершенно нищий капитан. Жак-Ив решил проблемы финансирования с присущим ему размахом: он основал некоммерческую организацию, но которую возложил все расходы по оснащению экспедиций. Первыми поступлениями в фонд новой компании стали деньги, полученные первой женой Кусто за свои драгоценности. Продав серьги, кольца и колье, мадам Кусто оплатила топливо для корабля, а ее меха послужили платой за подержанный компас и гироскоп. Так собиралась первая экспедиция.

В начале девяностых годов «Калипсо» стал иконой экологического движения за сохранение богатства Мирового океана. Путешествия на этом корабле сделали всю команду Кусто знаменитой на весь мир.


Забвение

В 1996 году «Калипсо» был случайно протаранен сухогрузом. Несчастье произошло в сингапурской гавани. Знаменитое судно затонуло, и потребовалось несколько дней, чтобы поднять корабль на поверхность, а затем отбуксировать его во Францию.

Некоммерческая организация Cousteau Society решила восстановить лодку после смерти капитана. В 2007 году судно прибыло в Конкарно на реставрацию. Толпа людей наводнила набережную, чтобы увидеть «Калипсо» своими глазами. Под аплодисменты присутствующих сотрудники Cousteau Society раздавали красные шапки вроде тех, что носил командор Кусто.

Через два года заказчик восстановительных работ Cousteau Society решил, что цена ремонта слишком высока и прекратил платить. Естественно, судостроительная верфь Piriou остановила работы на «Калипсо». Затем были долгие судебные разбирательства, а лодку предоставили ветру и времени. Судно пытались продать, но безуспешно. Последняя попытка была предпринята в 2015 году, когда князь Альбер II предложил второй жене Кусто Франсин купить лодку. Глава Монако хотел либо отреставрировать судно и вновь спустить его на воду для дальнейших морских путешествий, либо организовать на «Калипсо» музей командора.

Однако вдова Кусто остановила все переговоры и объявила, что судно отправится в Турцию. Там на семейной верфи Aykin будут проведены восстановительные работы. Хотя, взглянув на руины, которые находятся в Конкарно, вы сразу поймете, что от лодки Кусто не осталось почти ничего. Так что после реставрации сложно будет назвать это новое судно прежним именем.


Интересные факты из жизни Жака-Ива Кусто. Биография

  • Родился 11 июня 1910 году в Сент-Андре-де-Кюбзаке , близ Бордо, в семье адвоката.
  • В 1930 году поступил на службу на флот в качестве руководителя группы подводных исследований.
  • В 1933 году Кусто окончил Французскую морскую академию и получил звание лейтенанта. Он мечтал о военно-морской карьере. Через несколько лет Жак-Ив был направлен на учебный корабль «Жанна д’Арк», на котором ему удалось пройти по всему свету.
  • 1936 — автомобильная авария, которая навсегда закрыла путь к военной карьере Кусто. Во время продолжительного периода реабилитации будущий командор изобрел очки для подводного плавания.
  • 1937 — женитьба на Симоне Мельхиор, от которой родились два сына — Жан-Мишель и Филипп.
  • 1943 год — Кусто вместе с Эмилем Ганьяном изобрел аппарат, предназначенный для дыхания под водой — первый акваланг.

  • 1956 год — Жак-Ив уволился из военно-морских сил Франции в ранге капитана и занял пост директора Океанографического института и музея в Монако.
  • 1974 год — основание некоммерческой организации Cousteau Society, которая занималась исследованием и охраной Мирового океана.
  • 1990 год — смерть Симоны Кусто. Прах Симоны развеяли над морем у берегов Монако.
  • 1991 год — Женитьба на Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана, рожденная в 1980 году, и сын Пьер (1982 года рождения).
  • Жак-Ив Кусто скончался в Париже 25 июня 1997 года в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда. Он похоронен на фамильном участке на кладбище Сент-Андре-де-Кюбзак.
  • После смерти командора продолжателями его дела остались две организации: Cousteau Society и «Ocean Future».

Фото: elespanol.com/kulturologia.ru/colors.life/divers24.pl/rolexmagazine.com/ocean-media.su/gt-style.ru

Французский военно-морской офицер, исследователь и режиссер Жак-Ив Кусто помог миллионам людей узнать о том, что происходит под поверхностью океана. Итак, насколько хорошо вы знаете человека в гидрокостюме? 11 июня 2015 - 105 День рождения Жака-Ива Кусто, давайте взглянем на пять вещей, которые вы, возможно, не знали о мастере морской бездны.

1. ИЗНАЧАЛЬНО ОН ХОТЕЛ ЛЕТАТЬ

В молодости Кусто вступил во французский военно-морской флот, но погружение под воду никогда не входило в его планы, как жизненные, так и служебные. Вместо этого, Кусто планировал стать военно-морским летчиком. Но его мечта умерла, когда Кусто попал в серьезную автомобильную аварию в 1936 году. Молодой пилот позаимствовал отцовский спортивный автомобиль «Salmson», чтобы поехать на свадьбу, и попал в ужасную аварию - фары замкнули на ночной дороге. Кусто был настолько тяжело ранен в аварии, что, казалось, восстановить его обучение будет уже невозможно.

Кусто нужен был способ, чтобы восстановить и укрепить свои сломанные руки. Именно поэтому, в качестве тренировок, он и начал плавать в океане. В том же году, Кусто совершил своё первое подводное плаванье в подводных очках, и он понял, что нашел свое призвание.

2. У НЕГО БЫЛА ТАЙНАЯ СЕМЬЯ

Вскоре после того как Кусто обнаружил свою любовь к подводному миру, он также заявил о своей любви к Симоне Мельхиор. Они поженились в 1937 году, и Симона никогда не была в тени жизни Жака. Она вместе с ним плавала в экспедиции на его корабле «Calypso», помогала ему обеспечить финансирование для новых проектов, и даже продала свои фамильные драгоценности, чтобы помочь купить топливо для корабля. Симона настолько хорошо ухаживала за экипажем «Calypso», что команда прозвала её «Ла Бергере» или «Пастушка».

Жак Ив Кусто с первой женой

История достойная любовного романа, не так ли? Представьте себе, насколько все удивились, когда в 1991 году объявил, что у него не просто была любовница, но и тайная семья. Через год после того как Симона умерла от рака, Кусто рассказал миру о своём продолжительном романе с Франсин Триплет, которая была на 30 лет его моложе. Он также завил, что у него было двое тайных детей от этой связи. Позже Кусто женился на Триплет.

3. ОН, ВЕРОЯТНО, ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБ ВЫ ПИЛИ «GUINNESS»

Знаменитый корабль Жака-Ива Кусто «Calypso» изначально был британским минным тральщиком во время Второй мировой войны, а после окончания конфликта он стал паромом на Мальте. В 1950 году ирландский миллионер Томас Лоел Гиннесс, потомок легендарной семьи пивоваров, купил корабль. Для Гиннесса этот корабль не был дорогой покупкой, поэтому он долго за него и не торговался. Он арендовал его Кусто по очень привлекательной цене: один франк в год.


«Калипсо»

Корабль был в достаточно плохом состоянии до того момента, когда сделал его знаменитым. В январе 1996 года «Calypso» был в Сингапуре, где его случайно протаранила баржа. Корабль затонул, и пришлось тянуть его из воды с помощью крана для обширного восстановления в будущем. После смерти Кусто в 1997 году, две ветки его семьи вели ожесточенный бой за будущее корабля. В настоящее время он по-прежнему восстанавливается. И это довольно дорогая затея!

4. ОН ПОДРУЖИЛСЯ С КАСТРО

В 1985 году и его команда решили отправиться на Кубу, чтобы исследовать уникальную морскую систему страны, а также составить картину популяции омаров. И будучи там Кусто обедал на своем корабле с Фиделем Кастро. И Кусто, похоже, очень понравился Кастро: диктатор позволил дайверу освободить 80 политических заключенных. Но и его команда были удостоены еще одной уникальной чести: они стали первыми не-кубинцами за 24 года со времен кубинского ракетного кризиса, которым разрешили пройти через ворота установки ВМС США в Гуантанамо.

5. ОН ХОТЕЛ, ЧТОБЫ «ВОДНЫЙ МИР» СТАЛ РЕАЛЬНОСТЬЮ

Возможно, и стал одним из изобретателей акваланга, и был самым известным дайвером в истории, но мечтал о том, что в один прекрасный день в его изобретении уже не будет необходимости. В 1960 году в своем интервью журналу «Time» Кусто предсказал, что в будущем медицинская наука продвинется до точки, где людям могли бы хирургическим путем вживлять жабры, которые позволили бы им жить под водой. Кусто считал, что если хирургия может быть усовершенствована, то возможна и последующая процедура, которая бы удалила жабры и позволила бы человеку снова вернуться к нормальной жизни на земле. Он рассказал журналу: «Все, что было сделано на поверхности рано или поздно будет сделано и под водой. Это будет завоевание целого нового мира».

Мы уверены, что этот человек в забавной красной шапочке таил у себя на корабле еще множество секретов. Узнаем ли мы их, кто знает? Но, благодаря Жаку-Иву Кусто , мы уже точно знаем гораздо больше об океане.

Увлекшись авиацией, поступил в Академию морской авиации, но из-за травм, полученных в автомобильной аварии в 1936 году, ему пришлось оставить учебу. Кусто вернулся на флотскую службу на военный корабль. Затем всерьез заинтересовался нырянием. Чтобы вода не разъедала глаза, изобрел водозащитные очки. Последовали эксперименты с подводной экипировкой.

Во время Второй мировой войны Кусто начал работу на французскую военно-морскую разведку, которая, когда это было возможно, поддерживала продолжение водолазных экспериментов, помогал французскому движению Сопротивления.

В 1943 году Кусто и инженер Эмиль Ганьян изобрели автономный скафандр с аквалангом. С его помощью можно было свободно передвигаться под водой и спускаться под воду до глубины 90 метров. Кусто изобрел водонепроницаемые камеры и осветительные приборы, а также первую подводную телевизионную систему.

После войны он помогал в очистке от подводных мин морских акваторий. Позже военно-морское министерство передало в распоряжение Кусто плавучую базу "Альбатрос", которая была переименована в "Эли Монье", для отработки техники подводного плавания. Команда корабля, в состав которой входили опытные водолазы и академические ученые, занималась не только совершенствованием оборудования для подводных плаваний, но и подводными исследованиями у берегов Корсики, Сардинии, Туниса, Марокко и в Атлантике.

В 1950 году Кусто приобрел списанный минный тральщик и переделал его в плавучую исследовательскую лабораторию, которая стала всемирно известна как "Калипсо". Именно на этом легендарном судне Кусто и его команда не раз совершали кругосветные путешествия, исследовали морскую флору и фауну, делали уникальные записи, съемки, фотографии.

В 1957 году он возглавил Океанологический музей, при этом не оставляя подводных экспедиций. В процессе подводных исследований Кусто сконструировал аппараты погружения на различные морские глубины, так называемые "ныряющие блюдца", приспособил кинокамеру для подводных съемок.

Еще в военные годы он начал заниматься подводными съемками и созданием научно-познавательных документальных фильмов на базе собственных материалов. Многие экспедиции исследовательского судна "Калипсо" также снимались им на пленку и показывались в кино и по телевидению.

С 1966 года вел программу на телевидении.

Жак Ив Кусто был автором 50 книг, в том числе "В мире безмолвия" (написанной вместе с Фредериком Дюма и Джеймсом Дагеном), "Мир без солнца", "Чтобы не было в мире тайн", "Каллипсо" и кораллы", "Мировой океан". Киноверсия книги "В мире безмолвия" в 1956 году была удостоена премии "Оскар" и французской "Золотой Пальмовой Ветви", в 1965 году документальный фильм под названием "Мир без солнца" также получил премию "Оскар".

Обеспокоенный разрушением морских экосистем, Кусто в 1974 году основал некоммерческое общество по охране морской среды, которое называлось "Общество Кусто" (Cousteau Society).

За свою деятельность Кусто был удостоен многочисленных наград, включая орден Почетного легиона. В 1977 году Организация Объединенных Наций присудила ему Международную экологическую премию. В 1989 году он был избран в члены Французской академии наук.

Кусто был дважды женат . Первой супругой была Симона Мельхиор, умерла в 1990 году. У них родились два сына Жан-Мишель и Филипп, погибший в 1979 году в авиакатастрофе. В 1991 году Кусто женился на Франсине Триплет, которая родила ему дочь и сына.

Жак Ив Кусто умер 25 июня 1997 года в Париже (Франция). Похоронен на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

11 июня 1910 года родился великий исследователь морей и океанов современности Жак-Ив Кусто . За свою долгую и насыщенную жизнь он стал едва ли не самым известным человеком, чьё имя в умах жителей всего мира напрямую ассоциируется с морем. Он создал десятки книг и фильмов о жизни голубого континента.

Не было бы счастья, да несчастье помогло

Жак-Ив Кусто ещё в юности грезил морем и уже тогда имел твёрдое намерение связать с ним свою судьбу. В возрасте 20 лет он окончил морскую школу и поступил в военно-морскую академию. В какой-то момент Жак-Ив увлёкся небом и даже пытался перевестись в военно-морскую авиацию. Но после автомобильной аварии, в которой он получил серьёзные травмы, с новой мечтой пришлось проститься. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Именно авария и последовавшие проблемы со здоровьем ещё больше приблизили Кусто к морю. Для восстановления утраченного здоровья он начал ежедневно плавать. Именно в этот период своей жизни он изобрёл свои первые очки для подводного плавания.

Пытливый ум естествоиспытателя не давал покоя: начались эксперименты со специальной экипировкой для погружения. В результате в 1943 году мир получил автономный акваланг, благодаря которому можно было длительное время находиться под водой и погружаться на неведомые ранее глубины. Уже в 1946 году акваланг Кусто поступил в промышленное производство. Дальше — больше: на свет появились подводные осветительные приборы и телекамеры. Всё это, без преувеличения, произвело революцию в изучении океанов.

Так в результате страшной автомобильной аварии мир получил великого путешественника, изобретателя и исследователя морей.

Французский исследователь Жак Ив Кусто и телеведущий Николай Дроздов в передаче «В мире животных». Фото: РИА Новости / Михаил Кухтарев

Жестокое небо

В отличие от морской глади, небо было не столь благосклонно к этому человеку. При первой попытке связать свою жизнь с авиацией Кусто попал в автомобильную аварию. Позже, уже будучи известным исследователем, он стал использовать в работе бывший морской патрульный бомбардировщик «Каталина». Именно на нём в 1979 году погиб один из сыновей Кусто — Филипп .

«Каталина» использовалась для съёмок очередного фильма. Управлявший гидросамолётом Филипп посадил его на воду, но машина начала тонуть, быстро уходя носом под воду. Оторвавшийся от крыла двигатель с огромной силой врезался в кабину пилота.

Спаслись все члены экипажа, но тело Филиппа так и не было найдено.

Французский океанограф Жак Ив Кусто на встрече со специалистами института океанологии Академии наук СССР. 1987 год. Фото: РИА Новости / Птицын

Минный тральщик на службе науке

Имя Жака-Ива Кусто неразрывно связано с названием его корабля — «Калипсо». Но мало кто знает, что до того, как стать главным судном всемирно известного исследователя морей, это был минный тральщик ВМС Великобритании. Во время Второй мировой войны корабль, носивший тогда гордое имя HMS J-826, бороздил просторы Средиземного моря. После войны он ещё какое-то время служил мирным целям в качестве парома, перевозившего людей с Мальты на остров Гоцо. Именно тогда корабль стал называться «Калипсо».

Калипсо в порту Ла-Рошель, 1999 год. Фото: Commons.wikimedia.org / Peter Potrowl

Выкупил судно для Кусто ирландский миллионер Томас Лоэл Гиннесс . Исследователь получил корабль в аренду, стоимость которой составляла 1 франк в год. Арендатор переоборудовал корабль под экспедиционное судно, установил на нём оборудование для погружений и исследований, а также разместил на палубе вертолётную площадку. Корабль мог в режиме полной автономности преодолевать до 5 тысяч миль (порядка 9200 км). Команда «Калипсо» состояла из 12 человек, при этом 10 членов экипажа — сами исследователи. За время работы команды Кусто на «Калипсо» корабль побывал практически во всех океанах и морях мира, включая Антарктику, и даже прошёлся по руслу Амазонки.

С этого момента для «Калипсо» началась совершенно новая, полная невероятных приключений и дальних странствий жизнь. Она была яркой и закончилась в 1996 году: «Калипсо» затонул после столкновения с баржей в Сингапуре. Спустя две недели корабль был поднят со дня и отбуксирован на французскую базу команды Кусто. Все последующие годы корабль тщетно пытались превратить в музей великого исследователя, но идея постоянно натыкалась на различные финансовые и бюрократические препоны.

Подводная лодка Жака Ива Кусто в Монако у океанографического музея. Фото: Commons.wikimedia.org / wrecked

В мире безмолвия

В 1953 году Кусто в соавторстве с Фредериком Дюма издал свою первую книгу — «В мире безмолвия», а три года спустя был снят одноимённый фильм с использованием съёмок подводного мира. Для создания картины понадобилось 25 км плёнки и два года усердной работы. При этом сам фильм длится лишь 86 минут. Вплоть до 2004 года он оставался единственным документальным фильмом, получившим «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.

Но первой «пробой пера» исследователя был фильм «8 метров под водой», который был снят в начале 40-х годов, задолго до появления «Калипсо».

Популярность, которую Кусто приобрёл благодаря первой же книге и фильму, позволила ему расширить горизонты своих возможностей — он был назначен директором Океанографического музея в Монако и построил свой первый батискаф для погружения на морские глубины.

Если главная роль в первом документальном фильме Кусто по праву была отведена «Калипсо», то в центре внимания второй картины, «Мир без солнца», стояли уже подводные исследовательские станции. Второй фильм Кусто в 1965 году был удостоен Оскара. Оскароносной стала и картина «История красной рыбы».

К началу 1980-х годов центральные каналы многих стран мира, в том числе и СССР, показывали фильмы Кусто практически в прайм-тайм. Легендарная «Одиссея команды Кусто» — цикл документальных фильмов о подводном мире — известна на всех континентах Земли.

Наследие

Не имея специального образования и научных степеней, Кусто стал первым исследователем мирового океана. За свои открытия и вклад в науку он был удостоен Ордена Почётного Легиона, ордена Морских заслуг и других не менее громких наград.

Могила Жака-Ива Кусто. Фото: Commons.wikimedia.org / Peter17

В наследство от исследователя остались его многочисленные книги, десятки фильмов, переведённых на многие языки мира. Жак-Ив Кусто увидел дно мирового океана таким, каким его не видел ещё никто. Исследователь был ошеломлён масштабами разрушений морских экосистем. В 1973 году был создан фонд «Команда Кусто», занимающийся океанографическими исследованиями и охраной окружающей среды.

У Кусто было четверо детей от двух жён. Причём дети от второй жены родились ещё в период, когда исследователь состоял в браке со своей первой супругой. После смерти первой жены Кусто вступил в судебную тяжбу со старшим сыном Жаном-Мишелем из-за использования фамилии в коммерческих целях. Суд оказался на стороне родителя и запретил наследнику смешивать свою коммерческую деятельность с научными заслугами отца.

Жак-Ив Кусто умер в 1997 году, спустя год после того, как его «Калипсо» столкнулся с баржей и затонул.